Новый сайт

«Услышать рассерженных горожан»

11 февраля 2015 г.

Интервью газете "Ростов официальный", №7 (1054), от 11 февраля 2015 года

О том, как оценивают работу власти,  будут ли Ростов делить и  может ли появиться  претендент  на роль главы региона  из Киева, мы разговариваем с заместителем губернатора Ростовской области Александром Ищенко.

Ежегодно с 1 февраля по 1 апреля на официальных сайтах  правительства и всех муниципальных образований Ростовской области, включая Ростов,  проводится опрос населения о качестве работы местных органов власти. В этом году оценка осуществляется по трем критериям: качество автомобильных дорог, транспортное обслуживание, предоставление услуг ЖКХ. Итоги будут подведены   экспертной комиссией до 1 мая  и опубликованы на  сайтах.

 Александр Ищенко комментирует:

- Это один блок оценки работы муниципальных властей. Второй – изучение деятельности муниципалитета с выездами на место. Это уже глубинное погружение в проблемы территории. Группа специалистов каждого министерства, каждого ведомства (оценка должна быть комплексная и объективная), оценивает результаты деятельности местной администрации, и вопрос выносит на правительство. Это своего рода аудит исполнительной власти. Иногда руководители передовых территорий получают рекомендации, которые они не хотели бы озвучивать...

- Недавно губернатор на ежегодном собрании Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области»  рассказывал  о ежеквартальном рейтинге. Это входит в систему «аудита»?

- Да, квартальный рейтинг уже  отрабатывается.  Это система ежеквартального мониторинга эффективности местного самоуправления. В  режиме реального времени (квартал – хороший период  времени, когда можно видеть динамику), отслеживается  исполнение и майских указов президента, и целевых показателей, которые заложены в областных государственных  программах. В новых экономических условиях  важно увидеть на территории тенденции  развития.

- Реформа местного самоуправления идёт уже более 10 лет. Когда закончится реформирование? Что ещё  нужно сделать, чтобы  самоуправление стало эффективным?

- Местное  самоуправление  появилось в 1991 году. Оно не успело оформиться, как не стало  Советского  Союза. В 2003 году был  принят закон №131, который мы зовём законом о реформе. С тех пор в этот  закон было внесено более 100 поправок.

В советское время  самоуправление было  встроено в систему государственной власти. Сейчас оно имеет гораздо больше самостоятельности и полномочий.  Но есть проблемы их финансового обеспечения.  Эти проблемы были  всегда – и  в царское время земской реформы, и во времена советов. Главное – найти  баланс полномочий и денег, которые есть в распоряжении муниципалитета. Мы в области сейчас занимаемся тем, чтобы перераспределение полномочий снижало финансовую нагрузку на бюджеты муниципалитетов. Детали пока не буду оглашать, Думаю, что в апреле вынесем эту тему на обсуждение муниципалитетов.

- Весной прошлого года Ростов воспротивился делению города на муниципальные районы (сейчас – только административные) с формированием в каждом своего депутатского корпуса (городская Дума плюс ещё 8 «маленьких дум»).  Будет ли возвращение к этой идее?

- Губернатор всегда внимательно и заинтересованно воспринимает  точку зрения муниципального сообщества. Возможность деления Ростова на муниципальные районы дал новый закон федеральный закон, принятый  в мае прошлого года.  У областной власти были полномочия перейти на эту систему или не переходить. Мы спросили мнение ростовчан – и горожан, и руководителей, и депутатов городской Думы. Проанализировав реакцию, пришли к выводу, что такое разделение проводить сегодня не нужно. Это новация, по которой ещё никто не работал. Мы не можем точно спрогнозировать негативные последствия. Они могли перекрыть  позитивные моменты, которые ожидали получить. Первая реакция была эмоциональная: нет. Но под эти эмоции город сформулировал содержательные аргументы. И мы их услышали. Челябинск перешёл на эту систему. Посмотрим, как наши коллеги работают. На сегодняшний день в правительстве области  планов «делить город» нет.

- В Ростове в октябре сменилась система управления. Теперь у нас глава города – председатель городской Думы и избранный  по конкурсу глава администрации города.  Будет ли опыт Ростова использован при выборах  в муниципальных образованиях, которые ожидаются в марте и сентябре?

- Первым на эту систему перешёл Азов. Азовский опыт был использован в Ростове. А ростовский и азовский опыт будет использован в других муниципалитетах. Организация конкурсной комиссии в Ростове и, допустим, в сельском поселении, - это разные весовые категории, и соответственно, должны быть  разные подходы. Но базовый подход,  - что комиссия должна выявлять знания кандидата в сфере муниципального управления,  его понимание проблематики конкретной территории и знание того, что нужно делать для решения  проблем,  – вот это будет обязательно.

- Уже можно говорить об итогах или выявленных тенденциях перехода на новую систему?

- Институт глав администраций не новый для России. Он применяется в течение последних 20 лет.  Он новый для Ростовской области. За 2-3 месяца сделать серьёзные выводы невозможно. Но первые, точечные выводы есть.  И есть один хороший показатель: обращения жителей в правительство. У нас всегда отмечается  резко повышение  обращений, когда меняются руководители.  Так же произошло  и с Ростовом. Но вот что интересно. По результатам мониторинга двух последних месяцев (декабрь  - январь), количество жалоб, поступивших в правительство области из Ростова, по сравнению с аналогичным периодом снизилось по нескольким направлениям. О чём это говорит? О том, что внутри города заработали механизмы разрешения проблем, которые раньше горожане передавали на областной уровень, не находя в городе поддержки. Но в то же время, не снизилось число обращений по транспортному обслуживанию. И мы знаем, почему: город сам проблему   решить не может. Необходимо участие области в выстраивании транспортной системы Ростова.

Или работа управляющих компаний. Тоже понятно. Многие работают неважно и плохо. Сейчас идёт их лицензирование на областном уровне, и, соответственно, внимание горожан к этим проблемам огромно.   А чисто городские проблемы, как видим по уменьшению числа обращений,  решаются.

Но чего мы не увидели ни в Ростове, ни в Азове. Мы не увидели,  что назначенные по конкурсу главы администраций отгородились от людей. Наоборот: они заинтересованно общаются с горожанами. Им нужен этот диалог, без него они не смогут достичь искомых результатов. Год – два отработают, тогда можно делать выводы.

- Александр Валентинович, мы говорили об оценке работы через интернет-опросы. Не боитесь ли вы шутников, или сплошного негатива, который формируют  одни и те же люди?

- Оценка по Интернету  - это всего лишь одна из форм коммуникаций.  И  она позволят  услышать рассерженных горожан. Если человек доволен, он, как правило,  не будет заходить на сайт.  Заходит  тот, у кого есть вопросы. Мы же знаем, что люди не любят высказывать свою благодарность публично. Не принято у нас. Психология такая. Но это нормально. Как и нормально то, что люди, выставляющие свои оценки в интернете,  дают негативную оценку.   Мы понимаем, что такая оценка не может быть признана репрезентативной. Но это указание на то, что больше всего волнует жителей конкретной территории. И мы, оценивая результаты муниципалитета, будем это учитывать. Если люди жалуются на содержание дорог и не жалуются на озеленение, или освещение, или на количество остановочных павильонов, а власть занимается именно этим, мы говорим: нет, ребята, вы уж смотрите,  у вас -  вот  проблемы. А вы ресурсы тратите совсем на другое.

- В этом году Ростову предстоят, как определяют  политологи, большие выборы: Губернатора и городской Думы. О каких изменениях в законодательстве нужно напомнить ростовским избирателям?

- Всеобщие выборы Губернатора Ростовской области проходили последний раз в 2001 году. С тех пор избирательное законодательство существенно изменилось. Во-первых, на выборах Губернатора кандидат может быть выдвинут только политической партией – самовыдвижение кандидатов не допускается. Во вторых, каждый кандидат должен пройти так называемый «муниципальный фильтр»: представить в поддержку своего выдвижения подписи глав и депутатов представительных органов муниципальных образований, немногим менее 300 подписей за каждого кандидата. В-третьих, каждый кандидат должен представить три кандидатуры на должность своего представителя в Совете Федерации, одна из которых будет назначена в случае его победы на губернаторских выборах.

Несмотря на то, что с момента прошлых выборов депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы прошло всего 5 лет,  изменения есть и здесь.  Выборы городской Думы впервые пройдут по смешанной системе – 30 депутатов, как и ранее, будут избираться по одномандатным округам, и 10 депутатов – по спискам, выдвигаемым политическими партиями.

На вопрос, какое количество кандидатов на должность губернатора ожидается, Александр Ищенко напомнил, что у нас зарегистрировано большее 50-ти партий, и принимать участие могут все. «Я думаю, то желающих будет очень много. Реальных претендентов  – мало. Варягов тоже  исключать  нельзя». Но на последний вопрос о возможности появления  кандидата  из Киева  ответил: «Это больше похоже на анекдот».

Ольга Космынина


Размещен:Размещено:
16.02.2015 15:38:22|
Изменено:
16.02.2015 15:38:53|
Количество просмотров:
51

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика