«О реализации мероприятий по снижению смертности в Ростовской области»

19 августа 2015 г.

Заседание Правительства Ростовской области

Доклад Т.Ю.Быковской, министр здравоохранения Ростовской области

Одним из основных критериев оценки социально-экономической эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления является показатель смертности населения, который характеризует не только и не столько состояние здравоохранения, а в большей степени социально-экономическое положение в обществе в целом. 

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в майских указах 2012 года четко обозначена задача по снижению смертности населения страны. В рамках реализации Поручений Президента разработана региональная «дорожная карта» развития здравоохранения области, которая предусматривает поэтапное снижение показателя смертности (общей и по основным видам причин) в среднесрочном периоде. Дорожная карта принята Постановлением Правительства Ростовской области от 28.02.2013года №106 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ростовской области». Демографические показатели являются оценочными так же при реализации государственной программы развития здравоохранения Ростовской области, принятой Постановлением Правительства области от 25.09.2013 года № 593 «Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения».

Кроме того, в декабре прошлого года в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию Президентом также поставлена задача снижения смертности от основных заболеваний, а 2015 год назван годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями - основной причины смертности населения, как в  России, так и Ростовской области.

Показатели смертности

наименование показателя

2014год

2015год

план

2015год

факт 6 месяцев

Общая смертность

(на 1000 населения)

14,1

13,8

14,46

Смертность от туберкулеза

17,5

21,5

16,0

Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 000 населения)

601,7

753,4

651,9

Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 000 населения)

179,9

197,0

166,2

Смертность  от ДТП

(на 100 000 населения)

9,3

10,3

5,5

 

В 2014 году усилия медиков были направлены на снижение показателей смертности от, так называемых, управляемых причин (сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, младенческой смертности, туберкулеза и др.). С этой задачей мы справились самостоятельно. Нам удалось достичь целевых показателей, а по большинству позиций значительно их перевыполнить.

Этого медики добились благодаря работе по следующим направлениям:

- контроль за соблюдением порядков и стандартов оказания медицинской помощи;

- оснащение медицинских организаций муниципального и областного уровня современным оборудованием в рамках проведенной Областной долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011-2013 годы», а также в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения"  по направлениям онкология, туберкулез и сосудистые заболевания;

- следствием проводимой с 2013 года диспансеризации определенных групп взрослого населния, стал рост первичной заболеваемости населения области. Это хороший знак. Он говорит о том, что увеличилась выявляемость заболеваний у населения, в том числе на ранних стадиях, что должно привести к раннему началу лечения заболеваний и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

- жесткий контроль за реализацией мероприятий по охране материнства и детства:

Но как бы долго мы не говорили о снижении смертности, данный показатель нельзя рассматривать в отрыве от остальных демографических показателей, характеризующих естественное движение населения. На слайде представлены демографические показатели области за последние 10 лет. Они имеют четкую положительную динамику по снижению показателей смертности. В тоже время сохраняется естественная убыль населения, с которой силой только медиков справиться невозможно.

По данным Росстата в Ростовской области за 6 месяцев 2015 года родилось 24093 ребенка, за аналогичный период 2014 года - 24010 детей. Развитию положительной динамики рождаемости в области способствовали ряд медицинских мероприятий:

1) Реализация комплекса мер по профилактике невынашивания беременности, что позволяет сохранять низкий процент преждевременных родов (5,8% - в первом полугодии 2015 года)

2) Наблюдение и родоразрешение беременных женщин высокой группы риска в учреждениях III группы (в 2015 году - 91 % от общего количества беременных высокой степени риска наблюдались и родоразрешены в специализированных акушерских стационарах III группы).

3) Увеличение объемов высокотехнологичной помощи с применением вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) за счет средств ОМС. За 6 месяцев 2015 года проведено более 300 процедур ЭКО, беременность наступила у 114 женщин.

4) Мероприятия, направленные на профилактику и снижение числа абортов, такие как обязательное доабортное консультирование пациенток, обратившихся для прерывания беременности, и консультирование беременных, находящихся в трудной жизненной ситуации, не только акушерами-гинекологами, но и медицинскими психологами. По предварительным данным за 6 месяцев 2015 года произведено 3100 медицинских абортов по желанию, что на 27,1% меньше чем за аналогичный период 2014 года. Проконсультировано 3325 женщин, обратившихся для прерывания беременности, удалось сохранить 721 жизней.

Таким образом, за счет современных технологий профилактики невынашивания беременности, экстракорпорального оплодотворения, предабортного консультирования в первом полугодии 2015 года удалось сохранить беременность у 835 женщин и возможно ожидать рождение такого же числа новых жителей области.

Влияние медиков не безгранично и мы можем повлиять на показатели смертности от управляемых причин в дальнейшем по следующим направлениям:

- выполнение заданий по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Уже который год высокотехнологичная медицинская помощь стала доступной жителям Дона. Ежегодно увеличивается объем квот и профилей данной помощи, как в лечебных учреждениях области, так и за ее пределами. Однако, складывается впечатление, что не всем территориям это необходимо. Например: Еголыкский район направил на лечение по ВМП за 6 месяцев 2015 года - 26 человек,  Цимлянский район только - 12, а Волгодонской район вообще только 9 человек. Или, также сравнимые по численности районы, Мясниковский направил - 46 человек, а Морозовский район только 10. В чем причина? На мой взгляд только в информировании населения и заинтересованности врачей.

- проведена активная работа по сохранению доступности медицинской помощи жителям отдаленных сельских территорий.  Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению направлено на сохранение ФАПов, врачебных амбулаторий, расширение выездной работы врачебных бригад областных и межтерриториальных медицинских организаций, в том числе и для проведения профилактической работы.   

Еще одним напрвлением для своевременности оказания медицинской помощи должно стать развитие домовых хозяйств в отдаленных населенных пунктах.

Однако, показатель общей смертности, который включает в себя все причины смерти, не снижен и наглядно демонстрирует, что не все могут медики.

Показатель смертности это результат совместной работы медицинского сообщества с муниципальными образованиями. Необходимы консолидированные усилия всех заинтересованных структур. Там, где есть понимание существующих проблем, есть нормальное взаимодействие между заинтересоваными сторонами и должный контроль со стороны администрации, и лично главы, а главное, где есть желание решать поставленные задачи, там и показатели работы говорят сами за себя. Конечно, в достигнутый областной показатель свой вклад внесли все муниципальные образования. Есть лидеры, где показатель значительно ниже запланированого.

Однако, к сожалению, были и такие, кто не смог достичь запланированный на 2014 год своей же муниципальной «дорожной картой». И в первом полугодии 2015 года, несмотря ни на что, в ряде муниципальных образований идет невыполнение показателей.

Проанализируем основные показатели «дорожной карты» в разрезе муниципальных образований.

1. Показатель общей смертности (план -13,8/ факт 14,46 на 1000 населения).

Только в 8 территориях, представленных на слайде,  показатель равен или ниже запланированого (Дубовский 12,4, Мясниковский-11,3, Орловский-12,74, Пролетарский-13,34, Ремонтненский-11,54, г. Азов -13,36, г. Батайск -11,87, г.Новочеркасск-14,23).

В 47 территориях показатель общей смертности превышает запланированный показатель. В 11 территориях показатель  превышает запланированный показатель более, чем на 20% (Белокалитвинский 16,8/20,27, Боковский 13,8/17,1, Верхнедонской 16,8/19,67, Егорлыкский 13,3/16,72, Каменский 14,8/18,7, Матвеево-Курганский 15,5/18,72, Милютинский 14,5/19,2, Р-Несветаевский 14,1/17,02, г.Гуково 13,8/17,66, г.Зверево 13,8/18,49, г.Каменск-Шахтинский 13,8/15,97).

2. Показатель смертности от туберкулеза (план 21,5/ факт-16,0 на 100 000 населения)

В целом показатель по итогам 6 месяцев 2015 года имеет положительную тенденцию к снижению. В 29 территориях показатель смертности от туберкулеза ниже запланированного. Наиболее значимое снижение отмечается в территориях, указанных на слайде:  Верхнедонской -0, Веселовский -7,86, Егорлыкский -0, Октябрьский-5,63, Советский-0, Тацинский-5,59, Уст-Донецкий-6,25, г. Волгодонск -7,12.

В 26 территориях  превышен показатель смертности от туберкулеза по сравнению с запланированным, наиболее значимо в территориях, указанных на слайде: Боковский-6,6/14,13, Дубовский-4,4/27,34, Заветинский-5,7/23,97, Кагальницкий-17,7/27,64, Мартыновский-13/23,12, Песчанокопский-6,4/20,69, Пролетарский-21,5/40,08, Ремонтненский-5/21,98,  г.Таганрог-13/20,73.

3. Смертность от болезней системы кровообращения (план-753,4/ факт- 651,9 на 100 000 населения).

Несмотря на положительную тенденцию к снижению показателя в 43 муниципальных образованиях, в 12 территориях показатель превышает запланированный показатель: Азовский 680/717,94, Волгодонский 755,8/797,02, Красносулинский 800/813,28, Мартыновский 590,1/664,72, Миллеровский 756/843,01, Неклиновский 836/848,14, Тарасовский 753,4/915,3, Цимлянский 665/812,81, г.Волгодонск 590/630,39, г.Гуково 753,4/838,32, г.Донецк 805,5/835,58, г.Зверево 853,4/938,2.

Это связано с одной стороны с измнением наступления возраста «старость» с 2015 года – от 81 года и старше при кодировке причин смерти, с другой стороны недостаточной работой первичного звена здравоохранения по диспансерному наблюдению данной категории пациентов, и использованием не в полной мере возможностей оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

4. Смертность от новообразований, в т.ч. от  злокачественных (план- 197,0/ факт-166,2 на 100 000 населения)

В 45 муниципальных образованиях показатель смертности от новообразований, в т.ч. злокачественных за отчетный период ниже запланированных цифр. Наиболее значительное снижение удалось добиться следующим территориям: Верхнедонской 172,3/96,7, Веселовский 174,5/94,32, Дубовский 92,1/90,99, Кагальницкий 183/41,51, Кашарский 197/92,58, Константиновский 176,9/94,39, Куйбышевский 152/42,98, Морозовский 188/55,0.

Однако, в 10 муниципальных образованиях  показатель превышает запланированные значения: Азовский 145/209,62,  Заветинский 131/168,33, Зерноградский 180,24/197,61, Мартыновский 165/190,46, Семикаракорский 157/184,0,  Цимлянский район 184/221,12, г.Волгодонск 179,5/204,14, г.Зверево 197/225,45, г.Ростов-на-Дону 146,8/156,73,  г.Таганрог 210/216,12.

5. Смертность от ДТП (план-10,3, факт -5,5 на 100 000 населения)

Не зарегистрированна смерть при ДТП в Волгодонском, Зимовниковском, М-Курганском, Милютинском, Мясниковском, Р-Несветаевском, Советском, Цимлянском, Шолоховском  районах.

Следует отметить снижение показателя смертности от ДТП по сравнению с запланированным в 26 территориях. Наиболее заначимо снижение прослеживается в 8 муниципальных образованиях: в Красносулинском 18,5/7,77, Морозовском -12,3/5,01, Неклиновском -8,2/4,7, Орловском районе- 19,8/5,14, г.Гуково -10,3/3,09, г.Новошахтинск-15,3/5,54, г.Ростов-на-Дону- 10,3/5,08, г.Шахты – 11/4,26.

Мы надеемся, что снижение показателей в данных муниципальных образованиях носят не случайный характер, а связаны с работой межведомственных комиссий по безопасности дорожного движения.

Но в 20 территориях показатель смертности от ДТП превышен по сравнению с запланированным, наиболее значительно в 8 представленных на слайде территориях: Аксайский 13,6/24,69, Верхнедонской 10,3/21,49, Заветинский 5,8/11,99, Кагальницкий 12/27,64, Мартыновский 12,5/28,9, Обливский 10,2/33,58, Ремонтненский 10,3/21,98, Тарасовский 10,3/21,12.

Анализ показателя общей смертности по Ростовской области выявил, что абсолютные показатели числа умерших в 1 полугодии 2014 (29980 человек) и 2015 (30397 человек)  годов в целом сопоставимы между собой (разница 417 человек). Что же получается? От контролируемых и управляемых основных причин смерти умирают меньше в относительном выражении, а абсолютное число умерших практически не меняеется. В то же время мы отмечаем устойчивую тенденцию к превышению числа умерших  от заболеваний органов  дыхания, старости и неуточненных заболеваний. И совершенно недопустимое, на наш взгляд, увеличение смертности от болезней органов кровобращения.

Получается, что достижение целевых показателей демографии в относительных величинах по управляемым причинам не ведет к снижению числа умерших в абсолютных цифрах.

Это лишний раз подтвержает необходимость совместных усилий всех заитересованных структур и ведомств за сохранение каждой человеческой жизни. В тоже время, анализ муниципальных планов по снижению смертности выявил, что главы переложили ответственность по реализации мероприятий по снижению смертности на главных врачей медицинских организаций. Хотя, на наш взгляд, ответственным лицом должен быть как минимум заместитель главы администрации по социальным вопросам, а лучше всего сам глава. 

О необходимости сохранения каждой жизни в январе 2015 года в Правительстве России говорила Главам субъектов Российской Федерации Заместитель Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец.

Ею  были поставлены четкие задачи по снижению общей смертности и смертности по основным классам причин в абсолютных числах для каждого субъекта. Ростовская область в 2015 году должна добиться снижения общей смертности на 2720 человек, из них снижение младенческой смертности –на 60 человек, смертности от новообразований – на 600 человек, болезней системы кровообразения –на 1000 человек, органов дыхания – на 500 человек, орагнов пищеварения  - на 400 человек, туберкулеза  - на 60 человек, снижением смерти от транспортных травм – на 100 человек.

При этом была поставлена задача роста рождаемости на 1100 человек, в том числе за счет сокращения числа абортов – на 500 человек, профилактики невынашивания плода - на 600 человек.

Такая задача не может быть выполнена только силами здравоохранения. Необходимо слаженная работа в данном направлении всех заинтересованных структур.

Во исполнение этого поручения в феврале 2015 года был разработан и утвержден Заместителем Губернатора Ростовской области С.Б.Бондаревым  межведомственный «План  мероприятий, направленный на снижение смерности в Ростовской области в 2015-2018гг». На основании которого были разработаны и утвеждены Планы в каждом муниципальном образовании с числом сохраненных жизней по всем основным причинам смерти, которые прошли согласование в минздраве области. Кроме того, Постановлением Правительсва области от 23.07.2015 №476 была создана междведомственная комиссия по реализации мер, направленных на снижение смертности населения области. Рекомендовано анадогичные комиссии создать в муниципальных  образованиях. Считаем необходимым, что для достижения поставленных перед областью задач, возглавить их должны главы муниципальных образований.

Итак, основными направлениями для реализации поставленных перед нами задач считаем:

1. Обеспечить работу межведомственных комиссий по реализации мер направленных на снижение смертности в муниципальных образованиях. Особое внимание уделить немедицинской составляющей причин смерти.

а) снижение смерти детей в возрасте от 0 до 17 лет.

Без помощи других ведомств медики никак не смогут повлиять на смерть детей по вине родителей. Например: только за 1 полугодие 2015 года из окон многоэтажных домов выпало 7 детей со смертельных исходом, а еще если прибавить утопления и отравления различными веществами, получается значительное число.

б) Снижение  количества смертей при ДТП.

Только на федеральной автотрассе М-4 «Дон» за 1-е полугодие 2015 года погибло в ДТП - 38 чел. Число погибших в ДТП в субъекте в целом за отчетный период  составило  273 человек, в том числе 9 детей. Для сравнения -  за этот же период 2014 года - 336 человек, в том числе 4 детей. Снижение в текущем году на 23%.

При этом 199 человек или 72,8% погибли на месте происшествия до приезда скорой медицинской помощи, в том числе 9 детей. Для сравнения за 6 месяцев ­в 2014 года – 242 человека или 72%, из них 2 детей. Это свидетельствует о получении пострадавшими тяжелых сочетанных  травм не совместимых с жизнью.

63 пострадавших при ДТП в дальнейшем умерли в медицинских организациях области, при этом 60 чел. или 95,2 % умерли в первые 7 суток. За тот же период 2014 года в лечебных учреждениях области умерло  80 пострадавших в ДТП, в том числе 2 детей,  и 76 человек или  95% умерли в первые 7 суток. Анализ причин смерти пострадавших, умерших в медицинских организациях в первые семь суток после получения травм, выявил наличие тяжелых сочетанных травм практически несовместимых с жизнью.

2.Усилить контроль  за эффективностью использования закупленного медицинского оборудования.

Проводимы министерством здравоохранения области мониторинг показывает, что часто оборудование не используется по причине отсутсвия специалиста или отсуствием расходных материалов, обеспечивающих его работу.

3. Необходимо обеспечить контроль за работой первичного звена медицинских учреждений, проводимой диспансеризации и диспансерного наблюдения  взрослого и детского населения.

Особое внимание, на наш взгляд, необходимо обратить на сохранение жизни трудоспособного населения, обеспечив возможность данной категории прохождения диспансеризации и профилактических осмотров.

Стимулировать раннее выявление врачами факторов риска развития заболеваний или ранних  проявлений заболеваний с целью своевременного начала профилактических  или лечебных мероприятий.

Использование в полной мере возможности иммунопрофилактики для снижения заболеваемости и возможных осложений хронических заболеваний в первую очередь в группах риска (дети, пожилые, беременные).

4. Рассмотреть вопрос организации социального такси для доставки пациентов  в медицинские организации, межрайонные центры и областные больницы.

Консолидация всех наших усилий по снижению заболеваемости  и смертности будут бесполезны, если у человека не будет возможности своевременно обратиться за медицинской помощью. Есть 2 пути решения этой проблемы. Первый- это выездная работа врачебных бригад муниципальных и областных учреждений, что осуществляется в соответствии с приказом министерства здравоохранения области. Второй – обеспечение транспортной доступности, особенно из отдаленных сельских населенных пунктах, лечебных учреждений, будь то ФАПы, врачебные амбулатории, центральные районные или городские больницы, областные учреждения здравоохранения.

Скачать в формате .doc

Программы для просмотра скачанного файла

Смотри также:

Материалы заседания Правительства Ростовской области от 19.08.2015


Размещен:Размещено:
19.08.2015 16:38:41
|
Количество просмотров:
22

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации