Новый сайт

Бюджет 2016 года станет «бюджетом ответственности»

19 января 2016 г.

Интервью заместителя губернатора - министра финансов Ростовской области "Городскому агентству новостей"

Министр финансов Ростовской области Лилия Федотова показывает многостраничную стопку бумаг на столе: «Бюджет на 2016 год состоит из более чем 1600 страниц, и он полностью прозрачен. Никаких секретов, никаких заначек, никаких расходов, которые нельзя было бы не увидеть!» — с гордостью говорит она. О бюджете Ростовской области на 2016 год Лилия Федотова рассказала в интервью редактору donnews.ru Марине Поюровой.

— В федеральном бюджете очень большая доля закрытых статей, которые даже не обсуждаются с депутатами Госдумы. В регионе есть статьи, на которые наложен гриф секретности?

— В бюджетном законодательстве не предусмотрено наличие в региональных бюджетах секретных статей расходов, они могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

— Бюджет 2015 года претерпевал ряд изменений, в течение года будет меняться и нынешний бюджет. Но чтобы понять, какие изменения произошли, мы взяли стартовые цифры бюджетов 2015 и 2016 годов, сравнили их, и получилось, что, например, на 7% сокращены расходы на образование.

— В 2015 году мы стартовали с суммой на образование в 35,7 млрд рублей, а сейчас предусмотрен 33,2 млрд рублей. В суммарном выражении это, конечно, минус 2,5 млрд рублей, но он возник потому, что в 2015 году 3,6 млрд рублей было заложено на строительство новых детских садов. А в 2016 году мы завершаем стройки, и на это запланировано только 1,3 млрд рублей. Кроме того, детские дома переведены в учреждения социального обслуживания. Таким образом, в целом расходы на образование без учета строительства не сократились, а увеличились на так называемую «новую сеть» по дошкольному образованию.

— Правильно ли я понимаю, что в бюджете образования сокращены лишь средства, которые в прошлые годы шли на строительство детских садов?

— Перед нами стояла задача обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, и она завершена. Теперь финансового обеспечения требуют созданные дошкольные места.

Следующим шагом в образовании будет программа, разработанная на федеральном уровне, — это создание дополнительных мест в общеобразовательных учреждениях. Эта программа нацелена на обеспечение обучения в одну смену, а также на перевод учащихся в новые здания из зданий с износом 50 процентов и выше. Конечно же, на это будут выделяться средства из федерального бюджета.

— Сокращение по государственной программе развития физической культуры составило 31%.

— Да, действительно, сокращение произошло, и оно связано с завершением работ по проектированию стадиона «Ростов-Арена» и инженерной подготовки участка под строительство стадиона.

— Но в Ростовской области катастрофически не хватает стадионов. Наши спортсмены в один голос кричат, что нет тренировочных баз, и уезжают выступать за другие регионы. Им негде тренироваться. Если теперь деньги не нужны на проектирование стадиона, можно же их направить на строительство других стадионов?

— В настоящее время перед областью стоит задача по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года, в связи с чем планируется начать реконструкцию тренировочных площадок на стадионе «Локомотив» в Ростове-на-Дону, «Стадион Торпедо» в Таганроге и «Спортивный комплекс им. Э.П.Лакомова» в Азове. Будет завершена разработка проектно-сметной документации на строительство ливневого коллектора и очистных сооружений ливневых стоков от футбольного стадиона в левобережной зоне.

Однако не следует забывать, что кроме строительства спортивных объектов необходимо же обеспечить и наличие современных автомобильных дорог к этим объектам, инженерно-транспортной инфраструктуры аэропортового комплекса «Южный», преобразить центральную часть города. И на все это в областном бюджете предусмотрены средства.

— Сокращаются и средства на госпрограмму «Доступная среда», которая призвана создать комфортные условия для людей с ограниченными возможностями. Минус 14,7%.

— Несмотря на это на реализацию госпрограммы средства запланированы в полном объёме потребности.

— И ещё один масштабный блок касается окружающей среды. В программе тоже идёт минус почти 27%.

— Сокращение расходов связано тем, что в бюджет 2016 года включены средства федеральной поддержки в меньшем объёме, нежели в 2015 году. Федеральные средства на предоставление субвенций на осуществление полномочий в области лесных отношений сократились более чем на 20 млн рублей, в области водных отношений — на 5,8 млн рублей. Кроме этого, в 2016 году не предусмотрена поддержка фонда содействия реформированию ЖКХ на реализацию мероприятий по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращений с твёрдыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований. В 2015 году объём фонда, предусмотренный первоначальным бюджетом, составлял 253,5 млн рублей.

— Значительное увеличение мы видим в сельском хозяйстве – 45%. На что пойдёт эта добавка?

— Такой рост связан с включением в бюджет 2016 года средств федеральной поддержки в большем объёме по сравнению с 2015 годом. Федеральные средства выросли более чем на 1,2 млрд рублей.

Эти средства будут направлены на возмещение затрат сельхозтоваропроизводителей, занимающихся растениеводством и животноводством.

— Как будут обстоять дела с социальной поддержкой граждан?

— На социальную поддержку граждан с учётом расходов на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в 2015 году было направлено 27,8 млрд рублей, в бюджете 2016 года — уже 29,5 млрд рублей.

Все принятые обязательства по реализации мер социальной поддержки граждан Ростовской области проиндексированы исходя из определённого законом об областном бюджете уровня инфляции на 6,4 процента. Исключением является региональный материнский капитал, который не индексируется в 2016 году, а сохраняется на уровне 2015 года, также, как и материнский капитал, предусмотренный федеральным законодательством. Региональный материнский капитал составляет более 117 тысяч рублей.

С 1 января 2016 года будут заменены натуральные льготы в виде бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта ежемесячными денежными выплатами. При этом все льготные категории сохранены.

Произошли изменения и в предоставлении жилищной субсидии. Будут отменены декларированные доходы. Если человек, претендуя на жилищную субсидию, не сможет предоставить справку с места работы о своих доходах, то он не сможет претендовать на жилищную субсидию.

Также начата работа, связанная с задачей, поставленной президентом России в своем послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года о необходимости поддержания людей с низкими доходами, наиболее уязвимых категорий граждан, перехода наконец к справедливому принципу оказания социальной помощи, когда её получают те, кто в ней действительно нуждается.

Выполняя эту задачу, при формировании бюджета на 2016 год мы исходили из необходимости сосредоточения ресурсов на поддержке наиболее уязвимых слоев населения и развитии человеческого капитала.

Сегодня в Ростовской области гражданам предоставляются беспрецедентные меры социальной поддержки. В 2016 году будет проводиться политика эффективной социальной помощи – бюджетные средства должны получать действительно только нуждающиеся граждане и именно по принципу адресности.

Если посмотреть меры поддержки, которые действуют на уровне Федерации и на региональном уровне, то нам нужно ещё пристальней подойти к этому вопросу… Потому что помощь получают и те люди, которые не испытывают острой необходимости в ней.

— Что это за категории граждан, по вашему мнению?

— С 2016 года изменятся условия для присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ростовской области». Так, областные награды и знаки отличия будут давать право, при соблюдении других условий, только на присвоения звания «Ветеран труда Ростовской области». Для получения этого звания на 5 лет снижен стаж работы. Дополнительным условием для получения мер социальной поддержки указанными льготными категориями граждан является прекращение ими трудовой деятельности.

Ещё один пример — родители, которые водят детей в детский сад. Это категория граждан, которая получает от 20% до 70% от уплаченной суммы за содержание ребёнка в детском саду. Им возвращается эта сумма на счёт. Вне зависимости от своего материального положения, они просто по своему заявлению получают компенсацию платы за ребёнка. Федеральным законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

Критерий должен быть один — нуждаемость человека.

— А как мы определяем этот критерий нуждаемости?

— В соответствии с федеральным законодательством методическое обеспечение оценки нуждаемости и установления критериев нуждаемости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. На сегодняшний день этот критерий ещё не определён на федеральном уровне.

— Хорошо, давайте поговорим о долге Ростовской области. Для чего в принципе область берёт кредиты?

— Как установлено бюджетным законодательством заёмные средства могут привлекаться для финансирования дефицита и (или) погашения долговых обязательств.

Областной бюджет на 2016 год сформирован с дефицитом в размере 10,4 млрд рублей или 10%.

Программой государственных внутренних заимствований на 2016 год предусмотрено привлечение банковских и бюджетных кредитов в объёме 17,5 млрд рублей, а также погашение взятых в прошлые годы коммерческих кредитов сумме 7,2 млрд рублей.

Таким образом, привлекаемые кредитные ресурсы будут направлены на цели, установленные Бюджетным кодексом России. То есть, на расходы прежде всего инвестиционного характера и погашение кредитных обязательств, по которым наступают сроки возврата. В целом государственный долг Ростовской области на 1 января 2017 года составит 51,3 млрд рублей или 49,4% от норматива и будет находиться на безопасном уровне.

Для сравнения, Краснодарский край, планируя государственный долг на конец 2016 года в сумме 143,7 млрд. рублей или 83,5% и профицитный бюджет, прогнозирует привлечение кредитов в объеме 14,9 млрд рублей только на погашение ранее взятых долгов.

— Мой последний вопрос — о шоковом сценарии для российской экономики. Процитирую председателя Центробанка России Эльвиру Набиуллину. «В наших расчётах, которые мы делаем в рамках рискового сценария, мы берём цену на нефть около 35 долларов за баррель. Что касается ВВП — то это будет где-то 2-3% падение, и инфляция будет чуть выше — около 7%, на наш взгляд».

Шоковый сценарий уже наступил, что ожидает Ростовскую область?

— Бюджет Ростовской области не зависит от нефтегазовых доходов. Вклад остальных экономических отраслей в формирование бюджета возрастает, об этом свидетельствует рост поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Ростовская область является крупнейшим центром многоотраслевой промышленности и развитого сельского хозяйства на юге страны. Экономика региона имеет запас прочности.

Так, например, несмотря на новую сложную экономическую ситуацию, высокую волатильность на сырьевых и валютных рынках, в 2015 году собственные доходы областного бюджета выросли по сравнению с 2014 годом более чем на 8%. То есть, экономика работает и соответственно областная казна пополняется доходами.

Марина Поюрова

Постоянный адрес интервью - http://www.donnews.ru/Byudzhet-2016-goda-stanet-byudzhetom-otvetstvennosti_284


Размещен:Размещено:
20.01.2016 18:12:16|
Изменено:
29.03.2017 10:18:03|
Количество просмотров:
61

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика