В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 270 «О порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ» Правительство Ростовской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить отчет о реализации Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 30.11.2009 № 633, за 2011 год согласно приложению.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (Василенко В.Н.) в срок до 1 июля 2012 г. подготовить правовые акты о разработке и утверждении областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2015 – 2020 годы.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области – министра сельского хозяйства и продовольствия Василенко В.Н.
Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев
Постановление вносит министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
Приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 17.05.2012 № 421
ОТЧЕТ
о реализации Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы за 2011 год
I. Основные результаты
В 2011 году на реализацию мероприятий Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы (далее – Программа) в 2011 году было предусмотрено 6 116 233,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 4 505 652,3 тыс. рублей, областного бюджета – 1 610 580,7 тыс. рублей. Уточненный план ассигнований составил 6 220 738,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 4 609 625,1 тыс. рублей, областного бюджета – 1 611 113,6 тыс. рублей.
Фактический объем финансирования составил 6 201 683,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 4 597 075,9, областного – 1 604 608,0 тыс. рублей. Процент освоения доведенных бюджетных средств составил 99,7 процента, в том числе федеральный бюджет – 99,7 процента, областной – 99,6 процента.
Не освоено в полном объеме 14 453,6 тыс. рублей по причинам действий хозяйствующих субъектов (несоответствие условиям предоставления поддержки, отсутствие заявок, досрочное погашение обязательств, расторжение муниципальных контрактов) по следующим направлениям:
субсидии на возмещение затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления – 22,3 тыс. рублей;
субсидии на возмещение затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления – 11,9 тыс. рублей;
субсидии на возмещение затрат на приобретение и доставку фосфогипса для проведения химической мелиорации солонцовых земель и мелиоративную вспашку солонцов – 441,9 тыс. рублей;
субсидии на возмещение затрат на приобретение элитных семян – 12 236,3 тыс. рублей;
субсидии на обеспечение жильем граждан и молодых специалистов – 237,5 тыс. рублей;
субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам до 1 года – 539,8 тыс. рублей;
финансирование развития водоснабжения – 831,5 тыс. рублей;
финансирование развития газоснабжения – 132,4 тыс. рублей.
Сложилась экономия в результате проведения торгов в сумме 13,6 тыс. рублей по закупке оборудования и препаратов для ветеринарных нужд.
Не освоено 4 585,4 тыс. рублей по причине несоблюдения уровня софинансирования средств федерального бюджета и позднего срока поступления федеральных средств по следующим направлениям:
субсидии на возмещение затрат на приобретение средств химизации российского производства – 9,8 тыс. рублей;
субсидии на возмещение затрат по страхованию урожая – 2 186,4 тыс. рублей;
субсидии на возмещение затрат на оформление в собственность используемых земельных участков – 2 389,2 тыс. рублей.
Реализация мероприятий привела к следующим результатам.
Продукции сельского хозяйства произведено на 163,8 млрд. рублей – темп роста по сравнению с 2010 годом составил 115,8 процента, что выше запланированного в Программе на 8,9 процентных пункта.
Собран урожай выше уровня 2010 года. Производство зерновых увеличилось на 15,8 процента, масличных – на 20,8 процента, овощей – на 30 процентов.
По производству мяса и молока область занимает 5-е место в Российской Федерации и 2-е в Южном федеральном округе, по производству яиц – 2-е место в Российской Федерации и 1-е в Южном федеральном округе.
Область выходит в лидеры по производству мяса птицы в России. Общий объем производства составляет 179,1 тыс. тонн. Это выше плана на 16,1 процента.
В 2011 году введены в эксплуатацию 5 инвестиционных объектов, в том числе 3 – в сфере животноводства (2 по птицеводству и 1 по свиноводству):
2-я очередь комплекса по выращиванию бройлеров ООО «Птицефабрика Задонская» холдинговой компании Оптифуд с объемом инвестиций 1,1 млрд. рублей;
промышленный комплекс по производству инкубационного яйца индейки ООО «Урсдон» с объемом инвестиций 2,1 млрд. рублей;
свиноводческий комплекс ООО «Русская свинина, Миллерово» мощностью 106 тыс. голов в год с объемом инвестиций 2,6 млрд. рублей.
В целом в агропромышленный комплекс привлечено инвестиций в объеме 14,8 млрд. рублей.
Кроме того, в 2011 году начата реализация 13 новых инвестиционных проектов в сфере сельхозпроизводства и переработки со сроками реализации в 2013 – 2015 годах с общим объемом инвестиций порядка 51 млрд. рублей.
Создана система обеспечения сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами в форме некоммерческого партнерства «Аграрный рынок».
По итогам первого года реализации проекта достигнуты следующие показатели эффективности:
заготовлено 6,9 тыс. тонн мяса (2 процента от общего объема производства мяса в области), что на 2,2 тыс. тонн больше уровня 2010 года, 5,5 тыс. тонн овощной продукции (1,4 процента от объема выращенных населением области овощей);
перечислено налогов в бюджеты всех уровней в сумме 5656,2 тыс. рублей, в том числе в консолидированный бюджет области – 2579,5 тыс. рублей, что на 43 процента и 33 процента выше уровня 2010 года соответственно;
сохранено 93 рабочих места и создано 17 новых рабочих мест.
Возросли налоговые отчисления сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса (далее – АПК) в сравнении с 2010 годом. В консолидированный бюджет области поступило 1,7 млрд. рублей, что на 21,4 процента больше уровня 2010 года. На каждый вложенный рубль государственной поддержки за счет средств областного бюджета приходится 1,5 рубля налоговых поступлений.
В целом из 9 показателей, характеризующих эффективность реализации Программы, не выполнены 2. Это – индексы физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака.
Индекс физического объема инвестиций меньше запланированного показателя на 15,1 процентного пункта. Показатель не выполнен в результате того, что на 2011 год пришлось завершение 5 инвестпроектов и начата реализация 13 крупных проектов. На начальном этапе реализации проектов осуществляются затраты по выделению земельных участков, заключению договоров на проектно-изыскательские работы, проектно-сметную документацию в основном за счет собственных средств. Основные же капиталоемкие работы проводятся за счет заемных источников. Сумма кредитных средств будет привлечена инвесторами в конце 2012-го – начале 2013 годов, что положительно повлияет на рост целевого показателя в обозначенный период.
Неоднозначная ситуация с выполнением индекса производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака. В формировании показателя участвуют не только предприятия, производящие пищевые продукты, но и организации алкогольной отрасли (98 процентов), мероприятия Программы на которых не распространяются. Кроме того, в 2011 году значительно выросли объемы производства более дешевой продукции, такой как мясо птицы, культуры зерновые для завтрака, кондитерские изделия.
Эффективность реализации подпрограмм и направлений Программы характеризуют 75 целевых показателей. По итогам 2011 года выполнено 56 показателей (74,6 процента), 4 выполнены на 98 процентов, 11 не выполнены.
Из 6 подпрограмм, направленных на развитие животноводства, эффективно реализованы 2 – подпрограмма «Развитие птицеводства в Ростовской области на 2010 – 2014 годы» и подпрограмма «Развитие овцеводства в Ростовской области на 2010 – 2014 годы».
На реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие молочного скотоводства в Ростовской области на 2010 – 2014 годы» направлено 520 007,6 тыс. рублей средств федерального и областного бюджетов. Из 6 целевых показателей полностью выполнены 3 показателя:
удельный вес племенного поголовья в общем поголовье крупного рогатого скота молочного направления в сельскохозяйственных организациях;
приобретение племенного молодняка молочного направления;
выход телят на 100 маток.
По 2 показателям процент выполнения составляет свыше 90 процентов:
валовое производство молока – 99,6 процента;
удой на корову в год во всех категориях хозяйств – 98,6 процента.
На выполнение данных показателей повлияло снижение продуктивности коров в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, соответственно, на 193 кг на 1 голову и 599 кг.
Не выполнен показатель по объемам реализации племенного молодняка молочного направления – (33,1 процента) в результате того, что субсидии, предоставляемые в рамках подпрограммы, напрямую влияют на выполнение следующих показателей:
валовое производство молока;
удельный вес племенного поголовья в общем поголовье крупного рогатого скота молочного направления в сельскохозяйственных организациях;
приобретение племенного молодняка молочного направления.
Учитывая объем субсидий, влияющих на производство молока, большую эффективность продемонстрировали мероприятия по возмещению затрат на закупку кормов. В результате было дополнительно учтено поголовье коров в личных подсобных хозяйствах, рост составил 7,8 процента. Соответственно последовал рост производства молока. Но для сохранения данной динамики необходимо, чтобы поддержка носила систематический характер.
Поддержкой по возмещению затрат за произведенное молоко в 2011 году воспользовались 11 сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате специфики расходования средств по экономически значимым региональным программам и условий расходования средств областного бюджета на эти цели. Кроме того, в результате заболевания коров бруцеллезом снижены надои молока сельскохозяйственное закрытое акционерное общество «СКВО», удельный вес производства которого в общем объеме производства получателей составляет 23 процента.
Для более эффективного расходования средств в 2012 году изменены критерии предоставления субсидий – снижен показатель «Удой на 1 корову» до 3500 кг и отменено ограничение по поголовью коров.
В рамках подпрограммы «Развитие мясного скотоводства в Ростовской области на 2010 – 2014 годы» не выполнены 2 взаимосвязанных показателя:
поголовье мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях;
производство говядины в живом весе.
На этапе формирования целевых показателей планировалось приобретение хозяйствами мясного скота. Финансовые проблемы предприятий не позволили выполнить планы.
Не выполнены показатели подпрограммы «Развитие свиноводства в Ростовской области на 2010 – 2014 годы» в результате сохраняющейся напряженной обстановки по возникновению и распространению африканской чумы свиней.
Эффективно реализованы 3 подпрограммы и мероприятия, направленные на развитие растениеводства. Достигнуты все 13 запланированных целевых показателя при объеме финансирования за счет федерального и областного бюджетов – 749 048,7 тыс. рублей.
В рамках подпрограммы «Оздоровление крупного рогатого скота от лейкоза в Ростовской области на 2010 – 2014 годы» в 2011 году инфицированность вирусом лейкоза крупного рогатого скота составила 11,5 процента (в 2010 году – 12,5 процента), удельный вес больных животных – 1,4 процента (в 2010 году – 1,6 процента), что соответствует целевым показателям.
Уровень заболеваемости животных гиподерматозом составил 0,02 процента, при плановом показателе 1,3 процента. В 2011 году в Ростовской области проведено обследование на гиподерматоз 661 024 голов крупного рогатого скота, из них выявлено 134 головы, зараженных личинками гиподерматоза.
В 2011 году оздоровлены два неблагополучных по лейкозу крупного рогатого скота хозяйства (ООО «Лучезарное» Аксайского района, ЗАО «Красный Октябрь» Веселовского района), при плане на год – 5 единиц.
В 2011 году не выполнен намеченный план оздоровления 3 неблагополучных по лейкозу крупного рогатого скота пунктов: сельскохозяйственные потребительские кооперативы (далее – СПК) «Пролетарская диктатура» Мясниковского района (22,3 процента реакции иммунодиффузии + 1,4 процента больных), СПК «Тиховский» Верхнедонского района (9,1 процента РИД +, 3,9 процента больных), СПК к/з «Приазовье» Неклиновского района (41,5 процента РИД +, 0,8 процента больных). В соответствие с Правилами по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота для проведения лечения необходимо получить два подряд, с интервалом в 3 месяца, отрицательных результата при серологическом исследовании всего поголовья животных старше 6 месяцев.
В данных хозяйствах этого не удалось сделать.
В рамках подпрограммы приобретены:
приборы и оборудование (дозаторы, наконечники для дозаторов, установки компрессорные, микроскопы, камеры Горяева, термостаты) на общую сумму 19 99,4 тыс. рублей;
реактивы и реагенты (контроль для геманализатора, серологические наборы РИД, реагенты для геманализатора, адгезивные препараты, гистологическая среда, модифицированные Гематоксилины, Эозин, реагенты, гисто гель, парафин) и лабораторная посуда (вакуум-системы забора крови со шприцем) на общую сумму 3 993,3 тыс. рублей;
инструментарий для ветеринарных обработок (биркачи, бирки, маркеры для бирок, скальпели, ножницы, пинцеты, ножи ветеринарные, наборы акушерские, наборы хирургические) на общую сумму 2 000 тыс. рублей;
компьютерная техника (компьютеры в сборе с предустановленным программным оборудованием) на общую сумму 587,6 тыс. рублей.
Данные оборудование и инструментарий позволили повысить качество серологических и гематологических исследований.
В рамках подпрограммы «Социальное развитие села в Ростовской области на 2010 – 2014 годы» приобретено и построено 35,1 тыс. кв. м жилья, что соответствует целевому показателю. Улучшили жилищные условия 528 семей, проживающих в сельской местности, из них 334 молодые семьи и молодые специалисты.
За счет бюджетных средств построено 22 объекта газификации и водоснабжения, а также разработана проектно-сметная документация по 70 объектам в 29 муниципальных образованиях (построено 81 км газопроводов, 82 км водопроводных сетей).
За счет бюджетных и внебюджетных средств и с учетом строительства прошлых лет в 2011 году введено:
515,4 км распределительных газовых сетей, что позволило подключить к газовым сетям 15 тысяч домовладений и в течение 2012 года будет осуществлено подключение еще 2 тысяч домовладений в сельской местности;
148,15 км внутрипоселковых водопроводов, что позволило обеспечить питьевой водой 1,5 тысячи домовладений в сельской местности и еще более 7 тысяч домовладений будут подключены к водопроводам в течение 2012 года.
По подпрограмме «Развитие субъектов малого и среднего сельского предпринимательства и личных подсобных хозяйств в Ростовской области на 2010 – 2014 годы» из 5 целевых показателей не выполнен 1 – «Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оформленных крестьянскими – фермерскими хозяйствами и другими субъектами малого предпринимательства в собственность» в результате позднего поступления средств федерального бюджета на данные цели.
В рамках подпрограммы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности и конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области на 2011 – 2014 годы» из 10 целевых показателей выполнены на 95 и 99,5 процента, соответственно, 2 показателя: производство цельномолочной продукции, включая молоко жидкое отработанное, и масла растительного, производство масла растительного.
В результате приостановки деятельности ООО «Астро-Эра», ООО «Азовский молочный завод», ОАО «Песчанокопский молочный завод» не выполнены показатели по производству цельномолочной продукции.
Снижение объемов производства масла растительного обусловлено недостатком сырья в масличном сезоне 2010 – 2011 годов.
Не выполнен показатель по производству крупы. Снижение объемов производства крупы произошло из-за того, что в 2011 году приостановлено крупное предприятие по выпуску гречневой крупы и пшена ООО «ТМ-Крупно» Каменского района мощностью 11,0 тыс. тонн продукции в год в связи с неурожаем гречихи и проса.
В рамках подпрограммы проведено обследование деятельности организаций розничной торговли по продаже молочной и мясной продукции по выборочному кругу респондентов по итогам за II квартал 2011 г.
Результаты исследования показали, что по итогам за II квартал 2011 г. по кругу обследованных организаций, удельный вес продукции донских производителей в общем объеме проданного молока и молочной продукции в пересчете на молоко занимает 29,6 процента.
Среди отдельных видов молочной продукции наибольший удельный вес продукции местных производителей приходится на молоко питьевое цельное пастеризованное и масло сливочное (37,7 процента), чуть более четверти занимают сметана (25,7 процента) и кисломолочная продукция (25,1 процента), доля творога областных производителей составила пятую часть (20 процентов).
Широкий ассортимент сыров, предлагаемый розничной торговлей, только на 8,8 процента представлен сырами областных производителей.
Для анализа причин незначительного присутствия продукции донских производителей в розничной торговле проведен анкетный опрос.
Исходя из полученных результатов опроса о причинах недостаточного представительства молочной продукции донских производителей в торговой сети, наиболее весомыми причинами в структуре ответов респондентов являются «низкое качество продукции местных товаропроизводителей» и «отсутствие местных производителей данного вида продукции».
Так, например, о низком качестве молока заявили 16 процентов опрошенных, сметаны, соответственно, 15 процентов, кисломолочной продукции и сыров – по 14 процентов, масла сливочного и творога – по 10 процентов.
Практически четверть респондентов (24 процента) в качестве основной причины выделяют отсутствие местных производителей сыров. Следует отметить, что крупнейший производитель сыров в Ростовской области Семикаракорский сырзавод отгружает более 75 процентов своей продукции в Московскую, Волгоградскую и Астраханскую области.
Объем произведенных сыров других областных производителей не может удовлетворить в потребностях сыра население нашего региона.
Эта же проблема, по мнению работников торговли, влияет на объем продаваемой в розничной торговле кисломолочной продукции (16 процентов), молока питьевого (14 процентов), сметаны и творога (13 процентов), масла сливочного (10 процентов).
Обращает на себя внимание тот факт, что отдельными малыми, микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями не были заключены договора с местными производителями на поставку продукции на
2011 год. Не заключен договор на поставку масла сливочного (8 процентов от числа обследованных организаций), молока питьевого и творога (по 9 процентов, соответственно), кисломолочных продуктов (10 процентов), сыров (11 процентов).
В целом невелика доля организаций, считающих негативными такие факторы, как «непривлекательная упаковка» (3 – 6 процентов) и «высокая цена» (5 – 9 процентов) продукции местных производителей.
Вместе с этим отдельные респонденты (4 – 10 процентов в зависимости от вида продукции) в качестве серьезных причин отмечают низкий покупательский спрос и отсутствие рекламы на продукцию донских производителей на каналах телевидения.
Исследование в части присутствия мясной продукции областных производителей в розничной торговле Дона выявило несколько иную ситуацию.
В целом мясо и мясные продукты в пересчете на мясо местных производителей в общем объеме продаж занимают 69,9 процента. При этом следует отметить, что высокая доля продукции областных производителей наблюдается практически по всем включенным в обследование мясопродуктам. Так, доля свинины и говядины занимают, соответственно, 82 и 59,8 процента, удельный вес охлажденных кур достиг 78,5 процента, замороженных – 72,2 процента, мяса птицы – 72,3 процента.
Значительно в розничной торговле представлены колбасные изделия, например, на долю вареных колбас приходится 70,6 процента, полукопченых, соответственно, 66 процентов.
Данные о высокой доле представительности мясной продукции в розничной торговле корреспондируются с итогами анкетного опроса. У основной части обследованных организаций (около 70 процентов) различные виды мясной продукции областных производителей занимают существенный удельный вес в общем объеме розничных продаж.
Как показали результаты опроса, респонденты высказали заметное единодушие в оценке причин незначительного представительства мясной продукции в их торговой сети.
Одна из основных причин – «не заключены договора на поставку продукции на 2011 год с местными товаропроизводителями». Этот фактор был отмечен, как и по молочной продукции, исключительно субъектами малого предпринимательства. Так, например, по 8 процентов опрошенных указали эту причину по говядине и свинине, по 6 процентов – по мясу птицы и замороженным курам.
Высокую (неконкурентоспособную) цену на продукцию местных товаропроизводителей» отметили 9 процентов опрошенных по курам замороженным, по 6 процентов – по говядине, свинине, колбасам.
О низком качестве колбас полукопченых и колбас вареных заявили 4 и 5 процента опрошенных, соответственно, кур замороженных – 6 процентов от общего числа обследованных организаций.
Результаты обследования повлекли дополнение подпрограммы с 2012 года новыми мероприятиями по возмещению затрат на приобретение технологического оборудования, спецавтотранспорта, продвижение продукции и внедрение стандартов качества.
Эффективность направления «Достижение финансовой устойчивости», на реализацию которого выделено 65 процентов от общей суммы финансирования Программы, характеризуют следующие целевые индикаторы.
Объем субсидируемых краткосрочных кредитов – 35,3 млрд. рублей (выполнение плана на 352,7 процента), инвестиционных – 20,5 млрд. рублей (выполнение плана на 125,8 процента).
Выполнены показатели по приобретению сельскохозяйственной техники:
тракторов – 1523 единицы, что на 97,8 процента выше целевого показателя;
комбайнов зерноуборочных – 675 единиц, что на 46,7 процента выше целевого показателя;
комбайнов кормоуборочных – 47 единиц, что на 17,5 процента выше целевого показателя.
Перевыполнению целевых показателей по приобретению техники способствовали мероприятия, проводимые за счет средств областного бюджета, по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной техники, произведенной в Ростовской области.
Финансовая поддержка в рамках Программы на порядок улучшает финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В 2011 году рентабельность сельскохозяйственного производства с учетом государственной поддержки составила 18,9 процента, без учета государственной поддержки – 15,5 процента.
Доля прибыльных предприятий составила 84,3 процента от общего числа сельскохозяйственных организаций, что на уровне прошлого года. Сальдированный финансовый результат сельскохозяйственных организаций составил 3,7 млрд. рублей.
Выполнение целевых показателей «Потребление на душу населения мяса и мясопродуктов» и «Потребление на душу населения молока и молокопродуктов» зависит от выполнения показателей по производству мяса и молока. Молока получено на 4,5 тыс. тонн меньше плана, мяса – 14,6 тыс. тонн.
Система по оказанию консультационной поддержки, включая сельскохозяйственное консультирование, представлена 139 региональными организациями различных организационно-правовых форм: 14 информационно-консультационных центров, созданных при Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельскохозяйственной продукции Ростовской области (далее – АККОР);
43 информационно-консультационных пунктов при администрациях муниципальных образований области; 20 агентств поддержки малого и среднего бизнеса, 19 консалтинговых центров, 43 информационно – консультационных пунктов, действующих в Ростовской области в рамках реализации пилотного проекта по оказанию консультационной поддержки.
Формированиями системы сельскохозяйственного консультирования за 2011 год оказано более 86,5 тыс. консультаций сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению.
Наиболее востребованными были консультационные услуги в области животноводства – 31 процент, растениеводства – 27 процентов, кредитования – 17 процентов, социального развития села – 16 процентов, альтернативной занятости населения – 9 процентов.
Основной контингент пользователей консультационными услугами составили владельцы личных подсобных хозяйств – 50,1 процента, крестьянские (фермерские) хозяйства – 16,5 процента, индивидуальные предприниматели – 14,3 процента, сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности – 13,1 процента, сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы – 6 процентов.
В 2011 году в аграрных учреждениях дополнительного профессионального образования области проведено обучение по 61 программе 425 руководителей предприятий и организаций АПК области.
В рамках раздела «Прочие мероприятия» не выполнены 3 показателя в результате изменения условий деятельности организаций, утилизирующих биологические отходы, сократилась выработка муки, и, соответственно, уменьшились объемы реализации.
Причиной невыполнения целевого показателя по численности племенного маточного поголовья лошадей является снижение спроса на племенной молодняк лошадей.
В 2011 году на реализацию мероприятий по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки направлено 51 819,8 тыс. рублей.
Анализ результатов показал высокую эффективность таких мероприятий. Например, при компенсации затрат на приобретение основных средств и на ремонт флота на 1 рубль субсидий из областного бюджета привлечено в среднем 12 рублей внебюджетных инвестиций.
Как результат в 2011 году производство товарной рыбы в Ростовской области сохранилось на первом месте в России – 17,6 тыс. тонн, что выше целевого показателя на 1,1 процента.
В Азовском море впервые полностью освоены квоты бычка, что позволило на международных Российско-Украинских переговорах увеличить на 2012 год квоту донских предприятий на этот вид рыбы.
В пресноводных водоемах улов карася вырос в 2 раза, было выловлено 2 300 тонн против 1 100 тонн в 2010 году.
Впервые за последние 10 лет перестала сокращаться численность рыбопромыслового флота. В 2011 году в Азово-Черноморском бассейне вместо 4 в колоне Ростовской области работало 6 судов, как результат объем добычи в морях увеличился с 9 до 12 тыс. тонн.
Таким образом, совокупный вылов рыбы в естественных водоемах увеличился с 13 тыс. тонн в 2010 году до 16,4 тыс. тонн в 2011 году, что стало самым высоким показателем за последние 12 лет и выше целевого показателя на 23,3 процента.
В результате совокупный индекс производства промышленного рыбоводства и рыболовства составил 112,9 процента.
II. Меры по реализации Программы
В постановление Администрации Ростовской области от 30.11.2009 № 633, утверждающее Областную долгосрочную целевую программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы, в 2011 году, было внесено 3 изменения:
постановление Администрации Ростовской области от 20.06.2011 № 390,
постановление Администрации Ростовской области от 12.09.2011 № 610,
постановление Правительства Ростовской области от 01.12.2011 № 182.
В июне 2011 года внесены изменения, связанные с выделением дополнительных средств федерального бюджета на субсидирование части затрат на закупку кормов для содержания крупного рогатого скота, областного бюджета на субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, произведенной в Ростовской области, а также с перераспределением средств областного бюджета по объектам газификации и водоснабжения в результате сложившейся экономии по аукционам по выбору подрядных организаций на строительство и проектирование данных объектов. Кроме того, Программа дополнена организационными мероприятиями по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности.
В редакции Программы от 12.09.2011 учтено:
продление действия Программы до 2014 года;
перераспределение средств областного бюджета по объектам газификации и водоснабжения в результате сложившейся экономии по аукционам по выбору подрядных организаций на строительство и проектирование данных объектов;
увеличение лимитов федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам и кредитам до 1 года, перераспределение средств областного бюджета для обеспечения уровня софинансирования по обозначенным мероприятиям;
соответствующее изменение целевых показателей.
В редакции Программы от 1 декабря 2011 г. учтено:
уменьшение лимитов областного и федерального бюджетов на мероприятия по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки;
перераспределение лимитов средств областного бюджета для обеспечения уровня софинансирования по дополнительным лимитам средств федерального бюджета;
увеличение лимитов средств федерального бюджета на мероприятия подпрограммы «Социальное развитие села в Ростовской области на 2010 – 2014 годы».
В 2011 году на реализацию Программы помимо средств федерального бюджета, в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы были привлечены дополнительные средства в объеме 143 885,5 тыс. рублей на реализацию экономически значимых региональных программ.
В 2011 году своевременно были утверждены нормативные документы, порядки, регламентирующие предоставление господдержки. В 2011 году финансирование сельхозтоваропроизводителей было начато в феврале, до начала весенне-полевых работ.
III. Оценка эффективности реализации Программы
Отчет о финансировании и освоении проводимых мероприятий Программы за 2011 год приведен в таблице № 1.
Информация об оценке эффективности реализации мероприятий Программы за 2011 год приведена в таблице № 2.
Примечание.
СГИОСХ – система государственного информационного обеспечения сельского хозяйства;
п.п. – процентный пункт.
* Показатели по данным направлениям Ростовстатом будут представлены в мае 2012 г.
Начальник общего отдела Правительства Ростовской области М.В. Фишкин