В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 270 «О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ» Правительство Ростовской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить отчет о реализации Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 16.09.2010 № 186, за 2013 год согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области – министра промышленности и энергетики Тихонова М.М.
Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев
Постановление вносит министерство промышленности и энергетики Ростовской области
Приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 26.05.2014 № 377
ОТЧЕТ
о реализации Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года за 2013 год
Раздел 1. Основные результаты
1.1. В 2013 году на реализацию Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 16.09.2010 № 186 (далее – Программа), из средств областного бюджета предусматривалось выделение 32 658,8 тыс. рублей, из внебюджетных источников – 1 421 800,0 тыс. рублей, фактическое выполнение составило 2 095 860,9 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета – 30 736,4 тыс. рублей, внебюджетные источники – 2 065 124,5 тыс. рублей.
1.2. В рамках подпрограммы «Энергосбережение в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях области», финансируемой за счет средств областного бюджета в сумме 30 736,4 тыс. рублей, реализованы следующие мероприятия:
- проведение обязательного энергетического обследования;
- замена ламп накаливания и других неэффективных элементов систем освещения на энергосберегающие (в том числе не менее 30 процентов от объема на основе светодиодов);
- приобретение, оплата выполнения необходимых проектных работ, предшествующих установке, и установка/замена приборов учета потребляемых энергоресурсов;
- информационная поддержка политики энергосбережения.
В результате в 2013 году приобретено для бюджетных учреждений области 46 478 ламп (взамен ламп накаливания), установлен 591 прибор учета энергетических ресурсов, проведены энергетические обследования.
Вышли 16 программ по 5, 6 и 10 минут в новостных сюжетах на телеканалах «Дон-ТР», «Южный Регион Дон» и «РЕН-ТВ» по тематике энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области.
Опубликованы семь информационно-аналитических материалов в печатных изданиях «Российская газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты», «Путеводитель по ЖКХ».
Размещены пять материалов и один баннер на популярном интернет-портале «161.ru».
Перечень мероприятий, включенных в Программу, предусматривал выполнение в течение 2013 года 30 мероприятий за счет внебюджетных средств крупных энергоснабжающих организаций области.
1.3. В рамках подпрограммы «Энергосбережение в коммунальном хозяйстве области», финансируемой из внебюджетных источников в сумме 127 324,5 тыс. рублей, проведены оптимизация систем теплоснабжения, разработаны проекты ликвидации нерентабельных и встроенных котельных, проведены обязательные энергетические обследования организаций водоснабжения, внедрены энергосберегающие технологии на объектах водно-канализационного хозяйства.
По данной подпрограмме реализованы следующие мероприятия:
- оптимизация систем теплоснабжения с учетом эффективного теплоснабжения;
- разработка проектов ликвидации нерентабельных и встроенных котельных;
- модернизация оборудования на котельных с учетом оптимизации их тепловой мощности;
- внедрение на насосном и вентиляционном оборудовании в системах тепло-, водоснабжения частотно-регулируемого привода;
- разработка проекта применения на котельных тепловых насосов;
- реконструкция котельных с учетом внедрения приборов учета и систем автоматизации;
- теплогидравлические расчеты и наладка тепловых сетей;
- реконструкция и замена тепловых сетей с помощью бесканальной прокладки изолированных трубопроводов;
- проведение диагностики технического состояния систем водоснабжения с определением их остаточного ресурса;
- разработка проектов оптимизации систем водоснабжения;
- выполнение расчета потребности в воде для нужд коммунально-бытовой сферы;
- реконструкция и модернизация оборудования на водозаборах и перекачивающих станциях;
- проведение обязательного энергетического обследования организаций водоснабжения;
- выполнение гидравлических расчетов и наладки систем по фактическому состоянию;
- установка частотно-регулируемых приводов на электроприводах повысительных насосных станций и станциях подкачки;
- санация канализационных и водопроводных линий.
1.4. В рамках подпрограммы «Энергосбережение в жилищном фонде области» проведено дооснащение жилищного фонда приборами учета энергетических ресурсов. Из 43 188 многоквартирных домов области оснащено приборами учета 37 358 (86,5 процента). Мероприятия данной подпрограммы реализованы из внебюджетных источников в сумме 846 800,0 тыс. рублей.
По данной подпрограмме выполнены следующие мероприятия:
- дооснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета используемых энергоресурсов;
- дооснащение индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов квартир в многоквартирных домах;
- выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
1.5. В рамках подпрограммы «Энергосбережение при производстве и передаче энергоресурсов» за счет внебюджетных средств в сумме 1 079 000,0 тыс. рублей была проведена реконструкция и модернизация тепловых сетей с целью снижения потерь тепловой энергии при передаче в крупных энергоснабжающих организациях области, реконструкция и модернизация электрических сетей с целью снижения потерь электрической энергии при передаче в крупных энергоснабжающих организациях области, модернизировано оборудование, используемое такими компаниями для выработки тепловой энергии, осуществлена замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы в указанных организациях.
По данной подпрограмме реализованы следующие мероприятия:
- модернизация оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, в том числе замена его на оборудование с более высоким КПД в крупных энергоснабжающих организациях области;
- внедрение энергосберегающих технологий в крупных энергоснабжающих организациях;
- реконструкция и модернизация электрических сетей с целью снижения потерь электрической энергии при передаче в крупных энергоснабжающих организациях области;
- реконструкция и модернизация тепловых сетей с целью снижения потерь тепловой энергии при передаче в крупных энергоснабжающих организациях области;
- оснащение приборами учета и автоматизированными системами учета отпускаемой тепловой энергии в крупных энергоснабжающих организациях области;
- оснащение средствами коммерческого учета тепловой энергии потребителей в крупных энергоснабжающих организациях;
- компенсация реактивной мощности в сельских и городских сетях и на трансформаторных подстанциях в крупных энергоснабжающих организациях области;
- оптимизация режимов работы электрических сетей и трансформаторных подстанций в крупных энергоснабжающих организациях области.
1.6. В рамках подпрограммы «Энергосбережение в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве» проведены энергетические обследования на предприятиях указанной направленности из внебюджетных источников в сумме 20 000,0 тыс. рублей.
По данной подпрограмме реализовано следующее мероприятие – проведение обязательных энергетических обследований промышленных предприятий.
1.7. В рамках подпрограммы «Расширение использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива в энергопотреблении области» выполнена работа по разработке и внедрению типоразмерного ряда энергетического оборудования на основе использования биотоплива и проведению конструкторских работ и организация выпуска энергоустановок, работающих на отходах сельского хозяйства из внебюджетных источников в сумме 12 000,0 тыс. рублей.
Проведение конструкторских работ и организация выпуска энергоустановок, работающих на отходах сельского хозяйства;
Разработка и внедрение типоразмерного ряда мини-котельных на основе использования биотоплива.
В реализации вышеперечисленных мероприятий участвовали 12 организаций: филиал ОАО «МРСК Юга» – «Ростовэнерго», ОАО «Донэнерго», ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», ООО «Шахтинская газотурбинная электростанция», филиал ОАО «ОГК-2» Новочеркасская ГРЭС, ООО «Донэнергосбыт», филиал в г. Ростове-на-Дону ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания», ОАО «Экспериментальная ТЭС», ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго», ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ростовская атомная станция» и ОАО «Ростовоблгаз».
Многократное превышение фактических объемов ассигнований над плановым уровнем по направлениям «модернизация оборудования на котельных с учетом оптимизации их тепловой мощности», «реконструкция и замена тепловых сетей с помощью бесканальной прокладки изолированных трубопроводов», «реконструкция и модернизация оборудования на водозаборах и перекачивающих станциях», «модернизация оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, в том числе замена его на оборудование с более высоким КПД в крупных энергоснабжающих организациях области» обусловлено существенным увеличением объемов финансирования работ и их масштабов в части модернизации оборудования и сетей на запланированных объектах в преддверии отопительного сезона 2012 – 2013 годов с учетом требований по недопущению нарушения энергоснабжения, а также большим внеплановым объемом работ по восстановлению электроснабжения. На оснащение приборами учета энергоресурсов энергоснабжающие организации направили дополнительно средства для выполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а замена ими ламп накаливания на энергосберегающие потребовала меньших затрат при достижении плановых натуральных показателей из-за снижения на них цен.
Раздел 2. Меры по реализации Программы
В течение 2013 года в Программу внесены два изменения: постановления Правительства Ростовской области от 19.06.2013 № 398 и от 05.11.2013 № 673 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 16.09.2010 № 186», в соответствии с которыми проведена оптимизация бюджетных расходов, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы.
В рамках проведенной оптимизации внесены изменения в части снижения лимитов бюджетных ассигнований на 2013 год на 73 487,4 тыс. рублей.
По решению коллегии Администрации Ростовской области от 16.12.2008 № 76 в ходе формирования лимитов потребления энергоресурсов для бюджетной сферы на 2013 год учтено снижение на пять процентов объемов потребления энергоресурсов в сопоставимых условиях.
В 2013 году во всех муниципальных районах и городских округах реализованы муниципальные программы энергосбережения, а организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, тарифы на товары и услуги которых устанавливает Региональная служба по тарифам Ростовской области, реализовали свои программы энергосбережения.
До сведения государственных и муниципальных заказчиков было доведено требование о закупке ими с 2012 года только энергоэффективных товаров. В соответствии с пунктом 5 решения коллегии Администрации Ростовской области от 28.06.2010 № 68 «О результатах проведения проверок исполнения законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в Ростовской области» главным распорядителям средств областного бюджета было поручено принять меры по заключению энергосервисных договоров (контрактов), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
С учетом изменений в федеральной нормативной базе по энергосбережению и появления новых требований к энергоэффективности при проектировании, строительстве, эксплуатации зданий высшими учебными заведениями внесены коррективы в учебные планы профессиональной подготовки по программам организации управления в системе жилищно-коммунального хозяйства. В учебные программы технических высших учебных заведений и образовательных учреждений среднего профессионального образования были включены разделы, посвященные вопросам энергосбережения. В областных учебных центрах проведено обучение специалистов органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций на курсах по энергосбережению.
Для организации оснащения жилого фонда приборами учета энергоресурсов в муниципальных образованиях выпускались информационные листовки; в областных средствах массовой информации размещены репортажи и статьи об установке приборов учета и выполнении энергосберегающих мер; при капитальном ремонте многоквартирных домов выполнялись работы по установке общедомовых приборов учета энергоресурсов.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области совместно с министерством промышленности и энергетики Ростовской области проведена работа по информационному сопровождению государственной политики энергосбережения, организации выездных семинаров, форумов с участием энергоснабжающих организаций, предприятий, муниципальных образований. По указанному направлению освоено 897 тыс. рублей из средств областного бюджета.
Работниками органов исполнительной власти Ростовской области на выставках и семинарах осуществлялся мониторинг рынка энергетических устройств, а также технологий и материалов с высоким классом энергоэффективности.
В части мер по недопущению оборота на территории Ростовской области ламп накаливания мощностью более 100 ватт выполнено следующее:
информированы крупные торговые сети о выполнении рекомендаций о прекращении с 2011 года продажи ламп накаливания мощностью 100 ватт и более;
начиная с 2012 года ведется работа по подготовке и направлению в адрес всех органов местного самоуправления рекомендации о проведении работы с предприятиями потребительского рынка в целях обеспечения требований об энергоэффективности товаров;
государственным и муниципальным заказчикам направлены информационные письма о необходимости прекращения закупки с 2011 года ламп накаливания любой мощности для бюджетных нужд, а также о приобретении для бюджетных нужд товаров, отвечающих требованиям законодательства по энергосбережению.
В 2013 году средства федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы не направлялись.
Раздел 3. Оценка эффективности реализации Программы
В 2013 году на реализацию Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года из средств областного бюджета предусматривалось выделение 32 658,8 тыс. рублей, из внебюджетных источников – 1 421 800,0 тыс. рублей, фактическое выполнение составило 2 095 860,9 тыс. рублей (144,1 процента), в том числе: средства областного бюджета – 30 736,4 тыс. рублей (94,1 процента), внебюджетные источники – 2 065 124,5 тыс. рублей (145,2 процента), кроме того, достигнуто полное исполнение целевых показателей. Фактические расходы по источникам финансирования Программы представлены в приложении № 1 к настоящему отчету.
Отчет о реализации Программы за год с указанием объемов финансирования и фактического освоения по источникам финансирования и направлениям расходов приведены в приложении № 1 к настоящему отчету.
Оценка бюджетной эффективности Программы проводилась согласно показателям бюджетной эффективности, изложенным в пункте 8 Порядка проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 270 «О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ»,
в том числе:
1. Проведенные в ходе реализации Программы расходы соответствуют расходным полномочиям, установленным государственными заказчиками областной долгосрочной целевой программы, а именно: пункт 2 статьи 7, подпункт 2 пункта 2 статьи 16, пункт 1 статьи 13, подпункт 3 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; подпункт 65 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
2. В ходе реализации Программы возникла экономия бюджетных ассигнований в сумме 1 922,4 тыс. рублей – в результате введения режима экономного расходования средств в соответствии с распоряжениями Губернатора Ростовской области от 30.10.2013 № 240 «О мерах по исполнению областного бюджета в ноябре 2013 года» и от 29.11.2013 № 272 «О мерах по исполнению областного бюджета в декабре 2013 года», а также по итогам проведенных конкурсных процедур. Указанные изменения утверждены Областными законами от 06.03.2013 №1055-ЗС, от 11.06.2013 №1097-ЗС, от 23.07.2013 №1137-ЗС, от 05.11.2013 № 3-ЗС и от 10.12.2013 № 70-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».
3. В результате реализации мероприятий Программы достигнуто полное исполнение 50 целевых показателей, направленных на энергосбережение и энергоэффективность (приложение № 2 к настоящему отчету).
4. Согласно постановлению Администрации Ростовской области от 16.09.2010 № 186 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области до 2020 года» в редакции постановления Правительства Ростовской области от 05.11.2013 № 673 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 16.09.2010 № 186». В 2013 году на реализацию Программы из средств областного бюджета предусматривалось выделение 32 758,6 тыс. рублей. В ходе выполнения мероприятий Программы возникло несоответствие объемов ассигнований областного бюджета объемам бюджетных ассигнований, предусмотренным в Программе, в размере 1 922,4 тыс. рублей в результате введения режима экономного расходования средств и проведенных конкурсных процедур по следующим мероприятиям:
проведением обязательного энергетического обследования – 232,3 тыс. рублей;
заменой ламп накаливания и других неэффективных элементов систем освещения на энергосберегающие (в том числе не менее 30 процентов от объема на основе светодиодов) – 1056,9 тыс. рублей;
приобретением, оплатой выполнения необходимых проектных работ, предшествующих установке, и установке/замене приборов учета потребляемых энергоресурсов – 630,2 тыс. рублей;
информационной поддержке политики энергосбережения – 3,0 тыс. рублей.
5. Перераспределение бюджетных ассигнований между мероприятиями Программы не осуществлялось.
6. Динамика достижений выполнения целевых показателей в 2013 году в целом сохраняется относительно 2012 года. Кроме того, по следующим показателям:
доля объема электрической энергии, расчеты за потребление которой осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой на территории субъекта Российской Федерации;
доля объема тепловой энергии (далее – ТЭ), расчеты за потребление которой осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме ТЭ, потребляемой на территории субъекта Российской Федерации;
доля объема горячей воды, расчеты за потребление которой осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме горячей воды, потребляемой на территории субъекта Российской Федерации;
доля объема холодной воды, расчеты за потребление которой осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме холодной воды, потребляемой на территории субъекта Российской Федерации;
доля объема природного газа, расчеты за потребление которого осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого на территории субъекта Российской Федерации;
доля объемов электрической энергии (далее – ЭЭ), потребляемой бюджетным учреждением (далее – БУ), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой БУ на территории субъекта Российской Федерации;
доля объемов ТЭ, потребляемой БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ТЭ, потребляемой БУ на территории субъекта Российской Федерации;
доля объемов воды, потребляемой БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой БУ на территории субъекта Российской Федерации;
доля объемов природного газа, потребляемого БУ, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого БУ на территории субъекта Российской Федерации;
доля товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для государственных нужд;
доля объемов ЭЭ, потребляемой в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории субъекта Российской Федерации;
доля объемов ЭЭ, потребляемой в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме ЭЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории субъекта Российской Федерации;
доля объемов природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории субъекта Российской Федерации – достигнуто стопроцентное исполнение.
7. Государственные задания подведомственным учреждениям не устанавливались.
8. На реализацию Программы в 2013 году привлекались средства из внебюджетных источников – 1 421 800,0 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 2 065 124,5 тыс. рублей (145,2 процента) (приложение № 1 к настоящему отчету).
9. Средства местных бюджетов на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках Областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года не предусмотрены и привлекались в рамках муниципальных долгосрочных целевых программ.
10. Проверки целевого и эффективного расходования бюджетных средств на реализацию Программы не проводились.
Раздел 4. Дальнейшая реализация Программы
Областная долгосрочная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года» прекратила действие с 1 января 2014 г. в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 598 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие энергетики». Реализация мероприятий, направленных на энергосбережение в Ростовской области планируется в рамках указанной государственной программы.
Начальник управления документационного обеспечения Правительства Ростовской области Т.А. Родионченко
Примечание.
кг. у. т. – килограмм условного топлива;
кВт. ч – киловатт-час;
кв. м – квадратный метр;
куб. м – кубический метр;
чел. – человек;
т. у. т. – тонн условного топлива.