Новый сайт
    Переслать Распечатать

Правительство Ростовской области

Постановление от 25 сентября 2013 № 593  (Документ утратил силу)

«Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие здравоохранения»

(Недействующая редакция с изменениями от 27 июля 2016)

Скачать документ
Редакции документа

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 25.09.2013 593

 

г. Ростов-на-Дону


Об утверждении государственной программы

Ростовской области «Развитие здравоохранения»

 

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 485 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области», распоряжением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 297 «Об утверждении Перечня государственных программ Ростовской области» Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить государственную программу Ростовской области «Развитие здравоохранения» согласно приложению № 1.

2. Признать утратившими силу с 1 января 2014 г. правовые акты Ростовской области по Перечню согласно приложению № 2.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Бондарева С.Б.

 


Губернатор

Ростовской области                        В.Ю. Голубев

 


Постановление вносит

министерство здравоохранения

Ростовской области


Приложение 1

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 25.09.2013 № 593

 


Государственная программа Ростовской области

«Развитие здравоохранения»

 

ПАСПОРТ

государственной программы Ростовской области

«Развитие здравоохранения»

 

Наименование Программы

государственная программа Ростовской области «Развитие здравоохранения» (далее – Программа)

 

Ответственный исполнитель Программы

министерство здравоохранения Ростовской области (далее минздрав РО)

Соисполнители

Программы

Раздел утратил силу – постановление от 14.03.2014 № 180

Участники Программы

 

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области
(далее – министерство строительства РО);

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее – ТФОМС РО);

областные государственные и муниципальные учреждения здравоохранения (далее учреждения здравоохранения);

областные государственные учреждения образования (далее учреждения образования);

органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области

Подпрограммы Программы

 

1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи.

2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

3. Охрана здоровья матери и ребенка.

4. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей.

5. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям.

6. Кадровое обеспечение системы здравоохранения.

7. Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья.

8. Управление развитием отрасли

Программно-целевые инструменты Программы

отсутствуют

Цель Программы

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

Задачи Программы

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;

обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья;

обеспечение системности в организации охраны здоровья

Целевые индикаторы

и показатели Программы

 

ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

смертность от всех причин;

материнская смертность;

младенческая смертность;

укомплектованность штатных должностей физическими лицами врачей и специалистов с высшим немедицинским образованием

Этапы и сроки реализации Программы

сроки реализации 2014 – 2020 годы, этапы не предусмотрены

Ресурсное обеспечение Программы

всего* – 307 768 191,9 тыс. рублей, из них:

2014 год – 40 932 089,6 тыс. рублей;

2015 год – 43 324 517,6 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года – 136 458,8 тыс. рублей;

2016 год – 43 419 727,3 тыс. рублей;

2017 год – 46 642 805,1 тыс. рублей;

2018 год – 44 685 242,4 тыс. рублей;

2019 год – 44 584 751,2 тыс. рублей;

2020 год – 44 315 517,5 тыс. рублей;

средства областного бюджета – 170 662 733,0 тыс. рублей,

из них:

2014 год – 24 082 427,2 тыс. рублей;

2015 год – 24 714 786,7 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года – 136 458,8 тыс. рублей;

2016 год – 24 939 858,7 тыс. рублей;

2017 год – 22 992 005,5 тыс. рублей;

2018 год – 24 839 888,1 тыс. рублей;

2019 год – 24 742 861,1 тыс. рублей;

2020 год – 24 487 364,5 тыс. рублей;

из них безвозмездные поступления в областной бюджет –

6 542 947,9 тыс. рублей, из них:

2014 год – 2 076 036,2 тыс. рублей;

2015 год – 2 302 714,9 тыс. рублей;

2016 год – 1 440 391,7 тыс. рублей;

2017 год – 711 365,3 тыс. рублей;

2018 год – 4 146,6 тыс. рублей;

2019 год – 4 146,6 тыс. рублей;

2020 год – 4 146,6 тыс. рублей,

в том числе за счет средств:

федерального бюджета – 6 379 947,9 тыс. рублей,

из них:

2014 год – 2 026 036,2 тыс. рублей;

2015 год – 2 237 714,9 тыс. рублей;

2016 год – 1 392 391,7 тыс. рублей;

2017 год – 711 365,3 тыс. рублей;

2018 год – 4 146,6 тыс. рублей;

2019 год – 4 146,6 тыс. рублей;

2020 год – 4 146,6 тыс. рублей;

Федерального фонда обязательного медицинского

страхования – 163 000,0 тыс. рублей, из них:

2014 год – 50 000,0 тыс. рублей;

2015 год – 65 000,0 тыс. рублей;

2016 год – 48 000,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов – 115 652,3 тыс. рублей,

из них:

2014 год – 23 935,2 тыс. рублей;

2015 год – 20 902,8 тыс. рублей;

2016 год – 39 875,9 тыс. рублей;

2018 год – 17 201,3 тыс. рублей;

2019 год – 13 737,1 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 250 923 627,5 тыс. рублей,

из них:

2014 год – 31 802 477,5 тыс. рублей;

2015 год – 34 627 110,5 тыс. рублей;

2016 год – 34 760 615,3 тыс. рублей;

2017 год – 39 689 082,0 тыс. рублей;

2018 год – 36 681 447,4 тыс. рублей;

2019 год – 36 681 447,4 тыс. рублей;

2020 год – 36 681 447,4 тыс. рублей.

 

* Суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, перечисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (2014 год – 12 947 788,7 тыс. рублей, 2015 год – 16 038 282,4 тыс. рублей, 2016 год – 16 320 622,6 тыс. рублей, 2017 год – 16 038 282,4 тыс. рублей, 2018 год – 16 853 294,4 тыс. рублей, 2019 год – 16 853 294,4 тыс. рублей, 2020 год16 853 294,4 тыс. рублей), и межбюджетных трансфертов, перечисляемых в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (2014 год – 2 028 961,6 тыс. рублей), одновременно отражены во внебюджетных источниках и средствах областного бюджета, так как являются источником финансового обеспечения реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования

Ожидаемые

результаты реализации Программы

улучшение организации и повышение качества оказания медицинской помощи жителям Ростовской области;

сохранение и укрепление здоровья жителей Ростовской области, увеличение продолжительности их жизни

 

Раздел 1. Общая характеристика текущего

состояния здравоохранения в Ростовской области

 

Возрастной состав жителей Ростовской области характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста 647,1 тыс. человек, в трудоспособном возрасте 2,6 млн. человек, старше трудоспособного возраста 1,03 млн. человек. Рождаемость в 2012 году составляла 11,7 случая на 1000 населения, смертность 14,1 случаев на 1000 населения.

Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения (62,7 процента от общего количества умерших), новообразования (14,6 процента) и внешние причины (6,7 процента).

Всего к началу 2013 года в Ростовской области функционировали 212 лечебно-профилактических учреждений, включая 172 учреждения, находящихся в муниципальной собственности, и 40 учреждений областной подчиненности.

Коечный фонд стационарных учреждений составляет 40,1 тыс. коек учетом коек учреждений федерального подчинения). В результате проведенной в течение 5 лет реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 5,2 процента, в то же время мощность дневных стационаров увеличилась и составила 6,1 тыс. коек, из них в поликлиниках около 2,2 тыс. коек (34,9 процента).

Модель организации медицинской помощи в Ростовской области представляет собой трехуровневую систему, включающую медицинские организации областного, межтерриториального и муниципального уровней. Разработана маршрутизация пациентов по этапам оказания медицинской помощи. За время реализации национального проекта «Здоровье» и программы модернизации здравоохранения практически все учреждения муниципального и областного подчинения обеспечены современным оборудованием, позволяющим оказывать качественную медицинскую помощь на современном уровне, обеспечить ее доступность и преемственность в лечении на стационарном и амбулаторно-поликлиническом этапах.

Созданы все условия для оказания качественной и доступной помощи жителям сельских территорий. В Ростовской области функционируют 1 029 фельдшерско-акушерских пунктов (далее ФАП). Широко развита сеть врачебных амбулаторий. В крупных городах внедрена в практику работа дневных стационаров.

В последние 11 лет заболеваемость населения Ростовской области постоянно растет, что связано, с одной стороны, с увеличением доли лиц пожилого возраста и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, а с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. В 2001 году уровень общей заболеваемости населения (взрослых, подростков и детей) составил 1 323,4 случая на 1000 населения; в 2006 году 1 544,8 случая; в 2011 году 1 604,2 случая; в 2012 году 1643,7 случая. Рост заболеваемости за 11 лет составил 24 процента.

Основным приоритетом Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья жителей Ростовской области, для чего требуется обеспечение доступности оказания медицинской помощи, профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения: возрождение системы профилактики заболеваний, формирование культуры здорового образа жизни, создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей; укрепление системы первичной медико-санитарной помощи; обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. В Ростовской области реализуются крупномасштабные проекты: мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье», областная долгосрочная целевая программа «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010 – 2014 годы», областная долгосрочная целевая программа «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011 – 2013 годы».

Итоги реализации указанных программ позволили к 2013 году стабилизировать негативные демографические тенденции, а также улучшить ряд демографических показателей:

увеличилась рождаемость в 2012 году показатель составил 11,7 случая на 1000 тыс. населения против 10,9 случая на 1000 тыс. населения в 2011 году;

снизился показатель смертности общий показатель смертности, то есть число умерших от всех причин на 1000 человек, в 2012 году составил 14,1 случая 2011 году 14,3 случая), что отражает положительную динамику;

возросла ожидаемая продолжительность жизни в 2012 году ожидаемая продолжительность жизни с 70,3 лет в 2011 году увеличилась до 71,0 года.

Вместе с тем, в целом демографическая ситуация в Ростовской области пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились. По состоянию на 1 января 2012 г. численность постоянного населения Ростовской области составляла 4 260,6 тыс. человек, на 1 января 2013 г. 4 254,6 тыс. человек. Сложившийся под влиянием длительного снижения рождаемости регрессивный тип возрастной структуры населения (доля населения старших возрастов превышает долю детей и подростков) не обеспечивает численного роста населения Ростовской области и приводит к его старению. Средний возраст населения Ростовской области увеличивается.

К настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов, как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения.

Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное, несбалансированное питание и ожирение);

высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

несвоевременное обращение за медицинской помощью;

низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;

несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;

неполное внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи;

отсутствие выработанных индикаторов качества оказания медицинской помощи;

отсутствие унификации оснащения медицинских организаций.

Несмотря на проводимые в Ростовской области мероприятия по снижению младенческой смертности она превышает аналогичный среднероссийский показатель. Требуется проведение комплекса мер, направленных на повышение эффективности работы службы родовспоможения и детства, для устранения факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой смертности.

Низкая обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов формируют недостаточную динамику в состоянии здоровья населения.

Имеет место недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.

Высокий уровень заболеваемости трудоспособного населения диктует необходимость проведения мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья работающего населения.

Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.

Кроме того, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии, отсутствует единое информационное пространство телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.

Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья в период до 2020 года связано с необходимостью решения существующих проблем. Таким образом, структура Программы должна охватывать как направления, связанные с решением первоочередных проблем смертности и заболеваемости населения Ростовской области, так и направления, обеспечивающие дальнейшее развитие системы охраны здоровья.

Дальнейшее внедрение новых методов и способов диагностики, применение различного рода лекарств, вакцин, внедрение методов малоинвазивной хирургии позволит снизить уровень инвазивного прямого вмешательства, сделать процесс лечения более щадящим, а во многих случаях предотвратить развитие опасного заболевания.

В ходе реализации Программы предполагается дальнейшее активное распространение и усиление роли механизмов, обеспечивающих недопущение или возможно более раннюю коррекцию факторов риска развития заболеваний.

На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и их эффективное лечение, а также происходить обучение людей навыкам по сохранению и укреплению своего здоровья.

Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить применение инновационных разработок в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию).

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 1662-р, декларированы высокие стандарты благосостояния человека, означающие, в частности, доступность услуг здравоохранения требуемого качества.

В среднесрочном периоде актуальными являются: реализация мер, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти; профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, а также диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения; профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний; снижение материнской и младенческой смертности, повышение уровня рождаемости.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основные приоритеты социальной и экономической политики в период 2014 – 2020 годов включают распространение здорового образа жизни; внедрение инновационных технологий в здравоохранение, решение проблемы их кадрового обеспечения.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров. Ключевым фактором привлечения и удержания высококвалифицированных кадров является уровень качества и доступности системы охраны здоровья.

Важными характеристиками успешного решения задач развития человеческого капитала являются стабилизация демографической ситуации в Ростовской области, снижение смертности в трудоспособном возрасте; структурная и технологическая модернизация здравоохранения; увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.

При реализации поставленных в Программе задач осуществляются меры, направленные на снижение последствий возможных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных Программой конечных результатов.

К рискам, в том числе, относятся:

1. Макроэкономические риски. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, высокая инфляция могут негативно повлиять на функционирование системы здравоохранения, а также затормозить структурные преобразования в ней.

2. Финансовые риски. Отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий в рамках Программы может привести к снижению обеспеченности и качества медицинской помощи, оказываемой жителям Ростовской области, и, как следствие, целевые показатели Программы не будут достигнуты, а при неблагоприятном прогнозе демографические показатели могут измениться в отрицательную сторону.

Преодоление рисков может быть осуществлено путем сохранения устойчивого финансирования отрасли, а также путем дополнительных организационных мер, направленных на преодоление данных рисков.

3. Организационные риски. Преодоление таких рисков может быть осуществлено путем усиления методической и кадровой работы с муниципальными образованиями, а также жесткой привязки оценки деятельности руководителей органов муниципальных образований к демографическим показателям и состоянию здоровья проживающего населения.

В рамках реализации Программы осуществление мер государственного регулирования не предусматривается.

Принятие нормативных правовых актов для достижения целей реализации Программы не требуется.

 

Раздел 2. Цели, задачи и показатели (индикаторы),

основные ожидаемые конечные результаты,
сроки и этапы реализации Программы

 

Целью Программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

На достижение цели направлены следующие задачи:

1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.

В рамках решения данной задачи необходимо повысить эффективность первичной медико-санитарной помощи, оптимизировать совокупный коечный фонд, повысить эффективность стационарной помощи, осуществить переход к стационарзамещающим технологиям. Практическая реализация перехода к здоровому образу жизни невозможна без приближения профилактической медицины к человеку. В этой связи приоритетным является обеспечение населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью в шаговой доступности. Необходима разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на возможно более раннее выявление заболеваний и недопущение развития заболеваний до стадии, приводящей к госпитализации. Реализация данных мер направлена на улучшение показателей временной потери трудоспособности работающего населения.

При реформировании системы первичной медико-санитарной помощи населению на первый план выходят задачи:

дальнейшего развития системы оказания помощи сельскому населению;

модернизации существующих учреждений и их подразделений;

дальнейшего совершенствования единых принципов маршрутизации, выездных методов работы;

развитию неотложной помощи на базе поликлинических подразделений;

совершенствованию принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых, сложных и (или) уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью в лечебных учреждениях Ростовской области.

Для повышения доступности и качества медицинской помощи будет осуществляться реализация мероприятий, направленных на совершенствование организационной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, совершенствование оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, в том числе больным с болезнями системы кровообращения, туберкулезом, онкологическими, эндокринными и некоторыми другими заболеваниями.

Основными задачами оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации на современном этапе должны являться оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться, в основном, фельдшерскими бригадами.

Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с совершенствованием работы амбулаторно-поликлинической службы, в том числе с дальнейшим переходом на оказание первичной медицинской помощи в стационарах дневного пребывания и станитонарах на дому.

3. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

Вопросы охраны здоровья матери и ребенка, снижение материнской, младенческой и детской смертности названы в качестве приоритетных во всех основополагающих документах о развитии здравоохранения.

Снижение материнской, младенческой и детской смертности представляет большую сложность в силу наличия многочисленных, в основном трудно управляемых, факторов, которые влияют на эти показатели. Показатель материнской смертности зависит от социально-экономического состояния страны, географических особенностей, развития медицинской помощи, культурного и образовательного уровня населения.

Существует и ряд других факторов, оказывающих влияние на уровень материнской и младенческой смертности: качество дорожного сообщения, достаточная доступность автомобильного и авиационного санитарного транспорта, здоровый образ жизни населения.

Снижение младенческой и детской смертности от травм, насильственных действий, пренебрежение родителями из социально неблагополучных семей здоровьем и благополучием своих детей является зоной ответственности не только и не столько медицинских работников, сколько органов социальной защиты населения, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области, департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области и других.

Для снижения смертности детей всех возрастных групп чрезвычайно важна отлаженная система раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка.

Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика. Эффективность пренатальной диагностики может быть достигнута только массовым обследованием беременных женщин в установленные сроки. На обеспечение эффективной коррекции выявленных при пренатальной диагностике нарушений направлено развитие неонатальной хирургии, а ранняя коррекция выявленных при неонатальном скрининге изменений позволит в будущем создать больному ребенку возможности и условия для нормального развития, получения образования, профессиональной подготовки, последующего трудоустройства и полноценной жизни.

Вместе с тем не теряет своей актуальности раннее выявление наследственных и врожденных заболеваний сразу после рождения ребенка.

Одним из важных направлений современной медицины, позволяющим оказывать своевременную медицинскую помощь детям в первые часы и месяцы жизни, является неонатальная хирургия.

Актуальной остается проблема профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку, что диктует необходимость совершенствования системы оказания данного вида помощи и его мониторинга.

4. Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей.

Важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации, долечивание в санаториях.

В настоящее время трудности в доступности медицинской реабилитации в Ростовской области связаны с дефицитом реабилитационных коек для детей и взрослых.

Решение проблем охраны здоровья и социальной защиты детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей возможно при обеспечении доступности и качества медицинской реабилитации путем дальнейшего развития сети детских профильных реабилитационных учреждений, а также комплексов для осуществления высокотехнологичных методов лечения.

5. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей.

Основными направлениями при оказании паллиативной помощи инкурабельным больным должны быть не только уменьшение страданий пациентов, но и адекватная психологическая помощь, социальная поддержка, общение с родственниками, позволяющее подготовить членов семьи к неизбежному финалу.

6. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

Планируется проведение мероприятий по развитию мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников в целях снижения оттока кадров из отрасли, в том числе за счет предоставления специалистам жилых помещений, земельных участков, жилищных субсидий, субсидирования процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения медицинскими и фармацевтическими работниками.

7. Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья.

Эффективный контроль качества и безопасности медицинской деятельности должен обеспечиваться на всех уровнях организации и управления здравоохранением: на уровне министерства здравоохранения Ростовской области государственный и ведомственный контроль; на уровне муниципальных органов управления здравоохранением и на уровне медицинских организаций всех форм собственности внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности направлен на выявление нарушений действующих стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи и принятия мер по их устранению.

8. Обеспечение системности организации охраны здоровья.

Существенным сдерживающим фактором в развитии здравоохранения является недостаточное применение современных информационных технологий. В настоящее время по результатам реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональной программы модернизации здравоохранения в медицинских организациях проведено существенное обновление парка медицинского оборудования. Современное медицинское оборудование имеет возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей. Создание автоматизированных рабочих мест позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций.

Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться по следующим показателям (индикаторам) целевых индикаторов: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; смертность от всех причин; материнская смертность; младенческая смертность; укомплектованность штатных должностей физическими лицами врачей и специалистов с высшим немедицинским образованием.

Срок реализации Программы 2014 2020 годы, этапы не предусмотрены.

По результатам реализации Программы к 2020 году планируется достичь:

улучшения организации и повышения качества оказания медицинской помощи жителям Ростовской области;

сохранения и укрепления здоровья жителей Ростовской области, увеличения продолжительности их жизни.

Информация о состоянии и значении показателей (индикаторов) Программы приводится в приложении 1 к настоящей Программе.

Информация о показателях (индикаторах) Программы определена исходя из данных государственного (федерального, регионального) статистического наблюдения и отражена в приложении 2 к настоящей Программе. Информация по показателям (индикаторам), которые не входят в состав данных официальной статистики, приводится в приложении 3 к настоящей Программе.

 

Раздел 3. Обоснование выделения подпрограмм,

обобщенная характеристика основных мероприятий Программы

 

Подпрограммы Программы выделены исходя из цели, содержания и с учетом специфики механизмов решения определенных задач.

Решение задач, связанных с обеспечением приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, предусмотрено подпрограммой «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи».

Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации будет осуществляться в рамках реализации подпрограммы «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации».

Решение задач, связанных с повышением эффективности работы службы родовспоможения и детства, выделено в отдельную подпрограмму «Охрана здоровья матери и ребенка». В рамках указанной подпрограммы разрабатываются мероприятия по улучшению оказания помощи женщинам в период беременности и родов, а также детям с целью снижения материнских и младенческих потерь в Ростовской области.

Решение задач, связанных с совершенствованием системы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, в том числе детей, будет осуществляться в рамках подпрограммы «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей».

Задачи обеспечения медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей, будут решаться в рамках подпрограммы «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям».

Задачи обеспечения системы здравоохранения высококвалифици­рованными и мотивированными кадрами будут решаться в рамках подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения».

Решение задач, связанных с повышением эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья, предусмотрено подпрограммой «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья».

Задачи, связанные с обеспечением системности организации охраны здоровья, будут решаться в рамках подпрограммы «Управление развитием отрасли».

 

3.1. Подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование

здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»

 

Эффективность мер профилактики заболеваний не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Реализация профилактических мер в Ростовской области обусловлена широкой распространенностью факторов риска неинфекционных заболеваний практически во всех половозрастных группах населения, а также чрезвычайно высоким уровнем смертности от неинфекционных заболеваний.

Одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность реализации мероприятий Подпрограммы, является формирование в обществе понимания и принятия обществом культуры взаимных обязательств. Это понимание должно включать наличие не только обязательств со стороны государства по обеспечению охраны здоровья и государственных гарантий, но и обязательств граждан заботиться о собственном здоровье, что снизит темпы увеличения нагрузки на звено стационарной медицинской помощи и позволит направить дополнительные финансовые ресурсы на увеличение объема государственных гарантий оказания медицинской помощи в сложных медицинских случаях.

Особое внимание в вопросах профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни должно уделяться трудоспособному населению по причине высокой распространенности факторов риска и высокого уровня смертности населения от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и внешних причин.

Формирование здорового образа жизни у детей, подростков, молодежи и студентов в настоящее время имеет также особое значение. Это обусловлено очень большой распространенностью среди них такого поведенческого фактора риска, как курение, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности. Отдельного внимания заслуживает проблема наркомании.

 

3.2. Подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной,
включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации»

 

Одним из основных приоритетных направлений государственной политики в сфере здравоохранения, совместно с сохранением и укреплением здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни, является повышение доступности и качества медицинской помощи за счет повышения эффективности функционирования системы здравоохранения. База для совершенствования системы оказания медицинской помощи населению была заложена в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», программы модернизации здравоохранения и федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 2012 годы)».

 

3.3. Подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка»

 

Вопросы охраны здоровья матери и ребенка названы в качестве приоритетных во всех основополагающих документах о развитии здравоохранения.

В рамках реализации подпрограммы будет продолжено создание и развитие службы родовспоможения и детства, совершенствование специализированной медицинской помощи матерям и детям, в том числе развитие практики применения фетальной и неонатальной хирургии, системы коррекции врожденных пороков у детей, вспомогательных репродуктивных технологий, развитие специализированной помощи детям, разработка и внедрение в педиатрическую практику инновационных достижений.

 

3.4. Подпрограмма «Развитие медицинской реабилитации

и санаторно-курортного лечения, в том числе детей»

 

Проведение реабилитации возможно амбулаторно и стационарно. Основной упор должен делаться на стационарную форму лечения. При этом медицинская реабилитация должна начинаться уже при госпитализации пациента в реанимацию или палату и продолжаться весь период лечения пациента в стационаре. После острого периода заболевания и интенсивного курса лечения в стационаре пациенты могут быть переведены на реабилитационные койки, где необходимые реабилитационные мероприятия будут продолжены.

По окончании курса реабилитационного лечения в стационаре при необходимости должно быть организовано продолжение реабилитационных мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях по месту жительства пациента или в санатории по показаниям.

Санаторно-курортное лечение является важным звеном оказания третьего этапа помощи по медицинской реабилитации.

После санаторно-курортного этапа медицинской реабилитации пациентов с инфарктом миокарда, нарушениями мозгового кровообращения, после операций на сердце, крупных сосудах и других значительно сокращаются сроки временной нетрудоспособности, существенно снижается уровень инвалидизации, резко увеличивается доля пациентов, вернувшихся после тяжелого недуга к труду и активной жизни.

 

3.5. Подпрограмма «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»

 

Развитие данного направления характеризует в целом уровень гуманитарного развития общества.

Развитие системы паллиативной помощи населению организационно затруднено в рамках других направлений и требует специализированного подхода.

Создание отделений паллиативной помощи является оптимальным вариантом организации паллиативной медицинской помощи больным с онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями, в том числе тяжелыми хроническими психическими заболеваниями.

С целью создания оптимальных условий для детей, страдающих неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями, а также помощи членам их семей планируется развитие сети медико-социальных учреждений, специализирующихся на оказании паллиативной помощи детям. Создание отделений паллиативной помощи позволит использовать их по назначению для оказания помощи в остром периоде заболевания.

 

3.6. Подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»

 

Данная подпрограмма является критически важной для достижения итоговых результатов Программы в целом к 2020 году.

Растущие потребности населения в высококвалифицированной медицинской помощи, оснащение учреждений здравоохранения современным оборудованием, внедрение стандартов и порядков оказания медицинской помощи требуют наличия необходимого количества качественно подготовленных медицинских специалистов.

Планируется проведение мероприятий, направленных на обеспечение отрасли высококвалифицированными медицинскими кадрами, повышение их квалификации. В целях снижения оттока кадров из отрасли предусматриваются дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

Подпрограмма предусматривает: финансовое обеспечение подготовки и переподготовки врачей с целью их профессионального роста и укомплектованности медицинских учреждений специалистами узкой направленности; развитие системы целевой контрактной подготовки медицинских кадров; выплату стипендий интернам и ординаторам; единовременные выплаты врачам, трудоустраивающимся в медицинские организации «угледобывающих территорий»; единовременные выплаты средним медицинским работникам (фельдшерам, акушеркам), трудоустраивающимся в медицинские организации, расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках и поселках городского типа; а также софинансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок и поселок городского типа.

С целью повышения престижа медицинских специальностей планируется выплата премий Губернатора Ростовской области врачам областных и муниципальных учреждений здравоохранения, победителям областного конкурса «Лучший врач года».

Для реализации обоснованной кадровой политики объемы государственных заданий на оказание государственных услуг по реализации программ среднего и дополнительного профессионального образования будут определяться потребностью в соответствующих кадрах каждой территории.

В совокупности решение указанных задач позволит повысить качество подготовки медицинских и фармацевтических специалистов, снизить уровень дефицита медицинских кадров и, как следствие, повысить качество оказываемой медицинской помощи и предоставляемых фармацевтических услуг.

 

3.7. Подпрограмма «Экспертиза

и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»

 

Управление качеством в здравоохранении это организация и контроль медицинской деятельности (ее качества и безопасности) для обеспечения потребности населения в медицинской помощи и удовлетворения потребителей.

Контроль является важной составляющей обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Эффективный контроль качества и безопасности медицинской деятельности должен обеспечиваться на всех уровнях организации и управления здравоохранением: на уровне министерства здравоохранения Ростовской области государственный и ведомственный контроль; на уровне муниципальных органов управления здравоохранением и на уровне медицинских организаций всех форм собственности внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения важная государственная задача, относящаяся к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В настоящую подпрограмму включены мероприятия, осуществляемые министерством здравоохранения Ростовской области и бюджетными учреждениями здравоохранения Ростовской области, направленные на профилактику угроз возникновения вспышек инфекционных и паразитарных заболеваний.

 

3.8. Подпрограмма «Управление развитием отрасли»

 

Необходимым элементом оптимизации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан является создание эффективной модели управления деятельностью в сфере охраны здоровья. В качестве компонентов данная модель должна предусматривать стратегический, тактический и исполнительный уровни, а также сформированную обратную связь.

Обратная связь будет обеспечиваться, с одной стороны, за счет независимых информационных потоков (статистическая информация), с другой за счет результатов государственного контроля и надзора, мониторинга, информации, представляемой общественностью. При этом информационные контуры должны быть независимыми, то есть стратегический уровень управления системой здравоохранения должен быть независим от тактического в части обеспечения необходимыми для функционирования сведениями.

На основании данных обратной связи по мере своей реализации стратегические и тактические подходы должны претерпевать динамические изменения соответственно изменениям в системе здравоохранения страны.

Основополагающее значение имеют системность соответствующих мероприятий, их нормативное, правовое, материально-техническое, информационно-аналитическое, технологическое, а также научное обеспечение.

Мероприятие информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины, реализуется путем создания регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее РС ЕГИСЗ). РС ЕГИСЗ создается с учетом методических рекомендаций Минздравсоцразвития России и на основе принципов, определенных Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2011 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

Функции оператора РС ЕГИСЗ выполняет государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Медицинский информационно-аналитический центр».

Одним из важнейших факторов успешной реализации мероприятий Программы является создание эффективной системы информационно-аналитического обеспечения принятия решений, что позволит оперативно реагировать на изменение ситуации, максимально сократить сроки получения информации о ходе реализации Программы.

В рамках Программы областные государственные учреждения оказывают государственные услуги в соответствии с утвержденным государственным заданием. Информация о значениях сводных показателей государственного задания отражена в приложении 4 к настоящей Программе.

В целях исполнения основных мероприятий Программы предусмотрено проведение строительства, реконструкции и капитального ремонта государственных учреждений здравоохранения и образования. Перечень инвестиционных проектов приведен в приложении 5 к настоящей Программе.

Перечень подпрограмм, основных мероприятий Программы отражен в приложении 6 к настоящей Программе.

 

Раздел 4. Информация
по ресурсному обеспечению Программы

 

При реализации Программы предполагается финансирование из федерального, областного и местных бюджетов, Территориального фонда обязательного медицинского страхования:

всего* – 307 768 191,9 тыс. рублей, из них:

2014 год – 40 932 089,6 тыс. рублей;

2015 год – 43 324 517,6 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года – 136 458,8 тыс. рублей;

2016 год – 43 419 727,3 тыс. рублей;

2017 год – 46 642 805,1 тыс. рублей;

2018 год – 44 685 242,4 тыс. рублей;

2019 год – 44 584 751,2 тыс. рублей;

2020 год – 44 315 517,5 тыс. рублей;

средства областного бюджета –

170 662 733,0 тыс. рублей, из них:

2014 год – 24 082 427,2 тыс. рублей;

2015 год – 24 714 786,7 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года – 136 458,8 тыс. рублей;

2016 год – 24 939 858,7 тыс. рублей;

2017 год – 22 992 005,5 тыс. рублей;

2018 год – 24 839 888,1 тыс. рублей;

2019 год – 24 742 861,1 тыс. рублей;

2020 год – 24 487 364,5 тыс. рублей;

из них безвозмездные поступления в областной бюджет –

6 542 947,9 тыс. рублей, из них:

2014 год – 2 076 036,2 тыс. рублей;

2015 год – 2 302 714,9 тыс. рублей;

2016 год – 1 440 391,7 тыс. рублей;

2017 год – 711 365,3 тыс. рублей;

2018 год – 4 146,6 тыс. рублей;

2019 год – 4 146,6 тыс. рублей;

2020 год – 4 146,6 тыс. рублей,

в том числе за счет средств:

федерального бюджета – 6 379 947,9 тыс. рублей,

из них:

2014 год – 2 026 036,2 тыс. рублей;

2015 год – 2 237 714,9 тыс. рублей;

2016 год – 1 392 391,7 тыс. рублей;

2017 год – 711 365,3 тыс. рублей;

2018 год – 4 146,6 тыс. рублей;

2019 год – 4 146,6 тыс. рублей;

2020 год – 4 146,6 тыс. рублей;

Федерального фонда обязательного медицинского страхования –

163 000,0 тыс. рублей, из них:

2014 год – 50 000,0 тыс. рублей;

2015 год – 65 000,0 тыс. рублей;

2016 год – 48 000,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов – 115 652,3 тыс. рублей,

из них:

2014 год – 23 935,2 тыс. рублей;

2015 год – 20 902,8 тыс. рублей;

2016 год – 39 875,9 тыс. рублей;

2018 год – 17 201,3 тыс. рублей;

2019 год – 13 737,1 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 250 923 627,5 тыс. рублей,

из них:

2014 год – 31 802 477,5 тыс. рублей;

2015 год – 34 627 110,5 тыс. рублей;

2016 год – 34 760 615,3 тыс. рублей;

2017 год – 39 689 082,0 тыс. рублей;

2018 год – 36 681 447,4 тыс. рублей;

2019 год – 36 681 447,4 тыс. рублей;

2020 год – 36 681 447,4 тыс. рублей.

 

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет всех источников финансирования, планируемое с учетом ситуации в финансово-бюджетной сфере на федеральном и областном уровнях, высокой экономической и социальной важности проблем, а также возможностей ее реализации с учетом действующих расходных обязательств и необходимых дополнительных средств при эффективном взаимодействии всех участников Программы, подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.

С момента получения оборудования, транспорта, лекарственных средств и другого товара, необходимого для оказания медицинской помощи и закупленного за счет средств областного бюджета, учреждения здравоохранения используют этот товар в соответствии с целями его приобретения.

Информация о расходах областного, федерального, местных бюджетов, а также внебюджетных источников на реализацию Программы представлена в приложении № 7 к настоящей Программе.

Выделение средств федерального бюджета осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 294.

Расходы областного бюджета на реализацию Программы, информация о которых представлена в приложении № 8 к настоящей Программе, утверждены в установленном порядке.

 

Раздел 5. Участие муниципальных образований

Ростовской области в реализации государственной программы

 

5.1. Субсидии местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (далее субсидия), в целях софинансирования особо важных и (или) контролируемых Правительством Ростовской области объектов представляются по направлениям:

«Софинансирование приобретения модульных фельдшерско-акушерских пунктов и приобретения и оснащения модуля для врачебной амбулатории»;

«Софинансирование капитального ремонта в муниципальных учреждениях здравоохранения»;

«Софинансирование расходов на строительство, реконструкцию и газификацию объектов здравоохранения, включая разработку проектно-сметной документации»;

«Софинансирование приобретения автомобилей скорой медицинской помощи для муниципальных учреждений здравоохранения».

5.2. Условия предоставления и методика расчета субсидий устанавливаются следующим образом.

Обязательными условиями предоставления субсидии местным бюджетам являются:

наличие муниципальных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих средства местных бюджетов, направляемые на софинансирование расходов по объектам и направлениям в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 № 302 «Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения»;

наличие в правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах средств местных бюджетов, направляемых на софинансирование расходов по объектам и направлениям в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 № 302 «Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения»;

наличие в правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах кодов бюджетной классификации доходов для предоставления субсидий, закрепленных за соответствующими главными администраторами доходов местных бюджетов;

наличие утвержденной проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, на софинансирование которых предоставляются субсидии;

подтверждение права муниципальной собственности на соответствующие объекты, отсутствие обременений, исков, судебных решений или иных обстоятельств, которые могут повлечь прекращение права муниципальной собственности.

Определение потребности в средствах субсидии осуществляется в следующем порядке.

Формирование перечня объектов, подлежащих капитальному ремонту, осуществляется на основании установленных минздравом РО единых критериев отбора зданий муниципальных учреждений здравоохранения:

переходящие объекты, финансирование капитального ремонта которых осуществляется за счет средств областного бюджета;

наличие разработанной в установленном порядке проектно-сметной документации, которая имеет положительное заключение государственной экспертизы;

первоочередность необходимости проведения работ, которая определяется комиссией.

Определение объема потребности в субсидии на приобретение модульных фельдшерско-акушерских пунктов осуществляется исходя из заявок муниципальных учреждений здравоохранения, составленных на основании заключений об аварийности или экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта существующих зданий фельдшерско-акушерских пунктов либо находящихся в арендуемых помещениях, которые рассматриваются комиссией минздрава РО.

Определение объема потребности в субсидии на приобретение автомобилей скорой медицинской помощи для муниципальных учреждений здравоохранения осуществляется исходя из заявок муниципальных учреждений здравоохранения, составленных на основании нормативной потребности, учитывая степень изношенности автопарка и экономической нецелесообразности проведения восстановительного ремонта, которые согласовываются минздравом РО.

Расходование средств осуществляется минздравом РО и министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее министерства) в установленном для исполнения областного бюджета порядке на основании бюджетной росписи в пределах выделенных ассигнований на очередной финансовый год. Средства зачисляются на счета бюджетов муниципальных образований с отражением их в доходах местных бюджетов.

Кассовая заявка на предстоящий месяц представляется в министерства за 20 рабочих дней до конца месяца, предшествующего планируемому к финансированию. Заявка представляется ежемесячно по установленной министерствами форме.

Министерства направляют кассовую заявку о потребности в средствах в министерство финансов Ростовской области по установленной форме и в установленные сроки.

Министерства осуществляют перечисление средств администрациям муниципальных образований Ростовской области на счета администраторов доходов бюджета после получения документов оснований принятия денежного обязательства.

Администратор доходов в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в минздрав РО отчет об использовании средств по направлениям, указанным в настоящем пункте, а также по установленной министерствами форме.

Министерства осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств по направлениям:

«Софинансирование приобретения модульных фельдшерско-акушерских пунктов и приобретения и оснащения модуля для врачебной амбулатории»;

«Софинансирование капитального ремонта в муниципальных учреждениях здравоохранения»;

«Софинансирование расходов на строительство, реконструкцию и газификацию объектов здравоохранения, включая разработку проектно-сметной документации»;

«Софинансирование приобретения автомобилей скорой медицинской помощи для муниципальных учреждений здравоохранения».

Распределение субсидий местным бюджетам на очередной финансовый год и на плановый период по муниципальным образованиям и направлениям расходования средств отражается в приложении № 9 к настоящей Программе.

Перечень инвестиционных проектов (объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящихся в муниципальной собственности) приведен в приложении № 10 к настоящей Программе.

 

Раздел 6. Методика оценки
эффективности государственной Программы

 

Методика оценки эффективности государственной программы представляет собой оценку фактической эффективности в процессе и по итогам реализации государственной программы и должна быть основана на оценке результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Ростовской области.

Методика оценки эффективности государственной программы учитывает необходимость проведения оценок:

степени достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом посредством выполнения установленных целевых показателей;

степени соответствия расходов запланированному уровню затрат и эффективности использования средств областного бюджета;

степени реализации основных мероприятий подпрограмм и мероприятий ведомственных целевых программ (достижения ожидаемых результатов их реализации).

В рамках методики оценки эффективности государственной программы может предусматриваться установление пороговых значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы. Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации государственной программы.

Методика оценки эффективности государственной программы предусматривает возможность проведения оценки эффективности государственной программы в течение реализации государственной программы не реже чем один раз в год.

Эффективность государственной программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей, основных мероприятий и оценки бюджетной эффективности государственной программы.

 

I. Степень достижения целевых показателей государственной программы осуществляется по нижеприведенным формулам.

В отношении показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, – по формуле:

 

Эп = ИДп / ИЦп


где Эп – эффективность хода реализации целевого показателя государственной программы;

ИДп – фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации государственной программы;

ИЦп – целевое значение показателя, утвержденного государственной программой.

Если эффективность целевого показателя государственной программы составляет более единицы, то при расчете суммарной эффективности эффективность по данному показателю принимается за единицу.

В отношении показателя, меньшее значение которого отражает большую эффективность, – по формуле:

 

Эп = ИЦп / ИДп,

 

где Эп – эффективность хода реализации целевого показателя Программы;

ИЦп – целевое значение показателя, утвержденного Программой;

ИДп – фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации Программы.

Если эффективность целевого показателя государственной программы составляет менее единицы, то при расчете суммарной эффективности эффективность по данному показателю принимается за ноль.

В отношении показателя, исполнение которого оценивается как наступление или ненаступление события, за единицу принимается наступление события, за ноль – ненаступление события.

Суммарная оценка степени достижения целевых показателей государственной программы определяется по формуле:

 

,

 

где Эо – суммарная оценка степени достижения целевых показателей государственной программы;

Эп – эффективность хода реализации целевого показателя государственной программы;

i – номер показателя государственной программы;

n – количество целевых показателей государственной программы.

Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей государственной программы составляет 0,95 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации государственной программы по степени достижения целевых показателей.

Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей государственной программы составляет от 0,75 до 0,95, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации государственной программы по степени достижения целевых показателей.

Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей государственной программы составляет менее 0,75, это характеризует низкий уровень эффективности реализации государственной программы по степени достижения целевых показателей.

II. Степень реализации основных мероприятий, финансируемых за счет всех источников финансирования, оценивается как доля основных мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:

 

СРом = Мв / М,

 

где СРом степень реализации основных мероприятий;

Мв количество основных мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа основных мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;

М общее количество основных мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.

Основное мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:

основное мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет 95 и выше процентов от запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, при условии неуменьшения финансирования основного мероприятия. В том случае, когда для описания результатов реализации основного мероприятия используются несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации основного мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям;

основное мероприятие, предусматривающее оказание государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству государственных услуг (работ);

по иным основным мероприятиям результаты реализации оцениваются как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата.

 

Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий государственной программы составляет 0,95 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации государственной программы по степени реализации основных мероприятий.

Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий государственной программы составляет от 0,75 до 0,95, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации государственной программы по степени реализации основных мероприятий.

Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий государственной программы составляет менее 0,75, это характеризует низкий уровень эффективности реализации государственной программы по степени реализации основных мероприятий.

III. Бюджетная эффективность реализации государственной программы Ростовской области рассчитывается в несколько этапов:

1. Степень реализации основных мероприятий (далее – мероприятий), финансируемых за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов, оценивается как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:

 

СРм = Мв / М,

 

где СРм степень реализации мероприятий;

Мв количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;

М общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.

Мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:

мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет 95 и выше процентов от запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, при условии неуменьшения финансирования мероприятия. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используются несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах;

мероприятие, предусматривающее оказание государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству государственных услуг (работ);

по иным мероприятиям результаты реализации оцениваются как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата.

2. Степень соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов оценивается как отношение фактически произведенных в отчетном году бюджетных расходов на реализацию государственной программы к их плановым значениям по следующей формуле:

 

ССуз = Зф / Зп,

 

где ССуз степень соответствия запланированному уровню расходов;

Зф фактические бюджетные расходы на реализацию государственной программы в отчетном году;

Зп – плановые бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы в отчетном году.

3. Эффективность использования средств областного бюджета рассчитывается как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов по следующей формуле:


Эис = СРм / ССуз,


где Эис эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию программы;

СРм степень реализации всех мероприятий программы;

ССуз степень соответствия запланированному уровню расходов из областного бюджета.

Бюджетная эффективность реализации программы признается:

высокой, в случае если значение Эис составляет 0,95 и выше;

удовлетворительной, в случае если значение Эис составляет от 0,75 до 0,95;

низкой, в случае если значение Эис составляет менее 0,75.

Для оценки эффективности реализации программы применяются следующие коэффициенты значимости:

степень достижения целевых показателей – 0,5;

реализация основных мероприятий – 0,3;

бюджетная эффективность – 0,2.

Уровень реализации государственной программы в целом оценивается по формуле:

 

УРпр = Эо х 0,5 + СРом х 0,3 + Эис х 0,2

 

Уровень реализации государственной программы в отчетном году признается высоким, если УРпр составляет 0,95 и выше;

Уровень реализации государственной программы в отчетном году признается удовлетворительным, если УРпр составляет от 0,75 до 0,95;

Уровень реализации государственной программы в отчетном году признается низким если УРпр составляет менее 0,75.

 

Раздел 7. Порядок взаимодействия ответственных
исполнителей, участников государственной программы

 

Реализация Программы осуществляется в соответствии с планом реализации Программы, разрабатываемым на очередной финансовый год и содержащим перечень значимых контрольных событий Программы с указанием их сроков и ожидаемых результатов.

План реализации Программы составляется ответственным исполнителем минздравом РО участниками Программы.

План реализации Программы утверждается приказом минздрава РО не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения Правительством Ростовской области Программы и далее ежегодно, не позднее 1 декабря текущего финансового года.

В случае принятия минздравом РО по согласованию с участниками Программы решения о внесении изменений в план реализации Программы, не влияющих на параметры Программы, план с учетом изменений утверждается не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Минздрав РО:

обеспечивает разработку Программы, внесение в установленном порядке проекта постановления Правительства Ростовской области об утверждении Программы в Правительство Ростовской области;

формирует в соответствии с методическими рекомендациями структуру Программы, а также перечень участников Программы;

организует реализацию Программы, вносит предложения Губернатору Ростовской области об изменениях Программы и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей Программы, а также конечных результатов ее реализации;

представляет по запросам министерства экономического развития Ростовской области, министерства финансов Ростовской области сведения (с учетом информации, представленной участниками Программы) о реализации Программы;

подготавливает отчеты об исполнении плана реализации Программы (с учетом информации, представленной участниками Программы) и вносит их на рассмотрение Правительства Ростовской области;

подготавливает отчет о реализации Программы по итогам года, согласовывает и вносит на рассмотрение Правительства Ростовской области проект постановления Правительства Ростовской области об утверждении отчета в соответствии с Регламентом Правительства Ростовской области.

Участник Программы:

осуществляет реализацию мероприятий подпрограмм, входящих в состав Программы, в рамках своей компетенции;

представляет ответственному исполнителю предложения при разработке Программы в части мероприятий подпрограмм, входящих в состав Программы, в реализации которых предполагается его участие;

представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы министерства экономического развития Ростовской области и министерства финансов Ростовской области;

представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки отчетов об исполнении плана реализации и отчета о реализации Программы по итогам года;

представляет ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам (гражданско-правовым договорам) в рамках реализации мероприятий Программы.

 

Раздел 8. Подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование
здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»

 

8.1. Паспорт подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»

 

Наименование подпрограммы

подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»

Ответственный исполнитель подпрограммы

министерство здравоохранения Ростовской области

Участники подпрограммы

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области;

областные государственные и муниципальные учреждения здравоохранения;

органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области

Программно- целевые инструменты подпрограммы

отсутствуют

Цели подпрограммы

увеличение продолжительности активной жизни населения Ростовской области за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний;

снижение заболеваемости инфарктом миокарда и инсультами;

снижение зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез;

профилактика ВИЧ-инфекции;

снижение заболеваемости алкоголизмом, наркоманией

Задачи подпрограммы

развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Ростовской области, в том числе снижение распространенности наиболее значимых факторов риска; реализация дифференцированного подхода к организации в рамках первичной медико-санитарной помощи профи­лактических осмотров и диспансеризации населения, в том числе детей; обеспечение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

охват профилактическими медицинскими осмотрами детей;

охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях господдержки детства и детей-сирот, переданных под опеку или на другие формы жизнеустройства;

охват диспансеризацией подростков;

доля больных алко­голизмом, повторно госпитализированных в течение года;

доля больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года;

зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез;

доля населения Ростовской области, ежегодно обследованного на ВИЧ-инфекцию, в общей численности населения;

удовлетворение потребности отдельных категорий граждан
в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов;

удовлетворение спроса на лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей

Этапы и сроки реализации подпрограммы

срок реализации – 2014 – 2020 годы, этапы не предусмотрены

Ресурсное обеспечение подпрограммы

всего – 104 989 807,8 тыс. рублей, из них:

2014 год – 13 956 295,9 тыс. рублей;

2015 год – 15 437 222,2 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года –

1,6 тыс. рублей;

2016 год – 15 495 505,5 тыс. рублей;

2017 год – 16 648 986,0 тыс. рублей;

2018 год – 14 496 207,3 тыс. рублей;

2019 год – 14 487 503,3 тыс. рублей;

2020 год – 14 468 089,2 тыс. рублей;

средства областного бюджета – 9 191 743 6 тыс. рублей,

из них:

2014 год – 1 847 065,4 тыс. рублей;

2015 год – 2 225 442,6 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года –

1,6 тыс. рублей;

2016 год – 1 999 759,5 тыс. рублей;

2017 год – 1 033 523,1 тыс. рублей;

2018 год – 707 091,4 тыс. рублей;

2019 год – 698 410,6 тыс. рублей;

2020 год – 680 452,6 тыс. рублей, из них безвозмездные поступления в областной бюджет – 4 017 842,4 тыс. рублей, из них:

2014 год – 1 163 422,0 тыс. рублей;

2015 год – 1 451 067,1 тыс. рублей;

2016 год – 1 044 745,3 тыс. рублей;

2017 год – 358 608,0 тыс. рублей;

в том числе за счет средств:

федерального бюджета – 4 017 842,4 тыс. рублей,

из них:

2014 год – 1 163 422,0 тыс. рублей;

2015 год – 1 451 067,1 тыс. рублей;

2016 год – 1 044 745,3 тыс. рублей;

2017 год – 358 608,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов – 10 756,2 тыс. рублей,

из них:

2014 год – 2 994,5 тыс. рублей;

2015 год – 1 396,4 тыс. рублей;

2016 год – 3 429,9 тыс. рублей;

2018 год – 1 479,3 тыс. рублей;

2019 год – 1 456,1 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 95 787 308,0 тыс. рублей,

 

из них:

2014 год – 12 106 236,0 тыс. рублей;

2015 год – 13 210 383,2 тыс. рублей;

2016 год – 13 492 316,1 тыс. рублей;

2017 год – 15 615 462,9 тыс. рублей;

2018 год – 13 787 636,6 тыс. рублей;

2019 год – 13 787 636,6 тыс. рублей;

2020 год – 13 787 636,6 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

своевременное выявление факторов риска неинфекционных заболеваний и их коррекция;

снижение уровня заболеваемости природно-очаговыми инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики, до спорадических случаев;

своевременное выявление, лечение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В, С, а также противодействие распространению данных инфекций;

обеспеченность жителей Ростовской области льготными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания
для улучшения качества жизни и увеличения ее продолжительности больных с определенными заболеваниями

 

8.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы

 

Непременным условием для преодоления неблагоприятной демографической ситуации, имеющей место в Ростовской области на протяжении последних двух десятилетий, наряду с повышением уровня рождаемости. Показатели смертности населения, обусловленные, главным образом, смертностью от неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистая патология, онкологические заболевания, сахарный диабет, хронические бронхо-легочные заболевания) и внешних причин, остаются высокими Неинфекционные заболевания имеют общую структуру факторов риска их развития и обуславливают около 80 процентов всех причин смерти в Ростовской области. Вот почему решение задачи снижения смертности от неинфекционных заболеваний, наряду с повышением уровня рождаемости, является непременным условием для преодоления неблагоприятных демографических тенденций последних десятилетий.

Несмотря на устойчивую тенденцию снижения смертности от болезней системы кровообращения в Ростовской области, они являются основной причиной смерти не только среди неинфекционных заболеваний, но и в общей структуре смертности.

Среди всех болезней системы кровообращения основными причинами смерти населения Ростовской области являются ишемическая болезнь сердца, в том числе осложненная хронической сердечной недостаточностью, а также цереброваскулярные болезни. Смертность от ишемической болезни сердца в основном обусловлена ее осложнением хронической сердечной недостаточностью, при которой 5-летняя выживаемость составляет не более 61,2 процента. В 2012 году в общей структуре временной нетрудоспособности работающих на долю болезней системы кровообращения приходится около 11,8 процента. Средняя продолжительность одного случая составляет около 14,5 суток. В структуре причин временной утраты трудоспособности от болезней системы кровообращения лидирует артериальная гипертония, число случаев которой составляет 51,0 процента, на долю ишемической болезни сердца приходится 16,5 процента, цереброваскулярных болезней 12,2 процента.

Злокачественные новообразования уже многие годы занимают второе место среди всех причин смертности населения России и смертности от неинфекционных заболеваний. Их удельный вес в общей структуре смертности в Ростовской области составляет 14,1 процента. По статистическим данным за 2012 год, 29,4 процента среди впервые регистрируемых больных злокачественными новообразованиями выявляются в III IV стадии заболевания. Это приводит к их значительной инвалидизации из-за меньшей эффективности лечения.

Особую актуальность имеет проблема высокой смертности среди лиц трудоспособного возраста. На лиц, не достигших возраста 60 лет, приходится 39,7 процента всех смертей. Среди мужчин трудоспособного возраста большинство смертей обусловлено болезнями системы кровообращения, на втором месте смертность от внешних причин и злокачественными новообразованиями. Среди женщин трудоспособного возраста наибольшее количество смертей обусловлено злокачественными новообразованиями (38,6 процента), на втором месте по значимости находятся болезни системы кровообращения (27,9 процента), на третьем смерть от внешних причин (19,6 процента).

Важнейшую роль в развитии неинфекционных заболеваний у населения Ростовской области играют такие факторы риска, как артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, курение, недостаточное потребление фруктов и овощей, ожирение, низкая физическая активность, а также фактор злоупотребления алкоголем. Первые два фактора риска (артериальная гипертония и гиперхолестеринемия) относятся к категории биологических факторов, но они в очень большой степени зависят от всех остальных факторов риска, которые относятся к категории поведенческих или связанных с нездоровым образом жизни.

Вклад алкоголя в уровень смертности в России в последние десятилетия традиционно был аномально высок. Статистически значимые корреляции с динамикой индикаторов потребления алкоголя (смертность от алкогольных отравлений, заболеваемость алкогольными психозами) демонстрируют показатели смертности от внешних причин (убийства, самоубийства, несчастные случаи), от ишемической болезни сердца, алкогольной кардиомиопатии, геморрагического инсульта, алкогольной болезни печени, цирроза и фиброза печени, пневмонии и др.

Причина высокого вклада алкогольной смертности в общую в России заключается в «северной» модели потребления алкоголя, включающей потребление больших доз этанола в течение короткого периода времени преимущественно в виде крепких напитков. В то же время рост потребления алкоголя среди подростков и молодежи в постсоветский период происходил за счет потребления этой группой населения пива и слабоалкогольных коктейлей.

Высоким остается показатель общего количества больных алкоголизмом. Фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет 18 литров в год, включая детей и подростков. При этом доказано, что при уровне свыше 8 литров в год у человека начинаются необратимые процессы на всех уровнях его жизнедеятельности.

В настоящее время проблема злоупотребления психоактивными веществами, в том числе и на территории Ростовской области, является одной из наиболее актуальных и требует безотлагательных решений. Показатели учтенной болезненности наркоманиями превышают среднероссийские, увеличиваются показатели первичной заболеваемости населения наркоманиями. Снижается возрастной порог наркопотребителей. Отмечается высокий уровень латентной наркомании, в том числе детско-подростковой. Решение данных вопросов требует проведения системных мероприятий.

В настоящее время на федеральном и областном уровнях принят ряд нормативных документов, позволяющих осуществлять в рамках принятых и разрабатываемых целевых программ деятельность, направленную на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Выделенные мероприятия данной подпрограммы предусматривают оптимизацию оказания наркологической помощи, стабилизацию показателей, характеризующих деятельность наркологической службы Ростовской области.

В настоящее время на территории Ростовской области остается высоким уровень заболеваемости и инвалидизации пациентов с психическими расстройствами, беспокоит степень общественной опасности психически больных лиц и их социальная дезадаптация. Недостаточно используются методы психосоциальной реабилитации. Как следствие, остается высокой частота повторных госпитализаций и длительность лечения пациентов в стационарах. Все указанные проблемы требуют системного подхода, принятия и совершенствования решений по вопросам оказания специализированной медицинской психиатрической помощи, профилактики, медицинской и социальной реабилитации данной категории пациентов, совершенствования методов предупреждения психических расстройств.

В настоящее время существуют три основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний: популяционная стратегия профилактики, профилактическая стратегия выявления лиц высокого риска и коррекции у них факторов риска, а также вторичная профилактика (включает как лечебные мероприятия в период обострения заболевания, так и лечебные меры по их предупреждению).

Популяционная стратегия профилактики предполагает формирование здорового образа жизни населения посредством информирования о факторах риска неинфекционных заболеваний, мотивирования к ведению здорового образа жизни, а также обеспечения условий для этого. Реализация популяционной стратегии возможна только на основе межсекторального взаимодействия, предполагающего объединение усилий органов законодательной и исполнительной власти, различных ведомств, общественных структур, религиозных организаций.

Стратегия выявления лиц с высоким