ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30.07.2015 № 485
г. Ростов-на-Дону
Об утверждении Стратегии
развития отрасли информационных
технологий в Ростовской области на 2015 – 2020 годы
В целях повышения эффективности и уровня конкурентоспособности в сфере предпринимательства, устойчивого социального развития с использованием информационно-коммуникационных технологий на территории Ростовской области, а также реализации части 3 раздела II Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р, и постановления Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года» Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития отрасли информационных технологий в Ростовской области на 2015 – 2020 годы согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Ищенко А.В.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубев
Постановление вносит
министерство информационных
технологий и связи
Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 30.07.2015 № 485
СТРАТЕГИЯ
развития отрасли информационных
технологий в Ростовской области на 2015 – 2020 годы
1. Введение
Настоящая Стратегия развития отрасли информационных технологий в Ростовской области на 2015 – 2020 годы (далее – Стратегия) направлена на реализацию основных положений Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года в части развития сферы информационных технологий.
Стратегия определяет цели, задачи и основные направления развития отрасли информационных технологий в Ростовской области, а также механизмы и способы достижения поставленных целей. Стратегия определяет возможности активизации ресурсов и компетенций в отрасли информационных технологий, механизмы развития инновационной деятельности и привлечения инвестиций, совершенствование подготовки кадров в сфере информационных технологий и насыщение рынка труда специалистами, формирование в Ростовской области инфраструктуры кластера в сфере информационных технологий.
В Стратегии под отраслью информационных технологий понимается совокупность региональных компаний, осуществляющих следующие виды деятельности:
предоставление услуг в сфере информационных технологий: разработка программного обеспечения, проектирование, внедрение и тестирование информационных систем, консультирование по вопросам информатизации;
разработка аппаратно-программных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части;
удаленная обработка и предоставление информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет);
разработка тиражного программного обеспечения.
Стратегия разработана с учетом:
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной приказом Президента Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212;
Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р;
Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р;
государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2602-р;
Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067;
государственной программы Ростовской области «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 594;
Концепции кластерного развития Ростовской области на 2015 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 12.03.2015 № 164.
Реализация Стратегии будет содействовать повышению качества жизни населения Ростовской области, уровня развития и эффективности предпринимательства, малого, среднего и крупного бизнеса, устойчивому и стабильному социальному развитию и высокому уровню конкурентоспособности Ростовской области в долгосрочной перспективе.
2. Понятия и сокращения
В настоящей Стратегии используются следующие понятия:
кластер – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом;
ИТ-кластер – кластер, включающий предприятия и учреждения сектора информационных технологий (далее – ИТ), взаимодополняющие друг друга в достижении целей регионального экономического развития и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний, которые за счет взаимодействия создают продукты и услуги с более высокой прибавочной стоимостью для местного, межрегионального и глобального рынков;
ИТ-парк – технопарк в области информационных технологий. Представляет собой бизнес-центр, в котором размещаются ИТ-компании, бизнес-инкубатор, коворкинг, конференц-зал, учебный центр и другие структуры, обслуживающие резидентов ИТ-парка и создающие комфортные условия для работы и развития. Цель работы ИТ-парка: ускорить развитие ИТ-компаний и увеличить долю ИТ-отрасли в экономике региона;
коворкинг – модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности;
стартап (стартап-компания) – компания, находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий.
3. Анализ текущего состояния и проблем развития ИТ-сферы
Развитие информационного общества, современных технологий, систем электронного правительства является условием и одновременно предпосылкой для формирования экономики нового технологического уклада, который основан на производстве и использовании знаний, общественно-политической, социально-экономической и технологической интеграции Ростовской области в единое информационное пространство.
Современные информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) представляют собой принципиально новые возможности для повышения качества жизни населения, обеспечивают условия для реализации конституционных прав граждан в получении современного образования всех уровней и ступеней при равных возможностях. Использование технологий современного информационного общества является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.
3.1. Современное состояние ИТ-отрасли в Ростовской области
Институтом развития информационного общества (г. Москва) при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно формируется рейтинг готовности регионов России к информационному обществу на основании данных Федеральной службы государственной статистики и отраслевых министерств. В опубликованном за 2012 год рейтинге Ростовская область находится на 42-м месте среди 83 субъектов Российской Федерации.
Данный рейтинг имеет две основные составляющие расчета:
показатели, характеризующие факторы развития информационного общества (три группы факторов: ИКТ-инфраструктура, человеческий капитал и экономическая среда для использования ИКТ);
показатели использования ИКТ для развития в шести областях: государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства.
По интегральному показателю, характеризующему факторы развития информационного общества, Ростовская область занимает 27-е место среди 83 субъектов Российской Федерации и лидирующее место в Южном федеральном округе (далее – ЮФО).
Однако по интегральному показателю использования ИКТ для развития субъекта Российской Федерации Ростовская область характеризуется 53-м местом в общем списке из 83 субъектов Российской Федерации и лишь 4-м местом в ЮФО, что свидетельствует о низком уровне использования ИКТ в шести областях развития региона: государственном и муниципальном управлении, бизнесе, образовании, культуре, здравоохранении и домохозяйствах (включая показатели использования ИКТ населением).
Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области характеризуется показателями ниже средних по Российской Федерации.
Так, в 2013 году из 83 субъектов Российской Федерации Ростовская область занимала:
62-е место по индексу телефонной плотности фиксированной электросвязи (число телефонных аппаратов на 100 человек населения) со значением 22,9 единицы, среднее по Российской Федерации – 28,9 единицы;
48-е место по индексу проникновения подвижной сотовой связи (число абонентов на 100 человек населения) со значением 172 абонента, среднее по Российской Федерации – 193 человека;
45-е место по показателю «Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств» со значением 67 процентов, среднее по Российской Федерации – 69,1 процента;
59-е место по показателю «Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет» со значением 76,1 процента, среднее по Российской Федерации – 79,4 процента.
Уровень использования ИКТ организациями Ростовской области, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, приведен в приложении № 1 к настоящей Стратегии.
По ряду параметров, характеризующих развитие ИТ-отрасли, Ростовская область, как и другие субъекты Российской Федерации в ЮФО, демонстрирует уровень ниже среднего по Российской Федерации. Характерной чертой для Ростовской области является уровень развития информационного общества и процессов информатизации бизнес-структур и органов власти, не в полной мере отвечающий современным потребностям общества.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, количество персональных компьютеров в расчете на 100 работников в Ростовской области составляет 41 единицу, в то время как среднее по Российской Федерации – 44, в свою очередь количество персональных компьютеров с доступом к возможностям сети Интернет – 23 единицы (среднее по Российской Федерации – 26). Общие затраты на информационные технологии в 2013 году в Ростовской области составили 7,6 млрд. рублей (0,6 процента от общего объема затрат на ИКТ в Российской Федерации).
Фактором, сдерживающим инновационное развитие, характерным как для экономики Российской Федерации, так и для Ростовской области, является недостаточно высокий уровень инновационной активности крупного промышленного бизнеса, выражающийся во фрагментарном его участии в реализации научно-исследовательских программ и инновационных проектов.
Тем не менее, существуют факторы, оказывающие положительное влияние на модернизацию и инновационное развитие Ростовской области, такие как:
положительная инвестиционная динамика (повышение качества инвестиционных программ и проектов; реализация крупномасштабных сложных проектов; проникновение иностранного инвестиционного капитала);
высокий уровень развития малого бизнеса в Ростовской области (количество малых предприятий в Ростовской области в 2013 году – 54 744).
Факторами, оказывающими положительное влияние, также служат:
необходимость инновационного развития, позиционирующаяся в общих стратегических документах, посвященных социально-экономическому развитию, таких как Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р, Областной закон от 28.11.2006 № 591-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области», Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067;
наличие развитой системы инновационной инфраструктуры (на территории Ростовской области функционирует некоммерческое партнерство «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области», включая интегрированные структурные подразделения – Центр кластерного развития и Региональный Центр инжиниринга; более 100 организаций, выполняющих научные исследования и разработки; технопарки, инновационно-технологические центры, центры коллективного пользования);
наличие инструментов поддержки и развития инновационной деятельности, предусмотренных нормативными правовыми актами Ростовской области (государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 599, постановления Правительства Ростовской области, регламентирующие предоставление прямых форм финансовой поддержки).
Факторами же, оказывающими отрицательное влияние, являются:
отсутствие эффективной рыночной конкуренции;
отсутствие масштабного производства инновационной продукции;
недостаточно высокий уровень инновационной активности крупного бизнеса;
сохраняющийся разрыв в цепочке «наука – образование – бизнес»;
низкий уровень квалификации рабочей силы (управленческого и инженерного персонала);
низкий уровень информатизации, препятствующий формированию и развитию информационного общества.
Как следует из факторов, определяющих ИТ-развитие, Ростовская область обладает высоким потенциалом инновационного развития, в том числе в развитии ИТ-отрасли.
Данный факт подтверждается, в частности, высокой позицией Ростовской области в «Рейтинге инновационной активности регионов России», который составляется Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). Согласно данному рейтингу, Ростовская область демонстрирует стабильно среднюю инновационную активность: в общем списке из 83 субъектов Российской Федерации Ростовская область в 2013 году заняла 26-е место (31-е место в 2012 году, 36-е место в 2011 году).
Кроме того, у Ростовской области очень высокий показатель количества исследований и разработок среди субъектов ЮФО Российской Федерации (Приложение № 1 к настоящей Стратегии).
Однако наиболее значимой проблемой, характерной как для Ростовской области, так и для Российской Федерации в целом, является низкая результативность инновационной деятельности. В развитых странах ежегодно на каждом втором предприятии внедряются новые технологии, продукты и процессы. В Российской Федерации этот показатель пока не поднимается и до 10 процентов, а в Ростовской области данный показатель не достигает даже значения среднего по Российской Федерации. Анализ данных, представленных в приложении № 1 к настоящей Стратегии, свидетельствует о низком внедрении технологических инноваций на предприятиях Ростовской области (7,3 процента в 2013 году по сравнению со средним значением по Российской Федерации 8,9 процента), несмотря на возросший за последние 2 года уровень затрат на технологические инновации. Недостаточно высокой (ниже средней по Российской Федерации) остается и доля инновационных товаров, работ и услуг в объемах отгрузки, хотя по сравнению с 2011 годом данный показатель возрос в 1,8 раза.
Для повышения показателя доходности ИТ-инноваций необходимо сформировать среду для ускоренного и эффективного взаимодействия между участниками рынка информационных технологий в виде ИТ-кластера, который будет способствовать возникновению и развитию новых инновационных ИТ-компаний, выпускающих продукты мирового уровня как для Российской Федерации, так и для международного рынка. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики Ростовской области.
Для достижения основных целей развития информационных технологий в Ростовской области необходимо создавать технопарки, центры обработки данных, стимулировать внедрение решений в сфере ИКТ для секторов экономики, развивать электронный документооборот, широкополосный доступ в сеть Интернет.
3.2. Роль органов государственной власти региона в развитии ИТ-отрасли
Стратегией развития отрасли информационных технологий Российской Федерации обозначено, что государственная политика в отношении создания условий и обозначения приоритетов для развития ИТ-отрасли Российской Федерации во многом определит ее облик вплоть до 2025 года.
Правительство Ростовской области, следуя основным положениям данной Стратегии, уделяет особое внимание созданию условий для ускорения развития ИТ-отрасли Ростовской области.
В 2012 году создан Координационный совет по вопросам развития информационного общества и формирования электронного правительства в Ростовской области (далее – Координационный совет). Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 № 126 «О Координационном совете по вопросам развития информационного общества и формирования электронного правительства в Ростовской области» утверждены положение о Координационном совете и его состав. Возглавляет Координационный совет заместитель Губернатора Ростовской области, ответственный за развитие ИКТ.
Основными функциями Координационного совета являются:
подготовка предложений по определению основных направлений внедрения ИКТ и приоритетов финансирования проектов в данной сфере в Ростовской области;
координация работ по обеспечению перевода в электронную форму процесса предоставления государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Ростовской области, в части создания технологических условий для межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
обеспечение координации межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области на основе использования ИКТ;
подготовка предложений Губернатору Ростовской области по вопросам развития ИКТ и оказания государственных услуг в электронной форме.
Постановлением Правительства Ростовской области от 06.12.2012 № 1054 создана комиссия по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг и организации межведомственного взаимодействия в Ростовской области (далее – Комиссия), являющаяся коллегиальным органом.
Задачами Комиссии определены:
подготовка предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственных и муниципальных услуг, в части, касающейся исключения норм, препятствующих предоставлению таких услуг по принципу «одного окна»;
обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти Ростовской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными учреждениями – отделениями государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, многофункциональными центрами (МФЦ) и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Ростовской области, а также организации межведомственного взаимодействия;
рассмотрение проектов правовых актов и иных документов, связанных с организацией межведомственного взаимодействия;
подготовка предложений по организации межведомственного взаимодействия;
одобрение технологических карт межведомственного взаимодействия.
Кроме того, Правительство Ростовской области уделяет особое внимание развитию взаимодействия государственных структур, ИТ-предприятий региона и экспертного сообщества.
По инициативе министерства информационных технологий и связи Ростовской области в 2012 году создан Совет конструкторов ИТ-систем Ростовской области (далее – Совет конструкторов), в состав которого входят представители органов исполнительной власти, профильных учебных заведений и бизнес-сообщества. Совет конструкторов является коллегиальным совещательным органом, рассматривающим вопросы, связанные с определением приоритетных направлений развития информационно-телекоммуникационных технологий в Ростовской области.
С целью установления диалога между властью и обществом, а также учета мнения общественных объединений и иных некоммерческих организаций, представителей профессионального сообщества при решении наиболее важных вопросов в сфере ИКТ в 2013 году был создан общественный совет при министерстве информационных технологий и связи Ростовской области.
Также в 2013 году постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 594 утверждена государственная программа Ростовской области «Информационное общество», в которой отмечено, что, несмотря на стремительный рост спроса на информационные и телекоммуникационные технологии со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления Ростовской области, их внедрение не всегда приводит к пропорциональному повышению качества функционирования государственного аппарата. Между органами государственной власти и органами местного самоуправления Ростовской области сохраняется значительный разрыв в использовании ИКТ в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный, ведомственный характер.
Ведомственная разобщенность информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ростовской области приводит к дублированию информационных ресурсов, потере актуальности и достоверности информации, что в свою очередь ведет к дополнительным финансовым затратам. Для устранения данной проблемы следует проводить своевременную синхронизацию информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ростовской области.
При создании информационных систем не используется системный структурный проектный подход. Постановлением Правительства Ростовской области от 10.04.2014 № 231 «Об утверждении требований к учету и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств областного бюджета Ростовской области» определены требования к учету и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств областного бюджета Ростовской области. Согласно данному постановлению целями учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее – ИТКИ) являются:
обеспечение единства принципов создания, развития, модернизации и эксплуатации информационных систем и компонентов ИТКИ, приобретаемых за счет средств бюджета Ростовской области;
повышение эффективности использования ИКТ органами исполнительной власти Ростовской области.
Вместе с тем, отсутствие на уровне Правительства Ростовской области нормативного акта, определяющего уполномоченный орган и порядок координации мероприятий по использованию ИКТ, развитию, модернизации и эксплуатации информационных систем и ИТКИ, осуществляемых органами исполнительной власти Ростовской области (далее – ОИВ РО), не позволяет в полной мере создать эффективную систему проектного управления мероприятиями по информатизации в органах исполнительной власти.
Таким образом, уровень развития информационной инфраструктуры Ростовской области, использования ИКТ в производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности региона, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления безопасности жизнедеятельности населения. Однако анализ статистических данных показывает, что Ростовская область обладает хорошим потенциалом инновационного развития, в том числе развития ИТ-отрасли.
3.3. Основные цели и задачи развития ИТ-отрасли в Ростовской области
В Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года важная роль отводится развитию информационно-телекоммуникационной среды, современных технологий, способствующих повышению качества жизни населения и обеспечению устойчивого и стабильного социально-экономического развития Ростовской области.
Согласно Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2769-р, основными целями региональной информатизации являются:
повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;
выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации;
формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
На основании целей, указанных в вышеуказанных документах, определены цели развития ИТ-отрасли в Ростовской области:
повышение благосостояния и качества жизни населения области на основе развития современных ИКТ;
повышение эффективности и конкурентоспособности различных сфер экономики области в результате использования современных информационных технологий;
увеличение вклада отрасли информационных технологий области в валовый региональный продукт;
рост эффективности государственного управления, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в области.
Показатели совершенствования системы государственного управления, которые необходимо достичь к 2018 году, определены в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»:
уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг – не менее 90 процентов;
доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, – не менее 70 процентов.
Развитие информационного общества в Ростовской области базируется на следующих принципах:
создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры;
опережающее развитие информационной инфраструктуры относительно развития отраслей экономики;
обеспечение доступа граждан к информации, к использованию ИКТ;
повышение уровня безопасности при использовании ИКТ;
содействие развитию глобального информационного общества.
Задачи развития ИТ-отрасли в Ростовской области определены с учетом Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года:
развитие механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием ИКТ, включая использование единого и регионального порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями;
повышение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;
обеспечение информационной безопасности информационных систем, ИТКИ области и муниципальных образований;
развитие инфраструктуры технологических ИТ-кластеров области;
развитие механизмов поддержки малого предпринимательства в ИТ-сфере;
повышение уровня обеспеченности кадрами отрасли ИТ области, в том числе уровня подготовки ИТ-специалистов;
популяризация ИТ-профессии в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях области;
повышение грамотности населения в области ИТ;
повышение качества образования и здравоохранения на основе использования современных ИКТ;
применение современных средств ИКТ для сохранения и развития культурного наследия региона.
4. Основные направления развития ИТ-отрасли Ростовской области
4.1. Развитие технологического кластера Ростовской области
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, одним из основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации является формирование инновационных высокотехнологичных кластеров.
Федеральная поддержка формирования кластеров и создания инфраструктуры кластерного развития в России на текущий момент осуществляется на основании ежегодных приказов Министерства экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации на конкурсной основе предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В данном направлении в Ростовской области сформирована организационная инфраструктура развития информационных технологий, которая включает в себя коллегиальные органы при Правительстве Ростовской области и общественные организации, расположенные на территории Ростовской области.
Принимая во внимание высокие показатели по количеству исследований и разработок, а также потенциал инновационного развития Ростовской области, можно говорить о том, что в Ростовской области присутствуют необходимые условия для создания конкурентоспособных программных продуктов с высокой добавочной стоимостью. Создание ИТ-кластера и ИТ-парка Ростовской области будет способствовать формированию необходимой для этого среды, а также преодолению барьеров развития инновационного предпринимательства в Ростовской области.
При создании ИТ-кластера Ростовской области следует учитывать отечественный и зарубежный опыт: создание ИТ-кластеров в Кремниевой долине (США), Уральского, Казанского ИТ-кластеров, Астраханского, Санкт-Петербургского ИТ-парков.
Необходимым условием успешной работы при создании кластера является партнерство бизнеса, государственных структур, учреждений науки и высшего профессионального образования Ростовской области, а также венчурных и инвестиционных фондов, банков и представителей экспертного ИТ-сообщества.
Основной целью создания ИТ-кластера Ростовской области является повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Ростовской области путем получения прибыли за счет инновационных ИТ-разработок.
В связи с чем для формирования ИТ-кластера необходимо:
формировать инфраструктуру ИТ-кластера;
содействовать развитию инновационной деятельности;
обеспечивать ИТ-отрасль Ростовской области специалистами;
разрабатывать механизмы, направленные на объединение участников ИТ-кластера;
организовывать ИТ-сообщества.
В целях создания на территории Ростовской области ИТ-кластера реализованы следующие мероприятия: инновационные компании из сегмента малого и среднего предпринимательства осуществляют взаимодействие с учебными заведениями для создания типового подхода к формированию квалифицированных кадров, а также для привлечения их в процесс создания инновационных продуктов с последующей передачей молодых ИТ-компаний в бизнес-инкубатор в сфере ИТ.
Объединение в ИТ-кластер образовательных и научных учреждений, производственных предприятий и инновационных компаний, работающих в ИТ-отрасли, позволит сосредоточить на одной площадке значительный потенциал инновационного роста, включая высококвалифицированные кадры. Основные преимущества от совместной деятельности предприятий отрасли, которые станут участниками ИТ-кластера, будут выражаться в улучшении качественных и количественных показателей хозяйственно-экономической деятельности Ростовской области и, как следствие, в повышении уровня жизни населения. Кроме того, повышение эффективности взаимодействия между участниками ИТ-кластера будет способствовать активному развитию малого и среднего инновационного предпринимательства за счет коммерциализации разрабатываемых технологий. В результате в Ростовской области должны появиться инновационные компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения мирового уровня, выпускающие свои продукты для российского и международного рынков.
Кластерная политика Ростовской области должна быть нацелена на решение следующих задач:
формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение административных барьеров и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера;
формирование механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера за счет фокусирования и координации с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономического характера, способствующих:
поддержке развития малого и среднего предпринимательства;
инновационному и технологическому развитию;
развитию образовательной деятельности;
привлечению инвестиций;
развитию экспорта;
развитию транспортной и энергетической инфраструктуры;
развитию отраслей экономики;
формированию системы обеспечения методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерных проектов и инициатив.
Реализация указанных задач будет способствовать достижению следующих целей:
повышению конкурентоспособности предприятий и организаций Ростовской области, входящих в состав ИТ-кластера, на российском и международном рынках;
снижению административных барьеров для субъектов отрасли информационных технологий;
развитию научно-технической и производственной кооперации между субъектами ИТ-отрасли Ростовской области, а также эффективных механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере;
реализации мер, направленных на повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования, развитие сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;
привлечению ведущих мировых и российских ИT-компаний к участию в региональном ИT-кластере, обмену опытом и налаживанию долгосрочного сотрудничества;
формированию положительного имиджа ИT-кластера и субъектов ИT-отрасли Ростовской области.
Таким образом, ИТ-кластер Ростовской области должен соответствовать требованиям, предъявляемым к инновационным территориальным кластерам, которые характеризуются наличием:
научно-производственной цепочки, объединяющей участников кластера в одной или нескольких отраслях;
механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
Ключевыми задачами развития объединения в составе ИТ-кластера ведущих технологических учебных заведений и инновационных компаний, участников рынка информационных технологий Ростовской области, являются:
формирование высокотехнологичных стартапов выпускников;
развитие молодежного инновационного предпринимательства;
выход на мировой уровень конкурентоспособности в сфере образования и науки;
увеличение доли прорывных исследований и разработок мирового уровня;
развитие кооперации с производственной сферой.
ИТ-кластер нуждается в мерах, направленных на взаимодействие с отраслями экономики, что предполагает привлечение крупных российских и зарубежных компаний к развертыванию высокотехнологичных производств на базе имеющегося кадрового потенциала и исследовательской инфраструктуры ИТ-кластера.
Программа поддержки развития инновационных кластеров в Российской Федерации предусматривает комплексный подход к решению имеющихся задач.
В настоящее время государственная поддержка развития кластеров и территорий их базирования осуществляется в рамках нескольких инициатив федерального уровня, включая:
Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188;
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 1605;
Правила отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1119;
мероприятия федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 № 426;
подпрограмму «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна», включающую мероприятия министерства образования и науки Российской Федерации по стимулированию создания и развития инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и подпрограмму «Индустриальные парки» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков» установлены минимальные требования, которым должен соответствовать индустриальный парк (технопарк), для его включения в перечень проектов, отобранных для возмещения затрат.
Помимо участия в программах поддержки развития кластеров при создании регионального ИТ-кластера, принятых на федеральном уровне, следует активно привлекать к финансированию федеральные институты развития в инновационной сфере, прежде всего ОАО «РОСНАНО», Фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической̆ сфере, ОАО «Российская венчурная компания» («РВК»), Фонд Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ).
Для повышения привлекательности ИТ-кластера Ростовской области необходимо размещение в нем высокотехнологичного бизнеса, научных и образовательных организаций, а также комплексная государственная поддержка на федеральном и областном уровнях.
Формирование условий развития ИТ-кластера Ростовской области как зоны инновационного роста Ростовской области необходимо выделить в отдельную задачу, требующую разработки стратегии не менее чем на 10 лет (с учетом положений, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков»), предусматривающей, в том числе, выстраивание мер государственной поддержки и государственно-частного партнерства в инновационной, образовательной и производственной деятельности.
Для повышения количества компаний, ориентированных на освоение международного рынка, необходимо создать стартап-инкубаторы, призванные реализовывать и развивать интеллектуальные разработки программистов в новых высокотехнологичных компаниях. Выпускники инкубаторов смогут получить инвестиции и тиражировать программные продукты, конкурентоспособные не только в Российской Федерации, но и за рубежом.
Создание ИТ-кластера положительно повлияет на экономику Ростовской области, так как привлечение внешних денежных потоков будет способствовать увеличению числа рабочих мест для высококвалифицированных специалистов и исключит их массовую эмиграцию из Ростовской области. В долгосрочной перспективе функционирование ИТ-кластера должно обеспечить приток в Ростовскую область новых кадров из других ближайших регионов Российской Федерации.
Прогнозируется, что ИТ-кластер Ростовской области, состоящий из ИТ-парка, независимых ИТ-компаний региона и общественных организаций, можно будет сформировать к 2018 году.
Технологической площадкой регионального ИТ-кластера должен стать центр обработки данных (далее – ЦОД), который предоставит свои ресурсы и мощности для участников ИТ-кластера и ИТ-парка.
Региональный ЦОД, помимо технологической площадки для ИТ-кластера и ИТ-парка, может стать основой для создания единого информационного пространства в Ростовской области для информационных ресурсов Правительства Ростовской области, в том числе и для централизованного хранилища данных ситуационно-аналитического центра Правительства Ростовской области, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ростовской области. Существующие информационные системы, базирующиеся в локальных серверных, следует перевести в резервный режим для работы в аварийном случае.
При создании регионального ЦОДа необходимо предусмотреть возможность внедрения технологии виртуализации и «облачных» технологий для повышения эффективности и гибкости использования сетевого оборудования и аппаратного обеспечения, а также для эффективного управления и оптимизации ресурсов. Применение виртуализации позволит снизить капитальные и эксплуатационные расходы и значительно повысить скорость оперативной реакции сервисов ЦОДа.
В работе над проектом ЦОДа необходимо учитывать требования к его надежности, безопасности, использования современных технологий, а также предусмотреть варианты поэтапного модульного строительства ЦОДа и развертывания всей необходимой инфраструктуры. Принцип модульности строительства ЦОДа позволит сократить первоначальные расходы и свести к минимуму простаивающие площади и оборудование. Использование принципов модульности и масштабирования позволит строить ЦОД поэтапно и поэтапно вводить в эксплуатацию мощности для решения задач, стоящих перед ЦОДом.
Перевод потребления информационных ресурсов в «облачную» схему позволит снизить кадровый дефицит высококвалифицированных ИТ-специалистов в муниципальных образованиях и в органах исполнительной власти Ростовской области.
4.1.1. Создание ИТ-парка в Ростовской области
Ключевым звеном разрабатываемого ИТ-кластера станет ИТ-парк Ростовской области.
Непосредственное развитие концепции ИТ-парка проводится при координации уполномоченного Правительством Ростовской области органа исполнительной власти Ростовской области. Кроме того, при указанном уполномоченном органе необходимо создание экспертного органа, включающего в себя, в том числе, экспертов из бизнеса и ИТ-сообществ, профильных учебных заведений Ростовской области с правом формирования концепции ИТ-парка, проекта его технического наполнения информационно-коммуникационными технологиями, формулирования требований к его инфраструктуре, привлечения компаний к участию в качестве резидентов, условий для развития компаний и их ИТ-специалистов, привлечения инвестиций в ИТ-отрасль региона.
Цели создания ИТ-парка:
стимулирование развития информационных технологий в Ростовской области, в том числе роста экспорта продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью;
реализация программ бизнес-инкубирования компаний, содержащих инновационные идеи;
создание инфраструктуры, в которой малые инновационные компании и крупные транснациональные предприятия смогут найти сферы взаимовыгодного сотрудничества в области создания и развития высокотехнологичной ИТ-продукции;
создание партнерской сети с развитыми технологическими связями с университетами, научно-исследовательскими институтами, коммерческими организациями, осуществляющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
обеспечение взаимодействия высокотехнологичных ИТ-компаний и учебных заведений для улучшения образовательных программ по запросам отрасли, развитие кадрового рынка ИТ-отрасли, сокращение дефицита квалифицированных и инновационно-ориентированных ИТ-специалистов;
улучшение показателей построения информационного общества и уровня жизни населения Ростовской области за счет внедрения ИКТ.
Предполагается, что в полном виде ИТ-парк Ростовской области будет представлять собой комплекс зданий и объектов, включающий ЦОД, офисные помещения для размещения ИТ-компаний, производителей и интеграторов – как резидентов ИТ-парка, так и инвесторов, конференц-залы для проведения форумов и конференций, центр подготовки кадров, центр представления и реализации стартап-проектов, коворкинг-центр, выставочный центр, молодежный развивающий ИТ-центр.
Вместе с построением физического центра ИТ-парка в Ростовской области возможна организация взаимосвязанных ИТ-центров в других городах и развитых административных центрах области и обеспечение коммуникаций между ними. Эти центры будут решать задачи развития ИТ-отрасли в Ростовской области, в том числе выполнять сопровождение систем электронного правительства на муниципальном уровне. Такие ИТ-центры могут быть созданы в Новочеркасске, Таганроге, Шахтах, Волгодонске, Азове, Морозовске, Зернограде и других городах области.
На основе анализа деятельности первого стартап-инкубатора в ИТ-парке Ростовской области рекомендуется масштабировать концепцию, методологию развития ИТ-проектов в компании на другие крупные ИТ-центры Ростовской области: г. Таганрог, г. Новочеркасск, г. Волгодонск, г. Шахты.
Создание стартап-инкубатора в ИТ-парке Ростовской области будет способствовать структурному изменению экономики Ростовской области путем увеличения доли инновационной продукции с повышенной добавленной стоимостью. Это позволит создать рабочие места с более высокой оплатой труда и более высокой мотивацией, направленной на создание и использование в бизнесе новых знаний и технологий, что приведет к повышению уровня жизни населения.
Результатом деятельности ИТ-парка будет ускорение развития ИТ-отрасли в Ростовской области, создание новых компаний, привлечение инвестиций в Ростовскую область, увеличение доли ИКТ в валовом региональном продукте.
4.1.2. Повышение конкурентоспособности
ИТ-продукции в Ростовской области
Одной из актуальных мировых тенденций в области ИКТ является формирование глобального электронного пространства, а также появление виртуальных фирм, модернизация трудовых отношений (возможность удаленной работы). Повышение мобильности рабочей силы вызывает рост мирового рынка программного обеспечения и услуг (около 15 процентов в год).
Региональные структуры управления при поддержке развития ИТ-сферы должны следовать основным направлениям мер государственного регулирования и стимулирования ИТ-отрасли.
Таких направлений можно выделить три:
спрос пользователей и потребителей ИТ;
предложение поставщиков и производителей ИТ;
ликвидация разрыва между спросом и предложением.
В сфере спроса государственная поддержка может быть направлена на развитие информационной среды, изучение и развитие рынка, государственный маркетинг, консультативную помощь по внедрению ИТ-технологий, предоставление налоговых льгот, развитие системы государственных заказов на разработку программного обеспечения и оказание ИТ-услуг, укрепление и использование профессиональных ассоциаций.
В сфере предложения меры государственной поддержки могут быть направлены на стимулирование исследований и технологических разработок в области ИКТ (системы кредитования, налоговые льготы, развитие научно-исследовательских организаций), разработку программ развития экспорта, поддержку малых и средних предприятий, реализацию мероприятий по повышению качества программных продуктов и услуг, организацию и развитие ИТ-парков, укрепление и координацию деятельности профессиональных и торговых ассоциаций.
Развитие ИТ-компаний Ростовской области зависит от выбора стратегии разработки программного обеспечения.
Существуют четыре основных типа стратегий:
1-й тип – стратегия разработки программного обеспечения, при которой сотрудники ИТ-компаний рассматриваются как временной ресурс (человеко-часы), а вся интеллектуальная собственность принадлежит заказчикам. Компании, работающие в рамках такой модели, характеризуются следующими признаками:
продают услуги, а не продукт, то есть работают на проектной основе;
рост дохода осуществляется за счет увеличения количества сотрудников, повышения стоимости человеко-часа для заказчика и уменьшения стоимости человеко-часа исполнителя;
в большинстве проектов отсутствует инновационная составляющая.
В России данная модель представлена в г. Санкт-Петербург и г. Таганрог.
2-й тип – стратегия, которая требует интеллектуального вклада программистов, прибыль основывается на тиражировании разработанного программного продукта. Характеристики данной модели:
продажа собственного продукта (или продуктов);
рост дохода за счет увеличения объема продаж продукта может осуществляться без увеличения количества сотрудников и каких-либо дополнительных расходов;
продукт создается в единственном числе в виде программного кода, продаваться может бесконечное количество раз, себестоимость всегда равна затратам на создание первого экземпляра;
все крупные компании имеют свои исследовательские подразделения;
все успешные продукты, созданные по такой модели, являются инновационными.
Возникновение компаний, работающих по модели 2-го типа, чаще всего связано с ситуацией, когда сотрудники компании, работающей по 1-й модели, создают новое направление внутри компании, а затем выделяют его в отдельный бизнес, используя технологические наработки и опыт, полученные при разработке.
В зависимости от практического опыта разработчиков программный продукт, разработанный в рамках модели 2-го типа, может получиться не хуже и быть даже более востребованным на рынке, чем продукт инновационной деятельности и научных исследований.
Таким образом обе модели успешно себя показывают с финансовой точки зрения и должны использоваться в равной мере.
3-й тип (наиболее распространенный для российских регионов) – стратегия разработки программного обеспечения в рамках государственных заказов. Модель с минимальной добавленной стоимостью.
4-й тип – стратегия разработки собственного программного обеспечения и его вывод на российский рынок. Содержит все преимущества 2-й модели, но есть ограничение роста компаний, обусловленное объемом рынка российской аудитории. Редкие успешные проекты выходят на международные рынки.
Для значительного положительного изменения ИТ-сферы Ростовской области, наряду с разработкой программного обеспечения в рамках государственных заказов, необходимо стимулировать ИТ-компании к разработке собственных программных продуктов и выводу их на локальные и глобальные рынки.
В связи с этим целесообразно использовать модель 2-го типа с максимальной добавленной стоимостью.
Для выбора данной модели разработки программного обеспечения в Ростовской области созданы следующие условия:
высокий предпринимательский потенциал;
положительные примеры региональных продуктовых компаний, успешно работающих на российском рынке;
положительные примеры компаний из Ростовской области (например, в г. Таганрог), работающих на зарубежный аутсорсинг. Такие компании могут быстро использовать изученные технологии для создания собственных продуктов;
высокая прибыльность, так как права на интеллектуальную собственность остаются в Ростовской области;
строительство в Ростовской области международного аэропорта, позволяющего привлечь передовые отечественные ИТ-технологии и ИТ-продукты.
4.2. Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли Ростовской области
Дефицит кадров и недостаточный уровень их подготовки являются для Ростовской области существенным фактором, сдерживающим развитие ИТ-отрасли. В целях кадрового обеспечения развития ИТ-отрасли необходимо реализовать комплекс мер, позволяющих получить на рынке труда необходимое количество специалистов в области информационных технологий и повысить качество их подготовки.
4.2.1. Довузовское ИТ-образование
Общее и профильное образование в сфере информационных технологий является обязательной частью школьной программы.
Для развития кадрового потенциала в школах необходимо:
создание и комплексное развитие ИТ-классов для воспитания будущих высококвалифицированных кадров;
формирование системы повышения квалификации педагогов в ИТ-сфере;
создание условий для реализации практической проектной деятельности в ИТ-сфере.
Дополнительным направлением развития ИТ-образования в школах Ростовской области является подготовка подрастающего поколения к созданию своих собственных ИТ-проектов – школьных стартапов.
В сфере общего образования необходимо:
привлечение к работе со школьниками ученых, специалистов научно-исследовательских подразделений университетов;
совершенствование физико-математического образования и подготовки в ИТ-сфере;
поддержка общеобразовательных организаций, специализирующихся по этим направлениям;
расширение объема преподавания информационных технологий в общеобразовательных организациях;
увеличение количества общеобразовательных организаций, предусматривающих углубленное изучение информационных технологий;
увеличение количества учреждений дополнительного образования детей с ИТ-содержанием, кружков по компьютерной грамотности для детей от 8 лет и программированию и робототехнике от 11 лет;
проведение олимпиад по информатике и организация проектных конкурсов по направлениям «Робототехника» и «Информатика», подготовка проектов для конкурса «Россия – Ответственность – Стратегия – Технологии» и Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений среди школьников Intel-ISEF;
создание материальной и методической базы для эффективного изучения учащимися робототехники как дополнения к школьному курсу информатики;
создание методического комплекса по углубленному изучению информатики и программирования на основе дистанционных курсов в режиме реального времени;
организация летнего лагеря для учащихся, занимающихся робототехникой и информатикой.
Важными мероприятиями, направленными на развитие довузовского ИТ-образования, являются: конкурсы по прикладному программированию для школьников, школьные стартапы, фестивали робототехники на площадке регионального ИТ-парка, а также лекции о последних тенденциях ИТ-отрасли для учеников и педагогов школ.
Наиболее востребованные на сегодняшний день центры довузовского ИТ-образования в Ростовской области находятся в городах Ростове-на-Дону и Таганроге.
На базе ИТ-парка необходимо разработать и внедрить 4-ю ступень по направлению «Юный программист», где ученики могли бы работать в реальных проектах под руководством опытных практиков – представителей бизнеса. Таким образом, практически применяя знания в условиях реального рынка, ученики еще до поступления в высшие учебные заведения будут иметь представление, какие задачи им придется решать в будущем при выборе профессии программиста.
Используя имеющиеся ресурсы, необходимо более активно развивать в Ростовской области систему довузовского ИТ-образования.
4.2.2. ИТ-образование в высших учебных заведениях
В настоящее время существует несколько стадий формирования ИТ-образования в высших учебных заведениях: создание инфраструктуры, наполнение образовательными программами, развитие научной деятельности.
В большинстве вузов Ростовской области завершено формирование необходимой ИТ-инфраструктуры: сформированы компьютерные классы, обеспечен доступ к высокоскоростной сети Интернет. Ведется образовательная деятельность по ИТ-специальностям, но уровень образовательных программ зачастую не соответствует реальным потребностям работодателей. Должно пройти от трех до пяти лет, прежде чем в вузах от образовательной деятельности можно будет перейти к научной. Ускорить процесс можно, повышая качество и актуальность образовательных программ и увеличивая количество слушателей курсов.
Основными направлениями работы структур управления по развитию образования в области информационных технологий должны стать:
профессиональное развитие и повышение квалификации преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными стандартами;
расширение введения в образовательных организациях высшего образования практики для студентов в компаниях отрасли и стимулирование таких компаний к открытию кафедр в образовательных организациях высшего образования;
развитие в образовательных организациях высшего образования факультетов информационных технологий высокого уровня подготовки;
развитие центров профессиональной переподготовки специалистов смежных областей и центров повышения квалификации молодых специалистов в ИТ-сфере;
введение в образовательные программы технических специальностей дисциплин, позволяющих сформировать навыки ИТ-сферы;
усиление подготовки высококвалифицированных кадров (в первую очередь аспирантов и докторантов), необходимых для развития наиболее перспективных критических технологий в ИТ-области;
привлечение бизнеса в вузы для отбора абитуриентов, для консультаций по составлению учебных программ и для прохождения стажировок.
В настоящее время ИТ-компании Ростовской области сталкиваются с нехваткой специалистов и руководителей проектов, способных управлять исследованиями и разработками для создания новых продуктов и технологий. Образовательные учреждения, реализующие программы среднего и высшего профессионального образования, готовят неактуальных для рынка труда специалистов.
Актуальные проблемы ИТ-образования:
знания, которые студенты <