Приложение № 1
к распоряжению
Правительства
Ростовской области
от 24.08.2017 № 482
КОНЦЕПЦИЯ
по созданию и функционированию детского технопарка
«Кванториум» в Ростовской области на 2018 – 2020 годы
Исходя из объективных условий развития Российской Федерации, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, сформулированы приоритетные цели экономического развития, которые нашли отражение в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067. Одним из приоритетных направлений деятельности по развитию Российской Федерации является построение инновационной экономики.
Тенденции появления новых востребованных профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости модернизации системы дополнительного образования технической направленности. Сфера дополнительного образования должна стать инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, более привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы.
Основными факторами, замедляющими темпы развития технического творчества обучающихся в Ростовской области, являются следующие:
уровень материально-технической базы организаций дополнительного образования технического профиля, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к организации работы с детьми и молодежью низкий;
число квалифицированных педагогических работников, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, является недостаточным для удовлетворения потребностей региона;
система учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской деятельности, носит эпизодический характер;
учебно-методические комплексы к программам по техническому творчеству разработаны без учета современных требований.
Интенсивное развитие новых информационных технологий привело
к необходимости создания условий для вовлечения детей в техническую сферу деятельности. В связи с этим стала очевидной необходимость создания детского технопарка «Кванториума» на территории Ростовской области.
Техническое творчество на новом этапе развития должно стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность.
Основными целями и задачами деятельности детского технопарка «Кванториум» являются:
развитие современного научно-технического творчества в Ростовской области для подготовки инженерно-технических кадров;
создание единого образовательного пространства научно-технического творчества детей при сетевом взаимодействии образовательных организаций Ростовской области;
практическая подготовка обучающихся к жизни в современном обществе через формирование у детей изобретательского, креативного, критического и продуктивного мышления;
выявление талантливых детей и подростков в области технического творчества;
повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования технической направленности;
обновление содержания программ дополнительного образования в сфере технического творчества.
1. Организационно-правовая модель детского технопарка «Кванториум»
Детский технопарк «Кванториум» (далее – Технопарк) в Ростовской области предполагается организовать в форме структурного подразделения государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Ростовской области «Областной центр технического творчества учащихся» (далее – ОЦТТУ).
Основным видом деятельности Технопарка является обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным общеобразовательным программам с применением проектных методик. Выбор образовательных траекторий Технопарка определен с учетом вектора и перспектив развития региональной экономики Ростовской области.
Количество обучающихся в Технопарке в 2018 – 2020 годах – не менее 800 человек ежегодно.
Образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации могут использовать ресурсы Технопарка в качестве одного из инструментов подготовки и отбора мотивированных и подготовленных абитуриентов.
Региональной координирующей структурой реализации проекта создания и развития Технопарка является министерство общего и профессионального образования Ростовской области, основной функцией которого является принятие управленческих решений по оптимизации структуры Технопарка, координация процессов планирования и организации всех видов инновационной деятельности в рамках Технопарка.
В целях обеспечения эффективной работы Технопарка в его организационную структуру включены отделы, обеспечивающие следующие функции:
реализация услуг дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленностей;
организация научно-методической работы с педагогами дополнительного образования;
повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования через курсовую подготовку и систему семинаров;
организация круглогодичного цикла детских и молодежных технических соревнований;
выявление талантливых детей и подростков в области технического творчества;
проведение массовых мероприятий для всех возрастных категорий обучающихся;
разработка и реализация инновационных проектов в области дополнительного образования детей;
организация сетевого взаимодействия образовательных организаций с промышленными предприятиями;
популяризация инженерных и ИТ-профессий;
организация профильных лагерных смен.
Приоритетными направлениями обучения в Технопарке являются подготовка к участию в региональных, федеральных и международных соревнованиях, конференциях, фестивалях, конкурсах и других мероприятиях, а также работа над проектами (технологическими кейсами) в рамках реализации модели функционирования Технопарка с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики.
2. Направления деятельности Технопарка
В целях модернизации, инновационного и технологического развития экономики Ростовской области, повышения ее конкурентоспособности и во исполнение Комплексного плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 20.03.2012 № 1207п-П8, постановлением Правительства Ростовской области от 15.08.2014 № 563 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Ростовской области» утверждены следующие направления развития науки, технологий и техники Ростовской области в качестве приоритетных:
1. Авиационные и космические технологии.
2. Радиоэлектроника и приборостроение.
3. Робототехника, системы управления, навигации и связи.
4. Военные и двойные технологии.
5. Инфокоммуникационные технологии.
6. Энергосберегающие технологии.
7. Новые (интеллектуальные) материалы.
8. Станкостроение.
9. Биотехнологии (биомедицина, энергосбережение и аквакультура)
и экологическая безопасность.
В основе первого Технопарка заложена организационно-финансовая модель «Стандарт», предусматривающая ежегодное обучение не менее 800 детей и реализацию не менее 6 направлений естественнонаучной и технической направленности.
Квантумы и центры первого в Ростовской области Технопарка сформированы, опираясь на данное постановление Правительства Ростовской области. В Технопарке будут проводиться исследования по самым актуальным и приоритетным технологическим направлениям в регионе. Технопарк реализует 6 направлений: «IT-квантум», «Аэроквантум», «Робоквантум», «Промышленный дизайн», «Энерджиквантум», «Биоквантум», а также Хайтек.
Охват детей программами дополнительного образования научно-технической направленности не менее 800 человек в год. Из общего контингента обучающихся предполагается формирование не менее 15 команд - участников различных инженерных соревнований и конкурсов.
Для организации квантумов Технопарка планируется установка новейшего, высокотехнологичного научного и исследовательского оборудования.
3. Площадка Технопарка
Для создания Технопарка выделяются помещения общей площадью 982,2 кв. метра на территории федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» по адресу: город Ростов-на-Дону, площадь Гагарина, дом 1 (822,2 кв. метра) и ОЦТТУ по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. В. Закруткина, дом 67 (160 кв. метров).
Название квантума
|
Площадь (кв. метров)
|
«IT-квантум»
|
64,8
|
«Энерджиквантум»
|
80,2
|
«Робоквантум»
|
73,5
|
«Аэроквантум»
|
60
|
«Биоквантум»
|
123,6
|
«Промышленный дизайн»
|
59,6
|
Хайтек
|
100
|
3D-кинотеатр
|
135,6
|
Шахматная зона
|
100
|
Лекторий
|
184,9
|
Общая площадь
|
982,2
|
Технопарк предполагает наличие 10 помещений. Одно помещение выделено под «Аэроквантум». В нем располагаются лаборатория для проведения испытаний и учебная зона для проведения теоретических занятий и моделирования. В проектной траектории «Аэроквантум» команды работают над собственными проектами и решают инженерные задачи по проектированию, сборке и коммерческому применению беспилотных летательных аппаратов.
«IT-квантум» размещается в одном из помещений. В нем проводятся как теоретические, так и практические и исследовательские работы. Интенсивность развития сферы IT – одно из приоритетных направлений развития России. В рамках «IT-квантума» дети объединяются в команды IT-аналитиков: они знакомятся с законодательством в сфере IT, получают представление об ответственности в сфере информационной безопасности. Команды изучают операционные системы, сети и программное обеспечение для выявления их уязвимостей для незаконного проникновения и использования.
Отдельное помещение выделено под «Биоквантум», оно оборудовано для проведения теоретических, практических, лабораторных, исследовательских занятий по изучению флоры и фауны. В рамках данного образовательного направления дети могут попробовать свои силы в качестве начинающего биолога. Лаборатория «Биоквантума» оснащена современными приборами: микроскопами, гроубоксами, инкубаторами.
Зона «Робоквантума», расположенная в отдельном помещении, направлена на формирование навыков конструирования машин и механизмов, в одной аудитории команды детей могут проводить как разработку и обсуждение нового проекта, так и осуществлять конструирование моделей, их апробацию и проводить соревнования построенных моделей. Учащиеся проектной траектории «Робоквантум» учатся настраивать беспроводное аппаратное обеспечение, устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером, используя промышленные средства программирования, осваивают передовые технологии в области электроники, мехатроники и программирования, получают практические навыки их применения, учатся понимать принципы работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; развивают лидерские качества и аналитическое мышление.
В состав помещений Технопарка включен Хайтек – производственное помещение общего пользования, основной целью которого является создание комфортных условий для моделирования и конструирования. Хайтек спроектирован с учетом оптимизации используемого оборудования всеми технологическими направлениями образовательного процесса и оснащены высокоточным оборудованием, от станков до микроскопов, а также уникальным программным обеспечением для проведения экспериментов и демонстрации опытов, призваны создать среду для ускоренного технического развития детей.
Рядом с Хайтеком располагается квантум «Промышленный дизайн». В наше время предметы производства и быта создают не отдельные люди, а промышленность, заводы и целые индустрии, что позволяет сделать эти предметы более удобными и красивыми. Однако в условиях серьезной конкуренции мало сделать предмет удобным и красивым, он должен отвечать и на другие запросы потребителей. Образовательное направление «Промышленный дизайн» направлено на формирование у детей умения определять потребительскую нишу товара, прогнозировать запросы потребителей, попадать в стилистику бренда, создавать инновационный продукт, проектировать технологичное изделие в рамках заданной стоимости, проектировать предметы, которые будут радовать потребителя, предугадывать и опережать привычные потребности пользователей в своих областях.
Зона «Энерджиквантума» позволит детям провести исследование возможностей альтернативной энергетики, микрогенерации, био- и водородной энергетики, основ энергетических сетей и углубленное изучение радиоэлектроники и схемотехники. Обучающиеся смогут построить модель автомобиля на водородном двигателе, изготовить электромобиль-картинг, изучить основные детали радиоуправляемых автомоделей, а также получить навыки регулировки и точной настройки узлов и агрегатов.
Кроме помещений, в которых располагаются квантумы, первый в Ростовской области Технопарк включает обширное помещение, выделенное под лекторий, где планируется проводить практические занятия, лекции и мастер-классы. Одна из зон отведена под кинотеатр с возможностью демонстрации изображения в 3D. Также для посетителей предусмотрена шахматная зона для отдыха и проведения досуга.
Помещения Технопарка являются легкодоступными для работников и посетителей. Рядом со зданиями располагаются ключевые элементы инфраструктуры и остановки общественного транспорта.
4. Наличие интеллектуальных партнеров и
предприятий-партнеров из реального сектора экономики
Интеллектуальные партнеры, заинтересованные в создании и развитии Технопарка на территории Ростовской области:
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (далее – ЮФУ);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (далее – ДГТУ);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова»;
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения»;
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»;
государственное автономное учреждение Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования»;
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Донской промышленно-технический колледж (ПУ № 8) имени Б.Н. Слюсаря»;
публичное акционерное общество «Роствертол»;
закрытое акционерное общество «Комбинат крупнопанельного домостроения»;
Торгово-промышленная палата Ростовской области.
В 2016 году на территории Ростовской области создан многопрофильный научно-образовательный кластер – инновационная форма взаимодействия образовательных организаций, структур органов власти и бизнес-сообщества.
ДГТУ стал базовой площадкой проекта, которая обеспечивает его профессиональное, организационное и интеллектуальное сопровождение.
Целями создания кластера являются консолидация научно-образовательного, инновационного, организационного, административного потенциала организаций-участников, направленная на поддержку талантливой молодежи, совместная реализация просветительских
и популяризирующих науку проектов для поддержки и развития одаренных детей.
5. Опыт выполнения в Ростовской области масштабных
(общероссийских, межрегиональных) программ и проектов, кадровый
потенциал Ростовской области по дополнительному образованию
детей в естественнонаучном и техническом направлении
Ростовская область имеет богатый опыт по организации и проведению масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов.
На базе ДГТУ создан Региональный комплекс для одаренных детей и молодежи.
В рамках деятельности комплекса реализуется ряд образовательных проектов, нацеленных на выявление, развитие и сопровождение одаренных детей на основе современных научных методик и технологий обучения и воспитания:
«Детский университет» – проект, предназначенный для детей в возрасте от 5 до 14 лет, в рамках которого реализуются дополнительные общеобразовательные программы, направленные на формирование навыков проведения научно-исследовательской работы и самостоятельного принятия решений.
Основная цель Детского университета – формирование непрерывной системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью; создание необходимых условий для поддержки и развития талантливых детей, развитие у детей творческих способностей, фантазии и креативного мышления, а также расширение форм взаимодействия общеобразовательной и высшей школ.
Участником Детского университета может стать любой обучающийся образовательных организаций всех уровней образования в возрасте от 5 до 14 лет. В Детский университет принимаются лица на 1, 2 и 3 курс согласно возрастным категориям.
«Академия абитуриента» – проект, реализующий непрерывную целенаправленную работу с талантливой молодежью и объединяющий обучающихся образовательных организаций региона с 14 лет. Академия абитуриентов осуществляет комплексную подготовку слушателей высококвалифицированными педагогами по дополнительным общеобразовательным программам, направленным на совершенствование знаний, развитие интеллекта, умений и навыков учебно-исследовательской работы и ориентированным на сознательный выбор будущей профессии.
С 2016 – 2017 учебного года университет начал реализацию программ профильного обучения. Организована систематическая работа профессионально ориентированных классов на базе образовательных учреждений г. Ростова-на-Дону, обучение в которых осуществляется по специальным курсам с ориентацией на конкретную профессиональную сферу и на достижение школьниками образовательных результатов, необходимых для успешного продвижения на рынке труда.
Центр развития одаренных детей «МаксиУМ» – проект, предназначенный для обучающихся 8 – 11 классов образовательных организаций г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, достигших высоких результатов учебной и внеурочной деятельности (победители и призеры олимпиад, интеллектуальных конкурсов, отличники). Деятельность центра направлена на создание условий для углубленного изучения общеобразовательных предметов и обучения по программам дополнительного образования по профильным предметам, на повышение заинтересованности родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей, а также на мотивацию детей к личностному и профессиональному самоопределению и самореализации.
«Родительский университет» – проект, призванный помочь родителям получить качественные знания по вопросам воспитания и развития детей в разных возрастных группах. Образовательный проект реализуется по четырем модулям: педагогический, психологический, юридический, медицинский. К проведению занятий с родителями привлекаются квалифицированные педагоги, действующие юристы, педиатры, практикующие психологи.
В целях развития кадрового потенциала для сферы дополнительного образования детей технической направленности ОЦТТУ совместно с Академией педагогики и психологии ЮФУ реализуется совместный проект, в рамках которого студенты в период обучения по основной специальности в ЮФУ получают вторую специальность «Педагог дополнительного образования».
Образовательная программа учебного блока «Начальное конструирование и моделирование» в объеме 396 часов реализуется в рамках обучения студентов 1 и 2 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями по дополнительной специальности «Педагог дополнительного образования».
Программа реализуется в очной форме в течение 4 семестров (1 и 2 курс):
ОЦТТУ реализует практическую часть указанной программы в объеме 360 часов;
ЮФУ реализует теоретическую часть в объеме 36 часов в соответствии с утвержденным учебным планом.
После освоения студентом соответствующей образовательной программы и успешного прохождения итоговой аттестации выдается свидетельство об обучении по дополнительной специальности «Педагог дополнительного образования».
В Ростовской области успешно функционирует Региональный организационно-методический центр дистанционного образования для одаренных детей, в котором ежегодно обучаются 1100 детей из отдаленных сельских территорий. Система дистанционного обучения в центре состоит из 18 учебных модулей, в том числе естественнонаучной направленности, по специально разработанным профессорско-преподавательским составом ведущих вузов области программам с учетом индивидуальных особенностей детей. Обучение ведут доктора и кандидаты наук по 38 программам повышенной сложности.
ОЦТТУ является стажерской площадкой для педагогов дополнительного образования по авиамоделированию, судомоделированию, инженерной графике, конструированию и программированию роботов. В учреждении функционирует информационно-методический образовательный портал «Инновационные проекты, исследовательская деятельность и техническое моделирование» и очно-заочная школа «Дети, техника, творчество». На портале размещаются открытые уроки по техническому творчеству, проводятся консультации с обучающимися, публикуются сборники аналитических материалов, методические рекомендации в помощь методистам и педагогам дополнительного образования.
В рамках деятельности Регионального комплекса для одаренных детей и молодежи Ростовской области ежегодно проводится более 300 региональных масштабных мероприятий, нацеленных на интеллектуальное и творческое развитие детей и молодежи.
В 2016 и 2017 годах Ростовская область являлась базовой площадкой для проведения Всероссийского конкурса юных изобретателей и рационализаторов, Всероссийской научно-технической олимпиады по судомоделированию в классе радиоуправляемых яхт, Всероссийской научно-технической олимпиады по автомоделированию в классе радиоуправляемых моделей (открытая трасса).
На протяжении 10 лет Ростовская область занимала первое место в рейтинге субъектов Российской Федерации по количеству лауреатов премии Президента Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Научно-техническое творчество».
Начальник управления
документационного обеспечения
Правительства Ростовской области Т.А. Родионченко
Для корректного отображения документа в окне установите (обновите) программу Adobe Reader
Для корректного отображения документа в окне установите (обновите) программу Adobe Reader