Правительство Ростовской области
 

«Об итогах реализации государственной программы Ростовской области «Развитие здравоохранения» в 2015 году и этапах развития на 2016 год»

17 февраля 2016 г.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Доклад министра здравоохранения Ростовской области Т.Ю.Быковской

 

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые члены правительства!

Уважаемые присутствующие!

В рамках отведенного мне времени я остановлюсь на результатах реализации государственной программы Ростовской области «Развитие здравоохранения» в 2015 году и перспективах развития здравоохранения в текущем 2016 году.

Основной приоритет Программы - создание необходимых условий для сохранения здоровья жителей региона, а для этого необходимо обеспечить равнодоступность оказания медицинской помощи, своевременную профилактику, диагностику и лечение заболеваний с использованием современных медицинских технологий.

В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. В области успешно реализованы крупномасштабные проекты: национальный проект «Здоровье», областные долгосрочные целевые программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы» и «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011-2013 годы». Продолжилась модернизация отрасли и в рамках программы «Развитие здравоохранения».

В общей сложности с учетом средств фонда обязательного медицинского страхования в 2015 году в здравоохранение было проинвестировано 42,5 млрд. руб. (план – 43,3 млрд. руб.), в том числе средства федерального и областного бюджетов: план – 24,8 млрд. руб., факт – 24,7 млрд. руб. (99,9%).

Подтверждением эффективности вложенных в отрасль средств явились достигнутые качественные показатели.

По итогам работы в 2015 году все демографические показатели достигнуты (оперативные данные), в том числе:

- улучшено годовое целевое значение показателя «младенческая смертность» (план 8,0 на 1000 родившихся живыми, факт 6,6);

- снижен показатель «Смертность от болезней системы кровообращения» (план 753,4 на 100 тыс. населения, факт 617,1);

- улучшено плановое значение показателя «Смертность от новообразований (в том числе злокачественных)» (план 197,0 на 100 тыс. населения, факт 164,9); 

- ниже запланированного «дорожной картой» и показатели «Смертность от туберкулеза» (план 21,5 на 100 тыс. населения, факт 15,1) «Смертность от дорожно-транспортных происшествий» (план 10,3 на 100 тыс. населения, факт 7,3);

- показатель общей смертности улучшен по сравнению с 2014 годом, факт 2015 года -13,9 на 100 тыс. населения; факт 2014 года - 14,1 (а это 1 500 сохраненных жизней). Однако план - 13,8 не выполнен.  Нам не удалось выйти на установленные области планом по снижению смертности. Прежде всего, по причине недостаточной активности некоторых муниципальных образований. Снижение смертности имеет межведомственный характер и нужны усилия всех, а ряд муниципальных образований не справились (Матвеево-Курганский, Милютинский р-ны, г. Гуково, г. Зверево, Белокалитвенский, Верхнедонской).

Показатели (индикатор), (наименование)

 Ед. измерения

 План на 2015 год

Факт на 29.01.2016

(оперативные данные)

Младенческая смертность

на 1000 родившихся живыми

 

8,0

 

     6,6

Смертность от

болезней системы кровообращения

на 100 тыс. населения

 

753,4

 

    617,1

Смертность от дорожно-

транспортных происшествий

на 100 тыс. населения

 

10,3

 

      7,3

Смертность от новообразований

(в том числе от злокачественных)

на 100 тыс. населения

 

197,0

 

      164,9

Смертность от туберкулеза

   на 100 тыс.

    населения

 21,5

       15,1

Достижению целевых демографических показателей способствовала концентрация усилий органов исполнительной власти всего социального блока.

 В 2015 году  эта работа была продолжена работа по оптимизации коечной сети. В целях обеспечения исполнения показателей, утвержденных дорожной картой отрасли в целом по состоянию на 1 октября 2015 года оптимизированы 354 койки круглосуточных стационаров районных и городских больниц, из которых 201 койка перепрофилирована в койки дневного пребывания. В государственных учреждениях здравоохранения в 2015 году сокращено 78 круглосуточных коек, из которых 45 коек переведены в стационары дневного пребывания. Оптимизация сети медицинских учреждений направлена на увеличение мощности дневных стационаров и создание условий рационального использования коечного фонда.

В области организовано лечение пациентов, нуждающихся в реабилитации. В реабилитационных центрах и больницах развернуто 135 коек для взрослых и 115 детских коек.

Продолжается работа по развитию паллиативных коек. На конец 2015 года в медицинских учреждениях функционирует 1355 паллиативные койки, включая хоспис и койки сестринского ухода.

Эта работа проведена нами с учетом соблюдения принципа равнодоступности в оказании населению качественной медицинской помощи, который   всегда был и остается нашей первостепенной задачей. Проведенная реструктуризация коечного фонда позволила максимально приблизиться к целевым показателям «дорожной карты»: число дней работы койки в году - 329 (при целевом показателе - 327,2); средняя длительность лечения больного в стационаре - 12,0 (при целевом показателе - 12,0), а это в свою очередь дало возможность снизить затраты на дорогостоящую круглосуточную койку, максимально исключить не профильную госпитализацию.

В 2015 году в рамках дальнейшей модернизации отрасли проводились капитальные ремонты в медицинских учреждениях 8 муниципальных образований и в 3-х государственных учреждениях здравоохранения. В области сохранены все фельдшерско-акушерские пункты (1029)  и врачебные амбулатории (185), встроенные в существующую трехуровневую систему. Медицинские учреждения области получили 73 единицы дорогостоящего современного медицинского оборудования, в том числе:

- за счет областного бюджета на сумму 50 млн. руб. было закуплено 31 единица современного медицинского оборудования в РОКБ для трансплонтологии и 5 единиц на оснащение лечебных учреждений города к чемпионату мира 2018 года;

- за счет федерального бюджета оснащена туб.служба - 37 единиц современного медицинского оборудования для лабораторий.

   Продолжено оснащение медицинских учреждений санитарным автотранспортом. В 2015 году для областных медицинских учреждений  закуплено 15 единиц автотранспорта.    

Стала ближе к населению и высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП): расширен перечень учреждений ее оказывающих, и ежегодно увеличивается количество жителей, ее получивших. В 2015 году оказание ВМП осуществлялось уже в 17 медицинских учреждениях областного, муниципального подчинения, частных форм собственности,  а так же ведомственных за счет средств обязательного медицинского страхования (2013 - 5).  В 2015 году ВМП уже получили свыше 19 500 человек, в 2014 - 16 000. Впервые в области начато оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «трансплантология» на базе ГБУ РО «РОКБ»  всего выполнено 5  трансплантаций: пересажено  3 почки и 2 печени.

В целях привлечения медицинских специалистов в сельские районы области в 2015 году 130 медицинских работников получили компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей. В 2015 году принято на работу  65 врачей и 48 средних медицинских работников из Украины. Учащимся интернатуры и ординатуры из областного бюджета выплачивается стипендия в размере 5 тыс. руб. и 6 тыс. руб. соответственно. Целевой набор в Ростовский государственный медицинский университет в 2015 году составил 265 мест. В 2015 году за счет средств областного бюджета в размере 94 млн. руб., медицинским работникам (53 человека), оказана государственная поддержка по улучшению жилищных условий. В ходе реализации этих мероприятий достигнуты целевые показатели «дорожной карты»: увеличилась укомплектованность штатных врачебных должностей физическими лицами с 76,0% в 2014 году до 80,0% в 2015 году;  обеспеченность врачами на 10 тыс. населения увеличилась с 29,6 до 31,2; доля врачей моложе 36 лет увеличилась до 24,0%.

Сегодня все отрасли российской экономики работают в рамках исполнения майских указов Президента РФ, реализуют «отраслевые дорожные карты», направленные на повышение эффективности их функционирования, ставшие закономерным продолжением этапа модернизации. И здравоохранение не исключение.  В  ходе реализации отраслевой «дорожной карты» наши лечебные учреждения перешли на оплату труда по «эффективному контракту». Название говорит само за себя. Это позволило нам  более дифференцированно подойти к вопросу оплаты труда медиков с учетом качества работы, что, несомненно, дало возможность предъявлять к работникам обоснованные требования по результативности и эффективности работы.

В 2015 году обеспечен рост оплаты труда работников отрасли выше запланированных значений.

- врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги – 34350,3 руб. (139% к средней заработной платы по Ростовской области (по оценке – 24707,5 руб.) при целевом значении на год – 137%);

- среднего медицинского (фармацевтического) персонала – 20646,1 руб. (83,6% при целевом значении на год – 79,7%);

- младшего медицинского персонала – 13544,7 руб. (54,8 % при целевом значении на год – 52,4%).

В 2015 году нами проделана большая совместная работа вместе с  медицинским сообществом и общественными объединениями, направленая на повышение удовлетворенности населения оказанием медицинских услуг. Общественная оценка качества оказания услуг проводится силами Общественного совета при минздраве области и некоммерческих пациентских организаций.

Такой неформальный подход позволил нам в 2015 году увидеть глазами наших партнеров основные недостатки, над устранением которых нам придется работать в последующие годы.

На платформе социального партнерства на Дону активно формируется кластер инновационных технологий социального партнерства по профилактике и лечению социально-значимых заболеваний. Продолжена реализация проектов «Вместе мы сильнее!», «Тихий Дон - здоровье в каждый дом!». Проект по профилактике ВИЧ-инфекции в трудовых коллективах «Сохраним здоровье на рабочих местах» получил высокую оценку Минздрава РФ и включен в библиотеку лучшего российского опыта по формированию здорового образа жизни, а также рекомендован для внедрения в других регионах.

Работа по всем правлениям позволила в прошедшем году достигнуть заданных индикаторов здоровья.

И в текущем году мы продолжим заниматься всеми теми вопросами,  о которых я сказала выше.

Поэтому, перспективами развития здравоохранения на 2016 год являются:

Перспективы развития здравоохранения на 2016 год.

1. Достижение целевых показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»

2. Повышение доступности для населения  области высокотехнологичной медицинской помощи

3. Проведение рейтинговой оценки деятельности муниципальных образований Ростовской области в установленной сфере деятельности министерства

4. Обновление санитарного автопарка муниципальных учреждений здравоохранения.

5. Координация работы Территориального фонда ОМС Ростовской области и отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области по уточнению численности неработающих граждан и принять меры по оптимизации расходов областного бюджета

6. Проведение мониторинга достаточности ресурсного обеспечения муниципальных программ развития здравоохранения.

7. Эффективное использование имущества, находящегося в государственной собственности Ростовской области, закрепленного на праве оперативного управления за государственными и  казенными учреждениями Ростовской области.

 8. Развитие оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «травматология» в МБУЗ «ЦРБ» Белокалитвинского района, МБУЗ  «БСМП» г. Волгодонска

9. Организация совместных торгов в областных и муниципальных учреждениях здравоохранения с целью эффективного использования бюджетных средств.

10. Внедрение аудита технологий используемых в педиатрии во всех муниципальных образованиях области ( МБУЗ «ЦРБ» Белокалитвинского района, МБУЗ «ЦРБ» Егорлыкского района, МБУЗ «ЦРБ» Миллеровского района, МБУЗ «ЦРБ» Морозовского района, МБУЗ «ЦРБ» Неклиновского района, МБУЗ «ЦРБ» Орловского района, МБУЗ «ЦРБ» Сальского района, МБУЗ «ЦРБ» Семикаракорского района).

Кроме того, на 2016 год нами определены следующие направления нашей работы:

- Оптимизация средней продолжительности пребывания пациента на койке;

- Стимулирование медицинских организаций к эффективному управлению ресурсами и госпитализация более сложных и тяжелых пациентов, т.к. с 01.01.2016 здравоохранение переходит на новую систему финансирования в ОМС. И в этом процессе мы должны избежать проблем, а для этого необходимо обеспечить контроль за соблюдением страховых принципов.

Времена не выбирают, в них живут! Поэтому, в существующей экономической ситуации, мы продолжим реализовывать все направления развития отрасли, обеспечивая основные принципы донского здравоохранения: качество, равнодоступность и социальное партнерство!

Информация о расширенном заседании правительства Ростовской области 17.02.2016


Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Donland/Pages/View.aspx?pageid=125270&mid=130587&itemId=244

© Правительство Ростовской области, 2019
www.donland.ru