Новый сайт

«О государственной политике в сфере розничной торговли на территории Ростовской области»

20 марта 2019 г.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Доклад директора департамента потребительского рынка Ростовской области И.В.Теларовой

 

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые коллеги!

Потребительский рынок Ростовской области является одним из крупнейших в России и вносит весомый вклад в развитие экономического потенциала Ростовской области – формирует почти 20 % валового регионального продукта, обеспечивает поступление доходов в бюджетную систему, стимулирует предпринимательскую активность, обеспечивает рабочими местами порядка 470 тысяч человек, что составляет почти четверть занятого в экономике населения.

По итогам 2018 года оборот розничной торговли составил свыше 920,8 млрд рублей, что соответствует 6-му месту в рейтинге регионов России.

В торговой сфере зарегистрировано свыше 107 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На сегодняшний день Ростовская область – это более 42 тысяч торговых объектов:

- порядка 100 торговых центров, комплексов и гипермаркетов;

- более 32 000 стационарных торговых объектов, в том числе супермаркетов и «магазинов у дома»;

- более 6 600 нестационарных торговых объектов;

- порядка 500 объектов мобильной торговли;

- 54 розничных рынка;

- 564 ярмарочные площадки.

Площадь только стационарных предприятий торговли составляет более 3,1 млн квадратных метров.

Ростовская область характеризуется развитой многоформатной инфраструктурой оптовой и розничной торговли, обеспечивающей территориальную доступность и широкий ассортимент товаров, в том числе местных производителей.

Развитие потребительского рынка как в Российской Федерации, так и в Ростовской области осуществляется в соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 года, которая направлена на формирование и обеспечение функционирования многоформатной эффективной товаропроводящей системы посредством развития многоформатной инфраструктуры торговли.

Баланс достигается развитием таких торговых форматов как:

- стационарная торговля и сетевой ритейл;

- розничные рынки;

- нестационарная и мобильная торговля;

- ярмарочные мероприятия;

- дистанционная торговля.

Согласно действующему законодательству основным критерием оценки доступности товаров для населения и удовлетворения спроса на них является достижение нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Результаты мониторинга, проведенного департаментом потребительского рынка Ростовской области по итогам 2018 года, показали следующую ситуацию:

1) в целом по Ростовской области показатели фактической обеспеченности населения торговыми объектами превышают значения нормативов минимальной обеспеченности:

- обеспеченность площадью стационарных торговых объектов на 36,9 %;

- обеспеченность торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания в 2,8 раза;

- обеспеченность торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции – на 42,6 %;

- обеспеченность торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции – на 6,4 %.

2) вместе с тем:

- в 6 муниципальных районах не достигнут показатель обеспеченности площадью стационарных торговых объектов (Волгодонской, Красносулинский, Октябрьский, Пролетарский, Советский, Чертковский районы);

- в 51 поселении Ростовской области не достигнут норматив минимальной обеспеченности площадью торговых объектов местного значения;

- в Боковском и Советском районах отсутствуют павильоны и киоски по продаже продтоваров и сельскохозяйственной продукции, в 3 городских округах и 14 муниципальных районах данный показатель не достиг минимального значения;

- не выполнен норматив по обеспеченности торговыми площадями по продаже продукции общественного питания в 9 муниципальных районах, в том числе в 8 из них – указанные объекты вообще отсутствуют (Боковский, Верхнедонской, Зимовниковский, Куйбышевский, Мартыновский, Песчанокопский, Советский и Цимлянский районы);

- не выполнен норматив по минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции в
г. Батайске, г. Новошахтинске, Матвеево-Курганском, Семикаракорском, Заветинском и Ремонтненском районах, при этом в последних двух – указанные объекты вообще отсутствуют;

- показатель обеспечения площадью торговых мест по реализации продуктов питания на розничных рынках выполнен в 4 городских округах и 15 муниципальных районах; не выполнен в 3 городских округах и 6 районах; отсутствуют рынки в 5 городских округах и 22 районах.

В связи с этим, для нас и органов местного самоуправления приоритетом является выполнение указанных показателей, которые отражены в Стратегии-2030, при это уделив особое внимание тем городским округам и муниципальным районам, в том числе поселениям, где какой-либо из показателей не был достигнут.

Одним из важных форматов торговли, развитие которого осуществляется посредством современных технологических решений, возведением новых, отвечающих всем требованиям, объектов, а также модернизации старых торговых площадей, является стационарная торговля.

Из всего многообразия форматов стационарной торговли можно выделить несколько, которые успешно развиваются, в том числе на территории Ростовской области, это торговые центры, торгово-развлекательные комплексы, моллы, супер- и гипермаркеты, центры мелкооптовой торговли «Cash and Carry», магазины «у дома».

При этом, ключевую роль в развитии стационарной торговли принадлежит сетевым торговым предприятиям.

Увеличение доли сетевого ритейла – является мировым трендом развития потребительского рынка. В Российской Федерации наибольшая доля розничных торговых сетей в формировании товарооборота, а именно более 40 %, зафиксирована в 8 субъектах, в Ростовской области – 26,5 % (по итогам 2018 года).

Безусловно, у нас, как и в других регионах, достаточно остро стоит вопрос взаимодействия региональных предприятий-производителей с федеральными торговыми сетями. Результаты ежегодно проводимых исследований доли продукции областных производителей в общем объеме реализации аналогичной продукции в розничной торговой сети свидетельствуют, что в автономной рознице и региональных торговых сетях доля продаж донских товаров существенно выше, чем у федеральных ритейлеров.

Необходимо отметить, что положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации установлен запрет на какие-либо действия по принуждению или содействию участникам рынка к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров.

Вместе с тем, департаментом найдена и с 2013 года реализуется практика проведения закупочных сессий, обеспечивающая без нарушения требований действующего законодательства прямой диалог производителей и поставщиков с крупноформатными торговыми сетями, представленными на территории региона.

За 2017-2018 года проведено 14 закупочных сессий с представителями сетевого ритейла.

При этом, используется нестандартный подход в продвижении продукции местного производства – это проведение «Дней донского поставщика», а ряд торговых предприятий уже практикуют проведение «Недель донского производителя».

Применение такой практики позволяет:

- предприятиям-производителям оценить спрос потребителей, провести дополнительные рекламные акции и наладить деловые отношения с торговыми предприятиями;

- гражданам оценить продукцию местного производства.

Необходимо отметить, что работа в данном направлении усложняется изменениями требований федерального законодательства.

Например, в декабре 2018 года вступили в силу изменения Закона о торговле в части установления запретов на возврат поставщикам продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, что препятствует доступу потенциального поставщика на полку торговых предприятий.

В качестве дополнительного канала сбыта сельскохозяйственной продукции департаментом и органами местного самоуправления организованы ярмарки на парковочных площадках торговых центров и комплексов.

Таким образом, наша задача - совместно с профильными министерствами обеспечить дальнейший диалог предприятий-производителей и торговых предприятий в части увеличения доли представленности на потребительском рынке региона товаров местного производства.

Немаловажными каналами сбыта для сельхозпроизводителей являются розничные рынки и ярмарки.

Необходимо отметить, что в 2007 году в целях обеспечения перехода розничных рынков к более «цивилизованному» формату работы и упорядочению торговли на них на федеральном уровне был принят ряд законопроектов, в результате чего доля розничных рынков и ярмарок в целом по Российской Федерации снизилась с 20 % до 6 %, а количество рынков в целом по России сократилось почти в 5 раз: с 5 892 до 1 046 единиц.

В Ростовской области количество розничных рынков сократилось с 223 до 54, а доля розничных рынков в товарообороте региона сократилась с 20 %
до 9 %.

При этом, вчерашние рынки не ушли и не перепрофилировались, а лишь сменили вывески на ярмарки, торговые ряды, комплексы, что исключает обязанность по исполнению требований, предусмотренных законодательством о розничных рынках.

Несмотря на существенное снижение количества предприятий-представителей данного формата, на сегодняшний день действующие розничные рынки обеспечивают:

- функционирование более 20 тыс. торговых мест;

- поступления в консолидированный бюджет около 300 млн рублей в год налоговых платежей;

- объем продаж товаров – порядка 82 млрд рублей.

Наряду со сложившейся ситуацией, наблюдаются перегибы со стороны администраций муниципальных образований и уполномоченных контролирующих органов в отношении деятельности управляющих рынками компаний, в том числе имеются случаи нарушения порядка выдачи разрешений на право организации розничных рынков.

С 2016 года ведется активная работа с Минпромторгом России, в том числе были направлены законодательные инициативы от Ростовской области, департамент потребительского рынка Ростовской области вошел в состав рабочей группы при Минпромторге России по реформированию законодательства в области розничных рынков.

Таким образом, в целях сохранения и дальнейшего развития формата департамент в
2019 году планирует:

- продолжить взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по вопросу разработки механизма законодательного регулирования;

- внесение изменений в нормативные правовые акты регионального уровня.

В свою очередь, уполномоченным органам и органам местного самоуправления, на подведомственной территории которых еще сохранился этот формат, необходимо принять меры по:

- исключению любых видов давления и нарушений порядка выдачи разрешений на право организации розничных рынков;

- оказанию консультационной помощи при решении различных вопросов.

Что касается ярмарок, как важнейшей инфраструктуры для роста предпринимательской активности в малой торговле, а также мелком и среднем производстве, в первую очередь в производстве продуктов питания и сельскохозяйственном производстве, то на территории Ростовской области.

В 2018 году на территории Ростовской области организовано 564 ярмарочные площадки, предоставлено более 22 тыс. торговых мест, в том числе на бесплатной основе порядка 9 тыс. (или 39 %).

Ярмарки позволяют максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары небольших сельхозтоваропроизводителей, продукцию личных подсобных хозяйств и потребкооперации.

В свою очередь потребитель на регулярной основе получает свежую и доступную продукцию.

Отдельно необходимо обратить внимание на работу, которая проводится совместно с органами местного самоуправления в создании придорожной инфраструктуры ярмарочной торговли.

Совместные усилия позволили создать порядка 65 площадок для ведения цивилизованной придорожной торговли, тем самым ликвидировав очаги несанкционированной торговли на автомагистрали М-4 «Дон».

При этом, главам городских округов и муниципальных районов области необходимо обратить особое внимание на указанные площадки:

- в предсезонный период в части наведения порядка и приведения торговых объектов в надлежащий вид;

- и в период с апреля по ноябрь – в период повышенной активности незаконных торговцев.

Кроме того, на сегодняшний день в ряде муниципальных образований ярмарочная торговля не соответствует всем установленным требованиям.

В связи с этим, департаментом проводится работа по изменению подходов к организации ярмарок исходя из видов мероприятия. Например:

- на постояннодействующих ярмарках – это исполнение в полной мере требований безопасности и норм, предъявляемых к розничным рынкам;

- на сезонных ярмарках реализация исключительно сезонной продукции;

- а праздничные и тематические ярмарки должны быть приурочены исключительно к значимым памятным датам и праздникам.

В связи с изложенным в течение 2019 года нами планируется:

- увеличить количество ярмарочных дней, проводимых на площадках торговых комплексов, а также активизировать работу по организации ярмарок на площадках торговых центров и комплексов;

- провести работу по разработке требований к организации ярмарок по каждому виду мероприятия;

- организовать мониторинг действующих площадок на предмет их соответствия предъявляемым требованиям.

В свою очередь, прошу глав администраций городских округов и муниципальных образований обратить внимание на эти факты нарушений, провести серьезную работу по их устранению и приведению ярмарочных площадок в соответствие требованиям действующего законодательства.

Еще одним важным каналом сбыта продукции наших производителей и обеспечения шаговой доступности товаров первой необходимости социально-значимого сегмента, является нестационарная и мобильная торговля.

Необходимо отметить, что Ростовской области стала одним из первых субъектов Российской Федерации, которые приняли нормативный правовой акт в части регулирования нестационарной торговли, тем самым упростив порядок размещения нестационарных торговых объектов.

Основная цель принятия указанных актов –обеспечение граждан сельскохозяйственной продукцией и товарами местного производства в шаговой доступности, в том числе территорий где это необходимо.

К концу 2015 году на территории Ростовской области функционировали более 7,5 тысяч таких объектов.

Вместе с тем, что мы видим, начиная с 2016 года:

- незаконное, массовое и бесконтрольное размещение НТО на центральных улицах, пешеходных зонах и в непосредственной близости к местам массового нахождения людей (в т.ч. остановкам общественного транспорта) – что создает дополнительную угрозу жизни и здоровью граждан;

- нарушение требований пожарной безопасности при размещении НТО в жилых зонах;

- размещение под высоковольтными линиями электропередач;

- бездействие уполномоченных органов при демонтаже незаконно установленных НТО или подлежащих демонтажу (сносу);

- отсутствие учета нестационарных торговых объектов, размещаемых на земельных участках, находящихся в частной собственности.

Участились случаи возведения капитальных строений под прикрытием договора о размещении НТО с последующим «обрастанием» незаконно возведенными конструкциями рядом с таким объектом.

Учитывая имеющиеся полномочия органов местного самоуправления, в целях обеспечения законности функционирования каналов сбыта для сельскохозяйственной продукции и товаров местного производства главам городских округов и муниципальных районов необходимо:

- обратить внимание на случаи нарушения требований действующего законодательства в области размещения НТО, в том числе о которых было сказано выше;

- обеспечить учет нестационарных торговых объектов, размещенных на земельных участках, находящихся в частной собственности;

- организовать мониторинг действующих схем размещения и фактического расположения объектов на предмет выявления незаконно размещенных, а при выявлении таковых принять меры по их демонтажу.

Отдельно необходимо остановиться на формате мобильной торговли.

Данный формат занимает особое и крайне важное место в потребительской сфере, о чем было отмечено на встрече Президента Российской Федерации В.В. Путина и Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова в декабре 2018 года.

Но при этом, на сегодняшний в действующем законодательстве отсутствует понятие «мобильный торговый объект», в связи с чем департаментом разработан проект постановления Правительства Ростовской области, закрепляющий механизм размещения нестационарных торговых объектов на базе транспортных средств.

Документ проходит процедуру оценки регулирующего воздействия и планируется к принятию в июне текущего года.

Хочу обратить внимание, что мобильная торговля может носить совершенно разные функции для городских округов и сельских территорий.

При осуществлении деятельности в городских округах мобильные торговые объекты являются дополнительными объектами для городской инфраструктуры.

Вместе с тем, применительно к сельским территориям – автолавки являются иногда единственной возможностью приобрести товары первой необходимости.

За последние 2-3 года сфера торговли претерпела ряд существенных изменений:

- введение контрольно-кассовой техники, системы ветеринарного контроля «Меркурий», ЕГАИС;

- введение требований по обеспечению доступной среды для маломобильных групп населения;

- применение нового порядка обращения с отходами и многое другое.

Все выше изложенное привело к сокращению количества торговых объектов, что крайне остро отразилось на жителях отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.

На сегодня порядка жители 700 населенных пунктов Ростовской области обеспечивают себя продуктами питания и товарами первой необходимости с помощью работников «Почты России», социальной службы, коллективными поездками на такси в «булочную» соседнего села.

В связи с чем, развитие мобильной торговли чрезвычайно важно особенно для 44 тысяч наших граждан, проживающих в таких территориях.

На сегодняшний день департаментом потребительского рынка Ростовской области:

- сформирован перечень труднодоступных и малонаселенных пунктов области;

- определены территории, перспективные для открытия объектов сетевой торговли;

- организовано взаимодействие с операторами Интернет-торговли по обеспечению доставки товаров;

- ведется разработка механизма субсидирования деятельности по доставке продуктов питания и товаров первой необходимости в отдаленные населенные пункты. Данный вопрос потребует дополнительного финансирования из областного бюджета.

Таким образом, в этом году особое внимание будет уделено вопросам развития мобильной торговли и обеспечению населения населения труднодоступных и малонаселенных пунктов региона услугами торговли как в части законодательного регулирования, так и поддержки предприятий этой сферы.

Особое внимание в Стратегии развития торговой деятельности в Российской Федерации уделено такому показателю, как «уровень развития дистанционной торговли (прежде всего Интернет-торговли)».

Доступ населения к Интернету и телевидению, развитие системы почтовой и курьерской доставки, развитая и надежная (безопасная) система электронных платежей стали основными факторами, повлиявшими на развитие электронной торговли.

В России сегмент Интернет-торговли, по экспертным оценкам, занимает только 3-4 % от всего объема оборота розничной торговли, а это более
1 трлн. рублей, в Ростовской области – порядка 1 %.

Развитие Интернет-торговли также обеспечивается посредством строительства новых логистических и распределительных центров; расширения сети пунктов выдачи товаров.

В целях реализации стратегической инициативы «Умный потребительский рынок», которая по инициативе департамента включена в Стратегию-2030, планируется в текущем году создать на базе Геоинформационной системы Ростовской области электронный реестр объектов потребительского рынка.

Одной из целей, заложенных в Стратегии-2030, является увеличение оборота розничной торговли до 2 трлн рублей.

Однако, достижению этих показателей препятствует несанкционированная торговля.

Особое внимание необходимо уделить постоянным очагам «незаконной торговли и антисанитарии» с принятием уполномоченными органами на постоянной основе комплекса мер вплоть до ограничения лицам, допускающим правонарушения и не уплачивающими штрафы, выезда за границу Российской Федерации.

В связи с чем органам местного самоуправления необходимо регулярно принимать меры по выявлению и пресечению фактов осуществления торговли в неустановленных для этих целей местах, а также созданию благоприятных условий для развития всех форматов торговли, создавая баланс спроса и предложения, конкуренции и доступности каналов сбыта для производителей.

Таким образом, государственная политика в сфере розничной торговли на территории Ростовской области реализуется в полной мере и в соответствии с действующим законодательством.

Тренды развития торговой деятельности формируются в соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией-2030 и представлены в следующих направлениях:

- развитие стационарной торговли;

- сохранение и развитие розничных рынков;

- эволюция ярмарочной торговли;

- развитие нестационарной и мобильной торговли;

- развитие дистанционной торговли;

- и как следствие, достижение показателей, заложенных в Стратегии-2030.

Доклад окончен.

Смотри также:

Информация о заседании правительства Ростовской области 20.03.2019


Скачать:
Скачать файл в формате .doc (.doc 74 Кб, 20.03.2019 14:56:23)

Размещен:Размещено:
20.03.2019 14:56:08|
Изменено:
20.03.2019 14:57:27|
Количество просмотров:
334

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика