20 марта 2019 г.
Расширенное заседание Правительства Ростовской области
Доклад директора департамента потребительского рынка Ростовской области И.В.Теларовой
Уважаемый Василий Юрьевич!
Уважаемые коллеги!
Потребительский рынок Ростовской области является одним из крупнейших в России и вносит весомый вклад в развитие экономического потенциала Ростовской области – формирует почти 20 % валового регионального продукта, обеспечивает поступление доходов в бюджетную систему, стимулирует предпринимательскую активность, обеспечивает рабочими местами порядка 470 тысяч человек, что составляет почти четверть занятого в экономике населения.
По итогам 2018 года оборот розничной торговли составил свыше 920,8 млрд рублей, что соответствует 6-му месту в рейтинге регионов России.
В торговой сфере зарегистрировано свыше 107 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
На сегодняшний день Ростовская область – это более 42 тысяч торговых объектов:
- порядка 100 торговых центров, комплексов и гипермаркетов;
- более 32 000 стационарных торговых объектов, в том числе супермаркетов и «магазинов у дома»;
- более 6 600 нестационарных торговых объектов;
- порядка 500 объектов мобильной торговли;
- 54 розничных рынка;
- 564 ярмарочные площадки.
Площадь только стационарных предприятий торговли составляет более 3,1 млн квадратных метров.
Ростовская область характеризуется развитой многоформатной инфраструктурой оптовой и розничной торговли, обеспечивающей территориальную доступность и широкий ассортимент товаров, в том числе местных производителей.
Развитие потребительского рынка как в Российской Федерации, так и в Ростовской области осуществляется в соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 года, которая направлена на формирование и обеспечение функционирования многоформатной эффективной товаропроводящей системы посредством развития многоформатной инфраструктуры торговли.
Баланс достигается развитием таких торговых форматов как:
- стационарная торговля и сетевой ритейл;
- розничные рынки;
- нестационарная и мобильная торговля;
- ярмарочные мероприятия;
- дистанционная торговля.
Согласно действующему законодательству основным критерием оценки доступности товаров для населения и удовлетворения спроса на них является достижение нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Результаты мониторинга, проведенного департаментом потребительского рынка Ростовской области по итогам 2018 года, показали следующую ситуацию:
1) в целом по Ростовской области показатели фактической обеспеченности населения торговыми объектами превышают значения нормативов минимальной обеспеченности:
- обеспеченность площадью стационарных торговых объектов на 36,9 %;
- обеспеченность торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания в 2,8 раза;
- обеспеченность торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции – на 42,6 %;
- обеспеченность торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции – на 6,4 %.
2) вместе с тем:
- в 6 муниципальных районах не достигнут показатель обеспеченности площадью стационарных торговых объектов (Волгодонской, Красносулинский, Октябрьский, Пролетарский, Советский, Чертковский районы);
- в 51 поселении Ростовской области не достигнут норматив минимальной обеспеченности площадью торговых объектов местного значения;
- в Боковском и Советском районах отсутствуют павильоны и киоски по продаже продтоваров и сельскохозяйственной продукции, в 3 городских округах и 14 муниципальных районах данный показатель не достиг минимального значения;
- не выполнен норматив по обеспеченности торговыми площадями по продаже продукции общественного питания в 9 муниципальных районах, в том числе в 8 из них – указанные объекты вообще отсутствуют (Боковский, Верхнедонской, Зимовниковский, Куйбышевский, Мартыновский, Песчанокопский, Советский и Цимлянский районы);
- не выполнен норматив по минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции в
г. Батайске, г. Новошахтинске, Матвеево-Курганском, Семикаракорском, Заветинском и Ремонтненском районах, при этом в последних двух – указанные объекты вообще отсутствуют;
- показатель обеспечения площадью торговых мест по реализации продуктов питания на розничных рынках выполнен в 4 городских округах и 15 муниципальных районах; не выполнен в 3 городских округах и 6 районах; отсутствуют рынки в 5 городских округах и 22 районах.
В связи с этим, для нас и органов местного самоуправления приоритетом является выполнение указанных показателей, которые отражены в Стратегии-2030, при это уделив особое внимание тем городским округам и муниципальным районам, в том числе поселениям, где какой-либо из показателей не был достигнут.
Одним из важных форматов торговли, развитие которого осуществляется посредством современных технологических решений, возведением новых, отвечающих всем требованиям, объектов, а также модернизации старых торговых площадей, является стационарная торговля.
Из всего многообразия форматов стационарной торговли можно выделить несколько, которые успешно развиваются, в том числе на территории Ростовской области, это торговые центры, торгово-развлекательные комплексы, моллы, супер- и гипермаркеты, центры мелкооптовой торговли «Cash and Carry», магазины «у дома».
При этом, ключевую роль в развитии стационарной торговли принадлежит сетевым торговым предприятиям.
Увеличение доли сетевого ритейла – является мировым трендом развития потребительского рынка. В Российской Федерации наибольшая доля розничных торговых сетей в формировании товарооборота, а именно более 40 %, зафиксирована в 8 субъектах, в Ростовской области – 26,5 % (по итогам 2018 года).
Безусловно, у нас, как и в других регионах, достаточно остро стоит вопрос взаимодействия региональных предприятий-производителей с федеральными торговыми сетями. Результаты ежегодно проводимых исследований доли продукции областных производителей в общем объеме реализации аналогичной продукции в розничной торговой сети свидетельствуют, что в автономной рознице и региональных торговых сетях доля продаж донских товаров существенно выше, чем у федеральных ритейлеров.
Необходимо отметить, что положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации установлен запрет на какие-либо действия по принуждению или содействию участникам рынка к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров.
Вместе с тем, департаментом найдена и с 2013 года реализуется практика проведения закупочных сессий, обеспечивающая без нарушения требований действующего законодательства прямой диалог производителей и поставщиков с крупноформатными торговыми сетями, представленными на территории региона.
За 2017-2018 года проведено 14 закупочных сессий с представителями сетевого ритейла.
При этом, используется нестандартный подход в продвижении продукции местного производства – это проведение «Дней донского поставщика», а ряд торговых предприятий уже практикуют проведение «Недель донского производителя».
Применение такой практики позволяет:
- предприятиям-производителям оценить спрос потребителей, провести дополнительные рекламные акции и наладить деловые отношения с торговыми предприятиями;
- гражданам оценить продукцию местного производства.
Необходимо отметить, что работа в данном направлении усложняется изменениями требований федерального законодательства.
Например, в декабре 2018 года вступили в силу изменения Закона о торговле в части установления запретов на возврат поставщикам продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, что препятствует доступу потенциального поставщика на полку торговых предприятий.
В качестве дополнительного канала сбыта сельскохозяйственной продукции департаментом и органами местного самоуправления организованы ярмарки на парковочных площадках торговых центров и комплексов.
Таким образом, наша задача - совместно с профильными министерствами обеспечить дальнейший диалог предприятий-производителей и торговых предприятий в части увеличения доли представленности на потребительском рынке региона товаров местного производства.
Немаловажными каналами сбыта для сельхозпроизводителей являются розничные рынки и ярмарки.
Необходимо отметить, что в 2007 году в целях обеспечения перехода розничных рынков к более «цивилизованному» формату работы и упорядочению торговли на них на федеральном уровне был принят ряд законопроектов, в результате чего доля розничных рынков и ярмарок в целом по Российской Федерации снизилась с 20 % до 6 %, а количество рынков в целом по России сократилось почти в 5 раз: с 5 892 до 1 046 единиц.
В Ростовской области количество розничных рынков сократилось с 223 до 54, а доля розничных рынков в товарообороте региона сократилась с 20 %
до 9 %.
При этом, вчерашние рынки не ушли и не перепрофилировались, а лишь сменили вывески на ярмарки, торговые ряды, комплексы, что исключает обязанность по исполнению требований, предусмотренных законодательством о розничных рынках.
Несмотря на существенное снижение количества предприятий-представителей данного формата, на сегодняшний день действующие розничные рынки обеспечивают:
- функционирование более 20 тыс. торговых мест;
- поступления в консолидированный бюджет около 300 млн рублей в год налоговых платежей;
- объем продаж товаров – порядка 82 млрд рублей.
Наряду со сложившейся ситуацией, наблюдаются перегибы со стороны администраций муниципальных образований и уполномоченных контролирующих органов в отношении деятельности управляющих рынками компаний, в том числе имеются случаи нарушения порядка выдачи разрешений на право организации розничных рынков.
С 2016 года ведется активная работа с Минпромторгом России, в том числе были направлены законодательные инициативы от Ростовской области, департамент потребительского рынка Ростовской области вошел в состав рабочей группы при Минпромторге России по реформированию законодательства в области розничных рынков.
Таким образом, в целях сохранения и дальнейшего развития формата департамент в
2019 году планирует:
- продолжить взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по вопросу разработки механизма законодательного регулирования;
- внесение изменений в нормативные правовые акты регионального уровня.
В свою очередь, уполномоченным органам и органам местного самоуправления, на подведомственной территории которых еще сохранился этот формат, необходимо принять меры по:
- исключению любых видов давления и нарушений порядка выдачи разрешений на право организации розничных рынков;
- оказанию консультационной помощи при решении различных вопросов.
Что касается ярмарок, как важнейшей инфраструктуры для роста предпринимательской активности в малой торговле, а также мелком и среднем производстве, в первую очередь в производстве продуктов питания и сельскохозяйственном производстве, то на территории Ростовской области.
В 2018 году на территории Ростовской области организовано 564 ярмарочные площадки, предоставлено более 22 тыс. торговых мест, в том числе на бесплатной основе порядка 9 тыс. (или 39 %).
Ярмарки позволяют максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары небольших сельхозтоваропроизводителей, продукцию личных подсобных хозяйств и потребкооперации.
В свою очередь потребитель на регулярной основе получает свежую и доступную продукцию.
Отдельно необходимо обратить внимание на работу, которая проводится совместно с органами местного самоуправления в создании придорожной инфраструктуры ярмарочной торговли.
Совместные усилия позволили создать порядка 65 площадок для ведения цивилизованной придорожной торговли, тем самым ликвидировав очаги несанкционированной торговли на автомагистрали М-4 «Дон».
При этом, главам городских округов и муниципальных районов области необходимо обратить особое внимание на указанные площадки:
- в предсезонный период в части наведения порядка и приведения торговых объектов в надлежащий вид;
- и в период с апреля по ноябрь – в период повышенной активности незаконных торговцев.
Кроме того, на сегодняшний день в ряде муниципальных образований ярмарочная торговля не соответствует всем установленным требованиям.
В связи с этим, департаментом проводится работа по изменению подходов к организации ярмарок исходя из видов мероприятия. Например:
- на постояннодействующих ярмарках – это исполнение в полной мере требований безопасности и норм, предъявляемых к розничным рынкам;
- на сезонных ярмарках реализация исключительно сезонной продукции;
- а праздничные и тематические ярмарки должны быть приурочены исключительно к значимым памятным датам и праздникам.
В связи с изложенным в течение 2019 года нами планируется:
- увеличить количество ярмарочных дней, проводимых на площадках торговых комплексов, а также активизировать работу по организации ярмарок на площадках торговых центров и комплексов;
- провести работу по разработке требований к организации ярмарок по каждому виду мероприятия;
- организовать мониторинг действующих площадок на предмет их соответствия предъявляемым требованиям.
В свою очередь, прошу глав администраций городских округов и муниципальных образований обратить внимание на эти факты нарушений, провести серьезную работу по их устранению и приведению ярмарочных площадок в соответствие требованиям действующего законодательства.
Еще одним важным каналом сбыта продукции наших производителей и обеспечения шаговой доступности товаров первой необходимости социально-значимого сегмента, является нестационарная и мобильная торговля.
Необходимо отметить, что Ростовской области стала одним из первых субъектов Российской Федерации, которые приняли нормативный правовой акт в части регулирования нестационарной торговли, тем самым упростив порядок размещения нестационарных торговых объектов.
Основная цель принятия указанных актов –обеспечение граждан сельскохозяйственной продукцией и товарами местного производства в шаговой доступности, в том числе территорий где это необходимо.
К концу 2015 году на территории Ростовской области функционировали более 7,5 тысяч таких объектов.
Вместе с тем, что мы видим, начиная с 2016 года:
- незаконное, массовое и бесконтрольное размещение НТО на центральных улицах, пешеходных зонах и в непосредственной близости к местам массового нахождения людей (в т.ч. остановкам общественного транспорта) – что создает дополнительную угрозу жизни и здоровью граждан;
- нарушение требований пожарной безопасности при размещении НТО в жилых зонах;
- размещение под высоковольтными линиями электропередач;
- бездействие уполномоченных органов при демонтаже незаконно установленных НТО или подлежащих демонтажу (сносу);
- отсутствие учета нестационарных торговых объектов, размещаемых на земельных участках, находящихся в частной собственности.
Участились случаи возведения капитальных строений под прикрытием договора о размещении НТО с последующим «обрастанием» незаконно возведенными конструкциями рядом с таким объектом.
Учитывая имеющиеся полномочия органов местного самоуправления, в целях обеспечения законности функционирования каналов сбыта для сельскохозяйственной продукции и товаров местного производства главам городских округов и муниципальных районов необходимо:
- обратить внимание на случаи нарушения требований действующего законодательства в области размещения НТО, в том числе о которых было сказано выше;
- обеспечить учет нестационарных торговых объектов, размещенных на земельных участках, находящихся в частной собственности;
- организовать мониторинг действующих схем размещения и фактического расположения объектов на предмет выявления незаконно размещенных, а при выявлении таковых принять меры по их демонтажу.
Отдельно необходимо остановиться на формате мобильной торговли.
Данный формат занимает особое и крайне важное место в потребительской сфере, о чем было отмечено на встрече Президента Российской Федерации В.В. Путина и Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова в декабре 2018 года.
Но при этом, на сегодняшний в действующем законодательстве отсутствует понятие «мобильный торговый объект», в связи с чем департаментом разработан проект постановления Правительства Ростовской области, закрепляющий механизм размещения нестационарных торговых объектов на базе транспортных средств.
Документ проходит процедуру оценки регулирующего воздействия и планируется к принятию в июне текущего года.
Хочу обратить внимание, что мобильная торговля может носить совершенно разные функции для городских округов и сельских территорий.
При осуществлении деятельности в городских округах мобильные торговые объекты являются дополнительными объектами для городской инфраструктуры.
Вместе с тем, применительно к сельским территориям – автолавки являются иногда единственной возможностью приобрести товары первой необходимости.
За последние 2-3 года сфера торговли претерпела ряд существенных изменений:
- введение контрольно-кассовой техники, системы ветеринарного контроля «Меркурий», ЕГАИС;
- введение требований по обеспечению доступной среды для маломобильных групп населения;
- применение нового порядка обращения с отходами и многое другое.
Все выше изложенное привело к сокращению количества торговых объектов, что крайне остро отразилось на жителях отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.
На сегодня порядка жители 700 населенных пунктов Ростовской области обеспечивают себя продуктами питания и товарами первой необходимости с помощью работников «Почты России», социальной службы, коллективными поездками на такси в «булочную» соседнего села.
В связи с чем, развитие мобильной торговли чрезвычайно важно особенно для 44 тысяч наших граждан, проживающих в таких территориях.
На сегодняшний день департаментом потребительского рынка Ростовской области:
- сформирован перечень труднодоступных и малонаселенных пунктов области;
- определены территории, перспективные для открытия объектов сетевой торговли;
- организовано взаимодействие с операторами Интернет-торговли по обеспечению доставки товаров;
- ведется разработка механизма субсидирования деятельности по доставке продуктов питания и товаров первой необходимости в отдаленные населенные пункты. Данный вопрос потребует дополнительного финансирования из областного бюджета.
Таким образом, в этом году особое внимание будет уделено вопросам развития мобильной торговли и обеспечению населения населения труднодоступных и малонаселенных пунктов региона услугами торговли как в части законодательного регулирования, так и поддержки предприятий этой сферы.
Особое внимание в Стратегии развития торговой деятельности в Российской Федерации уделено такому показателю, как «уровень развития дистанционной торговли (прежде всего Интернет-торговли)».
Доступ населения к Интернету и телевидению, развитие системы почтовой и курьерской доставки, развитая и надежная (безопасная) система электронных платежей стали основными факторами, повлиявшими на развитие электронной торговли.
В России сегмент Интернет-торговли, по экспертным оценкам, занимает только 3-4 % от всего объема оборота розничной торговли, а это более
1 трлн. рублей, в Ростовской области – порядка 1 %.
Развитие Интернет-торговли также обеспечивается посредством строительства новых логистических и распределительных центров; расширения сети пунктов выдачи товаров.
В целях реализации стратегической инициативы «Умный потребительский рынок», которая по инициативе департамента включена в Стратегию-2030, планируется в текущем году создать на базе Геоинформационной системы Ростовской области электронный реестр объектов потребительского рынка.
Одной из целей, заложенных в Стратегии-2030, является увеличение оборота розничной торговли до 2 трлн рублей.
Однако, достижению этих показателей препятствует несанкционированная торговля.
Особое внимание необходимо уделить постоянным очагам «незаконной торговли и антисанитарии» с принятием уполномоченными органами на постоянной основе комплекса мер вплоть до ограничения лицам, допускающим правонарушения и не уплачивающими штрафы, выезда за границу Российской Федерации.
В связи с чем органам местного самоуправления необходимо регулярно принимать меры по выявлению и пресечению фактов осуществления торговли в неустановленных для этих целей местах, а также созданию благоприятных условий для развития всех форматов торговли, создавая баланс спроса и предложения, конкуренции и доступности каналов сбыта для производителей.
Таким образом, государственная политика в сфере розничной торговли на территории Ростовской области реализуется в полной мере и в соответствии с действующим законодательством.
Тренды развития торговой деятельности формируются в соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией-2030 и представлены в следующих направлениях:
- развитие стационарной торговли;
- сохранение и развитие розничных рынков;
- эволюция ярмарочной торговли;
- развитие нестационарной и мобильной торговли;
- развитие дистанционной торговли;
- и как следствие, достижение показателей, заложенных в Стратегии-2030.
Доклад окончен.
Смотри также:
Информация о заседании правительства Ростовской области 20.03.2019