27 июня 2018 г.
Расширенное заседание Правительства Ростовской области
Доклад заместителя губернатора Ростовской области Ю.С.Молодченко
7 мая текущего года Президентом России принят указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Новый майский указ Президента России по достижению в 2024 году национальных целей влечет за собой большой объем работы и касается всех сфер нашей жизни. Причем достижение этих целей возможно при консолидации усилий не только органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, но и бизнеса, общественных объединений, научного сообщества.
Необходимо отметить, что реализация 6-ти майских указов 2012 года остается актуальной. Задача органов власти - обеспечить достижение целевых показателей в 2018 году.
О национальных целях нового, 204-го, майского указа
Правительству России поручено обеспечить достижение до 2024 года 9 национальных целей:
1. Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения России;
2.Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
3. Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения;
4. Снижение в 2 раза уровня бедности;
5. Улучшение жилищных условий не менее
5 млн. семей ежегодно;
6. Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
7. Ускорение технологического развития, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % от их общего числа;
8. Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора;
9. Вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира.
Достижение таких масштабных целей потребует серьезных дополнительных ресурсов (не только финансовых, но и временных, трудовых, управленческих) и переформатирования управленческих подходов к решению задач.
О ресурсном обеспечении достижения национальных целей
Правительству России поручено до 1 октября т.г. утвердить Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года и прогноз социально-экономического развития до 2024 года, предусмотрев механизмы и ресурсное обеспечение достижения национальных целей.
Кроме того, Правительству России в соответствии с 204 указом (п.16) поручено ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать в приоритетном порядке бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов, а также обеспечить направление в приоритетном порядке дополнительных доходов федерального бюджета на их реализацию.
В федеральном бюджете появится специальный фонд развития, который «будет формироваться за счет больших объемов заимствований на финансовом рынке (порядка 3,5 трлн.рублей за 6 лет), а средства из него пойдут на развитие инфраструктуры, цифровой экономики, МСП» (цитата из доклада Антона Силуанова на Совете Федерации).
Свой вклад в реализацию указа может принести налоговый маневр. Правительством России подготовлены предложения по повышению с 2019 года ставки НДС с 18 до 20 %. Полученные дополнительные доходы будут направлены на реализацию национальных проектов в здравоохранении, образовании и других проектов социальной направленности.
О порядке разработки национальных проектов на федеральном уровне
В соответствии с национальными целями Правительству России, федеральным министерствам совместно с органами государственной власти субъектов поручено разработать национальные проекты (программы) по следующим 12 направлениям: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт.
В 2016-2017 годах в рамках проектного управления уже велась работа по приоритетным направлениям. С принятием 204 указа начата работа по интеграции федеральных приоритетных проектов (программ), с национальными проектами (программами).
Для организации работы по реализации указа Председателем Правительства России 22 мая текущего года принят перечень поручений, определяющий сроки и ответственных исполнителей по реализации пунктов указа.
Также Председателем Правительства России Д.А. Медведевым 4 июня текущего года утверждены методические указаниям по разработке национальных проектов (программ).
В дополнение к методическим указаниям Департаментом проектной деятельности Правительства России направлены разъяснения по заполнению форм паспортов национальных проектов (программ).
Все указанные документы аппаратом Правительства Ростовской области до региональных органов исполнительной власти.
О механизме и сроках разработки национальных проектов
В соответствии с п.2 методических указаний при разработке нацпроектов используется функциональная структура системы управления проектной деятельностью.
Хочу обратить внимание, что согласно поручению Медведева Д.А. формирование ведомственных проектных офисов в федеральных органах исполнительной власти и при необходимости в подведомственных организациях осуществляется с полной занятостью сотрудников и возложением на них задач по организации проектной деятельности. У нас, Василий Юрьевич, создан Совет при Губернаторе по проектному управлению, региональный проектный офис. Но, очевидно, требуется уточнение его задач и полномочий.
В соответствии с перечнем поручений Председателя Правительства федеральными министерствами по сферам деятельности в срок до 29 июня текущего года должны быть определены:
- динамика целевых показателей по годам;
- уточнен перечень задач, обеспечивающих достижение целей и целевых показателей;
- определены контрольные точки, обеспечивающие выполнение задач; определены источники и параметры финансирования;
- разработаны обеспеченные финансированием трехлетние детальные планы мероприятий;
- определены ответственные за реализацию национальных проектов.
Минфин и Минэкономразвития России до 6 июля т.г. должны представить предложения по источникам финансового обеспечения на период до 2024 года мероприятий нацпроектов, а также предложения по сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В Правительство России федеральными министерствами с участием органов государственной власти субъектов РФ должны быть представлены:
- проекты национальных проектов (программ) до 15 августа т.г.,
- проекты планов мероприятий по их реализации – до 1 октября т.г.
После 15 сентября т.г. должны поступить методические указания по реализации и мониторингу национальных проектов, разработка которых поручена заместителю Председателя Правительства России-Руководителю аппарата Константина Анатольевича Чуйченко. В указаниях должна быть прописана процедура согласования документов, подготавливаемых в рамках разработки и реализации национальных проектов в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве России.
О государственном управлении
Реализация 204 указа – это беспрецедентно сложные и дополнительные задачи для органов власти всех уровней. При том, что их временные, трудовые и финансовые ресурсы задействованы сегодня в полном объеме.
На федеральном уровне принято решение о полномасштабном внедрении проектного управления. Проектный подход, доказавший свою эффективность в корпоративном секторе, пока не стал в госаппарате обычной практикой решения сложных межведомственных задач. Об этом, Василий Юрьевич, Вы говорили в Инвестиционном послании в ноябре 2017 года.
То же касается и документооборота.
Длительные, избыточные и неэффективные бюрократические процедуры по согласованию документов реально забирают весь временной ресурс управленцев, чем создают риски для выполнения и снижают возможности для выработки креативных, нестандартных региональных проектов и программ, направленных на достижение целей Президентского указа.
Кроме того, угроза невыполнения контрольного поручения данного по внесенной инициативе не стимулирует госслужащих предлагать по-настоящему сложные, нестандартные инициативные проекты решений.
Эти задачи актуальны и на федеральном уровне. В перечне поручений Председателя Правительства России даны поручения Руководителю Аппарата по радикальному упрощению регламентных процедур, минимизации документооборота и отчетности, переходу на электронный формат взаимодействия участников проектной деятельности.
Об организации работы по реализации указа на региональном уровне
В соответствии с поступившими на сегодня федеральными поручениями и методическими указаниями областным органам исполнительной власти необходимо:
- проработать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти целевые показатели по региону, вопросы финансирования мероприятий;
- приступить к разработке региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов и достижение соответствующих целей;
Минэкономразвития области совместно с областными органами исполнительной власти необходимо организовать:
- проведение мониторинга хода реализации
204 указа Президента России, начиная с 2019 года;
- уточнение прогноза социально-экономического развития Ростовской области на период до 2024 года и до 2030 года.
О вопросах при реализации 204-го указа
Сегодня имеется неопределенность в понимании, как будет выстроена работа по формированию национальных проектов, их согласованию, предоставлению отчетности. В какой степени область будет вовлечена в разработку национальных проектов (программ).
В перечень поручений по данному вопросу включены пункты по организации взаимодействия с федеральными министерствами по курируемым направлениям, участии в согласовании целевых показателей, применительно к региону, обеспечении мероприятий нацпроектов необходимым финансированием. По мере выхода федеральных документов будем оперативно принимать или корректировать соответствующие управленческие решения на уровне региона. Пока есть время, специалисты министерств и муниципалитетов должны доскональным образом изучить методические рекомендации для того, чтобы качественно разработать региональные проекты, направленные на реализацию национальных и федеральных проектов и достижение соответствующих целей.
Еще раз обращаю внимание – принципиальное отличие в организации работы по реализации 204 указа от майских указов 2012 года заключается в использовании системы управления проектной деятельностью.
Предусматривается жесткая отчетность по вертикали, участие представителя от соответствующего федерального министерства в рассмотрении ключевых положений региональных проектов, применение системы отраслевых критериев с последующим формированием отраслевого рейтинга субъектов Российской Федерации.
Реализация 204 указа по достижению национальных целей и стратегических задач требует от всех нас максимальной мобилизации, реформаторского настроя, готовности к управлению изменениями.
Благодарю за внимание.
Смотри также:
Материалы заседания Правительства Ростовской области 27.06.2018