Новый сайт

«О мерах по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

27 июня 2018 г.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Доклад заместителя губернатора Ростовской области Ю.С.Молодченко

7 мая текущего года Президентом России принят указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Новый майский указ Президента России по достижению  в 2024 году  национальных целей влечет за собой большой объем работы и  касается всех сфер нашей жизни. Причем  достижение этих целей возможно при консолидации усилий не только органов исполнительной и законодательной власти всех уровней,  но и бизнеса, общественных объединений, научного сообщества.

Необходимо отметить, что реализация 6-ти майских указов  2012 года остается актуальной. Задача органов власти  -  обеспечить достижение целевых показателей в 2018 году.

О национальных целях нового, 204-го, майского указа

Правительству России поручено обеспечить достижение до 2024 года  9 национальных целей:

1. Обеспечение устойчивого  естественного роста численности населения России;

2.Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

3. Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения;

4. Снижение в 2 раза уровня бедности;

5. Улучшение жилищных условий не менее

5 млн. семей ежегодно;

6. Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

7. Ускорение технологического развития, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % от их общего числа;

8. Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора;

9. Вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира.

Достижение таких масштабных целей потребует  серьезных дополнительных  ресурсов (не только финансовых, но и временных, трудовых, управленческих) и переформатирования управленческих подходов к решению задач.

О ресурсном обеспечении достижения национальных целей

Правительству России поручено до 1 октября т.г. утвердить  Основные направления деятельности Правительства РФ  на период до 2024 года и прогноз социально-экономического развития до 2024 года, предусмотрев механизмы и ресурсное обеспечение достижения национальных целей.

Кроме того, Правительству России в соответствии с 204 указом (п.16) поручено ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать в приоритетном порядке бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов, а также обеспечить направление в приоритетном порядке  дополнительных доходов федерального бюджета  на  их реализацию.

В федеральном бюджете появится специальный фонд развития, который «будет формироваться за счет больших объемов заимствований на финансовом рынке (порядка 3,5 трлн.рублей за 6 лет), а средства из него пойдут на развитие инфраструктуры, цифровой экономики, МСП»  (цитата из доклада  Антона Силуанова на Совете Федерации).

Свой вклад в реализацию указа может  принести налоговый маневр. Правительством России подготовлены предложения по повышению с 2019 года ставки НДС с 18 до 20 %. Полученные дополнительные доходы будут направлены на реализацию национальных проектов в здравоохранении, образовании и других  проектов социальной направленности.

О порядке разработки национальных проектов на федеральном уровне

В соответствии с национальными целями Правительству России, федеральным министерствам совместно с органами государственной власти субъектов поручено  разработать  национальные проекты (программы) по следующим 12 направлениям: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт. 

В 2016-2017 годах в рамках проектного управления уже велась работа по приоритетным направлениям. С принятием 204 указа  начата работа по интеграции федеральных приоритетных проектов (программ), с национальными проектами (программами).

Для организации работы по реализации  указа Председателем Правительства России 22 мая текущего года принят перечень поручений, определяющий сроки и ответственных исполнителей по реализации пунктов указа.

Также Председателем Правительства России Д.А. Медведевым 4 июня текущего года утверждены методические указаниям по разработке национальных проектов (программ).

В дополнение к методическим указаниям Департаментом проектной деятельности Правительства России направлены разъяснения по заполнению форм паспортов национальных проектов  (программ).

Все указанные документы аппаратом Правительства Ростовской области до региональных органов исполнительной власти.

О механизме и сроках разработки национальных проектов

В соответствии с п.2 методических указаний при разработке нацпроектов используется функциональная структура системы управления проектной деятельностью.

Хочу обратить внимание, что согласно поручению Медведева Д.А. формирование ведомственных проектных офисов в федеральных органах исполнительной власти и при необходимости в подведомственных организациях осуществляется с полной занятостью сотрудников и возложением на них задач по организации проектной деятельности.  У нас, Василий Юрьевич, создан Совет при Губернаторе по проектному управлению, региональный проектный офис. Но, очевидно, требуется уточнение его задач и полномочий.

 В соответствии с перечнем поручений Председателя Правительства федеральными министерствами по сферам деятельности в срок до 29 июня текущего года должны быть определены:

-  динамика целевых показателей по годам;

- уточнен перечень задач, обеспечивающих достижение целей и целевых показателей;

- определены контрольные точки, обеспечивающие выполнение задач; определены источники и параметры финансирования;

- разработаны обеспеченные финансированием трехлетние детальные планы мероприятий;

- определены ответственные за реализацию национальных проектов.

Минфин и Минэкономразвития России до 6 июля т.г.   должны представить предложения по источникам финансового обеспечения на период до 2024 года мероприятий нацпроектов, а также предложения по сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Правительство России федеральными министерствами с участием органов государственной власти субъектов РФ должны быть представлены:

- проекты национальных проектов (программ) до 15 августа т.г.,

- проекты планов   мероприятий   по    их реализации –   до 1 октября т.г.

После 15 сентября т.г. должны поступить методические указания по реализации и мониторингу национальных проектов, разработка которых поручена заместителю Председателя Правительства России-Руководителю аппарата Константина Анатольевича Чуйченко.  В указаниях должна быть прописана процедура согласования документов, подготавливаемых в рамках разработки и реализации национальных проектов в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве России.

О государственном управлении

Реализация 204 указа –  это беспрецедентно  сложные и дополнительные задачи для органов власти всех уровней.  При том, что их временные, трудовые и финансовые ресурсы задействованы  сегодня в полном объеме.

На федеральном уровне принято решение о полномасштабном внедрении проектного управления.  Проектный подход, доказавший свою эффективность в корпоративном секторе, пока не стал в госаппарате обычной практикой решения сложных межведомственных задач. Об этом, Василий Юрьевич,  Вы говорили в Инвестиционном послании  в ноябре 2017 года.

То же касается и документооборота.

Длительные, избыточные и неэффективные бюрократические процедуры по согласованию  документов  реально забирают весь временной ресурс  управленцев, чем создают риски  для выполнения и снижают возможности для выработки креативных, нестандартных региональных проектов и программ, направленных на достижение целей Президентского указа.

Кроме того, угроза невыполнения контрольного поручения данного по внесенной инициативе не стимулирует госслужащих предлагать по-настоящему сложные, нестандартные инициативные  проекты решений.

Эти задачи актуальны и на федеральном уровне. В перечне поручений Председателя Правительства России даны поручения Руководителю Аппарата по радикальному упрощению регламентных процедур, минимизации документооборота и отчетности, переходу на электронный формат взаимодействия участников проектной деятельности.

Об организации работы по реализации указа на региональном уровне

В соответствии с  поступившими   на сегодня федеральными поручениями и методическими указаниями областным органам исполнительной власти  необходимо:

- проработать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти целевые показатели по региону, вопросы финансирования мероприятий;

-  приступить к разработке региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов и достижение соответствующих целей;

Минэкономразвития области совместно с областными органами исполнительной власти  необходимо организовать:

- проведение мониторинга хода реализации

204 указа Президента России, начиная с 2019 года;

- уточнение прогноза социально-экономического развития Ростовской области на период до 2024 года и до 2030 года.

О вопросах при реализации 204-го указа

Сегодня имеется неопределенность в понимании, как будет выстроена работа по  формированию национальных проектов, их согласованию, предоставлению отчетности. В какой степени область будет  вовлечена в разработку национальных проектов (программ). 

В  перечень поручений по данному вопросу включены пункты по организации взаимодействия с федеральными министерствами по курируемым направлениям, участии в согласовании целевых показателей, применительно к региону, обеспечении мероприятий нацпроектов необходимым финансированием. По мере  выхода  федеральных документов  будем  оперативно принимать  или корректировать соответствующие управленческие решения  на уровне региона. Пока есть время, специалисты министерств и муниципалитетов должны доскональным образом изучить методические рекомендации для того, чтобы  качественно разработать региональные проекты, направленные на реализацию национальных и федеральных проектов и достижение соответствующих целей.

Еще раз обращаю внимание – принципиальное отличие  в организации работы  по реализации 204 указа от майских указов 2012 года заключается  в  использовании системы управления проектной деятельностью.

Предусматривается жесткая отчетность по вертикали, участие представителя от  соответствующего федерального министерства  в рассмотрении ключевых положений региональных проектов, применение системы отраслевых критериев с последующим формированием отраслевого рейтинга субъектов Российской Федерации.

Реализация 204 указа по достижению национальных целей и стратегических задач требует от всех нас максимальной мобилизации, реформаторского настроя, готовности к управлению изменениями. 

Благодарю за внимание.

Смотри также:

Материалы заседания Правительства Ростовской области 27.06.2018


Скачать:
Скачать файл в формате .doc (.doc 46 Кб, 27.06.2018 16:24:14)

Размещен:Размещено:
27.06.2018 16:23:54
|
Количество просмотров:
2099

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика