23 мая 2018 г.
Расширенное заседание Правительства Ростовской области
Доклад министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области А.Ф.Майера
Уважаемый Василий Юрьевич!
Уважаемые присутствующие!
Новая система обращения с отходами включает в себя два направления:
1-е. Создание системы - выбор регионального оператора, который будет осуществлять полный цикл работы с твердыми коммунальными отходами: сбор, перемещение, обработку и захоронение.
Его реализация входит в полномочия органа исполнительной власти субъекта. Вопрос реализуется непосредственно министерством жилищно-коммунального хозяйства.
2-е направление. Создание инфраструктуры – строительство объектов отходоперерабатывающих комплексов. В Ростовской области их восемь (полигонов, мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций, объектов переработки вторичного сырья).
Реализуется министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с инвесторами и органами местного самоуправления.
С последнего совещания, на котором мы докладывали об организации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами прошло 8 месяцев.
Что сделано за это время.
По первому направлению - созданию системы.
Федеральное законодательство постоянно меняется. Последние изменения были внесены 31 декабря 2017 года Федеральным законом № 503-ФЗ.
С учетом всех изменений, министерством на 100% исполнены все контрольные даты, срок исполнения по которым уже наступил.
В итоге утверждены:
- правила деятельности регионального оператора;
- порядок сбора ТКО, в т.ч. раздельный;
- нормативы накопления ТКО.
Проведены конкурсы и заключены́ соглашения с региональными операторами по всем 8-ми зонам межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов.
Для этого по каждой зоне разработана конкурсная документация, определена приведенная стоимость услуг региональных операторов на весь период деятельности.
Теперь по контрольным точкам, срок исполнения которых ещё не наступил.
До 1 июля региональные операторы должны:
определить всех участников рынка – возчиков, организации эксплуатирующие полигоны и заключить договоры с ними и собственниками отходов;
разработать предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и направить их в орган регулирования.
Мероприятия уже выполнены тремя регоператорами – Волгодонского, Новочеркасского и Красносулинского МЭОК.
По оставшимся МЭОК будут выполнены в установленные сроки.
Вторая дата - 1 января 2019 года. Это срок, начиная с которого система должна полностью заработать в регионе.
Началом деятельности регионального оператора и новой системы на территории каждого отдельного МЭОК считается установление тарифа.
По этому вопросу мы также видим, что тремя МЭОК мероприятие будет выполнено с опережением.
С учётом сроков рассмотрения предложений органами регулирования, региональный оператор Волгодонского МЭОК планирует начать свою деятельность с 1 июля.
Новочеркасского и Красносулинского МЭОК - с 1 сентября.
Остальные - с 1 января 2019 года.
Что касается тарифной политики.
Ситуация на сегодняшний день следующая.
В некоторых населенных пунктах есть плата за сбор, транспортировку и захоронение отходов. В некоторых – есть только сбор и транспортировка. В некоторых вообще нет никакой платы.
Поэтому изменение тарифа будет.
Есть два фактора, наиболее существенно влияющих на размер тарифа. Это:
- применяемые технологии;
- и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую раньше платили только юрлица, в соответствии с новым законодательством будут платить все.
Вопрос по технологиям проработан с инвесторами, применены самые оптимальные.
Темой платы за негативное воздействие мы начали заниматься с прошлого года. Вопрос проработан с Минстроем РФ. Несколько раз поднимался на уровне Государственной Думы. В итоге вносятся соответствующие изменения в законодательство, указанный показатель будет снижен в 7 раз.
Перейду ко второму направлению –созданию инфраструктуры.
Уважаемые Главы, обращаю внимание, что в соответствии с действующим законодательством за вами определена обязанность по организации контейнерных площадок и приобретение контейнеров.
Строительство объектов МЭОК предусмотрено за счёт внебюджетных средств в рамках подпрограммы «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами» госпрограммы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» (утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595).
Объем внебюджетных средств составляет:
в 2017 году план – 132,4 млн. рублей, исполнен на 100%.
в 2018 году – запланировано 2,3 млрд. рублей;
в 2019 году – 5,2 млрд. рублей.
Ранее, Василий Юрьевич, у нас были проблемы с реализацией взятых на себя обязательств двумя инвесторами.
Сегодня, мы в рамках заключенных соглашений с региональными операторами предусмотрели ответственность за неисполнение обязательств.
В этом случае регоператор лишается статуса и несёт финансовую ответственность средствами, обеспеченными банковской гарантией.
Суммы доходят до 108 млн. рублей.
В итоге, новые инвесторы за последние 8 месяцев выполнили значительно больше, чем предыдущие за два года.
Как на сегодня обстоят дела с инфраструктурой.
В начале мая заложен камень начала строительства Волгодонского МЭОК. Инвестор – ООО «Экоцентр».
Это первый комплекс, где началось строительство.
В его состав войдут:
- сортировочные линии с оптическими датчиками;
- сепараторы (роторные, магнитные);
- площадка биокомпостирования для обработки органических отходов;
- полигон для размещения отходов, состоящий из 3 карт (1 под захоронение неутильной части ТКО; 2-3 карты для захоронения промышленных отходов).
- площадка для переработки крупногабаритных отходов - путем их шредирования;
- комплекс по переработке полимерных отходов.
Работы идут в плане, ежедневно на объекте работает 23 единицы техники.
До конца недели на строительной площадке будут установлены камеры, позволяющие в режиме реального времени получать информацию о ходе работ.
По Сальскому МЭОК инвестор - ООО «Экоцентр».
Принято решение о привязке разработанного проекта по строительству в Волгодонском МЭОК, который прошел государственную и экологичекую экспертизы к земельному участку, определенному под строительство Сальского МЭОК.
Это позволит оптимизировать сроки строительства.
Срок получения экспертизы - конец 2018 года. Строительно-монтажные работы - 2019 год.
По Мясниковскому МЭОК инвестор – ООО «ГК Чистый город».
До конца текущего года будет введён в эксплуатацию сортировочный комплекс и площадка временного накопления отходов. До конца 2019 года построены карты полигона ТКО и биокомпостирования.
По Морозовскому МЭОК инвестор - ООО «Экоцентр».
Это самый маленький комплекс по объему производимого мусора.
Поэтому министерством совместно с инвестором проработан вопрос оптимизации затрат.
В итоге будет модернизирован существующий санкционированный полигон: в этом году установлен сортировочный комплекс; в 2019 году - расширена карта полигона, организована площадка для компостирования. Вторичное сырье будет отбираться и направлять на переработку.
По Неклиновскому МЭОК инвестор – ООО «Экотранс».
Инвестором приобретён земельный участок под размещение мусороперерабатывающих комплексов. Проведены публичные слушания. В июне будут завершены мероприятия по переводу категории земельного участка в земли промышленности. Параллельно ведётся разработка проекта и инженерные изыскания с завершением в 4 квартале 2018.
Строительно-монтажные работы - 2019 год.
Красносулинский МЭОК инвестор – ООО «ЭкостройДон».
Новочеркасский МЭОК инвестор – ООО «Экоград Н».
По обоим получено положительное заключение экологической экспертизы.
Проекты проходят госэкспертизу.
На площадках в июне будет заложен первый камень.
Завершение строительно-монтажных работ - 2019 год.
Миллеровский МЭОК инвестор – ООО «Экосервис».
Ведётся разработка проектно-сметной документации с выполнением инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий. Срок завершения – 1 квартал 2019 года.
Строительно-монтажные работы - 2019 год.
В итоге, планируется начало строительства в 2018 году 4 МЭОК (Волгодонской, Красносулинский, Новочеркасский, Мясниковский), модернизация 1 действующего полигона МЭОК (Морозовский), в 2019 году 3 МЭОК (Сальский, Миллеровский, Неклиновский).
Завершение строительства в 2018 году 1 комплекса (Волгодонской), в 2019 году 7-и комплексов.
В преддверии начала действия новой системы, муниципальным образованиям необходимо усилить информационную работу.
Строительство всех межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов на территории Ростовской области находится на постоянном контроле министерства. Работа в этой части будет продолжена.
Доклад окончен, спасибо за внимание.
Смотри также:
Информация о заседании правительства Ростовской области 23.05.2018