Новый сайт

«О мерах по пресечению фактов несанкционированной торговли на территории Ростовской области»

26 апреля 2018 г.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Доклад директора департамента потребительского рынка Ростовской области И.В.Теларовой

 

 

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые присутствующие!

 

Позвольте, прежде чем я начну доклад, короткое путешествие по областному центру.

(демонстрируются фото несанкционированной торговли)

Ситуация сохранится, если все уполномоченные органы, в первую очередь, в лице органов местного самоуправления и административной инспекции Ростовской области, не обеспечат системную работу по пресечению подобных фактов.

Вопрос пресечения фактов стихийной торговли актуален как в настоящее время, так и чрезвычайно важен в период созревания плодоовощной продукции (с мая по сентябрь включительно).

Несанкционированная торговля – это одно из самых массовых нарушений. В большей степени это касается городских округов и транспортных магистралей.

Понятие «несанкционированной торговли» включает в себя как реализацию товаров без государственной регистрации предпринимателей, реализацию запрещенных и опасных для жизни товаров, а также торговлю в неустановленных для этих целей местах.

Сегодня особое внимание прошу уделить самовольной, вопреки установленному порядку, торговой деятельности, а именно стихийной торговле в неустановленных для этих целей нормативными правовыми актами органов местного самоуправления местах.

Основными причинами существования этого негативного социального явления, которое несет потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан:

  • отсутствие системной работы и реакции уполномоченных органов в отношении нарушителей;
  • убеждение большей части населения в том, что стихийная торговля не несет в себе вреда, является безопасной и доступной.

Комплекс указанных причин, а также особенности географического расположения Ростовской области и сезонности, определили возможности существования стихийной торговли на территории региона.

В целях недопущения этого явления действующим законодательством созданы условия для развития всех форматов торговой деятельности от павильона и ярмарки до торговых комплексов и центров.

С 2015 года на территории каждого муниципального образования созданы и действуют мобильные группы, работа которых направлена на выявление и пресечение фактов несанкционированной торговли.

В состав групп включены представители администраций городских округов и муниципальных районов, правоохранительных органов, Роспотребнадзора, ветеринарной службы, казачества, а также Федерального дорожного агентства «Росавтодор».

Должностными лицами администраций муниципальных районов и городских округов в
2017 году по фактам торговли в неустановленных для этих целей местах:

  • составлено 6 195 протоколов об административных правонарушениях, что на 53 % больше, чем годом ранее (в 2016 году – 4 040 протоколов об административных правонарушениях);
  • наложено штрафных санкций на общую сумму порядка 10 млн руб., что на 61% больше, чем годом ранее (в 2016 году – 6,2 млн. руб.).

Должностными лицами административной инспекции Ростовской области в 2017 году составлен 1 761 протокол об административном правонарушении (в 2016 году – 1 620, превышение на 8%) на общую сумму назначенных штрафов 1 645 тыс. руб. (в 2016 году – 1 742 тыс. руб., снижение на 5,6 %).

Доля повторных правонарушений в общем количестве правонарушений 2017 года составляет порядка 9 %.

Если сравнить с 2014 годом, то количество повторных нарушений возросло почти в 72 раза (в 2014 году – 2 протокола, в 2015 году – 59, в 2016 году – 140, в 2017 году – 143), что говорит о системном характере нарушений и четко организованной теневой деятельности.

Дополнительными мерами по пресечению нарушений является деятельность мобильных групп по установке предупреждающих знаков о запрете осуществления торговой деятельности и создание естественных преград для ведения незаконной торговли.

В некоторых городах устанавливаются знаки, запрещающие парковку транспортных средств на улицах города в местах осуществления несанкционированной торговли, привлекается подразделение ГИБДД, а также устанавливаются металлические заграждения, которые создают нарушителям ряд неудобств.

При этом необходимо отметить, что столь высокие показатели принимаемых административных мер не приносят должного результата.

На деле оказывается, что места стихийной торговли продолжают функционировать на постоянной основе, а псевдопредприниматели продолжают совершать противоправные действия, тем самым создают условия недобросовестной конкуренции.

Огромный трафик автотранспорта, следующего по основным автомагистралям области, привлекает значительное количество потенциальных нарушителей.

Характерными примерами нарушений, совершаемых в сезон созревания плодоовощной продукции, на территории муниципальных образований, примыкающих к федеральной автомагистрали М-4 «Дон», являются случаи реализации меда и сгущенки в Тарасовском районе, бахчевой продукции в Миллеровском районе, плодоовощной продукции в Октябрьском (с) районе.

В Азовском районе в течение нескольких лет ведется борьба с незаконной торговлей на территории, примыкающей к комплексу ООО «Меркурий». На сегодняшний день объекты демонтированы только на 50 %.

Необходимо отметить, что под видом мелких сельхозтоваропроизводителей и владельцев ЛПХ, осуществляют несанкционированную торговлю группы лиц, имеющие организатора.

По предварительным подсчетам это могло быть порядка сотни предпринимателей, законно зарегистрированных, оплачивающих налоги и аренду за пользование земельными участками.

В городах Ростовской области с наступлением сезона так же резко увеличивается количество очагов несанкционированной торговли.

Результаты проводимого нами мониторинга и значительное количество поступающих обращений граждан также свидетельствуют о том, что зачастую ситуация усугубляется стихийным размещением нестационарных торговых объектов.

При этом незаконно установленные павильоны и ларьки подключены к энергосетям, в некоторых присутствуют отопление и газ, что в последствие ложится финансовым бременем на плечи ресурсопоставляющих компаний.

В некоторых городских округах отсутствие системной работы привело к незаконному размещению 50% установленных нестационарных торговых объектов.

В преддверии любого праздника на Соборной площади города, которая планомерно в течение 3 лет освобождалась от стихийной торговли, образуется незаконный «рынок», при этом на ближайшем легальном розничном рынке имеется порядка 200 свободных мест для реализации всех видов продукции.

Аналогичная ситуация складывается на иных территориях, прилегающих к розничным рынкам Ростовской области.

Также приведу абсолютно всем известные примеры «блошиных» рынков, которые стали негативной «достопримечательностью» областного центра с присутствием псевдоторговцев соответствующей категории.

На территории отдельных муниципальных образований торговля осуществляется на пороге администраций.

На ул. Сержантова и пер. Днепровский торговля не прекращается в течение многих лет.

Организатору ярмарки на ул. Сержантова в 2014 году было отказано в согласовании площадки для проведения ярмарочных мероприятий по причине многочисленных обращений наших граждан в части нарушения санитарных требований хозяйствующими субъектами.

На протяжении нескольких лет указанная площадка – одна из крупнейших очагов несанкционированной торговли, организованной между двух строительных площадок и осуществляемой в 400 метрах от администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону.

Массовое размещение незаконных предпринимателей в районе пер. Днепровского уже неоднократно приводило к дорожно-транспортным происшествиям.

Сложившаяся ситуация недопустима ни в одном городе, станице или поселке Ростовской области.

При ликвидации стихийной торговли необходимо помнить о положениях ст. 37 Конституции Российской Федерации, которая гласит о том, что «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Прежде, чем предъявлять требования к самим продавцам, нужно организовать альтернативные места реализации товаров для тех, кто осуществляет торговую деятельность.

Наша совместная с органами местного самоуправления задача – это:

  • дальнейшее создание условий для формирования комфортной среды для граждан и предпринимателей;
  • заполнение свободных торговых мест и площадей;
  • развитие многоформатной торговли посредством стимулирования роста любых законных форм предпринимательской активности;
  • сбалансированное развитие всех цивилизованных, законных форматов.

Однако при наличии всей необходимой нормативно-правовой базы имеет место быть бездействие органов местного самоуправления по развитию легальных цивилизованных торговых площадок.

Так, на сегодняшний день:

  • без объяснения причин не выданы разрешения на деятельность розничных рынков в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках …»;
  • отсутствуют нормативные правовые акты, которыми утвержден согласованный перечень мест организации ярмарок.

Таким образом, ряд розничных рынков Ростовской области не имеют правовых оснований для функционирования, ярмарочные мероприятия и деятельность нескольких тысяч хозяйствующих субъектов является незаконной, а любая массовая торговля «прикрывается» понятием «фестиваля», который не имеет правового трактования в федеральном и региональном законодательстве.

Меры, принимаемые уполномоченными органами, должны носить системный характер, а не ограничиваться проведением разовых рейдовых мероприятий мобильных групп. 90% незаконной торговли осуществляется на одних и тех же местах.

В целях ликвидации и недопущения фактов стихийной торговли департаментом потребительского рынка Ростовской области:

  • организованы регулярные рейды по местам осуществления стихийной торговли;
  • разработан Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области и контрольно-надзорных органов региона;
  • упрощен механизм предоставления органами местного самоуправления права на размещение нестационарных торговых объектов.

Кроме того, на ряду с этим планируется упрощение порядка размещения нестационарных торговых объектов для сельхозтоваропроизводителей и потребительских кооперативов.

В целях повышения эффективности работы
по пресечению указанных правонарушений, а также упорядочения объектов придорожной торговли, департаментом потребительского рынка Ростовской области инициировано внесение изменений в Областной закон от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» в части ужесточения ответственности за торговлю в неустановленных для этих целей местах.

Вчера Законодательным Собранием Ростовской области был принят проект областного закона, которым:

1) исключена санкция «предупреждение».

2) увеличены размеры административных штрафов  за торговлю в неустановленных для этих целей местах, в том числе:

  • на граждан - в 6 раз;
  • на должностных лиц – в 5 раз;
  • на юридических лиц – почти в 5 раз;

3) введена ответственность за торговлю в границах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог федерального значения.

В связи с изложенным, основная задача муниципалитетов:

  • налаживание системной работы в новых условиях административного механизма, возможно через принятие аналогичных порядков взаимодействия между уполномоченными органами на местах;
  • создание благоприятных условий для развития торговой деятельности на территории каждого населенного пункта Ростовской области и комфортной конкурентной среды товарного рынка;
  • активизация работы ярмарок в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также с соблюдением единого стиля.

Уважаемые коллеги, обращаю внимание, что меры, принимаемые органами местного самоуправления, должны носить системный характер, а действия по развитию дополнительной торговой инфраструктуры будут способствовать стабилизации ситуации в вопросе несанкционированной торговли.

Благодарю за внимание!

Смотри также:

Информация о заседании правительства Ростовской области 26.04.2018


Скачать:
Скачать в формате .doc (.doc 68 Кб, 26.04.2018 12:09:42)

Размещен:Размещено:
26.04.2018 12:00:42|
Изменено:
26.04.2018 15:48:38|
Количество просмотров:
1815

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика