Новый сайт

«О подведении итогов оценки качества организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях Ростовской области за 2017 год»

21 марта 2018 г.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Доклад заместителя губернатора – министра финансов Ростовской области Л.В.Федотовой

 


Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники заседания!

Бюджетная ситуация в муниципальных образованиях области является объектом пристального внимания со стороны Губернатора области и Правительства Ростовской области.

Все процессы, связанные с формированием и исполнением местных бюджетов, находятся на постоянном контроле и подвергаются регулярному мониторингу. Это позволяет выявить эффективные практики, оценить результаты их внедрения, увидеть слабые места и определить дальнейший план действий.

Вместе с тем на результат качественного управления бюджетом влияет работа не только финансовых органов, но и всех подразделений местных администраций, главных распорядителей и администраторов поступлений бюджетных средств, муниципальных учреждений и предприятий.

В данном формате мониторинг и оценка качества бюджетного процесса в муниципальных образованиях проводятся в Ростовской области, начиная с 2011 года.

Ежегодно оцениваются все стадии бюджетного процесса по показателям шести направлений и шестидесяти индикаторам:

- соблюдение бюджетного законодательства,

- качество бюджетного планирования и полнота исполнения бюджета, прозрачность бюджетного процесса,

- состояние муниципального долга,

- финансовые взаимоотношения районов с поселениями,

- управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных услуг.

В соответствии с полученным рейтингом качества управления бюджетным процессом за период с 2011 по 2016 годы I степень качества присваивалась 38 районам и городам из 55-ти (32 и 5 соответственно).

Это свидетельствует не только о стремлении местных администраций повышать своё мастерство в бюджетной сфере, но и достигать результатов. (Из них наибольшее количество раз получили дипломы Правительства Ростовской области Веселовский, Волгодонской, Константиновский районы, город Волгодонск).

Вместе с тем положительная оценка организации бюджетного процесса на муниципальном уровне в Ростовской области отмечена по итогам федеральных конкурсов:

- «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», традиционно проводимого при поддержке Минфина России Союзом финансистов России и журналом «Бюджет».

Победители и призеры в течение ряда лет - Октябрьский район, города Ростов-на-Дону, Шахты и Таганрог;

- «Лучшая муниципальная практика», впервые проводимого Правительством России. Победитель – Краснолучское поселение Октябрьского района в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами».

Собственные усилия и инициатива местных администраций были подкреплены постоянным методологическим и организационным сопровождением со стороны министерства финансов области.

Вместе с тем достигнутые показатели, прежде всего, обусловлены значительной финансовой поддержкой местного самоуправления Правительством Ростовской области.

В 2017 году она составила 81,8 млрд. рублей по 159 направлениям с ростом к уровню 2016 года на 1,5 млрд. рублей.

Объем трансфертов местным бюджетам непосредственно за счёт областных средств (без учёта федеральных) вырос на 5,5 млрд. рублей и составил 70,6 млрд. рублей.

Поступления в местные бюджеты по нормативам отчислений от областной доли налогов в целом составили 9,9 млрд. рублей.

(НДФЛ по нормативу 15 % – 8,6 млрд. рублей, акцизы на нефтепродукты по нормативу 10 % – 1,0 млрд. рублей, государственная пошлина, уплачиваемая в случае подачи документов в МФЦ по нормативу 45,0 % – 323,3 млн. рублей)

В полном объеме предоставлены местным бюджетам межбюджетные трансферты нецелевого характера – дотации – 6,6 млрд. рублей.

(дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 6,2 млрд. рублей, дотации на обеспечение сбалансированности – 0,4 млрд. рублей).

Приоритетное внимание – софинансирование полномочий органов местного самоуправления, в том числе инвестиционного характера. Количество направлений субсидий местным бюджетам выросло с 47-ми до 77-ми. Их объем за год вырос на 5,9 млрд. рублей или в 1,6 раза и достиг уровня 15,8 млрд. рублей.

Больше средств было направлено на такие направления как: ремонт и содержание автомобильных дорог, строительство и реконструкция объектов водопроводно-канализационного хозяйства, газификации.

Оказывалась необходимая финансовая поддержка капитального ремонта и оснащения муниципальных учреждений социально-культурной сферы.

В числе новых направлений: благоустройство территорий общего пользования и дворовых территорий многоквартирных домов, обустройство городских парков, приобретение водонапорных башен, строительство и реконструкция электрических сетей уличного освещения.

Необходимо отметить рост уровня освоения местными бюджетами субсидий: в 2017 году - 91,5 процента при 86 процентах годом ранее. Вместе с тем здесь имеется резерв в части обоснованности и своевременности предусматриваемых муниципальными образованиями бюджетных расходов, тем более софинансируемых из областного бюджета.

Собственные налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов исполнены по итогам 2017 года в объеме 36,2 млрд. рублей с приростом к уровню 2016 года в сопоставимых условиях на 2,0 млрд. рублей или на 5,9 процента. В их числе прирост поступлений по налогу на доходы физических лиц – 0,8 млрд. рублей.

Положительную динамику обеспечили города: Азов, Шахты, Гуково, районы: Октябрьский, Красносулинский, Багаевский, Веселовский. В ряде муниципалитетов необходимо отметить наиболее качественное планирование собственных доходов: города Волгодонск и Каменск-Шахтинский, Боковский район и ряд других.

Сумма недоимки в консолидированный бюджет области, сложившаяся на начало 2017 года, снижена на 2,6 млрд. рублей или на 39 процентов.

Муниципальными образованиями были приняты дополнительные меры по информированию населения о необходимости уплаты имущественных налогов, а также о способах получения уведомлений об их уплате, продолжена работа координационных советов во взаимодействии с предприятиями и налоговыми органами.

В результате уровень собираемости налогов, зачисляемых в местные бюджеты, вырос с 86-ти процентов в 2016 году до 95-ти процентов.

Вместе с тем работа по снижению недоимки не утрачивает свою актуальность, так как это дополнительный источник доходов бюджета.

Расходы местных бюджетов за счет всех источников исполнены в объеме 118,4 млрд. рублей (освоение выше 95-ти процентов). Это больше уровня 2016 года на 4,1 млрд. рублей.

При этом в соответствии с бюджетной отчётностью обеспечена своевременность исполнения взятых обязательств перед гражданами и поставщиками. Просроченная задолженность, как по муниципальным, так и по областному бюджетам отсутствует.

Обеспечен рост расходов инвестиционной направленности за счет собственных средств местных бюджетов – более 700 млн. рублей. (728,7 млн. рублей).

По 16–ти территориям снижены просроченные долги муниципальных унитарных предприятий на общую сумму более 112 млн. рублей. В их числе: города Ростов-на-Дону, Азов, Гуково, Шахты, районы: Веселовский, Егорлыкский, Семикаракорский, Чертковский.

Однако, по-прежнему, долг остается существенным, и в основном в сфере жилищно-коммунального хозяйства. «Расшивка» этих долгов, в том числе за счёт эффективной работы предприятий с дебиторской задолженностью должна быть продолжена.

Вместе с тем более эффективно муниципалитеты стали управлять своими финансовыми вложениями в акции и уставные капиталы хозяйственных товариществ. Объем полученной муниципальными образованиями прибыли от такой деятельности вырос в 1,8 раза и превысил 57 млн. рублей.

В Ростовской области на муниципальном уровне благодаря совместным усилиям проводится взвешенная долговая политика.

Общий объем обязательств по бюджетным и коммерческим заимствованиям по итогам прошлого года составил 4,6 млрд. рублей или 12,7 процента от собственных доходов. Это на порядок ниже законодательно установленного верхнего предела. Для сравнения средний уровень долговой нагрузки на местные бюджеты по субъектам ЮФО – 29,8 процента.

Заимствования имеют 72 муниципальных образования или менее 16 процентов от общего числа (из них 17 районов, 11 городов и 44 поселения). В их структуре коммерческие кредиты - менее 60 процентов.

В течение прошлого года 57 муниципальных образований снизили объёмы долговой нагрузки более чем на 290 млн. рублей, а 3 района и 14 поселений полностью рассчитались по кредитным обязательствам. В их числе: Заветинский, Неклиновский, Песчанокопский районы, ряд поселений Красносулинского, Пролетарского, Ремонтненского, Тацинского, Усть-Донецкого и Чертковского районов.

Вместе с тем предметом пристального внимания муниципальных районов должна оставаться полнота и своевременность расчётов с поселениями по бюджетным кредитам.

Хочу обратить внимание, что 408 муниципальных образования или более 88-ми процентов от их общего количества в прошлом году впервые осуществляли бюджетный процесс в рамках взятых ими обязательств по Соглашениям о предоставлении дотаций из областного бюджета.

Они были заключены по поручению Губернатора Ростовской области с местными администрациями по аналогии с федеральными подходами. Подведение итогов исполнения этих соглашений и доклад руководству области ещё впереди, после получения необходимой статистики по экономическим показателям по каждому муниципальному образованию, наряду с уже имеющейся бюджетной отчётностью.

Вместе с тем эта новация в межбюджетных отношениях способствовала укреплению бюджетной дисциплины в целом.

В целях решения поставленных руководством страны и Губернатором области задач в сфере государственных финансов, исполнения Ростовской областью обязательств в рамках Соглашения «дотация – под условия» и в результате проведённой оценки качества организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях необходимо продолжить работу по следующим основным направлениям:

- развитие налоговой базы и наращивание экономического потенциала территорий;

- бюджетная консолидация расходов при безусловном выполнении программных указов Президента Российской Федерации и приоритетов развития Ростовской области;

- повышение инвестиционной составляющей местных бюджетов при исполнении в полном объеме текущих обязательств;

- инвентаризация и повышение эффективности бюджетных расходов;

- проведение взвешенной и осмотрительной долговой политики.

И в завершение, наиболее высокие рейтинговые баллы по результатам оценки качества организации бюджетного процесса за 2017 год достигнуты 18-ю муниципальными районами и городами. За предшествующий финансовый год таких территорий было 15.

Вместе с тем с учетом результатов государственного финансового контроля и принятых местными администрациями самостоятельных дополнительных мер по обеспечению сбалансированности бюджетов была проведена дополнительная оценка их работы.

Её результаты доложены Губернатору Ростовской области.

Доклад окончен. Спасибо за внимание!

Смотри также:

Информация о заседании правительства Ростовской области 21.03.2018


Скачать:
Скачать файл в формате .doc (.doc 76 Кб, 21.03.2018 14:37:25)

Размещен:Размещено:
21.03.2018 14:37:02|
Изменено:
02.04.2018 11:50:26|
Количество просмотров:
315

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика