Новый сайт

«Об организации ярмарочной деятельности на территории Ростовской области»

16 ноября 2016 г.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Доклад директора департамента потребительского рынка Ростовской области И.В.Теларовой

 


Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые присутствующие!

На сегодняшний день развитие ярмарочной торговли является одним из основных направлений по формированию инфраструктуры «шаговой доступности» в розничной торговле. Первоочередная задача ярмарок - это реализация сельскохозяйственной продукции местного производства по доступным для населения ценам.

Ярмарки занимают особое место в структуре торговой отрасли. По итогам
9 месяцев 2016 года ярмарки и рынки формировали порядка 10% оборота розничной торговли Ростовской области, это более
55 млрд. рублей.

Ярмарки и рынки обеспечивают рабочими местами более 20 тыс. человек, а самое главное позволяют обеспечить самозанятость значительной части населения.

Среди преимуществ данного канала сбыта можно выделить его

- мобильность

- сезонность

- возможность в сжатые сроки организовать сбыт продукции малых и средних производителей, тем самым дав толчок к росту ее производства.

Главное, ярмарки позволяют обеспечить население продуктами питания по ценам производителей, а также гарантировать прямой доступ местной продукции непосредственно к потребителю. И, конечно, ярмарки являются основным каналом сбыта для фермеров и владельцев ЛПХ.

В целом, ярмарочная торговля

- способствует ослаблению зависимости продовольственного рынка от импорта,

- повышает предпринимательскую активность,

- благотворно влияет на развитие конкуренции на потребительском рынке.

По итогам 9 месяцев текущего года на территории Ростовской области работало
537 площадок, отведенных органами местного самоуправления для проведения ярмарочных мероприятий, на которых осуществляли деятельность 680 ярмарок.

Всего организациям, предпринимателям и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, для продажи товаров на ярмарках было предоставлено более 32 тыс. торговых мест, из них областным товаропроизводителям – 8,4 тыс. торговых мест (26%).

Назову города, где прошло наибольшее количество ярмарок. Это – Донецк, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог. Наименьшее количество ярмарок организовано в Азове, Батайске.

Среди муниципальных районов, на территории которых широко развита ярмарочная торговля следует выделить Белокалитвинский, Каменский, Константиновский, Неклиновский, Пролетарский, Сальский, Семикаракорский и Тацинский районы. Меньше всего ярмарок проведено в Боковском, Заветинском, Зимовниковском, Кашарском, Морозовском, Обливском и Родионово-Несветайском районах.

Администрациями муниципальных образований Ростовской области организуются ярмарочные мероприятия с предоставлением торговых мест на бесплатной основе. За 9 месяцев 2016 года на территории области осуществляли деятельность 496 ярмарок с предоставлением на бесплатной основе 13 тысяч торговых мест.

Хочу особо подчеркнуть, что организация ярмарок является важным направлением в деятельности муниципальных органов власти.

Ярмарочная торговля - важнейший элемент нормальной экономики и комфортной среды. Как для предпринимателей, включая производителей, так и для граждан.

Ярмарки могут и должны увеличивать привлекательность и комфортность населенного пункта как для жителей, так и для наших гостей. Развитая уличная торговля – неотъемлемый атрибут любого современного города, в том числе крупных городов и мегаполисов. Исторические центры городов, места массового пребывания туристов невозможно представить без повсеместной ярмарочной торговли, в том числе изделиями народных промыслов, ремесел, продуктами питания, в особенности местными локальными продуктами, а также разнообразных точек быстрого питания. Поэтому неверно воспринимать ярмарки исключительно как способ удовлетворить потребности граждан в продовольствии без их важнейшей культурной и эстетической составляющей.

Отмечу, что с 2007 года, момента вступления в силу Федерального закона
«О розничных рынках», в связи с ужесточившимися требованиями к рынкам в части наличия на них капитальных сооружений, розничные рынки вынуждены были массово менять формат своей деятельности.

За 10 лет, прошедших со времени принятия Федерального закона, количество розничных рынков на территории Ростовской области уменьшилось более чем в 3 раза. Данная ситуация характерна для всей страны. Однако, учитывая наши сложившиеся южные особенности – привычку приобретать свежую плодоовощную продукцию исключительно на открытом воздухе, угроза потерять такой традиционный формат торговли как рынки оказалась не просто реальной, но и чрезвычайно острой.

Так, помимо всего, розничные рынки для большинства населенных пунктов зачастую являются центрами притяжения для местных жителей, обеспечивают население рабочими местами и пополняют местные бюджеты.

В связи с проведением реконструкции и строительства капитальных объектов на розничных рынках продолжается сокращение торговых мест. Так, только за один 2015 год количество торговых мест на рынках сократилось на 9 % или 2,5 тыс. торговых мест.

Из-за недостатка финансовых средств на возведение капитальных строений, возрастающей арендной платы, предприниматели отказываются от «дорогой» цивилизованной торговли в крытом рынке и выбирают «свободную» уличную торговлю без уплаты налогов, что приводит к разрастанию несанкционированной «теневой» торговли.

Здесь важнейшей задачей становится не допустить:

-  сокращения легального оборота розничной торговли;

- недополучения бюджетом налоговых поступлений;

- возникновения очагов антисанитарии и, как следствие, угрозы жизни и здоровью граждан;

- роста количества жалоб и обращений от населения;

- снижения доверия законопослушных предпринимателей к власти.

Вами, Василий Юрьевич, был поставлена задача по обеспечению доступного для наших жителей канала ярмарочной торговли Село-городу.

На деле ситуация складывается по-другому.

Под видом ярмарок зачастую работают вчерашние рынки, не соблюдается приоритет сельскохозяйственной направленности ярмарочной торговли, а порой просто легализуются скопления несанкционированной торговли. Доходит до абсурдных ситуаций, когда места, по которым еще вчера приходили неоднократные жалобы населения, становятся так называемыми «ярмарками» «универсальной» направленности, на которых можно купить все что угодно (от обуви до верхней одежды), кроме местной сельхозпродукции. 

Кроме того, участились случаи, когда фактически функционирующие нестационарные торговые объекты (павильоны, ларьки) вносятся в перечень ярмарочных территорий с целью ухода от прохождения процедуры их размещения. Хочу подчеркнуть недопустимость подобных смешений форматов, а тем более их подмены! 

Конечно, ярмарочные площадки должны подбираться в местах, генерирующих наиболее активные пешеходный и покупательский потоки: на городских площадях, улицах, популярных пешеходных бульварах и т.д.

Но зачастую выбранные для торговли места вызывают вполне обоснованное недовольство жителей. Претензии самые разные, начиная от банального мусора и заканчивая эстетической несуразностью, вносимой в архитектурный ансамбль улиц. Жители страдают от перегороженных автомобилями тротуаров, антисанитарии и шума.

Поэтому призываю глав крайне внимательно подходить к выбору участков под ярмарки, ответственно подбирать территории, предусматривая все трудности и проблемы, которые может вызвать сосредоточение торгующих на улицах городов.

Одной из мер, направленных на повышение эффективности деятельности ярмарок и создание максимально удобных условий для всех участников рынка, стало внесение изменений в постановление Правительства Ростовской области «Об утверждении Порядка организации ярмарок…». Изменения коснулись понятийного аппарата. Уточнены виды ярмарок. В частности, введено понятие «постоянно действующей ярмарки», детализированы требования к сезонным, праздничным ярмаркам и ярмаркам выходного дня. Отдельно в постановлении закреплены требования к антитеррористической защищенности, а также обеспечению качества и безопасности продукции для постоянно действующих ярмарок.

Для приведения существующих ярмарок в цивилизованные форматы  департаментом разработаны Методические рекомендации по организации и проведению ярмарок, которые направлены на формирование унифицированного подхода к проведению ярмарок путем установления общих правил, требований к обустройству площадки ярмарки, размещению и оборудованию мест для продажи товаров.

По данным, предоставленным администрациями муниципальных образований, ярмарочные мероприятия, организованные в соответствии с Рекомендациями, проведены в городах Волгодонске, Новочеркасске, Таганроге, Батайске, Гуково, Каменске-Шахтинском, Мясниковском районе.

Считаем эту работу чрезвычайно важной не только в преддверии Чемпионата Мира – 2018, но и для повышения туристической и инвестиционной привлекательности региона.

В целях исключения и пресечения случаев смешения и подмены торговых форматов создана независимая комиссия по согласованию перечней мест организации ярмарок в границах территорий муниципальных образований Ростовской области.

В ее состав вошли представители органов исполнительной власти, общественных организаций, профильных союзов и ассоциаций.

Хочу отметить, что комиссия по рассмотрению перечней мест ярмарок
на 2017 год в настоящее время приступила к своей работе.

Создание условий для развития ярмарок способно улучшить ситуацию для всех:

- для потребителей – повысит экономическую и физическую доступность товаров, в частности местного производства, разнообразит потребительскую корзину, особенно в условиях спада покупательской способности населения;

- для производителей – обеспечит наличие гарантированного канала сбыта продукции. Для продукции мелких и средних производителей, фермерских хозяйств и ЛПХ ярмарки – один из немногих, а порой единственный, путь к потребителю.

- для торгующих и организаторов ярмарок – возможность открывать и развивать свой бизнес. Причем, в ярмарочной торговле иногда производитель и продавец – одно лицо, что особенно характерно для сельхозтоваропроизводителей. В этом случае, успешная реализация произведенной продукции мотивирует к увеличению производства, что позитивно влияет на повышение уровня предпринимательской активности среди населения.

Органы местного самоуправления должны оказывать максимальное содействие для расширения ярмарочной торговли как способа вовлечения в оборот продукции мелких производителей, обеспечения роста самозанятости населения и действенного фактора для оптимизации и сдерживания розничных цен.

Считаю необходимым в каждом муниципальном образовании:

 разработать календарь ярмарочных событий на следующий год, чтобы ярмарки могли стать настоящим центром притяжения для жителей и гостей нашей области;

сформировать актуальный реестр сельхозтоваропроизводителей и фермеров, разместив его в открытом доступе, чтобы информация о потенциальных участниках ярмарок была доступна для всех желающих.

Цель нашей совместной работы  - не в сокращении или увеличении количества проведенных ярмарок, а в соответствии ярмарочного движения его целям и задачам, а именно:

- обеспечении потребностей населения в свежей и качественной продукцией по сниженным ценам;

- организации гарантированного сбыта для  небольших производителей и фермеров;

- придании современного и цивилизованного внешнего вида торговым объектам, которые должны стать центром притяжения для жителей Дона и наших гостей!

Смотри также:

Информация о расширенном заседании правительства Ростовской области 16.11.2016


Скачать:
Скачать файл в формате .doc (.doc 50 Кб, 16.11.2016 17:01:55)

Размещен:Размещено:
16.11.2016 17:01:31|
Изменено:
16.11.2016 17:24:56|
Количество просмотров:
83

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации