Новый сайт

«Об основных направлениях развития системы дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»

16 ноября 2016 г.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

 

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л.В.Балиной

Уважаемый Василий Юрьевич, уважаемые члены правительства!

Вынося на заседание вопрос развития системы дополнительного образования хотелось обратить внимание на тот факт, что в последнее время эту задачу ставит перед нами не только руководство нашей страны, но и сами дети и их родители. Дополнительное образование – один из элементов комплексной модернизации отечественной системы образования, благодаря которому у ребенка появляются первые представления о своем будущем профессиональном пути.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент В.В. Путин подчеркнул необходимость создания доступного дополнительного образования и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты.

В связи с тем, что возникла необходимость принятия комплексных мер по развитию системы дополнительного образования детей Правительством Российской Федерации утверждена Концепция до 2020 года.

Кроме того, по итогам заседания Совета при Президенте в августе текущего года принято решение о реализации в 2017-2025 годах приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для российских детей».

Подходы, заложенные в этих документах, позволяют адекватно ответить на глобальные вызовы в системе образования и социализации человека. В них отражены ряд принципиальных позиций, а именно:

- сохранение сети учреждений;

- охват дополнительными общеобразовательными программами к 2020 году - не менее 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет.

- создание сетевых моделей, включающих организации культуры, спорта, а также предприятия реального сектора экономики;

- охват детей в возрасте от 5 до 18 программами технической и естественнонаучной направленностями к 2020 году должен достигнуть 20 %;

- создание механизмов стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров.

Необходимо подчеркнуть, что сегодня наша задача заключается в том, чтобы пересмотрев ряд позиций, создать комплексные условия, где дети могли бы заниматься дополнительным образованием начиная с увлечений и заканчивая профориентацией.

В Ростовской области на сегодняшний день уже многое сделано.

По сравнению с 2015 годом удалось сохранить сеть учреждений дополнительного образования, однако в ряде муниципалитетов в целях оптимизации расходов реорганизовано 4учреждения в Верхнедонском, Егорлыкском, Чертковском районах и г. Таганроге. Вместе с тем, 5 межшкольных учебных комбинатов в Азовском, Аксайском, Красносулинском, Миллеровском, Октябрьском районах, г. Азове вошли в структуру дополнительного образования.

В соответствии с мониторингом, проведенным минобразованием, по состоянию на 1 октября охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования в среднем по области достигнут. Вместе с тем, в ряде муниципальных образований вышеуказанный показатель составляет менее 50% (Заветинский – 41,3%, Мартыновский – 41,4%, Советский – 39,9%).

Это оперативные данные, официальную статистику мы получим в январе.

В настоящее время реалии жизни таковы, что рынок профессий сильно меняется. Уходят одни профессии, на их смену приходят другие. Скорость технических изменений в сегодняшнем мире очень высока. Инженерная мысль двигает вперед экономику и вместе с нею чертит траекторию развития человечества.

Поэтому особое внимание и в Концепции и приоритетном проекте уделяется охвату детей программами технической и естественнонаучной направленности – не менее 20%.

В настоящее время в Ростовской области этот показатель составляет 14%.

Впервые задачу по развитию системы научно-техническому творчества мы поставили в 2012 году на расширенном заседании Правительства Ростовской области с выездом в областной центр технического творчества учащихся.

За это время в муниципальных образованиях количество кружков увеличилось на 634, охват детей на 13,0 тыс.

Во многих муниципальных образованиях разработаны планы по развитию научно-технического творчества.

Однако сегодня и Президент РФ и Минобрнауки России ставит перед субъектами Российской Федерации очень серьезные задачи.

Кроме традиционных занятий техническим творчеством Агентством стратегических инициатив разработана «Новая модель системы дополнительного образования детей», ключевые задачи которой формирование технического мышления, воспитание будущих инженерных кадров начиная с дошкольного возраста, продолжая в системе общего, дополнительного и профессионального образования.

В Ростовской области предпосылки для реализации такой модели есть.

Областной центр технического творчества - координационный центр всей системы научно-технического творчества нашего региона.

На базе Центра решаются многоплановые задачи, связанные с организацией образовательного процесса для различных категорий детей и юношества: дошкольников и школьников, детей-инвалидов, детей «группы риска», студентов педагогических вузов.

Продвигая идею, предусмотренную Концепцией, по развитию сетевых моделей организации дополнительного образования в сфере научно-технического творчества сложилась системная работа Центра с кафедрами ЮФУ, ДГТУ, РГУПС, МГТУ им. Баумана. Это ведет к успешной профориентации выпускников, повышению эффективности и качества образования.

Яркий пример эффективного сотрудничества, направленного на выявление и поддержку талантливых и одаренных детей, взаимодействие Станции юных техников г.Волгодонска с предприятиями атомной энергетики: госкорпорацией «Росатом».

В рамках совместных проектов выделяются гранты, общий объем финансирования которых составил более 1,0 млн. рублей за последние 3 года.

В г. Новочеркасске Центром технического творчества совместно с Всероссийским аэрокосмическим обществом «Союз» оборудован музей космонавтики, проводятся совместные конкурсы и выставки с одаренными детьми.

В г. Таганроге образовательные организации совместно с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М.Бериева, муниципальным авиамодельным клубом «МАК», проводят для школьников теоретические и практические занятия, направленные на развитие интереса к авиации, авиастроению и техническому творчеству.

Организация подобного сотрудничества позволяет детям из отдаленных районов Ростовской области получать льготы для поступления в ведущие российские университеты городов Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону.

Окончив вуз часть выпускников возвращаются на промышленные предприятия, часть - продолжают заниматься наукой в исследовательских институтах.

Вместе с тем Президент поставил задачу создать в субъектах сеть технопарков, оснащенных высокотехнологичным оборудованием. Это позволит создать механизм комплексного обеспечения техническим творчеством детей и молодежи на всех ступенях непрерывного образования.

Решая задачу по созданию техносферы в Ростовской области министерством разрабатывается концепция технопарка «Интерра», что в переводе с латинского означает Страна инноваций. Образовательный научно-исследовательский промышленно-экспериментальный комплекс будет включать в себя учреждения технической направленности, ВУЗы, промышленные предприятия, малый бизнес, объединенные общими интересами взаимовыгодного сотрудничества.

В октябре на базе ДГТУ открыт Детский университет - проект, не имеющий аналогов в России, который Игорь Александрович презентовал Министру Васильевой О.Ю. в Тюмени на Всероссийском совещании. Это новая концепция, «живые» формы образования маленьких студентов. Основная идея - популяризация научных знаний, развитие у детей творческих способностей, фантазии и креативного мышления.

Мы надеемся, что лучшие преподаватели региона помогут способным ребятам правильно использовать свои таланты и максимально развить личностный потенциал.

Развивая инженерно-техническое образование мы понимаем, что нельзя и девочек-художниц и мальчиков-спортсменов принудительно отправлять в технические кружки. Наша задача создать такие условия, чтобы в каждом муниципальном образовании у ребенка появился выбор кружка по интересам.

В настоящее время муниципалитетах действуют учреждения культуры и спорта. По последним статистическим данным в области 113 школ искусств и 104 спортивные школы.

Работа этих учреждений позволила в текущем году охватить 13,3% детей эстетическим образованием. По данным Минкультуры России запланировано 12%. Охват физической культурой и спортом составил 72,5% . К 2020 году запланировано Минспорта России 80%.

В последнее время открываются негосударственные учреждения дополнительного образования. На сегодняшний день 29 из них имеют лицензию (в 2015 году их было 14) в 9 муниципалитетах.

(города: Ростов-на-Дону, Волгодонск, Шахты, Новочеркасск, Таганрог; Веселовский, Усть-Донецкий, Красносулинский, Мартыновский, районы)

Итогом системной работы образовательного комплекса по дополнительным программам стали достижения юных дончан на всероссийских и международных конкурсах. Мониторинг достижений показал, что несмотря на сокращение участников конкурсных мероприятий, увеличилось количество победителей и призеров, что говорит о растущем качестве подготовки детей.

Здесь нам есть чем гордиться.

По последним данным Федерального центра технического творчества учащихся, Ростовская область уже 10-ый год занимает 1 место в рейтинге субъектов по количеству лауреатов премии Президента в техническом творчестве.

Ростовская область стала базовым регионом по проведению Всероссийских научно-технических конкурсов.

В текущем году в образовательный центр «Сириус», который создан по инициативе Президента, приглашены для обучения 31 одарённый ребенок из Ростовской области, проявивший выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин.

К стати сказать на открытие этого центра в 2015 году Президент лично пригласил и распорядился доставить на правительственном самолете донских техников из Областного центра технического творчества - победителей Международного авиационно-космического салона, который Владимир Владимирович посещал на кануне своей поездки в Сириус.

Повышение качества и эффективности региональной системы работы с талантливой молодежью во многом зависит от профессионально-педагогической компетентности специалистов и педагогов.

Реформа всей системы дополнительного образования не могла не затронуть и кадровую политику.

Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование, предусматривает к 2025 году рост до 75% педагогических работников, повысивших свою квалификацию и прошедших переподготовку.

На сегодняшний день в области педагогическую деятельность осуществляют более 4 тысяч педагогов допобразования, 30% из которых повысили свою квалификацию в 2016 году.

Одной из актуальных проблем является дефицит инженерно-педагогических кадров, владеющих и техническим и педагогическим мастерством. Решение проблемы, мы ищем в интегрированных программах с высшей школой. Это дает возможность объединить фундаментальную науку и образовательную практику.

Забытая когда-то практика проведения стажерских площадок вот уже в течение 3 последних лет позволяет педагогам из сельских территорий области на базе областного центра получить практические навыки работы с современными материалами, по новейшим технологиям с применением 3-D принтеров, лазерных приборов.

В 2015 году приказом Минтруда России утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который вступает в силу с 2018 года.

Для выработки региональной стратегии по развитию кадрового потенциала, Ростовская область вошла в федеральный пилотный проект по апробации и внедрению стандарта.

В целях исполнения указов Президента Российской Федерации проводится поэтапное повышение заработной платы педагогических работников.

Для поднятия престижа и стимулирования инновационной деятельности педагогов дополнительного образования в Ростовской области присуждаются премии Губернатора Ростовской области по 50,0 тыс. рублей каждая победителям областных конкурсов «За успехи в воспитании», «Лучший работник системы дополнительного образования детей Ростовской области», «Сердце отдаю детям». Ежегодно педагогу дополнительного образования детей, подготовившему наибольшее количество победителей всероссийских конкурсов, присуждается 1 премия в размере 100 тыс. рублей.

В прошлом году премия была присуждена Парфенову Леониду Александровичу, педагогу дополнительного образования Станции юных техников № 1 г. Таганрога, подготовившему 2-х лауреатов премии Президента. В текущем году премия еще не присуждалась.

Уважаемый Василий Юрьевич, уважаемые члены правительства.

Министерство и в дальнейшем будет принимать меры по реализации Концепции дополнительного образования. Вместе с тем, обращаю внимание глав на следующее:

В настоящее время вводится в эксплуатацию единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным общеобразовательным программам. Этот программный продукт позволит на метах исключить «задвоенность» при подсчете и вывести персонифицированные сведения об охвате детей дополнительным образованием. В этой связи прошу принять меры по недопущению снижения показателя, которого мы достигли в текущем году.

Следующий момент:

При организации межведомственного взаимодействия образовательного комплекса считаю целесообразным использовать потенциал не только учреждений культуры, спорта, но и негосударственного сектора: молодежных общественных объединений, волонтерского движения и добровольческих отрядов.

И последнее.

Система дополнительного образования вступила в период постоянного обновления содержания и технологи. Очень важным является совершенствование в муниципалитетах кадровой политики. Необходимо создать условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогов при переходе на профессиональный стандарт.

Уважаемые коллеги, в завершение своего выступления хочу еще раз обратить внимание на то, что мы с вами, создавая условия для развития дополнительного образования детям, не просто увеличиваем статистику и улучшаем показатели – мы вкладываем инвестиции в будущее наших детей, создаем почву для возможности каждого ребенка не зависимо от места проживания, социального положения, состояния здоровья проявить себя, развить свои способности и таланты, определиться с выбором профессии в будущем.

Смотри также:

Информация о расширенном заседании правительства Ростовской области 16.11.2016


Скачать:
2016_1116_doklad_balina.doc (.doc 54 Кб, 16.11.2016 11:44:12)

Размещен:Размещено:
16.11.2016 11:43:46|
Изменено:
23.05.2018 16:36:03|
Количество просмотров:
271

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика