Новый сайт

«О подведении итогов оценки качества организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях Ростовской области за 2015 год»

23 марта 2016 г.

Заседание Правительства Ростовской области

Доклад заместителя губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В.Федотовой

 Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники заседания!

Министерством финансов Ростовской области подведены итоги работы муниципальных образований по качеству организации бюджетного процесса за прошедший год.

(Постановление Правительства Ростовской области от 2 августа 2012 года № 708.)

Как и прежде, результаты работы органов местного самоуправления оценены на всех стадиях бюджетного процесса от качества планирования и исполнения бюджетов до соблюдения бюджетного законодательства.

(Всего 6 ключевых направлений, которые включают в себя 60 показателей,: соблюдение бюджетного законодательства, качество бюджетного планирования и полнота исполнения бюджета, прозрачность бюджетного процесса, состояние муниципального долга, финансовые взаимоотношения районов с поселениями, управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных услуг.)

В целом качество осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует рост минимального рейтингового балла комплексной оценки для определения лучших муниципальных образований.

Доходы местных бюджетов исполнены в сумме 116,6 млрд. рублей с ростом к уровню 2014 года на 5,6 млрд. рублей или 5 процентов, что выше показателя по субъектам ЮФО - 1,3 %. При этом в среднем по РФ произошло снижение доходов местных бюджетов (99,6 %).

Расходы местных бюджетов исполнены – 117,7 млрд. рублей (рост 6 млрд. рублей или 5 процентов).

Несмотря на непростые экономические условия, 31 муниципалитет обеспечил рост собственных доходов к уровню 2014 года в сопоставимых условиях на 953 млн. рублей.

Муниципальный долг на 1 января 2016 года в целом составил 4,8 млрд. рублей или 1,1 тыс. рублей на человека, что в 2 раза меньше среднероссийского показателя и в 2,4 раза среднего по субъектам ЮФО. По территориям муниципальный долг составил от 0,4 до 45,9 % собственных доходов, при предельном нормативе 100 %.

Улучшилось качество первоначального бюджетного планирования доходов, исполнения расходов в течение финансового года, сократилось количество муниципалитетов, осуществляющих направление средств на исполнение несвойственных полномочий, по итогам года отсутствует просроченная кредиторская задолженность.

Положительные итоги обусловлены, в том числе, оказанной значительной финансовой поддержкой из областного бюджета.

Объем межбюджетных трансфертов составил в 2015 году 81,1 млрд. рублей с приростом к уровню 2014 года на 7 млрд. рублей или 9,5 процента.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства местным бюджетам предоставлены в запланированном объеме межбюджетные трансферты нецелевого характера – 5,8 млрд. рублей (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 5,5 млрд. рублей, дотации на обеспечение сбалансированности – 0,3 млрд. рублей).

По уровню удельного веса финансовой помощи местным бюджетам на текущие расходы в общем объеме расходов Ростовская область сохраняет лидирующие позиции – 3,9 % при среднероссийском показателе – 3,0 %, среднем по субъектам ЮФО – 2,5 %.

Объем субсидий областного бюджета, направленных на софинансирование развития муниципальной собственности, составил 16,0 млрд. рублей с ростом к уровню 2014 года на 2,8 млрд. рублей или 21,4 %.

Доля расходов, направляемых на увеличение основных средств, в расходах муниципальных бюджетов Ростовской области составила 12,2 % при среднероссийском уровне – 10,8 %, среднем по субъектам ЮФО – 9,4 %.

В ходе исполнения местные бюджеты получили бюджетные кредиты на покрытие временных кассовых разрывов - 497,0 млн. рублей. Это действенный инструмент повышения финансовой устойчивости бюджетов в течение года. Все эти кредиты возвращены в полном объеме в установленный срок.

Кроме того в 2015 году местным бюджетам впервые были выделены кредиты для частичного покрытия дефицитов на срок до 3-х лет под льготную ставку 0,1 процента годовых, на общую сумму 786,7 млн. рублей.

Заранее была подготовлена нормативная база – внесены изменения в областное законодательство.

Условием предоставления этих средств, и это прописано в договорах, являются:

согласование с министерством финансов Ростовской области параметров проекта местного бюджета и изменений в него;

отсутствие просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 число каждого очередного финансового года;

соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации, включая соблюдение предельного объема дефицита, муниципального долга и расходов на его обслуживание;

недопущение принятия и исполнения несвойственных расходных обязательств;

соблюдение установленных Правительством Ростовской области нормативов формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих.

Предварительно в условиях завершения финансового года минфином области были проведены совещания – пропуски, на которых были рассмотрены параметры 87-ми местных бюджетов (25-ти муниципальных районов и городских округов, 62-х поселений), испытывающих риски разбалансированности.

Всем муниципалитетам специалистами минфина оказана действенная методологическая помощь.

Следует отметить, что многие территории по итогам совещаний существенно сократили объемы дополнительных средств, а некоторые самостоятельно смогли обеспечить сбалансированность своих бюджетов – без дополнительной финансовой помощи из областного бюджета.

Кроме этого, в течение года минфином осуществлялся мониторинг финансового состояния местных бюджетов, наличия просроченной кредиторской задолженности, общей сбалансированности бюджетов.

Обеспечено методологическое сопровождение деятельности муниципальных образований по бюджетно-финансовым вопросам. Проекты и принятые бюджеты на 2015 год прошли финансовую экспертизу. Рассмотрено более 350 решений о внесении изменений в местные бюджеты, что позволило снизить риски планирования расходов необеспеченных реальными доходными источниками.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства были заключены соглашения и договоры по вопросам наращивания собственных доходов и условий предоставления бюджетных кредитов, обеспечен контроль за их выполнением.

В 2015 году в местные бюджеты с учетом финансовой поддержки из областного бюджета поступило 115,5 млрд. рублей. Таким образом, почти

70 % всех средств консолидированного бюджета Ростовской области осваивается на территории муниципальных образований.

Это, безусловно, способствует повышению экономической активности, занятости населения, развитию муниципальной собственности.

Такая концентрация ресурсов накладывает ответственность на руководителей органов местного самоуправления по проведению взвешенной бюджетной и долговой политики, повышению качества управления муниципальными финансами.

Среднедушевые бюджетные доходы местных бюджетов (без учета субвенций на осуществление переданных полномочий) в Ростовской области в 2015 году составили 15,6 тыс. рублей на человека при среднем по субъектам ЮФО – 11,8 тыс. рублей на человека.

Проведенная работа показывает, что у местных администраций есть резервы и возможности по оптимизации расходов, наращиванию доходов даже в действующих экономических условиях, повышению ответственности муниципальных служащих и качества организации бюджетного процесса.

В ряде случаев непервоочередные расходы бюджетов финансируются в ущерб заработной плате с начислениями, коммунальным услугам, питанию, обязательным платежам в бюджет и другим социально значимым направлениям.

В связи с этим в течение года периодически возникала просроченная кредиторская задолженность, в том числе единичные случаи по заработной плате.

За счет принятых пониженных ставок по имущественным налогам поселения и городские округа несут значительные «налоговые» расходы, бремя которых в конечном итоге перекладывается на плечи областного бюджета.

Уже озвучена проблема недоимки, а это доходные поступления.

Прослеживается порой сознательное нежелание местных администраций принимать существующую ситуацию и обеспечивать самостоятельные меры по сбалансированности своих бюджетов, в надежде получения дополнительной финансовой поддержки.

В этой связи необходима системная работа по повышению собираемости налогов, выявление хозяйствующих субъектов, имеющих рабочие места и осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, полная инвентаризация имущества, отказ от излишних расходов, взвешенное отношение к закупкам товаров и услуг, контроль за деятельностью муниципальных унитарных предприятий.

Требуется повысить открытость бюджетного процесса для граждан, через качественно формируемые рубрики на сайтах каждой местной администраций в понятной и доступной форме, а также обеспечить актуализацию информации в течение года.

В настоящее время с учетом федеральных подходов ведется проработка вопроса расширения перечня ограничений для муниципальных образований, претендующих на получение льготных трехлетних кредитов из областного бюджета. В их числе:

сокращение размера дефицита местного бюджета до 5 процентов (при максимальном уровне 10 процентов),

обеспечение объема муниципального долга на уровне не более 50 процентов собственных доходов,

утверждение долговой политики муниципального образования,

Это требование времени!

Подводя итог, проводимая оценка качества управления муниципальными финансами позволяет выявить насколько эффективно применяются существующие инструменты управления финансами, каковы результаты их внедрения и что может быть сделано для улучшения финансовых результатов деятельности органов местного самоуправления, проанализировать причины достижения или не достижения отдельных показателей.

Позвольте, назвать муниципальные образования, которым по совокупности всех оценённых фактов и показателей деятельности может быть присвоена I степень качества управления бюджетным процессом – это города: Ростов-на-Дону и Волгодонск, районы: Багаевский, Веселовский, Волгодонской, Константиновский, Октябрьский и Усть-Донецкий.

Спасибо за внимание!

Смотри также:

Материалы заседания Правительства Ростовской области от 23.03.2016


Скачать:
Скачать файл в формате .doc (.doc 67 Кб, 23.03.2016 16:33:12)

Размещен:Размещено:
23.03.2016 16:32:07|
Изменено:
23.03.2016 17:03:51|
Количество просмотров:
42

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации