Новый сайт

«О проводимой в Ростовской области профилактике социального сиротства среди несовершеннолетних»

22 июля 2015 г.

Заседание Правительства Ростовской области

Доклад Мазаевой М.А., заместителя министра общего и профессионального образования Ростовской области

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Социальное сиротство - это явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие ненадлежащего исполнения либо уклонения их родителей от обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.

Профилактика социального сиротства начинается с оказания помощи семье, нуждающейся в государственной поддержке, защиты прав матери и ребенка.

Успех этой работы во многом зависит от своевременного вмешательства заинтересованных органов и служб в разрешение ситуаций, связанных с правовой либо педагогической несостоятельностью родителей, действенной помощи в преодолении их экономических либо медицинских проблем.

Правовое обеспечение этой социальной сферы, в том числе региональное, является одним из самых разработанных.

На социальную защиту детей и семей мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения.

В области создана и успешно функционирует система учреждений, направленных на оказание помощи семье и детям в трудной жизненной ситуации.

В каждом ведомстве учреждения имеют свои функциональные особенности:

-  в сфере социальной защиты - предупреждение социального сиротства и оказание помощи семье;

-  в сфере здравоохранения – оказание помощи детям раннего возраста, обеспечение нормального развития детей с физическими и умственными недостатками;

-  в системе образования – помимо основных функций: обучения, воспитания, содержания и развития - содействие приоритетному устройству детей-сирот в семьи, сопровождение приемных семей и выпускников из числа детей-сирот.

На основании информации, предоставляемой органами местного самоуправления, министерством общего и профессионального образования области формируется банк данных семей, находящихся в социально – опасном положении. Это те семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации в связи с экономическими, педагогическими и медицинскими проблемами, конфликтной ситуацией либо отсутствием взаимопонимания в семье и другие.

В муниципальных образованиях на уровне комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разрабатываются индивидуальные комплексные программы для работы с такими семьями. С учетом каждой ситуации определяются конкретные мероприятия, сроки их проведения и ответственные исполнители из числа заинтересованных органов и учреждений.

К сожалению, как показывает анализ, в большинстве случаев причины постановки семей на учет фактически уже являются  основанием для изъятия ребенка из семьи. На такой стадии шансы сохранить ребенку семью у специалистов крайне низкие. Необходимо как можно раньше выявлять признаки семейного неблагополучия. Начинать работать с семьей нужно уже в тот момент, когда семья оказалась в трудной жизненной ситуации, когда еще можно оказать ей необходимую материальную, бытовую, правовую, психологическую, медицинскую и иную помощь. Не получая своевременно должной поддержки и комплексной помощи семьи «группы риска» опускаются еще ниже, что представляет угрозу жизни и безо­пасности их детям, которых органы опеки и попечительства вынуждены изымать и помещать в интернатные учреждения.

На сегодняшний день именно это обстоятельство является основной причиной помещения детей в учреждения и постановки на учет в региональном банке данных о детях-сиротах.

Подавляющее большинство - 82% это дети, родители, которых лишены или ограничены в родительских правах, находятся в местах лишения свободы, признаны безвестно отсутствующими или устранились от воспитания и содержания своих детей, и лишь 18% случаев это сиротство (таких детей в банке данных 68).

При этом удельный вес социального сиротства в общей численности детей-сирот в банке данных в последние годы вырос с 84% до 82% - в 2015 году.

Принимая во внимание, что основной фактор, влияющий на рост социального сиротства, это лишение или ограничение родителей в их правах, все усилия органов и учреждений системы профилактики в эти годы были направлены в первую очередь на профилактику семейного неблагополучия и предотвращение социального сиротства, на осознание всеми участниками этого процесса, что лишение родительских прав является крайней мерой, когда весь комплекс мероприятий по оказанию помощи семье и выводу из кризиса исчерпан.

Принимаемые меры позволили за 2 последних года сократить печальную статистику лишения родительских прав на 42%, с 982 родителей, лишенных родительских прав в 2013 году, до 573 - в 2014 году. 

В текущем году положительная динамика сохраняется.

Соответственно наметилось ежегодное сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в органах опеки и попечительства.

В Ростовской области динамика сокращения численности вновь выявленных детей-сирот в два раза превышает среднероссийский показатель.

Тем не менее, ежегодно на попечение государства поступает значительное количество детей-сирот, требующих заботы и внимания.

Наша основная задача - обеспечить приоритетное устройство этих детей в замещающие семьи.

Благодаря активной работе в этом направлении в 2014 году в семьи граждан устроено на 8% больше детей-сирот, чем в 2013 году – 1732 ребенка обрели семью. И это самый существенный показатель за последние годы.

В 1 полугодии текущего года данная позитивная динамика сохраняется – на семейное воспитание переданы еще 709 детей-сирот.

В результате этой работы отмечается существенное сокращение числа детей в банке данных на 27%  (при  среднероссийском показателе 18 %).

Следует отметить, что при этом изменилась и структура контингента детей, состоящих в банке данных.

Ежегодно сокращается количество детей малолетнего возраста (до 3-х лет): со 185 в 2013 году до 28 детей - в текущем году, 7 из которых имеют братьев и сестер. А это именно тот возраст, который наиболее востребован кандидатами в приемные родители. Подавляющее большинство - более 70% детей - в возрасте 13-18 лет. Очевидно, что шанс таких детей обрести новую семью также минимален, поскольку желающих принять в свою семью детей старшего возраста крайне мало. В целом более 50 % всех детей в банке данных - имеют братьев и сестер, что, безусловно, затрудняет возможность подбора таким детям замещающих семей.

Настораживает и тот факт, что около 70% детей изъяты из семей в возрасте старше 12 лет. Это значит, что должного внимания и системной работы на ранних стадиях семейного неблагополучия на местах не проводилось.

Осложняет ситуацию возможности дальнейшего семейного устройства и состояние здоровья, детей-сирот, состоящих на учете в банке данных. Удельный вес детей-инвалидов увеличился с 20% до 29%.

Таким образом, в перспективе темпы семейного устройства детей-сирот практически не имеют резерва к существенному росту. Возможности передачи детей, состоящих в настоящее время на учете в банке данных, в замещающие семьи практически исчерпаны. Поэтому полностью исключить интернатные формы воспитания таких детей и свести к нулю Банк данных о детях-сиротах в ближашем будущем невозможно. Вместе с тем,  работа в этом направлении продолжается.

Одним из факторов риска пополнения банка данных о детях-сиротах, является возврат из замещающих семей, то есть отказ опекунов, попечителей, приемных родителей от исполнения своих обязанностей.

В целях профилактики такого вторичного сиротства организована подготовка кандидатов к приему детей, сопровождение и консультирование приемных семей (семейные клубы, выездные летние школы).

25 организаций (психолого-педагогические и социально-реабилитационные центры, детские дома) обеспечивают подготовку граждан, желающих принять детей на воспитание.

В 2014 году подготовку прошли 1222 гражданина, в 1 полугодии 2015 - 580.

Качественная подготовка замещающих родителей позволила существенно сократить долю возвратов детей в детские дома (2012 -56, 2013 – 55, 2014 – 34, 2015 – 4 человека). Наиболее успешными в этом направлении являются детские дома. За 2,5 года 6 детских домов подготовили 187 кандидатов из 9 муниципалитетов, из которых только один впоследствии отказался от воспитания ребенка в связи с отсутствием психологического контакта.

Особо ценно то, что детские дома имеют возможность одновременно обеспечить подготовку не только будущих родителей, но и детей к дальнейшему совместному проживанию в замещающих семьях; проводить мероприятия, направленные на активный поиск потенциальных родителей (дни «открытых дверей», временная передача детей на время каникул). Все указанные мероприятия позволили передать в 1 полугодии 2015 года в семьи 109 воспитанников детских домов подросткового возраста.

Развитие семейного устройства детей-сирот привело к сокращению численности детей, находящихся на воспитании в детских домах. В настоящее время при плановой наполняемости 1345 человек в детских домах фактически остаются 728 воспитанников.

Новое федеральное законодательство предъявляет иные требования к организации содержания детей в детских домах по семейному типу и наделяет эти учреждения дополнительными полномочиями по временному размещению детей в трудной жизненной ситуации, по подготовке кандидатов в приемные родители и воспитанников к их приему в семью, дальнейшему сопровождению замещающих семей и выпускников.

В настоящее время министерством проводится работа по оптимизации сети детских домов в соответствии с новыми санитарными требованиями. До конца текущего года на базе 32 детских домов будут созданы  103  жилых блоков – квартир, в которых могут проживать временно, до устройства в замещающие семьи, до 824 детей. Это минимально необходимое и достаточное количество мест.

Данная работа детскими домами уже проводится. Как вы можете видеть на слайде оборудуются комнаты, гардеробные, кухни для приема пищи. Это будет способствовать более успешной социализации воспитанников, их готовности к семейному укладу жизни и семейному воспитанию. Как следствие направлено на профилактику вторичного сиротства воспитанников интернатных учреждений.

В рамках нового федерального законодательства в 2015 году минобразованию также предстоит провести большую работу  сокращению времени пребывания воспитанников в детских домах, по организации новых направлений их деятельности по подбору и подготовке замещающих семей, сопровождению созданных семей и выпускников из числа детей-сирот.

В завершение еще раз подчеркну, что профилактика социального сиротства это в первую очередь предупреждение семейного неблагополучия на ранней стадии, оказание своевременной помощи семье в трудной жизненной ситуации.


Смотри также:

В Ростовской области будет создан банк данных взрослых, лишенных родительских прав


Размещен:Размещено:
23.07.2015 12:56:56
|
Количество просмотров:
130

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика