Новый сайт

«О формировании Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года»

22 июля 2015 г.

Заседание Правительства Ростовской области

Доклад первого заместителя Губернатора Ростовской области А.А.Гребенщикова

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые коллеги!

Основным документом социально-экономического развития Ростовской области на долгосрочный период, реализация которого направлена на устойчивое развитие региона, является Стратегия до 2020 года.

С момента ее актуализации прошло четыре года (ноябрь 2011 года).

Поступательное решение задач, определенных в Стратегии положительно отразилось на темпах развития экономики, инвестиционной привлекательности региона и, как следствие, качестве жизни населения Ростовской области.

Вот лишь некоторые из достигнутых результатов.

Объем промышленного производства за четыре года вырос на 43%,
а в обрабатывавшей промышленности – на 52%. В сельском хозяйстве, помимо традиционного производства зерновых, реализованы крупнейшие проекты в птицеводстве и растениеводстве.

Мы значительно продвинулись в решении задач инфраструктурного развития, в результате чего улучшены показатели по обеспеченности населения питьевой водой, услугами централизованного водоснабжения и водоотведения, газификации населенных пунктов Ростовской области, сокращена доля износа коммунальной инфраструктуры.

Строительство аэропортового комплекса «Южный» и стадиона
на Левом берегу Дона стали уже реальными, воплощаемыми в жизнь проектами.

Среднедушевые доходы населения выросли более чем в полтора раза. Увеличились ожидаемая продолжительность жизни (с 69,7 до 71,3 лет), рождаемость, а смертность наоборот - снизилась, в том числе материнская (с 15,1 промилле до 7,8 промилле).

Однако существенные изменения в мировой экономике
и геополитике отразились на приоритетах развития как Российской Федерации, так и Ростовской области. Стратегическое развитие области не может не учитывать такие факты как присоединение Крыма и Севастополя, конфликт на Донбассе, введение санкций против России и наши ответные действия на внешние вызовы.

Последствиями для Ростовской области стали разрыв или осложнение кооперации с западными предприятиями, ужесточение условий ведения внешнеэкономической деятельности и привлечения инвестиций, изменение схемы транспортных маршрутов и многое другое.

В то же время для нас открываются новые возможности, которые должны стать драйверами роста для Ростовской области, в том числе реализация политики импортозамещения в ключевых отраслях экономики региона, диверсификация географии и товарной структуры экспорта.

Несомненно, все это должно найти отражение в Стратегии социально-экономического развития нашего региона.

Более того, в июне 2014 года принят 172 федеральный закон
«О стратегическом планировании в Российской Федерации», определяющий формирование новой целостной системы стратегического планирования, увязанной и согласованной с решением текущих задач федерального, регионального и местного уровней.

Федеральный закон устанавливает единые правила для прогнозирования, бюджетного планирования и программирования социально-экономического развития в России в целом, в регионах
и на местах.

Полностью модернизируется весь процесс стратегирования путем упро́чения государственного управления в данной сфере. Отныне стратегическое планирование базируется на принципах единства, разграничения полномочий, сбалансированности, результативности
и эффективности. Особое внимание уделяется не столько самому процессу осуществления планирования, а в большей степени его результатам, ведь в числе новаций закона – внедрение системы мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

Кроме того, планируется вести учет стратегических документов всех уровней. С этой целью предусмотрено создание особого федерального госреестра.

Это далеко не весь перечень изменений и нововведений закона.

Законодательством установлены четкие сроки переходного периода:

до 1 января 2016 года – принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих осуществление стратегического планирования;

до 1 января 2017 года – разработка самих документов стратегпланирования.

Отмечу, что указанные сроки едины для всех трех уровней госвласти (федерального, регионального и муниципального).

Поскольку федеральный закон имеет прямое действие, каждый уровень власти должен обеспечивать его реализацию самостоятельно,
но в то же время не обособленно от других. Работу всех участников стратегического планирования необходимо проводить параллельно как «по вертикали», так и «по горизонтали».

Понимая сжатость сроков и оценивая объем предстоящей работы,
в Ростовской области реализация положений Федерального закона уже началась.

Утвержден план подготовки нормативной правовой базы (методическое обеспечение стратегического планирования в Ростовской области) и документов стратегического планирования Ростовской области.

Создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители всех участников стратегического планирования на уровне области.

Подготовлен проект областного закона «О стратегическом планировании в Ростовской области», которым определены участники стратегического планирования (правительство, контрольно-счетная палата, органы исполнительной власти, законодательное собрание) и их полномочия, установлен исчерпывающий перечень документов, порядок регистрации, мониторинга и контроля реализации таких документов. Данный законопроект будет внесен на рассмотрение в Законодательное Собрание Ростовской области в сентябре текущего года.

Одним из ключевых моментов областного закона является формирование системы документов стратегического планирования, предусматривающей их взаимоувязку по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам, а также срокам реализации как от вышестоящего к нижестоящему, так и в разрезе каждого из трех уровней власти по направлениям: целеполагание, прогнозирование, планирование, программирование.

В перечень основных документов стратегического планирования входят:

1) прогнозы социально-экономического развития на долгосрочный
и среднесрочный период;

2) бюджетный прогноз на долгосрочный период;

3) стратегия социально-экономического развития Ростовской области;

4) план мероприятий по реализации Стратегии;

5) государственные программы Ростовской области;

6) схема территориального планирования.

Для формирования указанных документов необходимо наличие порядков разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля их реализации.

Более того, для принятия новой Стратегии социально-экономического развития Ростовской области необходимо разработать долгосрочные прогнозы социально-экономического и бюджетного планирования.

Новая Стратегия должна стать документом, определяющим ключевые направления и параметры развития нашего региона с учетом текущей реальности, которая дает нам уникальную возможность произвести переоценку существующих принципов и механизмов, используемых в государственном управлении, приоритетности отраслевых направлений развития.

Нам необходимо ответить на вопрос как Ростовская область будет развиваться в ближайшие 10-15 лет и каким в результате мы увидим наш регион. Для этого следует сформулировать образ «Ростовская область будущего».

С этой целью уже через 2 недели начнется серия проектных площадок, на которых свое видение дальнейшего развития нашего региона смогут высказать представители власти, науки и образования, профессионального сообщества и общественности:

- с 4 августа будут проведены тематические площадки по наиболее волнующим жителей нашей области вопросам социальной сферы, ЖКХ, дорожно-транспортной инфраструктуры, рынка труда и доходов населения, развития сельского хозяйства и роста цен;

- до конца года пройдут зональные площадки, на которых будет рассматриваться социально-экономическое развитие региона в территориальном аспекте. В эту работу активно должны включиться главы муниципальных образований.

Кроме того, к 1 октября по каждому направлению социально-экономического развития региона будут сформированы рабочие группы под председательством соответствующих заместителей Губернатора, в работе которых примут участие общественные советы, созданные при каждом органе исполнительной власти, а также Совет муниципальных образований.

Материалы и рекомендации проектных площадок и рабочих групп, полученные в рамках такой работы, лягут в основу разработки главного документа развития области.

Таким образом, будет детально проработана каждая сфера жизни общества, распределены имеющиеся ресурсы, чтобы желаемый образ Ростовской области стал действительностью в результате реализации Стратегии.

Стратегия как документ, так сказать, общественного согласия позволит:

-       консолидировать общество вокруг нового видения Ростовской области в будущем, отразить и обеспечить баланс интересов различных социальных слоев населения региона;

-       обеспечить слаженную работу органов государственной власти в соответствии с планом реализации Стратегии, прежде всего в части эффективного использования ресурсов для достижения заявленных приоритетов и поставленных целей;

-       деловому сообществу более эффективно планировать свою инвестиционную и финансово-хозяйственную деятельность в предсказуемой институциональной среде в соответствии с целями и на благо социально-экономического развития области.

Таким образом, разработку Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года мы начинаем уже сегодня,
с тем, чтобы в августе 2016 года провести общественные слушания ее проекта.

В результате, соблюдая все установленные законодательством сроки, с учетом потребностей региональной экономики и имеющихся конкурентных преимуществ, к 2017 году мы получим логически выстроенную, практически ориентированную, мобильную и, что самое главное, действенную систему стратегического планирования.

Спасибо за внимание!

 

Скачать в формате .pdf


Смотри также:

В.Ю.Голубев: «Стратегия развития Ростовской области до 2030 года должна стать документом общей воли»


Размещен:Размещено:
22.07.2015 18:21:43|
Изменено:
22.07.2015 18:23:58|
Количество просмотров:
193

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика