О создании условий доступности получения качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
(итоги 2017-2018 учебного года)
В Ростовской области создана эффективная система образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
В Ростовской области успешно функционирует сеть из 30 отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, в том числе:
- для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей,
- для слепых и слабовидящих детей,
- для детей с тяжелыми нарушениями речи,
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- для детей с задержкой психического развития;
- для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС),
- для умственно отсталых детей (с интеллектуальными нарушениями).
В указанных организациях обучается более 4 570 детей с ОВЗ, в том числе 2 391 ребенок-инвалид.
В 12 общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с умственной отсталостью, реализуются программы профессионального обучения по профессиям рабочих.
Продолжается обучение детей-инвалидов – воспитанников домов инвалидов, подведомственных минтруду Ростовской области, организованное двумя отдельными общеобразовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы для детей с умственной отсталостью: ГКОУ РО Гуковской школа-интернатов №12, ГКУОУ РО Азовской школой №7.
В целях повышения доступности образования в 2017-2018 гг. открыты дополнительные специальные классы для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития) в четырех подведомственных минобразованию Ростовской области общеобразовательных учреждениях: ГБОУ РО «Семичанская школа-интернат», ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат», ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат», ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат».
Региональный Ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования, открытый в 2009 году на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48», продолжил работу по оказанию информационно-методической, консультационной помощи образовательным учреждениям области, внедряющим инклюзивные практики в образовании.
Продолжалась работа Ресурсных центров по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке детей с ОВЗ и детей-инвалидов, созданных в 2012 году на базе 3-х общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ.
С 2017 года Региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации работает на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48». В марте 2018 года при поддержке минобразования Ростовской области Региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации совместно с Институтом коррекционной педагогики организовал Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации».
С 2017 года Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра (РЦ РАС) на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №42» осуществляет мониторинг детей РАС, информационно-методическое, консультационное сопровождение образовательных учреждений, педагогов, родителей по вопросам обучения, воспитания, развития, коррекционной помощи детям с РАС, проводит вебинары, обучающие семинары. Ежегодно при поддержке минобразования Ростовской области и Федерального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС РЦ РАС проводятся региональные научно-практические конференции «Проблемы и перспективы организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Ростовской области». В Конференциях принимают участие представители министерства здравоохранения и социальной защиты населения, органов управления образования, образовательных учреждений, родительских и общественных организаций, специалисты в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания. При участии РЦ РАС 28 апреля 2018 года совместно с Донской публичной библиотекой, общественными организациями родителей детей-инвалидов организован Региональный фестиваль «кРАСки жизни», посвящённый проблеме информирования населения о РАС.
В 2018 году в Ростовской области организована деятельность регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на базе ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение». В 2018 году также открыт региональный ресурсный кабинет по психолого-педагогическому сопровождению слепоглухих детей на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 38».
Ведется целенаправленная работа по организации обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). В 2017 году заключено соглашение о сотрудничестве с Федеральным ресурсным центром по сопровождению детей с ТМНР. В рамках соглашения организован выездные курсы повышения квалификации, на которых прошли обучение 120 педагогических работников и специалистов системы образования Ростовской области, команда специалистов прошла стажировку на базе ФРЦ в г. Пскове.
Доступность образования для детей с ОВЗ обеспечена в специально организованных классах общеобразовательных школ и в форме инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.
В 2018-2019 учебном году обучение детей с ОВЗ осуществляется в 131 специальном классе, в которых обучается 1393 детей с ОВЗ, из них 190 детей-инвалидов.
Инклюзивно в общеобразовательных школах получают образование 7 129 детей с ОВЗ и 4 408 детей-инвалидов.
Обучение на дому организовано для 3 129 детей, в том числе для 2 397 детей-инвалидов.
В 2018 году открыта инновационная площадка «УчимЗнаем – Ростовская область». Цель - создание полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в областной детской больнице. Образовательный процесс организован МАОУ города Ростова-на-Дону «Лицей № 11» для 35 детей, находящихся в онкогематологическом отделении.
Центр дистанционного образования детей-инвалидов функционирует с 2009 года на базе ГКОУ РО «Ростовской санаторной школы-интерната № 28». С 2012 года в целях максимального охвата детей, проживающих на территории области и не имеющих медицинских противопоказаний к обучению в дистанционной форме, работает 3 филиала в г.г. Волгодонске, Зернограде, Новошахтинске. Для дистанционного обучения детей-инвалидов создано 559 рабочих мест.
Дистанционное образование детей-инвалидов в Ростовской области осуществляется посредством реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеразвивающих программ для детей-инвалидов, зачисленных на обучение в Центр дистанционного образования (ЦДО), а также посредством сетевой формы обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому в муниципальных общеобразовательных учреждениях и обучающихся в ЦДО.
Выпускникам ЦДО предоставлена возможность после окончания общеобразовательного учреждения продолжить образование в дистанционной форме, получив в бессрочное пользование комплекты оборудования.
Результаты государственной итоговой аттестации 2017-2018 учебного года
ГИА-9
В 9 классе было 833 участника с ОВЗ и инвалидностью.
В форме ОГЭ и ГВЭ – 9 человек.
В форме ГВЭ сдавали – 682 человека.
В форме ОГЭ – 142 человека.
Не сдали ГИА в 9 классе 2 человека с ОВЗ (в соответствии с порядком имеют право пересдавать в дополнительный период (сентябрь).
ГИА-11
Всего выпускников с ОВЗ - 242
В форме ЕГЭ сдавали – 160 человек.
В форме ГВЭ сдавали – 72 человека.
В смешанной форме ЕГЭ и ГВЭ – 10 человек.
По результатам экзаменов не прошли ГИА - 7 человек (в соответствии с порядком имеют право пересдавать в дополнительный период (сентябрь).
Результаты обучения выпускников с умственной отсталостью
9 классов отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью, окончили 283 выпускника. Все выпускники получили свидетельство об обучении.
175 выпускников классов профессионального обучения показали следующие результаты: 140 человек получили свидетельство о квалификации рабочего, 35 – справки с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.
В Ростовской области уже более 20-ти лет развивается Служба практической психологии. В ее состав входят педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций, школ, учреждений дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, 21 центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ростовской области. В январе 2018 года открыт новый центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в Шолоховском районе.
По данным мониторинга 2018 года численность педагогов-психологов системы образования составляет 2123 специалиста.
В Ростовской области работает 42 психолого-медико-педагогических комиссии (две открыты в 2017-2018 учебном году), которые по результатам индивидуального комплексного обследования определяют специальные условия получения образования и сдачи ГИА, что позволяет в полной мере реализовать право на образование каждого ребенка. В 2018 году в ПМПК Ростовской области прошли обследование 17 483 ребенка, из них признаны детьми с ОВЗ 14 204 ребенка.
Сегодня система психолого-педагогического сопровождения обеспечивает успешное решение следующих задач:
- организации служб ранней помощи;
- реализацию ФГОС дошкольного образования, начального общего и основного общего образования, ФГОС НОО для детей с ОВЗ;
- психологического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- сопровождения инклюзивного образования;
- профессиональной ориентации;
- профилактики суицидального поведения, подросткового алкоголизма, токсикомании, наркомании, противоправного поведения;
- защиты детей от новых рисков, связанных с распространением информации противоправного содержания в сети «Интернет» и др.
Психолого-педагогическое сопровождение организовано в общеобразовательных организациях Ростовской области. Функционирует 1673 психолого-медико-педагогических консилиумов, в том числе, 777 ПМПк - в дошкольных образовательных организациях, 896 консилиума – в школах.
Логопедическую помощь в муниципальных образовательных организациях области оказывают 844 учителя-логопеда.
В муниципальных школах работают учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, тьюторы).
Дополнительное образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов доступно как в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, так и в муниципальных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образовательного детей. Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов работают кружки, секции, студии, реализующие дополнительные образовательные программы общеинтеллектуальной, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, социальной, патриотической, художественной, декоративно-прикладной, творческой, экологической, эстетической, научно-технической, информационно-коммуникативной направленности и др.
В Ростовской области с 2011 года в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» и с 2012 года – в рамках государственной программы Ростовской области «Доступная среда» ведется целенаправленная работа по созданию условий доступности получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В 243 школах Ростовской области созданы условия для получения качественного образования детьми-инвалидами, в том числе инклюзивного.
В общеобразовательных школах обеспечена архитектурная доступность зданий, приобретено специальное, в том числе, учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование для обучения и коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами.
В 2019 году продолжается работа по созданию условий доступности получения качественного образования детьми-инвалидами в рамках государственной программы Российской федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», государственной программы Ростовской области «Доступная среда». Участники программы 2019 года - 1 общеобразовательная организация, реализующая адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ (с ТНР и ЗПР), 9 дошкольных образовательных организаций.
В Ростовской области ведется системная целенаправленная работа по формированию в обществе новой философии, ориентированной на принятие и позитивное отношение к детям с ОВЗ и инвалидностью, их совместному обучению с нормативно развивающимися сверстниками.
В перечне мероприятий можно назвать ставшие уже традиционными ежегодные форумы «Инклюзия через всю жизнь», форумы директоров инклюзивных школ, предметные олимпиады для глухих, фестиваль жестовой песни, спартакиада для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, родительский всеобуч «А что, если «особый» ребенок Ваш?», День человека с РАС, областной конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся с умственной отсталостью, чемпионат профессионального мастерства лиц с инвалидностью «Абилимпикс», областные фестивали «Ветер перемен», «Мне через сердце виден мир» и др.
Информация о мероприятиях, в которые вовлечены дети с ОВЗ и дети-инвалиды, регулярно размещается на официальных сайтах минобразования Ростовской области, Правительства Ростовской области, в СМИ.
Смотри также:
Раздел "Образование"