О государственной политике в сфере розничной торговли на территории Ростовской области
(итоги 2018 года)
Информация к заседанию Правительства Ростовской области 20.03.2019
Департамент потребительского рынка Ростовской области как орган исполнительной власти Ростовской области, осуществляющий в рамках действующего законодательства регулирование в сфере торговой деятельности, общественного питания и бытового обслуживания населения на территории Ростовской области, реализует полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ) в части:
реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории Ростовской области;
участия в разработке и принятия законов Ростовской области, иных нормативных правовых актов Ростовской области в области государственного регулирования торговой деятельности;
установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Ростовской области;
проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Ростовской области;
разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории Ростовской области;
иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
В секторах торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Ростовской области формируется более 19% валового регионального продукта, зарегистрировано свыше 107 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечиваются рабочими местами более 470 тысяч человек, что составляет около четверти населения, занятого в экономике Ростовской области.
По итогам 2018 года оборот розничной торговли составил свыше 920,8 млрд рублей, что соответствует 6-му месту в рейтинге регионов Российской Федерации.
Развитие потребительского рынка как в Российской Федерации, так и в Ростовской области ведется в соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015 – 2016 годы и период до 2020 года, которая утверждена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 № 2733 (далее – Стратегия).
Целью Стратегии является создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности.
Особое внимание в Стратегии уделено развитию дистанционной торговли, прежде всего Интернет-торговли.
В Российской Федерации сегмент Интернет-торговли, по экспертным оценкам, занимает только 3-4% от всего объема оборота розничной торговли, а это более 1 трлн рублей, в Ростовской области – порядка 1%.
Развитие Интернет-торговли поддерживается посредством развития логистических каналов поставки товаров, в том числе за счет расширения сети пунктов выдачи товаров в территориях, включая сельскую местность.
Развитие крупноформатных и сетевых предприятий торговли происходит в соответствии с основными законами рынка. Сетевая торговля имеет целый ряд конкурентных преимуществ перед другими торговыми форматами – это возможность осуществления высокотехнологичной логистики, использование современных технологических решений, методов управления и информационных технологий, эффективная ассортиментная политика, более комфортные условия обслуживания покупателей. Все это позволяет торговым сетям работать более эффективно, чем предприятия малых и традиционных форматов (небольшие несетевые магазины, нестационарная и мобильная торговля, фирменная торговля местных и региональных производителей продуктов питания, ярмарки, сельскохозяйственные рынки).
По итогам 2018 года доля сетевого ритейла в формировании оборота розничной торговли Ростовской области составила 26,5%.
Важным каналом сбыта продукции являются и розничные рынки.
В целях обеспечения перехода розничных рынков к более «цивилизованному» формату работы и упорядочению торговли на них на федеральном уровне был принят ряд законопроектов, в результате чего доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли (по формам торговли) в целом по Российской Федерации снизилась с 20% до 6%, а количество рынков в целом по России сократилось почти в 5 раз: с 5892 до 1046 единиц (в Ростовской области с 223 до 54).
В течение 2017 – 2018 годов Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при участии департамента потребительского рынка Ростовской области велась работа по упрощению законодательства в области регулирования деятельности розничных рынков.
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в течение 2019 года планируется внести на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации соответствующий законопроект.
Кроме того, на региональном уровне департаментом потребительского рынка Ростовской области в 2019 году планируется внесение изменений в Областной закон № 687-ЗС «О регулировании отношений, связанных с организацией розничных рынков на территории Ростовской области», в части установления срока перевода розничных рынков в капитальные здания, строения и сооружения до 2030 года, что позволит сохранить формат на территории региона.
Ярмарки как торговое мероприятие – простейшая и важнейшая инфраструктура для роста предпринимательской активности в малой торговле, а также мелком и среднем производстве, в первую очередь в производстве продуктов питания и сельскохозяйственном производстве.
Проведение департаментом потребительского рынка Ростовской области в 2018 году 15 заседаний Комиссии по согласованию перечней мест организации ярмарок в границах территорий муниципальных образований Ростовской области (в т.ч. 5 – внеочередных) позволило обеспечить работу органов местного самоуправления по организации ярмарок на 564 площадках (в 2017 году – 558).
Развитие нестационарной и мобильной торговли, как доступного формата для начинающих предпринимателей, способного выполнять специфические функции и являющегося зачастую единственным каналом сбыта продукции мелких и средних производителей, является одним из приоритетных направлений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и департамента потребительского рынка Ростовской области.
Ростовская область стала одним из первых субъектов Российской Федерации, закрепивших порядок размещения нестационарных торговых объектов, а в 2016 – 2017 годах предприняла успешные попытки упрощения данного порядка.
На сегодняшний день остается неурегулированной мобильная торговля. В течение нескольких лет на федеральном уровне Министерством промышленности и торговли Российской Федерации предпринимались попытки закрепить порядок осуществления деятельности в указанных объектах.
Для развития указанного формата в 2018 году на нескольких региональных площадках совместно с бизнес-сообществом велась работа по выработке механизма по размещению торговых объектов на базе транспортных средств.
В настоящее время разработан проект постановления Правительства Ростовской области «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 18.09.2015 № 583». Документ проходит процедуру оценки регулирующего воздействия (ориентировочный срок окончания – май 2019 года) на официальных сайтах Правительства Ростовской области и департамента потребительского рынка Ростовской области.
Таким образом, государственная политика в сфере розничной торговли на территории Ростовской области реализуется в полной мере и в соответствии с действующим законодательством.
Выполнение мероприятий, указанных в перечне поручений и рекомендаций Правительства Ростовской области, не потребует выделения дополнительных средств областного бюджета.
Пояснительная информация, перечень поручений и рекомендаций .rar
Смотри также:
Повестка дня заседания Правительства Ростовской области от 20.03.2019