Новый сайт

Образование

Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2018 году

(Об итогах реализации Ростобрнадзором переданных полномочий РФ в сфере образования и полномочий по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях в 2018 году)

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 6.3 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Положением о Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (утв. постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 138) на Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее - Ростобрнадзор) возложены переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению:

> государственного контроля (надзора) в сфере образования;

> лицензирования образовательной деятельности (в том числе, контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности);

> государственной аккредитации образовательной деятельности;

> подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации;

> подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования включают в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования.

Федеральный государственный контроль качества образования

В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 2018 году фактически были проведены 242 плановые проверки. Из них - 234 (97%) выездных и 8 (3%) документарных. По сравнению с 2017 годом доля выездных проверок значительно увеличилась ввиду соблюдения рекомендаций Рособрнадзора о проведении всех мероприятий по контролю качества образования в выездной форме.

Проверки контроля качества образования проводились в соответствии с ежегодным планом проведения проверок Ростобрнадзора, согласованным с прокуратурой Ростовской области. Выполнение ежегодного плана проведения проверок в 2018 году составило 100%.

Внеплановые проверки не проводились.

Наибольшую долю в структуре проверок контроля качества образования как и в 2017 году составили проверки общеобразовательных организаций (91%). В отношении организаций среднего профессионального образования проведена 21 проверка (9%).

В ходе проводимых мероприятий по контролю специалисты отдела:

√ запрашивали у уполномоченных должностных лиц организаций материалы и документы по вопросам, подлежащим проверке, и проводили рассмотрение указанных материалов и документов;

√ запрашивали у уполномоченных должностных лиц организаций устные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;

√ проводили беседы с работниками организаций, обучающимися, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке;

√ организовали проведение контроля освоения обучающимися образовательной программы в форме выборочных контрольных работ, тестирования;

√ проводили проверку качества подготовки обучающихся и выпускников путем анализа результатов Всероссийских проверочных работ, проведенных Рособрнадзором в 2017-2018гг., государственной итоговой аттестации, результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.

В 2018 году по результатам проведенных проверок в рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования:

√ выявлено 538 нарушений (64 нарушения в 2017 году);

√ принято решение о приостановлении действия государственной аккредитации 1 образовательной организации (МБОУ СОШ № 12 п. Коксовый Белокалитвинского района) в отношении начального общего и основного общего образования;

√ возобновлено действие государственной аккредитации двух образовательных организаций среднего профессионального образования: ГБПОУ РО «РИПТ» и ГБПОУ РО ПУ № 69;

√ направлено в правоохранительные органы 7 писем;

√ выдано 17 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании;

√ составлено 6 протоколов о совершении административных правонарушений (27 протоколов в 2017 году);

√ сумма штрафов, установленных судами области по итогам направленных им материалов, составила 220 тысяч рублей.

По сравнению с 2017 годом количество административных правонарушений сократилось почти в 5 раз. При этом, наблюдается значительное увеличение выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов (в 8 раз по сравнению с 2017 годом), что обусловлено вступлением в силу нового Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования.

В рамках выездных проверок проводилась выборочная оценка качества освоения обучающимися общеобразовательных организаций образовательных программ в форме контрольных работ, диктантов по русскому языку и тестирования в 3-11 классах и в форме комплексных, проверочных (по учебной практике) работ в образовательных организациях среднего профессионального образования. В 2018 году процедура оценки качества освоения образовательных программ проведена в отношении 46925 обучающихся, ими выполнено 96772 тестовых задания.

В начальной школе контрольные работы проводились в 3-х и 4-х классах по 3 предметам: математике, русскому языку и окружающему миру. В 5-11 классах проведено тестирование по 12 предметам: математике, русскому языку, литературе, иностранному языку, биологии, физике, химии, обществознанию, истории, географии, информатике и ОБЖ. Наименьшее количество обучающихся, справившихся с предложенными тестовыми заданиями, выявлено в МБОУ СОШ № 12 п. Коксовый Белокалитвинского района: по учебным предметам «Биология» (7 кл.) и «Физика» (9 кл.).

Анализ результатов проведенной оценки качества образования свидетельствует о том, что:

√ Около 20% протестированных (в отдельных образовательных организациях Белокалитвинского, Тацинского, Пролетарского и Верхнедонского районов) не подтверждают свои годовые отметки;

√ От 70% до 100% протестированных справились с предложенными заданиями на уровне обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта;

√ В 10 общеобразовательных организациях Ростовской области менее 70% обучающихся справились с заданиями:

1) МБОУ СОШ № 4 (г. Белая Калитва) - по учебному предмету «Биология» (6 кл.);

2) МБОУ Романовская СШ № 12 (Дубовский район) - по учебному предмету «Математика» (8 кл.);

3) МБОУ Наумовская ООШ (Пролетарский район) - по учебному предмету «Русский язык» (4 кл.);

4) МБОУ Генеральская ООШ (Родионово-Несветайский район) - по учебным предметам «Обществознание» и «Математика» (8 кл.);

5) МБОУ Ермаковская СОШ (Тацинский район) - по учебным предметам «Математика» (7 кл.), «Физика» (8 кл.);

6) МБОУ Солонецкая СОШ (Обливский район) - по учебному предмету «Русский язык» (8 кл.);

7) МБОУ Широко-Атаманская ООШ (Морозовский район) - по учебному предмету «Русский язык» (6 кл.);

8) МБОУ Слободская СОШ (Семикаракорский район) – по учебным предметам «Русский язык» (6 кл.), «Математика» (8 кл.);

9) МБОУ ООШ № 24 п. Манычстрой (Сальский район) - по учебным предметам «Русский язык» (6 кл.), «Математика» (6, 8, 9 кл.);

10) МБОУ Красноармейская СОШ (Верхнедонской район) – по учебным предметам «Обществознание» и «Математика» (9 кл.).

Такие результаты контрольных мероприятий, проведенных Ростобрнадзором, свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны администрации образовательных организаций за преподаванием ряда учебных предметов, об отсутствии систематического внутришкольного мониторинга знаний обучающихся.

При проведении проверок по контролю качества образования Ростобрнадзором осуществляется мониторинг обеспеченности образовательных организаций области учебниками по всем учебным предметам учебного плана. В ходе мониторинга изучаются:

√ документация по информационному и библиотечному обеспечению образовательного процесса;

√ результаты анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся.

В 2018 году контроль обеспеченности учебниками проведен в 211 общеобразовательных организациях Ростовской области. Не все проверенные образовательные организации имели полную обеспеченность учебниками на момент начала проверки. Проблемы с обеспеченностью учебниками и учебными пособиями были выявлены в 46 общеобразовательных организациях Ростовской области. Однако администрациями этих образовательных организаций в течение проверки были предприняты меры по ликвидации данного нарушения.

В 2018 году проводилась работа по аттестации граждан в качестве экспертов по проведению мероприятий по контролю. Были рассмотрены заявления претендентов, проводились квалификационные экзамены, по итогам которых аттестовано (переаттестовано) 29 специалистов. Проведенная работа позволила в разы увеличить количество проверок с привлечением экспертов по сравнению с 2017 годом. В прошлом году было проведено 33 проверки с привлечением экспертов, в 2018 - 103 проверки.

Ежегодно Ростобрнадзором вносятся предложения по повышению квалификации экспертов, привлекаемых к мероприятиям по контролю, в целях повышения профессионального мастерства. Из 29 экспертов, аттестованных (переаттестованных) Ростобрнадзором в 2018 году, 25 человек (86%) прошли курсы повышения квалификации по теме: «Педагогические измерения в системе оценки качества образования».

Проведение контрольно-надзорных мероприятий в рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 2018 году позволило обеспечить формирование образовательными организациями соответствующих условий для освоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов, а именно:

√ своевременное создание условий для реализации прав педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности;

√ уровень обеспеченности обучающихся учебниками и учебными пособиями составил 100%.

Федеральный государственный надзор в сфере образования

В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в 2018 году фактически была проведена 481 проверка, что на 65% больше, чем в 2017 году (292 проверки).

Из общего числа проведенных проверок:

√ 320 плановых и 161 внеплановая;

√ 74 выездных и 407 документарных;

√ 475 проверок были проведены в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и 6 проверок в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в 2018 году составило 100%.

В 2018 году была проведена 161 внеплановая проверка, в том числе 1 проверка в отношении образовательной организации (МБУ ДО «ДХШ им. Н.Н. Дубовского» г. Новочеркасск) на основании обращения гражданина и 160 проверок исполнения предписания, выданного по результатам ранее проведенной плановой проверки.

Структура проведенных проверок в 2018 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рисунке 1.

 

Рис. 1. Структура проведенных проверок в 2018 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В ходе проверок было выявлено 832 нарушения, что на 31% больше, чем в 2017 году (634 нарушения). Наиболее часто встречаются нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, предъявляемым к содержанию локальных актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций, и к структуре официальных сайтов образовательных организаций (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785).

По результатам проведенных проверок:

√ выдано 245 предписаний об устранении выявленных нарушений;

√ возбуждено 82 дела об административных правонарушениях, виновные лица привлечены к административной ответственности;

√ сумма уплаченных штрафов в бюджеты различных уровней составила 1864 тыс. руб.

В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования Ростобрнадзором проводилась работа по следующим актуальным в 2018 году направлениям:

√ контроль по недопущению возложения на родителей (законных представителей) обучающихся обязанностей по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных организациях, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления (во исполнение частей 1, 3 статьи 9, пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

√ контроль за исполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований к размещению в сети Интернет и обновлению информации в целях обеспечения реализации принципа открытости и доступности образования (во исполнение требований части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, и требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 №785);

√ контроль за соответствием договоров об оказании образовательных услуг, в том числе платных образовательных услуг, установленным требованиям законодательства об образовании (во исполнение статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 15.08.2013 № 706);

√ контроль за исполнением образовательной организацией полномочий, отнесенных к компетенции образовательной организации, соблюдением требований к организации образовательного процесса, соблюдением порядка приема на обучение по образовательным программам (по образовательным программам общего образования – для общеобразовательных организаций (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»); по образовательным программам среднего профессионального образования – для профессиональных образовательных организаций (приказ Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»), по образовательным программам дошкольного образования – для дошкольных образовательных организаций (приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»).

Лицензирование образовательной деятельности

Полномочие по лицензированию образовательной деятельности включает в себя:

> предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), в том числе:

– рассмотрение вопроса о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее – лицензия);

– рассмотрение вопроса о переоформлении лицензии;

– рассмотрение вопроса о предоставлении временной лицензии;

– рассмотрение вопроса о выдаче дубликата, копии лицензии;

– принятие решения о прекращении действия лицензии;

– ведение реестра лицензий;

– предоставление заинтересованным лицам сведений из реестра лицензий о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий либо копии распорядительного акта, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений;

> осуществление контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

Государственная услуга по лицензированию образовательной деятельности

В 2018 году в Ростобрнадзор поступило 424 заявления о предоставлении лицензии, временной лицензии, переоформлении лицензии, выдаче дубликата лицензии, а также о прекращении осуществления образовательной деятельности, что на 51% меньше, чем в 2016 году и на 21% меньше, чем в 2017. Динамика количества поданных от соискателей лицензий и лицензиатов заявлений представлена на рисунке 2.

Уменьшение количества поданных заявлений связано с тем, что в предыдущие периоды закончилось массовое переоформление лицензий частных образовательных организаций в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством в сфере образования. В 2019 году не ожидается значительных изменений динамики подаваемых заявлений о предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.

Все поступившие в Ростобрнадзор заявления были рассмотрены в установленные законодательством сроки.

 

Рис. 2. Динамика количества поданных заявлений по лицензированию образовательной деятельности в 2016-2018 гг.

В электронной форме в отчетном периоде в Ростобрнадзор поступило 209 заявлений о предоставлении и переоформлении лицензии, что на 30% больше чем в 2017 году и составляет 49% от общего количества поданных в 2018 году заявлений.

Увеличение в отчетном периоде количества поданных в электронной форме заявлений о предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в сравнении с аналогичным периодом прошлого года обусловлено активной работой Ростобрнадзора по разъяснению потенциальным заявителям услуги (соискателям лицензии и лицензиатам) преимуществ использования электронного способа подачи документов.

Положительная динамика поступления заявлений в электронном виде посредством Единого портала государственных услуг в течении отчетного периода обусловлена повышением стабильности и эффективности работы электронных сервисов Единого портала государственных услуг, а также ростом количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации Единого портала государственных услуг.

Наибольший удельный вес (44%) в общем количестве рассмотренных в 2018 году заявлений о переоформлении лицензии составили заявления о переоформлении в связи с изменением адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, а также заявления о переоформлении лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (29%).

В отчетном году по итогам рассмотрения заявлений соискателей лицензии и лицензиатов:

> выдано 97 лицензий (на 3% больше чем в 2017 году);

> переоформлено 214 лицензий (на 33% меньше чем в 2017 году);

> выдано 2 дубликата действующих лицензий;

> принято решение об отказе в переоформлении 2 лицензий (в три раза меньше чем в 2017 году);

> прекращено действие 33 лицензий и 10 приложений, выданных на филиалы лицензиатов (на 30% меньше чем в 2017 году).

Среди соискателей лицензии в 2018 году наибольшую долю занимают иные юридические лица (ООО, ОАО, АНО и др.), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам (38% и 32% соответственно).

В рамках переоформления лицензий наибольшую долю среди лицензиатов в 2018 году занимают общеобразовательные организации, организации дополнительного и дополнительного профессионального образования (22%, 20% и 17% соответственно).

Сведения о предоставленных и переоформленных лицензиях в 2018 году в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Сведения о предоставленных и переоформленных лицензиях в 2018 году в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Типы организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Количество выданных лицензий

% от общего числа

Количество переоформ лицензий

% от общего числа

1

2

3

4

5

Дошкольные образовательные организации

12

13%

26

12%

Общеобразовательные организации

2

2%

48

22%

Профессиональные образовательные организации

3

3%

35

17%

Организации дополнительного образования

1

 

1%

42

 

20%

 

Организации дополнительного профессионального образования

11

11%

25

12%

Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых

-

-

2

1%

Иные юридические лица

37

38%

16

7%

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

31

32%

20

9%

Всего

97

100%

214

100%

Анализ результатов лицензирования в 2018 году позволяет говорить о следующих достижениях:

1. В рамках реализации мер по организации эффективного межведомственного взаимодействия с органами власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в отчетном периоде Ростобрнадзором осуществлялось эффективное межведомственное взаимодействие с использованием системы АРМ Ведомство.

В то же время, ввиду отсутствия актуальных сведений в информационной системе МЧС России взаимодействие с территориальными структурами данного органа осуществлялось посредством электронной почты и факсимильной связи.

Подключение Ростобрнадзора к региональной системе межведомственного взаимодействия посредством системы АРМ Ведомство позволяет не только организовать эффективное межведомственное взаимодействие, но и создает условия для приема заявлений о предоставлении государственной услуги в электронной форме через Единый и региональный порталы государственных услуг.

В целом же использование технологий межведомственного электронного взаимодействия позволяет значительно сократить сроки предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.

2. Средний срок оказания услуги в рабочих днях в 2018 году составил:

– в случае рассмотрения заявления о предоставлении лицензии - 16 рабочих дней (при нормативном сроке 45 рабочих дней);

– в случае рассмотрения заявления о переоформлении лицензии (если лицензиат намерен осуществлять образовательную деятельность по адресу, не указанному в лицензии, а также при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень образовательных программ) - 15 рабочих дней (при нормативном сроке 30 рабочих дней);

– средний срок рассмотрения заявления о переоформлении лицензии в иных случаях - 4 рабочих дня (при нормативном сроке 10 рабочих дней).

3. По итогам информационно-методических совещаний и семинаров по вопросам лицензирования образовательной деятельности, проведенных с руководителями и учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в рамках работы информационной группы № 5 Правительства Ростовской области, при участии в работе Общественных приемных Губернатора Ростовской области в различных муниципалитетах области, а также по итогам индивидуальных консультаций, проведенных в установленные графиком работы отдела дни консультаций:

– документы, представляемые в Ростобрнадзор новыми детскими садами, вводимыми в эксплуатацию в соответствии с Губернаторской программой «100 детских садов», и школами, соответствуют требованиям, что приводит к существенному сокращению сроков предоставления данным организациям лицензий на осуществление образовательной деятельности;

– повышается внимание со стороны учредителей к материально-техническому оснащению образовательного процесса в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, дошкольных образовательных организациях.

Благодаря принимаемым мерам по проведению информационно-разъяснительной и профилактической работы число заявлений и документов, возвращаемых в связи с истечением установленного срока устранения выявленных нарушений и (или) представления недостающих документов, снизилось в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 12%, при этом в три раза сократилось количество отказов в выдаче/переоформлении лицензии.

Контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности

В 2018 году в рамках осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности было проведено 107 плановых проверок: 86 – выездных (80%) и 21 – документарная проверка (20%).

Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в 2018 году составило 100%.

В сравнении с 2017 годом количество проверок соблюдения лицензионных требований и условий, предусмотренных ежегодным планом Ростобрнадзора, в отчетном периоде увеличилось почти в два раза (57 плановых проверок в 2017).

Значительное увеличение количества проведенных проверок соблюдения лицензионных требований и условий, предусмотренных ежегодным планом проверок Ростобрнадзора, в 2018 году обусловлено ежегодной динамикой увеличения вновь выдаваемых лицензий, а также исключением из плана проверок 2017 года значительного количества организаций (более 10) в связи с подачей ими заявлений о фактическом прекращении осуществления образовательной деятельности и соответственно с изданием приказа о прекращении действия лицензий этих организаций.

Структура проведенных в 2018 году проверок по лицензионному контролю в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рисунке 3.

Кроме того, в 2018 году было проведено 35 внеплановых проверок:

> в связи с истечением срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований – 22 проверки;

> по поручению Президента РФ в отношении организаций, осуществляющих подготовку частных охранников и руководителей охранных организаций – 13 комплексных проверок.

 

Рис. 3. Структура проведенных в 2018 году проверок по лицензионному контролю в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Значительное увеличение количества проведенных внеплановых проверок соблюдения лицензионных требований и условий в 2018 году (почти в 10 раз больше чем в 2017) обусловлено поручением Президента РФ о проведении внеплановых проверок в отношении организаций, осуществляющих подготовку частных охранников и руководителей охранных организаций, а также вступившим в силу Административным регламентом исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, в соответствии с которым по истечению срока исполнения лицензиатом ранее выданного предписания проводится внеплановая выездная проверка (рисунок 4).

 

Рис. 4. Динамика проведения внеплановых проверок в рамках контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности за 2017-2018 гг.

В ходе проведения плановых и внеплановых проверок было выявлено 55 нарушений лицензионных требований (29 при проведении внеплановых проверок и 26 при проведении плановых), что в 2 раза больше, чем в 2017 году (26 нарушений).

Значительное увеличение количества выявленных нарушений обусловлено тем, что по поручению Президента РФ проводились внеплановые проверки (с коротким сроком уведомления организации о предстоящей проверке) и организации не имели достаточного времени для самообследования и устранения имеющиеся нарушений.

По результатам проведенных плановых проверок выдано 11 предписаний об устранении выявленных нарушений.

По решению судов в 2018 году на образовательные организации было наложено 15 административных наказаний, из них:

> 13 – в виде административного штрафа;

> 2 – в виде административного приостановления деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Общая сумма наложенных штрафов в 2018 году составила 795 тыс. рублей. Сумма фактически уплаченных штрафов составила 315 тыс. рублей.

На основании постановлений судов, которыми был применен такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, было приостановлено действие лицензии 2-х организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ОУ ДПО «Дом знаний», ЧУ ДПО УТЦ «Флагман»).

Кроме этого, в рамках осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности Ростобрнадзором дополнительно проводилась работа по формированию информационно-аналитических материалов о судебной практике по делам об административных правонарушениях в сфере образования, которая, в свою очередь, обобщалась и доводилась до сведения заинтересованных лиц.

Государственная аккредитация образовательной деятельности

В 2018 году в Ростобрнадзор поступило 39 заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности (в том числе о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации).

По итогам рассмотрения заявлений (в том числе поступивших в 2017 году) в отчетном периоде:

√ принято решение о государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении 29 образовательных организаций (в том числе 6 по ранее неаккредитованным образовательным программам);

√ выдано 2 временных свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в связи с возникновением организации в результате реорганизации в форме выделения;

√ переоформлено 6 свидетельств о государственной аккредитации в связи с изменением наименования организации или места ее нахождения, с прекращением реализации отдельных реализуемых образовательных программ.

Кроме этого, на этапе рассмотрения:

√ три заявления о государственной аккредитации отозваны заявителями, в т.ч. два из них - после проведения аккредитационной экспертизы;

√ по одному заявлению о государственной аккредитации специалистом отдела принято решение об отказе в принятии заявления по существу в соответствии с п. 51 Административного регламента по государственной аккредитации образовательной деятельности (непредставление в течение 2-х месяцев со дня получения уведомления о несоответствии документов, правильно-заполненных и оформленных документов).

В 2018 году Ростобрнадзором проведены аккредитационные экспертизы в 34 образовательных организациях.

В общеобразовательных организациях проведена экспертиза в отношении 7 основных общеобразовательных программ, которые признаны соответствующими федеральным государственным образовательным стандартам общего образования.

В профессиональных образовательных организациях Ростовской области и их филиалах аккредитационная экспертиза проведена в отношении 181 основной образовательной программе среднего профессионального образования.

По результатам аккредитационных экспертиз установлено соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам по 180 заявленным для государственной аккредитации профессиональным образовательным программам, реализуемым в рамках 27 укрупненных групп (рисунок 5). 

Рис. 5. Структура аккредитационных экспертиз, проведенных в 2018 году, в разрезе укрупненных групп профессий и специальностей

Сотрудниками отдела государственной аккредитации образовательной деятельности проанализировано 188 отчетов экспертов и 34 заключения экспертных групп, организовано 4 заседания аккредитационной коллегии Ростобрнадзора по результатам проведенных аккредитационных экспертиз.

Исходя из сведений, полученных по результатам аккредитационных экспертиз, наиболее востребованными в Ростовской области программами среднего профессионального образования за отчетный период являются программы, реализуемые в рамках укрупненных групп «08.00.00 Техника и технологии строительства», «15.00.00 Машиностроение», «38.00.00 Экономика и управление», «43.00.00 Сервис и туризм».

В целях исключения коррупционной составляющей к проведению аккредитационных экспертиз привлекаются эксперты из различных муниципальных образований Ростовской области, не находящиеся в какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в результатах экспертизы. За отчетный период привлечено 67 квалифицированных экспертов.

Специалистами отдела государственной аккредитации образовательной деятельности заключено 144 гражданско-правовых договора с экспертами на привлечение к проведению аккредитационной экспертизы, составлено 144 акта по итогам выполненных работ.

В настоящее время в реестре аккредитованных экспертов Ростобрнадзора, привлекаемых к проведению аккредитационных экспертиз, содержится 272 квалифицированных специалиста, в 2018 году по итогам заседаний аккредитационной комиссии реестр пополнился 55 квалифицированными экспертами.

Ежегодно Ростобрнадзором вносятся предложения по повышению квалификации экспертов, их участию в семинарах, научно-практических конференциях в целях повышения их профессионального мастерства. Все эксперты, привлекаемые Ростобрнадзором к проведению аккредитационных экспертиз, повышают свою квалификацию своевременно в установленные законодательством РФ сроки.

Ростобрнадзор продолжает мониторинг степени участия работодателей в процессе подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях Ростовской области, а также продолжает взаимодействие с Управлением государственной службы занятости населения и Союзом работодателей Ростовской области по оценке качества подготовки обучающихся по программам среднего профессионального образования.

В рамках проведения аккредитационных экспертиз организуются совещания с экспертами, в том числе по вопросам противодействия коррупции.

Анализ результатов деятельности отдела государственной аккредитации образовательной деятельности Ростобрнадзора в 2018 году позволяет говорить о следующих достижениях:

√ Средний срок принятия решения о государственной аккредитации составил 56 дней (при нормативном сроке 105 календарных дней);

√ Средний срок принятия решения о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в связи с изменением места нахождения или наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или в связи с прекращением реализации отдельных реализуемых образовательных программ составил 3 дня (при нормативном сроке 10 рабочих дней);

√ Средний срок принятия решения о выдачи временного свидетельства о государственной аккредитации составил 1 день (при нормативном сроке 10 рабочих дней);

√ Взаимодействие с Союзом работодателей позволяет более объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников в профессиональных образовательных организациях;

√ Повысилось качество подготовки образовательных организаций к процедуре государственной аккредитации;

√ Повысилось внимание со стороны учредителей к условиям реализации основных образовательных программ (материально-техническому оснащению образовательного процесса);

√ Государственная итоговая аттестация проводилась по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, реализуемым образовательными организациями.

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации

В рамках осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации в 2018 году:

√ поступило 493 заявления и документа на подтверждение, что на 27% больше чем в 2017 году;

√ принято к рассмотрению по существу 490 заявлений и документов;

√ возвращено заявителям 3 заявления и документа без рассмотрения по существу;

√ принято решение о подтверждении 489 документов об образовании и (или) о квалификации;

√ принято решение об отказе в подтверждении 5 документов об образовании без направления в правоохранительные органы;

√ принято решение об отказе в подтверждении 1 документа с направлением материалов в правоохранительные органы.

Структура документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении в 2018 году, представлена на рисунке 6.

По-прежнему сохраняется тенденция доминирования документов высшего профессионального образования среди общего количества документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении.

 

Рис. 6. Структура документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении в 2018 году

Для получения государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации в 2018 году предоставлено 80 документов, выданных иностранным гражданам, что составило 16% от общего количества документов (рисунок 7). Наибольшее количество иностранных граждан представили к подтверждению документы, выданные федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (20% от общего количества иностранных граждан, получивших государственную услугу) и федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Южный федеральный университет» (20%).

По итогам опроса заявителей, проводимого Ростобрнадзором перед началом осуществления административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, наибольшее количество документов, предоставленных в 2018 году для подтверждения, предполагаются к использованию в следующих странах: Канада, США, Азербайджан, Италия, Турция.

По результатам мониторинга качества предоставления государственной услуги средняя фактическая продолжительность предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации в отчетном периоде составляет 4 рабочих дня.

 

Рис. 7. Доля документов, выданных иностранным гражданам, в общем объеме поступивших документов

В целях совершенствования организации и повышения качества предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации Ростобрнадзором в 2018 году проводилась следующая работа:

√ взаимодействие с образовательными организациями Ростовской области при предоставлении государственных услуг в рамках действующих соглашений;

√ направление запросов в образовательные организации в сканированном виде посредством электронной почты в дополнение к почтовым отправлениям с обязательным контролем сроков ответов посредством телефонной связи;

√ ведение архива образцов подписей, печатей и актов, устанавливающих полномочия должностных лиц;

√ мониторинг удовлетворенности заявителей качеством оказываемой государственной услуги.

Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях

В рамках осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях в 2018 году:

√ поступило 14 заявлений и документов на подтверждение, что на 75% больше чем в 2017 году;

√ принято решение о подтверждении 14 документов об ученых степенях, ученых званиях.

Среди предоставленных к подтверждению документов большинство являлись дипломами кандидата наук – 79% (рисунок 8).

 

Рис. 8. Структура документов об ученых степенях, ученых званиях, по которым было принято решение о подтверждении в 2018 году

По результатам мониторинга качества предоставления государственной услуги в 2018 году средняя фактическая продолжительность предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях составила 5 рабочих дней.

В целях совершенствования организации и повышения качества предоставления государственных услуг по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях Ростобрнадзором проведена следующая работа:

√ направление запросов в образовательные организации в сканированном виде посредством электронной почты в дополнение к почтовым отправлениям с обязательным контролем сроков ответов посредством телефонной связи;

√ мониторинг удовлетворенности заявителей качеством предоставляемой государственной услуги.

Комплекс мер, принятых Ростобрнадзором в 2018 году, в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании, а также в целях повышения эффективности осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования

В 2018 году Ростобрнадзором в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании принимались следующие предупредительные меры:

√ по итогам проведенных проверок направлялись информационные письма учредителям, с предложениями по устранению нарушений в деятельности проверенных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и недопущению аналогичных нарушений в других подведомственных учреждениях;

√ проводилось консультирование участников образовательного процесса по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий;

√ обеспечивалось систематическое размещение на официальном сайте и информационных стендах в помещениях Ростобрнадзора нормативных правовых актов, информации о результатах проверок и типичных нарушениях, выявленных в ходе их проведения;

√ проводилась постоянная работа по противодействию поборам с родителей (законных представителей) учащихся в образовательных организациях области. При проведении проверок исследовались документы, способные свидетельствовать о принуждении родителей к внесению денежных средств на нужды образовательной организации (договоры об оказании охранных услуг, протоколы родительских комитетов и др.);

√ осуществлялась работа «горячей линии» по вопросам законности взимания платежей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях, благодаря которой сотрудниками Ростобрнадзора в телефонном режиме проводились сбор информации и консультирование граждан, а также информирование учредителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о фактах выявленных нарушений. В 2018 году поступило 15 звонков, содержащих информацию о поборах в различных образовательных организациях;

√ проведены 2 информационно-методических семинара для представителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, о результатах проверок, типичных нарушениях и необходимых мерах по предупреждению и пресечению совершения нарушений обязательных требований в сфере образования;

√ введена практика выдачи образовательным организациям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании;

√ проведен мониторинг введения в учебный процесс компетенций, определенных Ворлдскиллс Россия, профессиональными стандартами и предусмотренными образовательными стандартами по ТОП-50 профессий. Специалистами Ростобрнадзора разработаны информационные формы для получения сведений о наличии сертифицированных экспертов демонстрационного экзамена, региональных экспертов WorldSkills Russia, сертифицированных площадок для проведения демонстрационного экзамена по профессиям ТОП-50 в образовательных организациях среднего профессионального образования Ростовской области. Таким образом, при проведении плановых проверок в рамках контроля качества образования специалисты Ростобрнадзора анализируют применение в образовательном процессе практико-ориентированных методик проведения промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации и их влияние на уровень обученности студентов и качество подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Анализ полученных по результатам проверок данных показывает, что в 42,8% образовательных организаций из числа проверенных, используются элементы методик, применяемых при проведении мероприятий Вордскиллс Россия;

√ проводилось анкетирование выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования, позволяющее определить уровень удовлетворенности содержанием, качеством и условиями получаемого профессионального образования, установления степени взаимодействия образовательных организаций с потенциальными работодателями. Также, выяснялась мотивация студентов при выборе ими образовательной организации и профессии рабочего, специальности служащего. Изучено мнение 2605 студентов. Анализ результатов анкетирования показывает, что уровень удовлетворенности получаемым образованием обучающихся выпускных курсов стабильно высокий (92% опрошенных). Однако, 69% из числа опрошенных студентов отмечают недостаточное поддержание отношений образовательных организаций с потенциальными работодателями, отсутствие долгосрочных договоров о социальном партнерстве, говорят о самостоятельном подборе места для прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства;

√ проводилось анкетирование представителей родительской общественности по проблемам качества предоставления образовательных услуг, обеспеченности обучающихся учебниками и учебными пособиями, удовлетворённости родителей школой и качеством образования, обеспечения безопасности детей во время образовательного процесса, о степени информативности и полезности официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и др. В 2018 году было проведено анкетирование в 195 образовательных организациях. Изучено мнение 6538 родителей. Анализ проведенных анкет показал, что:

- 10,9% опрошенных родителей говорят о необходимости повышения компетентности руководства и профессионального уровня педагогов, повышении квалификации и переподготовки учителей, укомплектовании педагогического состава специалистами;

- 25,9% родителей основным шагом для повышения качества образования называют воспитание у обучающихся отношение к образованию как к важнейшей жизненной ценности;

- 21,8% проанкетированных родителей акцентируют внимание на переводе обучения в школах на одну смену, строительстве новых зданий школ, проведении капитального ремонта;

- 18,2% опрошенных считают ослабленное здоровье детей одной из причин, препятствующей повышению качества обучения;

- 29,2% респондентов говорят о необходимости улучшить финансирование и материально-технического оснащение школ;

- 97,1% родителей отмечают, что школа в достаточной степени обеспечивает безопасность своих обучающихся во время образовательного процесса;

- 83,8% проанкетированных родителей считают официальный сайт образовательной организации в сети «Интернет», в которой обучаются их дети, достаточно информативным.

В целях повышения эффективности осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования:

1) Введена практика проведения комплексных выездных проверок в отношении общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в рамках федерального государственного надзора и федерального государственного контроля качества образования.

2) Функционирует веб-сервис обеспечения контроля сроков исполнения предписаний, выданных Ростобрнадзором в рамках осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования. Посредством указанного веб-сервиса на официальные адреса электронной почты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется автоматическая рассылка сообщений об истечении сроков исполнения предписаний, полученных от Ростобрнадзора.

3) Функционирует веб-сервис автоматизированного уведомления заявителей о ходе предоставления услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности, посредством которого на официальные адреса электронной почты организаций, проходящих процедуры лицензирования и государственной аккредитации, выполняется автоматическая рассылка сообщений об этапах прохождения процедур.

4) Функционирует веб-сервис отображения на официальном сайте Ростобрнадзора информации о ходе предоставления государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности. При этом не только повышается уровень информированности заявителей, обратившихся в службу за услугой, но и обеспечивается общественный контроль сроков реализации административных процедур.

5) Опубликованы информационно-справочные пособия «Методические рекомендации по подготовке документов, необходимых для получения государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности», «Организация и проведение контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности».

6) Разработано информационно-методическое пособие для профессиональных образовательных организаций «Лицензирование ТОП-50 профессий среднего профессионального образования и совместное использование в образовательном процессе высокотехнологичного материально-технического обеспечения».

7) Проведена работа по переводу в электронный вид образцов подписей, печатей и актов, устанавливающих полномочия должностных лиц, подписавших документы об образовании и (или) о квалификации, ученых степенях, ученых званиях, с целью более оперативного и рационального доступа к сведениям, содержащимся в архиве.

8) Осуществляется мониторинг уровня удовлетворенности потребителей полнотой и качеством предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях (в соответствии с приказом Ростобрнадзора от 26.09.2012 № 3503). В 2018 году проведен опрос 139 граждан, по результатам которого:

√ средняя оценка удовлетворенности потребителей качеством предоставления государственных услуг, в том числе по каждому из критериев («Открытость и доступность информации о порядке и условиях предоставления государственной услуги», «Качество консультирования по вопросам порядка и условий предоставления государственной услуги», «Корректность и вежливость в общении специалистов, обеспечивающих предоставление государственной услуги») составила 5 (или 100%);

√ средняя оценка значимости для потребителей каждого из критериев оценки рассчитывалась по трехбалльной шкале и составила:

- для критерия «Открытость и доступность информации о порядке и условиях предоставления государственных услуг» - 3 (или 100%);

- для критерия «Качество консультирования по вопросам порядка и условий предоставления государственных услуг» - 3 (или 100%);

- для критерия «Корректность и вежливость в общении специалистов, обеспечивающих предоставление государственных услуг» - 3 (или 100%).

 

Смотри также:

Ростобрнадзор

Раздел "Образование"

Скачать:
Скачать в формате .doc (.doc 1082 Кб, 05.03.2019 14:39:32)

Размещен:Размещено:
05.03.2019 12:38:48|
Изменено:
05.03.2019 14:50:13|
Количество просмотров:
496

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика