Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2017 году
(Об итогах реализации Ростобрнадзором переданных полномочий РФ в сфере образования и полномочий по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях в 2017 году)
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 6.3 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Положением о Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (утв. постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 138) на Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее - Ростобрнадзор) возложены переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению:
> государственного контроля (надзора) в сфере образования;
> лицензирования образовательной деятельности (в том числе, контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности);
> государственной аккредитации образовательной деятельности;
> подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации.
> подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочие по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования.
- федеральный государственный контроль качества образования
В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 2017 году фактически было проведено 324 плановые проверки. Из них 212 – документарные и 112 – выездные.
В структуре проведенных плановых проверок наибольший удельный вес составляют документарные проверки (65,4%), выездные проверки составляют 34,6% от общего числа проведенных плановых проверок.
Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в 2017 году составило 100%.
Проверки проводились в отношении общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования области в соответствии с ежегодным планом проведения проверок Ростобрнадзора, согласованным с прокуратурой Ростовской области.
Структура проведенных проверок в 2017 году по вопросам осуществления федерального государственного контроля качества образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура проведенных проверок в 2017 году по вопросам осуществления федерального государственного контроля качества образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность
В ходе проводимых мероприятий по контролю специалисты отдела:
√ запрашивали у уполномоченных должностных лиц организаций материалы и документы по вопросам, подлежащим проверке, и проводили рассмотрение указанных материалов и документов;
√ запрашивали у уполномоченных должностных лиц организаций устные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;
√ проводили беседы с работниками организаций, обучающимися, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке;
√ организовали проведение контроля освоения обучающимися образовательной программы в форме выборочных контрольных работ, тестирования;
√ проводили проверку качества подготовки обучающихся и выпускников путем анализа результатов Всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации, результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.
В 2017 году по результатам проведенных проверок:
√ выявлены 64 нарушения;
√ принято решение о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных укрупненных групп профессий 7 образовательным организациям. В связи с отсутствием оснований для возобновления действия государственной аккредитации одна образовательная организация (ГБПОУ РО ПУ №38 г. Шахты) лишена государственной аккредитации в отношении укрупненной группы 15.00.00 «Машиностроение»;
√ направлено учредителям образовательных организаций 13 писем;
√ направлено в правоохранительные органы 16 писем;
√ по фактам выявленных административных правонарушений составлено 27 протоколов;
√ общая сумма штрафов, наложенных судами Ростовской области по итогам направленных им материалов, составила 900 тысяч рублей (645 тыс. рублей на юридические лица и 255 тыс. рублей на должностные).
Анализ результатов проведенных проверок в 2017 году в сравнении с 2016 годом позволяет говорить о небольшом увеличении количества нарушений, выявленных в ходе одной проверки (2017 год – 0,2 нарушения, 2016 год – 0,1 нарушения). Основная причина такого увеличения состоит в том, что в план проверок на 2017 год были включены образовательные организации, которые впервые проходили проверку федерального государственного контроля качества образования с момента введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов.
В течение года в рамках выездных проверок проводилась выборочная оценка качества освоения обучающимися образовательных программ в форме тестирования в 3-11 классах по 10 учебным предметам.
Всего в 2017 году процедура независимой оценки качества освоения образовательных программ проведена в отношении 22145 обучающихся (что почти в 2 раза больше, чем в прошлом году), ими выполнено 42737 тестовых заданий.
На основе результатов проведенной в 2017 году оценки качества образования, промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников можно сделать следующие выводы:
√ в целом по области справлялись с предложенными заданиями на уровне обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта от 60% до 100% протестированных. Наиболее успешно справляются с предложенными заданиями обучающиеся 10 и 11 классов;
√ наименьшее количество обучающихся, справившихся с предложенными заданиями, выявлено в 5 общеобразовательных организациях:
– МБОУ лицей № 2 (г. Ростов-на-Дону) – по учебным предметам «География» (9 кл.) и «Физика» (9 кл.);
– МОБУ СОШ № 16 (г. Таганрог) – по предметам «Русский язык» (4 кл.) и «Математика» (6 кл.);
– МБОУ СОШ № 12 (г. Новочеркасск) – по учебному предмету «Русский язык» (7 кл. и 9 кл.);
– МБОУ Роговская СОШ № 4 (Егорлыкский район) – по учебным предметам «Русский язык» и «Математика» (5 кл.);
– МБОУ Морско-Чулекская ООШ (Неклиновский район) – по учебному предмету «География» (7 кл.).
При проведении проверок по контролю качества образования Ростобрнадзором осуществляется мониторинг обеспеченности образовательных организаций области учебниками по всем учебным предметам учебного плана. В ходе мониторинга изучается:
> документация по информационному и библиотечному обеспечению образовательного процесса;
> результаты анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся.
Контроль обеспеченности учебниками по результатам проверок 2017 года проведен в 292 общеобразовательных организациях Ростовской области. Проблема с обеспеченностью обучающихся учебниками была выявлена в 1 общеобразовательной организации. Данная информация была направлена учредителю.
Проведение контрольно-надзорных мероприятий в рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 2017 году позволило обеспечить:
√ приведение деятельности образовательных организаций в части организации образовательного процесса в соответствие с нормативными требованиями в сфере образования;
√ формирование образовательными организациями соответствующих условий для освоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов, а именно:
> повысилась объективность оценивания обучающихся;
> увеличился уровень обеспеченности учащихся учебниками;
> активизировалась работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования Ростовской области.
- федеральный государственный надзор в сфере образования
В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в 2017 году фактически было проведено 292 плановых проверки. Выполнение ежегодного плана проведения проверок составило 100%. Внеплановые проверки в отчетном периоде не проводились.
Наибольшее количество проверок было проведено в форме документарных – 218 проверок (74,7% от общего числа проверок). В форме выездных было проведено 74 проверки, что составляет 25,3% от общего количества проверок.
В отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отчетном периоде было проведено 287 проверок, в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, было проведено 5 проверок.
Структура проведенных проверок в 2017 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура проведенных проверок в 2017 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность
В ходе проведенных в 2017 году проверок было выявлено 634 нарушения, что почти в 2 раза больше, чем в прошлом году. Наиболее часто встречающимися нарушениями являются нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, предъявляемых к содержанию локальных актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций, а также несоответствие структуры официальных сайтов образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установленным требованиям (приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 №785).
По результатам проведенных проверок:
√ выдано 217 предписаний об устранении выявленных нарушений;
√ возбуждено 111 дел об административных правонарушениях, виновные привлечены к административной ответственности;
√ общая сумма штрафов, наложенных судами Ростовской области по итогам направленных им материалов, составила 1736 тысяч рублей (1315 тыс. рублей на юридические лица и 421 тыс. рублей на должностные).
В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования Ростобрнадзором проводилась работа по следующим актуальным в отчетном периоде направлениям:
√ контроль по недопущению возложения обязанностей, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам, созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных организациях на родителей (законных представителей) обучающихся (во исполнение частей 1, 3 статьи 9, пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
√ контроль за исполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований к размещению в сети Интернет и обновлению информации в целях обеспечения реализации принципа открытости и доступности образования (во исполнение требований части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, и требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 №785);
√ контроль за соответствием договоров об оказании образовательных услуг, в том числе платных образовательных услуг, установленным требованиям законодательства об образовании (во исполнение статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 15.08.2013 № 706);
√ контроль за исполнением образовательной организацией полномочий по принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации (во исполнение статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
√ контроль за исполнением образовательной организацией полномочий, отнесенных к компетенции образовательной организации, соблюдением требований к организации образовательного процесса, соблюдением порядка приема на обучение по образовательным программам (по образовательным программам общего образования – для общеобразовательных организаций (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»); по образовательным программам среднего профессионального образования – для профессиональных образовательных организаций (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.01.2014 №36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»), по образовательным программам дошкольного образования – для дошкольных образовательных организаций (Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»).
Лицензирование образовательной деятельности
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Ростобрнадзором на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966), Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (утв. приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 №244), Административного регламента исполнения Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области государственной функции «Осуществление лицензионного контроля за образовательной деятельностью» (утв. указом Губернатора Ростовской области от 10.10.2017 № 93).
Полномочие по лицензированию образовательной деятельности включает в себя:
> предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), в том числе:
- рассмотрение вопроса о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее – лицензия);
- рассмотрение вопроса о переоформлении лицензии;
- рассмотрение вопроса о предоставлении временной лицензии;
- рассмотрение вопроса о выдаче дубликата, копии лицензии;
- принятие решения о прекращении действия лицензии;
- ведение реестра лицензий;
- предоставление заинтересованным лицам сведений из реестра лицензий о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий либо копии распорядительного акта, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений;
> осуществление контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
- предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности
В 2017 году в Ростобрнадзор поступило 539 заявлений от соискателей лицензии и лицензиатов о предоставлении лицензии, временной лицензии, переоформлении лицензии, выдаче дубликата лицензии, а также о прекращении осуществления образовательной деятельности (рисунок 3).

Рис. 3. Сведения о поданных заявлениях о предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в 2017 году в разбивке по процедурам
По сравнению с 2016 годом количество поданных в отчетном периоде заявлений о предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности уменьшилось почти на 40%, что обусловлено тем, что в предыдущем году проводилось обязательное переоформление лицензий негосударственных образовательных организаций в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством в сфере образования.
Все поступившие в Ростобрнадзор заявления были рассмотрены в установленные законодательством сроки.
В отчетном периоде по итогам рассмотрения заявлений соискателей лицензии и лицензиатов (в том числе поступивших в 2016 году):
√ выдано 94 лицензии;
√ переоформлено 319 лицензий;
√ выдано 3 дубликата действующих лицензий;
√ принято решение об отказе в предоставлении 1 лицензии и переоформлении 7 лицензий;
√ прекращено действие 50 лицензий.
Сведения о предоставленных и переоформленных лицензиях, а также о выданных дубликатах лицензии в 2017 году в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлены в таблице 1.
Среди соискателей лицензии в 2017 году наибольшую долю занимают индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и основным программам профессионального обучения.
Таблица 1.
Сведения о предоставленных, переоформленных лицензиях, а также о выданных дубликатах лицензии в 2017 году в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Дошкольные образовательные организации
|
16
|
17%
|
44
|
14%
|
Общеобразовательные организации
|
2
|
2%
|
43
|
13%
|
Профессиональные образовательные организации
|
1
|
1%
|
105
|
33%
|
Организации дополнительного образования
|
8
|
9%
|
46
|
14%
|
Организации дополнительного профессионального образования
|
9
|
10%
|
46
|
14%
|
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
2
|
2%
|
5
|
2%
|
Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых
|
2
|
2%
|
0
|
0
|
Иные юридические лица
|
23
|
24%
|
19
|
6%
|
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
|
31
|
33%
|
14
|
4%
|
Всего
|
94
|
100,0
|
322
|
100,0
|
В рамках переоформления лицензий наибольшую долю среди лицензиатов в 2017 году занимают профессиональные образовательные организации.
Наблюдаемая тенденция связана с лицензированием новых образовательных программ по новым специальностям из перечня ТОП 50 наиболее востребованных профессий среднего профессионального образования. Так в 2017 году предоставлена государственная услуга по лицензированию новых образовательных программ по новым специальностям из перечня ТОП 50 более чем 60 организациям среднего профессионального образования области. По итогам года в Ростовской области внедрено более 20 новых специальностей из перечня ТОП 50.
Анализ результатов лицензирования в 2017 году позволяет говорить о следующих достижениях:
√ в отчетном периоде 100% решений, принятых Ростобрнадзором в рамках оказания государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, предоставлены заявителю в электронной форме (по всем поступившим в Региональную службу заявлениям по итогам предоставления государственной услуги лицензиаты получают электронные копии лицензий на осуществление образовательной деятельности, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью Ростобрнадзора);
√ в рамках реализации мер по организации эффективного межведомственного взаимодействия с органами власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в отчетном периоде Ростобрнадзором осуществлялось взаимодействие посредством системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) с использованием системы исполнения регламентов (СИР) со всеми органами власти, кроме:
– Федерального казначейства (посредством системы электронного документооборота СЭД (ГИС ГМП));
– МЧС России (посредством электронной почты и факсимильной связи).
Подключение Ростобрнадзора к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия посредством системы исполнения регламентов позволяет не только организовать эффективное межведомственное взаимодействие, но и создает условия для приема заявлений о предоставлении государственной услуги в электронной форме через Единый и региональный порталы государственных услуг.
В целом же использование технологий межведомственного электронного взаимодействия позволяет значительно сократить сроки предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.
√ Средний срок оказания услуги в 2017 году составил:
– в случае рассмотрения заявления о предоставлении лицензии - 15 рабочих дней (при нормативном сроке 45 рабочих дней);
– в случае рассмотрения заявления о переоформлении лицензии (если лицензиат намерен осуществлять образовательную деятельность по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, а также при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень образовательных программ) - 15 рабочих дней (при нормативном сроке 30 рабочих дней);
– в случае рассмотрения заявления о переоформлении лицензии (при реорганизации юридического лица, прекращении деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, изменении наименования юридического лица или места его нахождения, в целях приведения образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» согласно ч. 9 ст. 108 указанного закона, а также при изменении места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) - 3 рабочих дня (при нормативном сроке 10 рабочих дней).
√ По итогам консультаций заинтересованных лиц по вопросам лицензирования образовательной деятельности, проведенных в установленные графиком дни консультаций, а также в рамках целого ряда обучающих семинаров:
– повысилось качество документов, предоставляемые в Ростобрнадзор новыми детскими садами, вводимыми в эксплуатацию в соответствии с Губернаторской программой «100 детских садов», что приводит к существенному сокращению сроков предоставления данным организациям лицензий на осуществление образовательной деятельности;
– повысилось внимание со стороны учредителей к материально-техническому оснащению образовательного процесса в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, дошкольных образовательных организациях.
Благодаря принимаемым мерам по проведению информационно-разъяснительной и профилактической работы доля заявлений и документов, возвращаемых в связи с истечением установленного срока устранения выявленных нарушений и (или) предоставления недостающих документов, в общем количестве заявлений и документов снизилась по сравнению с 2016 годом на 49 единиц.
Кроме того, с целью популяризации предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в электронном виде с использованием специализированного личного кабинета на официальном сайте Ростобрнадзора и на официальном интернет-портале государственных услуг Российской Федерации в апреле 2017 года Ростобрнадзором проведены информационно-методические мероприятия со всеми муниципалитетами Ростовской области.
Результатом проведенных мероприятий стало значительное увеличение в 2017 году (до 30%) доли заявлений, поданных в электронном виде, в общем числе поступивших в Ростобрнадзор заявлений о предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности. В 2018 году планируется дальнейшее увеличение доли заявлений, подаваемых в Ростобрнадзор в электронном виде.
- контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности
В 2017 году в рамках осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности было проведено 57 плановых проверок. Из них 49 – выездные и 8 – документарные проверки (рисунок 4).

Рис. 4. Структура проведенных плановых проверок в рамках контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий в 2017 году
Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в отчетном периоде составило 100%.
Структура проведенных проверок в 2017 году по вопросам осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Структура проведенных проверок в 2017 году в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Наибольшую долю в числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области, проверенных в отчетном периоде по вопросам осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в отчетном периоде, занимают дошкольные образовательные организации.
В ходе проверок было выявлено 23 нарушения лицензионных требований. Среднее количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки, уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 43% (в 2016 году – 0,7 нарушений, в 2017 году – 0,4 нарушения).
Уменьшение среднего количества нарушений, выявляемых при проведении проверок образовательных организаций свидетельствует о повышении уровня правосознания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
По результатам проведенных проверок:
√ выдано 6 предписаний об устранении всего спектра выявленных нарушений;
√ в ряде проверок выявлены признаки административных правонарушений, по факту которых возбуждено 12 дел об административных правонарушениях;
√ по решению судов в отчетном периоде было наложено 6 административных наказаний, из них:
- 2 – в виде предупреждения;
- 2 – в виде административного штрафа (1 – на должностное лицо, 1 – на юридическое лицо);
- 2 – в виде административного приостановления деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
√ общая сумма штрафов, наложенных судами Ростовской области по итогам направленных им материалов, составила 170 тысяч рублей (150 тыс. рублей на юридические лица и 20 тыс. рублей на должностные);
√ на основании постановлений судов, которыми был применен такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, за грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности приостановлено действие лицензии 2 организаций, осуществляющих образовательную деятельность (МБОУ «Начальная школа-детский сад» № 46 г. Шахты Ростовской области; ЧОУ ДиДПО «Донская автошкола»).
Кроме того, в 2017 году были проведены 4 внеплановые проверки по следующим основаниям:
> истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований – 1 проверка, по результатам которой выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания, выдано повторное предписание;
> поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований – 3 проверки, по результатам которых доводы жалоб не подтвердились, нарушения лицензионных требований выявлены не были.
В рамках осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности Ростобрнадзором дополнительно проводилась работа по формированию информационно-аналитических материалов о судебной практике по делам об административных правонарушениях в сфере образования, которая, в свою очередь, обобщалась и доводилась до сведения заинтересованных лиц.
Государственная аккредитация образовательной деятельности
Государственная аккредитация образовательной деятельности осуществляется Ростобрнадзором на основании пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039).
В 2017 году в Ростобрнадзор поступило 88 заявлений о предоставлении государственной аккредитации, о переоформлении свидетельств о государственной аккредитации образовательной деятельности.
По итогам рассмотрения в отчетном периоде заявлений:
√ принято решение о государственной аккредитации образовательной деятельности (в том числе по ранее неаккредитованным образовательным программам) в отношении 40 образовательных организаций;
√ принято решение об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по 1 образовательной программе в отношении ЧПОУ «Егорлыкский Колледж Южного Университета»;
√ переоформлено 39 свидетельств о государственной аккредитации в связи с изменением наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность, или места ее нахождения, с прекращением реализации отдельных реализуемых образовательных программ.
Кроме того, на этапе рассмотрения заявлений заявителями отозвано 5 заявления о государственной аккредитации.
В 2017 году Ростобрнадзором проведены аккредитационные экспертизы в 40 образовательных организациях, в том числе в 2 общеобразовательных организациях и в 38 профессиональных образовательных организациях, что составляет 95% от общего числа, проведенных аккредитационных экспертиз.
В профессиональных образовательных организациях Ростовской области и их филиалах аккредитационная экспертиза проведена в отношении 166 основных образовательных программ среднего профессионального образования. По результатам аккредитационных экспертиз установлено соответствие федеральным государственным образовательным стандартам содержания и качества подготовки обучающихся по 165 заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в рамках 27 укрупненных групп.
Структура аккредитационных экспертиз, проведенных в 2017 году в разрезе укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, представлена на рисунке 6.
Исходя из сведений, полученных по результатам аккредитационных экспертиз, наиболее востребованными в Ростовской области основными образовательными программами среднего профессионального образования подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена являются программы, реализуемые в рамках укрупненных групп «38.00.00 Экономика и управление», «53.00.00 Музыкальное искусство», «44.00.00 Образование и педагогические науки», «23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта».

Рис. 6. Структура аккредитационных экспертиз, проведенных в 2017 году, в разрезе укрупненных групп профессий и специальностей
В целях исключения коррупционной составляющей к проведению аккредитационных экспертиз привлекаются эксперты из различных муниципальных образований Ростовской области, не находящихся в какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах. За отчетный период привлечено 173 квалифицированных эксперта, с которыми заключено 173 гражданско-правовых договора на привлечение к проведению аккредитационной экспертизы.
Сотрудниками Ростобрнадзора проанализировано 173 отчета экспертов и 40 заключений экспертных групп, составлено 173 акта по итогам выполненных работ.
Организовано 4 заседания аккредитационной коллегии Ростобрнадзора по результатам проведенных аккредитационных экспертиз, а также 1 заседание аккредитационной комиссии Ростобрнадзора по аккредитации экспертов в области проведения аккредитационных экспертиз. В настоящее время в реестре аккредитованных экспертов содержатся сведения о 450 квалифицированных специалистах.
Для оказания методологической помощи претендентам в эксперты в текущем году разработаны рекомендации по подготовке физических лиц к проведению квалификационного экзамена на установление полномочий в качестве экспертов, привлекаемых к аккредитационным экспертизам.
Ростобрнадзор продолжает работу по оценке деятельности экспертов в период проведения аккредитационной экспертизы. Сформирован и апробируется перечень вопросов анкетирования аккредитуемых образовательных организаций по оценке деятельности экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе. Кроме того, проводится мониторинг повышения квалификации экспертов. Дополнительное профессиональное образование получают 100% специалистов.
В целях повышения качества проведения процедуры государственной аккредитации осуществляется взаимодействие с Союзом работодателей, Управлением службы занятости населения по Ростовской области. Ежегодно проводится мониторинг степени участия работодателей в процессе подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных образовательных организациях, подавших заявление на прохождение государственной аккредитации.
В 2017 году проведено 4 совещания с экспертами в области проведения аккредитационных экспертиз.
Анализ результатов государственной аккредитации в 2017 году позволяет говорить о следующих достижениях:
√ средний срок принятия решения о государственной аккредитации составил 58 дней (при нормативном сроке 105 календарных дней);
√ средний срок принятия решения о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в связи с изменением места нахождения или наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или в связи с прекращением реализации отдельных реализуемых образовательных программ составил 5 дней (при нормативном сроке 10 дней);
√ система взаимодействия Ростобрнадзора с Союзом работодателей позволяет более объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников в профессиональных образовательных организациях;
√ по итогам проводимой работы с руководителями образовательных организаций по вопросам государственной аккредитации образовательной деятельности повышается качество работы, проводимой организациями по подготовке к государственной аккредитации;
√ повышается внимание со стороны учредителей к материально-техническому оснащению образовательного процесса для реализации основных образовательных программ;
√ государственная итоговая аттестация проводилась по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, реализуемым образовательными организациями.
Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется Ростобрнадзором на основании пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации (утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 611).
В рамках осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации в 2017 году:
√ поступило 387 заявлений и документов на подтверждение;
√ принято к рассмотрению по существу 387 заявлений и документов на подтверждение;
√ приняты решения о подтверждении 383 документов об образовании и (или) о квалификации;
√ принято решение об отказе в подтверждении 3 документов об образовании без направления в правоохранительные органы;
√ принято решение об отказе в подтверждении 1 документа с направлением материалов в правоохранительные органы;
√ по состоянию на конец отчетного периода не истек срок принятия решения по 4 поступившим заявлениям о подтверждении документов об образовании и (или) о квалификации.
Структура документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении в 2017 году, представлена на рисунке 7.
В 2017 году сохраняется тенденция доминирования документов высшего профессионального образования среди общего количества документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении.

Рис. 7. Структура документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении в 2017 году
Для получения государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации в 2017 году предоставлено 66 документов, выданных иностранным гражданам.
Наибольшее количество граждан представили к подтверждению документы, выданные ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».
По итогам опроса заявителей, проводимого Ростобрнадзором перед началом осуществления административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, наибольшее количество документов, предоставленных в 2017 году для подтверждения, предполагаются к использованию в следующих странах: Азербайджан, США, Италия, Индия, Германия.
По результатам мониторинга качества предоставления государственной услуги в 2017 году средняя фактическая продолжительность предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации составляет 4 рабочих дня.
В целях совершенствования организации и повышения качества предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации Ростобрнадзором в 2017 году проведена следующая работа:
√ продолжалась работа в рамках действующих соглашений о взаимодействии при предоставлении государственных услуг с образовательными организациями Ростовской области;
√ осуществлялась работа по направлению запросов в образовательные организации в сканированном виде посредством электронной почты в дополнение к регистрируемым почтовым отправлениям с уведомлением о вручении с обязательным контролем сроков ответов посредством телефонной связи;
√ продолжалась работа по ведению архива образцов подписей, печатей и актов, устанавливающих полномочия должностных лиц;
√ осуществлялся мониторинг удовлетворенности заявителей.
Согласно Правилам подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 611, срок предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации ограничивается 5 рабочими днями, при наличии сведений о выданном документе об образовании в «Федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» и образца подписи, оттиска печати в Ростобрнадзоре. Существенной проблемой остается отсутствие сведений о предоставленных к подтверждению документах в Федеральном реестре, что приводит к увеличению срока предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, в связи с необходимостью направления запроса о предоставлении соответствующей информации в образовательную организацию, выдавшую документ.
Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях
Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется Ростобрнадзором на основании статьи 6.3 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2014 № 152).
В рамках осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях в 2017 году:
√ поступило 8 заявлений и документов на подтверждение;
√ принято к рассмотрению по существу 8 заявлений и документов на подтверждение;
√ принято решение о подтверждении 8 документов об ученых степенях.
Все документы об ученых степенях, предоставленные к подтверждению, являлись дипломами кандидата наук.
Наибольшее количество граждан предоставили к подтверждению документы, выданные ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».
По итогам опроса заявителей, проводимого Ростобрнадзором перед началом осуществления административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, документы, предоставленные в 2017 году для подтверждения, предполагаются к использованию в Канаде, Германии.
По результатам мониторинга качества предоставления государственной услуги в 2017 году средняя фактическая продолжительность предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях составила 4 рабочих дня.
В целях совершенствования организации и повышения качества предоставления государственных услуг по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях Ростобрнадзором в 2017 году проведена следующая работа:
√ осуществлялась работа по направлению запросов в образовательные организации в сканированном виде посредством электронной почты в дополнение к регистрируемым почтовым отправлениям с уведомлением о вручении с обязательным контролем сроков ответов посредством телефонной связи;
√ осуществлялся мониторинг удовлетворенности заявителей.
Комплекс мер, проведенных Ростобрнадзором в 2017 году в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании, а также в целях повышения эффективности осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочий по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях
В 2017 году Ростобрнадзором в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании принимались следующие предупредительные меры:
√ проведен ряд совещаний и вебинаров для представителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, для руководителей организаций осуществляющих образовательную деятельность, а также с участием специалистов министерств и ведомств Ростовской области, являющихся учредителями образовательных организаций о результатах проверок, типичных нарушениях и необходимых мерах по предупреждению и пресечению совершения нарушений обязательных требований в сфере образования;
√ по итогам проведенных проверок направлены информационные письма учредителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с предложениями по принятию мер по устранению нарушений в деятельности проверенных организаций и недопущению аналогичных нарушений в других подведомственных им организациях;
√ проводилось консультирование участников образовательного процесса по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий;
√ обеспечивалось систематическое размещение на сайте Ростобрнадзора, на информационных стендах в помещениях Ростобрнадзора нормативных правовых актов Ростобрнадзора, инструктивных материалов по вопросам осуществления контрольно-надзорных функций в сфере образования, информации о результатах проверок, типичных нарушениях, выявленных в ходе проведения проверок.
В рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий Ростобрнадзором проводится мониторинг качества образования, по средствам анкетирования представителей родительской общественности.
В 2017 году при проведении проверок Ростобрнадзором было проведено анкетирование в 231 общеобразовательной организации, что составляет 71% от общего количества проведенных проверок.
Изучено мнение 8817 родителей (законных представителей) обучающихся. Анализ проведенного анкетирования показал, что:
> 6,2% опрошенных родителей говорят о необходимости повышения компетентности руководства и профессионального уровня педагогов, повышении квалификации и переподготовки учителей, укомплектовании педагогического состава специалистами;
> 28% опрошенных считают ослабленное здоровье детей одной из причин, препятствующей повышению качества обучения;
> 16% респондентов говорят о необходимости улучшения материально-технического оснащения школ;
> 97,2% родителей отмечают, что школа в достаточной степени обеспечивает безопасность своих обучающихся во время образовательного процесса.
Ростобрнадзором ведется постоянная работа по противодействию поборам с родителей учащихся в образовательных организациях Ростовской области. Введена практика исследования при проводимых Ростобрнадзором проверках документов, способных свидетельствовать о принуждении родителей учащихся к внесению денежных средств на нужды образовательной организации (договоры об оказании охранных услуг, протоколы родительских комитетов и др.).
В Региональной службе организована работа «горячей линии» по вопросам законности взимания платежей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях. Сотрудниками в телефонном режиме осуществляется сбор информации и консультирование граждан по вопросам законности взимания денежных средств, информирование учредителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о фактах выявленных нарушений. Так, в 2017 году поступило порядка 44 звонков, содержащих информацию о поборах в различных образовательных организациях.
По результатам проведенной работы выявлены факты нарушения прав и свобод родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников, в части привлечения без их согласия к труду, наложения обязанностей, не предусмотренных образовательной программой (проведение субботников, подготовка и организация новогодних утренников, оказание помощи в ремонте, оснащении предметно-развивающей среды в детском саду и др.), в 17 образовательных организациях. В соответствии с этим направлены письма о выявленных нарушениях в адрес органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и (или) глав муниципальных образований (Азовский, Волгодонской, Егорлыкский, Кашарский, Красносулинский, Куйбышевский, Мартыновский, Миллеровский, Неклиновский, Цимлянский районы, города Ростов-на-Дону, Таганрог).
В целях повышения эффективности осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в 2017 году проведены следующие мероприятия:
√ посредством веб-сервиса обеспечения контроля сроков исполнения предписаний, выданных Ростобрнадзором в рамках осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, на официальные адреса электронной почты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется автоматическая рассылка сообщений об истечении сроков исполнения предписаний, полученных от Ростобрнадзора;
√ введено в практику проведение комплексных выездных проверок в отношении общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в рамках федерального государственного надзора и федерального государственного контроля качества образования;
√ в целях профилактики нарушения лицензиатами лицензионных требований и условий, требований законодательства в сфере образования, а также в целях разъяснения порядка организации и проведения лицензионного контроля разработано информационно-справочное пособие «Организация и проведение контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности», которое содержит подробное разъяснение особенностей и правовых аспектов соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, обзор типичных нарушений законодательства в сфере образования, а также сложившуюся в Ростовской области судебную практику по выявленным нарушениям. Пособие рассмотрено на заседании Общественного совета Ростобрнадзора и рекомендовано к опубликованию и распространению. 18 июля 2017 года пособие было опубликовано на официальном сайте Ростобрнадзора;
√ для представителей муниципальных образований Ростовской области проведена серия информационно-методических семинаров по вопросам получения государственных услуг в электронном виде, в частности подачи заявления и документов через личный кабинет на официальном сайте Ростобрнадзора или через Единый портал государственных услуг;
√ для повышения качества представляемых документов, а также с целью разъяснения порядка получения государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, на официальном сайте Ростобрнадзора опубликовано информационно-справочного пособие «Методические рекомендации по подготовке документов, необходимых для получения государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности»;
√ в целях упрощения получения заявителями в электронном виде государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности на официальном сайте Ростобрнадзора функционирует электронный сервис предоставления документов по вопросам лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности (http://wsel.rostobrnadzor.ru), посредством которого заявители имеют возможность, используя личный кабинет, направить в Ростобрнадзор заявление и прилагаемые документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Взаимодействие с заявителями в электронном виде осуществляется в соответствии с порядком работы с электронным сервисом, утвержденным приказом Ростобрнадзора от 23.01.2013 № 218. Для удобства заявителей разработана пошаговая инструкция по работе с электронным сервисом, которая размещена на официальном сайте Ростобрнадзора, а также направлена в адрес руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
√ функционирует веб-сервис автоматизированного уведомления заявителей о ходе предоставления государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности, посредством которого на официальные адреса электронной почты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется автоматическая рассылка сообщений о необходимости устранения нарушений в представленных документах, о принятии документов к рассмотрению по существу, а также о завершении процедур лицензирования и государственной аккредитации;
√ на официальном сайте Ростобрнадзора в открытом доступе размещен веб-сервис отображения информации о ходе предоставления государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности. При этом не только повышается уровень информированности граждан и организаций, обратившихся в Ростобрнадзор за получением государственных услуг, но и обеспечивается общественный контроль над своевременностью реализации административных процедур;
√ осуществляется информирование заявителей о возможности отслеживания хода предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях посредством электронного сервиса (http://trs.obrnadzor.gov.ru:4194/search.aspx?RegionCode=61), что позволяет обеспечить надлежащий уровень общественного контроля над своевременностью реализации административных процедур;
√ Ростобрнадзором на постоянной основе осуществляется мониторинг уровня удовлетворенности потребителей полнотой и качеством предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях (в соответствии с приказом Ростобрнадзора от 26.09.2012 № 3503):
в ходе мониторинга в 2017 году проведен опрос 128 граждан, по результатам которого:
- средняя оценка удовлетворенности потребителей качеством предоставления государственных услуг, в том числе по каждому из критериев («Открытость и доступность информации о порядке и условиях предоставления государственной услуги», «Качество консультирования по вопросам порядка и условий предоставления государственной услуги», «Корректность и вежливость в общении специалистов, обеспечивающих предоставление государственной услуги») составила 4,97 (или 99,7%);
- средняя оценка значимости для потребителей каждого из критериев оценки рассчитывалась по трехбалльной шкале и составила:
> для критерия «Открытость и доступность информации о порядке и условиях предоставления государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%);
> для критерия «Качество консультирования по вопросам порядка и условий предоставления государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%);
> для критерия «Корректность и вежливость в общении специалистов, обеспечивающих предоставление государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%).
Смотри также:
Ростобрнадзор
Раздел "Образование"