Новый сайт

Культура

О мерах, принимаемых министерством культуры Ростовской области в целях соблюдения законодательства Российской Федерации по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия на территории Ростовской области

(по состоянию на 01.05.2017)

Информация к заседанию Правительства Ростовской области 24.05.2017

 

Государственная политика в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (далее – ОКН) регулируется Конституцией Российской Федерации, международными актами в области культурного наследия, Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), Областным законом от 02.03.2015 № 334-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области».

В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации по сохранению и государственной охране ОКН с 01.08.2005 года в структуре министерства культуры Ростовской области (далее – минкультуры области) сформирован отдел охраны объектов культурного наследия (далее – отдел). С 01.01.2010 во исполнение статьи 91 Федерального закона № 73-ФЗ минкультуры области определено уполномоченным органом в части переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по государственной охране ОКН федерального значения, федеральному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной ОКН федерального значения (далее – переданные полномочия). По состоянию на 01.01.2017 штатная численность отдела составляет 9 человек, включая сектор по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в количестве 2 человек.Из федерального бюджета ежегодно выделяются средства на заработную плату 2 специалистов по переданным полномочиям. Дополнительное финансирование на эти цели осуществляется из областного бюджета. Исполнение переданных полномочий Российской Федерации по ОКН федерального значения обеспечивается за счет средств областного бюджета. Федеральным бюджетом финансирование работ по установлению границ территории и на разработку проектов зон охраны ОКН федерального значения не предусмотрено. На одного работника отдела приходится осуществление полномочий в отношении 1188 ОКН.

Ростовская область обладает большим потенциалом историко-культурного наследия. По данным Росстата за 2015 год на территории Ростовской области находится порядка 1,4% ОКН от общего числа в Российской Федерации и 12,5% объектов археологического наследия от общего числа в Российской Федерации. Согласно государственной статистике за 2015 год Ростовская область занимает первое место в Южном федеральном округе по суммарному числу ОКН и объектов археологического наследия, расположенных на территории региона (без учета данных Республики Крым и города Севастополь).

По состоянию на 15.04.2017 на территории Ростовской области находится 10 694 ОКН, среди которых:

  • 8 051 ОКН федерального значения, в том числе 58 ОКН (памятников истории, архитектуры и монументального искусства) и 7 993 объекта археологического наследия;
  • 1 300 ОКН регионального значения (памятников истории, архитектуры и монументального искусства);
  • 3 ОКН местного (муниципального) значения (памятника истории, архитектуры и монументального искусства);
  • 1 340 выявленных ОКН, в том числе 261 объект истории, архитектуры и монументального искусства, 1 079 объектов археологии.

Учет ОКН является важной частью работы по их государственной охране. Согласно положениям Федерального закона № 73-ФЗ все ОКН подлежат обязательной регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр). Реестр содержит достоверные и юридически значимые сведения об ОКН в Российской Федерации. Минкультуры области на постоянной основе с 2010 года ведется работа по подготовке документов для внесения в Реестр сведений об ОКН Ростовской области. По состоянию на 10.04.2017 в Реестр внесены сведения по 7 844 ОКН Ростовской области (82% плана), зарегистрировано в Реестре – 7 728 ОКН. Реестр представлен на портале открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (далее – Минкультуры России). Работа по внесению сведений по ОКН должна быть завершена в срок до 31.12.2017 года.

Минкультуры области проводится работа по обеспечению ОКН документами по государственной охране.

За период с 2014 по 2016 годы постановлениями минкультуры области утверждены границы территории 79 ОКН, в том числе 29 ОКН федерального значения.

Внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о границах территории 29 ОКН, в том числе 11 ОКН федерального значения.

За период с 2014 по 2016 годы принято 4 постановления Правительства Ростовской области об утверждении границ зон охраны ОКН, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон, в том числе в отношении 2 ОКН федерального значения.

Минкультуры области в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) проводятся плановые и внеплановые проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области охраны ОКН. На основании ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ минкультуры области по согласованию с органами прокуратуры Ростовской области ежегодно утверждается план проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на будущий год. Кроме того, минкультуры области по основаниям, предусмотренным ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ (истечение срока ранее выданного предписания, поступление обращения о причинении (угрозе причинения) вреда ОКН, поручение Президента Российской Федерации, требование прокурора), проводятся внеплановые проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В рамках реализации контрольно-надзорных функций минкультуры области проведено:

  • в 2014 году 107 проверок (21 плановых и 86 внеплановых), составлено 77 протоколов об административных правонарушениях, судами назначено наказаний на сумму 1 199,8 тыс. рублей;
  • в 2015 году 67 проверок (20 плановых и 47 внеплановых), составлено 42 протокола об административных правонарушениях, судами назначено наказаний на сумму 1 457,0 тыс. рублей;
  • в 2016 году 73 проверки (21 плановых и 52 внеплановых), составлено 92 протокола об административных правонарушениях, судами назначено наказаний на сумму 1 585,0 тыс. рублей.

Таким образом, сумма наложенных штрафов по сравнению с предыдущими периодами увеличивается, что свидетельствует о повышении качества проводимой минкультуры области работы по выявлению и пресечению правонарушений в рамках компетенции.

В целях развития и включения дополнительных правовых механизмов защиты территорий музеев-заповедников в Российской Федерации ведется работа по определению музеев-заповедников в виде достопримечательных мест. В Ростовской области действуют 6 музеев-заповедников: 5 государственных бюджетных учреждений культуры Ростовской области, подведомственных минкультуры области (Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Археологический музей-заповедник «Танаис», Раздорский этнографический музей-заповедник, Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, Таганрогский литературный и историко-архитектурный музей-заповедник) и 1 федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова», подведомственное Минкультуры России. Кроме Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника 5 музеев-заповедников являются ОКН федерального значения.

Документация по определению ОКН федерального значения Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова в виде достопримечательного места разработана и в настоящее время находится на согласовании в Минкультуры России. В отношении ОКН федерального значения Археологический музей-заповедник «Танаис» и Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник мероприятия по определению их вида как достопримечательное место запланированы на 2017 – 2018 годы в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 587 (далее – государственная программа). Вопрос по определению вида 3-х музеев-заповедников как достопримечательное место будет решаться поэтапно. Проводимые работы по определению музеев-заповедников в виде достопримечательных мест позволят обеспечить баланс между туристическими потоками и интересами государственной охраны ОКН.

В 2010 году совместным приказом Минкультуры России и Министерства регионального развития Российской Федерации утвержден перечень исторических поселений федерального значения. Перечень включает 41 населённый пункт, в границах которых расположены ОКН, включенные в Реестр, выявленные ОКН и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения. В этот перечень включены исторические поселения федерального значения Ростовской области: город Таганрог, город Азов, станица Старочеркасская. Целью развития исторических поселений является сохранение уникальной исторической среды и развитие туризма в данных территориях. Предполагается, что в среднесрочной перспективе это будет способствовать увеличению туристического потока и, следовательно, ускорению экономического развития исторических поселений. В Ростовской области на базе государственных музеев, подведомственных минкультуры области, разработаны и используются 300 историко-культурных туристских маршрутов, которые включают также памятники истории, культуры и археологии: «Атаманский дворец», «Вознесенский кафедральный войсковой собор с колокольней» и «Анненская крепость» (ст. Старочеркасская), «Пороховой погреб» (г. Азов), «Воскресенский войсковой собор» (г. Новочеркасск), «Мемориальное здание, где жила семья Чеховых» (г. Таганрог), «Городище «Танаис» (х. Недвиговка, Мясниковский район) и другие.

За счет средств областного бюджета (6,65 млн рублей) в 2015 году разработаны проекты предмета охраны и границ территории исторического поселения федерального значения станица Старочеркасская и проект зон охраны исторической части станицы Старочеркасская. Проекты находятся на согласовании в Минкультуры России. За счет средств федерального бюджета (4,3 млн рублей) в 2016 году разработаны проекты границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения город Таганрог. Проекты находятся на согласовании в Минкультуры России. В 2016 году администрацией города Азова направлялась заявка в федеральную целевую программу «Культура России 2012-2018» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 186) на выделение средств в 2017 году из федерального бюджета на разработку проектов границ территории и предмета охраны данного населенного пункта. На 2017 год заявка не включена.

В целях координации работы по пресечению, предупреждению и профилактике нарушений федерального законодательства об охране ОКН в отношении территорий музеев-заповедников, музеев-усадьб, достопримечательных мест, иных ОКН и их зон охраны в Ростовской области в 2012 году создана межведомственная региональная рабочая группа (далее – рабочая группа). В состав рабочей группы вошли представители минкультуры области, министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления Ростовской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, муниципальных образований Ростовской области, на территориях которых расположены музеи-заповедники, директора музеев-заповедников. Заседания рабочей группы, в том числе выездные на территории музеев-заповедников и в исторические поселения федерального значения, проводятся не реже одного раза в квартал. На заседаниях рабочей группы коллегиально решаются проблемные вопросы в области сохранения ОКН, даются рекомендации заинтересованным лицам в части оформления и согласования документации, вырабатываются превентивные меры по пресечению, предупреждению и профилактике нарушений действующего законодательства в области охраны ОКН.

Минкультуры области предоставляются 9 государственных услуг в области охраны ОКН физическим и юридическим лицам. Государственные услуги предоставляются на основании административных регламентов посредством системы «одного окна». На базе многофункциональных центров предоставляются 3 государственные услуги в области охраны ОКН. Информация о порядке и способах предоставления государственных услуг размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», региональной государственной информационной системе «Портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области», на официальных сайтах Правительства Ростовской области, минкультуры области. Минкультуры области предоставлено государственных услуг в области охраны ОКН в 2014 году 2398; в 2015 году 2983; в 2016 году 2379.

Государственной программой предусмотрен комплекс мер по государственной охране объектов культурного наследия: подготовка проектов постановлений Правительства Ростовской области и министерства культуры Ростовской области; разработка проектов зон охраны, границ территорий ОКН; подготовка документов на объекты археологического наследия и выявленные ОКН для регистрации данных объектов в Реестре; оформление охранных обязательств ОКН; составление учетных карт, карт-планов и заполнение документов (XML-схем) на ОКН. За период с 2014 по 2016 годы освоено 42 753,7 тыс. рублей. Областным бюджетом на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрено 12 391,0 тыс. рублей ежегодно.

За период с 2014 по 2016 годы в рамках реализации государственной программы подготовлены и разработаны: паспорта на 13 ОКН; проекты зон охраны 6 ОКН; документы на 2 668 ОКН (памятники археологии) для внесения сведений в Реестр; документы на 44 выявленных ОКН для принятия решения о включении в Реестр; документы для оформления охранных обязательств 451 ОКН (памятники истории, архитектуры, монументального искусства); проекты границ территорий 10 ОКН; составлены учетные карты на 1 343 ОКН (памятники истории, архитектуры и монументального искусства); карт-планы и документы (XML-схемы) на 17 ОКН для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Органы исполнительной власти Ростовской области и администрации муниципальных образований Ростовской области находятся в тесном и постоянном взаимодействии с минкультуры области: министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области – при проведении работ по капитальному ремонту зданий, являющихся ОКН, министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области – при согласовании проектов зон охраны ОКН, органы местного самоуправления – при осуществлении полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН местного (муниципального) значения в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 93 Федерального закона № 73-ФЗ.

Постановлением минкультуры области от 07.07.2016 № 261 «Об утверждении Положения об общественном совете по вопросам культурного наследия при министерстве культуры Ростовской области» образован общественный совет по вопросам культурного наследия, наделенный правом рассмотрения архитектурно-строительных, реставрационных проектов и проектов по приспособлению ОКН народов Российской Федерации для современного использования.

В целях обеспечения мер по сохранению и государственной охране ОКН на территории Ростовской области приоритетными направлениями в работе минкультуры области остаются: увеличение количества ОКН, для которых утверждены предметы охраны, границы территории и зоны охраны; обеспечение ОКН охранными обязательствами; внесение в Реестр сведений по ОКН; регистрация данных о границах территории ОКН и их зон охраны в государственном кадастре недвижимости.

Для решения указанных задач минкультуры области продолжит работу по взаимодействию с Минкультуры России, органами исполнительной власти Ростовской области, органами местного самоуправления Ростовской области в целях повышения эффективности деятельности в сфере охраны ОКН.

Выполнение мероприятий, указанных в проекте перечня поручений и рекомендаций Правительства Ростовской области, не потребует выделения дополнительных ассигнований из областного бюджета.

 

Пояснительная информация, перечень поручений и рекомендаций .rar

 

Смотри также:

Повестка дня заседания Правительства Ростовской области от 24.05.2017

Размещен:Размещено:
22.05.2017 15:58:39|
Изменено:
22.05.2017 16:36:13|
Количество просмотров:
57

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации