Новый сайт

Административная практика

Обобщенные результаты деятельности должностных лиц областных органов исполнительной власти, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях

(за 3 месяца 2016 года)

В Ростовской области полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), лицензионного контроля наделены 16 областных органов исполнительной власти. Они реализуют их на основании требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) путем проведения плановых (внеплановых) проверок, при выявлении правонарушений составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ. Результаты их деятельности следующие.

За 3 месяца 2016 года в указанные органы поступило на рассмотрение всего от должностных лиц органов исполнительной власти Ростовской области, должностных лиц органов полиции, иных органов, прокуроров 2884 дела об административном правонарушении, что на 15% меньше, чем за 3 месяца 2015 года (3390 дел), и на 10% больше, чем за 3 месяца 2014 года (2632 дела) (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Количество поступивших на рассмотрение в областные органы исполнительной власти дел об административных правонарушениях в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет

Должностными лицами указанных органов исполнительной власти Ростовской области в текущем периоде составлено 2689 протоколов – на 11% меньше, чем за 3 месяца 2015 года (3023 протокола), из органов прокуратуры, полиции, иных органов было передано для рассмотрения 195 дел – на 47% меньше, чем за 3 месяца 2015 года (367 дел).

Диаграмма 2. Количество составленных областными органами исполнительной власти протоколов, поступивших для рассмотрения из органов прокуратуры, полиции дел об административных правонарушениях в сравнении с аналогичным периодом 2015 года

Наибольшее количество протоколов, как и ранее, составлено за 3 месяца 2016 года должностными лицами министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области – 745 протоколов (средняя нагрузка на 1 уполномоченное составлять протоколы лицо – 4 протокола), управления ветеринарии Ростовской области – 740 протоколов (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 17 протоколов), Государственной жилищной инспекции Ростовской области – 545 протоколов (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 6 протоколов), департамента потребительского рынка Ростовской области – 195 протоколов (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 28 протоколов), Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области – 130 протоколов (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 2 протокола).

Должностными лицами Ростовоблгостехнадзора в отчетном периоде составлен 81 протокол (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 2 протокола), управления государственных закупок министерства экономического развития Ростовской области (далее – управление государственных закупок) – 71 протокол (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 7 протоколов), министерства здравоохранения Ростовской области – 68 протоколов (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 2 протокола), Региональной службы по тарифам Ростовской области – 31 протокол (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 2 протокола), Ростобрнадзора – 28 протоколов (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 3 протокола), министерства культуры Ростовской области – 19 протоколов (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 2 протокола).

Наименьшее количество протоколов составлено должностными лицами управления финансового контроля и министерства транспорта Ростовской области – по 11 протоколов (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 3 и 2 протокола соответственно), управления государственной службы занятости населения Ростовской области (далее-УГСЗН РО) – 10 протоколов (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 1 протокол), министерства промышленности и энергетики Ростовской области – 4 протокола (средняя нагрузка на 1 уполномоченное лицо – 1 протокол).

Таким образом, большинство указанных органов в отчетном периоде работали в сфере применения административного законодательства неактивно, что подтверждается небольшой нагрузкой на 1 лицо, уполномоченное составлять протоколы. Однако 2 органа все же проявили активность: департамент потребительского рынка и управление ветеринарии Ростовской области.

В отчетном периоде увеличились в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (далее – АППГ) показатели работы должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы, 7 областных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), лицензионный контроль. В 4,5 раза выросли показатели управления государственных закупок, в 2,7 раза – показатели министерства культуры Ростовской области, в 2,3 раза – показатели министерства здравоохранения Ростовской области. На 40% выросли показатели Государственной жилищной инспекции Ростовской области, на 26% – показатели департамента потребительского рынка Ростовской области, на 25% – показатели УГСЗН РО, на 7% – показатели управления ветеринарии Ростовской области.

Однако произошло и снижение показателей работы в сфере административной практики должностных лиц 7 областных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), лицензионный контроль.

Больше всего упали в сравнении с АППГ показатели работы Региональной службы по тарифам Ростовской области и министерства транспорта Ростовской области – в 2 раза. Сильно снизились показатели работы Ростобрнадзора – на 53%, Ростовоблгостехнадзора – на 47%, управления финансового контроля Ростовской области – на 42%, Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области – на 35%, министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области – на 33%.

Частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в установленный законом срок. Правом составления протоколов по данной статье обладают должностные лица 11 областных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор, которые вправе самостоятельно рассматривать дела об административных правонарушениях. Должностные лица остальных 5 органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор, которые передают дела для рассмотрения в суд, таким правом не наделены.

За 3 месяца 2016 года должностными лицами органов исполнительной власти Ростовской области, осуществляющих государственный контроль (надзор), лицензионный контроль, всего составлено 157 протоколов по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ – на 13% больше в сравнении с АППГ (139 протоколов), то есть работа в данном направлении продолжается активно. Больше всего таких протоколов, как и ранее, составлено должностными лицами департамента потребительского рынка Ростовской области (54 протокола), Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (33 протокола) и министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (29 протоколов). Должностными лицами управления ветеринарии Ростовской области и Государственной жилищной инспекции Ростовской области в отчетном периоде составлены протоколы по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ по каждому случаю неоплаты штрафов в добровольном порядке в установленный срок (23 и 13 протоколов соответственно), они стали работать в данном направлении лучше, чем в 2015 году (в 2015 году в управление ветеринарии прокуратурой вносилось представление, в котором указывалось на невыполнение обязанности по составлению протоколов по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ).

Но не всеми областными органами в полной мере исполнялись обязанности по составлению протоколов за уклонение от исполнения административного наказания. Так не оплачено добровольно в установленный срок 20 постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области о штрафе, а составлено 4 протокола по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ (20% от необходимого количества).

Всего за 3 месяца 2016 года областными органами исполнительной власти Ростовской области, осуществляющими государственный контроль (надзор), лицензионный контроль, рассмотрено 2216 дел, 847 дел переданы для рассмотрения по подведомственности, 262 дела находились на рассмотрении указанных органов на конец отчетного периода.

За 3 месяца 2016 года областными органами исполнительной власти Ростовской области, осуществляющими государственный контроль (надзор), лицензионный контроль, вынесено 2133 постановления о назначении административного наказания, из которых 2107 постановлений (99%) – это наказания в виде административного штрафа и 26 постановлений (1%) – предупреждения.

Указанными органами 8 дел возвращено для устранения нарушений, допущенных при их составлении, производство по 75 делам прекращено. Дела возвращались только Государственной жилищной инспекцией Ростовской области. Наибольшее количество дел, по которым производство прекращено, – в управлении государственных закупок – 38 дел (51% от общего числа рассмотренных дел).

Областными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), лицензионный контроль, назначено за 3 месяца 2016 года наказаний в виде штрафов на сумму 22 млн 46 тыс. рублей, что на 23% меньше, чем в АППГ (28 млн 520 тыс. рублей).

Из наложенных взыскано штрафов на сумму 5 млн 432,15 тыс. рублей. Также по постановлениям, вынесенным указанными органами исполнительной власти в 2015 году, за 1 квартал 2016 года довзыскано 12 млн 438 тыс. рублей. Таким образом, средний удельный вес взысканных штрафов составил 81%.

Всего за 3 месяца 2016 года подана 101 жалоба на постановления областных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), лицензионный контроль, что составляет 5% от общего количества вынесенных ими постановлений о назначении наказаний в виде штрафов, предупреждений (2133 постановления). 14 жалоб удовлетворено (14% от общего количества поданных жалоб).

Судами удовлетворены 10 жалоб на постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области: 6 постановлений изменены, суммы штрафов уменьшены в 2 раза с учетом тяжелого финансового положения предприятий и отсутствия отягчающих обстоятельств, 2 постановления отменены в связи с малозначительностью правонарушений, 2 постановления отменены в связи с процессуальными нарушениями (протокол составлен неуполномоченным лицом).

Судами удовлетворены 2 жалобы на постановления министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области: одно постановление отменено и дело направлено на новое рассмотрение в министерство в связи с отсутствием доказательств уведомления прокурора о времени и месте рассмотрения дела, другое постановление изменено, размер штрафа снижен ввиду наличия документально подтвержденных финансовых затруднений юридического лица.

Судами удовлетворены 2 жалобы на постановления Государственной жилищной инспекции Ростовской области: постановления отменены ввиду недоказанности состава правонарушений (вины юридических лиц).

В отчетном периоде удовлетворен 1 протест прокурора на постановление управления ветеринарии Ростовской области в связи с несоблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ, выразившихся в проведении внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры, без издания распоряжения о проведении внеплановой проверки.

Также удовлетворены 4 представления прокуратуры из 5, внесенные в областные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор), лицензионный контроль.

1 представление внесено 10.02.2016 в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области. В нем указано, что проверочными мероприятиями вскрыты многочисленные случаи амнистирования виновных лиц от ответственности: при проверках выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, а вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях не решался, вопреки требованиям Федерального закона № 294-ФЗ имеют место случаи проведения проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, в отсутствие соответствующих распоряжений, допускаются факты волокиты при проведении проверок по заявлениям граждан.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области внесены 4 представления, 3 из которых удовлетворены.

В представлении от 21.12.2015 указано на многочисленные нарушения требований КоАП РФ в деятельности должностных лиц межрайонных отделов министерства: вынесение постановления о назначении наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ (предупреждение вместо административного штрафа), неправильная квалификация правонарушения и назначение наказания в рамках статьи, предусматривающей более мягкое наказание, при рассмотрении дел об административных правонарушениях вменены отягчающие вину обстоятельства, которые таковыми не являются, при составлении протокола лицу, в отношении которого возбуждено дело, не разъяснены права и обязанности, фотоматериалы не приобщены к протоколу об изъятии вещей и документов, к протоколу о досмотре транспортного средства, копии постановлений по делам об административных правонарушениях не направлены в течение 3-х дней по почте заказным почтовым отправлением, неудовлетворительно ведется работа по привлечению лиц, своевременно не оплативших административные штрафы, к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, не во всех случаях решается вопрос о привлечении к административной ответственности юридических лиц, имеется избирательность привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности за совершение одних и тех же нарушений закона, по различным составам КоАП РФ и применение к ним различных мер административного воздействия, имеются факты некачественного проведения проверок и непривлечения к административной ответственности виновных лиц при наличии на то оснований, должностными лицами межрайонных отделов министерства как правило, не устанавливаются причины и условия административных правонарушений, не выносятся представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В представлении от 11.01.2016 указано на ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами министерства, ответственными за реализацию полномочий в сфере государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения.

В представлении от 29.02.2016 указано на ненадлежащее исполнение должностными лицами министерства, уполномоченными осуществлять государственный лесной надзор, своих обязанностей.

Указанные представления прокуратуры министерством удовлетворены.

Постановлением Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 30 правом составления протоколов в соответствии с Областным законом от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» (далее-Областной закон) наделены 14 министерств, 10 иных областных органов исполнительной власти (учреждений).

Реализовали указанные полномочия в первом квартале 2016 года только 4 органа: Административная инспекция Ростовской области (2198 протоколов), министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (9 протоколов), министерство имущественных и земельных отношений Ростовской области (2 протокола), министерство транспорта Ростовской области (1 протокол). Всего должностными лицами указанных органов составлено 2210 протоколов об административных правонарушениях (за АППГ – 1575 протоколов, то есть общие показатели увеличились на 40%). Рост общих показателей произошел за счет увеличения показателей работы Административной инспекции Ростовской области в отчетном периоде на 45%. Показатели работы министерства транспорта Ростовской области в сравнении с АППГ, наоборот, снизились в 8 раз, а министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области – в 5 раз.

Протоколы по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ составлялись только специалистами Административной инспекции Ростовской области (88 протоколов).

Рассмотрено указанными областными органами исполнительной власти в отчетном периоде 2089 дел, 106 дел направлено в суды для рассмотрения, 214 дел на конец отчетного периода оставались нерассмотренными.

Всего указанными областными органами назначены по 608 делам наказания в виде штрафов на сумму 9 миллионов 651 тысяча рублей, что на 4% меньше, чем в АППГ (в АППГ – на сумму 10 миллионов 33,5 тысячи рублей), по 1452 делам - наказания в виде предупреждений, производство по 29 делам прекращено.

Из наложенных взыскано штрафов на сумму 2 млн 354 тыс. рублей. Также по постановлениям, вынесенным указанными органами исполнительной власти в 2015 году, за 1 квартал 2016 года довзыскано 2 млн 81 тыс. рублей. Таким образом, средний удельный вес взысканных штрафов составил 46%.

Всего за 3 месяца 2016 года подано 47 жалоб на постановления областных органов, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Областным законом, что составляет 2% от общего количества вынесенных ими постановлений о назначении наказаний в виде штрафов, предупреждений (2060 постановлений). Удовлетворены 3 жалобы (6% от общего количества поданных жалоб) на постановления Административной инспекции Ростовской области (одно постановление отменено в связи с малозначительностью правонарушения, другое – в связи с недоказанностью состава правонарушения, одно постановление изменено в части назначенного наказания (штраф заменен на предупреждение).

Также удовлетворены все 12 протестов Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры на постановления Административной инспекции Ростовской области (7 протестов поданы на постановления начальника Сальского межрайонного отдела инспекции, 4 протеста – на постановления начальника Таганрогского межрайонного отдела инспекции, 1 протест – на постановление начальника Каменского межрайонного отдела инспекции). Большинство постановлений (10) отменены в связи с недоказанностью инспекцией состава правонарушения (в материалах дела отсутствует должностная инструкция, подтверждающая вину правонарушителя, правонарушение только описывается, а каким образом оно установлено и чем подтверждается, не указано (нет доказательств: протокола осмотра, фотографий, объяснений, показаний свидетелей, вещественных доказательств). 2 постановления инспекции отменены в связи с процессуальными нарушениями: отсутствием надлежащего извещения правонарушителей о времени и месте рассмотрения дела.

Таким образом, по итогам 3 месяцев 2016 года общее количество дел об административных правонарушениях, поступивших для рассмотрения в областные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор), лицензионный контроль, снизилось на 15% по сравнению с АППГ. Причиной этому послужило как снижение темпов работы указанных органов, так и снижение общего количества переданных из других органов по подведомственности для рассмотрения дел. Показатели работы областных органов, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Областным законом, напротив, выросли (за счет увеличения активности Административной инспекции Ростовской области).

Как и ранее, наряду с ростом показателей работы одних областных органов исполнительной власти в сфере применения административного законодательства наблюдается и существенное снижение показателей работы других органов.

Подавляющее большинство вынесенных областными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), лицензионный контроль, постановлений – постановления о назначении наказаний в виде штрафа (предупреждения выносились только Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области (25 предупреждений) и министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (1 предупреждение). Среди постановлений, вынесенных областными органами, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Областным законом, напротив, 70% составляют постановления о назначении наказаний в виде предупреждений и 30% – постановления о назначении наказаний в виде штрафов.

Суммы штрафов, наложенных как областными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), лицензионный контроль, так и областными органами, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Областным законом, в отчетном периоде уменьшились по сравнению с АППГ.

Работа по составлению протоколов по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ большинством областных органов ведется активно. Однако в Региональной службе по тарифам Ростовской области составлено только 20% протоколов по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ от необходимого количества, в связи с чем следует взять данную работу на особый контроль.

Скачать:
Скачать в формате .doc (.doc 104 Кб, 27.05.2016 12:36:02)

Размещен:Размещено:
27.05.2016 12:13:57|
Изменено:
27.05.2016 14:01:36|
Количество просмотров:
389

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика