Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2015 году
(итоги реализации в 2015 году Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования)
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 6.3 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Положением о Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (утв. постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 138) на Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее - Ростобрнадзор) возложены переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению:
– государственного контроля (надзора) в сфере образования;
– лицензирования образовательной деятельности (в том числе, контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности);
– государственной аккредитации образовательной деятельности;
– подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации.
– подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочие по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования.
- федеральный государственный контроль качества образования
В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 2015 году фактически была проведена 281 плановая проверка, что на 23,2% меньше, чем в 2014 году. Из них – 82 выездных и 199 документарных.
Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в 2015 году составило 100%.
Проверки проводились в отношении общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций области в соответствии с ежегодным планом проведения проверок Ростобрнадзора, согласованным с прокуратурой Ростовской области.
Структура проведенных проверок в 2015 году по вопросам осуществления федерального государственного контроля качества образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рис.1.
Рис. 1. Структура проведенных проверок в 2015 году по вопросам осуществления федерального государственного контроля качества образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2014 № 500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с января 2015 года изменились меры, применяемые к образовательной организации, при проверке которой, было установлено несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
В 2015 году по результатам проведенных проверок в рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования:
√ выявлено 234 нарушения;
√ принято решение о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования и укрупненных групп профессий 61 образовательной организации, 22% от общего числа проведенных в 2015 году проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе в 37 образовательных организациях полностью, в 24 – по отдельным уровням образования);
√ одна образовательная организация (федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение (ФКП ОУ) 210 Федеральной службы исполнения наказаний) лишена государственной аккредитации;
√ направлено учредителям образовательных организаций 111 писем (информация о приостановлении и возобновлении действия государственной аккредитации);
√ направлено в правоохранительные органы 119 писем;
√ составлено 27 протоколов о совершении административных правонарушений. По сравнению с 2014 годом (24 протокола) в 2015 году отмечается увеличение административных правонарушений. Такое положение обусловлено тем, что в 2015 году Ростобрнадзором впервые были проверены образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний и профессиональные образовательные организации Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области. Доля протоколов, составленных в отношении этих организаций, составляет 44%;
√ сумма уплаченных штрафов в бюджеты различных уровней составила 956 тыс. руб.
Анализ результатов проведенных проверок в 2015 году в сравнении с 2014 годом позволяет говорить о положительных тенденциях. Так, среднее количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки уменьшилось по сравнению с 2014 годом на 86% (2015 год – 1 нарушение, 2014 год – 7,1 нарушений). Это обусловлено тем, что по итогам четвертого года введения общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями Ростовской области федеральных государственных образовательных стандартов накоплен положительный опыт обеспечения деятельности образовательных организаций, в том числе создания условий для ведения образовательной деятельности, формирования основных образовательных программ, организации образовательного процесса, формирования содержания образования и т.д.
В течение года в рамках выездных проверок проводилась выборочная оценка качества освоения обучающимися образовательных программ в форме тестирования в 4-11 (12) классах по 10 учебным предметам.
Всего в 2015 году процедура независимой оценки качества освоения образовательных программ проведена в отношении 11313 обучающихся (что на 14,8% больше по сравнению с 2014 годом), ими выполнено 21480 тестовых заданий.
На основе результатов проведенной в 2014 году оценки качества образования, промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников можно сделать следующие выводы:
√ в целом по области справлялись с предложенными заданиями на уровне обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта от 73% до 100% протестированных; наиболее успешно справляются с предложенными заданиями обучающиеся начальных классов и 10 классов;
√ наименьшее количество обучающихся, справившихся с предложенными тестовыми заданиями (менее 75%), выявлено в 5 образовательных организациях:
– МБОУ В(с)ОШ (Аксайский район) – по предметам «Русский язык» (7 кл.), «Биология» (7 кл.), «Физика» (9 кл.);
– МБОУ Приютинская СОШ (Неклиновский район) – по учебному предмету «Математика» (6 кл.);
– МБОУ Большесальская СОШ № 8 (Мясниковский район) – по предмету «Русский язык» (5 кл.);
– МБОУ Табунщиковская СОШ (Красносулинский район) – по предмету «Математика» (8 кл.);
– МБОУ В(с)ОШ (Неклиновский район) – по предмету «Русский язык» (9 кл.).
При проведении проверок по контролю качества образования Ростобрнадзором осуществляется мониторинг обеспеченности образовательных организаций области учебной литературой (учебниками). В ходе мониторинга изучается:
– документация по библиотечно-информационным ресурсам организации;
– формы статистической отчетности организации;
– результаты анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся.
Контроль обеспеченности учебниками по результатам проверок за 2015 год проведен в 251 общеобразовательной организации Ростовской области. Из них имели 100% обеспеченность учебниками 245 школ, что составляет 97,6% от общего числа проверенных. В остальных 6 общеобразовательных организациях доля недостающих учебников составляет от 6 до 20 процентов. Результаты проведенных проверок в 2015 году свидетельствуют о положительных изменениях, имеющих место в общеобразовательных организациях области по показателю «обеспеченность учащихся учебниками». Но данная проблема существует в общеобразовательных организациях г. Шахты, Багаевском и Мясниковском районах Ростовской области.
Проведение контрольно-надзорных мероприятий в рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 2015 году позволило обеспечить:
√ приведение деятельности образовательных организаций в части организации образовательного процесса в соответствие с нормативными требованиями в сфере образования; об этом свидетельствует уменьшение количества выявляемых нарушений, которое наблюдается в образовательных организациях тех районов, где ранее уже проводились проверки (Сальский район, Октябрьский, районы, г. Батайск, г. Таганрог, г. Ростов-на-Дону);
√ формирование образовательными организациями соответствующих условий для освоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов, являющихся результатом исполнения выданных Ростобрнадзором предписаний, а именно:
– повысилась объективность оценивания обучающихся;
– увеличился уровень обеспеченности учащихся учебниками;
– активизировалась работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Ростовской области.
- федеральный государственный надзор в сфере образования
В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в 2015 году фактически было проведено 411 проверок, что на 25,3% больше, чем в 2014 году (328 проверок).
Из общего числа проведенных проверок:
– 39 выездных и 372 документарных;
– 406 плановых и 5 внеплановых;
– 406 проверок было проведено в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и 5 - в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Динамика количества проверок, проведенных в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, в 2014-2015 гг. представлена на рис. 2.

Рис. 2. Динамика количества проверок, проведенных в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, в 2014-2015 гг.
Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в 2015 году составило 100%.
Внеплановые проверки были проведены в отношении 5 образовательных организаций (МБОУ гимназия № 46 (г. Ростов-на-Дону), МАОУ СОШ № 77 (г. Ростов-на-Дону), МБОУ ДОД ДДТ (Семикаракорский район), МБДОУ «Теремок» с. Ефремовка (Неклиновский район), НОУ ДПО «Вилена» (г. Батайск)) в связи с неисполнением предписаний об устранении нарушений, ранее выданных Ростобрнадзором по итогам проведенных проверок.
Структура проведенных проверок в 2015 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рис.3.

Рис. 3. Структура проведенных проверок в 2015 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность
В ходе проверок было выявлено 357 нарушений, что на 28,0% больше по сравнению с 2014 годом. Наиболее часто встречающимися нарушениями является несоответствие структуры официальных сайтов образовательных организаций установленным требованиям (приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785).
По результатам проведенных проверок:
√ выдано 249 предписаний об устранении выявленных нарушений;
√ в ряде проверок выявлены признаки административных правонарушений, по факту которых возбуждено 32 дела об административных правонарушениях (что в 2 раза меньше, чем в 2014 году); снижение количества правонарушений в свою очередь связано с реализацией на постоянной основе комплекса профилактических мероприятий, функционированием веб-сервиса обеспечения контроля сроков исполнения предписаний;
√ сумма уплаченных штрафов в бюджеты различных уровней составила 734 тыс. руб.;
√ принято решение о приостановлении приема в 1 образовательную организацию за неисполнение ранее выданного предписания:
- МДОУ "Теремок" с. Ефремовка (Неклиновский район)
√ в отношении 1 организации, осуществляющей образовательную деятельность, Ростобрнадзором было принято решение о приостановлении действия лицензии. Действие лицензии не возобновлялось по причине ее аннулирования решением суда:
- НОУ УЦ "За рулем" (г. Ростов-на-Дону)
В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования Ростобрнадзором дополнительно проводилась работа по следующим актуальным в 2015 году направлениям:
√ контроль по недопущению возложения обязанностей, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам, созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных организациях на родителей (законных представителей) обучающихся (во исполнение частей 1, 3 статьи 9, пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации);
√ контроль за исполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований к размещению в сети Интернет и обновлению информации в целях обеспечения реализации принципа открытости и доступности образования (во исполнение требований части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 и требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785).
Лицензирование образовательной деятельности
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Ростобрнадзором на основании пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966), Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (утв. приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 244).
Полномочие по лицензированию образовательной деятельности включает в себя:
– предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), в том числе: рассмотрение вопроса о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее – лицензия); рассмотрение вопроса о переоформлении лицензии; рассмотрение вопроса о предоставлении временной лицензии; рассмотрение вопроса о выдаче дубликата, копии лицензии; принятие решения о прекращении действия лицензии; ведение реестра лицензий; предоставление заинтересованным лицам сведений из реестра лицензий о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий либо копии распорядительного акта либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений;
– осуществление контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
- предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности
В 2015 году в Ростобрнадзор поступило 3157 заявлений от соискателей лицензии и лицензиатов о предоставлении лицензии, временной лицензии, переоформлении лицензии, выдаче дубликата лицензии, а также о прекращении осуществления образовательной деятельности, что в 4,3 раза больше, чем в 2014 году. (рис.4)
Значительное увеличение количества поданных заявлений о предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в сравнении с аналогичным периодом прошлого года связано с существенными изменениями законодательства, регулирующего сферу образования и лицензирование образовательной деятельности и необходимостью осуществления массового переоформления лицензий практически всем организациям, осуществляющим образовательную деятельность на территории Ростовской области.

Рис. 4. Количество поданных заявлений от соискателей лицензии и лицензиатов в 2014-2015 гг.
Все поступившие в Ростобрнадзор заявления были рассмотрены в установленные законодательством сроки.
В электронной форме в отчетном году в Ростобрнадзор поступило 26 заявлений о переоформлении лицензий.
Наибольший удельный вес (93%) в общем количестве рассмотренных в 2015 году заявлений о переоформлении лицензии составили заявления о переоформлении в связи с изменением наименования лицензиата, адреса места нахождения, а также в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (согласно ч. 9 ст. 108 указанного закона) и в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.
В отчетном периоде по итогам рассмотрения заявлений соискателей лицензии и лицензиатов (в том числе поступивших в 2014 году):
√ выдано 93 лицензии (что на 6,9% больше, чем в 2014 году);
√ переоформлено 2836 лицензий (что в 5,3 раза больше показателя 2014 года);
√ выдано 18 дубликатов действующей лицензии;
√ принято решение об отказе в выдаче 3 лицензий;
√ принято решение об отказе в переоформлении 6 лицензий.
По 112 заявлениям, принятым от соискателей лицензии и лицензиатов в отчетном периоде, не истек срок рассмотрения и принятия решения.
Сведения о предоставленных и переоформленных лицензиях, а также о выданных дубликатах лицензии в 2015 году в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлены на рис.5.
В 2015 году 25% соискателей лицензии являлись дошкольными образовательными организациями. Наблюдаемая тенденция связана с введением в эксплуатацию на территории области новых детских садов (в том числе частных), а также увеличением числа дошкольных групп, расположенных в модульных детских садах и переоборудованных помещениях малокомплектных школ. Ввиду высокой социальной значимости данным организациям оказывалась информационно-методическая помощь, административные процедуры в отношении них в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности проводились в максимально сжатые сроки.
В рамках переоформления лицензий наибольшую долю среди лицензиатов в 2015 году занимают дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации (41% и 37% соответственно).

Рис. 5. Сведения о предоставленных и переоформленных лицензиях, а также о выданных дубликатах лицензии в 2015 году в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Анализ результатов лицензирования в 2015 году позволяет говорить о следующих достижениях:
√ Разработанный и внедренный план переоформления лицензий в связи с необходимостью приведения образовательной деятельности в соответствие с действующим законодательством в сфере образования позволил систематизировать работу с представителями муниципальных образовательных организаций, что в свою очередь повысило качество представляемых документов при подаче заявлений на получение государственной услуги.
√ Сотрудниками Ростобрнадзора в полном объеме обеспечено соблюдение планового графика переоформления лицензий на осуществление образовательной деятельности, выданных муниципальным образовательным организациям Ростовской области.
√ В рамках реализации мер по организации эффективного межведомственного взаимодействия с органами власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в 2015 году Ростобрнадзором осуществлялось эффективное взаимодействие:
– с Федеральной налоговой службой – посредством системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) с использованием системы исполнения регламентов (СИР);
– с министерством здравоохранения Ростовской области – с использованием межведомственной системы электронного документооборота и делопроизводства «Дело»;
– с Федеральным казначейством – посредством системы электронного документооборота СЭД (ГИС ГМП);
– с МЧС России – посредством электронной почты и факсимильной связи;
– с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) – посредством СМЭВ с использованием СИР;
– с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – посредством защищенного канала связи VipNet.
Подключение Ростобрнадзора к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия посредством системы исполнения регламентов позволяет не только организовать эффективное межведомственное взаимодействие, но и создает условия для приема заявлений о предоставлении государственной услуги в электронной форме через Единый и региональный порталы государственных услуг.
В целом же использование технологий межведомственного электронного взаимодействия позволяет значительно сократить сроки предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.
√ Средний срок оказания услуги в рабочих днях в 2015 году составил:
– в случае рассмотрения заявления о предоставлении лицензии - 15,9 рабочих дней (при нормативном сроке 45 рабочих дней);
– в случае рассмотрения заявления о переоформлении лицензии (если лицензиат намерен осуществлять образовательную деятельность по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, а также при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень образовательных программ) - 17 рабочих дней (при нормативном сроке 30 рабочих дней);
– в случае рассмотрения заявления о переоформлении лицензии (при реорганизации юридического лица, прекращении деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, изменении наименования юридического лица или места его нахождения, в целях приведения образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» согласно ч. 9 ст. 108 указанного закона, а также при изменении места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) - 5 рабочих дней (при нормативном сроке 10 рабочих дней).
Динамика средних сроков предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в 2014-2015 годах представлена на рис. 6.

Рис. 6. Динамика средних сроков предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (2014-2015 гг.)
√ По итогам консультаций заинтересованных лиц по вопросам лицензирования образовательной деятельности, проведенных в рамках работы информационной группы № 5 Правительства Ростовской области, при участии в работе Общественных приемных Губернатора Ростовской области в различных муниципалитетах области, а также проведения целого ряда обучающих семинаров:
– обеспечено своевременное переоформление лицензий на осуществление образовательной деятельности, выданных муниципальным образовательным организациям Ростовской области, в соответствии с плановым графиком;
– повысилось качество документов, представляемых в Ростобрнадзор новыми детскими садами, вводимыми в эксплуатацию в соответствии с Губернаторской программой «100 детских садов», что приводит к существенному сокращению сроков предоставления данным организациям лицензий на осуществление образовательной деятельности;
– повысилось внимание со стороны учредителей к материально-техническому оснащению образовательного процесса в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, дошкольных образовательных организациях.
Благодаря принимаемым мерам по проведению информационно-разъяснительной и профилактической работы доля заявлений и документов, возвращаемых в связи с истечением установленного срока устранения выявленных нарушений и (или) представления недостающих документов, в общем количестве заявлений и документов снизилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 9 процентных пунктов. Так, если в 2014 году было возвращено 15% от общего количества поступивших заявлений и документов, то в 2015 году – только 6%.
- контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности
В 2015 году в рамках осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности было проведено 200 плановых проверки. Из них 184 – выездные и 16 – документарные проверки.
В сравнении с 2014 годом количество проведенных проверок соблюдения лицензионных требований и условий, предусмотренных ежегодным планом проведения плановых проверок на 2015 год, увеличилось в 3,5 раза. (рис. 7)

Рис. 7. Количество проверок лицензионных требований и условий, проведенных в 2014-2015 гг.
В отчетном периоде по заявлению Ростобрнадзора было согласовано с органами прокуратуры проведение 3 внеплановых выездных лицензионных проверок. Но фактически было проведено 2 проверки лицензионных требований и условий. По результатам 1 проверки был составлен акт, а также направлены соответствующие письма в прокуратуру Ростовской области и Управление ФНС России по Ростовской области, в связи с тем, что при выезде должностных лиц Ростобрнадзора, уполномоченных на проведение проверки было установлено, что образовательная организация (НОУ УЦ «Фаетон» г. Новочеркасск) по указанному адресу отсутствует.
Структура проведенных проверок в 2015 году по вопросам осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлена на рис. 8.

Рис. 8. Структура проведенных проверок в 2015 году в разрезе типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Среди организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области, проверенных по вопросам осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в отчетном периоде, наибольшую долю занимают дошкольные образовательные организации.
В ходе проверок было выявлено 98 нарушений лицензионных требований, что на 88,5% больше, чем в 2014 году. При этом среднее количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки, уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4 раза (в 2015 году – 0,5 нарушения, в 2014 году – 2 нарушения).
Уменьшение среднего количества нарушений, выявляемых при проведении проверок образовательных организаций, наблюдается в тех муниципальных образованиях, где уже ранее проверялись другие образовательные организации. В целом же, наблюдается повышение уровня правосознания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
По результатам проведенных проверок:
√ выдано 57 предписаний об устранении всего спектра выявленных нарушений (что на 26,6% больше, чем в 2014 году);
√ в ряде проверок выявлены признаки административных правонарушений, по факту которых возбуждено 91 дело об административных правонарушениях;
√ по решению судов в отчетном периоде было наложено 51 административное наказание, из них:
2– в виде предупреждения;
41 – в виде административного штрафа (25 – на должностное лицо, 16 - на юридическое лицо);
8 – в виде административного приостановления деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
√ общая сумма наложенных штрафов в 2015 году составила 1970 тыс. рублей; сумма фактически уплаченных штрафов − 2418 тыс. рублей;
√ принято решение о запрете приема в 2 организации, осуществляющие образовательную деятельность, за неисполнение ранее выданных предписаний (НОУ ДПО «ЭНЕРГИЯ» (г. Шахты), НОУ ДПО «Вилена» (г. Батайск));
√ в отношении 1 организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неисполнение ранее выданных предписаний Ростобрнадзором было принято решение о приостановлении действия лицензии (НОУ УЦ «АВТО Магистраль» (г. Ростова-на-Дону)), также было приостановлено действие лицензии 2 организаций, осуществляющей образовательную деятельность, на основании постановления суда, которым был применен такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (ЧОУ ДИДПО «УЦ «АВТО-ПРОФИ» (г. Азов), НОУ УЦ Школа красоты «Матрешка» (г. Ростов-на-Дону));
√ по заявлению Ростобрнадзора судом принято решение об аннулировании лицензии 1 образовательной организации (НОУ УЦ «АВТО-Магистраль» (г. Ростов-на-Дону)); принято решение о возобновлении действия лицензии 2 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, (ЧОУ ДИДПО «УЦ «АВТО-ПРОФИ» (г. Азов), НОУ УЦ Школа красоты «Матрешка» (г. Ростов-на-Дону)).
Кроме этого, в рамках осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности Ростобрнадзором дополнительно проводилась работа по формированию информационно-аналитических материалов о судебной практике по делам об административных правонарушениях в сфере образования, которая, в свою очередь, обобщалась и доводилась до сведения заинтересованных лиц.
Государственная аккредитация образовательной деятельности
Государственная аккредитация образовательной деятельности осуществляется Ростобрнадзором на основании пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039).
В 2015 году в Ростобрнадзор поступило 638 заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации.
По итогам рассмотрения в отчетном периоде заявлений (в том числе поступивших в 2014 году):
√ принято решение о государственной аккредитации образовательной деятельности (в том числе по ранее неаккредитованным образовательным программам) в отношении 259 образовательных организаций;
√ переоформлено 379 свидетельств о государственной аккредитации в связи с изменением наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность, или места ее нахождения, с прекращением реализации отдельных реализуемых образовательных программ, приведением в соответствие с частью 9 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Кроме этого, на этапе рассмотрения заявлений заявителями отозвано 18 заявлений о государственной аккредитации.
По 153 заявлениям, принятым от заявителей в отчетном периоде, не истек срок рассмотрения и принятия решения о государственной аккредитации.
Увеличение количества принятых решений о государственной аккредитации (переоформлении свидетельств о государственной аккредитации) в 2015 году по сравнению с 2014 годом в 2,4 раза связано, в первую очередь, с увеличением общего количества заявлений о предоставлении государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, в том числе в целях приведения образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В 2015 году Ростобрнадзором проведены аккредитационные экспертизы в 259 образовательных организациях, в том числе в 194 общеобразовательных организациях, что составляет 76,4% от общего числа, проведенных аккредитационных экспертиз и в 65 профессиональных образовательных организациях (25% от общего числа, проведенных аккредитационных экспертиз).
В профессиональных образовательных организациях Ростовской области и их филиалах аккредитационная экспертиза проведена в отношении 100 основных образовательных программ среднего профессионального образования. По результатам аккредитационных экспертиз установлено соответствие федеральным государственным образовательным стандартам содержания и качества подготовки обучающихся по 100 заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в рамках 20 укрупненных групп.
Структура аккредитационных экспертиз, проведенных в 2015 году в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, представлена на рис. 9.

Рис. 9. Структура аккредитационных экспертиз, проведенных в 2015 году, в разрезе укрупненных групп профессий и специальностей
Исходя из сведений, полученных по результатам аккредитационных экспертиз, наиболее востребованными в Ростовской области основными образовательными программами среднего профессионального образования подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена являются программы, реализуемые в рамках укрупненных групп «09.00.00 Информатика и вычислительная техника», «15.00.00 Машиностроение», «08.00.00 Техника и технологии строительства», «43.00.00 Сервис и туризм», «38.00.00 Экономика и управление», «19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии».
Анализ результатов государственной аккредитации в 2015 году позволяет говорить о следующих достижениях:
√ Средний срок принятия решения о государственной аккредитации сократился и составил 55 дней (что на 47,6% ниже нормативно установленного срока).
√ По итогам проведенной работы с руководителями образовательных организаций по вопросам государственной аккредитации образовательной деятельности повысилось качество работы, проводимой организациями по подготовке к государственной аккредитации.
√ Повысилось внимание со стороны учредителей к материально-техническому оснащению образовательного процесса для реализации основных образовательных программ.
В период проведения аккредитационных экспертиз установлено, что в целом все организации осуществляют образовательную деятельность в соответствии с законодательством, имеют действующие уставы и лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Кроме того, анализ результатов государственной аккредитации в 2015 году показал, что государственная итоговая аттестация проводилась по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, реализуемым образовательными организациями.
В 1 полугодии 2015 года в соответствии с Порядком аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядком ведения реестра экспертов и экспертных организаций (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2014 № 556) утверждено постановление Ростобрнадзора от 02.03.2015 № 1 «Об утверждении Положения об аккредитационной комиссии Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области».
Ежегодно Ростобрнадзором вносятся предложения по повышению квалификации экспертов, привлекаемых для проведения государственной аккредитации образовательной деятельности, их участию в семинарах, научно-практических конференциях в целях повышения профессионального мастерства. 100% экспертов, привлекаемых к проведению аккредитационных экспертиз, повышают свою квалификации своевременно в установленные законодательством РФ сроки.
В октябре 2015 года Ростобрнадзором заключено соглашение о взаимодействии с союзом работодателей Ростовской области по оценке качества подготовки, обучающихся по программам среднего профессионального образования. В рамках соглашения Ростобрнадзор инициирует запросы информации о качестве подготовки выпускников аккредитуемых образовательных учреждений и уровне удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников. Форма запроса позволяет получить от членов союза работодателей информацию о количестве выпускников конкретного образовательного учреждения, принятых на работу в учреждения и организации Ростовской области и по какой специальности (профессии), а так же степень удовлетворенности подготовкой путем проставления оценок – отлично, хорошо, удовлетворительно и не удовлетворительно. При удовлетворительной и неудовлетворительной оценке работодатели выносят предложения по повышению уровня подготовки выпускников.
Вместе с тем, следует отметить ряд проблем выявленных при предоставлении государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности в 2015 году (в том числе выявленные экспертными группами в ходе проведения аккредитационных экспертиз):
√ выявление фактов несоответствия локальных актов образовательной организации новому законодательству, регламентирующему образовательную деятельность;
√ отсутствие притока молодых специалистов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сельской местности.
Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется Ростобрнадзором на основании пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации (утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 611).
В рамках осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации в 2015 году:
√ поступило 303 заявления и документа на подтверждение;
√ принято к рассмотрению по существу 303 заявлений и документов на подтверждение;
√ приняты решения о подтверждении 306 документов об образовании и (или) о квалификации;
√ по состоянию на конец отчетного периода по всем поступившим заявлениям о подтверждении документов об образовании и (или) о квалификации принято решение.
Структура документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении в 2015 году, представлена на рис. 10.
В 2015 году сохраняется тенденция доминирования документов высшего профессионального образования среди общего количества документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении.

Рис. 10. Структура документов об образовании и (или) о квалификации, по которым было принято решение о подтверждении в 2015 году
В 2015 году для получения государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации представлено 84 документа, выданных иностранным гражданам.
Наибольшее количество иностранных граждан представили к подтверждению документы, выданные государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации – 40 (или 47,6% от общего количества иностранных граждан, получивших государственную услугу).
По итогам опроса заявителей, проводимого Ростобрнадзором перед началом осуществления административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, наибольшее количество документов, представленных в 2015 году для подтверждения, предполагаются к использованию в следующих странах: Азербайджан, Испания, Италия, Индия, Германия.
По результатам мониторинга качества предоставления государственной услуги в 2015 году средняя фактическая продолжительность предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации составляет 13 дней (что на 71,1% ниже нормативно установленного срока). При этом средний срок ответа организаций на запросы Ростобрнадзора, направляемые с целью установления факта выдачи документа его обладателю, получения образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего этот документ, получения образца оттиска печати, которой скреплен документ, составляет 10 дней (или 77% от среднего срока предоставления государственной услуги в целом) (см. рис. 11).

Рис. 11. Удельный вес среднего срока ответа организаций на запросы Ростобрнадзора в среднем сроке предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации
Средний срок предварительного рассмотрения заявлений и документов, поступивших в 2015 году, составил 2 дня (что на 80% ниже нормативно установленного срока).
В целях совершенствования организации и повышения качества предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации Ростобрнадзором в 2015 году проведена следующая работа:
√ проводились выездные мероприятия на базе образовательных организаций с целью разъяснения порядка предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях среди иностранных студентов, потенциальных получателей государственной услуги;
√ продолжается работа в рамках действующих соглашений о взаимодействии при предоставлении государственных услуг с образовательными организациями Ростовской области;
√ осуществляется работа по направлению запросов в образовательные организации в сканированном виде посредством электронной почты в дополнение к регистрируемым почтовым отправлениям с уведомлением о вручении с обязательным контролем сроков ответов посредством телефонной связи.
Наиболее существенной проблемой, связанной с предоставлением государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, документов об ученых степенях, ученых званиях, по-прежнему, остается нарушение образовательными организациями, как правило, находящимися за пределами Ростовской области, сроков подготовки и направления ответов на запросы Ростобрнадзора, предусмотренных Правилами подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации (утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 611), что в свою очередь приводит к фактическому увеличению срока предоставления государственных услуг.
Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях
Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется Ростобрнадзором на основании статьи 6.3 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2014 № 152).
В рамках осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях в 2015 году:
√ поступило 6 заявлений и документов на подтверждение;
√ принято к рассмотрению по существу 6 заявлений и документов на подтверждение;
√ принято решение о подтверждении 6 документов об ученых степенях.
Представленные к подтверждению документы об ученых степенях являлись дипломами кандидата наук.
По итогам опроса заявителей, проводимого Ростобрнадзором перед началом осуществления административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, наибольшее количество документов, представленных в 2015 году для подтверждения, предполагается к использованию в Германии.
По результатам ежеквартального мониторинга качества предоставления государственной услуги в 2015 году средняя фактическая продолжительность предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях составила 19 дней (что на 57,7% ниже нормативно установленного срока). При этом срок ответа организации на запрос Ростобрнадзора, направляемый с целью установления факта выдачи документа его обладателю, получения образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего этот документ, получения образца оттиска печати, которой скреплен документ, составляет 12 дней (или 63,2% от срока предоставления государственной услуги в целом)
В целях совершенствования организации и повышения качества предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях Ростобрнадзором в 2015 года проведена следующая работа:
√ проводились выездные мероприятия на базе образовательных организаций с целью разъяснения порядка предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях среди иностранных студентов, потенциальных получателей государственной услуги;
√ продолжается работа в рамках действующих соглашений о взаимодействии при предоставлении государственных услуг с образовательными организациями Ростовской области;
√ осуществляется работа по направлению запросов в образовательные организации в сканированном виде посредством электронной почты в дополнение к регистрируемым почтовым отправлениям с уведомлением о вручении с обязательным контролем сроков ответов посредством телефонной связи.
Наиболее существенной проблемой, связанной с предоставлением государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, документов об ученых степенях, ученых званиях, по-прежнему, остается нарушение образовательными организациями, как правило, находящимися за пределами Ростовской области, сроков подготовки и направления ответов на запросы Ростобрнадзора, предусмотренных Правилами подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации (утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 611) и Правилами подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2014 № 152), что в свою очередь приводит к фактическому увеличению срока предоставления государственных услуг.
Комплекс мер, проведенных Ростобрнадзором в 2015 году в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании, а также в целях повышения эффективности осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочий по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях
В 2015 году Ростобрнадзором в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании принимались следующие предупредительные меры:
√ проведено 8 семинаров-совещаний, круглых столов с представителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с участием представителей органов исполнительной власти, имеющих подведомственные образовательные организации, по вопросам осуществления государственного контроля (надзора в сфере образования;
√ по итогам проведенных проверок направлены информационные письма учредителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с предложениями по совершенствованию мероприятий по ведомственному контролю за деятельностью проверенных организаций и недопущению аналогичных нарушений в других подведомственных им организациях;
√ проводилось консультирование участников образовательного процесса по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий;
√ обеспечивалось систематическое размещение на сайте Ростобрнадзора, на информационных стендах в помещениях Ростобрнадзора нормативных правовых актов Ростобрнадзора, инструктивных материалов по вопросам осуществления контрольно-надзорных функций в сфере образования, информации о типичных нарушениях, выявленных в ходе проведения проверок;
√ функционирует веб-сервис обеспечения контроля сроков исполнения предписаний, выданных Ростобрнадзором в рамках осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования. Посредством указанного веб-сервиса на официальные адреса электронной почты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется автоматическая рассылка сообщений об истечении сроков исполнения предписаний, полученных от Ростобрнадзора.
√ В рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий Ростобрнадзором проводится анкетирование представителей родительской общественности на предмет установления степени их удовлетворенности качеством образования, выявления системных проблем, имеющих место в деятельности образовательных организаций Ростовской области, по следующим направлениям:
– эффективность взаимодействия школы с родителями;
– качество системы самоуправления;
– обеспеченность обучающихся бесплатной учебной литературой;
– информативность и полезность официального сайта образовательной организации в сети Интернет;
– наличие фактов незаконного взимания денежных средств (поборов).
Всего за 2015 год было проанкетировано 6 тысяч 387 родителей (законных представителей) обучающихся.
Установлено, что:
– 98,3% опрошенных родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательными организациями услуг;
– около 87% считают удовлетворительным имеющуюся в школах систему взаимодействия между родителями и учителями;
– около 4% проанкетированных родителей (законных представителей) недовольны уровнем квалификации педагогов, организацией образовательного процесса в школах.
Кроме того, в работу Ростобрнадзора введена практика исследования при проверках документов, способных свидетельствовать о принуждении родителей учащихся к внесению денежных средств на нужды образовательной организации (договоры об оказании охранных услуг, протоколы родительских комитетов и др.).
Так, по результатам проведенных проверок:
– выявлены факты незаконного взимания денежных средств (поборов) в 37 образовательных организациях;
– направлено 25 писем о выявленных нарушениях в адрес глав муниципальных образований (Целинский, Аксайский, Тарасовский, Белокалитвинский, Зерноградский, Мясниковский, Орловский, Октябрьский, Азовский районы, города Азов, Волгодонск, Ростов-на-Дону, Каменск-Шахтинский).
√ Ведется постоянная работа по противодействию поборам с родителей учащихся в образовательных организациях области:
– Осуществляется работа «горячей линии» по вопросам законности взимания платежей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях. Сотрудниками Ростобрнадзора в телефонном режиме осуществляется сбор информации и консультирование граждан по вопросам законности взимания денежных средств. Так, в 2015 году поступило порядка 98 звонков, содержащих информацию о поборах в различных образовательных организациях.
– На основании полученной информации с учредителями образовательных организаций проводятся совещания на предмет пресечения фактов поборов с родителей. За отчетный период было проведено 6 совещаний.
– На предмет взимания денежных средств с родителей учащихся Ростобрнадзором проводятся проверки образовательных организаций.
В целях повышения эффективности осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в 2015 году проведены следующие мероприятия:
√ Функционирует веб-сервис обеспечения контроля сроков исполнения предписаний, выданных Ростобрнадзором в рамках осуществления Ростобрнадзором переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования. Посредством указанного веб-сервиса на официальные адреса электронной почты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется автоматическая рассылка сообщений об истечении сроков исполнения предписаний, полученных от Ростобрнадзора.
√ Для повышения качества представляемых документов, а также с целью разъяснения порядка получения государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности актуализировано информационно-справочное пособие «Методические рекомендации по подготовке документов, необходимых для получения государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности», опубликованное на официальном сайте Ростобрнадзора и разработано «Методические рекомендации по предоставлению государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности».
√ В целях упрощения получения заявителями в электронном виде государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности на официальном сайте Ростобрнадзора функционирует электронный сервис предоставления документов по вопросам лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности (http://wsel.rostobrnadzor.ru), посредством которого заявители имеют возможность, используя личный кабинет, направить в Ростобрнадзор заявление и прилагаемые документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Взаимодействие с заявителями в электронном виде осуществляется в соответствии с порядком работы с электронным сервисом, утвержденным приказом Ростобрнадзора от 23.01.2013 № 218. Для удобства заявителей разработана пошаговая инструкция по работе с электронным сервисом, которая размещена на официальном сайте Ростобрнадзора, а также направлена в адрес руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
√ Функционирует веб-сервис автоматизированного уведомления заявителей о ходе предоставления государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности, посредством которого на официальные адреса электронной почты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется автоматическая рассылка сообщений о необходимости устранения нарушений в представленных документах, о принятии документов к рассмотрению по существу, а также о завершении процедур лицензирования и государственной аккредитации.
√ На официальном сайте Ростобрнадзора в открытом доступе размещен веб-сервис отображения информации о ходе предоставления государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности. При этом не только повышается уровень информированности граждан и организаций, обратившихся в Ростобрнадзор за получением государственных услуг, но и обеспечивается общественный контроль над своевременностью реализации административных процедур.
√ Осуществляется информирование заявителей о возможности отслеживания хода предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях посредством электронного сервиса (http://trs.obrnadzor.gov.ru:4194/search.aspx?RegionCode=61), что позволяет обеспечить надлежащий уровень общественного контроля над своевременностью реализации административных процедур.
√ Ростобрнадзором на постоянной основе осуществляется мониторинг уровня удовлетворенности потребителей полнотой и качеством предоставления государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях (в соответствии с приказом Ростобрнадзора от 26.09.2012 № 3503):
в ходе мониторинга в 2015 году проведен опрос 86 граждан, по результатам которого:
- средняя оценка удовлетворенности потребителей качеством предоставления государственных услуг, в том числе по каждому из критериев («Открытость и доступность информации о порядке и условиях предоставления государственной услуги», «Качество консультирования по вопросам порядка и условий предоставления государственной услуги», «Корректность и вежливость в общении специалистов, обеспечивающих предоставление государственной услуги») составила 5,0 (или 100,0%);
- средняя оценка значимости для потребителей каждого из критериев оценки рассчитывалась по трехбалльной шкале и составила:
– для критерия «Открытость и доступность информации о порядке и условиях предоставления государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%);
– для критерия «Качество консультирования по вопросам порядка и условий предоставления государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%);
– для критерия «Корректность и вежливость в общении специалистов, обеспечивающих предоставление государственных услуг» - 3,0 (или 100,0%).
Смотри также:
Ростобрнадзор
Раздел "Образование"