Результаты деятельности административных комиссий Ростовской области в 2015 году
(итоги 2015 года)
За 12 месяцев 2015 года на рассмотрение в административные комиссии области от должностных лиц органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Ростовской области, а также прокуроров поступило 39720 дел об административных правонарушениях, что на 18 процентов меньше, чем за 12 месяцев 2014 года (48491 дело), и на 17 процентов меньше, чем за 12 месяцев 2013 года (48016 дел) (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Количество поступивших на рассмотрение в административные комиссии дел об административных правонарушениях, в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет
Среди городских округов наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях поступило в административные комиссии г. Шахты (4052 протокола), г. Батайска (2255 протоколов), Железнодорожного (1968 протоколов), Ленинского (1965 протоколов) районов г. Ростова-на-Дону, г. Волгодонска (1784 протокола).
Наименьшее количество протоколов поступило в административные комиссии г. Зверево (113 протоколов) и г. Гуково (304 протокола).
Среди муниципальных районов наибольшее количество протоколов поступило в административные комиссии Аксайского (1376 протоколов), Сальского (834 протокола), Белокалитвинского (720 протоколов), Усть-Донецкого (647 протоколов), Красносулинского (646 протоколов), Миллеровского (641 протокол) районов.
Наименьшее количество протоколов поступило в административные комиссии Куйбышевского (58 протоколов), Боковского (79 протоколов), Милютинского (95 протоколов), Кашарского (103 протокола), Советского (110 протоколов) районов.
Значительный рост количества составленных протоколов в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (далее – АППГ) произошел в Морозовском (+177%), Багаевском (+59% к АППГ), Целинском (+50% к АППГ) районах, г. Новочеркасске (+38% к АППГ).
Наибольшее снижение отмечается в Ремонтненском районе (-71% к АППГ), Кировском районе г. Ростова-на-Дону (-53% к АППГ), г. Таганроге (-51% к АППГ), Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону (-46% к АППГ).
Из поступивших в отчетном периоде в административные комиссии дел об административных правонарушениях (Диаграмма 2):
- 27845 дел (-17% к АППГ) возбуждено должностными лицами администраций городских округов и муниципальных районов;
- 11480 дел (+19% к АППГ) возбуждено должностными лицами администраций городских и сельских поселений;
- 350 дел (+7% к АППГ) возбуждено должностными лицами органов государственной власти Ростовской области;
- 45 дел (-66% к АППГ) возбуждено прокурорами.

Диаграмма 2. Соотношение количества дел об административных правонарушениях, поступивших в административные комиссии от должностных лиц различных органов административной юрисдикции, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года
Всего, из поступивших в отчетном периоде в административные комиссии дел, должностными лицами органов местного самоуправления возбуждено 39325 дел, что составило 99 процентов от общего количества дел. В 2014 году этот показатель составил 86 процентов.
Во всех муниципальных образованиях Ростовской области, в том числе в городских и сельских поселениях, главами администраций утверждены перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Областным законом «Об административных правонарушениях». Всего, по состоянию на 31 декабря 2015 года, указанными полномочиями на территории области наделены 2028 должностных лиц органов местного самоуправления, из которых 406 специалистов – это должностные лица администраций городских округов, 1149 специалистов – должностные лица районных администраций и 473 специалиста – должностные лица администраций городских и сельских поселений.
Средний показатель количества составленных протоколов на одно должностное лицо в 2015 году составил 19,5 протокола в год (в АППГ – 20,6 протокола в год). При этом указанный показатель в городских округах составил 62,9 протокола в год на одно должностное лицо (в АППГ – 75,7 протокола в год), в то время как средняя нагрузка в районных администрациях составила всего 5,1 протокола в год на одно должностное лицо. Средний показатель в городских и сельских поселениях составил 10 протоколов в год на одно должностное лицо.
В городских округах наибольшие показатели по количеству составленных в год протоколов на одно должностное лицо отмечены в г. Шахты (202,6 протокола в год), Ленинском (129,6 протокола в год) и Железнодорожном (126,9 протокола в год) районах г. Ростова-на-Дону, г. Донецке (110,5 протокола в год), г. Волгодонске (103,7 протокола в год).
Наименьшие показатели – в г. Зверево (15 протоколов в год) и г. Гуково (17,8 протокола в год).
Среди муниципальных районов показатели по количеству составленных в год на одно должностное лицо протоколов значительно ниже, а в некоторых муниципальных образованиях такая работа вообще проводится неудовлетворительно. Так, должностными лицами администрации Верхнедонского района (9 должностных лиц) за год составлен всего 1 протокол, должностными лицами Шолоховского района (8 должностных лиц) – 1 протокол, должностными лицами Боковского района (8 должностных лиц) – 3 протокола, должностными лицами Милютинского района (9 должностных лиц) – 3 протокола, должностными лицами Морозовского района (4 протокола). В течение первого квартала текущего года будет проведен анализ причин ненадлежащей работы в названных муниципальных образованиях.
В 2015 году административными комиссиями вынесено 38644 постановления о назначении административного наказания, из которых 28198 постановлений (73%) – это наказания в виде административного штрафа, и 10446 постановлений (27%) – в виде предупреждения. В предыдущем году административные наказания в виде штрафа составили 76%, в виде предупреждения – 24%.
В процентном отношении много предупреждений вынесено комиссиями Каменского района (70%), г. Донецка (69%), Куйбышевского района (62%), г. Новочеркасска (56%), Зерноградского района (50%).
За текущий отчетный период административными комиссиями назначено административных штрафов на сумму 54 млн 855 тыс. рублей, что на 16 процентов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Взыскано в отчетном периоде штрафов на сумму 32 млн 703 тыс. рублей. Тем самым, удельный вес взысканных штрафов составил 60 процентов. В аналогичном периоде прошлого года указанный показатель составил 56 процентов.
При этом показатель взыскиваемости штрафов существенно различается в муниципальных образованиях. Так, в городских округах средний показатель взыскиваемости штрафов составил 55 процентов, в то время как в муниципальных районах такой показатель составил 73 процента.
Высокие показатели взыскиваемости штрафов (более 90 процентов) отмечены в административных комиссиях Верхнедонского, Дубовского, Егорлыкского, Кашарского, Константиновского, Морозовского, Пролетарского, Семикаракорского, Советского, Тарасовского, Усть-Донецкого, Цимлянского, Чертковского районов.
Низкая взыскиваемость штрафов наблюдается в комиссиях г. Батайска (21%), Ленинского района г. Ростова-на-Дону (26%), Родионово-Несветайского района (34%), г. Азова (37%), г. Каменск-Шахтинского (39%). В течение первого квартала текущего года будет проведен анализ причин низкой взыскиваемости административных штрафов в названных комиссиях.
В течение 2015 года административными комиссиями к ответственности привлечено 3663 должностных лица (включая индивидуальных предпринимателей) на общую сумму 13 млн 872 тыс. рублей, а также 1400 юридических лица на общую сумму 15 млн 487 тыс. рублей.
Ответственными секретарями административных комиссий области в течение отчетного года составлено 1619 протоколов об административных правонарушениях (+16% к АППГ), предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания). Больше всего таких протоколов среди городских округов составлено ответственными секретарями административных комиссий Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (152 протокола), г. Волгодонска (152 протокола), г. Новочеркасска (148 протоколов), г. Каменск-Шахтинского (119 протоколов). Среди муниципальных районов по указанному составу больше всего возбуждено дел ответственными секретарями Миллеровского (78 протоколов), Пролетарского (64 протокола), Волгодонского (48 протоколов), Белокалитвинского (46 протоколов), Багаевского (41 протокол) районов.
Недостаточно проводится работа в указанном направлении в комиссиях с невысокими показателями взыскиваемости штрафов г. Азова (13 протоколов) и г. Батайска (11 протоколов).
За отчетный период в судах различной инстанции рассмотрено 382 жалобы (+43% к АППГ) на постановления, вынесенные административными комиссиями области. По результатам рассмотрения жалоб:
- 211 постановлений (55%) оставлены без изменения;
- 23 постановления изменены;
- 72 постановления отменены с прекращением производства по делу;
- 4 дела возвращены в комиссии на новое рассмотрение;
- 72 постановления отменены арбитражным судом, в том числе с изменением меры административного наказания.
Стоит отметить, что, несмотря на увеличение по сравнению с прошлым годом количества поданных жалоб, в процентном отношении число постановлений, оставленных судом в силе, значительно выросло – с 36 до 55 процентов.
Больше всего обжаловано постановлений, вынесенных административными комиссиями г. Азова (52 постановления), Первомайского (43 постановления) и Пролетарского (33 постановления) районов г. Ростова-на-Дону, г. Новочеркасска (34 постановления). В то же время, во всех названных комиссиях более половины из обжалованных постановлений оставлены судом в силе.
Прокурорами за указанный период принесен 61 протест (-12% к АППГ), по результатам рассмотрения судами которых 54 протеста удовлетворены.
Больше всего опротестовано постановлений, вынесенных административными комиссиями Кировского района г. Ростова-на-Дону (19 постановлений), г. Каменск-Шахтинского (18 постановлений) и Мартыновского района (13 постановлений).
Таким образом, всего в 2015 году обжаловано и опротестовано 443 постановления, что составило 1,1% от общего количества вынесенных комиссиями постановлений. При этом половина из обжалованных и опротестованных постановлений оставлены судом в силе. Вместе с тем, в течение первого квартала текущего года будут проанализированы причины большого количества поступивших в названные комиссии жалоб и протестов прокуроров.
В отчетном периоде административными комиссиями возвращено на доработку 340 протоколов (-13% к АППГ) и 802 дела (-21% к АППГ) прекращено. Больше всего возвращенных протоколов в г. Азове (63 протокола), Аксайском (44 протокола), Усть-Донецком (35 протоколов), г. Каменск-Шахтинском (24 протокола) и Неклиновском районе (21 протокол).
Больше всего прекращенных дел в административных комиссиях г. Волгодонска (175 дел), Зимовниковском районе (61 дело), г. Таганрога (34 дела) и Аксайского района (34 дела).
В течение первого квартала текущего года будут проанализированы причины большого количества возвращенных и прекращенных дел в названных комиссиях.
В разрезе разделов Областного закона «Об административных правонарушениях» рассмотренные административными комиссиями дела об административных правонарушениях составили (Диаграмма 3):
- 816 дел (2%) – по административным правонарушениям, посягающим на права и здоровье граждан (Глава 2);
- 5355 дел (13,5%) – по административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования (Глава 4);
- 26570 дел (66,7%) – по административным правонарушениям в области благоустройства (Глава 5);
- 257 дел (0,6%) – по административным правонарушениям в сельском хозяйстве (Глава 6);
- 209 дел (0,5%) – по административным правонарушениям на транспорте (Глава 7);
- 6365 дел (16%) – по административным правонарушениям в области торговли, государственного регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Глава 8);
- 241 дело (0,6%) – иные правонарушения.

Диаграмма 3. Количество рассмотренных административными комиссиями дел об административных правонарушениях в разрезе разделов Областного закона «Об административных правонарушениях»
Проведенный анализ результатов деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и административных комиссий показал, что по итогам 2015 года снижение количества поступивших в административные комиссии протоколов об административных правонарушениях по сравнению с 2014 годом составило 18 процентов. Связано это, прежде всего, с отсутствием в 2015 году работы органов полиции по Областному закону «Об административных правонарушениях», чья доля протоколов составляла до 20 процентов от общего количества дел, направляемых в административные комиссии.
В то же время, несмотря на общее снижение количества, поступивших в административные комиссии протоколов, в некоторых муниципальных образованиях по отношению к прошлому году произошёл рост возбужденных дел.
Значительный рост по указанному показателю отмечен в Морозовском, Багаевском, Целинском районах, и г. Новочеркасске.
В то же время, сильно снизились показатели по количеству составленных протоколов в Ремонтненском районе, Ворошиловском и Кировском районах г. Ростова-на-Дону, г. Таганроге.
В отчетном периоде немного снизился средний показатель количества составленных протоколов на одно уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления. В основном это произошло из-за снижения такого показателя в городских округах, в муниципальных районах и поселениях названный показатель немного вырос. Вместе с тем, в городских округах на одно должностное лицо составляется в десятки раз больше протоколов, чем в муниципальных районах и тем более, в поселениях. Объясняется это тем, что в большинстве городских округов созданы специальные структурные подразделения, в виде муниципальных инспекций, в основные функции которых и входит работа по выявлению правонарушений и составлению протоколов. В муниципальных районах, в основном, указанную деятельность осуществляют специалисты, для которых такая работа является дополнительной. Денежные штрафы в муниципальных районах в большей части поступают в бюджеты поселений, а, следовательно, в администрациях муниципальных районов не видят экономической целесообразности создания специальных структур, на которые необходимо будет тратить дополнительные бюджетные средства.
Самые высокие показатели по данному критерию отмечаются традиционно в городах Шахты, Ростове-на-Дону, Донецке и Волгодонске.
В то же время практически не проводится такая работа в администрациях Верхнедонского, Шолоховского, Боковского, Милютинского, Морозовского районов.
В 2015 году незначительно выросло в процентном отношении число выносимых административными комиссиями предупреждений относительно решений о назначении административного штрафа. Больше половины решений о назначении предупреждения вынесено комиссиями Зерноградского, Каменского и Куйбышевского района, городах Донецка и Новочеркасска. В то же время, практика показывает, что частое применение к правонарушителям минимальной меры наказания не всегда положительно сказывается на эффективности работы по предупреждению самих правонарушений.
В 2015 году существенно увеличилась сумма наложенных административных штрафов, возросли показатели взыскиваемости таких штрафов.
Высокие показатели взыскиваемости штрафов отмечены в административных комиссиях Верхнедонского, Дубовского, Егорлыкского, Кашарского, Константиновского, Морозовского, Пролетарского, Семикаракорского, Советского, Тарасовского, Усть-Донецкого, Цимлянского, Чертковского районов.
Низкий порог взыскиваемости наблюдается в комиссиях г. Батайска, Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Родионово-Несветайского района, г. Азова, г. Каменск-Шахтинского.
Более эффективно, по сравнению с 2014 годом, проводилась работа по привлечению к административной ответственности лиц, неуплативших в установленный срок административный штраф. Больше всего протоколов по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлено ответственными секретарями административных комиссий Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, г. Волгодонска, г. Новочеркасска, г. Каменск-Шахтинского, Миллеровского, Пролетарского, Волгодонского, Белокалитвинского, Багаевского районов.
В то же время, недостаточно проводится работа в указанном направлении в комиссиях с невысокими показателями взыскиваемости штрафов г. Азова и г. Батайска.
В 2015 году почти в полтора раза выросло число обжалованных в судах постановлений о назначении административного наказания. При этом в процентном отношении число отменяемых и изменяемых в судах постановлений снизилось, что дает основание сделать вывод о повышении качества административного производства в комиссиях.
Больше всего обжаловано постановлений, вынесенных административными комиссиями г. Азова, Первомайского и Пролетарского районов г. Ростова-на-Дону, г. Новочеркасска.
В отчетном периоде снизилось количество опротестованных прокурорами постановлений. При этом основная часть опротестованных постановлений приходится на постановления, вынесенные административными комиссиями Кировского района г. Ростова-на-Дону, г. Каменск-Шахтинского и Мартыновского района.
Всего же число обжалованных и опротестованных постановлений составило чуть более 1 процента от общего числа, вынесенных комиссиями постановлений.
При изменении судами постановлений, в большинстве случаев изменен вид административного наказания с административного штрафа на предупреждение. Суды в своих решениях мотивируют это тем, что в соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенное административное правонарушение, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также при отсутствии имущественного ущерба, применяется предупреждение.
Основной причиной отмены постановлений является истечение на момент вынесения судом решения по жалобе на постановление двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Другой распространенной причиной отмены постановлений является отсутствие состава административного правонарушения, в частности неправильное установление субъекта правонарушения (лицо не является должностным лицом либо документально не подтвержден статус такого лица; не установлена или неверно установлена принадлежность земельного участка, на котором выявлено правонарушение и др.).
В числе распространенных оснований для принесения протестов являются в основном те же основания, что и в подаваемых жалобах – неправильно установлен субъект правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения.
В отчетном периоде существенно снизилось количество возвращенных и прекращенных дел. Это также является следствием того, что качество материалов дел повышается. Однако в некоторых комиссиях отмечено значительное количество возвращенных и (или) прекращенных дел, это комиссии г. Азова, г. Волгодонска, г. Каменск-Шахтинского, г. Таганрога, Аксайского, Зимовниковского, Усть-Донецкого, Неклиновского районов.
В разрезе разделов Областного закона «Об административных правонарушениях» больше всего правонарушений выявлено в области благоустройства. При этом по сравнению с предыдущим годом число правонарушений в указанной сфере в процентном отношении незначительно выросло, и произошло это преимущественно за счет уменьшения числа правонарушений за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, а также правонарушений в сфере незаконной торговли спиртосодержащей продукцией домашней выработки. Вызвано это, прежде всего тем, что органы полиции не осуществляли в 2015 году деятельность по составлению протоколов по Областному закону «Об административных правонарушениях», а, следовательно, указанные составы в силу их специфики оставались без внимания.
Значительное количество протоколов составлено за торговлю в неустановленных местах. Одновременно выросло число дел, возбужденных по фактам выжигания сухой растительности и мусора.
В целом, показатели деятельности уполномоченных должностных лиц и административных комиссий в большинстве муниципальных образований имеют положительную динамику, эффективность их работы растет.
В 2015 году сектором административной практики Правительства Ростовской области были проведены изучения деятельности органов местного самоуправления г. Батайска, г. Таганрога, Аксайского, Неклиновского, Матвеево-Курганского, Родионово-Несветайского, Миллеровского, Тарасовского, Тацинского районов. Были также проведены обучающие семинары в г. Ростове-на-Дону, г. Таганроге, г. Азове, Зимовниковском, Мясниковском, Миллеровском, Октябрьском (с) и Тарасовском районах, в режиме видеоконференции проведен общеобластной семинар. Всего осуществлено 14 выездных мероприятий, выявлено более 80 нарушений и недостатков, большая часть из которых к настоящему времени устранена.
Стоит особенно отметить хорошую организацию деятельности и работу в 2015 году административных комиссий г. Волгодонска, г. Донецка, г. Новочеркасска, г. Шахты, Волгодонского, Егорлыкского, Константиновского, Миллеровского, Мясниковского, Неклиновского, Орловского, Пролетарского, Сальского, Тацинского, Усть-Донецкого, Цимлянского районов.
В течение первого квартала текущего года будет проведен анализ причин:
- значительного снижения количества составленных протоколов в Ремонтненском районе, Ворошиловском и Кировском районах г. Ростова-на-Дону, г. Таганроге;
- ненадлежащей работы по составлению протоколов должностными лицами администраций Верхнедонского, Шолоховского, Боковского, Милютинского, Морозовского районов;
- низких показателей взыскиваемости административных штрафов в административных комиссиях г. Батайска, Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Родионово-Несветайского района, г. Азова, г. Каменск-Шахтинского;
- большого количества обжалованных постановлений, вынесенных административными комиссиями г. Азова, Первомайского и Пролетарского районов г. Ростова-на-Дону, г. Новочеркасска;
- большого количества опротестованных постановлений, вынесенных административными комиссиями Кировского района г. Ростова-на-Дону, г. Каменск-Шахтинского и Мартыновского района;
- значительного количества возвращенных и (или) прекращенных дел, комиссиями г. Азова, г. Волгодонска, г. Каменск-Шахтинского, г. Таганрога, Аксайского, Зимовниковского, Усть-Донецкого, Неклиновского районов.
Основными задачами на 2016 год являются:
- контроль за проведением в административных комиссиях работы, направленной на повышение взыскиваемости наложенных административных штрафов;
- проведение обучающих семинаров с членами административных комиссий и уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления;
- изучение деятельности органов местного самоуправления с оказанием методической помощи;
- анализ причин выявленных нарушений и недостатков, а также неудовлетворительных показателей в отдельных муниципальных образованиях.
Смотри также:
Административная инспекция Ростовской области