О проводимой в Ростовской области профилактике социального сиротства среди несовершеннолетних
(по состоянию на 01.07.2015)
Информация к заседанию Правительства Ростовской области 22.07.2015
Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Социальное сиротство стало одной из проблем современной России, требующей принятия мер по совершенствованию государственной политики в сфере защиты детства.
Деятельность по профилактике социального сиротства на территории Ростовской области осуществляется в соответствии с документами:
Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
Указанная законодательная база определяет принципиально новый подход к организации работы по профилактике социального сиротства несовершеннолетних, основанный на тесном сотрудничестве семьи, государства и институтов гражданского общества.
В Ростовской области работа по профилактике социального сиротства регламентируется Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Областным законом от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», а также постановлением Правительства Ростовской области от 13.11.2012 №1017 «О Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года».
Координацию работы по выявлению, учету семей и детей групп риска, организации профилактической деятельности на территории области осуществляет областная межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ростовской области, муниципальные комиссии на местах.
В Ростовской области создана и успешно функционирует социальная инфраструктура помощи семьям и детям.
Министерству труда и социального развития Ростовской области подведомственны 46 учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов и видов, в том числе 36 – со стационарными отделениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальными приютами) на 796 мест. Ежегодно учреждениями обслуживается 43 тыс. семей с детьми, 46 тыс. несовершеннолетних, на социальном патронаже состоят 5 тыс. семей (45% снимаются с патронажа с положительным результатом), 3 тыс. несовершеннолетних проходят комплексную реабилитацию в социальных приютах.
В системе образования Ростовской области для социальной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, детьми-сиротами и детьми-инвалидами функционируют:
30 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов на 4768 мест;
18 общеобразовательных и санаторных школ-интернатов на 2812 мест;
32 детских дома на 1345 мест;
20 учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в том числе 1 областное и 19 муниципальных.
В образовательных организациях Ростовской области оказывают психолого-педагогическую, социальную и правовую помощь 1894 педагога-психолога, 556 социальных педагогов, 1215 школьных уполномоченных по правам ребенка.
Министерству здравоохранения Ростовской области подведомственны 6 домов ребенка на 380 мест для выхаживания детей раннего возраста из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
О результативности сложившейся системы деятельности заинтересованных органов и учреждений Ростовской области в сфере профилактики социального сиротства, в рамках сформированной нормативно-правовой базы, свидетельствуют следующие показатели:
сокращено на 36% количество выявленных безнадзорных несовершеннолетних (2013 год – 690 человек, 2014 год – 440 человек);
сокращено на 23% количество детей, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах (2013 год – 1369 человек, 2014 год – 1048 человек);
сокращено на 22% количество отказов матерей от новорожденных (2013 год – 217 человек, 2014 год – 170 человек);
сокращено на 21% количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2013 год – 1657 человек, 2014 год – 1313 человек);
сокращено на 38% количество детей, возвращенных из замещающих семей в государственные учреждения (вторичное сиротство) (2013 год – 55 человек, 2014 год – 34 человека).
За истекший период 2015 года сохраняется положительная динамика по всем указанным показателям.
На 01.07.2015 в государственных учреждениях Ростовской области воспитываются 1383 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей. В 18% случаев причиной их помещения в учреждение является сиротство, в 82% – лишение (ограничение) родительских прав, нахождение родителей в местах лишения свободы, признание их безвестно отсутствующими или другие причины семейного неблагополучия, т.е. социальное сиротство.
Важным аспектом в профилактике социального сиротства является решение вопросов постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников детских домов, которые зачастую повторяют судьбу своих родителей и не занимаются воспитанием своих детей.
В области реализована Комплексная программа мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 – 2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 29 (далее – Комплексная программа).
В рамках реализации Комплексной программы на базе всех детских домов и школ-интернатов созданы службы сопровождения выпускников, осуществляющие реализацию и корректировку индивидуальных программ.
Вопросы межведомственного взаимодействия координируются муниципальными и областным координационными советами.
Министерством общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование Ростовской области) ведется областной банк данных выпускников, в который включены сведения о 1937 выпускниках, нуждающихся в оказании помощи в получении образования, трудоустройстве, обеспечении жильем.
За период с 2012 года по 2015 год в Ростовской области система профилактики вторичного сиротства вышла на новый, более высокий уровень, в рамках которого в настоящее время 25 организациями осуществляется:
подготовка граждан, желающих принять детей на воспитание (в 2014 году подготовку прошли 1222 гражданина, за 1 квартал 2015 года – 212 граждан);
сопровождение семей, принявших детей-сирот на воспитание, в виде индивидуальных консультаций, проведения летних выездных школ и родительских клубов.
В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы одним из действенных способов снижения количества детей, оставшихся без попечения родителей, является профилактика семейного неблагополучия, основанная на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют обмен информацией о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, и обеспечивают реализацию комплекса мер по их реабилитации в соответствии с Порядком формирования единого областного банка данных семей, находящихся в социально опасном положении, утверждённым решением областной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 23.03.2007 № 1 (далее – Порядок).
На 01.07.2015 Областным банком семей, находящихся в социально опасном положении, учтено 1553 семьи, в которых проживают 3396 детей (на 31.12.2013 – 1740 семей и 3669 детей, на 31.12.2014 – 1586 семей и 3447 детей).
С 2002 года формируется единый областной банк данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
Благодаря совместным усилиям различных ведомств на протяжении ряда лет численность несовершеннолетних, зарегистрированных в банке данных, последовательно снижается.
За 5 месяцев 2015 года в едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных зарегистрировано 182 несовершеннолетних (за аналогичный период 2014 года 193).
Однако существующие факты свидетельствуют о том, что проблема соблюдения прав детей на жизнь, здоровье, развитие и воспитание, не утрачивает своей актуальности. В числе безнадзорных детей, зарегистрированных в едином областном банке данных, только 3,3% – сироты (6 детей из 182), остальные имеют родителей. Такие семьи нуждаются в пристальном внимании и помощи со стороны государства и общества.
В соответствии с Порядком, составление комплексной программы реабилитации семьи и ее исполнение начинается с момента признания семьи «находящейся в социально опасном положении». В целях повышения эффективности работы социальное сопровождение семьи должно начинаться с момента отнесения ее к категории «оказавшейся в трудной жизненной ситуации».
Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р, предусмотрено:
совершенствование порядка обследования условий жизни детей в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, разработка и внедрение современного диагностического инструментария, учитывающего презумпцию добросовестности родителей при осуществлении родительских прав, для оценки безопасности ребенка, уровня риска нанесения вреда его жизни и здоровью, совершения правонарушений в отношении ребенка;
установление единого порядка отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы, а также порядка проведения профилактической работы с такими семьями;
совершенствование законодательства Российской Федерации в части урегулирования вопросов, касающихся профилактики социального сиротства, порядка лишения родительских прав и ограничения в родительских правах, установления порядка проведения социальной работы по восстановлению семьи во всех случаях разделения либо угрозы разделения детей и родителей.
В настоящее время в области необходимо на муниципальном уровне обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации и осуществлении социального сопровождения несовершеннолетних и семей с детьми.
Выполнение мероприятий по профилактике социального сиротства в Ростовской области, указанных в проекте перечня поручений и рекомендаций Правительства Ростовской области не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Пояснительная записка и проект перечня поручений .rar
Программы для просмотра скачанного файла
Смотри также:
Повестка дня заседания Правительства Ростовской области от 22.07.2015