Новый сайт

Охрана труда

Доклад «О состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях Ростовской области за 2014 год»

(по итогам 2014 года)

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях основой любой модели развития экономики являются трудовые ресурсы.

Для достижения стоящей перед Российской Федерацией и регионами цели создания инновационной экономики возникают серьезные вызовы, связанные с состоянием и сохранением человеческого капитала, в особенности населения трудоспособного возраста.

В условиях существующей демографической ситуации сохранение здоровья и жизни человека на производстве обеспечивает основу естественного воспроизводства населения, в том числе развития активных трудовых ресурсов, повышения производительности и качества труда.

На решение этой трудной и многоплановой задачи направлена реализация государственной политики в сфере охраны труда.

Применяемые в многочисленных отраслях экономики Ростовской области разнообразные технологические процессы и оборудование оказывают различное влия­ние на состояние условий труда и здоровье работников.

От того, как организован труд работника, зависит качество выпускаемой продукции, ее себестоимость, общая культура производства, и поэтому формирование безопасных условий труда на рабочих местах, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости – важнейшее направление реализации государственной политики в области охраны труда.

Условия труда, характеризующиеся повышенными уровнями вредных и опасных факторов рабочей среды, приводят не только к про­фессиональным заболеваниям, являясь их основными или сопутст­вую­щими причинами, но и к значительным финансовым потерям. Это и страховые выплаты из средств Фонда социаль­но­го страхования РФ, расходы Пенсионного фонда РФ на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда и рас­хо­ды из-за потерь фонда рабочего времени вследствие временной или постоянной утраты трудоспособности работника.

Только при осуществлении согласованных действий и комплексного подхода по дальнейшему совершенствованию систем управления охраной труда и профессиональными рисками, проводимых Правительством Ростовской области, контрольно-надзорными органами, объединениями профессиональных союзов и работодателей, службами охраны труда предприятий, возможно, решить поставленные задачи, обеспечить снижение травматизма на производстве, сохранить жизнь и здоровье работников на территории Ростовской области.

Доклад «О состоянии условий и охраны труда в Ростовской области за 2014 год» подготовлен министерством труда и социального развития Ростовской области (далее - минтруд области) с использованием материалов и анализа данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, Государственного учреждения – Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственной инспекции труда в Ростовской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, муниципальных образований Ростовской области, отражающих состояние условий труда, динамику и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Доклад предназначен для использования в практической работе органами исполнительной власти  Ростовской области, органами местного самоуправления, общественными организациями, организациями, оказывающими услуги  по охране труда, предприятиями и организациями.

     1. СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

Условия труда являются одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на производственный травматизм и профессиональную заболеваемость работников.

В 2014 году совместные усилия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, территориальных органов государственного надзора и контроля, профсоюзов и работодателей позитивно повлияли на снижение численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

 1.1. Характеристика условий труда в Ростовской области

Трудовая деятельность человека осуществляется в совокупности факторов трудового процесса и рабочей среды, которые оказывают влияние на его работоспособность и состояние здоровья. Обеспечение безопасных условий и охраны труда является обязанностью работодателя.

Показатели состояния условий труда в Ростовской области представлены данными Ростовстата (данные статистического обследования пред­приятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, представляющих сведения по форме № 1-т) и информацией управления Роспотребнадзора по Ростовской области.

В организациях Ростовской области, представивших отчетность в Ростовстат о состоянии условий труда за 2014 год, среднесписочная численность работников составила 310359 человек (в 2013 г. - 318105 человек), в том числе мужчин - 196287 (в 2013 г. - 201163 человек), женщин – 114072 (в 2013 г. - 116922 человек).

Как свидетельствуют данные в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, осуществляли трудовую деятельность 107391 человек или 34,6% от списочной численности работающих в обследованных отраслях (в 2013 г. соответственно - 87167 человек и 27,4%).

Основными вредными производственными факторами в про­мышленности, строительстве, на транспорте и связи, как и в преды­дущие годы, являлись повышенные уровни шума, ультразвука и инфразвука. Общее число работников, занятых в этих условиях составило в 2014 году 52760 человек (17,0% от общего числа охваченных наблюдением работников или 49,1% от числа работающих в неблагоприятных условиях труда).

Из общего числа работников, охваченных статистическим наблюдением в 2014 году 3,3% подвергались воздействию нагревающего и охлаждающего микроклимата, 4,7% работали в условиях повышенных уровней вибрации, 1,14% работали при повышенных уровнях излучений (неионизирующего, ионизирующего, теплового), 9,2% были заняты под воздействием вредных химических факторов и аэрозолей.

 Численность и удельный вес работников, занятых в 2013 - 2014 годах
в  условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам,
от списочной численности работников занятых в обследованных
видах экономической деятельности Ростовской области

(по данным Ростовстата)

Вид экономической
деятельности

Численность и  удельный вес работников, занятых в условиях,
не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам,  чел. /%

2013 год

2014 год

Обрабатывающие производства

35426/23,7

47894/32,8

Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды

14919/29,5

17672/35,3

Добыча полезных ископаемых

7600/67,5

7662/70,7

Строительство

4838/17,7

7773/31,6

Транспорт и Связь

24384/30,6

26390/33,3

 

Увеличение количества рабочих мест с выявленными вредными производственными факторами, происходит,  прежде всего, в связи с повышением, в последние годы, уровня информированности и правовой грамотности работодателей  в сфере безопасности и  охраны труда и активизацией их деятельности по проведению оценки условий труда в обследованных отраслях экономики.

 Численность работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим
нормативам
в крупных и средних организациях Ростовской области
(по данным Ростовстата)

Год

Занятые в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда

Занятые на тяжёлых работах

Занятые на работах, связанных с напряжённостью
трудового процесса

 

Численность

*

Численность

*

Численность

*

2012

79956

26,3

29667

9,8

27527

9

2013

87167

27,4

34296

10,7

29478

9,2

2014

107391

34,6

37043

11,9

26325

8,4

*  -  удельный вес в процентах от списочной численности работников, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и связи  Ростовской области

Анализ состояния условий труда проводится также управлением Роспотребнадзора по Ростовской области.

По данным социально-гигиенического мониторинга за условиями труда, проводимого Роспотребнадзором, количество работающих на территории Ростовской области в 2014 году в сравнении с 2013 годом увеличилось на 7 тысяч и составило 1054099 человек. Также, практически на 5 тысяч выросло количество работающих женщин – 603850 человек. В целом доля работающих женщин по области на протяжении последних трех лет практически не меняется и остаётся на уровне  57% от общего числа работающих.

 Динамика численности работающих на территории Ростовской области
(по данным Роспотребнадзора)

Показатели

2012

2013

2014

Работающих, всего

1032077

1047056

1054099

в т.ч. женщин

594516

598898

603850

 По результатам обследования условий труда работников в Ростовской области, количество занятых на работах с вредными условиями труда стабильно снижается и зафиксирован в 2014 году на уровне 10,9% против 11,6% в 2013 году.

При этом удельный вес женщин, работающих во вредных условиях труда,  в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизился на 1% и составил 7% от общего количества работающих женщин.

В абсолютных значениях количество работающих во вредных условиях труда в 2014 году в сравнении с предыдущим годом сократилось на 6676 человек (с 122368 до 115692 человек).

Указанные тенденции объясняются проведенными работодателями мероприятиями по улучшению условий труда на рабочих местах.

Динамика занятости работающих во вредных условиях труда
(по данным Роспотребнадзора)

Показатели

2012

2013

2014

Работающих во вредных
условиях труда, всего

125036

122368

115692

в т.ч. женщин

 

50008

48691

45294

 1.2. Гарантии и компенсации работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда

Существующая система гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиях труда по данным Ростовстата в 2014 году дала возможность 112945 работающим (36,3%), в том числе 25674 женщинам (22,5% от общего количества работающих женщин), осуществляющим деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и  связи, воспользоваться компенсациями в связи с занятостью в неблагоприятных условиях труда.

Право на компенсации за работу с вредными условиями труда в 2014 году получили 112945 работников, что на 5,6% больше, чем в 2013 году (106979 работников).

Наибольшее количество работников, получивших компенсацию, приходилось на транспорт - 25118 человек (22,2%) и производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 18355 человек (16,2%).  

Дополнительные отпуска предоставлялись 77805 работающим (68,8%), в том числе 15507 женщинам. Правом сокращённого рабочего дня пользовались 16478 работников. Бесплатное лечебно-профилактическое питание получили 3015 работающих, молоко и другие равноценные пищевые продукты - 36927 человек.

Оплата труда в повышенном размере установлена 69696 работникам (61,7%). Среди работников, осуществляющих деятельность по обследуемым видам экономической деятельности, в качестве компенсации за работу с вредными условиями труда практически каждый третий работник (44556 человек или 39,4%) имел право на досрочное назначение пенсии по старости, из которых 7526 женщин.

При  этом  каждый работник из числа занятых в неблагоприятных условиях труда на предприятиях обследованных отраслей пользовался, по расчетам, в среднем 2-3 видами компенсаций.

Наибольшая численность трудящихся, пользующихся хотя бы одним видом компенсаций, зарегистрирована в обрабатывающих производствах - 50681 человек, транспорте и связи -  27404 человек.

 1.3. Профессиональная  заболеваемость

Профессиональная заболеваемость является негативным последст­вием неблагоприятного влияния вредных условий труда на здоровье ра­ботников, постоянного присутствия на рабочих местах профессиональных рисков повреждения здоровья.

По данным Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в 2014 году на территории региона зарегистрировано 352 случая профессиональных заболеваний, что на 8% больше, чем в предыдущем.

За три года зарегистрировано 950 случаев профзаболеваний (в 2012 г. - 273, в 2013 г. - 325, в 2014 г. - 352).

Общее количество лиц с впервые установленным диагнозом профессионального заболевания составило в 2014 году 348 человек, в том числе 5 женщин.

В связи с тем, что работающие подвергаются сочетанному воздействию вредных производственных факторов по 2 диагноза установлено у 4 человек. Утрата трудоспособности установлена у 328 человек, из них - 5 женщин.

У женщин профзаболевания в данный период зарегистрированы в отраслях добычи полезных ископаемых (3 случая), производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака, производстве готовых металлических изделий  (по 1 случаю). 

Мониторинг  профессиональной  заболеваемости  женщин
(по данным Роспотребнадзора)

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

Количество женщин, с установленным профзаболеванием  

9

17

12

6

5

Мониторинг профессиональной заболеваемости женщин показал подъем с 2010 по 2011 годы и спад с 2011 по 2014 годы количества профессиональных заболеваний.

Самый высокий уровень профессиональной заболеваемости в Ростовской области зарегистрирован в 2014 году в добыче топливно-энергетических ископаемых (311 случаев), а именно 88,2% от всех установленных диагнозов - у 307 человек из 348.

На втором месте находится деятельность воздушного транспорта (13 случаев) - 3,7%. На третьем месте - производство готовых металлических изделий (10 случаев) - 2,8%. На четвертом месте находится производство судов, летательных  и  космических  аппаратов  и  прочих  транспортных  средств (7 случаев) - 2%.

Остальные случаи профессиональных заболеваний зарегистрированы в таких отраслях, как: строительство, сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, металлургическое производство, производство пищевых продуктов, включая напитки, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, производство машин и оборудования.

Существенное влияние на создавшуюся ситуацию оказывает неудовлетворительная организация периодических медицинских осмотров во многих территориях области. По-прежнему заключение работнику о временном или постоянном переводе на другую работу не выдается, как в ходе проведения профилактических медосмотров, так и после дообследования в центре профпатологии. Большинство актов комиссий не содержат указанных данных. Кроме того, лицам с установленной профпатологией  с начальными и легкими формами профзаболевания центром профпатологии не дается рекомендаций о необходимости прекращения работы в конкретных производственных условиях и рациональном трудоустройстве, вследствие чего профессиональные больные продолжают работать во вредных условиях, вплоть до получения инвалидности.

Всё вышеперечисленное делает невозможным проведение санитарно-гигиенических профилактических мероприятий после профилактических медосмотров и является одной из важнейших причин роста профессиональной заболеваемости и инвалидности, прежде всего среди шахтеров.

Структура хронических профессиональных заболеваний по нозологическим формам
в Ростовской  области в 2014 году

(по данным Роспотребнадзора)

Нозологические формы

Количество случаев

% от зарегистрирован-ных диагнозов

Пояснично-крестцовая радикулопатия

146

41,5

Хроническая обструктивная болезнь легких

122

34,6

Пневмокониоз

43

12,2

Нейросенсорная тугоухость

23

6,5

Вибрационная болезнь

12

3,4

Хронический бруцеллез и пневмокониотуберкулез

2

0,6

Хроническая интоксикация марганцем

1

0,3

Деформирующий остеоартроз коленных суставов

1

0,3

 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 2.1. Государственное управление охраной труда.
Состояние производственного травматизма

С целью реализации государственной политики по обеспечению права работников на здоровые и безопасные условия труда в Ростовской области создана и действует  трехуровневая система управления охраной труда.

Областной уровень:

- деятельность Правительства Ростовской области и министерства труда и социального развития Ростовской области, осуществляющих функции государственного управления охраной труда на территории региона;

- осуществление ведомственного контроля за соблюдением норм охраны труда в подведомственных учреждениях областными отраслевыми министерствами;

- реализация мероприятий подраздела «Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области» (на 2014 -2020 годы) государственной программы Ростовской области «Содействие занятости населения»;

- реализация Мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Ростовской области на   2011 - 2015 годы;

-  деятельность областной межведомственной комиссии по охране труда;

- взаимодействие с территориальными органами федеральных органов надзора и контроля;

- развитие рынка услуг, предоставляемых хозяйствующим субъектам региона аккредитованными в установленном порядке организациями, специализирующимися на оказании услуг по проведению специальной оценки условий труда, обучению в области охраны труда руководителей и работников организаций, осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда.

Муниципальный уровень:

- реализация муниципальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- организация в органах местного самоуправления ведомственного контроля за состоянием охраны труда на муниципальных предприятиях и в учреждениях.

 Предприятия и организации:

- деятельность служб охраны труда;

- реализация планов улучшения условий и обеспечения безопасности производственной среды, разработанных на основе оценки условий труда на рабочих местах;

- функционирование комитетов (комиссий) по охране труда.

- работа уполномоченных по охране труда.

Комплексность проблем, стоящих перед органами власти, реализующими государственную политику в сфере охраны труда на территории области, решается в регионе с применением программно-целевого метода.

Для успешного их выполнения постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 586 утверждена государственная программа Ростовской области «Содействие занятости населения», с подпрограммой «Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области» (далее – Подпрограмма), в которой особое значение предается усилению внимания работодателей к вопросам производственной безопасности, улучшению информированности работников о существующих производственных рисках, способах защиты от них, повышению их сознательного отношения к собственной безопасности. Комплекс включенных в Подпрограмму (на 2014 - 2020 г.г.) мер предусматривает финансирование на общую сумму 1418706,2 тыс. рублей (с учетом средств регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации).

Целью Подпрограммы является реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда по обеспечению приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в организациях Ростовской области. Особенностью Подпрограммы является информационно-методическая и координирующая направленность ее мероприятий. Все запланированные мероприятия Подпрограммы на 2014 год выполнены. Общий объём средств, выделенных в 2014 году из областного бюджета на системные мероприятия Подпрограммы составил 295900 рублей.

Для организации результативной работы по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в регионе реализуются Мероприятия по улучшению условий и охраны труда  в  Ростовской области  на 2011-2015 годы (далее - Мероприятия), утвержденные постановлением Администрации Ростовской области от 08.08.2011 № 503, которые носят в основном организационно-управленческий характер и направлены  на достижение социальной и экономической эффективности.

Важным инструментом для решения имеющихся проблем в области охраны труда в регионе является трехстороннее соглашение между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2014-2016 годы (далее - Соглашение). Соглашение предусматривает целый ряд мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий труда и предупреждение производственного травматизма.

В Соглашение вошли предложения сторон социального партнерства по наиболее актуальным проблемам охраны труда. В частности, Соглашение содержит обязательства сторон по оказанию содействия в проведении работодателями специальной оценки условий труда, пропаганде и распространению в организациях передового опыта работы в сфере охраны труда, новых разработок, прогрессивных технологий и оборудования, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того на территории области вопросы улучшения условий и охраны труда решаются в рамках 55 территориальных и 116 отраслевых соглашений, в которых также предусмотрены меры, направленные на сохранение жизни и здоровья работающих.

При этом ключевую роль в защите интересов работников на безопасные условия труда через систему социального партнерства играют коллективные договоры в организациях.

Всего по данным за 2014 год коллективные договоры действуют в 9604 организациях Ростовской области. Во всех коллективных договорах имеется раздел по охране и условиям труда. Ими охвачено 62,8% работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области.

Коллективных трудовых споров по вопросам охраны труда в регионе не зарегистрировано.

Эффективность системы государственного управления охраной труда в большей степени зависит от согласованной работы всех заинтересованных структур. Поэтому важное место в региональной системе управления охраной труда занимает областная межведомственная комиссия по охране труда (далее – Комиссия), которая действует на территории Ростовской области с 1998 года.

На сегодняшний день в состав Комиссии входят представители органов исполнительной власти, Законодательного Собрания области, территориальных органов государственного надзора и контроля, регионального объединения работодателей, Федерации профсоюзов Ростовской области и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.

В 2014 году заседания Комиссии проводились ежеквартально, на них рассматривались актуальные вопросы охраны труда, заслушивались доклады и отчёты о состоянии условий и охраны труда, соблюдении трудового законодательства, об уровне производственного травматизма, профессиональных заболеваний и их причинах, о ходе проведения специальной оценки условий труда, о промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии и т.д.

В целях стимулирования деятельности работодателей по созданию надлежащих условий труда для работников, достижения нового качественного уровня защиты трудовых прав работников, а также установления долгосрочных партнерских отношений между органами власти и социально-ответственным бизнесом в регионе реализуется проект по добровольному декларированию деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по соблюдению трудового законодательства. «Сертификат доверия работодателю» вручен 67 работодателям.

Сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, способствует Областной закон от 27.06.2012 № 889-ЗС «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Ростовской области», который устанавливает порядок и условия контроля в подведомственных учреждениях как органов исполнительной власти Ростовской области, так и органов местного самоуправления. Минтруд области ежегодно информирует Правительство Ростовской области и Законодательное Собрание Ростовской области о проведенных уполномоченными органами ведомственных проверках и принятых мерах по фактам нарушений.

В 2014 году в целях реализации указанного областного закона в регионе проведено 649 проверок подведомственных организаций, в том числе 576 плановых, 73 внеплановых.

В ходе проверок выявлено 1416 нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Наибольшее количество нарушений выявлено по трудовым договорам (324), оплате и нормированию труда, (298), в сфере охраны труда (171).

По результатам проверок руководителям учреждений выданы акты с рекомендациями по устранению нарушений в области охраны труда. По выявленным недостаткам руководителями приняты меры по их устранению.

Важной составляющей системы управления охраной труда в регионе является работа по улучшению условий и охраны труда на уровне муниципальных образований. Координирующую роль в этом направлении выполняют межведомственные комиссии по охране труда при администрациях городских округов и муниципальных районов. Практически во всех городских округах и муниципальных районах реализуются территориальные программы (планы) по снижению травматизма, профессиональных заболеваний, дорожно-транспортных происшествий и пожаров, улучшению условий и охраны труда.

Реализация государственной политики в сфере охраны труда в настоящее время невозможна без постоянного взаимодействия органов исполнительной власти области с территориальными органами федеральных органов надзора и контроля.

В этих целях минтрудом области, Государственной инспекцией труда в Ростовской области, Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области, Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора в рамках выполнения Мероприятий осуществляется обмен данными для проведения квалифицированной оценки состояния условий труда в организациях региона и выработки совместных мероприятий по их улучшению.

С целью обеспечения государственной защиты прав работников на безопасные условия труда в 2014 году осуществлялся системный надзор за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда в организациях региона.

Контрольно-надзорные мероприятия Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора проводились на основании утвержденного на 2014 год плана работы, разработанного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учетом состояния промышленной безопасности на поднадзорных предприятиях.

Инспекторским составом территориальных отделов по государственному энергетическому надзору Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, осуществляющим надзор за безопасностью в электроэнергетике, проведено 3476 обследований поднадзорных организаций и предприятий Ростовской области.  Во время проведения обследований выявлено 14528 нарушений обязательных требований нормативных документов.

На лиц, ответственных за выявленные нарушения, составлено 459 протоколов об административных правонарушениях на сумму 1327,6  тыс. рублей.

За период 2014 года при осуществлении  государственного строительного надзора на поднадзорных Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора объектах капитального строительства систематически осуществляется надзор и контроль за соблюдением застройщиками-заказчиками, организациями, осуществляющими строительство и реконструкцию объектов, норм и правил по охране труда.

Работниками Северо-Кавказского управления Ростехнадзора по направлению государственного строительного надзора было проведено 298 проверок, выявлено 1258 нарушений. По результатам проверок наложено 128 штрафов, из которых 72 - на должностных лиц, 55 - на юридических лиц, 1 - на гражданина. Общая сумма наложенных штрафов составила – 7863,0 тыс. рублей.

В целях обеспечения защиты прав граждан на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, предупреждения несчастных случаев на производстве в 2014 году Гострудинспекцией в Ростовской области проведено 2865 проверок.

Основное внимание при проведении проверок госинспекторами по охране труда было уделено обеспечению требований трудового законодательства, непосредственно направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.  В ходе надзорно-контрольных мероприятий выявлено 17765 нарушений трудового законодательства, 3828 должностных и юридических лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 59153,5 тыс. рублей (в 2013 году - 28020,6 тыс. рублей).

Как и ранее основными причинами нарушений законодательства об охране труда работодателями независимо от вида экономической деятельности являются:

- несоблюдение требований отраслевых инструкций по охране труда и технике безопасности;

- недостаточный контроль со стороны работодателей и других должностных лиц за безопасным производством работ и неудовлетворительная организация ими производства работ;

- несоблюдение установленного порядка обучения и инструктирования работников по охране труда;

- необеспеченность работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями охраны труда и т.д.

Основными причинами несоблюдения работодателями законодательства по охране труда являются:

- незнание требований действующего законодательства в сфере охраны труда;

- неисполнение обязанностей по охране труда, закрепленных в должностных инструкциях;

- недостаточная финансовая обеспеченность организаций, не позволяющая модернизировать устаревшее оборудование, закупать современные средства индивидуальной защиты, проводить мероприятия по созданию безопасных условий труда работников; 

- недостаточный общественный (профсоюзный) контроль за состоянием охраны труда в организациях.

Таким образом, значительная часть причин  несоблюдения работодателями законодательства об охране труда носит организационный характер и не связана в полной мере с необходимостью финансовых затрат.

В 2014 году Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области проведено 10072 проверки, что на 3,1% меньше, чем в 2013 году (10389).

Плановые проверки составили 28,6%, внеплановые – 71,4% (в 2013 году соответственно 30,4% и 69,6%).

Из 9428 проверок, как и в 2013 году наибольший удельный вес - 54,3% заняли проверки за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора была проверена деятельность 8375 объектов, что составило 10,9% от общего количества объектов, находящихся на учете (в 2013 году - 11%).

Удельный вес комплексных проверок, в ходе которых осуществлялся надзор за соблюдением как законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, так и законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей остался на уровне 2013 года – 35,3%.

На всех обследованных объектах Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области в 2014 году было выявлено 36091 нарушение санитарного законодательства и 12969 нарушений законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей (в 2013 году соответственно 37305 и 14795).

Нарушения действующего санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей были отмечены в ходе 62,6% проверок. По сравнению с 2013 годом этот показатель снизился на 9,0%.

По результатам проверок в 2014 году было наложено 11923 штрафа, что на 6,8% меньше, чем в 2013 году. При этом общая сумма наложенных штрафов снизилась незначительно (на 1,6%) и составила  47184,0 тыс. рублей  против  47964,0 тыс. рублей в 2013 году. Административное приостановление деятельности было применено в отношении 116 объектов (в 2013 году – 156). На 23,2% снижено применение такой меры административного наказание, как предупреждение (с 220 в 2013 году до 169 в 2014 году).

Общественный контроль за соблюдением работодателями норм и правил охраны труда в 2014 году осуществлялся 9 штатными техническими инспекторами труда, 49 внештатными техническими инспекторами труда Ростовского Областного Объединения Организации Профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской области» (далее – Федерация профсоюзов Ростовской области) и почти 7 тыс. уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда, которые, в свою очередь, являются членами комитетов (комиссий) по охране труда организаций.

В целях материального стимулирования работодателей, обеспечивающих безопасные условия труда работников, Государственным учреждением - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РО) в 2014 году проводилась работа по частичному финансированию предупредительных мер по охране труда, установлению организациям скидок (надбавок) к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

За 2014 год в ФСС РО представлено 473 заявления страхователей и планов финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. На реализацию работодателями предупредительных мер в 2014 году израсходовано 180398,3 тыс. рублей.

Страхователями представлены планы финансового обеспечения на следующие мероприятия:

а)  проведение специальной оценки условий труда;

б) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнениям, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ);

в) санитарно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

г) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

д) обучение по охране труда;

е) приобретение алкотестеров;

ж) приобретение аптечек.

Впервые в 2014 году в соответствии с новыми правилами предоставления финансирования предупредительных мер за финансовым обеспечением обратились страхователи с численностью до 100 человек, объем которого рассчитан из отчетных данных за три года, предшествующих текущему финансовому году.

Количество таких организаций составило 66 единиц с общей численностью 2966 человек, объем выделенного финансирования - 2021,6 тыс. рублей, в том числе на:

- проведение специальной оценки условий труда - 1036,8 тыс. рублей;

- обучение по охране труда - 4,4 тыс. рублей;

- приобретение СИЗ -525,9 тыс. рублей;

- проведение обязательных периодических медицинских осмотров - 454,5 тыс. рублей.

 За  2014 год по 18 страхователям скидка к страховому тарифу составила 6334,2 тыс. рублей, по 40 - 18100,8 тыс. рублей, по 6 - в предоставлении скидки отказано.

Состояние условий и охраны труда, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в значительной степени зависят от финансирования работодателями мероприятий по охране труда в организации.

В соответствии с данными Ростовстата в 2014 году в обследуемых отраслях экономики на мероприятия по охране труда работодателями было израсходовано 3931238,4 тыс. рублей или 6652,9 рублей на одного работающего. В 2013 году на эти мероприятия было израсходовано 3742836,4 тыс. рублей или 6695,5 рублей на одного работающего, что на 5% меньше чем в 2014 году.

Средства, израсходованные работодателями на
мероприятия по охране труда в 2012-2015 годах

Годы

всего, тыс. рублей

в расчете на

одного работающего, рублей

2012

3050998,4

5368,1 

2013

3742836,4

6695,5

2014

3931238,4

6652,9

Положительный опыт в организации работ по охране труда накоплен в таких организациях как: «ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», ОАО «Роствертол, ООО «ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод», ОАО «ТКЗ «Красный котельщик», ООО «МЭЗ Юг Руси», где действуют службы охраны труда, укомплектованные опытными специалистами, оборудованы и действуют кабинеты охраны труда для проведения инструктажей и занятий по вопросам безопасного производства работ, вовремя осуществляется оценка условий труда работников.

На этих предприятиях работники в полном объеме обеспечиваются специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты, в установленные сроки осуществляется обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда, что позволяет достигать снижения уровня производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и улучшения условий труда персонала.

Анализ трудоохранной деятельности проводимой в регионе за последние 5 лет показал, что совместная работа представителей органов исполнительной власти, органов надзора и контроля, органов местного самоуправления, профсоюзов и работодателей позволила улучшить организационную, профилактическую работу в организациях по созданию здоровых и безопасных условий труда, значительно снизить уровень производственного травматизма.

Показатели производственного травматизма
в Ростовской области

Годы

(по данным Гострудинспекции в Ростовской области и регионального отделения ФСС)

2010

2011

2012

2013

2014

Количество погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (человек)

96

114

88

77

50

Количество несчастных случаев на производстве признанных страховыми (единиц)

1489

1430

1276

1115

900

В 2014 году сохранилась существующая в последние годы устойчивая тенденция снижения общего количества несчастных случаев на производстве.

Например, в 2014 году по сравнению 2010 годом общий уровень производственного травматизма в Ростовской области снизился на 39,5%.

По данным ФСС РО и Гострудинспекции в Ростовской области на предприятиях региона в 2014 году в сравнении с 2013 годом общее число несчастных случаев признанных страховыми сократилось на 19,2%, количество пострадавших со смертельным исходом снизилось на 35%.   

Абсолютное количество несчастных случаев в 2014 году ниже показателя прошлого года на 215 единиц (в 2013 году – 1115 единиц), а количество погибших на производстве снизилось до 50 человек (в 2013 году – 77 человек). Вместе с тем, по сравнению с 2013 годом на фоне общего снижения уровня смертельного производственного травматизма, в 2014 году отмечено увеличение количества смертельного травматизма женщин с 4 человек до 7 человек. 

Анализ причин несчастных случаев на производстве показал, что большинство несчастных случаев происходило в связи с  неудовлетворительной организацией производства работ, неудовлетворительным содержанием и плохой организацией рабочих мест, дорожно-транспортными происшествиями, неприменением работниками средств индивидуальной защиты, нарушением работниками трудового распорядка и дисциплины труда и прочих причин, квалифицированных по материалам расследования несчастных случаев.

 Количество погибших в результате несчастных случаев на производстве по видам экономической деятельности в 2014 году

 

В целях профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний минтрудом области ежегодно проводится мониторинг состояния условий и охраны труда, по его результатам отмечено  снижение производственного травматизма за период 2014 года в  городах: Батайске (на 68,3%), Каменск-Шахтинском (на 29,2%), Новочеркасске (на 40,0%), в районах: Белокалитвинском (на 15,6%) Кагальницком (на 62,5%), Матвеево-Курганском (на 40,0%).

Однако, из 55-ти муниципальных образований области рост общего травматизма зафиксирован - в городе Шахты, Азовском, Волгодонском и Красносулинском районах, со смертельным исходом - в городах Зверево и  Таганроге, а также Волгодонском и Миллеровском районах.

 2.2. Специальная оценка условий труда

В рамках обеспечения совершенствования трудового законодательства Российской Федерации, а также в целях преодоления негативных тенденций в сфере охраны труда, в части увеличения численности работников, занятых  на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Правительством Российской Федерации разработаны и приняты федеральные законы от 28.12.2013  № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда введена взамен процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда и формирует на территории Российской Федерации новый современный институт оценки условий труда, результаты проведения которой дают объективные и достоверные сведения о состоянии условий труда на рабочих местах.

Отмена аттестации рабочих мест по условиям труда связана с ее не эффективностью. Во-первых,  не достигалась одна из основных целей - улучшение условий труда на рабочих местах. Во-вторых, работодатели не имели особой заинтересованности ни в ее проведении, ни в последующей реализации мероприятий по совершенствованию и улучшению системы охраны труда на предприятии.

Новеллами законодательства Российской Федерации стали нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», содержащие положения о декларировании работодателем соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, что позволит существенно сократить расходы предпринимателей.

Результаты специальной оценки условий труда носят универсальный характер и могут использоваться для широкого спектра социально-трудовых отношений.

Основная задача законов - реально заинтересовать работодателя улучшать условия труда на рабочих местах и тем самым модернизировать производство, привязав отчисления по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд РФ с реальным состоянием условий труда на рабочих местах. Чем лучше условия труда работника - тем меньше отчисления. Например, при классе условий труда 4  (опасные условия труда) тариф устанавливается в размере - 8%; при классе 3 степень 4 (вредные условия труда)  - 7% и т.д. с убыванием до 0% (допустимые или оптимальные условия труда). Как видно, работодателям становится выгодно приводить условия труда для работников в соответствие с требованиями охраны труда.

Также, на основании результатов специальной оценки условий труда устанавливается объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени).

Для придания данному инструменту наибольшей гибкости в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены поправки, предусматривающие дифференциацию гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от степени вредности.

В целях плавного перехода к новому порядку оценки условий труда на рабочих местах законом установлены переходные положения, предусматривающие в частности признание результатов проведенной до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»  аттестации рабочих мест по условиям труда в течение пяти лет со дня её завершения.

Периодичность проведения специальной оценки условий труда осталась прежней - 1 раз в 5 лет.

На сегодняшний день на федеральном уровне приняты основные нормативные правовые акты для проведения процедуры специальной оценки условий труда.

Это документы о порядке подачи декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда, о порядке аттестации и выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, перечни рабочих мест в организациях отдельных видов деятельности, где специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей и др.

Кроме того введены в действие документы необходимые органам исполнительной власти, осуществляющим государственную экспертизу условий труда - такие как приказы Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» и от 09.10.2014 № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размеров платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда».

Для осуществления государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда принято постановление Правительства Ростовской области от 06.04.2015 № 244 «Об утверждении порядка определения размера платы за проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда».

Порядок проведения специальной оценки условий труда в организациях

 

В течение 2014 года минтрудом области проводилась значительная разъяснительная работа по внедрению нового механизма оценки условий труда. 

Несмотря на все сложности переходного периода от аттестации к специальной оценки условий труда, запланированные минтрудом области показатели по проведению оценки условий труда в новом формате выполнены.

За период 2014 года в Ростовской области 23 специализированными аккредитованными организациями специальная оценка условий труда проведена на 19790 рабочих местах, что составило 1,8% от общей численности рабочих мест.

По результатам ее проведения почти на 3000 рабочих мест установлены вредные условия труда.

Наибольшее количество рабочих мест на которых проведена специальная оценка условий труда в 2014 году отмечено в организациях торговли (3675), обрабатывающих производств (2557), образования (2637), здравоохранения и предоставления социальных услуг (2372). 

 Специальная оценка условий труда в организациях Ростовской области


Удельный вес рабочих мест   (в %) от общего количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда в 2014 году (по  отраслям экономики)

2.3. Организация обучения работников

Обучение работников требованиям охраны труда, безопасным приемам работы, оказанию первой помощи пострадавшему, строгому соблюдению трудовой дисциплины, технологических инструкций и инструкций по охране труда, правильному использованию средств индивидуальной защиты, - все это входит в каждодневный минимум организации охраны труда и реально снижает производственный травматизм.

Минтруд области в рамках действующего законодательства осуществляет координацию обучения по охране труда в регионе в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29.

Так, например, минтрудом области постоянно ведется Реестр организаций, оказывающих услуги в сфере обучения по охране труда, который позволяет анализировать фактическое состояние дел на данном рынке услуг, проводятся тематические семинары-совещания.

По состоянию на 01.01.2015 эти услуги на территории области оказывают 43 организации, имеющие аккредитацию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в том числе Государственное автономное учреждение  Ростовской области  «Областной учебно-консультационный   центр «Труд», учредителем которого является минтруд области. 

За последние 5 лет этими организациями обучено по охране труда 71865 работников.

 В 2014 году в сравнение с 2010 годом число обученных и прошедших проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов увеличилось на 32,8%.

Рост количества обучающих организаций, масштабная информационно-пропагандистская деятельность, усиление контрольно-надзорных мероприятий и значительное увеличение штрафных санкций за нарушение трудового законодательства привело к увеличению в регионе количества работников, прошедших обучение  в области охраны труда.

 Обучение и проверка знаний требований охраны труда
в Ростовской области за 2010 – 2014 годы

Показатель

2010 год

2011 год

2012год

2013 год

2014 год

Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, всего

12692

13237

13797

15265

16865

По сравнению с 2013 годом численность руководителей и специалистов предприятий и организаций, прошедших обучение в области охраны  труда и проверку знаний требований охраны труда в 2014 году увеличилась на 10,4%  с 15265 человек до 16865 человек.

Такие показатели роста числа обученных свидетельствует о возросшем внимании к проблемам охраны труда со стороны руководителей организаций.

По данным муниципальных образований области  в 2014 году в сравнении с 2013 годом отмечено увеличение уровня обученных  в городах: Гуково на 37,6%, Волгодонске на 63,1%, Зернограде в 2,4 раза, в Дубовском районе количество обученных увеличилось в 12  раз.

Низкий процент обученных отмечен в городах Батайске, Донецке, Новошахтинске, Боковском, Заветинском, Миллеровском, Октябрьском, Песчанокопском, Сальском, Ремонтненском районах.

Обучение по охране труда проводилось по согласованным с минтрудом области учебным планам и программам для различных категорий руководителей и специалистов с учётом специфики производства.

 2.4. Информационное обеспечение охраны труда

Информационно-разъяснительная работа по охране труда - важнейшее направление деятельности министерства труда и социального развития области.

В целях проведения информационно-разъяснительной  работы по внедрению передового опыта  в области охраны труда на предприятиях  региона  минтрудом области в  2014 году проведены следующие мероприятия:

- совещание на тему: «О ситуации по соблюдению трудового законодательства авиакомпаниями Донского региона»;

- семинар-совещание по вопросам внедрения  специальной оценки условий труда в Южном и  Северо-Кавказском федеральных округах, на котором рассмотрены вопросы внедрения и соблюдения законодательства о специальной оценке условий труда, организационные механизмы и процедуры ее проведения, а также задачи органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее внедрению, требования к организациям, осуществляющим оценку условий труда.

В данном мероприятии приняли участие представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, органов исполнительной власти по труду  субъектов Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, объединений работодателей и профсоюзов, организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (всего более 200 человек);

- семинар-совещание на тему: «Опыт и практические рекомендации по внедрению специальной оценки условий труда». Мероприятие проводилось в связи с многочисленными вопросами относительно новаций в законодательстве по охране труда, практике их применения и защиты прав работников и  работодателей в этих условиях.

Цель проведения семинара - разъяснение роли специальной оценки условий труда в новой системе охраны труда и пенсионного обеспечения, рассмотрение острых вопросов и  особенностей применения нормативных правовых актов, позволяющих проводить оценку условий труда.

В мероприятии приняли участие представители Гострудинспекции в Ростовской области,  ФСС РО, представители отраслевых и территориальных объединений работодателей, отраслевых обкомов профсоюзов, организации, оказывающие услуги в сфере охраны труда. Также в рамках семинара-совещания была организована выставка, по ознакомлению с современными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- круглый стол на тему: «Сохраним здоровье на рабочих местах» совместно с  областной межведомственной комиссией по охране труда  в целях продолжения работы по созданию благоприятных условий для системного подхода к противодействию ВИЧ/СПИДу в сфере труда.

В мероприятии приняли участие  представители Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, минздрава области, минтруда области, управления государственной службы занятости населения области, центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, члены областного межведомственного совета по вопросам борьбы с ВИЧ-инфекцией и областной межведомственной комиссии по охране труда, руководители организаций.

С целью информирования населения и обучения различных групп населения средствам и методам профилактики ВИЧ-инфекции проведена работа по внедрению на предприятиях и в учреждениях Ростовской области компьютерного информационного Модуля для обучения работающих граждан при проведении инструктажа на рабочем месте.

Подготовлен  ежегодный аналитический доклад «О состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях Ростовской области за 2013 год», который размещен на официальном сайте министерства труда и социального развития Ростовской области.

Минтрудом области разработана подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области», которая включена в государственную программу Ростовской области «Содействие занятости населения» (далее – Подпрограмма).

 Действующая Подпрограмма особое значение  уделяет усилению внимания работодателей к вопросам безопасности на производстве, улучшению информированности работников о существующих производственных рисках, способах защиты от них, повышению их сознательного отношения к собственной безопасности.

В рамках ее реализации:

- проведен областной конкурс «Лучший специалист по охране труда Ростовской области». Цель конкурса - пропаганда улучшения условий и безопасности труда,  привлечение внимания к решению социальных вопросов на производстве, широкое распространение и поощрение положительного опыта в сфере охраны труда, развитие и совершенствование системы социального партнерства. Для информационного обеспечения конкурса на официальном сайте минтруда области создан раздел «Конкурс «Лучший специалист по охране труда Ростовской области»;

- изготовлены и распространялись буклеты по вопросам охраны труда;

- на телеканале «Южный регион» с апреля по июнь отчетного периода размещалась социальная реклама по вопросам охраны труда.

В 2014 году руководители и специалисты минтруда области приняли участие в следующих мероприятиях:

- семинаре-совещании по вопросам охраны труда в г. Волгодонске с докладом «Проблемы и перспективы развития охраны труда в Ростовской области»;

- семинаре-совещании на тему: «Специальная оценка условий труда. Обеспечение здоровья работающих» в г. Ростове-на-Дону с руководителями предприятий, представителями отраслевых и территориальных объединений работодателей и профсоюзным активом Ростовской области с докладом «Проблемы и перспективы развития охраны труда в Ростовской области»;

- семинаре на тему: «Специальная оценка условий труда с января 2014 года. Обеспечение условий и охраны труда» в г. Ростове-на-Дону для  руководителей лечебно-профилактических учреждений, специалистов по охране труда и профсоюзного актива;

- научно-практическом семинаре на тему: «Инновационные решения в сфере профессионального обучения, охраны труда и промышленной безопасности  в г. Ростове-на-Дону с докладом «О приоритетных направлениях государственной политики в сфере охраны труда на предприятиях Ростовской области»;

- совещании на тему: «Полномочия в сфере управления охраной труда в городах Симферополь и Севастополь» в Республике Крым с докладом «Региональная система управления охраной труда в Ростовской области на современном этапе».

В течение 2014 года в федеральных, региональных и муниципальных средствах массовой информации осуществлялось постоянное информирование граждан о состоянии трудоохранной сферы донского региона, изменениях в отраслевом законодательстве, новых формах работы минтруда области. Эта работа велась совместно с управлением информационной политики Правительства Ростовской области.

За период 2014 года в печатных и электронных СМИ (ТВ, радио, информационные агентства) размещено более 130 материалов.

Были организованы выступления в прямом эфире на областном радио ГТРК «Дон-ТР» (Охрана труда и внедрение СОУТ в Ростовской области), интервью «Ситуация в сфере охраны труда в Ростовской области характеризуется положительной динамикой» (ИА «Интерфакс-Юг»).

Для повышения уровня информированности работодателей и работников по вопросам охраны труда на официальном сайте минтруда области созданы разделы:

«Всероссийский конкурс «Успех и безопасность»;

 «Охрана труда и государственная экспертиза условий труда» с   подразделами: 

-  подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области»;

- мероприятия по улучшению условий и охраны труда в Ростовской области;

- областная межведомственная комиссия по охране труда;

- областной конкурс «Лучший специалист по охране труда Ростовской области»;

- информационно - аналитический бюллетень (мониторинг травматизма и профессиональной заболеваемости, специальная оценка условий труда,   обучение и проверка знаний требований охраны труда);

- всемирный день охраны труда;

- доклад «О состоянии условий и охраны труда в организациях Ростовской области»;

- реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

- вопросы-ответы;

- государственная экспертиза условий труда;

- ГАУ РО «Областной учебно-консультационный центр «Труд».

Информация по вопросам охраны труда постоянно обновляется и размещается на официальном сайте минтруда области.

В соответствии с графиком по телефону «горячей линии» осуществляются телефонные консультации граждан по разъяснению требований трудового законодательства в области охраны труда.

 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД

Работа по обеспечению конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и повышению эффективности управления охраной труда, проводится в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Ростовской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными заинтересованными организациями.

Реализация государственной политики в области охраны труда на территории Ростовской области в 2014 году, благодаря совместным усилиям социальных партнеров, позволила добиться положительных результатов, которые в сравнении с 2013 годом показывают:

снижение:

- на 35% численности работников, смертельно пострадавших на производстве;

- на 19,2% общего числа несчастных случаев признанных страховыми;

- на 0,7% удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда;

- на 1,0% численности женщин занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда.

увеличение:

- на 10,4% численности руководителей и специалистов организаций, прошедших обучение по охране труда;

- на 5,0% израсходованных средств на мероприятия по охране труда работодателями;

- на 21,3% средств ФСС РО на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Тем не менее, все еще многими работодателями уделяется недостаточное внимание организации систем управления охраной труда, созданию служб охраны труда, особенно в организациях малого предпринимательства, работе комитетов (комиссий) по охране труда. Не везде организовано приобретение и использование сертифицированных средств индивидуальной защиты, проведение медосмотров, инструктажей и обучения работников по охране труда, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.

Обозначенные проблемы не могут быть решены без постоянного и эффективного взаимодействия и сотрудничества всех заинтересованных сторон.

Органы исполнительной власти Ростовской области и в дальнейшем будут содействовать работодателям в обеспечении безопасных условий и  охраны труда,  реализовывать и поддерживать все меры, направленные на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня  профессиональных рисков повреждения  здоровья  работников при взаимодействии с территориальными органами федеральных органов государственного надзора и контроля, социального страхования,  органами  местного самоуправления, объединениями работодателей и профсоюзов,  аккредитованными  организациями, оказывающими  услуги в области охраны труда.

Повышение ответственности работодателей за жизнь и здоровье работников, а также соблюдение работодателями всех требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда  являются одними из важнейших условий в системе охраны труда.

В целях реализации государственной политики в области охраны труда, которая направлена на улучшение условий труда работников, снижение уровня несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение здоровья работающего населения, приоритетными  направлениями  деятельности минтруда области,  иных органов исполнительной власти Ростовской области,  территориальных  органов  федерального государственного надзора и контроля, социального страхования,  органов  местного самоуправления,  объединений  работодателей и профсоюзов,  аккредитованных  организаций, оказывающих  услуги в сфере  охраны труда на 2015 год  являются:

- обеспечение реализации запланированных на 2015 год мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Улучшение условий и  охраны труда в Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Содействие занятости населения», а также Мероприятиями по улучшению условий и охраны труда в Ростовской области на 2011 - 2015 годы;

- содействие реализации трехстороннего соглашения между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2014 - 2016 годы;

- совершенствование функционирования системы обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также повышение эффективности и качества образовательного процесса;

- содействие увеличению масштабов и повышению качества проведения специальной оценки условий труда и реализации работодателями мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах;

- усиление контроля органов исполнительной власти за состоянием охраны труда в подведомственных учреждениях и курируемых организациях;

- укрепление взаимодействия и сотрудничества в сфере охраны труда на принципах социального партнерства, в том числе через развитие коллективно-договорного регулирования сферы охраны труда;

- обеспечение качественного проведения государственной экспертизы условий труда на территории региона;

- обеспечение информирования,  консультирования и оказания правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганды  и популяризации охраны труда;

- повышение выявления профессиональных заболеваний на ранних стадиях при медицинских осмотрах работников, занятых в неблагоприятных условиях труда;

- обеспечение качества сервисных услуг, оказываемых работодателям аккредитованными организациями, специализирующимися на проведении специальной оценки условий труда, обучении работодателей и работников вопросам охраны труда, осуществлении функций службы охраны труда;

 - формирование и развитие системы сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории области;

- обеспечение разработки новых нормативных правовых актов по охране труда, методических рекомендаций, информационных бюллетеней, памяток, буклетов и др.

 

Скачать в формате .doc

 

Смотри также:

Охрана труда в Ростовской области

Размещен:Размещено:
30.06.2015 18:35:01|
Изменено:
12.10.2016 11:49:29|
Количество просмотров:
457

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации