Новый сайт

Управление имуществом

Об эффективности использования земель на территории Ростовской области

(по состоянию на 20.09.2014)

 

Информация к заседанию Правительства Ростовской области 24.09.2014

 

Целью рассмотрения данного вопроса является необходимость повышения эффективности использования земель, обеспечения своевременного освоения и использования земельных участков, переведенных из одной категории в другую, вовлечения в оборот неиспользуемых земельных участков и невостребованных земельных долей, улучшения организации взаимодействия и повышения роли уполномоченных органов по осуществлению  муниципального земельного контроля, сохранения и повышения плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.

Земля представляет собой уникальный природный ресурс, являющийся одновременно основным средством производства, приносящим доход. Основной задачей органов власти является обеспечение эффективного и рационального использования земельных ресурсов.

Земельный фонд Ростовской области на 1 января 2014 года составил 10 млн. 96,7 тыс. га.

Основными проблемами при рассмотрении вопросов использования земель являются: использование земель по целевому назначению, а также вовлечение в оборот земельных участков.

В соответствии с действующим законодательством вопросы использования земель по целевому назначению возложены на органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль, и Управление Росреестра по Ростовской области, Управление Россельхознадзора по  Ростовской и Волгоградской областям и Республики Калмыкия, осуществляющие государственный земельный надзор.

Существует проблема низкой результативности при осуществлении муниципального земельного контроля. По данным Управления Росреестра по Ростовской области за семь месяцев 2014  года не направлено на рассмотрение ни одного протокола по следующим муниципальным образованиям: Боковский,  Багаевский, Дубовский, Тацинский, Обливский, Орловский, Октябрьский, Кагальницкий, Кашарский, Советский, Морозовский, Мартыновский, Неклиновский районы, город Таганрог.

 

Таким образом, существует необходимость усиления работы по муниципальному земельному контролю.

Управлением Росреестра по Ростовской области подготовлены Методические рекомендации по проведению муниципального земельного контроля и Методические рекомендации оценки деятельности муниципальных инспекторов.

Кроме того, произошли изменения действующего законодательства, предусматривающие переход полномочий от сельских поселений к муниципальным районам.

Не менее важной задачей для органов местного самоуправления является обеспечение контроля за освоением и использованием по целевому назначению земельных участков, переведенных из одной категории в другую.

За период с 2005 года по настоящее время (20.09.2014) переведено из одной категории в другую 376 земельных участков общей площадью 5686 га.

Из общего количества переведенных земельных участков 32 земельных участка общей площадью 328 га не используются по целевому назначению, из них больше всего таких земельных участков:

         в Азовском районе – 8 земельных участков площадью 81 га,

         в Аксайском районе – 11 земельных участков площадью 140 га, из которых 8 земельных участков площадью 96 га включены в черту населенных пунктов Аксайского района в соответствии с утвержденными генеральными планами поселений,

         в Тацинском  районе – 1 земельный участок площадью 43 га,

         в Пролетарском районе – 1 земельный участок площадью 12 га.

Вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков является дополнительным источником дохода. Вместе с тем такие муниципальные образования области, как городские округа: Ростов-на-Дону, Зверево, Гуково, муниципальные районы: Багаевский, Боковский, Верхнедонской, Веселовский, Заветинский, Обливский, Песчанокопский, Советский, Тарасовский, Чертковский в первом полугодии 2014 года поработали недостаточно активно. Не проводились торги по предоставлению земельных участков в аренду или собственность в Цимлянском районе, в Обливском и Советском районах земельные участки предоставлялись в незначительном количестве, но из-за ненаступивших сроков оплаты местные бюджеты не получили дополнительного дохода. Невысокие дополнительные доходы от сдачи в аренду земельных участков получены в городе Ростове-на-Дону – 4,4 млн.рублей, в Боковском, Тарасовском, Чертковском районах – в среднем около 35 тыс. рублей.

Состояние земель сельскохозяйственного назначения оказывает существенное влияние на эффективность их использования.

Анализ производства растениеводческой продукции за последние десятилетия показывает, что земледелие в Ростовской области развивается по интенсивному пути. Если в период с 1999 по 2003 год среднегодовое производство зерна составляло 4,6 млн. тонн, то с 2004 по 2013 годы – 6-9 млн. тонн. Увеличение валовых сборов зерновых культур связано не только с ростом посевных площадей (на 15%), но и повышением урожайности с 19,4 до 25-30 ц/га.

На увеличение производства продукции основное влияние оказывают такие факторы, как внедрение новых технологий обработки почвы, районирование высокоурожайных сортов, внесение минеральных удобрений. Однако повышение урожайности во многом достигается за счет естественного плодородия почв, показателем которого является содержание гумуса.

Как показывают результаты исследований, за последние 30 лет отмечается снижение содержания гумуса в почвах с 3,45 до 3,09%. Основные причины снижения в следующем: недостаточное внесение органических удобрений; нарушение и несоблюдение  научно-  обоснованных севооборотов и способов обработки почвы; эрозионные процессы, которым в нашей области подвержено более 48% сельхозугодий.

В рамках государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» предусмотрены мероприятия по внесению минеральных удобрений, защите почв от водной и ветровой эрозии, уменьшению степени солонцеватости почв, путем проведения гипсования солонцов и проведения мелиоративной вспашки.

Важное значение для улучшения состояния сельхозугодий имеет восстановление существующих и создание новых полезащитных лесных полос.

Площадь лесополос на территории области составляет 125,8 тыс. га. Основной проблемой является неопределенность их правового статуса.

В результате такого положения: отсутствует охрана лесополос от незаконных рубок и пожаров; мероприятия по уходу за ними не проводятся, вследствие чего лесополосы не выполняют своих функций; отсутствуют условия для реконструкции лесополос, что особенно актуально, учитывая истекающий эксплуатационный возраст пород лесонасаждений.

Решение проблемы возможно путем стимулирования землепользователей к восстановлению существующих и созданию новых лесных полос.

В 2014 году предусмотрено субсидирование затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на эти цели из областного бюджета в сумме 1,5 млн рублей. Вопрос выделения средств из федерального бюджета пока не решен (по состоянию на 20.09.2014).

При использовании земель сельскохозяйственного назначения как недвижимого имущества важное значение имеет надлежащее оформление прав на землю. Отсутствие зарегистрированных прав приводит к земельным спорам, использованию земель без правоустанавливающих документов, сокрытию доходов, непоступлению налогов в местные бюджеты.

Органами местного самоуправления области проводится работа по признанию права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, а также по надлежащему оформлению прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в долевой собственности.

Органами местного самоуправления выявлено 186,3 тыс. га невостребованных земельных долей, из них на 158,4 тыс. га признано право муниципальной собственности.

Наибольшие площади земель сельскохозяйственного назначения, приходящихся на невостребованные земельные доли, на которые не признано право муниципальной собственности, находятся: в Каменском районе (4,9 тыс. га), в Верхнедонском районе (4,5 тыс. га), в Советском районе (3,1 тыс. га), в Заветинском районе (3,1 тыс. га).

Наибольшие площади муниципальных земель сельскохозяйственного назначения, которыми органы местного самоуправления не распорядились, находятся: в Верхнедонском районе (4,1 тыс. га), в Каменском районе (3,4 тыс. га), в Советском районе (1,02 тыс. га).

Поселениями проводится также работа по надлежащему оформлению прав участников долевой собственности на землю. В результате зарегистрировано право собственности граждан на 175,5 тыс. га. Еще необходимо зарегистрировать надлежащим образом права участников долевой собственности на 24 тыс. га.

Значительные площади земель, права собственников на которые не оформлены надлежащим образом, имеются в следующих районах: Мясниковском – 7,8 тыс. га; Белокалитвинском – 7,2 тыс. га; Родионово-Несветайском – 4,7 тыс. га.

Таким образом, в целях обеспечения эффективности использования земель на территории Ростовской области необходимо: улучшение организации взаимодействия и повышения роли уполномоченных органов по осуществлению  муниципального земельного контроля, обеспечение своевременного освоения и использования земельных участков, переведенных из одной категории в другую, вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков и невостребованных земельных долей, надлежащее оформление прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности, сохранение и повышение плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.

Пояснительная записка и проект перечня поручений.rar

 

Размещен:Размещено:
23.09.2014 17:00:56|
Изменено:
23.09.2014 17:03:06|
Количество просмотров:
104

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика