II. Сведения о результатах реализации
Областной долгосрочной целевой программы «Развитие
образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» за 2011 год
Областная долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» (далее – Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и сгруппированных в двух подпрограммах: «Развитие общего образования» и «Развитие профессионального образования».
Подраздел 2.1. Подпрограмма «Развитие общего образования»
Выполнение мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Развитие общего образования», позволило по итогам 2011 года достичь следующих результатов.
Развитие информационно-технологической инфраструктуры образовательного комплекса области, повышение уровня оснащенности школ компьютерным оборудованием позволило уменьшить нагрузку обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 1 компьютер до 10 человек, что соответствует планируемому показателю.
В области обеспечивается системная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников для массового использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. За 2011 год около 4 тыс. педагогических работников школ области прошли повышение квалификации и переподготовку в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, ведется работа по формированию механизмов стимулирования и дополнительной мотивации учителей на создание и применение электронных образовательных ресурсов. Это способствует активному использованию современных образовательных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителей – 82 процента, что превышает плановый показатель (72 процента).
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся для реализации индивидуального обучения, достигла планового значения показателя – 3 процентов.
Обеспечение учащихся 8 – 9-х классов профориентационными программами или программами предпрофильной подготовки доведено до планового показателя в 94 процента. При этом доля учащихся 10 – 11-х классов, обучающихся по программам профильного обучения, достигла 33 процентов.
С 1 сентября 2011 г. федеральный государственный образовательный стандарт на 1-й ступени обучения введен в 100 процентах общеобразовательных учреждений области. Для обеспечения его внедрения в рамках проекта модернизации общего образования области закуплено оборудование для начальных классов 160 базовых школ, организовано повышение квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений по тематике федеральных государственных образовательных стандартов.
В области, на базе областной санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону, функционирует структурное подразделение – Центр дистанционного обучения детей-инвалидов. На сегодняшний день 409 детей-инвалидов получают полноценное общее образование в дистанционной форме с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет. Создано 360 рабочих мест учителей, обучено 329 педагогов и 355 родителей. Это позволило увеличить долю детей с ограниченными возможностями здоровья, которым обеспечены условия для получения общего образования в адекватной форме, до 98 процентов.
В результате совместной работы министерства общего и профессионального образования Ростовской области и органов местного самоуправления за 2011 год введено 5 190 дополнительных дошкольных мест путем строительства, возврата в сеть ранее перепрофилированных дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ), передачи ведомственных ДОУ, введения в эксплуатацию после капремонта и консервации, а также открытия дополнительных дошкольных мест на базе свободных площадей школ и учреждений дополнительного образования детей. В области в 2011 году функционировало 1400 образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования; численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, – около 140 тысяч человек удовлетворенность потребности населения в услугах дошкольного образования в среднем по области – 78,5 процентов, что превысило плановый показатель (78,1 процента).
Проблема общедоступности дошкольного образования также решалась путем развития вариативных форм предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста (внедрение групп кратковременного пребывания, использование свободных площадей школ, учреждений дополнительного образования и др.). Это позволило увеличить долю детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах, до 89,6 процентов.
В 2011 году в области государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, проводилась в формах ЕГЭ и государственного выпускного экзамена. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводился по 13 общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и математике – в обязательном порядке.
В 2011 году в период проведения государственной (итоговой) аттестации функционировало более 930 пунктов проведения экзаменов, в том числе 126 – в форме ЕГЭ. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в общей численности выпускников, участвовавших в ЕГЭ по данным предметам, достигла 99,1 процента (план – 99,5 процентов).
В области происходит поэтапный переход на предоставление услуг в электронном виде. Учреждения общего образования области, наряду с традиционной системой оценивания успеваемости обучающихся, используют электронные системы. Это позволило достичь планового показателя (5 процентов) доли семей, имеющих возможность оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, в общей численности семей, имеющих детей дошкольного возраста.
Доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений составила 15 процентов.
Охват школьников сбалансированным горячим питанием превысил плановый показатель (76 процентов) и доведен до 80 процентов.
92 процента образовательных учреждений области реализовало программы и технологии здоровьесбережения.
Превышены плановые значения (41,2 процента) показателя охвата детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, – 44,5 процента.
Охват детей услугами дополнительного образования по области составил 65,7 процентов от общего числа школьников. В области функционировала разветвленная региональная сеть учреждений дополнительного образования детей: 354 учреждения (в том числе в системе образования – 212) с общим охватом более 277,5 тысяч человек по 70 направлениям детского творчества и 53 видам спорта.
Сформирован и ежегодно обновляется региональный банк данных одаренных детей, функционируют центры по работе с одаренными детьми на базе ведущих вузов области, очно-заочная школа интеллектуально одаренных детей, проводится работа в профильном лагере для одаренных детей. В 2011 году 2860 обучающихся приняли участие в олимпиадах регионального и всероссийского уровня (плановый показатель – 2700 человек), из них 550 стали победителями и призерами, 64 человека были вызваны на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников, 15 из них стали победителями и призерами, в том числе 1 – по двум предметам.
Существенную поддержку получили одаренные учащиеся: 25 одаренных учащихся получили премии Губернатора Ростовской области – по 10 тыс. рублей из областного бюджета.
С целью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательных учреждениях области реализуются 624 дополнительных образовательных программы профилактической направленности с общим охватом более 75,2 процента обучающихся (плановый показатель – 75 процентов). 95 процентов обучающихся и воспитанников охвачены мероприятиями профилактической направленности, что превысило плановое значение показателя – 90 процентов.
Снижена доля необучающихся детей в возрасте от 7 до 18 лет, подлежащих обучению, до 0,12 процента (плановое значение – 0,13 процента).
Благодаря широкой информационной и методической работе министерства общего и профессионального образования Ростовской области доля общеобразовательных учреждений, имеющих органы государственно-общественного управления, превысила плановое значение показателя (92,6 процента) и составила 97,6 процентов.
Несмотря на принимаемые министерством общего и профессионального образования Ростовской области меры по повышению заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в рамках проекта модернизации общего образования среднемесячная начисленная заработная плата учителей общеобразовательных учреждений в среднем по области составила 14 236,82 рублей, что ниже планового показателя (15 026,84 рублей).
С 1 июня 2011 г. должностные оклады работников бюджетной сферы Ростовской области увеличены на 7,9 процента, с 1 сентября 2011 г. – должностные оклады учителей на 6,5 процента, а также установлена надбавка учителям за результативность и качество работы по организации образовательного процесса, которая выплачивается только лучшим учителям, достигшим наилучших результатов работы.
Тем не менее, в IV квартале 2011 г. размер среднемесячной начисленной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в среднем по области составил 17 057,3 рубля.
В 2011 году существенно усилилась материальная поддержка лучших представителей педагогического корпуса области: с 30 до 280 тысяч рублей увеличился размер премии победителю конкурса «Учитель года Дона», с 20 до 100 тыс. рублей – лауреатам, а также введены 3 новых премии по 75 тыс. рублей победителям номинаций этого конкурса.
Кроме того, введены новые премии: 100 тыс. рублей – премия учителю, подготовившему победителя международных олимпиад; 5 премий по 50 тыс. рублей – подготовившим победителей всероссийской олимпиады школьников.
С учетом потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг в педагогических колледжах дополнительно открыты новые специальности по направлениям: «Социальная работа», «Информатика и вычислительная техника», «Сфера обслуживания», что позволяет повысить уровень трудоустройства выпускников в образовательные учреждения, учреждения социальной сферы области.
В целях обеспечения непрерывности профессионального образования в настоящее время разработаны и реализуются сокращенные профессиональные образовательные программы для получения выпускниками педагогических колледжей высшего профессионального образования по специальностям «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование», что позволит обеспечить образовательный комплекс области востребованными кадрами с высшим профессиональным образованием.
Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом предложений министерства общего и профессионального образования Ростовской области разработан и утвержден План действий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников, руководителей образовательных учреждений и модернизации педагогического образования.
Проведение производственной практики и стажировок в общеобразовательных учреждениях области с последующим трудоустройством, создание регионального центра содействия трудоустройству выпускников на базе Донского педагогического колледжа, предоставление возможности освоения широкого спектра дополнительных образовательных программ позволило выполнить региональный целевой заказ на подготовку кадров со средним профессиональным педагогическим образованием в полном объеме (100 процентов).
Фактическое трудоустройство по полученной специальности специалистов со средним педагогическим образованием в 2011 году составило 60 процентов, достигнув планового показателя. Показатель индикатора «Доля учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет», составляющий 9,0 процентов, перевыполнен (план – 8,1 процента).
Доля педагогических работников системы общего образования, повысивших квалификацию или прошедших переподготовку, от их общего числа превысила плановое значение (20,0 процентов) и составила 21,1 процента.
В 2011 году министерством общего и профессионального образования Ростовской области было осуществлено внедрение и апробация новых моделей аттестации педагогических работников образовательных учреждений области. В результате проделанной работы:
доля педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений области, прошедших процедуру аттестации в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), от их общего числа составила 4,9 процента (план – 3,0 процента);
доля педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений области, прошедших процедуру аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, от их общего числа составила 4,1 процента (план – 4,0 процента).
В 2011 году в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на развитие дошкольного образования министерством общего и профессионального образования Ростовской области привлечены значительные средства федерального бюджета.
На базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» проведена работа по созданию стажировочной площадки и базовых площадок на базе 33 дошкольных и 26 общеобразовательных учреждений области по проблемам «Инновационные механизмы обеспечения доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательных системах» и «Достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» средствами активизации инновационного потенциала регионального образования». Доля образовательных систем области и муниципалитетов, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе стажировочных площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, достигла планового значения – 7 процентов.
Активизация работы по пропаганде семейных форм воспитания детей, меры социальной поддержки замещающих семей позволили перевыполнить следующий показатель: доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, – до 82 процентов (план – 76 процентов). По итогам 2011 года было передано в семьи 1595 детей (из общего количества выявленных – 1945), из них: 1163 – под опеку; 151 – в приемные семьи; 281 – усыновлено (удочерено).
В сводный список включены 100 процентов детей-сирот и граждан из их числа от 14 до 23 лет, нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств областного бюджета.
Для всех подведомственных министерству общего и профессионального образования Ростовской области бюджетных и автономных государственных учреждений сформированы государственные задания (100 процентов исполнение показателя). Ежеквартально проводился мониторинг объема предоставляемых учреждением государственных услуг; контингента обслуженных учреждением потребителей; качества предоставленных государственным учреждением государственных услуг. По некоторым типам учреждений государственной поддержки детства число обучающихся, воспитанников оказалось меньше планируемого в связи с заявительным характером зачисления, переходом на интегрированное обучение в общеобразовательных школах, решением ребенка продолжить обучение в учреждении профессионального образования, уменьшением числа выпускников 9 и 11-х классов.
В соответствии с вводом с 1 сентября 2011 г. новых СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2011 № 189, увеличилось число классов-комплектов, что привело к снижению по сравнению с прошлым учебным годом средней наполняемости классов. Вместе с тем, в результате принятых мер по оптимизации сети данный показатель превышает целевое значение: по городской местности – 25,1 (плановое значение – 25,0), по сельской – 14,3 (плановое значение – 14,0).
В целях создания и обеспечения безопасных условий образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений выполнены:
капитальный ремонт 17 детских садов и 31 общеобразовательного учреждения;
строительство детских садов в г. Батайске на 280 мест и г. Сальске на 140 мест, средней общеобразовательной школы на 22 класса в г. Зернограде;
газификация 3 детских садов и 6 общеобразовательных учреждений;
разработка проектно-сметной документации для 9 муниципальных образовательных учреждений;
начато строительство 7 детских садов суммарной вместимостью 1300 мест, а также реконструкция школы в с. Пешково Азовского района.
В результате доля общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем количестве общеобразовательных учреждений достигла значения 1,4 процента (план – 2 процента).
Частично выполнен комплекс работ по капитальному ремонту с элементами реставрации здания министерства общего и профессионального образования Ростовской области, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, 31. За отчетный период было выполнено 90 процентов работ по фасаду здания, в полном объеме выполнены работы по усилению грунтов фундаментов здания, отремонтировано 6 кабинетов, помещение склада бланочной продукции, серверная, рабочими местами были обеспечены 20 специалистов министерства. В здании котельной министерства общего и профессионального образования Ростовской области работы завершены, деньги освоены в полном объеме.
Проведен комплекс мероприятий, направленных на поддержание и улучшение системы обеспечения пожарной безопасности. В настоящее время все учреждения общего, дополнительного образования и господдержки детства оснащены автоматической пожарной сигнализацией и 53,7 процента из них оборудованы выводом радиосигнала о срабатывании пожарной сигнализации, что превысило плановый показатель – 24,7 процента.
Для поддержания и улучшения антитеррористической защищенности образовательных учреждений была проведена работа по оснащению учреждений общего, дополнительного образования, господдержки детства кнопками тревожной сигнализации. В результате показатель оснащенности кнопками тревожной сигнализации достиг планового значения – 70 процентов.
Подраздел 2.2. Подпрограмма «Развитие профессионального образования»
Выполнение мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Развитие профессионального образования», позволило по итогам 2011 года достичь следующих результатов.
Поэтапно проводился процесс оптимизации объемов и структуры подготовки рабочих кадров и специалистов, востребованных на региональном рынке труда, в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования (далее – ГОУ НПО) и среднего профессионального образования (далее – ГОУ СПО). Оптимизация проводилась с учетом текущей социально-экономической ситуации региона и перспектив его развития в рамках формирования регионального заказа на подготовку рабочих кадров в ГОУ НПО и утверждения контрольных цифр приема в ГОУ НПО и ГОУ СПО. Прекращен прием по профессиям и специальностям: бухгалтер, секретарь-референт, оператор ЭВМ, правоведение. Открыт прием на обучение по новым профессиям и специальностям мастер обработки цифровой информации, машинист дорожных строительных машин, электромонтажник электрических сетей и оборудования, автомеханик, мастер сухого строительства, организация сурдокоммуникаций и др.
Региональный заказ выполнен с отклонением от планового значения (план – 100 процентов, факт – 98,4 процента) по причине сокращения количества выпускников 9 и 11-х классов вследствие неблагоприятной демографической ситуации, а также сокращения числа учреждений НПО ввиду их реорганизации. При этом он вырос относительно 2010 года на 1,4 процента.
Показатели по доле выпускников ГОУ НПО и ГОУ СПО, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год, достигнуты.
В рамках реализации Областного закона от 29.09.2009 № 290-ЗС «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов» возросло число долгосрочных договоров о социальном партнерстве между учреждениями начального и среднего профессионального образования и предприятиями – заказчиками кадров. В 2011 году их действовало более 1800 (в 2010 году – около 1200). В соответствии с этими договорами предприятия участвовали в разработке новых образовательных программ, в модернизации учебно-материальной базы, в оценке качества подготовки выпускников. ГОУ НПО и ГОУ СПО с 1 сентября 2011 г. ведут подготовку рабочих кадров и специалистов по новым профессиональным образовательным программам и моделям обучения, разработанным на основе федеральных государственных образовательных стандартов. При этом в целях обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов, соответствующих требованиям инновационной экономики области, новые образовательные программы согласованы с работодателями.
Существенно выросло число договоров об организации производственного обучения и производственной практики, в том числе на базе предприятий- работодателей. В 2011 году их было заключено 8400 (в 2010 году – 4500).
В целях расширения взаимодействия учреждений профессионального образования и предприятий-работодателей по инициативе министерства общего и профессионального образования Ростовской области Областным законом от 18.11.2011 № 730-ЗС внесены изменения в Областной закон от 29.09.2009 № 290-ЗС «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов». Эти изменения направлены на расширение целей и направлений взаимодействия областных ГОУ НПО и ГОУ СПО и работодателей; поднятие престижа рабочих профессий и технических специальностей, востребованных на региональном рынке труда; обеспечение мер социальной поддержки обучающихся и молодых специалистов из числа выпускников учреждений профессионального образования.
Все ГОУ НПО и ГОУ СПО оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации (плановый показатель – 100 процентов) и 85 процентов из них оборудованы выводом радиосигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации (план – 80 процентов). 90 процентов ГОУ НПО и ГОУ СПО оснащены кнопками тревожной сигнализации (план – 70 процентов).
Продолжалась реструктуризация сети образовательных учреждений профессионального образования. В 2011 году осуществлена реорганизация 3 ГОУ НПО путем их укрупнения. Создано одно государственное автономное образовательное учреждение на базе существующего государственного образовательного учреждения начального профессионального образования. Плановые показатели реструктуризации выполнены в полном объеме.
Попечительские советы созданы в 100 процентах ГОУ НПО и ГОУ СПО, на базе которых функционируют Региональные отраслевые ресурсные центры подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, и в 80 процентах остальных ГОУ НПО и ГОУ СПО.
Недостижение планового значения показателей по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате преподавателей ГОУ НПО и ГОУ СПО (п. 2.3.12 и п. 2.3.13 таблицы) обусловлено сокращением численности контингента обучающихся, снижением объема педагогической нагрузки.
Показатели характеризующие количество обучающихся в ГОУ НПО и ГОУ СПО, приходящихся на одного преподавателя и мастера производственного обучения (п. 2.3.14 и п. 2.3.15 таблицы), выполнены.
В учреждениях профессионального образования области прошли краткосрочную подготовку, переподготовку, повышение квалификации на основании договоров с предприятиями, службами занятости и гражданами 26 010 человек, в том числе в ГОУ НПО – 16 000 человек, в ГОУ СПО – 6 240 человек; в государственных образовательных учреждених высшего профессионального образования (далее – ГОУ ВПО) – 3 770 человек. Показатель выполнен с учетом реструктуризации сети учреждений профессионального образования. В 2011 году минобразованием области изучен опыт работы по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров и оценке качества профессионального образования следующих субъектов РФ: Астраханской, Саратовской и Самарской областей, Республики Марий Эл. Элементы изученного опыта применяются в практике работы учреждений профессионального образования области.
Доля ГОУ НПО и ГОУ СПО, учебно-материальная база которых соответствует современным требованиям к подготовке рабочих и специалистов, составила 80 процентов, что соответствует плановому значению.
Предоставление предусмотренных законодательством мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во всех ГОУ НПО и ГОУ СПО осуществлялось в полном объеме.
Во всех ГОУ НПО и ГОУ СПО разработаны и реализовались воспитательные системы, направленные на всестороннее развитие личности выпускника. Плановые показатели выполнены в полном объеме.
Проведены все запланированные областные олимпиады профессионального мастерства среди учащихся ГОУ НПО и студентов ГОУ СПО. Выросло число участников всероссийских олимпиад профессионального мастерства, фестивалей, конкурсов самодеятельного творчества и составило 250 человек, что превысило плановые показатели (220 человек). Охват обучающихся в ГОУ НПО и ГОУ СПО внеурочной деятельностью – 80 процентов, что соответствует плановому значению.
В целях оказания государственной поддержки и стимулирования талантливой молодежи в соответствии с распоряжениями Администрации Ростовской области от 08.04.2011 № 107 и от 14.09.2011 № 332 «О назначении именных стипендий Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области аспирантам, адъюнктам, студентам и курсантам государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования» 150 студентам, 39 аспирантам учреждений высшего профессионального образования и 30 студентам учреждений среднего профессионального образования выплачены именные стипендии. Показатель по выплате стипендий аспирантам вузов не выполнен в полном объеме (плановый показатель – 40 человек) в связи с непредставлением кандидатуры от образовательных учреждений, подведомственных Главному управлению МЧС России по Ростовской области.
В соответствии с распоряжением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 № 114 «О присуждении премий молодым ученым федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», занимающимся научной и инновационной деятельностью» 100 молодым ученым ФГАОУ ВПО ЮФУ выплачены премии. Показатель выполнен в полном объеме.
III. Данные о целевом использовании и объемах привлеченных
средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников
Уточненный план ассигнований по Программе в 2011 году составил 18 713 109,8 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета – 1 161 556,9 тыс. рублей;
средства областного бюджета – 17 309 502,9 тыс. рублей;
внебюджетные средства – 242 050,0 тыс. рублей, из них 50,0 тыс. рублей – средства работодателей.
Распределение плановых ассигнований Программы на 2011 год по исполнителям следующее:
министерство общего и профессионального образования Ростовской области – 18 470 397,8 тыс. рублей (средства федерального и областного бюджетов);
департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области – 662,0 тыс. рублей (средства федерального бюджета);
государственные учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные минобразованию области, – 242 000,0 тыс. рублей (средства от приносящей доход деятельности);
работодатели – 50,0 тыс. рублей (средства работодателей).
Распределение плановых ассигнований Программы на 2011 год по подпрограммам следующее:
на I подпрограмму «Развитие общего образования» – 15 861 226,6 тыс. рублей, из них:
средства федерального бюджета – 1 161 556,9 тыс. рублей;
средства областного бюджета – 14 699 669,7 тыс. рублей;
на II подпрограмму «Развитие профессионального образования» – 2 851 883,2 тыс. рублей, из них:
средства областного бюджета – 2 609 833,2 тыс. рублей;
внебюджетные средства – 242 050,0 тыс. рублей, из них 50,0 тыс. рублей – средства работодателей.
Общий объем кассовых расходов на реализацию Программы в 2011 году составил 18 421 103,5 тыс. рублей, или 98,4 процентов от уточненного плана ассигнований, в том числе:
средства федерального бюджета – 983 100,8 тыс. рублей (84,6 процента);
средства областного бюджета – 17 185 189,4 тыс. рублей (99,2 процента);
внебюджетные средства – 252 813,3 тыс. рублей (104,4 процента), из них 50,0 тыс. рублей – средства работодателей.
Объем кассовых расходов и показатели исполнения по Программе за 2011 год по исполнителям составили соответственно:
министерство общего и профессионального образования Ростовской области – 18 167 781,0 тыс. рублей (средства федерального и областного бюджетов), то есть 98,4 процента;
департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области – 509,2 тыс. рублей (средства федерального бюджета), то есть 76,9 процента;
государственные учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные минобразованию области, – 252 763,3 тыс. рублей (средства от приносящей доход деятельности), то есть 104,4 процента;
работодатели – 50,0 тыс. рублей (средства работодателей), то есть 100,0 процентов.
Распределение кассовых расходов в рамках реализации Программы в 2011 году по подпрограммам следующее:
I подпрограмма «Развитие общего образования» – 15 595 603,9 тыс. рублей, из них:
средства федерального бюджета – 983 100,8 тыс. рублей;
средства областного бюджета – 14 612 503,1 тыс. рублей;
II подпрограмма «Развитие профессионального образования» – 2 825 499,6 тыс. рублей, из них:
средства областного бюджета – 2 572 686,3 тыс. рублей;
внебюджетные средства – 252 813,3 тыс. рублей, из них 50,0 тыс. рублей – средства работодателей.
Все средства использованы по целевому назначению.
IV. Сведения о соответствии результатов фактическим
затратам на реализацию Областной долгосрочной целевой программы
«Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы»
Результаты реализации Программы отслеживаются через систему целевых индикаторов и их показателей, установленных в разделе II Программы.
Всего Программой в 2011 году предусмотрено 114 индикаторов. По итогам 2011 года выполнено и перевыполнено 87 показателей этих индикаторов (76,3 процента).
Не достигнуты плановые значения 27 показателей, из них по подпрограмме «Развитие общего образования» – 13, по подпрограмме «Развитие профессионального образования» – 14.
17 невыполненных показателей (пункты 1.7.2 – 1.7.7, 1.7.9 – 1.7.13, 2.3.2 – 2.3.7 таблицы) относятся к контингенту подведомственных областных государственных образовательных учреждений, которые оказались меньше запланированного по объективным причинам. Незначительное отклонение по контингенту школ-интернатов связано с переводом детей в течение года в другие учреждения по желанию родителей. Недостижение показателя контингента детских домов связано с передачей детей в семьи граждан.
Невыполнение показателей 2.3.2 – 2.3.7 обусловлено переходом учреждений из НПО в СПО (изменение типа и видов учреждений), сокращением ряда учреждений, уменьшением приема в связи с демографической ситуацией, выбором более престижных учреждений (поступление в вузы).
В связи с демографической ситуацией в Ростовской области (количество выпускников оказалось меньше запланированного) не достигнуто плановое значение показателя 1.2.1. таблицы.
Недостижение показателя 1.5.8. таблицы связано с тем, что надбавка за результативность и качество работы по организации образовательного процесса выплачивалась только лучшим учителям, достигшим наилучших результатов работы.
Тем не менее, в IV квартале 2011 г. размер среднемесячной начисленной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в среднем по области составил 17 057,3 рубля.
Вследствие произошедшей реструктуризации учреждений начального и среднего профессионального образования, сокращения их числа не достигнуты показатели 2.1.4. и 2.4.2 таблицы.
В связи с отсутствием достаточной нормативной правовой базы на федеральном уровне по проведению сертификационных процедур не выполнены показатели 2.8.1. и 2.8.2 таблицы. Сертификационные процедуры перенесены на 2012 – 2013 годы.
Недостижение показателей 2.3.12. и 2.3.13. таблицы связано с сокращением численности контингента обучающихся и снижением объема педагогической нагрузки; показателя 2.5.2. таблицы – с реорганизацией учреждений начального профессионального образования и с демографической ситуацией.
В связи с непредставлением кандидатуры от образовательных учреждений, подведомственных Главному управлению МЧС России по Ростовской области, в неполном объеме выполнен показатель 2.7.4 таблицы.
V. Сведения о соответствии фактических показателей реализации
Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования
в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» показателям,
установленным докладами о результативности
Докладом о результатах и основных направлениях деятельности (далее – ДРОНД) на 2012 – 2014 годы министерства общего и профессионального образования Ростовской области предусмотрено 44 показателя для оценки достижения стратегических целей и тактических задач. Из них не предусмотрены перечнем целевых индикаторов и показателей Программы следующие семь:
охват детей в возрасте от 7 до 18 лет общеобразовательными программами (по учреждениям общего образования);
доля учителей, применяющих ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет в учебном процессе;
охват воспитанников учреждений господдержки детства мерами социальной поддержки;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников ГОУ СПО (мастеров производственного обучения);
количество государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта;
доля государственных (муниципальных) образовательных учреждений, переведенных на нормативное подушевое финансирование;
доля государственных (муниципальных) образовательных учреждений, переведенных на отраслевую систему оплаты труда.
Фактические значения всех 36 показателей, предусмотренных и ДРОНД, и Программой, достигнутые по итогам 2011 года, полностью соответствуют друг другу.
VI. Информация о ходе и полноте выполнения программных мероприятий
Областная долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» включает в себя мероприятия по реализации всех основополагающих федеральных, окружных и областных документов, направленных на развитие сферы образования: концепций социально-экономического развития страны, Южного федерального округа и области, посланий Президента России Федеральному Собранию, приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплексной модернизации общего образования и других.
Из 182 мероприятий Программы, запланированных на 2011 год, 169 (92,9 процента) выполнены в полном объеме; 2 мероприятия не выполнены, 11 выполнены частично.
Не выполнено мероприятие по направлению 1.5. «Развитие педагогического потенциала» подпункта 1.5.6. «Реструктуризация сети педагогических колледжей на территории Ростовской области и реализуемых направлений подготовки в соответствии с региональными потребностями в подготовке педагогических кадров». Данное мероприятие не выполнено в связи с передачей федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в ведение Ростовской области и внесением изменений в Федеральный закон «Об образовании». В настоящее время разрабатывается программа реструктуризации сети НПО и СПО.
Не выполнено мероприятие по направлению 1.8. «Обеспечение безопасных условий образовательной деятельности» подпункта 1.8.21 «Осуществление софинансирования расходов на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений» в связи с несоответствием направления расходования средств бюджетной классификации. Средства Фонда софинансирования расходов областного бюджета в объеме 1 000,0 тыс. рублей были предусмотрены для разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципального образовательного учреждения (далее – МОУ) Калининской средней общеобразовательной школы № 7 Кагальницкого района. В связи с внесенными в Градостроительный кодекс изменениями планируемые к выполнению виды работ были квалифицированы как реконструкция, что не позволило осуществить расходование средств по статье «Капитальный ремонт».
Частично выполнены:
1. По направлению 1.1. «Обеспечение доступности, совершенствование содержания и технологий образования»:
1.1. Мероприятие 1.1.34. «Реализация комплекса мер по расширению сети муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования» по пунктам: «осуществление софинансирования расходов на строительство и реконструкцию муниципальных дошкольных образовательных учреждений; «осуществление софинансирования расходов на капитальный ремонт аварийных (в том числе в части зданий) муниципальных дошкольных образовательных учреждений»;
1.2. Мероприятие 1.1.39. «Реализация Комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования, всего» в части «приобретение учебно-лабораторного оборудования для общеобразовательных учреждений».
2. По направлению 1.5. «Развитие педагогического потенциала»:
2.1. Мероприятие 1.5.27. «Поощрение лучших педагогических работников образовательных учреждений» в части поощрений «педагогическим работникам, подготовившим победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников» и «педагогическому работнику, подготовившему победителя Международной олимпиады»;
2.2. Мероприятие 1.5.32. «Создание стажировочных площадок для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования».
3. По направлению 1.8. «Обеспечение безопасных условий образовательной деятельности»:
3.1. Мероприятие 1.8.4. «Капитальный ремонт областных государственных общеобразовательных и санаторных школ-интернатов»;
3.2. Мероприятие 1.8.6. Капитальный ремонт областных государственных образовательных учреждений специальных (коррекционных) школ и школ- интернатов»;
3.3. Мероприятие 1.8.10. «Осуществление софинансирования расходов на капитальный ремонт аварийных (в том числе в части зданий) муниципальных образовательных учреждений»;
3.4. Мероприятие 1.8.11. «Осуществление софинансирования расходов на капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений (за исключением аварийных)»;
3.5. Мероприятие 1.8.20. «Приобретение машин и оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря для муниципальных общеобразовательных учреждений».
4. По направлению 2.2. «Обеспечение безопасных условий образовательной деятельности»:
4.1. Мероприятие 2.2.4. «Капитальный ремонт областных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования»;
4.2. Мероприятие 2.2.9. «Капитальный ремонт с элементами реставрации здания министерства общего и профессионального образования Ростовской области, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, 31».
Причины неполного исполнения мероприятий изложены в графе 18 таблицы раздела I.
VII. Сведения о наличии, объемах
и состоянии незавершенного строительства
1. Строительство детского сада на 200 мест в пос. Глубокий, ул. Свердлова, 1, Каменского района Ростовской области.
В 2011 году муниципальным учреждением «Отдел капитального строительства и муниципального хозяйства администрации Каменского района» заключен муниципальный контракт на сумму 88 415,8 тыс. рублей на строительство детского сада на 200 мест в пос. Глубокий. Общая продолжительность строительства составила 10 месяцев. Финансирование в 2011 году составило 5 000,0 тыс. рублей, в том числе:
4 240,0 тыс. рублей – средства Фонда софинансирования расходов областного бюджета;
760,0 тыс. рублей – средства местного бюджета.
Средства областного бюджета, направленные на начало работ, освоены в полном объеме.
2. Строительство детского сада в поселке Матвеев Курган, Матвеево-Курганского района Ростовской области.
В 2011 году администрацией Матвеево-Курганского района заключен муниципальный контракт на сумму 155 510,6 тыс. рублей на строительство детского сада в поселке Матвеев Курган. Срок выполнения работ – 31 августа 2014 г. Финансирование в 2011 году составило 5 000,0 тыс. рублей, в том числе:
4 260,0 тыс. рублей – средства Фонда софинансирования расходов областного бюджета;
740,0 тыс. рублей – средства местного бюджета.
Средства областного бюджета, направленные на начало работ, освоены в полном объеме.
3. Строительство детского сада на 230 мест в р.п. Усть-Донецкий, Ростовской области.
В 2011 году муниципальным учреждением «Служба заказчика» Усть-Донецкого района заключен муниципальный контракт на сумму 192 905,4 тыс. рублей на строительство детского сада на 230 мест в р.п. Усть-Донецкий. Общая продолжительность строительства составляет 24 месяца. Финансирование в 2011 году составило 17 100,2 тыс. рублей, в том числе:
14 723,3 тыс. рублей – средства Фонда софинансирования расходов областного бюджета;
2 376,9 тыс. рублей – средства местного бюджета.
Средства областного бюджета, направленные на начало работ, освоены в полном объеме.
4. Строительство яслей-сада на 280 мест в г. Донецке Ростовской области.
В 2011 году муниципальным учреждением отдел образования администрации города Донецка Ростовской области заключен муниципальный контракт на сумму 106 980,0 тыс. рублей на строительство яслей-сада на 280 мест в г. Донецке. Срок выполнения работ – 1 октября 2013 г. Финансирование в 2011 году за счет средств Фонда софинансирования расходов областного бюджета составило 17 140,0 тыс. рублей. За счет средств местного бюджета в сумме 2 860,0 тыс. рублей осуществлена оплата услуг строительного контроля, авторского надзора и выполненных работ по технологическому присоединению к электрическим и тепловым сетям.
Средства областного бюджета, направленные на начало работ, освоены в полном объеме.
5. Реконструкция незавершенного строительства детских яслей-сада на 70 мест в с. Пешково Азовского района.
В 2011 году Азовским районным отделом образования (далее – РОО) заключен муниципальный контракт на сумму 44 042,7 тыс. рублей на реконструкцию незавершенного строительства детских яслей-сада на 70 мест в с. Пешково Азовского района.
Финансирование в 2011 году за счет средств Фонда софинансирования расходов областного бюджета составило 4 325,0 тыс. рублей, за счет средств местного бюджета – в сумме 675,0 тыс. рублей.
Средства областного бюджета, направленные на начало работ, освоены в полном объеме.
6. Реконструкция здания МОУ Пешковской СОШ Азовского района.
В 2011 году МОУ Пешковской СОШ заключен муниципальный контракт на сумму 83 546,4 тыс. рублей на реконструкцию здания МОУ Пешковской СОШ Азовского района.
Финансирование в 2011 году за счет средств Фонда софинансирования расходов областного бюджета составило 9 188,8 тыс. рублей, за счет средств местного бюджета – 1 435,2 тыс. рублей.
Средства областного бюджета, направленные на начало работ, не освоены в объеме 1,0 тыс. рублей в связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств.
7. Реконструкция незавершенного строительства здания хирургического отделения под детский сад на 165 мест в сл. Б. Мартыновка.
В 2011 году отделом образования администрации Мартыновского района заключен муниципальный контракт на сумму 57 000,0 тыс. рублей на реконструкцию незавершенного строительством здания хирургического отделения под детский сад на 165 мест в сл. Б. Мартыновка.
Финансирование в 2011 году за счет средств Фонда софинансирования расходов областного бюджета составило 2 259,8 тыс. рублей, за счет средств местного бюджета – 392,5 тыс. рублей.
Средства областного бюджета, направленные на начало работ, освоены в полном объеме.
8. Строительство детского сада на 75 мест в с. Чалтырь Мясниковского района.
В 2011 году отделом образования администрации Мясниковского района заключен муниципальный контракт на сумму 25 560,9 тыс. рублей на строительство детского сада на 75 мест в с. Чалтырь Мясниковского района.
В 2011 году за счет средств Фонда софинансирования расходов областного бюджета предусмотрено 4 350,0 тыс. рублей, за счет средств местного бюджета – 650,0 тыс. рублей.
При этом финансирование за счет средств Фонда софинансирования расходов областного бюджета составило 2 407,6 тыс. рублей, или 55 процентов от плана.
VIII. Оценка эффективности результатов реализации
Областной долгосрочной целевой программы «Развитие
образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» за 2011 год
Оценка результатов эффективности Программы представлена в таблице.
IX. Дальнейшая реализация Программы
В целях оптимизации бюджетных расходов, произвести сокращение расходов на реализацию Программы в 2012 году в объеме не менее 15,0 млн. рублей за счет мероприятия по выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. В 2013, 2014 и 2015 годах сократить расходы на реализацию данного мероприятия на 7,5 млн. рублей ежегодно.
В случае участия в торгах на размещение государственного заказа на ремонтно-строительные работы единственного участника направлять последнему до заключения с ним государственного контракта письменное предложение о снижении начальной максимальной цены государственного контракта не менее чем на 3 процента.
Предусматривать в соглашениях с муниципальными образованиями области о выделении им средств из фонда софинансирования расходов областного бюджета обязательства администраций муниципальных образований, предусмотренные пунктом 2.3 пункта 2 решения коллегии Администрации Ростовской области от 08.08.2011 № 75.
В случае принятия в соответствии с поручениями Губернатора Ростовской области новых расходных обязательств, их реализация осуществляется в пределах выделенных средств.