Новый сайт

Образование

Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2011 году

В соответствии с п.1 ст.28.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Положением о Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 138, на Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее - Ростобрнадзор) возложены переданные полномочия Российской Федерации в области образования по осуществлению:

-государственного контроля (надзора) в области образования;

-лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений и организаций;

-подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Государственный контроль (надзор) в области образования

В течение 2011 года нормативно-правовая база, регламентирующая реализацию контрольно-надзорных функций, претерпела значительные изменения. В частности, Законом РФ «Об образовании» введено новое понятие «государственный контроль (надзор) в области образования» - полномочие, включающее в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в области образования.

- федеральный государственный контроль качества образования

Федеральный государственный контроль качества образования (далее – контроль качества образования) в 2011 году осуществлялся посредством проведения проверок общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования области в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок Ростобрнадзора, согласованным с прокуратурой Ростовской области (рис. 1).

Из 226 запланированных проверок в 2011 году проведено 217, в том числе 65 выездных и 152 документарных, что на 24% больше, чем в 2010 году.

Выполнение ежегодного плана проведения проверок в 2011 году составило 96%. Это, в первую очередь, связано с тем, что ряд учреждений области, включенных в план проверок, были в течение года ликвидированы либо реорганизованы.

 

Рис. 1. Количество проверенных объектов надзора и контроля по вопросам качества образования в разрезе типов образовательных учреждений (2010-2011 гг.)

По результатам проведенных проверок в 2011 году в сравнении с 2010 годом:

- на 73% увеличилось количество нарушений, выявляемых в ходе проверок; вероятно, это связано с тем, что на сегодняшний день более четко определено содержание реализуемого Ростобрнадзором полномочия по контролю качества образования;

- почти на 50% увеличилось количество составленных протоколов о совершении проверенными образовательными учреждениями административных правонарушений, что повлекло за собой и увеличение размеров назначенных судами области штрафов; общая сумма наложенных штрафов составила 266 тыс. рублей (161 тыс. руб. на образовательные учреждения и 105 тыс. руб. на должностные лица), что в 3,2 раза больше, чем 2010 году;

- практически всем проверенным образовательным учреждениям (99,5%) выданы предписания; благодаря совместной работе Ростобрнадзора с руководителями проверенных образовательных учреждений и их учредителями 98% выданных предписаний были своевременно исполнены;

- впервые в связи с неисполнением выданных предписаний было приостановлено действие свидетельства о государственной аккредитации у 2 общеобразовательных учреждений (муниципальное общеобразовательное учреждение Красноармейская средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя Российской Федерации Дзюба А.И (Зерноградский район); муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 50 г. Шахты Ростовской области).

С учетом изменений, внесенных в федеральное законодательство, и в соответствии с реализуемыми полномочиями, Ростобрнадзором внесены изменения в региональные критерии оценивания деятельности образовательных учреждений, сформирован институт аккредитованных экспертов, подготовлены документы для аккредитации организации, привлекаемой к экспертизе качества освоения обучающимися образовательных программ.

В рамках проведенных выездных проверок осуществлена выборочная экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ в форме тестирования в 4(5), 8(9), 10(11, 12) классах по 10 учебным предметам.

Всего обследовано 1556 обучающихся, ими выполнено 2098 тестов. В целом справились с предложенными заданиями на уровне обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта от 83% до 99% протестированных.

Как и в предыдущие годы, наиболее успешно справляются с предложенными заданиями обучающиеся начальных и 10-х классов. Вместе с тем, итоги обследований выявили, что до 15% протестированных не подтверждают свои годовые отметки.

Результаты мероприятий по контролю качества образования своевременно доводятся до сведения проверенных образовательных учреждений, их учредителей; тем самым, обеспечивается ведение образовательного процесса в соответствии с федеральными нормативными требованиями и создаются условия для более полного освоения обучающимися области федеральных государственных образовательных стандартов.

- федеральный государственный надзор в области образования

В 2011 году в рамках осуществления федерального государственного надзора в области образования было запланировано 177 проверок в отношении образовательных учреждений и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Фактически проведена 171 проверка, из них 157 - в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок Ростобрнадзора, 55 - в рамках контроля за соблюдением образовательными учреждениями лицензионных требований и условий.

Выполнение ежегодного плана проведения проверок в 2011 году составило 97%. Проверки не были проведены в связи с прекращением деятельности образовательных учреждений, их ликвидацией, реорганизацией, а также отсутствием по зарегистрированному адресу.

Проверки проводились в отношении различных типов образовательных учреждений.

 

Рис. 2. Проведение проверок в разрезе типов образовательных учреждений (организаций) в 2011 году

Федеральный государственный надзор в области образования в 2011 году осуществлялся в форме как документарных (121), так и выездных (50) проверок.

В ходе проверок выявлено 698 нарушений законодательства в области образования, что на 54,3% меньше, чем в 2010 году. Уменьшение количества нарушений, выявляемых при проведении проверок образовательных учреждений, наблюдается в тех муниципальных образованиях, где уже ранее проверялись другие образовательные учреждения и результаты проверок направлены учредителям для принятия мер.

По результатам проведенных проверок:

- выдано 138 предписаний об устранении выявленных нарушений;

- возбуждено 103 дела об административных правонарушениях (что на 57,1% меньше, чем в 2010 году), виновные привлечены к административной ответственности;

- в бюджеты различных уровней взыскано 1 115,5 тыс. рублей административных штрафов, из них с образовательных учреждений - 840 тыс. рублей, с должностных лиц - 275,5 тыс. рублей. В отношении 9 образовательных учреждений применен такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За 2011 год по вопросам осуществления федерального государственного надзора в области образования рассмотрено более 1200 обращений физических и юридических лиц.

По итогам осуществления федерального государственного надзора в области образования в 2011 году:

- в результате принятых Ростобрнадзором мер органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, Октябрьского, Верхнедонского и других районов области активизирована работа по закреплению и оформлению недвижимого имущества за образовательными учреждениями в соответствии с требованиями законодательства;

- во исполнение поручения Президента РФ, сформулированного в Ежегодном послании Федеральному собранию в 2011 году, по требованию должностных лиц Ростобрнадзора и во исполнение ст.ст. 65, 331 Трудового кодекса РФ руководителями муниципальных образовательных учреждений введена практика истребования у педагогического работника при принятии на работу справки об отсутствии судимости и фактов уголовного преследования, а также начата работа по получению из органов МВД России таких справок на уже работающих педагогов;

- по инициативе Ростобрнадзора образовательные учреждения понуждаются к исполнению требований ст. 32 Закона РФ «Об образовании» об обязательном обнародовании информации о себе в сети Интернет, что является важнейшим шагом на пути реализации принципа открытости и доступности образования.

По этим вопросам будет проводиться работа в 2012 г. и в последующих периодах.

Лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений и организаций

Изменения законодательства, регулирующего осуществление переданных полномочий в сфере образования, в значительной степени затронули также прохождение процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, что привело к их упрощению. В частности, значительно сокращен пакет предоставляемых соискателями лицензий документов, многие из которых лицензирующий орган теперь получает без участия заявителя в рамках межведомственного взаимодействия.

В 2011 году Ростобрнадзором проведены 1073 процедуры лицензирования образовательной деятельности, по результатам которых выдано 390 лицензий, переоформлено 683 лицензии (приложения к лицензиям), что на 16% больше, чем в 2010 году.

Отказано в выдаче лицензии 12 образовательным учреждениям (гг.Волгодонск, Таганрог; Красносулинский район). Это связано с отсутствием соответствующих заключений Роспотребнадзора и Госпожнадзора.

Основные причины лицензирования образовательной деятельности в 2011 году:

- окончание срока действия лицензии на осуществление образовательной деятельности;

- лицензирование новых образовательных программ;

- добавление новых адресов мест осуществления образовательной деятельности;

- приведение наименований образовательных учреждений в соответствие с требованиями действующего законодательства, изменение типа образовательного учреждения;

- изменение места нахождения лицензиата (уточнение юридического адреса);

- реорганизация сети общеобразовательных учреждений области.

Наибольшую долю среди образовательных учреждений (организаций), прошедших процедуру лицензирования в 2011 году, занимают общеобразовательные учреждения (33,2%) и дошкольные образовательные учреждения (30,2%).

 

Рис. 3. Лицензирование образовательной деятельности в разрезе типов образовательных учреждений (организаций) в 2011 году

Анализ результатов лицензирования за рассматриваемый период позволяет говорить об имеющихся положительных тенденциях по сравнению с прошлым годом:

- улучшилось качество подготовки документов и форм для прохождения процедуры лицензирования (около 15% образовательных учреждений, подготовивших документы для лицензирования образовательной деятельности, не имеют замечаний);

- при выявлении специалистами Ростобрнадзора замечаний к представленным документам соискатели лицензии (лицензиаты) в кратчайшие сроки устраняли указанные замечания;

- повысилось внимание со стороны учредителей к вопросам:

материально-технического оснащения образовательного процесса общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей (оборудования медицинских кабинетов, столовых, кабинетов для проведения лабораторных и практических работ, спортивных залов);

дошкольного образования в территориях области (активизировались процессы строительства новых детских садов, увеличилось количество возрастных групп в действующих дошкольных учреждениях, открыты группы кратковременного пребывания в общеобразовательных учреждениях).

В то же время можно выделить проблемы, выявленные в ходе лицензирования образовательных учреждений:

- отсутствие у образовательных учреждений права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на здания, помещения, строения, сооружения и территории, зарегистрированного в установленном законом порядке;

- отсутствие заключений Роспотребнадзора и Госпожнадзора при представлении документов соискателями лицензий (лицензиатами); специалистами Ростобрнадзора установлены случаи, когда соискатели лицензии (лицензиаты) не обращались в указанные органы для получения соответствующих заключений, что приводило к отказу в выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности;

- несвоевременное оформление необходимых документов соискателями лицензий (лицензиатами) в связи реорганизацией образовательного учреждения (период от момента реорганизации до даты представления заявления на лицензирование образовательной деятельности составляет до 1 года);

- отсутствие в образовательных учреждениях кабинетов для проведения лабораторных и практических работ, спортивных залов (площадок);

- отсутствие условий обеспечения обучающихся, воспитанников медицинским обслуживанием (отсутствие лицензий на медицинскую деятельность или отсутствие договоров с медицинскими учреждениями и помещений с соответствующими условиями);

- несоответствие заявленных на лицензирование образовательных программ виду образовательного учреждения в дошкольных образовательных учреждениях.

В 2011 году аккредитационная коллегия Ростобрнадзора провела 5 заседаний, по результатам которых были аккредитованы 375 образовательных учреждений.

 

Рис. 4. Динамика государственной аккредитации в разрезе типов образовательных учреждений (2010-2011 гг.)

В период проведения аккредитационных экспертиз установлено, что все образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством, имеют действующие уставы и лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Анализ показателей деятельности образовательных учреждений позволил сделать выводы о соответствии деятельности аккредитованных образовательных учреждений требованиям законодательства РФ в области образования и соответствии уровня и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам по заявленным программам.

Вместе с тем, следует выделить проблемы, выявленные аккредитационными комиссиями в ходе проведения аккредитационных экспертиз:

- несоответствие локальных актов уставу, что является нарушением ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- кадровое обеспечение образовательной деятельности и недостаточный квалификационный уровень педагогов (повышение квалификации преподавательского состава осуществляется реже 1 раза в 5 лет в большинстве муниципальных образований области); следствием этого является проблема качества подготовки выпускников образовательных учреждений;

- недостаточное обеспечение образовательного процесса методической литературой в образовательных учреждениях начального профессионального образования;

- отсутствие аккредитации у ряда филиалов образовательных учреждений, реализующих программы начального общего образования (Аксайский, Обливский, Целинский районы);

- неготовность многих учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования к реализации образовательных программ по новым федеральным государственным образовательным стандартам из-за отсутствия в полном объеме необходимой материально-технической базы.

Подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», на уровень субъектов РФ с 01.01.2011 г. передано полномочие по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях. В Ростовской области органом, осуществляющим переданное полномочие, определена Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области. Учитывая то, что теперь заявители могут обратиться за оказанием услуги непосредственно по месту своего нахождения, следует отметить востребованность указанной услуги на территории области.

В рамках осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия по подтверждению документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях в 2011 году:

- принято к рассмотрению по существу 226 заявлений и документов на подтверждение;

- принято решение о подтверждении 220 документов государственного образца об образовании, об ученых степенях посредством проставления на них апостиля;

- выдано 212 документов об образовании, об ученых степенях с проставленным на них апостилем;

- отказано в подтверждении 3 документов об образовании.

Поступления финансовых средств в бюджет Ростовской области от предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях составили свыше 330 тыс. рублей.

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.09.2011 № 02-52-97/05-3425 Ростобрнадзор предварительно перед началом осуществления процедуры по подтверждению документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях проводит опрос заявителей относительно страны предназначения документа. В случае если документ предполагается использовать на территории стран - участниц Гаагской конвенции от 5 сентября 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, на него проставляется апостиль.

По итогам проводимого Ростобрнадзором опроса наибольшее количество документов об образовании, об ученых степенях, представляемых для подтверждения, вывозится в следующие страны: Испания, Германия, Австрия, Греция, Франция.

При рассмотрении вопроса о подтверждении документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях Ростобрнадзором осуществляется взаимодействие с организацией, которая выдала документ об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, в том числе направляются запросы с целью установления факта выдачи указанного документа, получения образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи, получения образца оттиска печати, которой скреплен документ.

Ростобрнадзором осуществляется взаимодействие с правоохранительными органами в случае если организацией, указанной в документе об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в качестве выдавшей его, представлена информация о том, что данный документ не был выдан лицу, указанному в нем в качестве обладателя.

В 2011 году Ростобрнадзором в ГУ МВД России по Ростовской области и в прокуратуру Ростовской области направлена информация о неподтверждении фактов выдачи 2 документов государственного образца об образовании (дипломов о профессиональной переподготовке).

Проблемой при предоставлении государственной услуги по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях является несвоевременное и/или в неполном объеме представление информации, необходимой для рассмотрения вопроса о подтверждении документа. Например, в ответе на запрос:

- указывается о невозможности предоставить требуемую информацию в связи с нахождением сотрудников в отпуске;

- отсутствуют образцы подписи, печати, заверенные документы, подтверждающие полномочия на право подписи должностных лиц, подписавших дипломы о высшем профессиональном образовании и т.д.

В течение 2011 года Ростобрнадзором в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации в области образования в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании были приняты следующие предупредительные меры:

- проведены 7 совещаний со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителями образовательных учреждений области с участием представителей органов исполнительной власти, имеющих подведомственные образовательные учреждения, по вопросам лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, осуществления государственного контроля (надзора) в области образования;

- проведены 2 совещания с руководителями негосударственных образовательных учреждений при участии представителей Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области;

- обеспечено участие сотрудников Ростобрнадзора:

в проведении курсов по подготовке и переподготовке специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей образовательных учреждений, экспертов качества образования и экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО);

в семинаре «Актуальные проблемы деятельности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения», проводимого на базе ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО с целью разъяснения порядка лицензирования и аккредитации учреждений подобного вида;

- была оказана консультативная и методическая помощь при проведении координационного совещания со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, г. Ростова-на-Дону, курирующими вопросы дошкольного образования, и председателями методических объединений педагогических работников по вопросам организации деятельности дошкольных образовательных учреждений;

- направлены информационные письма по итогам проведенных проверок учредителям образовательных учреждений с предложениями по совершенствованию мероприятий по контролю за деятельностью проверенных образовательных учреждений и недопущению аналогичных нарушений в других подведомственных им образовательных учреждениях;

- проводилось консультирование участников образовательного процесса по вопросам организации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обеспечивалось систематическое размещение на сайте Ростобрнадзора, на информационных стендах в помещениях Ростобрнадзора нормативных правовых актов Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, инструктивных материалов по вопросам государственного контроля (надзора) в области образования, лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, типичных нарушений, выявленных в ходе проведения плановых и внеплановых проверок образовательных учреждений;

- в адрес 106 образовательных учреждений и их учредителей направлены уведомления о недопустимости осуществления образовательной деятельности без лицензии; по фактам выявленных нарушений в органы прокуратуры по месту нахождения образовательных учреждений направлены материалы для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении 15 образовательных учреждений.

Со вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензии на осуществление образовательной деятельности предоставляются бессрочно, а все действующие лицензии, срок которых завершается после 03.11.2011, признаны бессрочными.

 

Скачать в формате .doc (428 Кб)

 

Смотри также:

Итоги 2010 года

Ростобрнадзор

Раздел "Образование"

Размещен:Размещено:
27.12.2013 13:52:48
|
Количество просмотров:
251

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика