Контроль и надзор в сфере образования Ростовской области в 1 полугодии 2011 года
В соответствии с п. 1 ст. 28.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Положением о Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 16.04.2009 № 180, на Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее - Ростобрнадзор) возложены переданные полномочия Российской Федерации в области образования по осуществлению:
- государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
- государственного контроля качества образования;
- лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений и организаций;
- подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования
В 1 полугодии 2011 года в рамках исполнения переданного полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства в сфере образования (в том числе, контроля за соблюдением лицензионных требований и условий) было проведено 89 проверок образовательных учреждений и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, из них 81 проверка - в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок Ростобрнадзора и 8 - внеплановых. По результатам проверок приняты меры в отношении лиц, допустивших нарушения требований законодательства. Меры к нарушителям законодательства принимаются также в ходе рассмотрения обращений граждан. Понуждение нарушителей к соблюдению законодательства осуществляется путем участия в судебных заседаниях.
По фактам нарушений в адрес образовательных учреждений направлены предписания, при совершении административных правонарушений составлены протоколы об административных правонарушениях в рамках компетенции Ростобрнадзора. В случае выявления правонарушений, по которым Ростобрнадзор не вправе самостоятельно принимать меры, соответствующая информация направлена в правоохранительные и иные уполномоченные органы.
Реализация полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства в сфере образования осуществлялась в форме как документарных (62), так и выездных (27) проверок.
По результатам проведенных проверок в январе-июне 2011 года:
- выявлено 437 нарушений законодательства в области образования, что на 32,8% меньше, чем за тот же период 2010 года; постепенное уменьшение числа нарушений, выявляемых при проведении проверок в отношении муниципальных образовательных учреждений, наблюдается в тех муниципальных образованиях, где уже ранее проверялись другие образовательные учреждения, и свидетельствует об эффективности работы с учредителями (органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования), направленной на недопущение аналогичных нарушений в деятельности подведомственных образовательных учреждений;
- возбуждены 46 дел об административных правонарушениях, что в 2,1 раза больше, чем в 1 полугодии 2010 года; по 42 делам виновным лицам назначены административные наказания, что в 3,2 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года.
Общая сумма наложенных штрафов составила 887 тыс. рублей, что на 26,0% больше, чем в январе-июне 2010 года. Из них на образовательные учреждения - 635 тыс. рублей (на 13,4% больше, чем в январе-июне 2010 года), на должностных лиц – 252 тыс. рублей (на 75% больше, чем за аналогичный период 2010 года) (рис. 1).
|
Рис. 1. Административные штрафы, наложенные по результатам проверок соблюдения законодательства РФ в области образования, в разрезе субъектов административной ответственности, %
|
В ходе проверок были выявлены следующие типичные нарушения:
а) Нарушения в деятельности органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования - заключаются, в основном, в принятии нормативных актов с превышением полномочий, либо в отсутствии правовой регламентации вопросов, отнесенных к компетенции органа (например, семейное обучение и т.п.), несоответствии законодательству Российской Федерации в области образования нормативных актов органа местного самоуправления.
б) Нарушения в деятельности образовательных учреждений (в первую очередь, муниципальных) характеризуются следующим:
- несоответствие законодательству уставных и локальных документов;
- реализация образовательных программ не в полном объеме либо не в соответствии с учебным планом, расписаниями занятий;
- нарушение прав участников образовательного процесса (например, поборы с родителей обучающихся, взимание платы за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья);
- нарушение лицензионных требований и условий.
До конца 2011 года и на последующие периоды Ростобрнадзор в рамках переданного полномочия ставит перед собой следующие задачи, направленные на повышения уровня законности в образовательной сфере области:
- пресечение нарушений в области образования, повышение уровня правовой «чистоты» общественных отношений в области образования, принятие дальнейших мер по искоренению противоправных проявлений в деятельности образовательных учреждений;
- защита прав обучающихся в области образования;
- систематическое наблюдение за деятельностью образовательных учреждений путем анализа информации, размещенной на их официальных сайтах в сети Интернет;
- продолжение формирования методической базы и единообразной судебной практики применения законодательства об образовании;
- ведение методической работы с проверенными образовательными учреждениями по вопросам, выявленным в ходе осуществления контрольной (надзорной) деятельности.
Государственный контроль качества образования
Актуальность реализации полномочия по государственному контролю качества образования состоит в том, что государство, предоставляя образовательным учреждениям большие права по формированию содержания образования, выбору методик и технологий обучения, оставляет за собой контроль соблюдения единого образовательного пространства. Достигается данная цель через оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений области требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.
Государственный контроль качества образования осуществляется посредством проведения проверок образовательных учреждений и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.
В 1 полугодии 2011 года проведено 108 проверок государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, в том числе 134 документарные и 63 выездные. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года удельный вес выездных проверок в общем количестве проверок качества образования снизился более чем в 2 раза за счет увеличения доли проверок, проводимых в документарной форме (рис. 2).
|
Рис. 2. Проверки государственного контроля качества образования, по формам проведения, %
|
По результатам проведенных проверок в январе-июне 2011 года:
- выявлено 798 нарушений обязательных требований в области образования, что в 4,4 раза больше, чем за тот же период прошлого года; по фактам нарушений в адрес образовательных учреждений направлены предписания об устранении выявленных нарушений;
- возбуждены 24 дела об административных правонарушениях, что в 4 раза больше, чем в 1 полугодии 2010 года; по 12 делам виновным лицам назначены административные наказания, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года.
Общая сумма наложенных штрафов составила 122 тыс. рублей, что в 3,7 раза больше, чем в январе-июне 2010 года (рис. 3). Из них на образовательные учреждения - 40 тыс. рублей (в 1,3 раза больше, чем в январе-июне 2010 года), на должностных лиц - 82 тыс. рублей (в 27,3 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года).
|
Рис. 3. Общая сумма административных штрафов, наложенных по результатам проверок государственного контроля качества образования, тыс. рублей
|
Установлено, что типичными нарушениями в деятельности образовательных учреждений, которые препятствуют полному освоению обучающимися области федеральных государственных образовательных стандартов, являются:
- несоответствие реализуемых в школах, в учреждениях начального профессионального образования учебных планов, программ федеральным нормативам, уставу, действующей лицензии;
- отсутствие в образовательных учреждениях объективной системы внутреннего мониторинга качества образования, что ведет к значительным расхождениям при проведении независимого тестирования обучающихся;
- недостатки в организации образовательного процесса в большинстве вечерних (сменных) и ряде сельских общеобразовательных учреждений. В частности, наличие в структуре вечерних школ многочисленных, зачастую отдаленных от базовой школы учебно-консультационных пунктов; доминирующее количество в составе педагогических коллективов педагогов-совместителей; реализуемые в них формы получения образования (заочная, очно-заочная) не обеспечивают полное освоение обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов;
- недостаточная материально-техническая база кабинетов химии, биологии, физики, спортивных залов в большинстве проверенных сельских школ и учреждений начального профессионального образования.
Учитывая вышеизложенное, Ростобрнадзором в рамках переданного полномочия:
- проводится системная работа с образовательными учреждениями и их учредителями по устранению выявленных проблем;
- разрабатываются и реализуются программы повышения квалификации педагогических кадров, особое внимание уделяется руководителям образовательных учреждений;
- совершенствуются методики и технология проведения внутреннего мониторинга качества образования с использованием современных технологий.
По итогам проведенных проверок направлено 108 писем учредителям образовательных учреждений о результатах проверок государственного контроля качества образования и нарушениях, выявленных в ходе проверок в отношении подведомственных учреждений.
По фактам выявления административных правонарушений в результате проведенных проверок направлено 30 писем в органы прокуратуры.
В соответствии с Положением о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164, при проведении выездных проверок государственного контроля качества образования проведена экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ. Цель экспертизы - установление уровня освоения учащимися 4, 9, 11 классов общеобразовательных программ по русскому языку, математике, физике, обществознанию.
За 1 полугодие 2011 года обследовано 896 учащихся, ими выполнено 1062 тестовых задания.
В целом справились с предложенными Ростобрнадзором заданиями на уровне обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта от 88% до 96% тестируемых.
Наиболее успешно справились с тестами учащиеся 4 классов, где показатель освоения стандартов составляет до 96%; значительно ниже аналогичный показатель у учащихся 9 классов (уровень неосвоения учащимися стандартов по отдельным предметам составляет от 14% до 22 %).
Сравнительный анализ результатов экспертизы и промежуточной аттестации выявил наличие необъективности у школьных учителей при выставлении итоговых оценок учащимся; расхождение между указанными результатами составляет до 22%.
По итогам проведенной экспертизы выявлены общеобразовательные учреждения, в которых менее 50% учащихся справились с заданиями по отдельным предметам. В данных учреждениях планируется проведение повторного контроля.
Лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений и организаций
Лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений и организаций в 1 полугодии 2011 года осуществлялась в рамках установленных полномочий путем проведения лицензионных и аккредитационных экспертиз, оформления соответствующих заключений и выдачи лицензий и свидетельств о государственной аккредитации.
В 1 полугодии 2011 года Ростобрнадзором выдано 163 лицензии и 126 приложений к лицензиям на осуществление образовательной деятельности. Переоформлено 125 лицензий на осуществление образовательной деятельности.
Анализ результатов лицензирования за январь-июнь 2011 года выявил положительную динамику выданных и переоформленных лицензий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (количество поданных заявлений увеличилось на 40%), что связано, прежде всего, с массовым лицензированием новых образовательных программ.
Основные причины лицензирования образовательной деятельности в 1 полугодии 2011 года:
окончание срока действия лицензии на осуществление образовательной деятельности;
лицензирование новых образовательных программ;
изменение адресов мест осуществления образовательной деятельности.
Переоформление действующих лицензий, как и в 1 полугодии 2010 года, производилось в связи с:
приведением наименований образовательных учреждений в соответствие с требованиями действующего законодательства, изменением типа образовательного учреждения;
изменением места нахождения лицензиата (уточнением юридического адреса);
реорганизацией сети общеобразовательных учреждений области;
Основную долю среди соискателей лицензий и лицензиатов в 1 полугодии 2011 года занимают муниципальные образовательные учреждения (80%), из них 45% - общеобразовательные учреждения, 20% - образовательные учреждения дополнительного образования детей, 35% - дошкольные образовательные учреждения.
Анализ результатов лицензирования за рассматриваемый период позволяет говорить об имеющихся положительных тенденциях в сравнении с аналогичным периодом прошлого года:
- улучшилось качество подготовки документов и форм для прохождения процедуры лицензирования (около 15% образовательных учреждений, подготовивших документы для лицензирования образовательной деятельности, не имеют замечаний);
- повысилось внимание со стороны учредителей к вопросам:
материально-технического оснащения образовательного процесса общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей;
дошкольного образования в муниципальных образованиях (активизировались процессы строительства новых детских садов, увеличилось количество возрастных групп в дошкольных учреждениях).
В то же время можно выделить проблемы, выявленные в ходе лицензирования образовательных учреждений:
- нарушение сроков лицензирования из-за отсутствия сведений из Роспотребнадзора и Госпожнадзора о соответствии условий у образовательного учреждения для ведения образовательной деятельности, в результате чего увеличиваются сроки предоставления государственной услуги;
- отсутствие у образовательных учреждений права владения и пользования зданиями, помещениями, строениями, сооружениями и территориями, зарегистрированного в установленном законом порядке;
- период от момента реорганизации образовательного учреждения до даты представления заявления на лицензирование образовательной деятельности составляет до 1 года; это связано, прежде всего, с несвоевременностью оформления необходимых документов соискателями лицензий (лицензиатами);
- отсутствие в образовательных учреждениях кабинетов для проведения лабораторных и практических работ, спортивных залов (площадок);
- отсутствие условий обеспечения обучающихся, воспитанников медицинским обслуживанием (отсутствие лицензий на медицинскую деятельность или отсутствие договоров с медицинскими учреждениями и помещений с соответствующими условиями, практически во всех территориях);
- несоответствие заявленных на лицензирование образовательных программ виду образовательного учреждения в дошкольных образовательных учреждениях.
В результате еженедельного мониторинга образовательных учреждений, не имеющих действующей лицензии, за период с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г. выявлено 33 образовательных учреждения, осуществляющих образовательную деятельность без лицензии на протяжении различных периодов времени (табл.1).
Таблица 1
Количество образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность без лицензии в 1 полугодии 2011 года,
в разрезе муниципальных образований области
№ п/п
|
Муниципальное образование
|
Количество образовательных учреждений
|
1
|
г. Ростов-на-Дону
|
7
|
2
|
г. Новочеркасск
|
8
|
3
|
г. Новошахтинск
|
1
|
4
|
г. Таганрог
|
1
|
5
|
г. Шахты
|
1
|
6
|
Аксайский район
|
1
|
7
|
Белокалитвинский район
|
1
|
8
|
Дубовский район
|
1
|
9
|
Миллеровский район
|
1
|
10
|
Мясниковский район
|
1
|
11
|
Неклиновский район
|
6
|
12
|
Октябрьский (с) район
|
2
|
13
|
Пролетарский (с) район
|
1
|
14
|
Тацинский район
|
1
|
В 1 полугодии 2011 года аккредитационная коллегия Ростобрнадзора провела 3 заседания, на которых были рассмотрены вопросы о государственной аккредитации 213 образовательных учреждений и их филиалов (рис.4).
|
Рис. 4. Структура образовательных учреждений, прошедших процедуру государственной аккредитации в 1 полугодии 2011 г.
|
В период проведения аккредитационных экспертиз установлено, что все образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством, имеют действующие уставы и лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Анализ показателей деятельности образовательных учреждений позволил сделать выводы о соответствии деятельности аккредитованных образовательных учреждений требованиям законодательства РФ в области образования и соответствии уровня и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам по заявленным программам.
Вместе с тем, следует выделить проблемы, выявленные аккредитационными комиссиями в ходе проведения аккредитационных экспертиз:
- несоответствие локальных актов уставу, что является нарушением ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
- кадровое обеспечение образовательной деятельности и недостаточный квалификационный уровень педагогов (повышение квалификации преподавательского состава осуществляется реже 1 раза в 5 лет в большинстве муниципальных образований области). Следствием этого является проблема качества подготовки выпускников образовательных учреждений.
Подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», на уровень субъектов РФ с 01.01.2011 г. передано полномочие по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях. В Ростовской области органом, осуществляющим указанное полномочие, Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области определен Ростобрнадзор. Учитывая то, что теперь заявители могут обратиться за оказанием услуги непосредственно по месту своего нахождения, следует отметить востребованность указанной услуги на территории области.
За время осуществления Ростобрнадзором переданного полномочия РФ по подтверждению документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях:
принято к рассмотрению по существу 158 заявлений и документы на подтверждение;
принято решение о подтверждении 129 документов государственного образца об образовании, об ученых степенях посредством проставления на них апостиля;
выдано 112 документов об образовании, об ученых степенях с проставленным на них апостилем;
отказано в подтверждении 3 документов об образовании.
Поступления финансовых средств в Бюджет Ростовской области от предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях по состоянию на 01.08.2011г. составили свыше 300 тыс. рублей.
Скачать в формате .doc (281 Кб)
Размещено: 06.09.2011
Смотри также:
Итоги 2010 года
Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области