О ходе реализации в 2011 году и утверждении на 2012 год плана мероприятий по сокращению неэффективных расходов консолидированного бюджета Ростовской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Пояснительная записка к 3 вопросу заседания Правительства Ростовской области 29.02.2012
Неэффективным расходованием бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства является направление бюджетных средств на компенсацию предприятиям жилищно-коммунального комплекса разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги.
Причиной возникновения неэффективных расходов является сдерживание роста платы населения за услуги ЖКХ в пределах установленных РСТ предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги.
В 2010 году расходы консолидированного бюджета по данному направлению составили 229 763,58 тыс. руб., в том числе областного бюджета – 190 659,1 тыс. руб., местных бюджетов - 39 104,48 тыс. руб.
По итогам работы за 2011 год фактические расходы консолидированного бюджета составили 224 161,5 тыс. руб., в том числе областного бюджета – 188 157,6 тыс. руб., местных бюджетов – 36 003,9 тыс. руб.
Для сокращения неэффективных расходов консолидированного бюджета Ростовской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства был утвержден план мероприятий на 2011 год, позволяющий их полностью ликвидировать и предусмотреть переход на 100%-ную оплату населением экономически обоснованных тарифов к 1 января 2012 года.
Данные мероприятия предусматривали формирование системы документов тарифного регулирования Ростовской области и дополнительные меры социальной зашиты граждан при переходе на полное возмещение населением экономически обоснованных тарифов к 1 января 2012 года.
Сокращение расходов по возмещению предприятиям жилищно-коммунального хозяйства части платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги предусматривали реализацию мероприятий, способствующих снижению темпов роста тарифов либо их уменьшению одновременно с реализацией дополнительных мер, направленных на социальную защиту населения Ростовской области в части предоставления жилищно-коммунальных услуг.
В целях оценки экономической обоснованности расходов, заявленных организациями коммунального комплекса для включения в регулируемые тарифы, проведен цикл совещаний по вопросам тарифного регулирования, по результатам которых приняты соответствующие решения, направленные на снижение тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
В результате на 2012 год:
- снижены тарифы относительно действующих в 2011 году по водоснабжению (водоотведению) в 21 муниципальных районах и 4 городах;
- установлены тарифы на уровне действующих в 2011 году на услуги водоснабжения (водоотведения) в 19 муниципальных районах области.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства области совместно с Региональной службой по тарифам Ростовской области продолжается работа по изучению возможности изменения организационных схем оказания услуг организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности с целью снижения финансовой нагрузки на потребителей коммунальных ресурсов.
В соответствии с постановлением Администрации области от 14.04.2010 № 219 «О порядке предоставления адресной социальной выплаты, а также о порядке расходования средств областного бюджета на ее предоставление» в 2011 году адресная социальная выплата (далее – АСВ) осуществлялась гражданам, проживающим в муниципальных образованиях Ростовской области, в которых тарифы для населения за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению установлены выше критериев доступности платы за холодное водоснабжение и водоотведение, которые на 2011 год составляли 40 руб./куб.м. и 35 руб./куб.м. соответственно.
В 2011 году АСВ осуществлялась гражданам в 26-ти муниципальных образованиях, на 31.12.2011 АСВ перечислена 76,9 тыс. семьям на сумму 97,1 млн рублей.
В целях сокращения неэффективных расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства подготовлено и принято решение коллегии Администрации области от 20.06.2011 № 54 и постановление Администрации области от 06.09.2011 № 587 «Об утверждении Порядка приведения в 2012 году размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» с учетом перехода с 1 января 2012 года на оплату населением области коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам и реализации дополнительных мер, направленных на социальную защиту населения Ростовской области в части предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Однако, протоколом поручений заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 26 сентября 2011 года № ДК-П9-6808 поручено принять необходимые решения, обеспечивающие недопущение увеличения совокупной платы граждан за коммунальные услуги с 1 января по 1 июля 2012 года.
В связи тем, что проводимые в 2011 году мероприятия не могли обеспечить надлежащего выполнения поручения Правительства РФ, министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области предложен альтернативный вариант решения данной проблемы - сохранение в 1-м полугодии 2012 года субсидий предприятиям ЖКХ на возмещение части платы граждан за коммунальные услуги, предоставляемые из фонда софинансирования расходов (потребность в средствах всего 88,3 млн руб., в том числе ОБ – 75,9 млн руб., МБ – 12,4 млн руб.).
Сохранение указанных субсидий повлечет за собой сохранение неэффективных расходов консолидированного бюджета области в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целях выполнения поручений заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака Губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым были приняты незамедлительные меры.
В первую очередь, 30.12.2011 было принято постановление Правительства области № 311 «О порядке предоставления адресной социальной выплаты, а также о порядке расходования средств областного бюджета на ее предоставление», продлевающее действие существующего ранее порядка предоставления АСВ. На эти цели министерству труда и социального развития Ростовской области предусмотрено 144,5 млн рублей.
Во-вторых, постановлением Правительства Ростовской области от 30.12.2011 № 310 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Ростовской области» продлено действие региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на первое полугодие 2012 года, используемых для расчета льгот и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в первом полугодии 2012 года.
В-третьих, 19.01.2012 утверждено постановление Правительства Ростовской области № 22 «Об утверждении Порядка приведения в 2012 году размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги», которое дает возможность на первое полугодие 2012 года снизить уровень платежей граждан за коммунальные услуги от установленных экономически обоснованных тарифов и установить плату граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2012 году на уровне 2011 года.
И наконец, 19.01.2012 утверждено постановление Правительства Ростовской области № 23 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 24.11.2011 № 171», которое распределяет субсидии муниципальным образованиям на возмещение предприятиям жилищно-коммунального хозяйства части платы граждан за коммунальные услуги на первое полугодие 2012 года. Сохранить плату граждан за коммунальные услуги на уровне 2011 года стало возможным благодаря решению Губернатора области В.Ю. Голубева о выделении дополнительных средств министерству ЖКХ из областного бюджета в размере 75 920,0 тыс. руб. Кроме того, расходы местных бюджетов на первое полугодие 2012 года составят 12 411,4 тыс. руб.
С учетом принятых мер министерством ЖКХ области подготовлен план мероприятий по сокращению неэффективных расходов консолидированного бюджета Ростовской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2012 году, который предусматривает осуществление мероприятий, способствующих снижению темпов роста тарифов либо их уменьшению, осуществление перехода на 100-процентную оплату населением Ростовской области экономически обоснованных тарифов с 1 июля 2012 года, а также реализацию дополнительных мер социальной защиты населения области по предоставлению АСВ.
Скачать пояснительную записку и проект решения в архиве .rar (21,1 Кб)