Развитие потребительского рынка Ростовской области в 2011 году
Анализ тенденций, происходящих на потребительском рынке области в 2011 году, показал, что по основным параметрам они сопоставимы с общероссийскими, при этом по ряду показателей областная динамика опережает среднероссийскую. Несмотря на то, что наращивание оборота розничной торговли происходило в 2011 году менее динамично, чем в 2010 году, областные темпы его роста сложились на 1,4 п.п. выше аналогичных показателей в среднем по России (107,2%) и составили в сопоставимых ценах 108,6% к уровню 2010 года. В расчете на душу населения в среднем по области оборот розничной торговли возрос на 15,6% и составил 126,9 тыс. рублей. Положительная динамика оборотов была характерна для всех категорий хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров населению. При этом оборот крупных и средних организаций возрос по сравнению с предыдущим годом на 9,1%, прирост оборота субъектов малого предпринимательства сложился несколько выше и составил 9,5%. За счет крупных и средних организаций было сформировано более трети (37,2% против 37% в 2010 г.) оборота розничной торговли, субъектами малого предпринимательства обеспечивалось более половины оборота (51,4% против 51%).
На розничных рынках и ярмарках прирост физической массы реализованных товаров сложился значительно ниже (3,1%), чем в организованной торговле. Тенденция снижения доли рыночной и ярмарочной торговли в общем объеме розничных продаж продолжалась (11,4% против 12% в 2010 г.).
Активно функционировали на потребительском рынке области международные, федеральные и региональные торговые сети, которые сформировали 18,4% областного оборота (против 17,1% в 2010 г.) или 39,3% оборота крупных, средних организаций и малых предприятий (против 37,8% в 2010 г.).
Потребительский рынок характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью, о чем свидетельствует постоянный рост количества торговых предприятий: за 2000–2011 годы их число увеличилось вдвое. В 2011 году на потребительском рынке введено в действие 66,6 тыс. кв. м новых торговых площадей. Продолжалось широкое распространение сети экономичных универсамов «Пятерочка», развивалась как в городской, так и в сельской местности сеть магазинов «Магнит» (в конце 2011 года в г. Новочеркасске открылся крупный гипермаркет «Магнит»). Заметно увеличилась сеть салонов сотовой связи, осуществляющая розничную продажу сотовых телефонов и аксессуаров – ОАО «Связной Логистик». Наряду с областным центром получила развитие в муниципальных образованиях области сеть магазинов ТД «Центробувь», открыты крупные обувные магазины федеральной розничной торговой сети ООО «Легкий шаг».
В течение 2011 года сохранялась тенденция последних лет - опережающий рост физического объема реализации непродовольственных товаров (114,3% к уровню 2010 года) по сравнению с продовольственными товарами (102,4%). Это обусловлено успешной реализацией государственной программы утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей и ускоренным ростом приобретения взамен новых автотранспортных средств. Удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли достиг 53,6% (против 51,9% в 2010 г.) при снижении доли продуктов питания до 46,4% (против 48,1 в 2010 г.).
В сфере общественного питания области наблюдалась положительная динамика показателей, прирост оборота к уровню 2010 года в сопоставимых ценах составил 5,7%. В расчете на душу населения в среднем по области оборот общественного питания возрос на 11,7% и составил 5,4 тыс. рублей.
Формировался оборот общественного питания области на 83,4% за счет субъектов малого бизнеса (против 80,7% год назад).
Определяющим фактором, влияющим на изменение конъюнктуры потребительского рынка области, является инфляционная ситуация, которая в течение 2011 года характеризовалась замедлением динамики потребительских цен (к уровню предыдущего месяца), в результате к концу года рост потребительских цен (106,1% к уровню декабря 2010 г.) сложился на 3,3 п.п. ниже, чем в декабре 2010 года, и сопоставим с показателями в среднем по России. Среднемесячный прирост цен составил 0,5% к уровню предыдущего месяца против 0,8% в 2010 году.
Этому способствовала благоприятная ситуация, которая сложилась в 2011 году на рынке продовольственных товаров, в результате принятых мер на региональном уровне по стабилизации цен на социально-значимые продукты питания. Индекс потребительских цен на них по итогам 2011 года составил 103,3% (к декабрю 2010 года), что на 9,9 п.п. ниже, чем в соответствующем периоде 2010 года, а также ниже, чем в среднем по России (3,9%), в среднем по ЮФО (3,7%) и соседнему Краснодарскому краю (5%).
При этом на рынке продовольственных товаров в течение 2011 года наблюдались существенные колебания потребительских цен. Как и в предыдущие годы, удешевление плодоовощной продукции (на 28,6% по сравнению с декабрем 2010 года) стало определяющим и сгладило общий рост цен на продовольственные товары на 3,8 процентного пункта (без учета плодоовощной продукции рост цен на продукты питания составлял 107,1%). Кроме того, замедлился по сравнению с 2010 годом рост цен на молочную продукцию (с 20,1% до 3,5%), в том числе на сыры (соответственно, с 23,5% - до 3,3%). Зафиксирована некоторая стабилизация в динамике потребительских цен на сахар (подешевел на 28,6% к уровню декабря 2010 г.) и крупяные изделия (цены снизились на 6,8%, в т.ч. на гречку – на 29,7%).
В то же время, среди наблюдаемых продовольственных товаров было отмечено существенное удорожание рыбопродуктов (на 10% к уровню декабря 2010 г., в т.ч. на живую рыбу – на 7,4%, охлажденную – на 16,7%). Рост потребительских цен на мясопродукты составил 9,1% (к уровню декабря 2010 г. со значительным опережением цен на говядину - на 22,3%), на баранину - 7,7%, свинину - 6,6%, колбасные изделия - 8,6%.
Вследствие повышения цен сельхозпроизводителей во втором полугодии 2011 года отмечено значительное удорожание яйца куриного (в III квартале - на 40,1%, в IV – на 11,4%), которое в результате подорожало на 7,1%, а также хлебобулочных изделий – на 7,2 - 9%.
Стоимость минимального набора продуктов питания по Ростовской области, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, в декабре 2011 г. составила 2263,41 рубля и выросла к уровню предыдущего месяца на 1,5%. За период с начала 2011 года отмечено удешевление этого показателя на 8,1%.
На рынке непродовольственных товаров области наибольший рост потребительских цен, повлиявший на уровень инфляции в целом, отмечен на табачные изделия (на 18,4%) и нефтепродукты (на 17,2%). Причем, дизельное топливо стало дороже на 29,4%, бензин автомобильный – на 16,5%. В среднем по области индекс потребительских цен на непродовольственные товары сложился на 1 п.п. выше аналогичного показателя 2010 года (106,3% к уровню декабря 2010 г.), при этом на 0,4 п.п. ниже, чем в среднем по России, и на 0,2 п.п. выше, чем по Южному федеральному округу.
Среди составляющих сводного индекса потребительских цен по Ростовской области опережающими темпами с начала 2011 года роcли цены и тарифы на рынке платных услуг (10,23% к декабрю 2010 г.) и сложились на 1,5 п.п. выше аналогичного показателя в среднем по России, на 0,12 п.п. выше, чем в среднем по ЮФО.
Опережающий рост цен и тарифов на платные услуги по сравнению с ростом цен на потребительские товары обусловил умеренные темпы роста объемов платных услуг, предоставленных населению области в 2011 году (102,5% к уровню 2010 года) по сравнению с средними по России (102,9% ).
Объем бытовых услуг, оказанных населению области в 2011 году, в сопоставимых ценах превысил уровень 2010 года на 0,5%, сформирован в основном (на 91,4% против 90,4% в 2010 г.) субъектами малого предпринимательства. При этом на долю граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приходилось 80,1% от общего объема.
Наибольший удельный вес в общей структуре бытовых услуг составляли услуги по ремонту и строительству жилья (58,6%), ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств (13,9%), а также услуги парикмахерских (10,4%).
Скачать в формате .doc (52 Кб)
Смотри также:
Итоги 2010 года
Потребительский рынок