Развитие потребительского рынка Ростовской области в 1 полугодии 2011 года
В июне 2011 года ситуация на потребительском рынке области характеризовалась развитием положительных тенденций.
Замедление инфляционной динамики в июне 2011 года продолжилось как относительно уровня предыдущего месяца (100,03 % против 100,3 % в мае 2011 г.), так и относительно уровня декабря 2010 года (104,6% против 105 % год назад). В результате сводный индекс потребительских цен в Ростовской области сложился ниже аналогичных среднероссийских показателей (соответственно, 100,2 % и 105 %).
Этому способствовало снижение уровня потребительских цен на продовольственные товары, которое отмечалось второй месяц подряд по отношению к предыдущему месяцу (в мае 2011 г. - на 0,05%, в июне - на 0,5%). За период с начала года прирост цен на продовольствие сократился по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 1,8 процентного пункта и составил 4,3 % (к уровню декабря 2010 года).
Стоимость минимального набора продуктов питания по Ростовской области, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, в июне 2011 года снизилась на 1,9 процентного пункта и составила 2614,40 рубля, что на 5,3 % ниже среднероссийского уровня (2761,45 руб.).
Уровень средних цен на непродовольственные товары (102,9 % к декабрю 2010 года) сложился на 0,6 процентного пункта ниже, чем в среднем по России (103,5 %), при этом, на 0,3 процентного пункта превысил аналогичный показатель прошлого года (102,6 %). Это явилось следствием роста потребительских цен на рынке нефтепродуктов (на 1,6 %, в т.ч. дизельное топливо подорожало на 11,5 %, автомобильный бензин - на 10,5 %).
Среди составляющих сводного индекса потребительских цен в июне 2011 года наибольшие темпы роста цен и тарифов отмечались на платные услуги, предоставленные населению области (107,4 % к уровню декабря
2010 года), которые превысили аналогичный показатель 2010 года (106,8%) и среднероссийский уровень (107,2 %). При формировании полугодового значения темпов инфляции, как на рынке платных услуг, так и на потребительском рынке в целом, определяющим стало удорожание к уровню декабря 2010 года жилищно-коммунальных услуг (на 11,9 % против 11,2 % год назад), санаторно-оздоровительных услуг (на 10,8 % против 10,4 %) и услуг пассажирского транспорта (на 10,1% против 2,7 %, в основном за счет сезонного удорожания стоимости проезда в поездах дальнего следования - на 26,1 %). По бытовым услугам отмечались умеренные темпы прироста тарифов (4,6 % против 4,8 % год назад).
В целом за январь-июнь 2011 года уровень инфляции на потребительском рынке области сложился на 2,7 процентного пункта выше уровня соответствующего периода прошлого года (106,9 %). Вследствие сложившейся с начала года тенденции опережающего роста потребительских цен (109,6 %) относительно темпов роста номинальных денежных доходов населения области (107,1 %), в течение I полугодия 2011 г. сохранялась тенденция сокращения денежных доходов населения в реальном выражении. Однако наблюдалось ежемесячное снижение темпов их падения (с 95,4 % в январе 2011 г. до 99,3 % в мае 2011 года), а в июне впервые в 2011 году наметился их рост (на 1,2 % к уровню июня 2010 года).
В результате по итогам I полугодия 2011 г. реальные денежные доходы населения сократились по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 2,3 %.
Сокращение платежеспособности населения отражалось на динамике оборота розничной торговли, темпы роста которого складывались значительно ниже темпов роста его физического объема в аналогичном периоде 2010 года. По итогам января-июня 2011 года оборот розничной торговли превысил уровень соответствующего периода прошлого года на 6,1% (против 11,4 % в январе-июне 2010 года). В то же время позитивные тенденции, наблюдаемые на потребительском рынке области (ввод в действие новых торговых площадей, на 35,4% превышающий уровень I полугодия 2010 года, активизация потребительского кредитования и др.) способствовали росту оборота розничной торговли в расчете на душу населения в среднем по области
(59,9 тыс. руб.) на 14,3 %.
Определяющее влияние на формирование оборота розничной торговли оказывали торгующие организации и индивидуальные предприниматели (вне рынка), оборот которых возрос на 6,5 %, сформировав 88,4 % общего объема оборота (против 88 % в соответствующем периоде 2010 года).
В институциональной структуре формирования оборота розничной торговли существенных изменений не произошло. Сохранялась практически на уровне аналогичного периода 2010 года доля оборота крупных и средних организаций в общем объеме розничных продаж (35,4 % против 35,6 % в январе-июне 2010 года).
Продолжали активно развиваться розничные торговые сети, которые формировали 37 % оборота розничной торговли крупных, средних организаций и малых предприятий и 16,9 % оборота розничной торговли области (это выше аналогичных показателей 2010 года, соответственно, на 1,1 и 0,8 процентного пункта). Наиболее высокие темпы роста оборота розничной торговли отмечались в филиале «Южный» ЗАО ТД «Перекресток», гипермаркетах «Леруа Мерлен», «Реал», ООО «ИКЕА», филиалах ЗАО «Тандер», ООО «Санги Стиль», ТД «Центробувь».
Среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, существенное увеличение объемов реализации (на 36,8 %) отмечалось по организациям с видом деятельности «торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт», что обусловлено активизацией потребительского автокредитования и успешной реализацией государственной программы утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, в рамках которой в I полугодии 2011 г. на территории области было продано 3773 легковых автомобиля.
Несколько сократилась доля оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети вне рынка (28,7 % против 28,5 % в январе-июне 2010 года).
Наблюдался рост удельного веса малых предприятий в структуре формирования оборота розничной торговли (24,4 % против 23,7 % год назад).
Активизировалась торговля на розничных рынках и ярмарках по сравнению с началом года, когда наблюдалось падение физического объема реализации (98,1 % к уровню января 2010 года). Оборот розничной торговли этого сегмента потребительского рынка в январе-июне 2011 года составил 29,9 млрд рублей и возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,7 %. Вместе с тем, его доля в обороте розничной торговли области в сравнении с аналогичным периодом 2010 года продолжала уменьшаться и составила 11,6 % (против 12 % год назад).
По состоянию на 1 июля 2011 года в области действовали 331 ярмарка и 113 розничных рынков, в том числе: 92 – универсального типа и 21 – специализированных, из которых 7 – сельскохозяйственных.
Среднемесячная заработная плата в сфере торговли (по крупным, средним и малым предприятиям и организациям с дорасчетом) в январе-мае 2011 года составила 13,7 тыс. рублей, превысив уровень соответствующего периода прошлого года на 9,6 %. В оптовой торговле заработная плата за этот период составила 15,5 тыс. рублей (рост на 9,4 %), в розничной - 11,7 тыс. рублей (рост на 12,5 %).
По итогам января-июня 2011 года емкость официально декларируемого рынка алкогольной продукции области составила 3229 тыс.декалитров, в т.ч. областного производства – 420,2 тыс.декалитров (97,2% и 100,8% к уровню января-июня 2010 года соответственно).
На долю алкогольной продукции областного производства приходится 18,2% от общего объема поставок для розничной торговли и общественного питания за данный период (без учета слабоалкогольной продукции, которая в Ростовской области не производится), что на 1,3 процентного пункта больше, чем в январе-июне 2010 года.
Оборот общественного питания в области по итогам I полугодия
2011 года в сравнении с аналогичным периодом 2010 года возрос на 2,3 % (в январе-июне 2010 года – 100,1%) и сформировался в объеме 10,3 млрд рублей, в расчете на душу населения – 2,4 тыс. руб. или на 9,1 % выше, чем в январе-июне 2010 года.
Положительная динамика оборота общественного питания обеспечивалась наращиванием оборотов субъектов малого бизнеса (на 4,2 % к уровню января-июня 2010 года), формирующих 82,4 % оборота области (против 80,9 % год назад). В то время как оборот общественного питания крупных и средних организаций за январь – июнь 2011 года сократился на
5,8 %, их доля в общем объеме составила 17,6 % (в январе - июне 2010 года – 19,1%).
По итогам I полугодия 2011 г. крупными, средними, малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями введены в действие объекты общественного питания на 312 посадочных мест.
Объем бытовых услуг населению в январе-июне 2011 года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 5,2 %, уменьшился и его удельный вес в общем объеме платных услуг, предоставленных населению области (12,3 % против 13,6 % год назад).
Отрицательная динамика наблюдалась по услугам по ремонту и строительству жилья и других построек (92,7 % к уровню января-июня 2010 года), формирующим 54,2 % от общего объёма бытовых услуг (в январе-июне 2010 года - 56,1 %). Существенное снижение объемов (на 24,3 %) наблюдалось по услугам по ремонту и индпошиву одежды, индпошиву и вязанию трикотажных изделий, доля которых в общем объёме бытовых услуг также снижалась (5,9 % против 7,1 % год назад), по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий (на 10,8%, доля – 2,7% против 3 % год назад), по ремонту и индпошиву обуви (на 13,8 %, доля – 1,9% осталась на уровне).
Стабильный рост объемов бытовых услуг в январе-июне 2011 г. наблюдался по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств (на 6,9 %), доля которых в общем объеме бытовых услуг возросла на 1,9 п.п. и составила 16,1%). По услугам парикмахерских прирост объемов составил 1,9%, доля увеличилась на 1 п.п. и составила 10,2%). Незначительный рост объемов наблюдался по услугам фотоателье, фото- и кинолабораторий (на 0,5 %), доля возросла на 0,1 п.п. и составила 1,2%.
Индивидуальными предпринимателями по оценке было реализовано 77,5% общего объема бытовых услуг, предоставленных населению области в январе-июне 2011 г, крупными, средними и малыми предприятиями – 22,5 %.
Скачать в формате .doc (55 Кб)
Размещено: 15.08.2011
Смотри также:
Итоги 2010 года
Потребительский рынок