Новый сайт

"Удержать инвестиционный всплеск"

15 сентября 2014 г.

Интервью губернатора В.Ю.Голубева журналу «Эксперт Юг»

В начале сентября Василий Голубев провёл узкую встречу с главредами нескольких южнороссийских изданий; формат позволил перейти в режим живой беседы, перетекающей в дискуссию. А главный пункт дискуссии сейчас, кажется, один — насколько субъекты федерации могут себе позволить вкладываться в развитие.

— Как Ростовская область намерена использовать тему импортозамещения? По каким товарным группам региональные компании смогут ликвидировать возможный дефицит?

— Конечно, в связи с известным указом президента мы несколько переосмыслили возможности, связанные с развитием нашего региона. Он заставил задуматься о расширении производства и развитии перерабатывающей промышленности на основе существующего сельскохозяйственного комплекса. У нас сегодня 7,8 процента производства на территории области требуют импортозамещения, основная часть этой продукции — мясо говядины, свинины, даже птицы. Очевидно, что по мясу птицы мы к 2015 году практически удвоим производство путём возвращения на рынок нашего «Оптифуда».

Есть возможность увеличить производство говядины, свинины. Нам требуется работа по расширению выпуска молочных продуктов — молока, сыров, сливочного масла. Мы также расширим переработку рыбы: в ближайшее время в Азовском районе откроем завод на

15 миллионов банок переработанной рыбной продукции в год. В нашем приоритете также консервное производство, переработка овощей. У нас производится более 800 тонн овощей, а реально перерабатывается чуть больше трети. Есть возможность увеличить эту долю — тем более, что производства не загружены. Для повышения загрузки потребуются примерно полтора-два года, для поднятия производства — несколько больше: нужно будет строить новые цеха, закупать оборудование.

То же самое касается промышленного импортозамещения. Традиционно часть запчастей для наших заводов поставлялась с Украины, из Луганской области. Сегодня у нас есть возможность самим этим заниматься. Я считаю, что нужно прежде всего работать над локализацией промышленного производства, а не конструкторы собирать. Мы сейчас разрабатываем проект модернизации транспортной системы в Ростове, говорим о новых видах трамвая. Некоторые нынешние трамваи поставляют из стран Европы. Не так давно я встречался с «Трансмашхолдингом», говорили о производстве трамваев. В Москве они уже работают. Посмотрите на наши города: Новочеркасск, Таганрог, Шахты, Ростов. В Таганроге половина населения пользуется трамваями, которые, как вы знаете, допотопны.

Новые возможности для компаний появились в связи с дополнительным спросом сетей или в связи с дополнительным мерами поддержки?

— Прежде всего благодаря спросу сетей, точнее — спросу потребителя. Раз спрос есть, полки могут быть заполнены. Не в ущерб качеству, конечно.

Есть отрасли, в которые инвестиции идут очень неохотно — например, производство говядины. Чисто рыночных колебаний, которые происходят сейчас, может не хватить для того, чтобы сделать эту сферу привлекательной для инвестиций. Должен ли региональный бюджет как-то поддерживать такие отрасли?

— Должен, и не только региональный, но и федеральный. Говорить нужно не только об увеличении поголовья животных, но и о создании так называемого родительского стада. Мы должны иметь своё производство молодняка, а оно налаживается не год, а десятки лет. Идёт субсидирование из областного бюджета, но необходимы новые рычаги, стимулирующие развитие растениеводства и животноводства. Это очень актуальная тема для нашего региона. Мы будем двигаться в этом направлении.

— А как вы планируете двигаться? Я знаю, что Краснодарский и Ставропольский край сейчас пересматривают свои программы развития сельского хозяйства.

— Мы живём в рамках одного бюджета, и нужно понимать, чем стоит жертвовать. Если бюджет не направлен на развитие, то произойдёт стагнация. Мы будем корректировать наши планы на 2015–2017 годы по поддержке сельского хозяйства.

— Кто будет инвестором «Оптифуда»?

— Я взаимодействую с Промсвязьбанком, который готовится подписать в сентябре окончательное соглашение с кредитором. Я поставил некоторые условия по «Оптифуду», и эти условия я когда-то выставлял Оболенцеву (Иван Оболенцев — владелец компании.

«Эксперт ЮГ»). Такой крупный комплекс — до 100 тысяч тонн мяса в год — не может развиваться без кормовой базы. А у него не было ни комбикормового завода, ни площадей для хранения. У них есть потребность в земле около 100 тысяч гектаров. Банк принял решение построить комбикормовый завод, его стоимость — в районе пяти миллиардов. Они его построят и обеспечат себе перспективу на долгое время.

Как реализуются соглашения на большие суммы, подписанные вами с инвесторами на Сочинском форуме в прошлом году? Какие соглашения планируется подписать на ближайшем форуме?

— Окончательную сумму назовём после мероприятия. Нужно разделить прошлогодние соглашения на две составляющих: соглашение с ВЭБом и всё остальное. В этом году всё остальное будет заметно больше, чем в прошлом. В прошлом году, помимо ВЭБа, мы подписали соглашений где-то на 54 миллиарда рублей. Сейчас думаем, что будет больше ста миллиардов. Всего же на форуме мы представим проекты общим объёмом где-то 950 миллиардов рублей.

Почему я сейчас не упоминаю ВЭБ? Потому что это проекты, предполагающие схему частно-государственного партнёрства, оно имеет свою специфику. Практики реализации таких проектов у нас пока нет. Мы создали с ними совместную структуру для консультирования наших бизнесменов.

Чем вы объясняете этот всплеск? Ведь инвестиционная активность в нынешнем году достаточно низкая.

— Думаю, этот всплеск мы будем наблюдать и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе. Среднесрочная — до пяти ближайших лет, долгосрочная — до 2025 года. У нас есть темы, находящиеся либо в состоянии соглашения, либо в виде уже готовящихся меморандумов, которые подтверждают, что инвестактивность в Ростовской области уменьшаться не будет. Я бы выделил основополагающие вещи: модернизация транспортной системы, индустриализация. На форуме в Геленджике мы подпишем меморандум о создании вертолётного кластера между федеральным Минпромом и правительством области. Меморандум — ещё не соглашение, но в нём появится конкретика: будет расписана «дорожная карта» перемещения «Роствертола» на площадку в район Батайска. К нему при этом добавится ещё несколько производств. Объём инвестиций на первом этапе — около 20 миллиардов рублей. Это предварительные оценки, однако сам факт подписания подтверждает серьёзность намерений.

Отдельно я бы выделил промышленность строительных материалов. Несколько проектов уже на выходе: завод по производству труб для ЖКХ, ряд предложений по изготовлению строительных конструкций. Может быть, нас к этому подтолкнула подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года, но мы понимаем, что наш рынок требует производства промышленно-строительных материалов. Сегодня проекты приобретают конкретные очертания.

По итогам 2013 года я стараюсь отказываться от «подписания меморандума». Они могут быть подписаны и в рабочем порядке. Мы стремимся к заметно большей конкретике, чем в меморандуме, который можно растягивать по времени. Поэтому соглашения 2014 года будут контрактами, которые проработаны до стадии их практической реализации.

— Вы в этом году подняли тему доработки системы поддержки малого и среднего бизнеса. Система привлечения инвестиций в регионе последние годы строилась на работе с крупными инвесторами. Кажется, если здесь будет долгосрочный рост, про малый и средний бизнес можно ещё лет десять не думать. Вы принимали решения по корректировке системы поддержки?

— Малый и средний бизнес занимает важное место в экономике. Нереализованных возможностей в нём больше, он традиционно развивается рядом с крупными проектами. Взять последнее совещание по развитию площадки в районе завода «Гардиан». Туда претендентами приходят представители МСБ. Любые крупные проекты насыщаются сопутствующими производствами. Ради малого и среднего бизнеса велась большая работа по упрощению процедур при ведении предпринимательства. Мы выполнили 15 стандартов инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив — и АСИ это подтверждает. Буквально сегодня я слушал доклад о деятельности наших многофункциональных центров — вопросы регистрации бизнеса теперь переносятся туда для упрощения процедуры, чтобы предприниматели не ходили по чиновникам и максимально быстро получали услугу. Как вы думаете, сколько человек воспользовались услугами МФЦ в Ростовской области?

Может быть, треть населения?

— Два миллиона человек! Это почти половина. Сегодня я включаю в МФЦ федеральные, новые муниципальные, областные услуги. Мы запустили принцип экстерриториальности: если раньше я должен был идти в свой район за услугой, то теперь малый бизнес может прийти туда, куда ему удобно, и там получить эту услугу. Сокращены сроки прохождения процедур. Я думаю, такие вещи начнут «выстреливать».

— Как вы считаете, будет ли меняться экономический профиль Ростова? Ведь в последние годы город не предлагается как площадка для размещения новых предприятий. Более того, некоторые предприятия будут выноситься за городскую черту.

— Соглашусь, сегодня Ростов не имеет площадей для развития предприятий. Но, во-первых, площади «Ростсельмаша» задействованы не в таком объёме, как это было прежде. При этом предприятие не только растёт по линейке производимых комбайнов, но и быстро меняет эту линейку. Во-вторых, мы действительно планируем вынести часть производства за пределы Ростова, но площадка «Роствертола» останется. Мы хотим развивать площадку «Ростсельмаша», «Роствертола», НЗСП в Новочеркасске, есть площадки в Таганроге. Площади есть, их нужно задействовать. Мы задействуем всю Ростовскую область. Московская промышленность тоже уходит в область. Надо говорить о регионе в целом.

— По поводу области в целом — нет сомнений, что у неё выражен вектор развития. По поводу Ростова сомнения есть. Кажется, городу не хватает больших ярких проектов, по которым было бы видно, что он развивается.

— А в чём заключается развитие? Построить новый «Роствертол»?

— Приведу пример — Город спорта в Краснодаре. Там губернатор решил, что город, в котором живут

18 олимпийских чемпионов, должен принимать соревнования мирового уровня. И сейчас там создаётся город из дворцов спорта, на который гости пока что посматривают с боязнью. Может, Ростову нужны подобного рода проекты?

— Таким проектом является развитие левобережной зоны. Этот проект — лет на 25. Левобережная зона — новый вектор развития Ростова. Те, кто идёт туда строить, должны разделять нашу идеологию. Необходимо понимать, что произойдёт через 10 лет, а не просто «шанхай» строить, а потом разбирать. На левом берегу мы хотим создать и спортивный кластер, и рекреационную зону, но её нужно построить так, что там должно хотеться жить, отдыхать. Это — часть Ростова, которая будет заметно выделяться. У нас есть три этапа развития левобережья. Первый этап будет реализован к 2018 году: это всё, что связано со стадионом, фан-зоной, с модернизацией транспортной инфраструктуры, двух Аксайских и обоих Ворошиловских мостов, транспортный обход Ростова со стороны северного въезда, начало реализации обхода со стороны Аксая. Мы хотим сделать так, чтобы ни одна магистраль не врезалась в Ростов, а вливалась в транспортное кольцо, позволяющее объехать город. Программа 2015 года будет отличаться, она примет очень конкретные очертания. На повестку дня встанут такие темы, как обслуживание туристов, волонтёрское движение, улицы, фасады и парки города. Я рассчитываю, что в 2015 году нашу работу заметят жители области.

Дальше — лет через пять 400 гектаров появится в районе аэропорта. Новый кусок, очень приличный, который должен стать чем-то интересным, а не просто застройкой. Освободятся территории «Роствертола». Мы тоже будем думать, что там делать. Уже в сентябре мы выходим на строительную площадку стадиона для чемпионата и на площадку аэропорта «Южный».

— У вас есть какой-то шорт-лист индикаторов, которые будут актуальны на ближайший период?

— У Ростовской области есть хорошая динамика за 2013 год, и принципиальным является сохранение этой динамики в 2014 году. Приоритетом будут те семь «И», которые я обозначил. Напомню, что добавились «интеллект» и «индустриализация». Причём нам нужно развивать не только крупную промышленность, но и производства в сфере малого и среднего бизнеса. Участие этого бизнеса в экономике может быть значительно больше.

Ещё один приоритет — развитие строительства и территорий. За строительством идут промышленность стройматериалов, развитие инфраструктуры, создание рабочих мест. Нам сегодня мешает недостаточное инженерное обеспечение, большая изношенность инфраструктуры. Ни о развитии строительства, ни о развитии промышленности мы не сможем говорить, если муниципалитеты не будут иметь бюджетов на развитие и модернизацию инфраструктуры. Если не заниматься инфраструктурой в моногородах, никто туда не придёт. Хотя бюджет на 2015–17 годы будет социально ориентированным.

— При этом у вас очень консервативная финансовая политика.

— Дайте немного времени.

— У правительства есть планы организации облигационных займов?

— Конечно. Консерватизм — это продолжение той политики, которую регион вёл много лет. Но мы подошли к ситуации, когда без этого нельзя будет развиваться. Нельзя брать займы на текущие расходы, нужно брать только на развитие. У нас хорошие показатели долга — 19 процентов от бюджета. Я рассчитываю, что уже в 2015 году мы подойдём к конкретным шагам в этом направлении.

Владимир Козлов

Постоянный адрес интервью - http://expert.ru/south/2014/38/uderzhat-investitsionnyij-vsplesk/

Размещен:Размещено:
23.09.2014 16:52:20|
Изменено:
23.09.2014 16:53:26|
Количество просмотров:
16

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации