Полномочия по государственному контролю в области охраны окружающей среды осуществлялись в соответствии с планом проверок, утвержденным Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Согласно плану предполагалось провести 1437 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих в процессе хозяйственной деятельности негативное воздействие на окружающую среду, в том числе 116 проверок, в которых в качестве объектов контроля выступают органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения.
Фактически проведено 1160 проверок из намеченных планом (в 2009 году - 1408). Одной из основных причин не проведения 277 (19,2%) проверок, предусмотренных планом, является отсутствие юридического лица или индивидуального предпринимателя по адресу государственной регистрации и невозможность установить его местонахождение в сроки, предусмотренные планом.
При проведении плановых проверок выявлено 4291 нарушение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды. По выявленным нарушениям к административной ответственности привлечено 1125 должностных лиц, 20 лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, и 310 юридических лиц, наложено штрафных санкций на сумму 10026,0 тыс. рублей, выдано 904 предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
В рамках контрольных мероприятий особое внимание обращалось на своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней. Выявлено 461 нарушение, по которым наложены штрафы на сумму 3193,5 тыс. рублей. В результате природопользователи вносили плату за негативное воздействие на окружающую среду и представляли в комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов (далее комитет) подтверждающие документы.
Одним из основных направлений деятельности государственных инспекторов являлся контроль за устранением выявленных нарушений. С этой целью проведено 427 внеплановых проверок (в 2009 году - 342) по выполнению выданных ранее предписаний. В 127 случаях установлено, что нарушения в предписанный срок не устранены, в результате к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ по протоколам, составленным государственными инспекторами комитета, мировыми судьями привлечены к административной ответственности 50 должностных и 77 юридических лиц, на них наложены административные штрафы на сумму 652,3 тыс. рублей.
По результатам внеплановых проверок повторно выдано 175 предписаний и установлены новые сроки устранения нарушений.
В 2010 году от природопользователей в комитет поступило более 400 ходатайств о переносе сроков исполнения предписаний. Практически все ходатайства связаны с продлением сроков устранения нарушений по разработке нормативно-технической документации (проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферу, разработка проекта нормативов допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, разработка паспортов опасных отходов, разработка паспортов газопылеулавливающих установок, разработка проектов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты), ее согласованию в установленном порядке федеральными органами государственной власти и получению разрешительных документов. Анализ ходатайств показал, что несвоевременное исполнение предписаний вызвано длительными сроками разработки нормативно-технической документации, длительными сроками их согласования и непосильными для предприятий малого и среднего бизнеса (более 90% объектов плановых проверок в 2010 году) финансовыми затратами, связанными с оплатой этих работ, а также осуществляемой реорганизацией Управлений Ростехнадзора и Росприроднадзора по Ростовской области. По результатам рассмотрения, с учетом представленных природопользователями документов, подтверждающих проведение процедуры разработки нормативно-технической документации или передачи ее на согласование в федеральные органы государственной власти, 379 ходатайств удовлетворено, по 1169 ранее выявленным нарушениям установлены новые сроки их устранения.
Таким образом, из назначенных к устранению по состоянию на 31.12.2010 года 3179 нарушений, фактически устранено 1766, что составляет 55,6% (в 2009 году – 30%).
Одной из наиболее эффективных мер выявления и пресечения нарушений в сфере охраны окружающей среды в 2010 году стало проведение административных расследований.
В течение 2010 года в комитет, как по телефону «горячей линии», так и письменно, поступала информация от граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления о нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды. При наличии признаков нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды государственными инспекторами проводились административные расследования.
Всего проведено 85 административных расследований и в 81 случае поступившая в комитет информация о нарушениях требований законодательства в области охраны окружающей среды подтвердилась. По результатам административных расследований возбуждено 81 дело об административных нарушениях, при рассмотрении которых вынесено 69 постановлений о наложении на виновных лиц административных штрафов на общую сумму 855,8 тыс. рублей.
По одному административному делу, возбужденному специалистами комитета по факту вырубки зеленых насаждений в Аксайском районе, административный материал (ст. 5.3 Областного закона «Об административных правонарушениях») направлен для рассмотрения по подведомственности в муниципальную административную комиссию Аксайского района. По результатам рассмотрения на нарушителя наложен штраф в размере 5,0 тыс. рублей.
В рамках взаимодействия с правоохранительными органами в 2010 году государственные инспекторы комитета по требованиям прокуроров приняли участие в 83 проверках, проводимых органами прокуратуры Ростовской области. По всем проверкам подготовлены справки и переданы прокурорам для формирования материалов проверок и возбуждения административных дел.
В соответствии с компетенцией, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Областным законом «Об административных правонарушениях», уполномоченными должностными лицами комитета рассматривались дела об административных правонарушениях, возбужденные должностными лицами органов прокуратуры, органов внутренних дел, Депохотрыбхоза, органов местного самоуправления.
Всего за 2010 год на рассмотрение из вышеперечисленных органов в комитет поступило 379 административных материалов, по результатам рассмотрения которых наложено штрафов на сумму 4092,5 тыс. рублей.
Всего уполномоченными должностными лицами комитета в течение 2010 года рассмотрено 1907 административных дел, возбужденных государственными инспекторами комитета и поступивших из иных контролирующих и правоохранительных органов. По результатам их рассмотрения наложено административных штрафов на сумму 15824,6 тыс. рублей.
Фактически оплачено 12220,3 тыс. рублей, что составляет 77,2 % от суммы наложенных штрафов (в 2009 году – 80,3%).
В соответствии с нормами, установленными ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по вынесенным постановлениям в комитет поступили ходатайства о предоставлении рассрочки по оплате 67 административных штрафов. Все ходатайства удовлетворены. По состоянию на 31.12.2010 года срок рассрочки по уплате штрафов не истек по 6 постановлениям на общую сумму 163 тыс. рублей.
Для возбуждения дел по принудительному взысканию штрафов с уклоняющихся от их своевременной уплаты лиц специалистами комитета в 2010 году направлено 148 писем в территориальные отделы Федеральной службы судебных приставов.
В отношении ряда неплательщиков государственными инспекторами составлено и направлено в мировые суды 36 протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ (несвоевременная оплата штрафа). По информации, поступившей из мировых судов, по указанным протоколам вынесены решения о наложении административных штрафов на сумму 646,0 тыс. рублей.
Из 1907 вынесенных уполномоченными должностными лицами комитета постановлений о привлечении должностных, юридических и физических лиц к административной ответственности в виде штрафа, было обжаловано 62 постановления, что составляет 3,3% от общего количества. Из 62 обжалованных постановлений 45 оставлено в силе, а жалобы заявителей без удовлетворения, 17 постановлений отменены в связи с допущенными, по мнению Арбитражного суда РО, нарушениями процессуального и материального права, в том числе из 1528 постановлений, вынесенным по протоколам, составленным инспекторами комитета, обжаловано 35 (2,2%), отменено решением суда – 6, что составляет 0,3% от количества вынесенных постановлений.
Контрольными мероприятиями за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды, проведенными в 2010 году государственными инспекторами комитета самостоятельно, либо во взаимодействии с правоохранительными и другими органами государственной власти, было охвачено 1757 хозяйствующих субъектов и 98 муниципальных образований.
Анализ выявленных по результатам контрольных мероприятий нарушений позволяет сделать вывод, что, как и в предыдущие годы, наибольшее количество нарушений законодательства выявляется в сфере обращения с отходами производства и потребления (34%), в сфере охраны атмосферного воздуха (17%), в сфере недропользования и земельного законодательства (12%), в сфере охраны и использования водных объектов (6%). Значительная часть выявленных нарушений связана с несвоевременным внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду – 23%.
Основными нарушениями, выявленными в ходе контрольных мероприятий в отношении органов местного самоуправления, по-прежнему являются: несовершенство, либо полное отсутствие системы сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципальных образований и, как следствие, наличие несанкционированных очагов размещения отходов, нарушение требований санитарно-эпидемиологических и природоохранных требований при эксплуатации свалок и полигонов ТБО.
В ряде муниципальных образований нарушаются требования законодательства по использованию и охране водных объектов вследствие неисправности канализационных систем хозяйственно-бытовых сточных вод и неэффективной работы очистных сооружений канализации, ненадлежащего технического состояния, как правило, бесхозных сетей ливневой канализации, размещение жилых и инженерно-технических строений в водоохранных зонах водных объектов без обеспечения специального режима использования этих земель.
Основные причины этих нарушений имеют как объективный характер (отсутствие необходимых финансовых средств в местных бюджетах, отсутствие спецтехники и соответственно средств на ее приобретение, отдаленность населенных пунктов от мест разрешенного складирования ТБО, отсутствие предприятий по извлечению и переработке вторичных ресурсов ТБО, а также объектов утилизации отходов, соответствующих требованиям законодательства), так и субъективный характер, т.е. бездействие администраций органов местного самоуправления.
Так, в 2010 году, в комитет неоднократно обращались жители населенных пунктов с вопросами, которые не требуют вмешательства областных структур и достаточно оперативно могли быть решены на уровне администраций районов г. Ростова-на-Дону. Однако, только после вмешательства комитета был ликвидирован свалочный очаг на месте заброшенного жилого дома по ул. Журавлева, приведены в порядок контейнерные площадки в районе школы № 82 по ул. Немировича-Данченко, построена выгребная яма для сбора сточных вод на садовом участке СНТ «Северная Ривьера», проведены работы по расчистке от мусора балки Рябинина и береговой полосы р. М.Донец в районе пос. Ливенцовка, намечены мероприятия по обеспечению сбора бытовых отходов из жилых домов ул. Каратаева и рекультивации стихийной свалки в указанном районе г. Ростова-на-Дону, найдена и обустроена новая площадка для накопления отходов СНТ «Энтузиаст» в Синявском сельском поселении, администрацией Кагальницкого сельского поселения приняты меры по ликвидации стихийной свалки и сброса жидких бытовых отходов на почву в с. Кагальник, установлен виновный в организации свалочного очага бытовых и органических отходов на землях Синявского сельского поселения вдоль автодороги Ростов-Таганрог и приняты меры по очистке территории.
Во многих муниципальных образованиях органами местного самоуправления не разработаны и не приняты правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, до сведения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и жителей населенных пунктов не доводится информация об ограничениях, связанных с использованием водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов общего пользования. В результате состояние водных объектов, подверженное техногенному воздействию, постоянно ухудшается.
В связи с ненадлежащим состоянием водных объектов - балки Безымянная, Кизитериновская, Кульбякина, приведшим к подтоплению жилых строений, расположенным в водоохранных зонах, государственными инспекторами по использованию и охране водных объектов проведено обследование этих территорий.
По результатам обследования совместно с администрацией г. Ростова-на-Дону намечены мероприятия по приведению водных объектов в состояние, отвечающее требованиям природоохранного законодательства. Частично мероприятия реализованы в 2010 году, для реализации всего комплекса мероприятий решается вопрос по их финансированию.
Несмотря на постоянный контроль со стороны комитета, в течение нескольких лет администрацией г. Ростова-на-Дону не принимаются действенные меры по прекращению функционирования несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов вблизи от жилой застройки Ростовского моря. Также в течение 2-х лет администрацией города не решается вопрос по прекращению сброса необеззараженных канализационных вод на почву от жилых домов в пос. Адамас, на ул. Нижнебульварная и в застройке Декоративные культуры.
Характерными нарушениями, выявляемыми в ходе проверок хозяйствующих субъектов, являются: отсутствие учета образовавшихся, использованных, размещенных и переданных другим лицам отходов производства и потребления, отсутствие разработанных и утвержденных паспортов на опасные отходы производства и потребления, несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствие проектов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, отсутствие проектов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и, как следствие, отсутствие разрешительных документов на допустимое негативное воздействие на окружающую среду. Практически все указанные нарушения допускаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в основном относящимся к сфере малого и среднего предпринимательства, в связи с незнанием требований законодательства в области охраны окружающей среды. Исходя из этого, наряду с применением мер административного воздействия, специалистами комитета постоянно ведется разъяснительная работа с природопользователями и оказываются все необходимые консультации по вопросам компетенции комитета.
Большинство из выявленных нарушений добровольно устраняются природопользователями с учетом их финансового положения.
В то же время имеются и недобросовестные природопользователи, знающие требования законодательства, но не желающие их выполнять в полном объеме.
Так, в течение 2009-2010 годов комитетом рассмотрено более 15 обращений по вопросу негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого ООО «Росткапитал-Юг», ООО «Росткапитал», ООО «ТД Росткапитал». В ходе проверок установлено, что деятельность предприятия по производству мастики, кровельных материалов осуществляется с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства: отсутствует разрешительная документация в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, не соблюдается режим санитарно-защитной зоны, имеют место факты несанкционированного размещения отходов, захламления земель и т.д. Комитетом неоднократно проводились проверки по выполнению предписаний по устранению нарушений природоохранного законодательства, материалы о нарушении сроков исполнения направлялись в мировой суд. Материалы проверки по факту нарушения предприятием режима санитарно-защитной зоны направлены по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области. Материалы проверок ООО «Росткапитал Юг» также направлены в прокуратуру Ростовской области и прокуратуру Советского района г. Ростова-на-Дону, подготовлен и направлен иск о запрете производственной деятельности предприятия до устранения нарушений в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону.
В 2010 году вынесено решение о запрете производственной деятельности ООО «Росткапитал Юг» до устранения выявленных нарушений. В настоящее время, по имеющейся в комитете информации, предприятие «Росткапитал Юг» не осуществляет производственной деятельности на территории г. Ростова-на-Дону. Оборудование подготовлено к демонтажу.
В 2006-2007 гг., в связи с неоднократными обращениями граждан, комитетом проводились проверки соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Фарина». В ходе проверок установлено, что на предприятии, осуществляющем деятельность по производству костной муки, отсутствует природоохранная разрешительная документация, осуществляется сброс неочищенных сточных вод на почву. По итогам контрольных мероприятий, в том числе внеплановых, по выполнению предписаний, к ООО «Фарина» применялись меры административного воздействия (общая сумма штрафов составила 368 тыс. руб.). Материалы дел направлялись в прокуратуру Ростовской области для принятия мер прокурорского реагирования. По итогам работы, проведенной контролирующими органами, руководством ООО «Фарина» были предприняты меры по устранению нарушений природоохранного законодательства. На предприятии были проведены работы по монтажу оборотного цикла, который позволил исключить сброс неочищенных сточных вод на почву, разработана природоохранная разрешительная документация, проведена рекультивация нарушенных земель. Однако в 2010 г. от жителей с. Головатовка поступили новые обращения с жалобами на негативное воздействие ООО «Фарина».
По результатам проверки, проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой Ростовской области с привлечением специалистов Ростоблкомприроды, ТУ Роспотребнадзора по РО, установлено, что предприятием не соблюдаются условия выданного разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (не осуществляется ежегодный производственный контроль на организованных источниках выброса, учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух), имеют место факты смешения твердых бытовых и биологических отходов (отходы убоя и переработки животных). По фактам выявленных нарушений в отношении ООО «Фарина» возбуждены дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых, виновные привлечены к ответственности в виде штрафа на сумму 170 тыс. рублей.
Одним из острейших вопросов в сфере государственного контроля в области охраны окружающей среды является вопрос незаконного недропользования, в частности, незаконная добыча тонкоплитчатого выветрелого песчаника (пластушки).
В течение 2009 г. и 2010 г., по инициативе комитета проводилась работа по координации деятельности природоохранных, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.
В частности, по вопросу противодействия незаконной добыче пластушки неоднократно проводились совещания с участием всех заинтересованных органов, подготовлены методические рекомендации для органов местного самоуправления по инвентаризации земель, нарушенных при разработке общераспространенных полезных ископаемых, для органов внутренних дел по составлению протоколов о незаконном недропользовании.
Этот вопрос был рассмотрен на заседании Координационного совета по охране окружающей среды и природопользованию Администрации области.
Результатом явилась активизация работы правоохранительных органов по выявлению незаконных недропользователей. В течение 2010 года выявлено 34 незаконных недропользователя, в том числе 28 физических лиц, 4 должностных и 2 юридических. Общая сумма штрафов, наложенных по ст. 7.3 КоАП РФ, составила 521 тыс. рублей. Положительным фактом является то, что два недропользователя, привлеченные к административной ответственности, уже получили в 2010 году лицензии на право пользования недрами.
Одновременно, в рамках государственного геологического контроля в деятельности ряда предприятий выявлены существенные нарушения условий, предусмотренных лицензиями на право пользования недрами. В связи с выявленными нарушениями отозвана лицензия у ЗАО «Волошино» и ограничено право пользования недрами на 1-1,5 года в части добычи полезного ископаемого ООО «Югпесокресурс», ГУП РО «Верхнедонское ДРСУ», ООО «Донземстрой», ОАО «Глубокинский кирпичный завод», ИП Оселедкина Е.В.
Смотри также:
Итоги 2009 года
Раздел "Природные ресурсы"