Новый сайт

Развитие внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательства

Выступление директора департамента предпринимательства Ростовской области А.Н.Палагиной на заседании МВК по устранению административных барьеров

23 сентября 2010 года

Уважаемые участники!

Внешнеэкономическая деятельность донских предпринимателей является одной из приоритетных при оказании государственной поддержки.

Всем известно, что ее особенностью является заключение на взаимовыгодных условиях контрактов с зарубежными партнерами. С одной стороны, это является более широким (международным) общественным признанием предпринимательской деятельности. С другой – финансовое бремя экспортных процедур, сроки оформления поставок, сложности механизмов таможенного и валютного контроля создают дополнительные барьеры для внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Совокупные затраты по таможенному оформлению в России одни из самых высоких в мире, задержки при международных торговых операциях достигают критических значений [1].

Не случайно в ходе своего выступления на IX Инвестиционном форуме в г.Сочи председатель Правительства В.В. Путин отметил, что поставлены серьезные задачи перед таможенными органами: «таможенные процедуры должны быть максимально простыми и быстрыми».

В связи с чем, считаю необходимым сегодня затронуть вопросы, решение которых возможно и на региональном уровне.

Ростовская область является регионом, где динамично развиваются внешнеторговые связи со 142 странами мира, из которых 117 стран - это страны импортеры ее продукции. Традиционно, область занимает лидирующие позиции по уровню внешнеторгового оборота среди регионов ЮФО.

Вместе с тем, серьезными последствиями финансово-экономического кризиса стало снижение внешнеэкономического оборота за последние 2 года. По итогам 1-го полугодия 2010 года – 3 млрд. 125 млн. долларов  – это объем, который только приближается к «до кризисному» 2007 году. Количество участников внешнеэкономической деятельности упало до критической отметки с 3212 – в 2007 году до 1900 - в 2009 году [2].

При этом всем понятно, что сокращение объема экспортно/ импортных  операций – это одно, а прекращение внешнеэкономической деятельности – это потеря деловых партнеров, рынков сбыта, существенная уступка в конкурентной борьбе.

Администрацией области принимается ряд мер в данном направлении. Действует областная целевая программа по поддержке экспорта в Ростовской области. По сути, это комплекс мероприятий по содействию увеличению числа организаций-экспортеров, количества стран – внешнеторговых партнеров Ростовской области. Действует областная целевая программа развития субъектов малого и среднего бизнеса на 2009-2011 годы, в рамках которой в отдельный комплекс мероприятий вошла поддержка внешнеэкономической деятельности. Так, для малых и средних предприятий предусмотрена компенсация затрат на сертификацию по международным стандартам, участие в российских и зарубежных выставках, субсидирование процентных ставок по привлекаемому кредиту.

Приоритетным это направление признано и на федеральном уровне. Так, Минэкономразвития России подготовлен проект постановления по дополнительному финансированию мероприятий направленных на поддержку экспортеров в сумме 2 млрд. рублей.

Однако, государство не может, выделяя значительные бюджетные средства, с одной стороны, устанавливать препоны для предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, с другой стороны. А это именно так и происходит, количество всевозможных административных барьеров при обращении в таможенные органы превышают все разумные пределы.

На недавно состоявшемся заседании общественно-консультативного совета по таможенной политике при Федеральной таможенной службе с участием бизнес-сообществ, прозвучала информация о том, что 25 % фирм, участвующих во внешнеэкономических операциях, лишь один раз «засвечиваются» на таможне, после чего исчезают. 70% всех участников носят признаки компаний-однодневок. [3] Мнение таможенных органов понятно - предприятия пытаются использовать «серые», мошеннические схемы и с этим надо бороться. Но есть и другая сторона медали. А все ли на самом деле мошенники? Что-то, подсказывает, что у многих, особенно начинающих участников внешнеэкономической деятельности, после первого общения с таможенниками желание работать дальше напрочь пропадает.

В настоящее время на первое место бизнес ставит проблему нарушения таможенными органами порядка корректировки таможенной стоимости грузов. Несмотря на предоставление декларантом всех необходимых для подтверждения таможенной стоимости документов, таможенные органы не обосновано отказываются от 1-го метода определения таможенной оценки. А также все остальные 4 метода также игнорируются, которые должны производиться путем последовательного применения, для использования 6-го резервного метода [4]. Вместе с тем, таможенный орган обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, чего не происходит. Применение указанного метода влечет за собой увеличение фискальной нагрузки, сроков таможенного оформления. Бизнес задается вопросом «неужели задачи таможенных органов исключительно фискальные?»

По сути, нарушается не только действующее таможенное законодательство, но и нормы международного права и обще принятой международной практики. Данные факты не единичные, они распространенны повсеместно, о чем свидетельствуют многочисленные судебные решения.

Необходимо разобраться, что  является тому причиной – несовершенное законодательство, либо, так называемый, человеческий фактор. Ведь от подобных ситуаций проигрывают все:

  • Бизнес несет колоссальные издержки по судебным процедурам,  по замороженным оборотным средствам, которые в нерастаможенном товаре на складах временного хранения. По оценкам предпринимателей сроки оборачиваемости  искусственно увеличиваются в 4-5 раз, а это - недополученные налоги в бюджет, и как результат, существенный рост цен для конечного потребителя.
  • Государство не только возмещает по судебным решениям издержки, но и имеет, по большому счету, слабый, неконкурентоспособный малый и средний бизнес, которому нет выхода на внешние рынки уже на российской границе.

 

Другая проблема для предпринимателей при таможенном оформлении – отсутствие у таможенных органов четкого перечня требуемых документов от участников внешнеэкономической деятельности. В ходе совещания по вопросам инвестиционного климата в России 16 августа, Д.А. Медведев сокрушался по поводу количества документов необходимых для таможенного оформления: «для экспорта товаров из России в среднем приходится оформлять 8 документов, а в других странах - лишь 4. Для импорта в Россию требуется 13 всевозможных согласований, иностранные же таможни обходятся 6. В итоге по привлекательности для взаимодействия с таможенными органами наша страна занимает 93-е место из 119 стран мира».
Вместе с тем, практика показывает, что количество обязательных документов – более 10 [5]. Кроме того, обычным делом стал запрос о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости, включающий перечень из 22-х позиций.

Положения, содержащие нормы расширительного толкования, признаются коррупциогенными факторами. К чему и относится отсутствие исчерпывающего перечня документов. Более того, в качестве одного из таких документов требуются «пояснения о физических и химических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование», что, тянет на серьезный научный труд, но не на рядовой документ в хозяйственном обороте.

Запрошенные документы, как правило, рассматриваются таможенными органами не спеша, есть случаи, когда срок составляет до 3-5 месяцев, и   далее выпускается полная грузовая таможенная декларация. И только после этого у участника ВЭД появляется  возможность обратиться в арбитражный суд для признания действий таможни незаконными. Таким образом, средства выводятся из оборота у предприятия на 9 и более месяцев, наносится экономический ущерб предприятию, что отрицательно сказывается на репутации страны в глазах иностранных деловых партнеров. [6]

Своевременным является разработка, и надеемся скорое принятие, Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Лейтмотив нового национального закона – сокращение сроков оформления товаров и количества документов на границе. Например, для некоторых несырьевых товаров, экспортируемых из России без уплаты пошлин, установлен лимит – 4 часа. За 19 минут, а впоследствии в 2 раза быстрее, должны укладываться таможенники, «сортируя» грузы на автомобильных пунктах пропуска.

Сжатые сроки и минимум документации требуют новых технологий оформления. По задумке федеральных властей, с 1 января 2011 года все российские таможенники должны перейти на прием деклараций в электронным виде. В целом по России доля электронных деклараций составляет около 18 %, что крайне мало, в ЮФО – 16,5%. А на упрощенные процедуры подачи деклараций, требующие максимального раскрытия информации о сделках и перемещениях товара, вообще перешли 0,5 % компаний на рынке. [7]

В Ростовской области эти показатели также не высоки, хотя, например, в сравнении с таможенными постами Ростовский пост – абсолютный лидер по количеству Интернет - декларирования.

К сожалению, проблемой для бизнеса является отсутствие необходимых знаний, информации. В ходе подготовки к сегодняшнему заседанию мы провели анкетирование представителей бизнеса, который показал низкую осведомленность, в том числе о возможностях электронного декларирования и упрощенного порядка оформления грузов.

Считаю, что таможенные органы должны стремиться  к конструктивному диалогу с представителями бизнеса. Ввести в норму проведение консультативных советов, встреч с участниками внешнеэкономической деятельности.

Конечно, таможенное законодательство предусматривает специализированный институт таможенных брокеров,  а по новому Таможенному кодексу Таможенного союза – таможенных представителей. Однако, по мнению бизнеса, их крайне недостаточно. В сфере посреднических услуг если не монопольное, то существенное положение, занимает ФГУП «Ростек». От чего рынок данных посреднических услуг, на наш взгляд, плохо развит со всеми вытекающими последствиями: высокие цены на услуги, некачественный результат. Новым Таможенным кодексом Таможенного союза внесены послабления для таможенных представителей – уменьшена сумма обеспечения с 50 млн. рублей до 1 млн.евро. Однако к серьезным изменениям для рынка услуг таможенных представителей это не приведет.

В этой связи есть повод для размышления о возможностях использования института саморегулирования. Тем более, что в Ростовской области опыт продвижения СРО в различных сферах имеется. Принятая  Советом по предпринимательству, Концепция развития саморегулирования помогает оценить бизнесу преимущества объединения в такие организации, а также дать определенные гарантии государству и потребителю о качестве и своей ответственности. Считаю, необходимым общественным объединениям предпринимателей, комитету по экономической политике, предпринимательству и инвестициям Законодательного Собрания Ростовской области проработать вопрос, о возможности использования принципов СРО в деятельности таможенных представителей, что могло бы привести к существенному сокращению издержек, а, следовательно, позволило бы значительно расширить этот рынок услуг.

Следующий вопрос, о котором необходимо упомянуть – это работа по формированию Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных  к государственной границе Российской Федерации. С учетом географического расположения для Ростовской области этот вопрос актуален, а значит, не может не интересовать бизнес. Таможенная инфраструктура, удобно размещенная, отвечающая современным требованиям – это необходимое условие для развития внешнеэкономической деятельности. К сожалению, бизнес плохо представляет, какие же изменения грядут, и не может планировать свои будущие издержки и значит свое развитие. При Администрации Ростовской области создана межведомственная рабочая группа по данному направлению. Предлагаю максимально открыто вести обсуждения с учетом поступающих предложений от предпринимателей области.

Уважаемые коллеги,

Предприниматель, в планах которого вывести свой товар на внешние рынки должен знать иметь колоссальный объем знаний, и не только таможенного законодательства. Валютный, экспортный контроль, соблюдение запретов и ограничений санитарных, ветеринарных, карантинных требований, технического регулирования – это тоже обязательные для исполнения условия. Кроме государственных органов, этими вопросами сегодня занимаются специально аккредитованные организации (ТПП, ЮФУ, Центр стандартизации и метрологии и т.п.)

В тех случаях, когда это малое, и особенно, инновационное предприятие ему нужно создать особые условия, возможно адресное сопровождение. Можно считать, что первые шаги в Ростовской области уже сделаны. В рамках программы по развитию малого и среднего предпринимательства уже 2-й год действует созданный Евро Инфо Корреспонденский Центр. Основная цель его деятельности - предоставление информационно-консультационной поддержки и содействия бизнесу, заинтересованному в установлении и развитии взаимовыгодного делового сотрудничества. Уже сегодня для 40 малых предприятий размещены в единой сети профили предприятия, количество предоставленных консультаций более 350.

Но все усилия будут напрасны, если нам не удастся в корне изменить отношение к предприятиям – участникам внешнеэкономической деятельности. В последнее время не только на федеральном уровне на это обращено внимание, в Ростовской области активную позицию занимает бизнес-сообщество. Создан Общественный Совет по защите малого и среднего предпринимательства при транспортной прокуратуре, анализ ситуации во взаимоотношениях бизнеса и таможенных органов проведен ТПП РО, да и сами  предприниматели отстаивают свои права в суде.  Следующим шагом в этом процессе может стать совместная координирующая деятельность органов власти, таможни и бизнеса.

В Ростовской области есть хороший опыт по выстраиванию таких отношений. Еще в 2004 года заключено соглашение о сотрудничестве с ГУВД РО, в 2005 году – с Роспотребнадзором и Главным управлением МЧС по РО. Подобный формат сотрудничества позволяет делать нашу работу более открытой, позволяет в постоянном режиме обменивать информацией, совместно вырабатывать предложения о совершенствовании действующего законодательства. И в конечном итоге, мы наблюдаем не только изменения норм и правил, но и положительные сдвиги в предпринимательской среде.

В проекте решения представленном вам на ряду с другими важными вопросами – предложение подписания подобного соглашения. Надеюсь на понимание со стороны таможенных органов и дальнейшие деловые отношения по развитию малого и среднего предпринимательства.



[1] Исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса в России 2009 г.

[2] Официальный сайт АРО/ раздел «Внешняя деятельность»

[3] Российская газета  от 14.09.2010 №206 «Таможня на выбор»

[4] таможенная стоимость определяется исходя из аналоговой стоимости идентичных или однородных товаров, при этом зачастую происходит завышение реальной стоимости перемещаемых товаров

[5] 1)контракт; 2)спецификация; 3)инвойс; 4)платежное поручение за товар; 5)упаковочный лист(товарная накладная); 6)сертификат происхождения; 7)коносамент; 8)счет за перевозку и платежное поручение; 9)российский сертификат соответствия; 10)договор страхования груза; 11) страховая декларация; 12) оплата страховки.

[6] «Капитал» №6-7 2010г  «Кому за державу обидно»

[7] Количество ГТД, оформленных в регионе деятельности Южного таможенного управления в 2010 году с использованием Интернет-декларирования

Ссылки по теме:

Областная межведомственная комиссия по устранению административных барьеров

Размещен:Размещено:
28.09.2010 15:23:54|
Изменено:
28.09.2010 16:16:34|
Количество просмотров:
189

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика