Новый сайт

Методические рекомендации по порядку заполнения и представления деклараций пожарной безопасности

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями статей 6, 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»,  приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577), приказом МЧС России от 26.03.2010 № 135 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91» (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.04.2010 № 16887).

Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:

  • декларация пожарной безопасности -  форма  оценки   соответствия, содержащая информацию о мерах  пожарной  безопасности,  направленных  на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска;
  • индивидуальный пожарный риск  -  пожарный  риск,  который   может привести к гибели человека в  результате  воздействия  опасных   факторов пожара;
  • объект защиты - продукция, в том числе  имущество  граждан   или юридических лиц, государственное или  муниципальное  имущество   (включая объекты,  расположенные  на  территориях  поселений,  а  также    здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические   установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или  должны  быть  установлены  требования  пожарной     безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
  • пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью  предотвращения  возникновения  и   развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;
  • пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;
  • пожарный риск - мера возможности реализации пожарной   опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.

Частью 7 статьи 64 Технического регламента установлено, что для объектов защиты, эксплуатирующихся на момент вступления в силу Технического регламента, декларация пожарной безопасности должна быть разработана в течение года после его вступления в силу. Данное требование распространяется на все объекты защиты, параметры которых на настоящий момент предусматривают проведение государственной экспертизы проектной документации, независимо от даты введения их в эксплуатацию, а также зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 независимо от строительных критериев.

В соответствии со статьей 32 Технического регламента к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 относятся: здания  детских  дошкольных  образовательных учреждений, специализированных  домов  престарелых  и   инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Что касается параметров объектов защиты, подлежащих декларированию, то в этом случае необходимо руководствоваться положениями статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Декларации пожарной безопасности могут не оформляться в отношении объектов защиты со следующими параметрами:

  • отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  • многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок – секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности должна быть составлена и направлена в органы государственного пожарного надзора МЧС России, непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию. Декларация пожарной безопасности не представляется в орган строительного надзора при получении заключения о соответствии требованиям технических регламентов объектов, завершенных строительством или реконструкцией, и не является составной частью проектной документации. Отсутствие декларации не является основанием для отказа введения объекта защиты эксплуатацию.

Декларация должна быть разработана собственником объекта защиты, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором. Так, например, учитывая положения части 4 статьи 64 Технического регламента, декларацию пожарной безопасности на многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения разрабатывает орган управления многоквартирным домом, на общественное или административное здание, принадлежащее нескольким собственникам, - орган управления зданием.

Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.

В декларации пожарной безопасности указываются статьи Технического регламента и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение которых должно быть обеспечено на объекте защиты. Причем на действующие объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.

Кроме того, в декларации на объекты защиты, эксплуатировавшиеся на день вступления в силу Технического регламента, достаточно указать требования пожарной безопасности, которыми необходимо пользоваться при эксплуатации объектов.

При этом собственник должен оценить возможный ущерб имуществу сторонних лиц от пожаров. Это очень важный момент, но дальнейшего развития он пока не получил. Технический регламент буквально гласит о следующем: "Возможный ущерб при возникновении пожара третьим лицам можно определить договором страхования гражданской ответственности". То есть, должны быть указаны реквизиты полиса, которым застрахована гражданская ответственность перед третьими лицами. Это может осуществляться в рамках добровольного страхования ответственности. В качестве альтернативы этому собственник может на основании собственной доказательной базы привести такие сведения в декларации.

Документы, свидетельствующие о том, как собственник рассчитал размер возможного ущерба третьим лицам, какими методиками он руководствовался, из чего исходил, законодатель не включил в обязанность собственника представлять в какие-либо органы. Таким образом, то, что представил в декларации собственник, органы государственного пожарного надзора должны принять и зарегистрировать. Никаких дополнительных документов государственный пожарный надзор не вправе требовать от собственника.

Декларация представляется в уведомительном порядке и согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит. Основанием для отказа в регистрации декларации пожарной безопасности является исключительно:

несоответствие реквизитов юридического лица или индивидуального предпринимателя (наименование организации, юридический адрес и т.д.);

несоответствие формы декларации, установленной приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91, а также отсутствие в ней подписи декларанта (собственника или иного законного лица).

Проверка наличия декларации пожарной безопасности, а также комплексная оценка ее соответствия установленным требованиям должны осуществляться исключительно при проведении на объекте мероприятия по надзору.

Проверка изложенных в ней требований пожарной безопасности должна производиться только при проведении мероприятий по надзору.

Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ростовской области / консультационный совет для оказания безвозмездной помощи в подготовке и оформлении деклараций пожарной безопасности, тел. (863) 227-50-53 / www.gumchsro.donpac.ru.

_______________________________________

<<<< Раздел "Малое предпринимательство"

<<<< Методические рекомендации

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:39:27|
Изменено:
11.05.2010 11:10:00|
Количество просмотров:
570

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика