Новый сайт

Концепция (основные направления) развития саморегулируемых организаций в Ростовской области на 2010-2011 годы


Утверждена решением Совета по предпринимательству при Администрации Ростовской области от 26.02.2010


I
. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция (основные направления) развития саморегулируемых организаций в Ростовской области на 2010-2011 годы (далее по тексту – Концепция) подготовлена с учетом необходимости создания правовых, методологических, финансовых и организационных условий для становления и развития региональной системы саморегулирования как инструмента реализации экономической политики Ростовской области, региональных целевых и отраслевых программ.

В концепции учитывается анализ данных развития некоммерческих партнерств в Ростовской области, на базе которых возможно создание саморегулируемых организаций, в том числе, данных о количестве предприятий определенных сфер.

Основанием для разработки Концепции служит действующая законодательная база (перечень законодательных актов указан в приложении 1 к Концепции).

1.1. Основные задачи Концепции, с учетом необходимости системного развития саморегулируемых организаций (далее по тексту – СРО)в Ростовской области:

  • определение предпосылок для развития СРО в Ростовской области;
  • создание условий для развития СРО в различных отраслях экономики;
  • формирование профильных СРО в целях снижения негативного влияния экономического кризиса, сохранение и расширение доли участия и сферы влияния членов СРО на товарных рынках. Каждая СРО должна не пассивно приспосабливаться к изменившемуся рынку, а активно влиять на него;
  • предотвращение банкротства членов СРО. Своевременное влияние признаков и причин неплатежеспособности и банкротства, оказание помощи в разработке антикризисной программы и реализации мер по оздоровлению финансового состояния предприятий – членов СРО, проведение систематического мониторинга финансового состояния членов СРО с целью выделения неформальных признаков несостоятельности (банкротства), системы критериев банкротства, ключевых показателей;
  • внедрение новых методов работы в области анализа, планирования, контроля и стимулирования с целью обеспечения оптимизации налоговых платежей, развития социальной сферы и защиты социально-экономических интересов членов СРО;
  • полномасштабное развитие кадрового потенциала СРО, повышение квалификации кадров;
  • развитие информационного обеспечения деятельности СРО, в том числе, популяризация системы саморегулирования через средства массовой информации.

Концепция определяет принципы и механизмы развития СРО, их взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления.

1.2. Основные принципы концепции:

  • системность – обеспечение функциональной взаимозависимости всех элементов областной системы саморегулирования;
  • комплексность – создание благоприятных условий для развития СРО с учетом всего спектра государственной поддержки;
  • прозрачность – обеспечение открытого доступа к информации о деятельности СРО через статистический учет, средства массовой информации и органы аудита, в целях защиты интересов членов этих организаций и минимизации коррупционной составляющей;
  • распределение функций - привлечение общественных организаций, хозяйствующих субъектов к участию в реализации Концепции;
  • доступность – наличие хотя бы одной региональной СРО в сферах профессиональной и предпринимательской деятельности, представляющих публичный интерес;
  • публичность – привлечение общественных организаций, хозяйствующих субъектов к участию в реализации Концепции.

1.3. Основные механизмы развития СРО:

  • формирование правового поля для развития саморегулируемых организаций посредством внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства;
  • отработка системы контроля деятельности саморегулируемых организаций, в том числе внедрение аудита;
  • подготовка кадров для обеспечения бизнес-процессов саморегулируемых организаций включая разработку единых правил и контроль за их исполнением, реализация дисциплинарной ответственности, урегулирование внутриотраслевых конфликтов, защита предпринимателей в спорах с потребителями;
  • создание условий для консолидации бизнес-сообществ, информационная и организационная поддержка инициатив по созданию отраслевых объединений предпринимателей любых форм
  • регулярный мониторинг на муниципальном уровне с целью выявления авторитетных и инициативных лидеров в различных сферах предпринимательской деятельности;
  • инвентаризация действующих правовых норм администрации Ростовской области, органов местного самоуправления и региональных органов федеральной исполнительной власти, непосредственно связанных с инициацией, регулированием и контролем (включая приостановление деятельности, банкротство и  ликвидацию) субъектов различных сфер предпринимательской деятельности с целью выработки предложений по делегированию СРО части функций государства и местного самоуправления, в том числе путем заключения административных соглашений;
  • создание на муниципальном уровне рабочих групп в рамках работы советов по предпринимательству при администрациях муниципальных образований, с целью оказания консультационного содействия развитию системы саморегулирования.

1.4. Основные понятия, используемые в Концепции

Саморегулируемые организации  (далее СРО) – некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида, созданные в целях снижения чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу путем разработки и установления стандартов и правил указанной деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование – регулирование (правоустановление и применение) посредством общего (свободного) и институционального (в форме СРО) права рынка.

Публичный интерес – общественно важные сферы деятельности, непосредственно связанные с возможным риском нанесения ущерба жизни и здоровью, нравственности граждан, состоянию окружающей среды, общественной и государственной безопасности.

Понятия «саморегулирование» и «саморегулируемые организации» в Концепции используются взаимозаменимо.

Областная система саморегулирования – совокупность саморегулируемых организаций и объединений предпринимателей (представителей профессий), обладающих отдельными атрибутивными признаками саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Ростовской области, а также областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных в развитии саморегулирования.

1.5. Сроки реализации Концепции

Концепция рассчитана на 2010-2011 годы, что обусловлено необходимостью комплексного решения данной проблемы наряду с реализацией отраслевых региональных программ [1], реализация которых приходится на данный период, таких как: Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы; Областная целевая программа "Молодежь Дона" на 2006-2010 годы; Областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области" на 2007-2012 годы; Областная целевая программа профилактики правонарушений в Ростовской области на 2007-2010 годы; Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2009 годы"; Областная целевая программа улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы, Областная целевая программа «Развитие туризма в Ростовской области на 2008-2010 годы», Областная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории Ростовской области в 2007 – 2011 годах», Областная целевая программа "Защита прав потребителей в Ростовской области" на 2008-2010 годы, а также федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года».

1.6. Цели развития СРО

Основными целями развития СРО являются:

  • сохранение и развитие саморегулирования как единой, мощной и самобытной системы;
  • укрепление и усиление влияния СРО на традиционных ранках;
  • укрепление позиций СРО на региональном, межрегиональном, федеральном уровнях, развитие добросовестной конкурентной среды.

1.7. Препятствия на пути развития СРО

Недостаточное внимание к интересам субъектов малого и среднего предпринимательства, с одной стороны, и уверенность в возможности эффективного самостоятельного существования субъектов малого и среднего предпринимательства вне единой системы - с другой стороны, приводят к возникновению и усилению дезинтегрированных процессов. Утрачиваются экономические, транспортные, финансовые, информационные связи. Дезинтегрированные процессы могут привести к исчезновению СРО как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России.

Недостаточно высокий уровень взаимодействия, информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития, стремление самостоятельно решить сложные комплексные проблемы, зачастую вопреки здравому смыслу, значительно снижают динамику развития СРО.

II. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

2.1. Повышение эффективности контроля за соблюдением норм и стандартов государственного технического регулирования за счет использования механизма рыночного саморегулирования;

2.2. Вытеснение с рынка неэффективных и недобросовестных производителей товаров и услуг, закрепление добросовестной практики хозяйственной деятельности;

2.3. Повышение ответственности предприятий - членов СРО перед потребителями;

2.4. Создание альтернативных механизмов разрешения споров, предприятий – членов СРО и потребителей, а также членов СРО и государства;

2.5. Снижение уровня административных барьеров для хозяйствующих субъектов;

2.6. Защита прав и интересов членов СРО от незаконных действий органов государственной власти, замена индивидуального противостояния предпринимателей и государства системой общественных сдержек и противовесов;

2.7. Снижение численности органов исполнительной власти путем более эффективного выполнения членами СРО отдельных делегированных функций и полномочий органов исполнительной власти;

2.8. Сохранение за государственными органами всех основных контрольных функций и «возможность в любой момент вмешаться в процесс», взаимодействуя при этом не с огромным числом участников экономической деятельности, а с конкретными объединениями бизнеса.

III. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СРО В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

По данным Министерства юстиции РФ в Ростовской области зарегистрировано более 430 некоммерческих партнерств. По результатам мониторинга, проведенного минэкономики Ростовской области, в IV квартале 2009 года, на базе всего 6 НП из них возможно создание СРО, т.к. это совпадает с их уставными целями и задачами. Кроме того, еще 2 общественные организации (ОО) и 5 некоммерческих организаций (НО) также могут стать центрами притяжения активности по созданию СРО в следующих сферах:

  • автомобильных перевозок – 1 НО,
  • управления многоквартирными домами и их коммунального обслуживания – 1 НО и 1 НП,
  • общественного питания – 1 НП,
  • сферы бытовых услуг – 2 НП,
  • деятельности на рынке недвижимости – 2 НП,
  • сельскохозяйственного производства – 1 ОО и 1 НО,
  • рекламной деятельности – 2 НО,
  • кредитной кооперации – 1 НП,
  • здравоохранения и фармацевтики – 1 ОО.

Наиболее перспективные отрасли для создания СРО предпринимателей на территории Ростовской области в ближайшие 3 года – это:

  • строительство, проектирование, инженерные изыскания;
  • управление многоквартирными домам и обслуживание жилищного фонда;
  • сельское хозяйство;
  • автомобильный транспорт;
  • обслуживание и ремонт транспортных средств;
  • деятельность на рынке недвижимости;
  • рекламная деятельность;
  • здравоохранение;
  • туристические услуги;
  • кредитная кооперация.

IV. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для целей настоящей Концепции к предмету саморегулирования профессиональной деятельности относятся только виды профессиональной деятельности лиц (в том числе физических), которые регулируются Федеральным законом от 1.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и одновременно иными федеральными законами:

  • оценочная деятельность;
  • деятельность арбитражных управляющих;
  • деятельность аудиторов.

Иные виды специфической профессиональной деятельности, осуществляемые в соответствии с федеральными законами, но не подпадающие под действие Федерального закона от 1.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в настоящей Концепции не рассматриваются:

  • деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
  • деятельность жилищных накопительных кооперативов;
  • деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • кадастровая деятельность;
  • деятельность управляющих компаний;
  • деятельность негосударственных пенсионных фондов.

В июле 2009 года был опубликован Мониторинг развития саморегулирования в регионах России, проведенный Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

В настоящее время на территории области по данным НИСИПП, работает 8 СРО, объединяющих субъектов профессиональной деятельности:

  • аудиторов (3 СРО),
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг (3 СРО),
  • в сфере кадастровой деятельности (2 СРО).

Проведение мониторинга НИСИП выявило проблемы, связанные с недостатком или отсутствием статистической информации о деятельности этих СРО. Таким образом, для определения причин, влияющих на тенденции их развития, требуются более полные обследования.

V. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СРО, ОСНОВАННЫЕ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ЧЛЕНСТВЕ

5.1. Саморегулирование в сфере строительства, проектирования, инженерных изысканий

На сегодняшний день это единственная отрасль, в которой законодательно установлено обязательное членство субъектов предпринимательской деятельности в СРО, заменяющее государственное лицензирование.

В Ростовской области осуществляют деятельность:

  • 3863 строительных организаций;
  • 580 проектных организаций;
  • 88 изыскательских организаций.

На территории области осуществляют свою деятельность организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности строительной сферы (включая проектно-изыскательские работы), и получившие статус СРО:

2 СРО, осуществляющие строительство реконструкцию и капитальный ремонт объектов:

- НП «Объединение строителей Южного федерального округа»;

- НП «Строители Ростовской области».

3 СРО осуществляющие подготовку проектной документации:

- НП «Объединение проектировщиков Южного округа»;

- НП «Гильдия проектных организаций Южного округа»;

- НП «Проектировщики Ростовской области».

2 СРО осуществляющее инженерные изыскания и подготовку проектной документации:

- НП «Изыскатели Ростовской области и Северного Кавказа»;

- НП «Объединение изыскателей Южного округа».

Привычные для строителей, проектировщиков, изыскателей лицензии на выполнение работ прекратили действовать с 01 января 2010 года, независимо от указанного в них срока действия. С этого же времени единственным разрешительным документом на право производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, будет являться свидетельство о допуске к таким видам работ. Такие свидетельства СРО выдает своим членам. Перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 9 декабря 2008 года № 274 (внесены изменения от 21.10.2009 г. № 480). А также, в настоящее время на регистрации в Минюсте находится приказ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Вместе с тем, значительное число видов строительных работ не вошло в указанный перечень и, следовательно, для их выполнения не требуются ни лицензии, ни свидетельства о допуске к работам. Это может привести к появлению на рынке услуг недобросовестных и некомпетентных строительных организаций.

Основной причиной, которая препятствовала созданию СРО в регионе, стала непроработанность законодательной базы в этой области. Федеральным законом не был определен надзорный орган, который контролировал бы деятельность СРО в строительстве, Минюст не выдал своевременно указаний относительно порядка регистрации СРО, которых не было в реестре Российского союза строителей.

5.2. Саморегулирование в сфере кредитной кооперации

В августе текущего года вступил в силу Федеральный закон "О кредитной кооперации", который определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов (КПК) различных видов.

В соответствии с законом все кооперативы, вне зависимости от их размера, обязаны будут объединиться в саморегулируемые организации (СРО). Законом определены очень жесткие входные условия - не менее 100 кредитных кооперативов (или пять кооперативов, но объединяющих не менее 100 тысяч пайщиков) могут получить статус такой организации. Помимо этого законом определен перечень финансовых нормативов, которые обязан соблюдать кредитный кооператив. Так, величина Резервного фонда должна составлять не менее 5 процентов суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от его пайщиков. Этот фонд будет фактически выполнять функцию фонда страхования вкладов.

Это поможет защитить потенциальных вкладчиков от организаций, имеющих признаки «финансовых пирамид».

На 01.01.2010 число сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов составило 81 единицу, из них 51 действующий, 24 с начала года приостановили свою деятельность и 6 находятся в стадии ликвидации. Общая численность пайщиков около 10 тыс.чел. В 2009 году создан один кооператив – СПКК «Казачий Дон» (г.Батайск).

Также в Ростовской области зарегистрировано 8 [2] кредитных потребительских кооперативов граждан и потребительских обществ взаимного кредитования, из которых действуют 5, приостановили действие - 2, 2 кооператива объединены в 1. Данные организации объединяют более 12 тысяч членов – физических лиц.

Также, в области зарегистрированы и действуют две ассоциации, обладающие признаками саморегулируемых организаций, это - Южно-Российская ассоциация кредитных кооперативов и областная Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции.

Основными проблемами в деятельности кредитных потребительских кооперативов (далее – КПК) являются следующие:

  • отсутствие установленных единых стандартов и нормативов деятельности КПК;
  • отсутствие механизма регулирования и контроля за деятельностью КПК;
  • отсутствие органа регулирования деятельности КПК, следовательно, отсутствие механизма получения достоверной сводной статистической и финансовой информации о деятельности всей системы КПК;
  • отсутствие механизма защиты имущественных интересов физических лиц- членов КПК, предоставивших КПК свои сбережения.
  • Создание СРО в системе кредитной кооперации необходимо в целях:
  • регулирования и контроля деятельности КПК – членов СРО;
  • ведения учета и анализа деятельности КПК – членов СРО;
  • организации представительства и защиты интересов КПК - членов СРО;
  • обеспечения имущественной ответственности КПК – члена СРО по обязательствам КПК перед своими членами путем формирования компенсационного фонда СРО и (или) путем предъявления требования к КПК, привлекающим денежные средства физических лиц о страховании риска ответственности КПК за нарушение договоров передачи личных сбережений;
  • удовлетворение потребностей КПК в повышении квалификации их работников, в оказании консультационных и информационных услуг, в сборе и распространении положительного отечественного и международного опыта развития микрофинансирования, внедрении передовых микрофинансовых технологий;
  • взаимодействие с уполномоченным органом исполнительной власти, предоставление ему информации о деятельности членов СРО в порядке, определенном законодательством РФ о кредитной кооперации.

5.3. Саморегулирование в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Действующий Федеральный Закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ определяет, что при полном или частичном финансировании из средств федерального, регионального и местного бюджетов мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проводимых предприятиями, энергетическое обследование является обязательным. Этим же законом определено, что деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования. На настоящий момент ни одной такой СРО в регионе нет.

Таким образом, без скорейшего создания такой СРО невозможно будет оказывать финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренную «Областной целевой программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы» в 2010 году, в том числе в виде субсидии в целях возмещения части затрат на реализацию программ энергосбережения, а именно на возмещение части стоимости приобретения и внедрения инновационных технологий, оборудования, материалов.

VI. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС, НО НЕ ТРЕБУЮЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧЛЕНСТВА В СРО

Для целей настоящего документа к предмету саморегулирования предпринимательской деятельности относятся все виды самостоятельной деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, если другое не предусмотрено федеральными законами.

На сегодняшний день в Ростовской области не существует СРО, объединяющих предпринимателей на условиях добровольного членства.

Основными причинами, которые препятствуют созданию СРО в регионе, на сегодняшний момент являются:

  • отсутствие императивных нормативных актов со стороны органов государственной власти и управления, непосредственно передающих СРО контролирующие функций над исполнением субъектами отрасли специальных требований законодательства, регулирующих данный вид деятельности;
  • недостаточная информированность предпринимателей о преимуществах и выгодах рыночного взаимодействия друг с другом и с органами власти и управления, осуществляемого с использованием инструментов СРО;
  • разобщенность предпринимателей, отсутствие горизонтальных связей между предприятиями внутри отдельных отраслей и как следствие этого – отсутствие доверительных отношений и авторитетных лидеров, способных возглавить предпринимательские сообщества на базе общих корпоративных интересов.

6.1. Саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами и обслуживания жилищного фонда

В отрасли жилищного хозяйства Ростовской области насчитывается более 200 управляющих организаций, более 170 организаций по содержанию и ремонту жилья, более 100 многоотраслевых предприятий.

В настоящее время саморегулируемые организации в сфере жилищного хозяйства на территории Ростовской области отсутствуют.

В области действует Областная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории Ростовской области в 2007 – 2011 годах». Разработано и действует постановление Администрации области от 14.03.2008 № 107 «Об утверждении Плана реформирования жилищно-коммунального комплекса Ростовской области на 2008-2011 годы», принятое в целях реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Основные проблемы развития хозяйствующих субъектов в отрасли, решение которых зависит от внедрения саморегулирования: отсутствие единых стандартов деятельности по управлению (обслуживанию) домов, требований к профессиональному уровню участников такой деятельности, необходимость расширения подготовки специалистов-практиков в области управления жилищным фондом на базе высшего и среднего специального образования.

В настоящее время проводится сбор и изучение анкет по вопросам развития саморегулирования, разосланных управляющим организациям. Планируется создание рабочей группы по развитию саморегулирования в жилищной сфере с привлечением представителей бизнес-сообщества.

6.2. Саморегулирование в сельском хозяйстве

В Ростовской области осуществляют деятельность 1819 (из них малых – 1273) сельхозорганизаций и 11412 фермерских хозяйств, созданных индивидуальными предпринимателями – главами КФХ.

Основные проблемы развития фермерских хозяйств и других субъектов малого агробизнеса:

  • недостаточная квалификация глав фермерских хозяйств и руководителей малых сельхозорганизаций;
  • низкая степень самоорганизации субъектов малого предпринимательства в некоммерческие объединения, что препятствует учету их интересов при разработке региональных программ развития сельского хозяйства и сельских территорий, а также межотраслевых программ;
  • неразвитость системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, без которой невозможно решить проблему снижения хозяйственных издержек в малом предпринимательстве;
  • административные барьеры.

Эти проблемы могут быть решены в комплексе через развитие некоммерческих саморегулируемых объединений фермерских хозяйств и других субъектов малого предпринимательства, включая и товарные личные подсобные хозяйства.

Сегодня в Ростовской области зарегистрированы 1 областная и 18 районных ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельхозтоваропроизводителей. Как правило, при них действуют информационно-консультационные центры для членов этих ассоциаций.

Фермерские ассоциации, как саморегулируемые организации субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства, могут взять на себя следующие функции:

  • ведение учета и анализа деятельности малых сельхозтоваропроизводителей, исследование тенденций развития малого предпринимательства на селе и эффективности применения мер по его поддержке;
  • оказание консультационной помощи фермерским хозяйствам и другим субъектам малого сельского предпринимательства – членов СРО, представление и защита их интересов;
  • расширение практики досудебного решения споров между организациями - членами СРО, а также между членами СРО и другими организациями, не являющимися членами СРО;
  • повышение эффективности деятельности предприятий и предпринимателей – членов СРО путем организации их профессионального обучения;
  • взаимодействие с уполномоченным органом исполнительной власти, предоставление ему информации о деятельности членов СРО в порядке, определенном действующим законодательством РФ.

6.3. Саморегулирование в сфере автомобильного транспорта

Передача государством функций по регулированию рынка автотранспортных услуг запланирована с 2012 года.

По официальным данным в Ростовской области осуществляют деятельность 433 предприятия в сфере пассажирских и грузовых перевозок и 3055 индивидуальных предпринимателей.

На сегодняшний день саморегулируемых организаций в сфере автотранспорта в Ростовской  области нет. Есть Ассоциация перевозчиков Ростовской области, несколько инициативных групп в городах Ростов, Шахты, Аксай, которые могли бы на себя взять функции саморегулируемых организаций.

Лицензирование в сферах перевозок пассажиров такси, перевозок грузов, перевозок опасных грузов, вот уже 5 лет, как отменено. Утрачены реестры перевозчиков, отсутствует достоверная статистика. Отмена лицензированная автотранспортной деятельности привела к тому, что на рынок вышли неподготовленные и зачастую недобросовестные игроки. Это ставит под угрозу обеспечение безопасности дорожного движения. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности движения и износа подвижного состава достигли критичных пределов. Практически ничем не ограничен доступ на рынок при отсутствии эффективных систем контроля, учета и управления снижает мотивацию многих перевозчиков к совершенствованию своей деятельности. Главным для них становится выжимание прибыли любой ценой. В настоящее время порядка 70 % парка подвижного состава в сфере грузовых перевозок физически и морально устарело и не отвечает современным техническим и экологическим требованиям. Практически отсутствует страхование ответственности автоперевозчика. Упал уровень профессиональной подготовки водителей. В разных субъектах Российской Федерации и в разных районах одной области действуют различные правила допуска перевозчика к рынку. Отсутствие механизмов контроля, отсутствие единой информационной системы не позволяют проверить достоверность документов предпринимателя одного региона в другом регионе.

Посреднические фирмы, оказывающие и/или организующие услуги доставки грузов, не относятся к сфере транспорта, их деятельность регламентирована другими федеральными законами. Действующая же редакция Федерального закона № 315-ФЗ пока не позволяет объединять такие предприятия в одну СРО с перевозчиками, позволить себя контролировать и заставить соблюдать единые требования.

Создание саморегулированных организаций в сфере автомобильного транспорта позволит:

  • представлять и защищать интересы предприятий автотранспорта - членов СРО;
  • осуществлять контроль за деятельностью членов СРО;
  • разрабатывать единые правила профессиональной деятельности в сфере автотранспорта и нормы поведения на рынке перевозок;
  • вести учет и анализ деятельности предприятий автотранспорта - членов СРО;
  • взаимодействовать с уполномоченным органом исполнительной власти, предоставлять ему информацию о деятельности членов СРО в порядке, определенном действующим законодательством РФ в данной сфере деятельности.

6.4. Саморегулирование в сфере деятельности на рынке недвижимости

В настоящее время правовое регулирование риэлторской деятельности, помимо Гражданского Кодекса РФ, осуществляется на уровне правовых актов Правительства РФ и нормативных актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Государственное лицензирование в этом секторе рынка отсутствует уже более 8 лет.

В области работает более 600 агентств по недвижимости (при средней численности около 20 сотрудников), количество индивидуальных предпринимателей, а также «черных маклеров» установить невозможно, особенно с учетом того, что к сфере деятельности на рынке недвижимости относятся достаточно разнообразные виды деятельности: от агентской и брокерской деятельности и предоставления услуг до услуг по доверительному управлению недвижимым имуществом, а также деятельность по приобретению и созданию отдельных объектов недвижимого имущества с целью последующей их продажи или передачи в пользование (по сути – девелоперская деятельнстть).

Рынок риэлтерских услуг в Ростовской области можно характеризовать как насыщенный и высококонкурентный, со значительным числом продавцов и покупателей практически при отсутствии крупных федеральных игроков, которые только начали проявлять к нему интерес только в последние 1-2 года.

Отсутствие федерального закона, регулирующего деятельность риэлторов, с одной стороны объективно усложняет практику риэлторской деятельности, создает необоснованные сложности и для самих риэлторов, и для потребителей их услуг, с другой стороны создает большие возможности для саморегулирования с применением механизмов делегирования СРО части регулятивных функций путем заключения договора с субъектом федерации.

Проблемные вопросы осуществления риэлтерской деятельности, решение которых могла бы взять на себя СРО:

  • неформализованные взаимоотношения с различными органами исполнительной власти, государственными организациями и учреждениями по получению необходимой для обеспечения сделок информации;
  • риск значительных имущественных потерь в силу высокой стоимости объектов недвижимости;
  • невысокий общественный престиж профессии риэлтора и связанное с этим стремление большого числа клиентов в кризисных условиях отказаться от услуг посредников в решении вопросов с недвижимостью;
  • повышенный публичный интерес к этому виду деятельности в связи с высокими криминальными рисками, связанными с работой «черных риэлтеров»;
  • традиционно большое число частных маклеров, осуществляющих деятельность без официальной регистрации и снижающих издержки путем ухода от налогов.

При инвентаризации правовых норм, устанавливающих информационное обеспечение риэлторской деятельности несложно выделить регулятивные функции, реализуемые органами местного самоуправления. Делегирование саморегулируемому сообществу риэлторов максимально полной информации о недвижимом имуществе, о наличии прав третьих лиц на такие объекты будет способствовать не только развитию их бизнеса через снижение издержек (в том числе на коррупционную составляющую), но также и защите интересов клиентов, которые по закону вправе получить такую информацию.

6.5. Саморегулирование в обслуживания и ремонта транспортных средств

Около 450 малых предприятий в области занимается автосервисом, в том числе (по данным независимых аналитических агентств на май 2009 года) только 13 из них были сертифицированы официально зарегистрированными производителями запчастей. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование этого вида деятельности не предусмотрено. Число нелегальных автосервисов практически невозможно установить, поскольку кризисная ситуация в экономике вынуждает рядовых автолюбителей чаще обращаться не в официально сертифицированные мастерские, а в мини-автосервисы.

Вместе с тем необходимость создания СРО в области в сфере обслуживания и ремонта транспортных средств настоятельно диктуется двумя важнейшими причинами, представляющими повышенный публичный интерес:

– По поручению правительства срок введения новых правил прохождения техосмотра (ТО) с 2011 перенесен на 2010 г, ТО автомобилей будет проходить по совершенно иной схеме - в специально создаваемых для этого уполномоченных организациях. Согласно рабочей концепции Государственной автоинспекции, функция проведения годового техосмотра будет передана на рынок услуг, и эту деятельность будут осуществлять саморегулируемые организации, которые войдут в специальные ассоциации по проверке технического состояния транспортных средств. Такое решение было принято на заседании правительственной комиссии по вопросам безопасности дорожного движения.

В связи со всплеском аварийности на дорогах России с большим количеством пострадавших, 06.08.2009 г Общественная палата РФ обратилась к Президенту РФ Д.А.Медведеву с предложениями о мерах предлагаемых различными институтами гражданского общества, органами государственной власти по обеспечению безопасности дорожного движения; выработка единого подхода к решению проблемы снижения аварийности на дорогах России, эти предложения, в частности, предусматривают необходимость скорейшего введения института саморегулируемых организаций в отраслях, непосредственно связанных с обеспечением безопасности автодорожного движения.

На сегодняшний день в Ростовской области официально зарегистрировано НП «Содействие предприятиям обслуживания и ремонта транспортных средств в Южном регионе».

Создание саморегулируемых организаций в сфере автосервиса позволит:

  • разработать и принять единые для автосервисов современные стандарты и правила деятельности, регулирующих взаимоотношения между производителями автотранспортных средств и запасных частей, владельцами автотранспортных средств, а также государственными органами, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
  • осуществлять постоянный и эффективный контроль самим бизнес - сообществом за соблюдением правил и стандартов деятельности, а также федерального и отраслевого законодательства, в первую очередь в части вытеснения с рынка нелегальных предпринимателей, осуществляющих демпинг на рынке и уклоняющихся от уплаты налогов;
  • применять меры дисциплинарного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности в отрасли автосервиса за несоблюдение стандартов и правил деятельности;
  • создать систему реальной материальной ответственности за результаты технического обслуживания транспортных средств;
  • создать систему заказов на профессиональную подготовку и обучения специалистов для предприятий автосервиса;
  • вести учет и анализ деятельности предприятий автосервиса - членов СРО;
  • обеспечить внедрение и развитие инновационных технологий автосервисного обслуживания.

6.6. Саморегулирование в сфере рекламной деятельности

Создание СРО в сфере рекламы регламентировано Федеральным законом "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

В Ростовской области в сфере рекламы осуществляют деятельность 539 организаций, в том числе около 434 хозяйствующих субъектов позиционируют себя на ростовском рекламном рынке.

Две организации, объединяющие субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности  обладают определенными признаками СРО – Ассоциации рекламных агентств в г. Ростове-на-Дону и в г. Таганроге, постоянно действующая - в г. Ростове-на-Дону.

Областная целевая программа развития рекламной деятельности отсутствует.

Основными проблемами в сфере рекламы являются:

  • отсутствие технических регламентов на рекламные конструкции и их территориальное размещение;
  • административные барьеры, связанные с прохождением согласований мест размещения рекламных конструкций, получением разрешений на установку рекламных конструкций;
  • нестабильность системы налогообложения, связанная, в том числе, с повышением налоговых ставок.

С учетом вышеизложенного, СРО в сфере рекламы могут взять на себя выполнение функций;

  • представления и защиты интересов рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц - членов СРО;
  • осуществления контроля за деятельностью членов СРО;
  • разработки правил профессиональной деятельности в сфере рекламы;
  • ведения учета и анализа деятельности рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц - членов СРО;
  • взаимодействия с уполномоченным органом исполнительной власти, предоставление ему информации о деятельности членов СРО в порядке, определенном действующим законодательством РФ.

6.7. Саморегулирование в сфере здравоохранения и фармацевтики

Несмотря на то, что лицензирование в сфере здравоохранения не отменено, оно не исключает нахождение на рынке недобросовестных игроков. Наличие врачебных ошибок, недостаточная компетентность отдельных врачей и фармацевтов, коррупция – всё это составляет угрозу жизни и здоровью граждан.

По состоянию на 01.09.2009 года в Ростовской области зарегистрировано 1021 предприятий и организаций здравоохранения. При этом количество государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения - 216:

государственных областных учреждений здравоохранения - 40;

муниципальных учреждений здравоохранения - 176.

В то же время зарегистрирована и действует Межрегиональная общественная организация «Врачебная палата Южного федерального округа», имеющая Ростовское отделение, с признаками саморегулируемой организации.

Сведения официальной статистики о количестве всех фармацевтических учреждений (и государственных, и негосударственных) отсутствуют, так как данные учреждения учитываются в составе организаций, осуществляющих розничную торговлю и отдельной выборке не подлежат. Ведется реестр государственных унитарных аптечных предприятий – их 18 на территории Ростовской области.

6.8. Саморегулирование в сфере туризма

С 1 января 2007 года отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Экономическая ответственность туроператоров перед потребителями туристских услуг законодательно обеспечивается тем, что туроператор должен иметь статус юридического лица и обязательное финансовое обеспечение (взамен лицензирования указанной деятельности) в виде договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Причинами недостаточно эффективного развития туризма являются: значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, недостаточное развитие инфраструктуры, низкое качество оказываемых услуг, нехватка квалифицированных кадров, а также малое количество гостиниц туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта, высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень, слабое продвижение регионального турпродукта.

В Ростовской области осуществляет свою деятельность 221 турфирма. В настоящее время в  Едином федеральном реестре туроператоров зарегистрировано 83 туроператора: 56 – по внутреннему туризму и 27 – по международному и внутреннему. 

В связи с изменениями в 2009г. федерального законодательства в части увеличения размера финобеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного выездного туризма, с 10 млн.руб до 30, 50 и 100 млн.руб. в зависимости от объема оказываемых услуг, общее количество туроператоров Ростовской области сократилось с 85 до 83. При этом количество туроператоров   по внутреннему туризму увеличилось с 54 до 56, а количество туроператоров по международному и внутреннему туризму сократилось с 31 до 27.

Саморегулируемых организаций в сфере туризма нет. В то же время, есть организации, объединяющие субъекты  туриндустрии, обладающие определенными признаками СРО:

НП «Ростовское региональное отделение Российского союза туриндустрии»;

НП «Ростовское отделение Межрегионального общественного объединения «Национальная академия туризма».

Саморегулируемые организации в данной сфере могли бы взять на себя следующие функции:

  • разработка норм, стандартов и принципов ведения туристской деятельности в действующей конкурентной среде в интересах потребителя и с целью обеспечения его безопасности;
  • совершенствование профессиональной деятельности персонала субъектов туристской  индустрии (аттестация, повышение квалификации);
  • оперативное информирование  субъектов туриндустрии об изменениях законодательства в сфере туризма;
  • осуществление сбора, накопления, анализа оперативных и статистических данных, характеризующих туристский рынок Ростовской области и эффективность мер его государственной поддержки, подготовки прогнозных выводов и предложений по развитию туристской деятельности;
  • проведение анализа практики применения добровольных стандартов «Системы классификации гостиниц и иных средств размещения», «Системы классификации пляжей», «Системы классификации горнолыжных трасс» и подготовить предложения по их совершенствованию и механизму реализации с учетом требований ФЗ «Об основах туристской деятельности Российской Федерации»;
  • организация и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защита прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности субъектов туристской индустрии;
  • координация  предпринимательской деятельности в сфере туризма, в том числе в сфере турагентской деятельности, а также представление и защита общих корпоративных и имущественных интересов;
  • достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в сфере туризма, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи.

VII. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СРО НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Создание благоприятных условий для создания полноценной областной системы саморегулирования возможно при реализации следующих мероприятий со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:

  • оказание методической помощи хозяйствующим субъектам по вопросам их вступления в СРО посредством обсуждения в СМИ, проведения семинаров, круглых столов, обеспечения заинтересованных лиц справочно-методической и нормативной литературой;
  • содействие развитию саморегулируемых организаций, в том числе за счет удовлетворения потребности членов саморегулируемых организаций в консультационных, юридических, информационных услугах;
  • подготовка кадров для организации и управления саморегулируемыми организациями на базе высшего и специального среднего образования, повышение квалификации специалистов саморегулируемых организаций;
  • включение представителей саморегулируемых организаций в состав координационных и совещательных органов, создаваемых при участии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • привлечение саморегулируемых организаций к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области, в том числе к разработке областных отраслевых программ;
  • разработка механизма предоставления преимущественного права получения субсидий из бюджетов всех уровней членам саморегулируемых организаций;
  • создание при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, Торгово-промышленной палате Ростовской области и её филиалах общественно-консультативных советов по взаимодействию с саморегулируемыми организациями;
  • оказание отраслевыми министерствами и государственными органами контроля (надзора) помощи СРО в разработке на основе федерального законодательства стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности этих организаций;
  • привлечение представителей органов управления саморегулируемых организаций для проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов в сфере предпринимательства.

Кроме того, эффективность формирования полномочий областной системы саморегулирования хозяйствующих субъектов, предпринимательская деятельность которых в соответствии с законодательством предполагает как обязательное их участие в саморегулируемых организациях, так и передачу им отдельных государственных функций и полномочий, возможна только при условии реализации органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вышеуказанных мероприятий и выполнения нижеперечисленных:

  • разработка перечня функций, предполагаемых к передаче от соответствующих органов государственной власти саморегулируемым организациям;
  • способность создания организации, объединяющей СРО по области (региональный союз), которой делегировать полномочия третейского суда, курирование и мониторинг, а также ведение реестра СРО для принятия и исключения в последующем из единого реестра саморегулируемых организаций;
  • заключение договоров о сотрудничестве между государственными (муниципальными) органами и саморегулируемыми организациями в части разграничения функций, сотрудничества и др.

С целью реализации перечисленных направлений необходимо разработать план мероприятий по реализации Концепции, включающий конкретные сроки и ответственных исполнителей, а также количественные показатели членства в саморегулируемых организациях в процентах от общего количества субъектов предпринимательства.

Координацию данной работы целесообразно возложить на Совет по предпринимательству при Администрации Ростовской области.


Приложение 1

к Концепции (основным направлениям)

развития саморегулируемых организаций

в Ростовской области на 2010-2011 годы


Перечень законодательных актов, регулирующих правовые основы
создания саморегулируемых организаций

- Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

- Федеральный закон от 7.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;- Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;- Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

- Федеральный закон от 26.09.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;

- Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»;

- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

- Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- Федеральный закон от 1.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

- Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций";

- Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

- Федеральный Закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»


[1] Утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 26 декабря 2008 года № 604.

[2] По данным Южно-российской ассоциации кредитных союзов

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:38:26|
Изменено:
08.02.2013 12:11:17|
Количество просмотров:
336

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации