Приложение к решению коллегии Администрации Ростовской области
от 23.11.09 № 84
Содержание проблемы и необходимость
её решения программными методами
Современная модель государственной молодежной политики в Российской Федерации формировалась с начала 90-х годов. За это время были определены не только основные направления и механизмы по реализации государственной молодежной политики, но и её внутренние законы, система построения, механизмы развития. Методы оценки её эффективности не являются устоявшимися и пока не имеют единых общепризнанных стандартов, так как на федеральном уровне отсутствует базовый нормативный документ, регламентирующий отрасль молодежной политики – Федеральный закон о государственной молодежной политике.
Утвержденные Правительством Российской Федерации приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики - от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в экономические, общественно-политические и социокультурные отношения, с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р), определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, молодежной политике посвящен отдельный раздел. Концепция определяет, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. В соответствии с Концепцией государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
При реализации государственной молодежной политики Администрация области сталкивается с такими проблемами как:
- несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны и региона; сложность решения данной проблемы связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием единства духовных и идеологических установок, проникновением в общественное и индивидуальное сознание прагматизма, индивидуализма, характерных для общества потребления, что вступает в противоречие с традиционными для России нравственными ценностями;
- социальная изолированность молодых людей;
- отсутствие необходимого набора возможностей для неприятия асоциальных норм поведения, а также полноценных возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- недостаточная вовлеченность молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
- неразвитость системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
- слабая информированность о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;
- отсутствие инфраструктуры сферы молодежной политики, центров по работе с молодежью, в том числе и многопрофильных.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, криминализации молодежной среды, роста нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.
Вместе с тем молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере – мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам.
Актуальность решения обозначенных вопросов, направленных на системную и динамичную социализацию молодежи в жизнь региона определяется Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р). Кроме того, Государственным советом Российской Федерации (17 июля 2009г.) рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации разработать региональные молодежные программы, предусмотрев в них меры по поддержке талантливой молодежи, развитию предпринимательства, волонтерского движения, формированию культуры межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде (пп. «б» п.3 перечня поручений от 30 июля 2009 г. «Пр-1994ГС).
Решение данной проблемы обеспечивается реализацией
Областной целевой программы «Молодежь Дона на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 26.12.2008 № 604 (ред. от 06.10.2009), срок действия которой завершается в 2010 году.
В силу многогранности решаемой проблемы возникает необходимость координации действий областных органов исполнительной власти, молодежных общественных организаций и объединений.
Использование метода долгосрочной целевой программы позволит оптимизировать деятельность органов исполнительной власти при решении перечисленных проблем за счёт обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения ответственности исполнителей, оптимизации использования ресурсов при реализации Программы.
Таким образом, программно-целевой подход выбран по следующим причинам:
во-первых, проектный метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики. Кроме того, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации задан проектный метод управления при реализации мероприятий;
во-вторых, опыт, накопленный в части управления Областной целевой программы «Молодежь Дона на 2006–2010 годы», показывает, что данный инструмент является действенным и удобным для реализации государственной молодежной политики в регионе.
Применение программно-целевого метода в решении ключевой проблемы позволит:
обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования областных средств в молодежную сферу;
разработать и внедрить инновационные технологии решения актуальных проблем молодежи при ее активном участии;
создать предпосылки и условия для устойчивого дальнейшего развития и функционирования инфраструктуры сферы государственной молодежной политики, созданной в ходе реализации Программы, после ее завершения.
создать основу для саморазвития сферы государственной молодежной политики и обеспечить увеличение вклада молодежи в социально-экономическое развитие Ростовской области.
Цели, задачи и принципы разработки Программы
Главной целью разработки областной долгосрочной целевой программы «Молодежь Ростовской области» (2011–2013 годы) (далее – Программа) является создание благоприятных условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей вне зависимости от социального статуса, а также использование потенциала молодежи в интересах инновационного развития области.
Задачами программы являются:
формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками инициативной и талантливой молодежи;
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях собственного развития, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
формирование у молодежи российской идентичности (россияне) и профилактика этнического и религиозно политического экстремизма в молодежной среде, гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи;
формирование системы профессиональной ориентации, профессионального консультирования и информирования молодежи, в целях выбора сферы деятельности (профессии, специальности), создание стимулов, обеспечивающих мотивацию молодежи к труду, повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, утвержденного областным законом об областном бюджете
.
|
(тыс. руб.)
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
Средства областного бюджета
|
55 117,60
|
18 389,20
|
18 189,20
|
18 539,20
|
Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы строится на сочетании целевого финансового обеспечения и привлечения молодежных общественных организаций и представителей добровольческого (волонтерского) движения, в рамках конкретных мероприятий.
Мероприятия Программы объединяются по 4 направлениям и формируются Государственным заказчиком – координатором Программы по предложениям соисполнителей программы.
Направление 1. Формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи.
В рамках данного направления планируется разработать комплекс мероприятий, который позволит создать инструменты молодежной политики, направленные на:
-
совершенствование механизмов выявления, отбора и сопровождения инициативных и талантливых молодых людей и обладающих лидерскими качествами;
-
мотивацию молодежи к инновационной деятельности;
-
создание условий для раскрытия творческого потенциала молодежи, развитие инфраструктуры научно-технической деятельности;
-
повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников;
-
развитие сообществ молодых ученых, изобретателей;
-
стимулирование к изобретательству и техническому творчеству;
-
формирование и распространение передовых образцов и моделей поведения;
-
информирование молодежи о существующих программах поддержки предпринимательских проектов.
Направление 2. Вовлечение молодежи в социальную практику
В рамках данного направления планируется разработать комплекс мероприятий, который позволит создать инструменты молодежной политики, направленные на:
-
выстраивание профессиональных установок и карьерных траекторий;
-
вовлечение молодежи в активную общественную деятельность, развитие положительных навыков гражданского участия и лидерства;
-
вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
-
развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации;
-
развитие волонтерского движения, поддержку общественных инициатив;
-
организацию деятельности специализированных (профильных) лагерей и смен, туризма и отдыха молодежи;
-
популяризацию здорового образа жизни, вовлечение молодежи в спортивные и туристические мероприятия;
-
пропаганду репродуктивного поведения, поддержку института молодой семьи;
-
взаимодействие в сфере молодежной политики между странами, поддержку международных молодежных инициатив и обменов;
-
развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;
-
содействие эффективной профориентации молодежи, развитие моделей и форм ее вовлечения в трудовую и экономическую деятельность;
-
развитие механизмов и форм трансляции в молодежную аудиторию актуальной информации и вовлечение в этот процесс молодежи;
-
стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды;
-
развитие детского и молодёжного туризма в Ростовской области, в том числе по историческим местам;
-
популяризацию малого предпринимательства как перспективного вида деятельности в молодежной среде.
Направление 3. Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации
В рамках данного направления планируется разработать комплекс мероприятий, который позволит создать инструменты молодежной политики, направленные на:
-
вовлечение молодежи в социальные практики, предупреждение социальной изолированности молодых людей;
-
создание условий для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
-
социальную профилактику социально значимых заболеваний;
-
развитие системы индивидуальной профилактической работы с молодежью «группы особого внимания»;
-
профилактику асоциальной деятельности несовершеннолетних и молодежи «группы риска» и формирование позитивных жизненных стратегий.
Направление 4. Формирование у молодежи российской идентичности и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде
В рамках данного направления планируется разработать комплекс мероприятий, который позволит создать инструменты молодежной политики, направленные на:
-
воспитание у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности, привитие гражданских ценностей, формирование российской идентичности;
-
поддержку развития региональных молодежных общественных инициатив, направленных на формирование у молодежи российской идентичности (россияне);
-
формирование у молодежи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным ценностям;
-
преодоление этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде.
Совершенствование нормативной, правовой базы реализации государственной молодежной политики в Ростовской области
В 2004 году в Ростовской области был принят Областной закон
от 22.10.2004 № 167-ЗС «О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений в Ростовской области» (в ред. областных законов от 22.10.2005 № 370-ЗС, от 30.06.2006 № 509-ЗС, 24.06.2009 № 254-ЗС), определивший в качестве приоритетов создание правовых, экономических и организационных условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав с учетом возрастных особенностей, развитие молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Данные приоритеты стали основополагающими в реализации Администрацией области полномочий субъекта РФ в области реализации государственной молодежной политики.
Правовую основу для реализации государственной молодежной политики в области заложила Областная целевая программа «Молодежь Дона» на 2006-2010гг. (Постановление Администрации области от 26.12.2008 № 604).
Для дальнейшего развития государственной молодежной политики в области потребуется внесение изменений в Областной закон от 22.10.2004 № 167-ЗС «О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений в Ростовской области», принятие закона «О государственной молодежной политике в Ростовской области» и др.
Для обеспечения непрерывности в реализации государственной молодежной политики в области предусматривается разработка областной долгосрочной целевой программы «Молодежь Ростовской области» (2011-2013 годы).
Механизм реализации Программы
Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области.
Механизм реализации Программы включает в себя:
- подготовку и выпуск нормативных актов, формирующих комплексную систему законодательного и организационно-распорядительного сопровождения выполнения мероприятий Программы;
- по итогам исполнения программы сбор от исполнителей программы отчётных материалов и оценку исполнения системы показателей.
Контроль над реализацией Программы осуществляют министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области, Контрольно-счётная палата Ростовской области в соответствии с полномочиями, установленными областным законодательством.
Оценка эффективности социальных последствий от реализации Программы
При выполнении программных мероприятий в Ростовской области будут улучшены условия для реализации государственной молодежной политики в сфере социализации молодежи, для использования потенциала молодежи в интересах инновационного развития области. По сравнению с 2009 годом ключевые показатели, характеризующие состояние государственной молодежной политики в Ростовской области, по итогам реализации Программы в 2013 году изменятся следующим образом:
-
доля молодежи, участвующей в деятельности детских и молодежных общественных объединений (целевое значение – не менее 25 процентов к 2013 году от общего количества молодежи);
-
доля молодежи, вовлеченной в проекты и программы в сфере социализации и эффективной самореализации молодежи, реализуемые в рамках настоящего проекта (целевое значение – не менее 25 процентов к 2013 году от общего количества молодежи);
-
доля молодежи, принимающей участие в волонтерской деятельности, от общего количества молодежи (целевое значение – не менее 20 процентов к 2013 году);
-
доля молодежи, проявляющей толерантное отношение, по данным соцопроса (целевое значение – 15 процентов к 2013 году от общего количества молодежи).
Руководитель секретариата первого
заместителя Главы Администрации
(Губернатора) области – Вице-губернатора В.Е. Захаров
_____________________________________
<<<<
Решение коллегии от 23.11.09 № 84