Новый сайт

Концепция областной долгосрочной целевой программы «Молодежь Ростовской области» (2011–2013 годы)


Приложение к решению коллегии Администрации Ростовской области от 23.11.09 № 84 


Содержание проблемы и необходимость
её решения программными методами

Современная модель государственной молодежной политики в Российской Федерации формировалась с начала 90-х годов. За это время были определены не только основные направления и механизмы по реализации государственной молодежной политики, но и её внутренние законы, система построения, механизмы развития. Методы оценки её эффективности не являются устоявшимися и пока не имеют единых общепризнанных стандартов, так как на федеральном уровне отсутствует базовый нормативный документ,  регламентирующий отрасль молодежной политики – Федеральный закон о государственной молодежной политике.

Утвержденные Правительством Российской Федерации приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики - от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в экономические, общественно-политические и социокультурные отношения, с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации  от 12 марта 2008 г.               № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р), определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, молодежной политике посвящен отдельный раздел. Концепция определяет, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. В соответствии с Концепцией государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.

При реализации государственной молодежной политики Администрация области сталкивается с такими проблемами как:

- несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны и региона; сложность решения данной проблемы связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием единства духовных и идеологических установок, проникновением в общественное и индивидуальное сознание прагматизма, индивидуализма, характерных для общества потребления, что вступает в противоречие с традиционными для России нравственными ценностями;

-  социальная изолированность молодых людей;

- отсутствие необходимого набора возможностей для неприятия асоциальных норм поведения, а также полноценных возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

- недостаточная вовлеченность молодежи в общественно-политическую жизнь общества;

- неразвитость системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;

- слабая информированность о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;

- отсутствие инфраструктуры сферы молодежной политики, центров по работе с молодежью, в том числе и многопрофильных.

Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, криминализации молодежной среды, роста нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.

Вместе с тем молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере – мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам.

Актуальность решения обозначенных вопросов, направленных на системную и динамичную социализацию молодежи в жизнь региона определяется Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации  от 12 марта 2008 г.  № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р). Кроме того, Государственным советом Российской Федерации (17 июля 2009г.) рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации разработать региональные молодежные программы, предусмотрев в них меры по поддержке талантливой молодежи, развитию предпринимательства, волонтерского движения, формированию культуры межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде (пп. «б» п.3 перечня поручений от 30 июля 2009 г. «Пр-1994ГС).

Решение данной проблемы обеспечивается реализацией Областной целевой программы «Молодежь Дона на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 26.12.2008 № 604 (ред. от 06.10.2009), срок действия которой завершается в 2010 году.

В силу многогранности решаемой проблемы возникает необходимость координации действий областных органов исполнительной власти, молодежных общественных организаций и объединений.

Использование метода долгосрочной целевой программы позволит оптимизировать деятельность органов исполнительной власти при решении перечисленных проблем за счёт обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения ответственности исполнителей, оптимизации использования ресурсов при реализации Программы.

Таким образом, программно-целевой подход выбран по следующим причинам:

во-первых, проектный метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики. Кроме того, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации задан проектный метод управления при реализации мероприятий;

во-вторых, опыт, накопленный в части управления Областной целевой программы «Молодежь Дона на 2006–2010 годы», показывает, что данный инструмент является действенным и удобным для реализации государственной молодежной политики в регионе.

Применение программно-целевого метода в решении ключевой проблемы позволит:

обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования областных средств в молодежную сферу;

разработать и внедрить инновационные технологии решения актуальных проблем молодежи при ее активном участии;

создать предпосылки и условия для устойчивого дальнейшего развития и функционирования инфраструктуры сферы государственной молодежной политики, созданной в ходе реализации Программы, после ее завершения.

создать основу для саморазвития сферы государственной молодежной политики и обеспечить увеличение вклада молодежи в социально-экономическое развитие Ростовской области.

Цели, задачи и принципы разработки Программы

Главной целью разработки областной долгосрочной целевой программы «Молодежь Ростовской области» (2011–2013 годы) (далее –  Программа) является создание благоприятных условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей вне зависимости от социального статуса, а также использование потенциала молодежи в интересах инновационного развития области.

Задачами программы являются:

формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками инициативной и талантливой молодежи;

вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях собственного развития, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

формирование у молодежи российской идентичности (россияне) и профилактика этнического и религиозно политического экстремизма в молодежной среде, гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи;

формирование системы профессиональной ориентации, профессионального консультирования и информирования молодежи, в целях выбора сферы деятельности (профессии, специальности), создание стимулов, обеспечивающих мотивацию молодежи к труду, повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, утвержденного областным законом об областном бюджете

.

(тыс. руб.)

2011г.

2012г.

2013г.

Средства областного бюджета

55 117,60

18 389,20

18 189,20

18 539,20

Система программных мероприятий

Система мероприятий Программы строится на сочетании целевого финансового обеспечения и привлечения молодежных общественных организаций и представителей добровольческого (волонтерского) движения, в рамках конкретных мероприятий.

Мероприятия Программы объединяются по 4 направлениям и формируются Государственным заказчиком – координатором Программы по предложениям соисполнителей программы.

Направление 1. Формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи.

В рамках данного направления планируется разработать комплекс мероприятий, который позволит создать инструменты молодежной политики, направленные на:

  • совершенствование механизмов выявления, отбора и сопровождения инициативных и талантливых молодых людей и обладающих лидерскими качествами;
  • мотивацию молодежи к инновационной деятельности;
  • создание условий для раскрытия творческого потенциала молодежи, развитие инфраструктуры научно-технической деятельности;
  • повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников;
  • развитие сообществ молодых ученых, изобретателей;
  • стимулирование к изобретательству и техническому творчеству;
  • формирование и распространение передовых образцов и моделей поведения;
  • информирование молодежи о существующих программах поддержки предпринимательских проектов.

Направление 2. Вовлечение молодежи в социальную практику

В рамках данного направления планируется разработать комплекс мероприятий, который позволит создать инструменты молодежной политики, направленные на:

  • выстраивание профессиональных установок и карьерных траекторий;
  • вовлечение молодежи в активную общественную деятельность, развитие положительных навыков гражданского участия и лидерства;
  • вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
  • развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации;
  • развитие волонтерского движения, поддержку общественных инициатив;
  • организацию деятельности специализированных (профильных) лагерей и смен, туризма и отдыха молодежи;
  • популяризацию здорового образа жизни, вовлечение молодежи в спортивные и туристические мероприятия;
  • пропаганду репродуктивного поведения, поддержку института молодой семьи;
  • взаимодействие в сфере молодежной политики между странами, поддержку международных молодежных инициатив и обменов;
  • развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;
  • содействие эффективной профориентации молодежи, развитие моделей и форм ее вовлечения в трудовую и экономическую деятельность;
  • развитие механизмов и форм трансляции в молодежную аудиторию актуальной информации и вовлечение в этот процесс молодежи;
  • стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды;
  • развитие детского и молодёжного туризма в Ростовской области, в том числе по историческим местам;
  • популяризацию малого предпринимательства как перспективного вида деятельности в молодежной среде.

Направление 3. Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации

В рамках данного направления планируется разработать комплекс мероприятий, который позволит создать инструменты молодежной политики, направленные на:

  • вовлечение молодежи в социальные практики, предупреждение социальной изолированности молодых людей;
  • создание условий для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
  • социальную профилактику социально значимых заболеваний;
  • развитие системы индивидуальной профилактической работы с молодежью «группы особого внимания»;
  • профилактику асоциальной деятельности несовершеннолетних и молодежи «группы риска» и формирование   позитивных жизненных стратегий.

Направление 4. Формирование у молодежи российской идентичности  и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде

В рамках данного направления планируется разработать комплекс мероприятий, который позволит создать инструменты молодежной политики, направленные на:

  • воспитание у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности, привитие гражданских ценностей, формирование российской идентичности;
  • поддержку развития региональных молодежных общественных инициатив, направленных на формирование у молодежи российской идентичности (россияне);
  • формирование у молодежи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным ценностям;
  • преодоление этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде.

Совершенствование нормативной, правовой базы реализации государственной молодежной политики в Ростовской области

В 2004 году в Ростовской области был принят Областной закон от 22.10.2004 № 167-ЗС «О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений в Ростовской области» (в ред. областных законов от 22.10.2005 № 370-ЗС, от 30.06.2006 № 509-ЗС, 24.06.2009 № 254-ЗС), определивший в качестве приоритетов создание правовых, экономических и организационных условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав с учетом возрастных особенностей, развитие молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Данные приоритеты стали основополагающими в реализации Администрацией области полномочий субъекта РФ в области реализации государственной молодежной политики.

Правовую основу для реализации государственной молодежной политики в области заложила Областная целевая программа «Молодежь Дона» на 2006-2010гг. (Постановление Администрации области от 26.12.2008 № 604).

Для дальнейшего развития государственной молодежной политики в области потребуется внесение изменений в Областной закон от 22.10.2004             № 167-ЗС «О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений в Ростовской области»,  принятие закона «О государственной молодежной политике в Ростовской области» и др.

Для обеспечения непрерывности в реализации государственной молодежной политики в области предусматривается разработка областной долгосрочной целевой программы «Молодежь Ростовской области» (2011-2013 годы).

Механизм реализации Программы

Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области.

Механизм реализации Программы включает в себя:

- подготовку и выпуск нормативных актов, формирующих комплексную систему законодательного и организационно-распорядительного сопровождения выполнения мероприятий Программы;

- по итогам исполнения программы сбор от исполнителей программы отчётных материалов и оценку исполнения системы показателей.

Контроль над реализацией Программы осуществляют министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области, Контрольно-счётная палата Ростовской области в соответствии с полномочиями, установленными областным законодательством.

Оценка эффективности социальных последствий от реализации Программы

При выполнении программных мероприятий в Ростовской области будут улучшены условия для реализации государственной молодежной политики в сфере социализации молодежи, для использования потенциала молодежи в интересах инновационного развития области. По сравнению с 2009 годом ключевые показатели, характеризующие состояние государственной молодежной политики в Ростовской области, по итогам реализации Программы в 2013 году изменятся следующим образом:

  • доля молодежи, участвующей в деятельности детских и молодежных общественных объединений (целевое значение – не менее 25 процентов к 2013 году от общего количества молодежи);
  • доля молодежи, вовлеченной в проекты и программы в сфере социализации и эффективной самореализации молодежи, реализуемые в рамках настоящего проекта (целевое значение – не менее 25 процентов к 2013 году от общего количества молодежи);
  • доля молодежи, принимающей участие в волонтерской деятельности, от общего количества молодежи (целевое значение – не менее 20 процентов к 2013 году);
  • доля молодежи, проявляющей толерантное отношение, по данным соцопроса (целевое значение – 15 процентов к 2013 году от общего количества молодежи).

Руководитель секретариата первого

заместителя Главы Администрации

(Губернатора) области – Вице-губернатора                                            В.Е. Захаров

_____________________________________

<<<< Решение коллегии от 23.11.09 № 84

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:37:56|
Изменено:
22.03.2011 15:34:51|
Количество просмотров:
155

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика