Новый сайт

Выступление А.Н. Палагиной, директора департамента предпринимательства, «Бизнес и органы контроля (надзора): динамика взаимоотношений» 29.06.2010

 

Выступление на совместном заседании Совета по предпринимательству при АРО,
областной МВК по устранению административных барьеров и
Общественного Совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Ростовской области

г.Ростов-на-Дону, 29 июня 2010 года

 

 


Уважаемые коллеги!

Всем известно, что бизнес – это та сила, которая лежит в основе социально-экономического развития. Есть отрасли, в которых частный бизнес производит от 60 до 80 процентов товаров и услуг. И, если его не станет, то заменить его будет просто нечем.

К сожалению, не редко обращения предпринимателей свидетельствуют о том, что органы власти, в том числе контролирующие и правоохранительные структуры, забывают об этом. Необходимо вырабатывать цивилизованный режим общения, установить диалог между бизнесом и органами контроля и не прятаться от обсуждения острых вопросов.

Правительство Российской Федерации включило развитие малого и среднего предпринимательства в Основные направления деятельности на период до 2012 года и ставит перед собой задачу значительного увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни государства.

Одним из индикаторов участия бизнеса в создании нормального бизнес-климата в области являются результаты проводимых исследований, как по заказу нашего департамента, так и независимых экспертов. 

 В текущем году такие исследования проводятся НП «РРАПП» в 25 муниципальных образованиях области [1]. По их результатам к  октябрю 2010 г. будет составлена аналитическая записка с отражением мнения предпринимательского сообщества.

Также в ходе подготовки сегодняшнего заседания мы попросили объединения предпринимателей опросить своих членов по вопросам взаимодействия с органами контроля (надзора). Опрос был проведен среди 79 респондентов - субъектов малого и среднего бизнеса.

Результаты исследований показали, что в прошедшем году удалось реализовать ряд законодательных мер, направленных сокращение административной нагрузки на бизнес. Ключевая из них - принятие 294-ФЗ [2], который усиливает гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок.

Сегодня мы имеем реальные положительные результаты в реализации 294 Закона.

В части реализации уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности. В Роспотребнадзор по Ростовской области с 1 сентября 2009 года поступило 2794 уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности. Из них зарегистрировано - 78% или 2182 уведомлений, что составляет 8% общероссийского показателя (всего по РФ за период действия 294-ФЗ выдано почти 29 тыс. уведомлений) [3].

Отмечу, что наибольший объем уведомлений поступает от предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю - 60% и предоставляющих услуги общественного питания организациями общественного питания – 20%, наибольший процент отказов в регистрации уведомлений приходится на осуществление розничной торговли 65% и предоставление бытовых услуг 12,6%. 

Основными причинами отказа в регистрации уведомлений в большинстве случаев являются формальные основания. Это - предоставление неполного пакета документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ [4] или указание видов экономической деятельности которые не входят в перечень работ и услуг, подлежащих уведомлению.

Хочу обратить внимание предпринимателей на то, что перечень документов минимальный и не требует серьезных действий на их подготовку.

Мы также, как и на федеральном уровне, ведем работу с целью выработки предложений над расширением видов экономической деятельности, для которых может применяться уведомительный порядок. Такое поручение получено и согласно плану мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти (5). С этой целью мы просим мнение бизнес-сообщества, в том числе через разработанные Региональным агентством поддержки предпринимательства анкеты, а также рекомендуем бизнес-объединениям дать предложения по расширению списка видов деятельности.

294 Закон, в первую очередь направлен на уменьшение проверок в отношении бизнеса. И уже сегодня можно отметить положительную динамику. Так количество плановых проверок в 2009 году (19,5 тыс.) по сравнению с 2008 г. (90 тыс.) уменьшилось в 4,6 раза. И здесь прослеживается главная роль прокуратуры, за полномочиями которой Закон закрепил согласование всех проверок как плановых, через согласование планов, так и внеплановых.

Отмечу, что Федеральным законом от 26 апреля 2010 г. внесены изменения в статью 10  294-ФЗ. С 9 мая 2010 г. норма о согласовании внеплановых выездных проверок, распространяется на проверки всех субъектов предпринимательства, не только малого бизнеса.

Еще раз обращаю внимание, что по заказу департамента предпринимательства области разработан и действует на официальном портале «Малый и средний бизнес Дона» ( www.mbdon.ru) межведомственный банк проверок хозяйствующих субъектов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут беспроблемно обращаться на сайт и заблаговременно подготовиться к проверке.

К сожалению, согласно данным, полученным от объединений предпринимателей, только 35% опрошенных предпринимателей знают и обращаются к банку проверок, а 56% не знают о его существовании.

Вызывает обеспокоенность, что количество внеплановых проверок в 2009 году составило 35% от общего числа проверочных мероприятий. Их основными причинами стали:

  • выполнение предписаний по итогам плановых проверок (69%);
  • обращения граждан, информации от органов власти, местного самоуправления (31%). 

В 19% случаев были выявлены нарушения законодательства. Считаем этот показатель приемлемым. И он говорит, что в большинстве случаев предписания были выполнены, а обращения граждан не нашли подтверждения.

Подтверждением тому, что количество проверок снизилось, являются сведения социологического опроса по уровню административных барьеров 2009 года. По данным опроса – более половины респондентов (50,4 %) обозначили, что проверок стало меньше.

Однако это касается тех проверок органов контроля (надзора), которые подпадают под действие 294 Закона. 66% респондентов отмечают то, что усилены мероприятия по контролю со стороны налоговых органов. Данный процент увеличился более чем 2 раза по сравнению с 2008 г. (30%). 

В прошлом году проведена значительная работа, направленная на оптимизацию контрольных функций органов милиции на потребительском рынке.

Установлен запрет на проверки, изъятие документов, проведение иных действий органами милиции вне рамок административного правонарушения или уголовного дела.

31 марта 2010 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, исключающие полномочия милиции по составлению протоколов об административных правонарушениях. Изменения коснулись 79 составов [6].

По данным статистики за 2009 год, 39,5% малого бизнеса (с учетом микро) заняты в сфере торговли и бытового обслуживания, поэтому мы рассчитываем, что эта мера окажет существенное влияние на темпы снижения административного давления на бизнес.

Вместе с тем, неясным остается вопрос о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками УБЭП и ОБЭП ГУВД области. Предприниматели обеспокоены применением со стороны правоохранительных органов различных методов давления.

Примеры.

В масштабе страны получило огласку дело против руководителя малого инновационного предпринимателя Денисенко Виктора Васильевича. По результатам проверки, проводимой сотрудниками ОБЭП г. Таганрога в отношении предпринимателя, было предъявлено обвинение в осуществлении предпринимательской деятельности в нарушение законодательства о лицензировании. Суд первой инстанции предпринимателя оправдал. Информация была обнародована на парламентских слушаниях в ГосДуме и дошла до Президента. Несмотря на протест прокуратуры, суд второй инстанции также признал предпринимателя невиновным.

Еще один пример.

В конце прошлого года к Главе Ростовской области обратился посол Турецкой республики с просьбой разобраться с действиями правоохранительных и контролирующих органов г. Азова и области в отношении ООО «АТАК» (г. Азов). Только за 2009 год было проведено в отношении предприятия 8 проверок ОБЭП г. Азова. На предприятии неоднократно проводился обыск. Удивительным было то, что нарушений выявлено не было. А у организации создалось впечатление, что проведенные мероприятия, использованы с целью рейдерского захвата.

Совсем недавно в отношении директора Волгодонского малого предприятия «Атомрадиокомплект» завели 6 уголовных дел по ст. 204 УК «Коммерческий подкуп». Предприятие занимается ремонтом грузовой техники и оформлением документов на изменение конструкции транспортного средства. Правоохранительные органы считают, что фирма не имела права выдавать документы о замене агрегатов, если физически не производила эту замену, а только удостоверяла правильность монтажа. Дело находится в прокуратуре и должно быть передано в суд. Конечно, мы не имеем права давать оценку действиям правоохранительных структур. И до вынесения решения суда комментировать. Но остается вопрос, на который ни сотрудники милиции, ни органы прокуратуры не ответили. Насколько необходимо было 3,5 часа без объяснения причин удерживать предпринимателя без предъявления удостоверений, решений судебных органов проводить обыск и изымать документы. Насколько правомерно применять статью  коммерческий подкуп, когда это семейное предприятие. Эксперты, проводившее заключение, не считают его прямым основанием для обвинения и были удивлены, узнав, что на основании их заключения предпринимателя обвиняют в коммерческом подкупе. 

 

Уважаемые коллеги, подобные дела имеют широкий резонанс, действия правоохранителей впоследствии приводят к уничтожению  существующего бизнеса. И не просто бизнеса, а отлаженного производства.

Мы понимаем, что каждый занимается своим делом. Задача правоохранительных органов, милиции  направлена на раскрытие преступлений. По мнению СМИ, бизнеса, идеология контрольной деятельности настолько извращена, что лозунги в кабинете следователя «Если на вас не заведено уголовное дело, то это не ваша заслуга, а наша недоработка» перестают звучать как шутка, а больше звучит как профессиональная позиция.

 

Другой проблемой являются, по мнению предпринимателей, проверки со стороны обществ защиты прав потребителей, экологических обществ. Требует уточнения вопрос их полномочий на уровне федерального законодательства.

В действующем законодательстве отсутствует четкая регламентация порядка проведения проверок общественными организациями. В связи с чем, жалобы поступают на действия таких организаций (Эко-щит, Таганрогская лига потребителей, Правозащитник), которые зачастую прикрываются несовершенством законодательства. Проводят проверки, навязывают услуги посреднических организаций, действуя агрессивно, ссылаясь на государственные органы (гг. Азов, Новочеркасск, Таганрог, Белая Калитва, Ростов-на-Дону).

Например, Союз поддержки и защиты прав потребителей «Правозащитник» (Белокалитвинский район), злоупотребляя своим правом составления актов проверок, понуждает юридических лиц и предпринимателей заключать договоры об оказании платных консультационных услуг. За единовременную устную консультацию выставляется счет в сумме 3 тыс. рублей.

Считаем целесообразным конкретизировать полномочия данных организаций и внести соответствующие изменения в федеральное законодательство. Например, в части освобождения указанных организаций от самостоятельных проверок. Считаем приемлемым для них принимать участие в качестве экспертов в проверках, проводимых уполномоченными органами исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей.

Эти вопросы должны быть рассмотрены в ближайшее время и выработаны предложения.

 

Как отмечают сами предприниматели, противостоять давлению проверок, требований неформальных платежей, неуважительному отношению со стороны власти можно лишь объединившись.

Сегодня в Ростовской области только в 16 из 55 муниципальных образований действуют объединения предпринимателей, их на сегодня - 48. При этом у малого бизнеса зачастую не хватает авторитета и материальных ресурсов, чтобы представлять свои интересы на всех уровнях власти.

Вот почему мы считаем важным научить предпринимателей, осознавших необходимость объединения, грамотному построению своей организации – неважно, будет она создана по территориальному или по отраслевому признаку. Соответствующие материалы мы подготовим и разместим на нашем официальном портале www.mbdon.ru, а также направим во все муниципальные Советы.

Важно, чтобы во главе бизнес-объединений оказались не отставные чиновники, а авторитетные предприниматели. Мы все заинтересованы в том, чтобы объединения выполняли не только представительские, совещательные функции. Они призваны выражать коллективную позицию своих членов. А это требует определенных знаний и навыков – и юридических и организационных. Поэтому важно обеспечить на первом этапе становления предпринимательских объединений профессиональную помощь. Это возможно сделать в рамках реализации пилотного проекта по оказанию консультационной поддержки предпринимателям со стороны организаций, образующих инфраструктуру поддержки бизнеса.

Данный проект сейчас реализуется во всех 55 городах и районах области. При софинансировании из средств федерального и областного бюджетов проходит масштабное консультирование бизнеса.

Пилотный проект - это еще одно средство обратной связи, получения информации о проблемах, тревожащих предпринимателей. Ведь только за 5 месяцев его реализации в прошлом году за консультациями обратилось свыше 6,8 тыс. предпринимателей и безработных граждан, которым оказано более 8 тыс. консультаций.

В этой связи мы ставим перед Ростовским региональным агентством задачу аккумулировать информацию об уровне нагрузки на бизнес по обращениям предпринимателей – получателей консультационной помощи для анализа и оперативного принятия решений в рамках работы областной МВК.

Незнание законодательной базы, регламентирующей проведение проверок, остается по-прежнему самым сложным для предпринимателей во взаимоотношениях с представителями контролирующих организаций, это отметили 40% опрошенных. В связи с этим, особенно возрастает роль консультантов, требования к их квалификации повышаются.

Мы регулярно проводим мониторинг работы объединений предпринимателей. Объединения отражают состояние дел в отрасли и в малом бизнесе в целом. Результаты работы многих из них очень высоки. К примеру, областной Союз работодателей, Новочеркасский союз предпринимателей регулярно активны. Это объединения, которые выносят на областной уровень злободневные проблемы своих членов, используют все те возможности, которые существуют на сегодняшний день. Предприниматели именно таких объединений в первую очередь становятся получателями поддержки, участниками мероприятий, они проинформированы об изменениях законодательства, а значит - вооружены.

К примеру, при подготовке сегодняшнего заседания анкеты были разосланы в адрес всех объединений (48). Надо отметить, что откликнулись и участие в опросе приняли только 5 [7] из них.

Есть такие структуры, руководители которых приглашены и входят в состав Советов, комиссий по предоставлению поддержки малому и среднему бизнесу. Но при этом предприниматели - члены таких объединений даже не проинформированы об этой поддержке. Хотя существуют объединения на членские взносы от бизнеса, вместо реальной работы по защите общих интересов отдельные лидеры реализуют свои амбиции.

Сложился определенный информационный разрыв. Яркий пример этому – тот факт, что 57% участников опроса, который был проведен при подготовке к заседанию, указали, что ничего не знают о существовании межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в своем муниципальном образовании. Получается, что мы, пытаясь донести свою позицию до предпринимателей через общественные объединения, теряем большую часть усилий на преодоление инертности самих объединений.

Если барьеры возникли из требований закона, то изменить этот закон в одиночку предпринимателям не под силу. Когда же они объединяются, то шансы быть услышанными возрастают многократно.

Пример такого коллективного взаимодействия – работа по внесению изменений в федеральное законодательство.

Так, по инициативе предпринимательского объединения – Ассоциации выпускников Губернаторской программы и при нашей поддержке были внесены изменения в 159-ФЗ «О малой приватизации». Они сняли остроту проблем в части выкупа арендованных помещений.

Большой потенциал снижения административной нагрузки находится в области саморегулирования. 294-ФЗ предоставляет членам СРО значительные преимущества при организации контрольных мероприятий. Плановая проверка членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов от общего числа ее членов, а также в присутствии представителя саморегулируемой организации. Таким образом, государство сегодня, в том числе через 294 Федеральный закон, показывает важность роли предпринимательских объединений. К сожалению, пока мы не видим как предприниматели используют эти возможности, предоставленные им федеральным законодательством.

При этом в отдельных случаях обязательность членства в СРО становится дополнительным барьером для бизнеса, как это произошло для малых предприятий строительной отрасли. Это касается замены лицензии в строительстве допуском СРО. При этом вступительный взнос для многих малых, а особенно микро предприятий, стал непосильным. Что и заставило предпринимателей строителей в малом бизнесе создать общественное объединение «Объединенная строительная альтернатива» и продвигать законодательную инициативу на федеральный уровень.

Борьба с административными барьерами – безусловный приоритет в нашей совместной работе. Не случайно формат сегодняшней встречи – это объединенное заседание. Надеемся на конструктивный диалог с учетом интересов бизнеса и государства.


[1] гг. Батайск, Донецк, Зверево, Новошахтинск, Шахты, Ростов-на-Дону, Азовский, Багаевский, Белокалитвинский, Веселовский, Дубовский, Зимовниковский, Кагальницкий, Константиновский, Красносулинский, Куйбышевский, Мартыновский, Матвеево-Курганский, Морозовский, Мясниковский, Неклиновский, Ремонтненский, Семикаракорский, Тацинский и Цимлянский районы.

[2] От 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

[3] Официальный сайт Роспотребнадзора по Ростовской области http://www.61.rospotrebnadzor.ru.

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

[5] Утвержден 31 мая 2010 г. Вице-губернатором С.М. Назаровым.

[6]  в сфере обеспечения контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, экологического, фитосанитарного, налогового контроля, контроля в банковской сфере и сфере финансовых рынков,  технического регулирования, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

[7] РСПП, ОПОРА, Союз предпринимателей г. Новочеркасска, Объединение работодателей предприятий торговли и сферы услуг, «Объединенная строительная альтернатива»

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:37:46|
Изменено:
05.03.2013 16:31:59|
Количество просмотров:
95

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации