В настоящий момент, по мнению экспертов, для сферы молодежной политики характерно следующее:
-
отсутствие комплексной и непротиворечивой нормативной правовой базы;
-
недостаточная включенность молодежи в социально-экономические, социально-политические и социокультурные отношения, а также в этнокультурную сферу;
-
распространенность асоциального поведения среди молодых людей;
-
отсутствие у молодежи социального иммунитета по отношению к деятельности различных групп, пропагандирующих идеологию экстремистской направленности, в том числе этнический и религиозно-политический экстремизм;
-
исключенность из общества молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-
сильное влияние социального статуса молодых людей на их возможности реализовать заложенный потенциал;
-
слабая общегражданская идентичность молодежи и правовой нигилизм;
-
низкая финансовая грамотность молодых людей и т.д.
В настоящий момент анализ законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования выявляет ряд проблем в области правового регулирования государственной молодежной политики, в том числе:
-
правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственной молодежной политики, содержатся в нормативных правовых актах разного уровня и различной тематики, не имеют единой концептуальной основы, в них отсутствует единство понятийного аппарата;
-
преобладают акты концептуального или узко-прикладного характера.
Следует отметить, что нормативно-правовая обоснованность реализации ГМП существенно ослаблена отсутствием федерального закона о государственной молодежной политике, позволяющем судить о ней как об отдельной отрасли государственного управления. Правовое положение молодых россиян обеспечивают разнообразные нормативно-правовые акты в области обучения и воспитания, трудовой занятости, организации отдыха, здоровья и физического воспитания молодежи и несовершеннолетних, жилищной, семейной политики, поддержки общественных объединений и пр., что затрудняет координацию работы с российской молодежью и выработку комплексных подходов к данному направлению государственного управления.
По официальным статистическим данным за 2008 год в Российской Федерации около 550 тыс. человек злоупотребляют наркотиками, из них 358 тыс. человек больны наркоманией. Число зарегистрированных детей (от 0 до 14 лет), больных наркоманией – 46 человек, а подростков (15-17 лет) – 1434 человека. Средний возраст подавляющего большинства потребителей наркотиков (около 84 процентов) от 20 до 39 лет.
Ежедневно потребляют алкогольные напитки, включая пиво, 33 процентов юношей и 20 процентов девушек. Потребителей алкоголя с вредными последствиями больше всего среди людей в возрасте от 20 до 39 лет (38 процентов).
Крайне неблагоприятной для страны является тенденция к увеличению детей в возрасте от 10 до 14 лет, употребляющих алкоголь с вредными последствиями. Их суммарное число выросло в 2008 году по сравнению с предыдущим годом на 15,4 процентов и составило 10,9 тыс. человек.
Число детей, больных алкоголизмом, возросло по сравнению с 2007 годом на 8,6 процентов и составило 96 человек.
Согласно расчетам, основанным на данных Росстата, с 2009 по 2023 год численность молодежи в возрасте 14-30 лет в составе населения Российской Федерации сократится на 13,4 млн. человек и составит 25 млн. человек (сейчас 38 млн. человек). Алкогольные напитки (включая пиво) с той или иной частотой, в тех или иных дозах, потребляют 66 процентов молодежи в возрасте 14-30 лет, или же 25,1 млн. человек. Потреблять алкогольные напитки молодежь начинает рано. В 14-16 лет пьет каждый второй, а в 17 лет доля молодежи, потребляющей алкогольные напитки, превышает 70 процентов. Среди возрастной группы 14-30 лет курят табачные изделия 51 процентов, т.е. 19,4 млн. человек. В своей жизни хотя бы один раз пробовали наркотик 19 процентов представителей возрастной группы 14-30 лет, т.е. 7,2 млн. человек
[1]. Естественно, это ни в коем случае не является общим показателем больных наркоманией, однако свидетельствует о величине группы риска. В возрасте 14-30 лет наркозависимых – 2,3 млн. человек, в том числе явно больных наркоманией – 586 тыс. человек.
Также необходимо создать систему мер, направленных на профилактику и предупреждение деструктивного поведения и образа жизни молодежи. Для этого, в частности, должны быть разработаны гуманитарные технологии профилактики этнического и религиозно-политического экстремизма, преодоления негативных этнических стереотипов и т.д.
Важно также учитывать, что в современной деятельности национальных общественных объединений молодежный фактор приобретает все большее значение. При этом национальная и религиозная молодежные аудитории в наибольшей степени подвержены опасности воздействия экстремистской риторики, что требует особого внимания к молодежной среде этнокультурных сообществ.
Одной из основных причин, способствующих совершению насильственных преступлений экстремистской направленности, является распространение идей религиозного, национального и расового превосходства, в том числе среди несовершеннолетних и молодёжи, отсутствие у отдельных категорий населения терпимого отношения к представителям других национальностей и религий, искажённое восприятие патриотизма. При этом необходимо отметить, что идеи национализма подогревает информация, размещаемая сторонниками скинхедов и других экстремистски настроенных молодежных групп в средствах массовой информации и в Интернете.
В частности, анализ насильственных преступлений экстремистской направленности, проведенный в 2009 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации, показывает, что подавляющее их большинство совершается группами молодежи и несовершеннолетних подростков, в том числе причисляющими себя к скинхедам. Так, в первом полугодии 2009 года в России зарегистрировано 266 преступлений указанной категории, что на 6,4 процентов больше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом наиболее распространенным остается преступление, предусмотренное статьей 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» Уголовного кодекса Российской Федерации, а уголовные дела о преступлениях данной категории составляют более половины от всего массива дел экстремистской направленности.
Количественные и качественные характеристики по указанным показателям убедительно показывают наличие устойчивых негативных тенденций в молодежной сфере, на фоне зарождения позитивных тенденций самоорганизации молодежи:
-
развития мобильности в поисках высокооплачиваемой работы и жилья;
-
развития молодежных общественных движений, объединений;
-
создания собственного дела и развития бизнеса;
-
освоения новых технологий, в том числе Интернет-технологий, в общественных практиках в целях содействия социализации и росту компетентности.
По мнению исследователей [2], в случае отказа от принятия срочных мер в области государственной молодежной политики, степень участия молодежи в социально-экономических, социокультурных и общественно-политических отношениях будет уменьшаться, что негативно отразится на темпах социально-экономического развития страны в целом.
Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы:
В отличие от сферы материального производства, в социальной практике отсутствуют варианты эффективного решения проблем молодёжи, которые были бы альтернативой программно-целевому методу и позволили бы достичь аналогичного эффекта. Предложенный в Концепции областной долгосрочной целевой программы «Молодежь Ростовской области» (2011-2013 годы) (далее – Концепция) вариант реализации Программы разработан с привлечением представителей науки и молодежных общественных организаций.
К числу наиболее значительных рисков Концепция относит следующие:
-
организационные недостатки в управлении Программой, связанные с потенциальной рассогласованностью и возможностью изменений тактических задач федеральных органов исполнительной власти и институтов гражданского общества, участвующих в реализации Программы;
-
изменение принципов регулирования в сфере государственного управления, вытекающих из программных документов Правительства Российской Федерации, планов его деятельности;
-
инерционный характер формирования общегражданской идентичности и солидарности;
-
наличие негативных внешних факторов, направленных на радикализацию молодежи по этническому и религиозному принципам.
В случае финансирования Программы в объеме меньше предусмотренного Концепцией, будут скорректированы целевые значения целевых индикаторов и показателей, а также состав планируемых к реализации мероприятий.
[1] По данным Росстата по состоянию на 01.01.2009г. всего молодежи в возрасте 14-30 лет - 38,4 млн. человек.
Источник: Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту. Росстат, М. 2009, стр. 9.