Новый сайт

Пояснительная записка к областной долгосрочной целевой программе «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010-2012 годы»

Дорожное хозяйство является одной из отраслей экономики,  развитие которой очень сильно зависит от общего состояния экономики страны и в то же время дорожное хозяйство, как один из элементов инфраструктуры экономики, оказывает такое же влияние на её развитие.

Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для  Ростовской области. Они связывают обширную территорию области с соседними территориями Российской Федерации, обеспечивают жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов, во многом определяют возможности развития региона, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек  и  затрат  времени  на перевозки.

При прогнозируемых темпах социально-экономического развития Ростовской области  грузовые перевозки автомобильным транспортом к 2012 году увеличатся в 1.3 раза, а объем перевозок пассажиров автобусами и легковыми автомобилями  в 1.1 раза. В 2008 году организации автомобильного транспорта области перевезли более 17 900 тыс. тонн грузов и более 402 600 тыс. человек.

Развитие экономики региона во многом определяется эффективностью функционирования автомобильного транспорта, которая зависит  от уровня развития и состояния сети автомобильных дорог общего пользования.

Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики и населения  области, является одним из наиболее существенных ограничений темпов роста социально-экономического развития Ростовской области, поэтому совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования имеет важное  значение для региона.

В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования Ростовской области составляет 38 868,4 километров, в том числе автомобильных дорог федерального значения - 713,8 километров, регионального и межмуниципального значения  – 7 490,0 километров, местного значения – 8006,0 километров, протяженность улично-дорожной сети муниципальных образований, находящихся в муниципальной собственности – 22 658,6 километров.

Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции дорог и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченных объемов.

Недофинансирование дорожной отрасли, в условиях постоянного роста интенсивности движения, изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств, приводит к несоблюдению межремонтных сроков, накоплению количества участков недоремонта,  увеличению количества участков с уровнем загрузки выше нормативного и участков с не удовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием, на которых необходимо проведение реконструкции.

Доля региональных и межмуниципальных дорог общего пользования Ростовской области, не отвечающих нормативным требованиям в 2008 году составляла 34,4 %, аналогичные показатели соседних территорий составляют: Республика Калмыкия – 50%; Краснодарский край – 48,1%; Ставропольский край – 19,8%; Астраханская область – 30%; Волгоградская область – 32%;; Воронежская область- 11%.  Средний показатель по ЮФО – 39,1%.

 Доля муниципальных дорог общего пользования местного значения в Ростовской области, не отвечающих нормативным требованиям в 2008 году составляла – 50,2 %. 

Для улучшения данных показателей по Ростовской области необходимо увеличение средств, выделяемых на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог. По расчетам, выполненным для Ростовской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 №539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» применительно к Южному федеральному округу для дорог регионального и межмуниципального значения на капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог ежегодно требуется более 19 млрд. руб., для муниципальных автомобильных межпоселковых дорог местного значения – более 17 млрд. руб.

Вместе с тем, с учетом сложной финансово-экономической обстановки, областным бюджетом на 2009 год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения предусмотрено – 2,227 млрд. рублей (11,7% от норматива).

С 2010 года планирование расходов на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения будет осуществляться на принципиально новой основе, путем их расчета на основании соответствующих нормативов. С учетом ограниченной доходной базы областного бюджета единовременный переход на планирование по нормативам в полном объеме не представляется возможным, поэтому будет действовать поэтапный переход на вышеуказанные нормативы.  Механизм перехода на финансирование содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ростовской области по нормативам денежных затрат будет определен постановлением  Администрации Ростовской области, с указанием  этапов и сроков перехода.

Для обеспечения прогнозируемых объемов автомобильных перевозок требуется  реконструкция перегруженных участков автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, приведение их в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационному состоянию.

Свыше трети протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения  в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.

По состоянию на 1 января 2009 года 39 процентов мостовых сооружений на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения находятся в неудовлетворительном состоянии, в том числе на 58 (14%) сооружениях состояние не может быть доведено до нормативных требований путем проведения капитального ремонта (ремонтонепригодные мосты) и требуется их реконструкция или строительство новых мостов.

На строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, для доведения их уровня загрузки до нормативных требований, уже сегодня необходимо свыше 25 млрд. рублей, при ежегодном финансировании 4-5 млрд. рублей. В целом на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения ежегодно требуется около 24 млрд. рублей, с учетом финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания по нормативу.

278  населенных пунктов Ростовской области не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования, проживает в них свыше 26 тысяч человек. На решение этой проблемы необходимо более 8 млрд. рублей.

Учитывая вышеизложенное, в условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков автомобильных дорог и сооружений на них.

Применение программно-целевого метода в развитии автомобильных дорог общего пользования Ростовской области позволит системно направлять средства на решение неотложных проблем дорожной отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов и координировать усилия бюджетов всех уровней.

Целью Программы является:

развитие современной и эффективной автомобильно-дорожной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение пассажиро- и грузодвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

Для достижения цели развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры в области автомобильных дорог, в условиях дефицита финансовых средств, необходимо решить следующие задачи.

Поддержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения   и искусственных сооружений на них на уровне соответствующем категории дороги, путем содержания дорог и сооружений на них.

Сохранение протяженности, соответствующих нормативным требованиям, автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения за счет ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог.

Сохранение протяженности, соответствующих нормативным требованиям, автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения за счет реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, с увеличением пропускной способности автомобильных дорог,  улучшением условий движения  автотранспорта.

В Программе представлены целевые индикаторы и показатели по годам.

Для реализации поставленных целей и решения задач Программы, достижения планируемых значений показателей и индикаторов, предусмотрено выполнение комплекса следующих групп мероприятий:

1. Мероприятия по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.

Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, в соответствии с нормативными требованиями.

2. Мероприятия по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.

Сохранится протяженность участков автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют требованием стандартов к эксплуатационным показателям автомобильных дорог.

3. Мероприятия по капитальному ремонту  автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.

Сохранится протяженность участков автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют категории дороги.

4. Мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.

5. Мероприятия по научно-техническому сопровождению Программы.

В соответствии с поручением Президента Российской федерации В.В. Путина планируется завершение, начатой в 2008 году работы «Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года», которая станет основой для разработки областных долгосрочных целевых программ будущих периодов.

Сохранится протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, на которых уровень  загрузки соответствует нормативному.

На сети автомобильных дорог регионального  и межмуниципального значения сроки и очередность реализации программных мероприятий будут определяться в увязке с задачами, предусмотренными федеральными целевыми программами.

В рамках задачи, предусматривающей сохранение протяженности, соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог общего пользования  регионального и межмуниципального значения, приоритеты будут отдаваться реконструкции участков автомобильных дорог, обслуживающих наибольшие автотранспортные потоки, участков на подходах к крупным транспортным узлам и населенным пунктам.

           
Мероприятия по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог будут определяться на основе результатов обследования дорог.

В рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы), предполагается выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов, направленных на прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. Ростовской области за период с 2010-2015 годы предполагается выделение субсидий на сумму 1 009 000 тыс. рублей.  В результате реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», количество сельских населенных пунктов, подлежащих обеспечению постоянной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием в 2010 – 2015 годы составит не менее 52 единиц. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, подлежащим строительству в 2010-1015 годы, для обеспечения сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием составит на менее 100,9 км.

          Общий объем финансирования областной долгосрочной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010-2012 годы» составляет:

в 2010-2012 годах 8 266 338,8 тыс. рублей,

в том числе:

средства областного бюджета – 8 266 338,8 тыс. рублей;

По годам:

в 2010 году – 2 759 459,0 тыс. рублей

в 2011 году – 2 753 210,5 тыс. рублей;

в 2012 году – 2 753 669,3 тыс. рублей

Объемы средств областного бюджета для финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Объемы финансирования Программы по мероприятиям представлены в таблице №1

В Программу отдельными разделами вошли:

Нормативное обеспечение Программы;

Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом реализации  Программы;

Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы.

В Программе 2 приложения:

Приложение 1.  Система программных мероприятий.

Приложение 2. Методика оценки эффективности реализации мероприятий областной долгосрочной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010-2012 годы»

___________________________________

<<<< Повестка дня заседания 14.09.09

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:35:57|
Изменено:
11.09.2009 15:00:00|
Количество просмотров:
392

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика