Новый сайт

Пояснительная записка к Областной долгосрочной целевой программе «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2012 годы»

 

Предлагаемая к рассмотрению Областная долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2012 годы» (далее - Программа) разработана министерством общего и профессионального образования Ростовской области в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 № 146 «О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ», решением коллегии Администрации Ростовской области от 22.06.2009 № 25 «О концепции областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2012 годы».

Программа представляет собой комплекс мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования,  организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Мероприятия Программы затрагивают субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении министерства общего и профессионального образования Ростовской области и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, призваны решить проблему диспропорций в развитии муниципальных систем образования, сформировать единое образовательное и информационное пространство.

Программа включает 2 подпрограммы: «Развитие общего образования» и «Развитие профессионального образования».

В структуру Программы включены 6 разделов:

  • первый раздел: содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
  • второй раздел: основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели;
  • третий раздел: система программных мероприятий, в том числе ресурсное обеспечение Программы, с перечнем мероприятий с разбивкой по годам, источникам и направлениям финансирования;
  • четвертый раздел: нормативное обеспечение;
  • пятый раздел: механизм реализации Программы, включая организацию управления Программой и контроль за ходом ее реализации;
  • шестой раздел: оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы.

Программа сформирована с учетом ориентиров, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, что обусловливает необходимость жесткой экономии бюджетных средств и решения в приоритетном порядке проблем, непосредственно связанных с реализацией полномочий министерства общего и профессионального образования Ростовской области (далее - министерство).

Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение подведомственных министерству государственных учреждений общего, специального (коррекционного), дополнительного, начального и среднего профессионального образования, учреждений господдержки детства (общее количество подведомственных учреждений составляет 197), на финансовое обеспечение выполнения подведомственными министерству государственными автономными учреждениями Ростовской области государственных заданий, средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования, обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем перечисления местным бюджетам субвенций, субсидий в части исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Концепцией Программы определены основные приоритеты, в рамках которых сформированы программные мероприятия. Один из главных приоритетов области - социально-правовая защита детства. Для его реализации важное значение придается развитию семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программные мероприятия направлены на повышение охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейными формами устройства.

Актуальной является проблема недостаточной обеспеченности потребности в получении общего образования  для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и их социализации. В соответствии с программой реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы в текущем году начнется реализация направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», что позволит создать условия для получения  качественного образования по полной общеобразовательной программе детям-инвалидам, нуждающимся в обучении на дому, в том числе через обеспечение доступа к образовательным Интернет-ресурсам. В 2009 году планируется создать условия для организации дистанционного обучения первой группы детей-инвалидов. Реализацию направления предполагается осуществлять на условиях паритетного софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов. Размер субсидии, предоставляемой области из федерального бюджета, будет определяться с учетом численности детей-инвалидов и уровня бюджетной обеспеченности области. Задача на среднесрочную перспективу 2010-2012 годов – обеспечить условия для дистанционного образования детей-инвалидов не менее 20% от количества нуждающихся.

Остро стоит проблема недостаточного соответствия объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях НПО и СПО потребностям регионального рынка труда, необходимости обеспечения экономики и социальной  сферы области профессиональными кадрами, в том числе педагогическими, в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда. Региональный  заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров и  специалистов в учреждениях НПО, формируемый ежегодно с учетом прогнозной  потребности экономики области,  не обеспечивает в полной  мере ее потребность  как в объемах, так и профилях подготовки рабочих и специалистов. Прогноз потребности предприятий и организаций области в квалифицированных кадрах по массовым рабочим профессиям на 2009-2010 годы (по всем видам экономической деятельности) – 59,9 тыс. человек. Региональным заказом на 2009/2010 учебный  год предусмотрена подготовка  рабочих по массовым профессиям в количестве 12,3 тыс. человек.

В рамках реализации Комплексного плана мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на 2007-2010 годы ведется работа по модернизации учебно-материальной базы образовательных учреждений НПО и СПО, оснащению 14 региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих высокой квалификации современным оборудованием. Из областного бюджета только в 2008 году на эти цели израсходованы средства в объеме 100 млн. рублей. Однако этих мер недостаточно. Материальная  база учреждений НПО и СПО морально устарела, требует  оснащения современным оборудованием, соответствующим требованиям инновационной экономики.

Как отметил в Послании Федеральному Собранию Президент РФ, российская школа не имеет права быть ветхой. В этом направлении в области в течение ряда лет ведется планомерная работа.  Только за 2006-2008 годы проведен комплексный капитальный ремонт более 500 объектов образования. В рамках реализации Программы запланированы мероприятия, направленные на снижение доли аварийных объектов общего образования. На проведение капитального ремонта муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений запланировано около 1,7млрд. рублей на 3 года реализации Программы. Требует решения в приоритетном порядке задача ликвидации аварийности областных подведомственных учреждений образования, на капитальный ремонт запланировано около 714 млн. рублей за 3 года реализации Программы. Задача обеспечения безопасных условий образовательной деятельности, в том числе пожарной и антитеррористической безопасности, должна решаться поэтапно и комплексно. По предварительным оценкам на мероприятия по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений области потребуется около 196 млн. рублей за 3 года реализации Программы.

Актуальные задачи общего образования по созданию современной школьной инфраструктуры, внедрению в практику образовательной деятельности информационных технологий, профилизации и профориентации, обновлению содержания и структуры общего образования в соответствии с современными требованиями, расширению общественного участия в управлении образованием, внедрению новых экономических механизмов, повышению воспитательного потенциала школы,  росту квалификации педагогических кадров, повышению престижа педагогической профессии, выявлению и поддержке одаренных детей, социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  можно решать только комплексно, посредством реализации областной долгосрочной целевой программы.

Одной из самых острых социальных проблем в области  является недостаточная обеспеченность потребности в дошкольных местах. Несмотря на значительный прирост дошкольных мест в результате принимаемых мер по удовлетворению потребности населения в услугах дошкольного образования, очередь на устройство детей в дошкольные учреждения области не сокращается и составляет более 28 тысяч детей, из них 9,5 тыс. человек (34 % общей очереди) – это дети в возрасте  от 3 до 6 лет, 8,2 тыс. человек (29 % общей очереди)  - в возрасте от 1,5 до 3 лет.  Таким образом, реальная очередь составляет около 17 тыс. детей. Устройство в дошкольные образовательные учреждения детей в возрасте  до 1,5 лет не требует немедленного решения проблемы.

 Минобразованием проведен демографический анализ в разрезе каждого  сельского поселения и городского округа с точки зрения охвата детей услугами дошкольного образования, потребности в дополнительных дошкольных местах. Проведена инвентаризация общеобразовательных учреждений на предмет наличия свободных площадей, которые могут быть использованы для создания дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений.

Одним из направлений подпрограммы  «Развитие профессионального образования» является  государственная поддержка Южного федерального университета как крупного учебно-научно-инновационного комплекса мирового уровня и использование его потенциала в интересах социально-экономического развития области.

Проектом программы   предусмотрены мероприятия по организации работы с одаренными детьми региона с использованием потенциала ЮФУ, организации выплат, стимулирующих результативную инновационную деятельность студентов, аспирантов, молодых ученых вузов области.

На осуществление мероприятий областной долгосрочной целевой программы  «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2012 годы» по предварительным оценкам потребуется:

.

Финансирование программы (тыс. рублей)

.

Всего

2010 год

2011 год

2012 год

Итого по программе

47 499 116,2

15 514 283,0

15 843 812,0

16 141 021,2

По главному распорядителю средств областного бюджета министерству общего и профессионального образования  области, всего

46 795 866,1

15 291 834,8

15 608 612,3

15 895 419,0

из них:

.

.

.

.

средства федерального бюджета*

-

-

-

-

средства областного                     бюджета

46 795 866,1

15 291 834,8

15 608 612,3

15 895 419,0

в том числе:

.

.

.

.

средства фонда компенсаций областного бюджета

31 050 966,0

10 201 438,6

10 353 547,6

10 495 979,8

средства областного бюджета без фонда компенсаций

15 744 900,1

5 090 396,2

5 255 064,7

5 399 439,2

Средства от приносящей доход деятельности

703 250,1

222 448,2

235 199,7

245 602,2

*объем средств федерального бюджета будет установлен после утверждения федерального бюджета.

Примечание: бюджетные ассигнования, предусмотренные в плановом периоде 2011-2012 годов, могут быть уточнены после принятия среднесрочного финансового плана. 

_______________________________________________

<<<< Повестка дня заседания коллегии АРО 24.08.09

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:35:49|
Изменено:
21.08.2009 16:02:00|
Количество просмотров:
226

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика