Новый сайт

О комплексной системе территориально-ведомственного мониторинга инвестиционно-инновационных процессов

Актуальность комплексной системы территориально-ведомственного мониторинга инвестиционно-инновационных процессов

Учитывая, что динамика социально-экономического развития региона напрямую зависит от уровня инвестиционно-инновационной активности хозяйствующих субъектов, основной стратегической  задачей органов власти и управления всех уровней в рамках установленных полномочий является  создание условий для активизации на территории Ростовской области соответствующих процессов.

Особую актуальность вопросы развития инвестиционной деятельности в субъектах РФ приобретают в свете Указов Президента Российской Федерации от 28 июня 2007г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» и от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», поскольку целый ряд показателей этих указов характеризует процесс улучшения инвестиционной привлекательности территорий, уровень инвестиционной активности и динамику социально-экономической ситуации в целом.

Несмотря на то, что в последнее время в Ростовской области существенно выросла динамика инвестиционных процессов, по сравнению с другими субъектами РФ по значению показателя, учтенного при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ  за 2007 год, это лишь 41 место.

Показатель инвестиций в основной капитал  на душу населения в Ростовской области стабильно ниже среднероссийского показателя.

В этой связи необходимо обеспечить формирование более подробной информации, позволяющей не только проводить мониторинг данного направления, но и способствующей выработке управленческих решений по устранению сдерживающих факторов динамики инвестиций в основной капитал  на основе оценки эффективности администрирования данного направления отраслевыми министерствами и руководителями муниципальных образований. 

С целью повышения эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области в 2008 году проведена разработка комплексной системы территориально-ведомственного мониторинга инвестиционно-инновационных процессов, основными направлениями  которой явились:

  • создание специализированных региональных информационных ресурсов, позволяющих в полной мере характеризовать процессы в инновационной и инвестиционной сферах  региона и выявить причины, препятствующие их динамичному развитию;
  • разработка механизма оценки эффективности деятельности органов власти и управления всех уровней по активизации соответствующих направлений деятельности на территории области;
  • анализ  состояния инвестиционного климата  в  Ростовской области и эффективности деятельности Агентства инвестиционного развития по организации инвестиционного процесса и привлечения инвестиций в экономику области.

Создание комплексной системы территориально-ведомственных процессов нацелено на решение следующих задач:

  • активизацию инвестиционно-инновационных процессов в Ростовской области для ускорения динамики экономического и социального развития региона;
  • обеспечение роста показателей, характеризующих эффективность деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в соответствии с Указами Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 и от 28 апреля 2008 г. № 607, Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. № 322;
  • формирование интегрированного информационного ресурса, позволяющего реализовать подходы к организации ведомственного (по отраслевым министерствам области) и территориального (в разрезе муниципальных образований) мониторинга инвестиционно-инновационных процессов для оценки эффективности деятельности структур, ответственных за привлечение инвестиций в экономику области.

Новизна проекта состоит:

- в обеспечении совершенно новых подходов к информации, характеризующей реальную деятельность руководителей муниципальных образований и отраслевых министерств по привлечению в регион инвестиций и реализации проектов, позволяющих комплексно решать проблемы территорий, связанных с рынком труда, уровнем доходов, инфраструктурным развитием и др.;

- в подготовке многоаспектных информационных материалов, которые позволяют не только проводить глубокий анализ развития инвестиционно-инновационной ситуации в Ростовской области, но и оценить реальный вклад в динамику отраслевых министерств области и муниципальных образований, что позволяет использовать их для оценки эффективности деятельности по созданию условий для улучшения инновационно-инвестиционного климата в регионе;  

- в получении нового инструмента управленческой деятельности, позволяющего не только более глубоко анализировать реальную ситуацию в территориях области, но и определить механизм стимулирования высших должностных руководителей в активизации соответствующих направлений деятельности.

Создание специализированных региональных информационных ресурсов

Основная задача комплексной системы территориально-ведомственного мониторинга инвестиционно-инновационных процессов заключается в систематизированной подготовке многоаспектных информационных материалов, базирующихся на ранее имеющихся и дополнительно сформированных в Ростовской области региональных информационных ресурсах, которые позволяют не только проводить глубокий анализ  развития инвестиционно-инновационной ситуации в Ростовской области, но и оценить реальный вклад в динамику соответствующих процессов органов власти и управления всех уровней.

С этой целью сформированные региональные информационные ресурсы структурированы в разрезе отраслевых министерств  и  муниципальных образований области, что позволяет использовать их для оценки эффективности деятельности   по созданию условий для улучшения  инновационно-инвестиционного климата в  регионе.

В рамках проведенного в 2008 году комплекса работ по созданию специализированных региональных информационных ресурсов, определены наиболее инвестиционно-активные крупные и средние организации, освоившие значительные объемы инвестиций в основной капитал, которые в свою очередь сгруппированы  в  заданные интервальные   диапазоны в зависимости от освоенных объемов инвестиций.  Это позволяет реально оценить влияние отдельных крупных и средних организаций области на динамику инвестиционного развития региона.

Для выделения наиболее инвестиционно-активных  крупных и средних организаций, осваивающих значительные объемы инвестиций в основной капитал  в муниципальных образованиях информация сформирована в виде перечня организаций по каждому городскому округу и муниципальному району, сгруппированного в свою очередь по интервалам ранжирования.  Полученный таким образом информационный ресурс позволяет органам власти и управления не только выделить категорию предприятий и организаций, являющихся лидерами в конкретном муниципальном образовании, но и на их основе осуществлять прогнозные оценки на перспективу в части дальнейшего инвестиционного развития территорий области.

 Для определения наиболее значимых инвесторов в среде малого предпринимательства в муниципальных образованиях  формируется перечень  малых предприятий в разрезе городских округов и муниципальных районов, на долю которых приходятся основные объемы инвестиций в основной капитал в конкретном муниципальном образовании, ранжированных по объемам инвестиций в основной капитал в границах заданных интервалов.

Для мониторинга эффективности использования крупными и средними организациями бюджетных средств   на инвестиционные цели из бюджетов всех уровней, сформирован перечень организаций, которые в наибольшей степени используют бюджетные средства в качестве источника инвестирования. Информация представлена в виде группировок с ранжированием объемов бюджетных средств  и расчетом долей  федерального, областного или муниципального бюджетов в общем объеме бюджетных средств, привлекаемых на реализацию инвестиционных проектов.

Для оценки эффективности  привлечения бюджетных средств крупными  и средними организациями как источника инвестиций в основной капитал по муниципальным образованиям методом совершенствования федерального информационного ресурса сформирован перечень крупных и средних организаций в разрезе городских округов и муниципальных районов,  которые в наибольшей степени привлекали бюджетные средства на инвестиционную деятельность. Сведения  по отдельным хозяйствующим субъектам представляются в виде группировок  с учетом ранжирования объемов по заданным параметрам с расчетом доли  федерального, областного  и муниципального бюджетов в общем объеме бюджетных средств, используемых крупными и средними организациями на инвестиционные цели конкретного муниципального образования.

 Для анализа инвестиционной активности крупных и средних организаций области  по видам экономической деятельности сформирован региональный  информационный материал об объемах инвестиций в основной капитал   крупных   и средних  организаций, заявивших о своих инвестиционных намерениях,  сгруппированных по видам  экономической деятельности в разрезе собственных и привлеченных источников финансирования инвестиционных проектов. Полученный информационный материал позволяет реально оценить, предприятия и организации  каких видов экономической деятельности вносят существенный вклад в динамику инвестиционных процессов   в области.

 Комплексная оценка  инвестиционного развития субъектов малого предпринимательства по видам  экономической деятельности в разрезе источников инвестиций в основной капитал возможна при расширении совокупности объектов статистического наблюдения за счет регионального мониторинга малых предприятий. Совершенствование имеющегося федерального информационного ресурса  за счет включения дополнительных показателей в части  источников инвестирования и разработка принципиально  нового программно- технологического комплекса позволило сформировать дополнительную расширенную региональную информационную базу. В результате полученный на ее основе информационный материал дает возможность определить  приоритетные сферы вложения инвестиций в основной  капитал у малых предприятий и  виды используемых источников финансирования.  

Для  структурного анализа источников инвестиций в основной капитал, используемых крупными и средними организациями по муниципальным образованиям на базе федерального информационного ресурса дополнительно разработан  программно-технологический комплекс, обеспечивающий формирование сведений об инвестициях в основной капитал в разрезе городских округов и муниципальных районов  по источникам  инвестирования. В результате сформирован материал, отражающий динамику использования всех видов источников финансирования инвестиционной деятельности крупных и средних организаций, который является полноценной информационной базой для руководителей  муниципальных образований с целью использования его при реализации установленных действующим законодательством полномочий. 

Поскольку федеральный информационный ресурс не   располагает  сведениями об источниках инвестиций   по малым предприятиям, то для структурного анализа источников инвестиций в основной капитал, используемых этой категорией хозяйствующих субъектов дополнительно разработан  программно-технологический комплекс,  обеспечивающий  формирование  необходимых сведений об инвестициях в основной капитал в разрезе городских округов и муниципальных районов по источникам финансирования с использованием данных регионального обследования малых предприятий.

В результате сформирован информационный ресурс, разносторонне  характеризующий динамику использования субъектами малого предпринимательства различных источников финансирования их инвестиционной деятельности. Данный материал является  дополнительной информационной базой руководителям  муниципальных образований  для использования при прогнозировании  социально-экономического развития территорий области и анализа эффективности использования бюджетных средств, выделяемых малым   предприятиям  из федерального, областного и муниципального бюджетов в качестве поддержки их инвестиционной деятельности.

С целью расширения регионального информационного ресурса в рамках инновационного мониторинга в 2008 году были проведены дополнительные региональные исследования по организациям, осуществляющим научные исследования и разработки по форме № 2-наука (НТК) «Сведения об организации научно-технического комплекса».

Это позволило сформировать по области дополнительную информацию

  • о подразделениях научно-инновационной инфраструктуры, опытно-экспериментальных производств;
  • о техническом состоянии (возрастном составе машин и оборудования, степени износа);
  • о результатах научно-технической и патентной деятельности;
  • о коммерциализации технологий;
  • о технологических инновационных проектах, реализованных в организациях реального сектора экономики.

Общие сведения об организации, представленные в этой форме, позволяют определить численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (без совместителей и лиц, работавших по договорам гражданско-правового характера), объем внутренних затрат на научные исследования и разработки, распределить организации по году их образования.

Как показали проведенные исследования, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, как правило, внедряются на предприятиях, относящихся к промышленным видам деятельности. Вместе с тем, заметно активизировались процессы, связанные с использованием инноваций в таких динамично развивающихся в последние годы сферах экономики, как связь и информационно-вычислительное обслуживание.

Полностью организация мониторинга инвестиционных и инновационных  процессов приведена в Методологических рекомендациях по организации мониторинга инновационно-инвестиционных процессов в Ростовской области.

О разработке механизма оценки эффективности деятельности органов власти и управления всех уровней по активизации соответствующих направлений деятельности на территории области

В рамках всего комплекса мониторинговых разработок в 2008 году было осуществлено структурирование объемов инвестиций в основной капитал крупных, средних и малых предприятий, в соответствии с их основным видом экономической деятельности, по министерствам Ростовской области.

По результатам мониторинга инвестиционных процессов   осуществлено обобщение и группировка полученной информации, а также сформированы экспериментальные информационные материалы, характеризующие уровень и динамику развития инвестиционных процессов в целом в регионе и в муниципальных образованиях.

Сведения представлены по следующим министерствам Ростовской области:

Министерство автомобильных дорог, транспорта и связи;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия;       

Министерство здравоохранения; 

Министерство культуры; 

Министерство общего и профессионального образования; Министерство по физической культуре и спорту;                      

Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства;  

Министерство строительства и жилищного хозяйства;     

Министерство энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности;

Министерство труда и социального развития;

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей.

Прочие организации (включает совокупность организаций по юридическому статусу, относящихся к федеральным органам исполнительной власти, администрации муниципальных образований и иные, не попадающие под кураторство министерств Ростовской области).

С целью оценки деятельности глав муниципальных образований по созданию условий,  стимулирующих инвестиционную активность   у предприятий и организаций, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность в границах конкретного муниципального образования, и оценки   эффективности принятых управленческих решений, направленных на  проявление инвестиционной заинтересованности у других (иногородних) инвесторов   по реализации на территориях городских округов и муниципальных районов новых инвестиционных  проектов, был сформирован информационный материал  об объемах инвестиций в основной капитал по муниципальным образованиям из совокупности крупных, средних и малых предприятий за исключением объемов инвестиций по проектам, привлечением которых занималось непосредственно  руководство Администрации области, и объемов инвестиций в основной капитал  освоение которых осуществлялось областными ведомствами или организациями других субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в рамках комплексной системы территориально-ведомственного мониторинга инновационно-инвестиционных процессов в 2008 году разработаны Методологические рекомендации по оценке эффективности администрирования инновационно-инвестиционных процессов отраслевыми министерствами и главами муниципальных образований Ростовской области, которые основаны на принципиально новом подходе в оценке эффективности органов власти и управления с учетом реального влияния  отраслевых министерств области и Глав муниципальных образований на развитие инновационно-инвестиционных процессов.

Оценка деятельности отраслевых министерств Ростовской области  по созданию условий  для  улучшения  инновационно-инвестиционного климата в регионе осуществляется на основе информации, структурированной по предприятиям и организациям, курируемых отдельными министерствами в пределах установленных полномочий, что позволяет сформировать объективную картину участия отраслевых министерств в процессе улучшения инвестиционного климата региона.

Основной целью разработки системы оценки эффективности администрирования инновационно-инвестиционных процессов отраслевыми министерствами является активизация инновационно-инвестиционной деятельности в различных секторах экономики Ростовской области, анализ их инновационно-инвестиционного состояния и определение возможностей его улучшения.

Результаты проведения оценки эффективности администрирования инновационно-инвестиционных процессов позволяет:

  • оценить инновационно-инвестиционный потенциал различных секторов экономики и активность отраслевых министерств по привлечению инвестиций;
  • характеризовать процесс создания условий по активизации инновационно-инвестиционных процессов за счет собственных и привлеченных средств (без бюджетного финансирования);
  • оценить эффективность инновационно-инвестиционных процессов по снижению изношенности основных фондов, вводу новых рабочих мест, укреплению финансово-хозяйственной устойчивости, повышению конкурентоспособности и инновационной активности курируемых отдельными министерствами предприятий и организаций;
  • оценить эффективность инновационно-инвестиционных процессов по расширению рынка труда и повышению уровня доходов населения;  
  • использовать позитивный опыт привлечения инвестиций отдельных отраслевых министерств с высоким инвестиционным рейтингом.

Для реальной оценки эффективности администрирования инновационно-инвестиционных процессов отраслевыми министерствами области проводится оценка их влияния на инновационно-инвестиционную деятельность курируемых предприятий и организаций, долевого участия этих предприятий в региональной инвестиционной деятельности.

Комплексная оценка инновационно-инвестиционной активности в целом осуществляется на основе индикативных показателей, различающихся ролью, значением, методами оценок, измерением, масштабом и т.д. Кроме того, оценка предполагает сопоставление показателей по различным министерствам. Чтобы оценить ситуацию по отдельным секторам экономики и ранжировать соответствующие отраслевые министерства разработан обобщенный (интегральный) показатель.

Оценка эффективности деятельности отраслевых министерств по развитию инновационно-инвестиционной активности курируемых предприятий и организаций осуществляется по следующим направлениям:

  • динамика инвестиционной активности курируемых предприятий и организаций,
  • сопоставимый  уровень инвестиционных процессов в курируемых предприятиях и организациях,
  • процесс создания условий по активизации инвестиционных процессов за счет собственных и привлеченных средств (без бюджетного финансирования),
  • эффективность инвестиционных процессов по вводу новых основных фондов за  отчетный год на курируемых предприятиях,
  • эффективность инвестиционных процессов по укреплению и повышению финансово-хозяйственной устойчивости курируемых предприятий и организаций,
  • эффективность инвестиционных процессов по расширению рынка труда (является дополнительной характеристикой фактически реализованных инвестиционных проектов на курируемых предприятиях и организациях),
  • эффективность инвестиционных процессов по улучшению уровня доходов населения,
  • эффективность инвестиционных процессов по повышению конкурентоспособности предприятий,
  • динамика инновационных процессов на курируемых предприятиях.

Оценка деятельности глав муниципальных образований по созданию условий, стимулирующих инвестиционную активность предприятий и организаций, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность в границах конкретного муниципального образования, и оценка   эффективности принятых управленческих решений, направленных на  проявление инвестиционной заинтересованности у других (иногородних) инвесторов  по реализации на территориях городских округов и муниципальных районов новых инвестиционных проектов, осуществляется с учетом объемов инвестиций в основной капитал по муниципальным образованиям из совокупности крупных, средних и малых предприятий за исключением крупных  федеральных инвестиционных проектов, и проектов, привлечением которых занималось руководство Ростовской области. Использование при оценке администрирования инновационно-инвестиционных процессов данных без учета вышеперечисленных объемов наряду с общим объемом  инвестиций в основной капитал по муниципальным образованиям, обеспечивает максимальную объективность характеристики инвестиционной активности каждого муниципального образования.

Интегральный показатель уровня инновационно-инвестиционной активности муниципального образования  представляет собой многоаспектный ряд характеристик, включающий такие элементы как инновационно-инвестиционный потенциал, финансовая самостоятельность, социальная инфраструктура, инновационная деятельность и др.

Числовые характеристики отобранных инновационно-инвестиционно-значимых показателей вводятся в интегральный показатель по формуле многомерной средней, что позволяет определить  текущую инновационно-инвестиционную привлекательность муниципальных образований. То есть интегральные оценки по муниципальным образованиям определяются путем объединения числовых значений отдельных частных показателей инновационно-инвестиционной привлекательности.

При формировании системы индикативных показателей, характеризующих инновационно-инвестиционную активность муниципальных образований, учтены следующие требования:

  • выбор наиболее важных компонентов инновационно- инвестиционной деятельности муниципальных образований;
  • анализ инновационно- инвестиционной активности  как по степени интенсивности, так и по динамике развития инновационно- инвестиционных процессов;
  • формирование двух совокупностей муниципальных образований с учетом различий в социально-экономическом развитии городов и сельских районов области:

            - городские округа,

            - муниципальные районы;

  • ввиду того, что муниципальные образования различаются между собой по размерам территории и численности населения и, следовательно, сравнение абсолютных значений показателей не отражает в полной мере состояние инновационно-инвестиционной активности, межтерриториальные сопоставления производятся по среднедушевым показателям;
  • итоговая оценка инновационно- инвестиционной активности осуществляется с учетом факторов, оказывающих негативное влияние на развитие данных процессов.

Исходя из вышеизложенного, оценка инновационно -инвестиционной активности муниципальных образований осуществляется по следующим направлениям:

  • динамика инвестиционной активности в муниципальном образовании,
  • динамика реальной инвестиционной активности муниципального образования без учета проектов, привлечением которых занималось руководство Ростовской области,
  • деятельность глав муниципальных образований по созданию условий для реализации  приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»,
  • эффективность инвестиционных процессов по вводу новых основных фондов за  отчетный год,
  • инвестиционную активность муниципального образования за счет местного бюджета на развитие социальной сферы и повышения уровня жизни населения,
  • сопоставимый  уровень инвестиционных процессов в муниципальных образованиях области,
  • сопоставимый  уровень реальных инвестиционных процессов в муниципальных образованиях области без учета проектов, привлечением которых занималось руководство Ростовской области,
  • сопоставимый  уровень жилищного строительства в муниципальных образованиях области,
  • сопоставимый уровень качественной составляющей использования жилищного фонда муниципальных образований,
  • уровень реальной инвестиционной активности в сопоставимом круге муниципальных образований соответствующего статуса (городского округа среди городских округов, муниципального района среди муниципальных районов),
  • уровень инновационной активности предприятий и организаций, расположенных в муниципальном образовании,
  • динамика инновационных процессов,
  • эффективность деятельности муниципальных образований по реализации полномочий в части планирования застройки территорий муниципальных образований и территориального зонирования муниципальных земель и контроля за использованием земель,
  • эффективность инвестиционных процессов по развитию рынка труда на территории муниципальных образований,
  • процесс создания условий по активизации инвестиционных процессов за счет собственных и привлеченных средств (без бюджетного финансирования).

С целью выравнивания потенциальных возможностей муниципальных образований Ростовской области в части инновационно-инвестиционной деятельности при проведении оценки эффективности администрирования инновационно-инвестиционных процессов используется система индикаторов для определения поправочных коэффициентов на основе показателей, характеризующих географическое положение муниципального образования, наличие и качество автомобильных дорог, железнодорожных путей и других объектов инфраструктуры, а также трудовых ресурсов на его территории.

Оценка эффективности администрирования инновационно-инвестиционных процессов главами муниципальных образований Ростовской области осуществляется на базе разработанного в рамках настоящей Методики программного продукта.

С целью учета особенностей социально-экономического развития городских округов и муниципальных образований в рамках применения данного метода для Ростовской области использована согласованная система показателей, структурированная на два блока:

  • система показателей оценки деятельности глав муниципальных образований по созданию условий для активизации инновационно-инвестиционных процессов,
  • система индикаторов  для определения поправочных коэффициентов при формировании итоговых рейтингов инновационно-инвестиционной активности муниципальных образований Ростовской области.

Учитывая специфику социально-экономического развития и ресурсного потенциала городских округов и муниципальных районов, оценка эффективности администрирования инновационно-инвестиционных процессов главами муниципальных образований осуществляется в двух независимых сегментах:

  • городские округа (12 городов),
  • муниципальные районы (43 района).

Исходя из целей и задач построения системы оценки эффективности администрирования инновационно-инвестиционных процессов главами муниципальных образований Ростовской области принятый при выполнении данного исследования методологический подход предполагает формирование интегральных показателей с учетом поправочных коэффициентов.

Обобщенная балльная оценка эффективности администрирования инновационно-инвестиционных процессов главами муниципальных образований формируется на основании средней балльной оценки с учетом  поправочного коэффициента по каждому муниципальному образованию и выполняет три основные функции:

  • является основным инструментом мониторинга реализации инновационно-инвестиционной политики;
  • служит ориентиром при обосновании направлений инновационно-инвестиционной политики;
  • является базой для выработки стратегии работы с инвесторами.

Перечень показателей оценки деятельности отраслевых министерств Ростовской области по созданию условий для активизации инновационно-инвестиционных процессов приведен в таблице 5 (страница 41 Методических рекомендаций, файл «2.2. Порядок» архива с файлами -1).

Алгоритмы расчета эффективности администрирования инновационно-инвестиционных процессов главами муниципальных образований и министерствами Ростовской области приведены в файле «2.3 Алгоритм расчета» архива с файлами - 1». 

Оценка эффективности администрирования инвестиционно-инновационной процессов отраслевыми министерствами и главами муниципальных образований за 2007 и 2008 годы приведена в прилагаемом архиве с файлами -2.».

___________________________________________________

<<<<  Повестка дня заседания коллегии АРО от 13.07.2009

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:35:21|
Изменено:
10.07.2009 15:49:00|
Количество просмотров:
136

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации
Яндекс.Метрика