Новый сайт

Концепция областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы

Агропромышленный комплекс Ростовской области – один из ведущих в России. В области 8,5 млн. га сельхозугодий (65% - мощные черноземы). По площади сельхозугодий область занимает третье, по площади посевов – второе, по численности сельского населения – четвертое место в Российской Федерации. На долю Ростовской области приходится более 6% валовой продукции сельского хозяйства России, около 25% подсолнечника, 9% производства зерна.

Сельское хозяйство занимает третье место после оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств в формировании валового регионального продукта и на протяжении последних пяти лет его доля составляет 12-13 процентов.

Развитие агропромышленного комплекса области характеризуется положительной динамикой в части роста объема производства продукции сельского хозяйства. Однако темпы роста недостаточно устойчивы.

Так, за последние восемь лет индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в сопоставимых ценах к предыдущему году) составил в 2000 году 109,4%, в 2001 году – 121,3%, 2002 году – 105,0%, 2003 году – 98%, 2004 году – 123,4%, 2005 году – 103,2%, в 2006 году – 101,3%, 2007 году – 90%, 2008 году – 140,6 %.

За 2003-2007 годы заметно улучшились основные показатели деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в частности, валовой доход на одного работника увеличился почти в 3 раза, выручка на одного работника – в 3,6 раза, выручка на 1 гектар сельскохозяйственных угодий – в 2 раза, выручка на 1 гектар пашни – в 1,6 раза, среднемесячная зарплата одного работника – в 3,2 раза.

Более 60% валовой продукции сельского хозяйства области производится в отрасли растениеводства. В течение 2003 – 2008 годов рост производства продукции растениеводства обеспечивался в основном за счет увеличения посевных площадей. За этот период площади возросли с 4078,9 до 4552,2 тыс. га, но урожайность сельскохозяйственных культур нестабильна и растет медленно, что ведет к росту затрат на единицу продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Потенциал развития растениеводства на базе повышения культуры земледелия, внедрения энергосберегающих технологий, новых сортов и гибридов зерновых, масличных культур, повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель используется сельскохозяйственными товаропроизводителями недостаточно.

В настоящее время отмечается тенденция усиления развития деградационных процессов в почвах, таких как дегумификация, вторичное засоление, подтопление, опустынивание. В результате водной и ветровой эрозии из оборота выводятся пахотные земли, увеличиваются площади с солонцовыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство. Уменьшается площадь орошаемых земель, что ведет к сокращению объемов производства ряда поливных сельскохозяйственных культур. В целях предотвращения ухудшения экологической и экономической обстановки в отрасли необходимо остановить процессы деградации почв и сохранить потенциал орошаемого земледелия.

Только при комплексном осуществлении мероприятий по повышению плодородия почв Ростовской области с учетом основных требований системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно достичь увеличения объемов сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития отрасли.

В целях достижения ведущей роли интенсивного растениеводства и увеличения на его основе производства конкурентоспособной продукции необходимо обеспечить внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также рекомендаций научно-исследовательских институтов по совершенствованию системы земледелия, посредством государственной поддержки данных направлений.

Начиная с 2000 года, в животноводстве отмечается положительная тенденция. В 2008 году по сравнению с 2000 годом производство мяса выросло на   57,7%, молока - 20%, яиц – 29,1%. Растет поголовье свиней (рост по отношению к 2000 году – 29,3%), овец и коз (67,3%), стабилизировалось поголовье крупного рогатого скота, которое в течение 2005 – 2008 годов сохранялось в пределах 540 – 580 тыс. голов.

Однако наблюдается спад производства продукции животноводства и поголовья в сельскохозяйственных организациях, где сосредоточен основной генетический потенциал разводимых животных, а также имеется потенциал удешевления себестоимости продукции за счет индустриального производства, на основе использования современных техники и технологий.

Кроме того, в последние годы в области отмечается опережающий рост потребления населением мяса и молока по сравнению с их производством на территории области. Так, потребление мяса на душу населения в 2008 году составило 62,6 кг, производство (в убойном весе) – 55,9 кг, потребление молока на душу населения - 256 кг, произведено – 235 кг. Объемов производства мясо–молочного сырья недостаточно для обеспечения потребления населением мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов по рекомендуемым институтом питания Российской академии наук рациональным размерам потребления на душу населения.

Для обеспечения потребления населением до рекомендуемых норм необходимо производить в области 354 тыс. тонн мяса в убойном весе и 1010,5 тыс. тонн молока.

Начиная с 1998 года, существенно изменилась структура организационно – правовых форм сельхозтоваропроизводителей. На смену крупным хозяйствующим субъектам пришли субъекты малого предпринимательства: индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Дальнейшее развитие получили личные подсобные хозяйства.

В настоящее время сельскохозяйственным производством занимаются более 2 тысяч сельхозпредприятий, порядка 16 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, свыше 530 тысяч личных подсобных хозяйств населения.

Структура сельскохозяйственного производства, выглядит следующим образом: на долю сельскохозяйственных организаций приходится 48% валовой продукции сельского хозяйства, на долю хозяйств населения – 39%, на долю крестьянских (фермерских) хозяйств – 13%. Начиная с 2003 года, растет роль крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2007 году их доля в производстве продукции сельского хозяйства увеличилась на 4% и составила 13%.

Учитывая сложившуюся структуру производства, первостепенная роль в организации сбыта продукции должна принадлежать сельскохозяйственным потребительским кооперативам как элементам инфраструктуры поддержки малого агробизнеса.

Однако кооперативное движение не получило в области необходимого развития. По состоянию на 01.04.2009 в Ростовской области осуществляют  деятельность 108 кооперативов, в том числе 63 - кредитных, 26 - снабженческо-сбытовых, 15 - перерабатывающих и 4 - обслуживающих. Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов по итогам 1 квартала 2009 года составил 77% (на 2% меньше уровня 2008 года).

На сегодняшний день первоочередные меры должны быть направлены на развитие уже созданной системы сельской потребительской кооперации.

Развитие кооперативного движения будет способствовать организованному и управляемому процессу производства, переработки и сбыта качественной сельскохозяйственной продукции и, как следствие, увеличению занятости на селе и повышению доходов сельских жителей.

Среднегодовая численность сельского населения за последние семь лет сократилась с 1441 тыс. человек в 2000 году до 1415,2 тыс. человек в 2007 году, численность занятых в сельском хозяйстве снизилась с 339,9 до 293,7 тыс. человек. Сокращение сельского населения обусловлено как экономическими, так и социальными причинами. В немалой степени этим тенденциям способствует сохраняющаяся непривлекательность условий труда и жизни в сельских поселениях. Уровни электрификации, газификации и телефонизации жилых зданий и обеспеченности населения объектами здравоохранения, образования и культуры являются недостаточными и отстают от нормативных.

Как видно из анализа выявленные причины нестабильного развития сельского хозяйства области носят системный характер: когда изменение одной составляющей влечет за собой изменение другой. Стимулирование развития отраслей влечет необходимость регулирования сбыта производимой продукции и развития социальной сферы.

Таким образом, системный характер актуальных проблем дальнейшего развития сельского хозяйства области требует их решения на принципах программно-целевого метода государственного управления, которые предусматривают формулирование системы целей, задач и ключевых показателей (индикаторов) развития, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, распределение бюджетных и внебюджетных ресурсов.

Федеральным законом от 29.12.2006 №264 – ФЗ «О развитии сельского хозяйства» на пятилетний период предусмотрена реализация государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» рекомендовано субъектам Российской Федерации разработать  региональные программы развития сельского хозяйства. Кроме того, условием получения софинансирования мероприятий из средств федерального бюджета в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является наличие разработанной и утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Решение обозначенных проблем, которые трансформируются в основные задачи программы, должна обеспечить Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы (далее Программа), мероприятия которой будут направлены на развитие животноводства, растениеводства, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, а также рыбы и рыбопродукции, производимой в области, повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, улучшение условий жизни на селе. Для этого планируется разработка в рамках программы ряда отдельных подпрограмм.

Основная часть мероприятий Программы будет осуществляться в 2010 -2012 годах, что обеспечит устойчивость проводимой аграрной политики, даст возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям планировать свою деятельность на ряд лет, опираясь на принятые меры государственной поддержки и регулирования рынков.

Государственным заказчиком выступает министерство сельского хозяйства и продовольствия области, разработчиком - министерство сельского хозяйства и продовольствия области совместно с Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова (ВИАПИ) Российской академии сельскохозяйственных наук.

На осуществление мероприятий программы по предварительным подсчетам потребуется выделения из областного бюджета 3595,6 млн. рублей, в том числе по годам 2010 – 1 273,8 млн. рублей, 2011 – 1 252,4 млн. рублей, 2012 год – 1 069,4 млн. рублей.

Реализация мероприятий программы позволит к 2013 году увеличить:

производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2012 году предположительно в 2 раза;

производство плодов до 24 тыс. тн. , ягод – до 100 тыс. тн.;

долю обрабатываемой пашни в общей площади пашни до 97 %;

объемы производства мяса и молока в 2012 году по отношению к 2006 году на 43,1% и 24,8% соответственно (372 тыс. тн и 1104 тыс. тн);

заработную плату работников сельскохозяйственных организаций к 2013 году относительно 2007 года (5713,2) в 2,75 раза (15700 рублей);

производительность труда занятых во всех категориях хозяйств к 2012 году по сравнению с 2007 годом на 57 %;

уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста до 73,7%;

удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 18%;

долю областного производства в формировании ресурсов мяса до 85%, молока до 84,5%,

среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо с 51,8 кг в 2006 году до 73 кг в 2012 году, молока и молокопродуктов, соответственно, с 228,5 кг до 282 кг;

реализацию племенного молодняка до 3,2 тыс. голов;

объем реализации продукции, произведенной малыми формами хозяйствования до 10% в 2012 году по сравнению с 2007 годом;

уровень потребления основных продуктов питания местного производства на 10% к 2012 году,

долю использования сырья местного производства до 50% в годовом объеме выпуска пищевой мясопродукции.

Реализация мероприятий позволит достичь в 2012 году:

стабильного валового сбора зерна более 6-7 млн. тонн ежегодно за счет повышения урожайности зерновых культур в среднем на 5 - 8 ц/га;

удельного веса племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных до 13,1%;

прироста реализации племенного молодняка к предыдущему году на 15,5% ежегодно;

снижения удельного веса убыточных крупных и средних сельскохозяйственных организаций от их общего числа до 8-10%;

ввода и приобретения жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (в течение 2010 – 2012 года) – 196,9 тыс. кв. метров;

уровня обеспечения сельского населения питьевой водой до 66,0%;

уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 60,2%;

сокращения до 10% доли импортных продуктов в объеме реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия на областном рынке.



Министр сельского хозяйства и продовольствия области                                                      И.В. Кузнецов



* Концепция выненесена на заседание коллегии Администрации Ростовской области от 25.05.2009 

______________________________________________________________________________

<<<<  Повестка дня заседания коллегии Администрации Ростовской области от 25.05.2009 

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:34:26|
Изменено:
22.05.2009 13:05:00|
Количество просмотров:
69

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации