Новый сайт

Выступление Л.Г. Сечкаревой, начальника управления развития малого предпринимательства и межрегиональных связей минэкономики области «О роли малых и средних предприятий в сохранении стабильности ситуации на рынке труда» 25.03.09

Выступление на совместном заседании Совета по предпринимательству при АРО и областной МВК по устранению административных барьеров по теме: «О роли малых и средних предприятий в сохранении стабильности ситуации на рынке труда»

25.03.2009 г.

Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые участники совещания,

Преимущества малого и среднего предпринимательства в современных условиях заключаются, прежде всего, в возможности более гибкого ведения предпринимательской деятельности.

Важнейшая социальная функция малого и среднего бизнеса – самозанятость граждан. И до наступления кризисных явлений она успешно реализовалась, неуклонно росло количество субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Анализ обращений поступающих в текущем году свидетельствует о том, что малый бизнес с некоторым опозданием, в сравнении  с крупными предприятиями, но начал реагировать на кризисные явления.

Для выявления негативных проявлений кризиса на деятельность предприятий малого и среднего бизнеса  было проведено анкетирование, в котором приняло участие около 1000 респондентов [1]. Результат опроса показал, что 60%  предпринимателей, несмотря на сложную ситуацию в экономике, не планируют проводить сокращение своих сотрудников. 27 % СМП планируют провести сокращение приблизительно на 1-2-х человек. Выявлен и позитивный момент - 13% СМП  планируют расширять свое производство и создавать от 1 до 10 дополнительных рабочих мест.

Регулярно проводимый общественной организацией «ОПОРа России» мониторинг  состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса во многом отражает и ситуацию, сложившуюся для предпринимателей нашего региона. 

К сожалению,  результаты февральского мониторинга говорят о том, что состояние малого и среднего бизнеса в России продолжает ухудшаться. Сохраняются негативные тенденции в доступности финансовых средств. Многочисленные обращения предпринимателей в наш адрес свидетельствует о значительном росте процентных ставок по кредитным договорам (в среднем на 5-10 пунктов),  ужесточении условий предоставления кредитов (увеличилась размер залога, в составе залогового имущества сокращена доля товарно-материальных ценностей). На первое место выходит проблема падения спроса, растут задолженности со стороны покупателей продукции и услуг, возникает необходимость в снижении тарифов и арендных платежей.

В условиях кризиса и роста безработицы особое значение приобретает вопрос качества мер, направленных на снятие напряженности на рынке труда, и в первую очередь  - посредством развития малого и среднего бизнеса.  На первый план выходят две задачи: реализация мер стимулирования предпринимательской активности и недопустимость излишних административных барьеров ведения бизнеса.

Принятая Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год направлена на реализацию нового комплекса мер, позволяющих малому и среднему бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса, а также - снижающих административные барьеры для бизнеса.

На областном уровне эти цели реализуются благодаря целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы.

Объем финансирования Программы из средств областного бюджета в 2009 году увеличен в 2 раза по сравнению с 2008 годом и составляет  более 227 млн. рублей. [2] Сразу отмечу, что в текущем году доступ к финансовой  поддержке будет значительно упрощен, снижены требования по критериям  отбора субъектов малого и среднего предпринимательства.  

Расширение форм прямой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из средств регионального и федерального бюджетов, как по их количеству, так и по объемам финансирования, направленных в т.ч. на начинающих предпринимателей, является экономически обоснованным, своевременным и перспективным направлением.

Самыми востребованными направлениями поддержки для начинающих компаний остаются субсидии на этапе старт-ап. В 2009 году на субсидирование начинающим предпринимателям части затрат по организации собственного дела из средств областного бюджета запланировано 8 млн. рублей,  Кроме того, в соответствии с решением конкурсной комиссии Минэкономразвития РФ  из средств федерального бюджета будет привлечено 30 млн. рублей. Также, в рамках муниципальных программ поддержки предпринимательства в 2009 году планируется направить более 16 млн. рублей. С учетом межбюджетных трансфертов, в муниципальных образованиях на конкурс будет выставлено 42 млн.руб. на гранты.

Таким образом, в текущем году будет оказана поддержка в реализации около 300 бизнес-проектов начинающих предпринимателей, с созданием порядка 2000 рабочих мест.

В целях сохранения стабильной ситуации на рынке труда, повышения эффективности занятости населения и  снижение социальной напряженности, сегодня актуальной  является синхронизация мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы и Областной программы по снижению напряженности на рынке труда на 2009 год.

В настоящее время, между минэкономики и управлением службы занятости населения области, отработан алгоритм совместных действий, при котором гражданин, планирующий организовать собственное дело, имеет возможность поэтапного получения различного рода государственной поддержки (консультационной, финансовой и.т.д.) в рамках двух программ.

Так, после предоставления безработному гражданину, зарегистрированному в качестве предпринимателя, субсидии на организацию собственного дела в сумме годового размера пособия по безработице и компенсации затрат на государственную регистрацию предпринимательской деятельности, предприниматель будет направлен в объект инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Параллельно центр занятости населения формирует перечень безработных граждан, организовавших самозанятость, и передает его в администрацию муниципального образования для мониторинга их деятельности. Осуществление данного мониторинга будет контролироваться минэкономики области ежемесячно.

 Объект инфраструктуры сопровождает деятельность предпринимателя, оказывая комплекс консультационных услуг по вопросам предпринимательской деятельности, в т.ч. по подготовке документов на получение поддержки в рамках областной или муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2009 году будут продолжено внедрение  образовательных программ для СМСП, в том числе с целью обеспечения самозанятости безработных граждан.

В Бизнес-школе молодого предпринимателя могут обучаться не только зарегистрированные предприниматели и их работники, но и все желающие создать собственное дело, а это - безработные, временно не трудоустроенные, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения, студенты старших курсов или выпускники высших учебных заведений. В 2009 году на это направление в областном бюджете предусмотрено 500 тыс.руб.

            Будут внедрены новые специализированные учебные проекты для конкретных предпринимательских сфер деятельности [3].

Расходы работодателя на обучение выпускников ВУЗов, нетрудоустроенных граждан или граждан, желающих поменять вид профессиональной деятельности, в случае их дальнейшего трудоустройства, будут компенсироваться из средств областного бюджета. На эту форму поддержки из областного бюджета планируется направить 2,0 млн. руб.

В 2009 году будут реализованы новые направления в области консультационной поддержки. [4]

Не менее важна финансовая поддержка для бизнеса, что уже «стоит на ногах», но она заключается уже в реализации иных механизмов -  компенсации процентных ставок по кредитам, развитии микрофинансирования, создании гарантийных механизмов.

В текущем году на предоставление субсидий на возмещение  части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам и лизинговых платежей (с учетом  средств федерального бюджета) будет направлено более 60 млн.руб. Кроме того, муниципалитеты запланировали на данную форму господдержки – более     14 млн.руб.

В целях  расширения доступа к заемным ресурсам тех категорий субъектов малого бизнеса и организаций инфраструктуры, у которых недостаточно собственного залогового обеспечения для привлечения кредита, в Ростовской области создается гарантийный фонд.

В областном бюджете предусмотрены средства в размере 100 млн. руб. в виде имущественного взноса Ростовской области на учреждение Фонда.  Кроме того, в целях увеличения капитализации Гарантийного фонда  из федерального бюджета привлечено дополнительно 150 млн. руб.

Привлечение дополнительных кредитных ресурсов позволит малым предприятиям, которые в условиях кризиса зачастую вынуждены сокращать работников, не только сохранить, но и создать новые рабочие места.

Начиная с 2008 года, Ростовская область, одна из первых,  стала  осуществлять поддержку малого бизнеса посредством софинансирования мероприятий муниципальных программ.

Если  в прошлом году межбюджетные трансферты из средств областного бюджета получили  22 территории на общую сумму 13,4 млн. рублей, то в текущем году на эти же  цели предусмотрено почти   в 7 раз больше: 39,8 млн. руб.  – из областного и 50 млн. руб. – из федерального бюджетов.  Радует и тот факт, что  в муниципальных бюджетах  в 2009 году на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрено более 84,4 млн. руб.

Обращаю Ваше внимание, что минэкономики области объявлен конкурс на софинасирование муниципальных программ. Прием заявок идет до 15 апреля 2009 г., приоритетной будет поддержка тех заявок,  состав мероприятий которых будет соответствовать  «Антикризисному пакету мер». [5]

Комплекс мер, реализуемых в рамках Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы, позволит не только сохранить более 12 тыс. рабочих мест, но и дополнительно создать более 2 тыс. новых.

Другим направлением  по снятию напряженности  на рынке труда   должна быть активная работа  по снижению административного давления на бизнес.

В Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год подчеркнуто, что в период кризиса особенно недопустимыми являются излишние административные барьеры ведения бизнеса.

В начале года по поручению Губернатора проведено совещание  по организации исполнения положений нового Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который вступает в действие с 1 июля 2009 года. По результатам совещания контролирующие органы  представили проведенный анализ  проверок в 2008 году.  Сравнение показателей  объема контрольных функций, осуществляемых органами контроля (надзора), за 2007и 2008 годы говорит о том, что количество проверок  увеличилось на 14% и составило около 90 тысяч, причем 48% из них – составляют внеплановые проверки.

Яркий пример, из отчета Россельхознадзора «…за год  провел 8604 проверки,  составлено протоколов по административным правонарушениям  5522 на общую сумму 11,2 млн. рублей, что в 2 раза больше показателей  за отчетный период 2007 года».  Управление ветеринарии за этот же период выдало 15314 предписаний, сумма штрафов – 2,3 млн.руб.  А проблема здесь состоит в том, что объектами контроля выступают одни и те же хозяйствующие субъекты.

Так, на территории г. Таганрога за выполнением ветеринарного  законодательства фактически осуществляется тройной надзор. Контрольные функции в сфере ветеринарии выполняют две структуры: Главный государственный ветеринарный инспектор города Таганрога, входящий в структуру государственной ветеринарной службы Ростовской области, и   территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Между этими контролирующими службами нет четкого разграничения  полномочий, нет согласования действий при проведении плановых и внеплановых проверок. Обе работают и принимают меры административного воздействия по одним и тем же основаниям, но выдвигаемые требования при проверках  зачастую расходятся. Кроме этого, ветнадзор  на предприятиях товаропроизводителей, торговли и общественного питания  самостоятельно и на платной основе  осуществляют ветврачи государственного учреждения  Ростовской области «Таганрогская городская станция по борьбе с болезнями животных» и  входящая в её структуру Таганрогская межрайонная лаборатория.

Еще раз особо отмечаю, что 294 Федеральным законом закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых – это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы. Ни один контролирующий орган не вправе будет требовать с предпринимателя каких-либо разрешительных или иных документов.  Это, в первую очередь, относится к органам местного самоуправления, которые до сих пор пытаются выдавать разрешения на право торговли.

Многочисленные обращения субъектов малого и среднего предпринимательства подтверждают напряженную ситуацию, связанную с ростом арендных платежей за государственное и муниципальное имущество.

Основная причина роста арендных платежей за пользование государственным имуществом в нашей области, связана с изменением в 2008 году порядка расчёта, а именно - применением рыночной оценки. В результате проведенной в 2008 году независимой оценки [6], арендная плата в среднем увеличилась в 1,73 раза, а по отдельным  договорам аренды с СМСП - от 3 до 12 раз. Интересен тот факт, что цены на коммерческую недвижимость падают, но оценка же уже проведена и может быть пересмотрена только по решению суда.

В настоящее время подготовлено предложение -  при применении рыночной  оценки  помещений, арендуемых  СМСП использовать  максимальный предел  роста  арендных платежей  не более чем в 2 раза. 

Кроме того, в текущем году, по прежнему, будет субсидироваться  субъектам МСП в приоритетных сферах деятельности часть арендных платежей.

Что касается федерального имущества, то малому бизнесу в ближайшее время ожидаются преференции в части преимуществ при заключении договоров аренды, а также снижение арендной платы в первые 3 года аренды.

Недавно принято долго готовящееся решение о сокращении платы за присоединение к энергосетям – теперь при подключении мощности до 15 киловатт предприниматель платит 550 рублей за 1 киловатт, а при мощности от 15 до 100 киловатт может предоставляться рассрочка на 3 года, а первый платеж может составлять всего 5%. Необходимо информировать предпринимателей о возможности реализации своих прав, поскольку, по имеющейся информации, еще не один предприниматель не заявил о намерении  подключиться к сетям в рассрочку [7].

В  2009 году впервые запланировано предоставление субсидии МСП в целях возмещения части стоимости присоединения к электро-, газо-, водопроводным и канализационным сетям. В ближайшее  время проект постановления, регламентирующий порядок предоставления субсидий на технологическое присоединение будет размещен  на нашем сайте для общественной экспертизы.

Немаловажной мерой для решения проблемы падения спроса на продукцию и услуги малых предприятий стало увеличение максимальной цены лота на специализированных торгах для малого бизнеса  до 15 млн. рублей.

Кроме того, в 2009 году требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит увеличить спрос на продукцию малых компаний. Прошу муниципалитеты еще раз обратить внимание на реализацию  данной нормы.

Резюмируя, вышесказанное хочется  еще раз обратиться к органам местного самоуправления.

Уважаемые коллеги, Вы объективно ближе находитесь к СМСП, к их проблемам. Первоочередной должна стать работа по информационному, консультационному сопровождению безработных граждан, предпринимателей, находящихся в конкретных  муниципальных образованиях области, максимальному использованию возможностей местных бюджетов по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Благодарю за внимание!


[1] декабре 2008 года

[2] в том числе – на прямые формы финансовой поддержки  более 56 млн. руб.

[3] менеджеры и агенты для инновационных предприятий, (150 тыс.руб.), программы по управлению предприятием в условиях кризиса, сохранению рабочих мест

[4] Это: - пилотный проект по оказанию консультационной поддержки; - проект по оказанию неотложной правовой помощи; - создание круглосуточной региональной информационной системы по обработке всех видов обращений по вопросам развития предпринимательства; - создание ЕвроИнфоКорреспонденского центра.

[5] утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 января 2009 года № 31.

[6] по заказу минимущества области

[7] Ростовэнерго

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:32:47|
Изменено:
07.04.2009 10:34:00|
Количество просмотров:
102

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации