Новый сайт

Выступление зам.министра экономики области А.Н. Палагиной «О ходе реализации в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Южного федерального округа, Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ» 16 апреля 2009 г.

Совместное заседание Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, Совета молодых законодателей ЮФО при Южно-Российской Парламентской ассоциации и Совета по предпринимательству при Администрации Ростовской области 16.04.2009


Уважаемые коллеги!

Основа федеральной нормативно-правовой базы, регламентирующей имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, сформирована в 2007-2008 годах. Так, статьей 18  федерального закона № 209-ФЗ определено понятие имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая оказывается в виде передачи во владение и (или) пользование  государственного и муниципального имущества (на возмездной, безвозмездной основе или  на  льготных условиях). Закон  также определил право органов государственной власти и органов местного самоуправления утверждать Перечни целевого имущества для предоставления его только субъектам малого и среднего предпринимательства и объектам инфраструктуры поддержки предпринимательства.

В целях совершенствования федерального законодательства и регулирования отношений, возникающих при отчуждении имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе -  особенностей их участия  в приватизации  арендуемого имущества, в прошлом году  принят Федеральный закон №159-ФЗ.

Его принятие требовало совершенствования на региональном уровне механизмов обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства недвижимым имуществом, что предполагало проведение определенной работы по корректировке нормативной правовой базы регионов.

В соответствии с поручениями Президента РФ Д. Медведева  по итогам совещания по вопросам защиты прав собственности субъектов малого и среднего предпринимательства 31.07.2008 г. в городе Гагарин органам государственной власти субъектов РФ необходимо было обеспечить  принятие нормативных правовых актов для  реализации  предпринимателями преимущественного права на приобретение арендуемого  ими имущества.

Документы, обеспечивающие имущественную поддержку СМСП в регионах, включают в себя целый комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих:

  • вопросы распоряжения и управления государственной собственностью;
  • размер и порядок определения арендной платы за гос.имущество для СМСП;
  • порядки формирования и сами целевые перечни нежилых помещений, предоставляемых для передачи во владение и/или в пользование СМСП
    и другие.

Количество таких актов в разрезе субъектов ЮФО  вы видите на слайде.

В целях исполнения поручений Правительственной комиссии по развитию малого и среднего  предпринимательства, возглавляемой  Первым заместителем Председателя Правительства РФ И.Шуваловым,  Минэкономразвития России проводится ежеквартальный мониторинг  реализации Федерального закона №159-ФЗ. Безусловно, нам интересно, каким образом происходит реализация Закона в регионах Южного федерального округа. Рабочей группой  по вопросам совершенствования  имущественно-земельных отношений при Совете   по содействию  развитию малого и среднего предпринимательства при полномочном представителе  Президента РФ в ЮФО проведен анализ анкет  ежеквартального мониторинга.

В целом все регионы Округа  завершили  работу по  созданию нормативно правовой базы, регламентирующей имущественную поддержку, в установленные Президентом РФ и Правительственной комиссией  по развитию малого и среднего предпринимательства сроки.

Практически все субъекты Округа (10)  приняли в прошлом  году  законы,  устанавливающие предельные  значения площади арендуемого имущества  и срока рассрочки оплаты. Исключение - Республика Дагестан и Чеченская  Республика, в которых аналогичные законы не приняты. Карачаево-Черкесской  Республикой закон принят в  январе этого года, что делает его не легитимным, так как вступило в силу  Постановление Правительства РФ от 18.12.2008 № 961,  в соответствии с которым  утверждены значения, применяемые в  случае, если они не установлены до 1 января 2009 года законом субъекта Российской Федерации.

Рабочая группа оценивает принятые критерии, необходимые для «малой приватизации», как лояльные  по отношению к бизнесу.   Так, предельные  значения площади арендуемого имущества   составляют  в среднем 1500 кв.м.,  от 500 кв.м (Республика Ингушетия) до 3000 кв.м (Краснодарский край) [1], в  Ставропольском крае предельный размер площади соответствует  размеру площади арендуемого СМСП имущества на день вступления  в силу Федерального закона № 159-ФЗ.

Срок рассрочки оплаты арендуемого имущества достаточно большой и в среднем составляет около 5 лет, в частности от 3 лет (Астраханская область, Северная Осетия - Алания)  до 6 лет (Волгоградская область, Республика Калмыкия) [2] .

Несмотря на  серьезную работу, проведенную регионами, реализация  процедуры выкупа в настоящее время практически не работает. Условия, определенные законом, созданы, и ничто, на первый взгляд, не мешает предпринимателям активно использовать своё право на преимущественный выкуп. Однако,  в  большинстве территорий информации о поданных заявках либо нет, либо их количество не значительно. 

Совсем пессимистично обстоит дело с положительно принятыми решениями по преимущественному выкупу и с фактически проданными нежилыми помещениями.  Так, по состоянию на 15 марта т.г.  лишь в 4 регионах ЮФО - в Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской и Астраханской  областях приняты положительные решения об условиях приватизации  с преимущественным правом выкупа  по 264 СМСП, и лишь с 21 субъектом малого предпринимательства заключены договоры купли-продажи  арендуемого имущества (в Волгоградской и Астраханской областях). Причем, не могу не отметить, только в Волгоградской области   20  предпринимателей уже  выкупили помещения, общей площадью  более 3800 кв.м.

Таким образом,  практика применения Федерального закона говорит о том, что Закон не реализуется в полной мере. Почему это происходит?

Проведённый мониторинг исполнения государственными и муниципальными органами власти Федерального закона, а также анализ обращений предпринимателей Ростовской области показал 2 блока проблем:

1. Проблемы, возникающие из-за  неопределенности норм самого Федерального закона.

2. Отсутствие заинтересованности органов власти (прежде, всего муниципальных) в реализации данного закона.

Первый блок проблем, на наш взгляд связан с тем, что сам Закон  готовился достаточно быстро и общественные объединения предпринимателей не были привлечены к подготовке законопроекта.

Так, в соответствии со ст. 3 Закона обязательным условием для выкупа является перечисление платы за аренду имущества «надлежащим образом в течение трех и более лет». При такой формулировке орган власти может формально отказать в реализации права на выкуп помещения при просрочке оплаты аренды  по договору за любой месяц даже на один день. Кроме того, отмечается большое количество жалоб от предпринимателей на увеличение арендной платы, взимаемой за государственное (муниципальное) имущество. Размер арендных платежей увеличился в отдельных муниципалитетах, регионах в разы. Многие предприниматели оказались неготовыми к такому резкому увеличению размера арендной платы, в связи с чем в текущем году по арендной плате возникают задолженности. В Ростовской области мы сейчас решаем эту проблему на уровне областного законодательства. Готовится законопроект, которым будет установлен максимальный предел роста арендных платежей при применении рыночной оценки не более чем в 2 раза на период  с 01.01.2009 до 1.01.2010 года для СМСП, арендующих государственное имущество Ростовской области. Знаем, что ряд регионов также вынужден самостоятельно находить решения по данному вопросу: Москва [3], Санкт-Петербург [4]. Однако, больший эффект был бы получен, если бы взвешенные решения принимались на федеральном уровне.

Сегодня это одно из главных и повсеместных препятствий к выкупу по 159-ФЗ.

Данная ситуация уже стала предметом рассмотрения арбитражных судов, например в Ростовской области. Так, заявитель (субъект малого бизнеса) обратился с соответствующим заявлением о реализации преимущественного права по приобретению арендуемого помещения в Минимущество Ростовской области, которое отказало в реализации права на выкуп, поскольку «арендатор по договору не исполнял обязательства в части своевременного внесения  арендной платы». Разрешая данный спор, Арбитражный суд Ростовской области в решении от 03 марта  2009 года по делу № А53-1551/2009 пришел к мнению, что разумным критерием добросовестности является отсутствие у  заявителя задолженности   по арендной плате на день принятия решения…». Суд признал отказ  Минимущества Ростовской области в преимущественном праве приобретения незаконным и обязал предоставить его заявителю.

Другим условием преимущественного выкупа по Федеральному закону является непрерывная аренда имущества одним субъектом малого и среднего предпринимательства в течение 3-х лет и более. Как известно, с 1.01.2006 года индивидуальным предпринимателям запрещено осуществлять розничную продажу алкогольной  продукции, в связи с чем большинство ИП вынуждено было перерегистрироваться в юридические лица. В данном случае по формальным причинам не признается  непрерывность аренды имущества субъектом малого предпринимательства.

Кроме того, при анализе правоприменительной практики было выявлено, что значительное количество субъектов малого и среднего предпринимательства в течение длительного времени заключало последовательно краткосрочные договоры аренды до одного года, в то время как закон предполагает непрерывную аренду в течение трех последних лет. Таким образом, формулировка «в течение трех и более лет» не дает однозначного ответа о возможности сложения сроков и требует уточнений.   

Сегодня для полноценной реализации Закона необходимо законодательное уточнение ряда вопросов. Мониторинг  возникающих вопросов в ходе работы с обращениями предпринимателей, общественными организациями предпринимателей  говорит о следующем:

  • что понимается под надлежащим перечислением арендной платы – отсутствие задолженности на момент принятия решения о продаже или отсутствие просрочек за период аренды?
  • неясным остается, до какой даты отсчитывать 3-х годичный срок аренды:  5 августа 2008 года – вступление в силу закона или 1 января 2009 года –вступление в силу статьи 9 закона, а может  до даты подачи заявки?
  • на кого возлагается обязанность подтверждения статуса арендатора к СМСП?
  • необходимо ли включение объекта в программу приватизации, если выкуп будет осуществляться на основании заявления арендатора?

В настоящее время в Госдуме находится законопроект, направленный на решение проблемы критерия о «добросовестности» арендатора – малого предпринимателя. Законопроект содержит поправки Минэкономразвития России, внесенные в уже рассматриваемый в Госдуме документ.  Кроме того, внесен еще один законопроект с  поправками в 159-ФЗ по критерию «добросовестности» арендатора и продлению сроков «малой (льготной) приватизации».  Законопроектом предлагается пункт 2 статьи № 159-ФЗ – о «добросовестности» арендатора, имеющего право на льготный выкуп помещения - изложить в редакции «отсутствует задолженность по арендной плате и по уплате неустойки (штрафов, пеней)  на момент принятия решения об условиях приватизации и  в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, задолженность и неустойка (штрафы, пени) не взыскивались с арендатора в судебном порядке.» [5]

Мы надеемся на ускорение процедуры принятия нормы по определению критерия «добросовестности» арендатора.

Существенной поддержкой малому предпринимательству стало бы разрешение проблем с федеральным недвижимым имуществом. Имущество  федеральной собственности, не попадает под действие вышеуказанного закона, в то время как в крупных городах доля федерального недвижимого имущества превышает 30%.

Сегодня собственность Федерации с точки зрения предоставления малому бизнесу уступает режиму предоставления регионального и муниципального имущества, потому что в большинстве регионов предусмотрены понижающие коэффициенты или льготы для малых предприятий.

В прошлом году, чтобы решить проблему малых предприятий общественного питания, осуществляющих деятельность на территории учебных заведений, мы внесли их в число приоритетных категорий субъектов МСП, которые определены в Областной целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы. Сегодня такие субъекты смогут воспользоваться поддержкой из областного бюджета в виде субсидирования части затрат по арендным платежам. Однако, этот пример – частный случай решения отдельной категории хозяйствующих субъектов в отдельной взятом регионе

Отрадно отметить, что в недавно принятом Правительством РФ Комплексе антикризисных мер определены направления о более льготных условиях предоставления в аренду СМСП федерального имущества. Вместе с тем, полноценным было бы решение, в том числе и по возможности  участия федерального имущества в «малой приватизации».

Идея создания региональных и муниципальных имущественных фондов заслуживает одобрения, как и тот факт, что часть помещений навсегда останется в собственности государства или муниципалитета для предоставления их в аренду СМСП.  Однако, предприниматель не сможет выкупить это помещение, законодатель закрепил право власти, а не малого предпринимателя принимать такое решение.

Возможность включения в состав целевого имущественного фонда помещений, занимаемых организациями инфраструктуры, и в то же время однозначный запрет по преимущественному выкупу – также не позволяет понять логику законодателя.

Как результат  - обращения предпринимателей с просьбами оказать содействие в том, чтобы арендуемые ими помещения не были включены в данные перечни имущества.

Лазейкой для чиновников можно назвать возможность передачи ГУПам (МУПам) нежилых помещений с формулировкой для «муниципальных нужд». В дальнейшем эти организации вправе их не продавать совсем, а могут выставить на аукцион. Собственники  же имущества, и, прежде всего новые, зачастую используют своё право на расторжение договоров.

Проведенный мониторинг исполнения регионами закона о льготной приватизации общественной организацией «ОПОРА России» вызвал серьезную озабоченность. Итогом стал организованный Генеральной прокуратурой процесс проверки исполнения закона № 159-ФЗ в регионах. Помимо элементарного игнорирования недобросовестными чиновниками закона следует отметить существование множества «лазеек» в законодательстве, которые позволили и позволяют таким представителям власти не продавать арендаторам муниципальные помещения на условиях преимущественного права.

Требуют прокурорского реагирования и факты создания дискриминационных условий деятельности СМСП, связанных с арендой муниципального имущества, а также факты установления административных барьеров  при заключении договоров аренды. 

В Федеральном законе 209-ФЗ предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом осуществляется с участием координационных или совещательных органов. В этой связи, данные органы должны воспользоваться своим правом для отстаивания интересов малого и среднего бизнеса. С этой целью, в соответствии со 159-ФЗ органы исполнительной власти и местного самоуправления должны направлять уведомление координационным/совещательным органам о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о планировании его приватизации. Сегодня информация о деятельности координационных органов по данному направлению отсутствует.

Выкуп недвижимого имущества по рыночным ценам потребует от малых и средних предприятий значительных финансовых средств даже при условии рассрочки платежей. В условиях углубляющегося финансового кризиса, когда российские банки существенно сокращают объемы кредитования и повышают проценты по кредитам, приятно отметить инициативу Сбербанка России, который заявил о намерении подготовить специальный кредитный продукт по финансированию малых предприятий на уплату первоначального платежа за выкупленное помещение.

Уважаемые коллеги, никого не надо убеждать в том, что развитый малый и средний бизнес повышает конкурентные преимущества любого государства. Соответственно, его поддержка должна стать основной идеологией при подготовке и реализации законов. Решение имущественных проблем бизнеса сегодня послужит не только экономическому росту, но социальной стабилизации, что особенно важно в современных условиях.

Благодарю за внимание.


[1] Предельные площади по России составляют от 50 метров до 10 тыс. кв. метров

[2] Сроки рассрочки платежа – от одного года до шести лет

[3] 30 декабря 2008 г. Правительство Москвы приняло постановление №1218-ПП "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, на период стабилизации финансовой системы", предусматривающее:

1. Принять на 2009 год дополнительные меры государственной имущественной поддержки, направленные на активизацию экономической деятельности, сохранение уровня занятости, укрепление финансового положения хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего предпринимательства, осуществляющих приоритетные для экономики города виды деятельности.

1.1. Приостановить применение индекса-дефлятора к ставке арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы. Сохранить размер арендной платы по действующим договорам аренды на уровне, установленном в 2008 году.

1.2. Предоставить право на государственную имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого предпринимательства Москвы, в виде установления ставки арендной платы в размере 1 000 руб. за кв.м в год по действующим и заключаемым на новый срок, а также вновь заключаемым договорам аренды на нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы.

[4] В соответствии с Пакетом антикризисных предложений по поддержке малого и среднего предпринимательства, разработанным Общественным Советом по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга планируется внесение изменений  в  «Методику определения арендной платы за нежилые помещения арендодателем которых является Санкт - Петербург» коэффициенты социальной значимости для всех видов деятельности в диапазоне от 0,5 до 0,1 в зависимости от рентабельности бизнеса.

[5] Всего за последнее время в ГД РФ находилось 7 законопроектов по внесению изменений в 159-ФЗ, из которых 6 отклонено или отозвано по различным причинам

Размещен:Размещено:
18.09.2010 11:32:47|
Изменено:
22.04.2009 17:31:00|
Количество просмотров:
89

В начало страницы

344050, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112,

Справочные телефоны,       Сообщить об ошибке

© Правительство Ростовской области

О сайте и использовании информации